Однако православные верующие, полагающиеся на Божественную волю, осознают, что это лишь видимая сторона проблемы. В действительности, всё гораздо глубже и серьезнее, чем те очевидные темы, которые часто обсуждаются и пишутся повсеместно.
- Почему Господь не дарует второго ребенка?
- Вопросы, остающиеся без ответов
- Есть ли надежда на спасение?
- Наказание или Промысл?
- Нужно ли лечиться, если долго не получается стать родителями?
- Что делать бесплодным супругам?
- Почему не получается завести ребенка: храмите ли вы в грехах?
- За какие грехи Бог не дает детей?
- Причины бесплодия и низкой рождаемости в современном мире
- Почему в семьях с низкой социальной ответственностью легко рождаются дети?
Почему Господь не дарует второго ребенка?
Что заставляет людей задумываться о том, почему Бог не предоставляет детям тем, кто по их мнению этого действительно заслуживает? Эта тема остается актуальной, несмотря на достижения медицинской науки и улучшение уровня жизни. Многие полагают, что близость к Богу гарантирует их доступ ко всем основным жизненным радостям — таким как здоровье, крепкая семья, рождение детей, достаток в пище и воде, отсутствие проблем с жильем. Но когда в жизнь приходят серьезные испытания, такие как онкологические заболевания, потеря работы или бесплодие, возникает ощущение, что жизнь несправедлива и что они обделены по каким-то причинам.
Создавая людей, Бог дал им свободную волю, что повлекло за собой риск того, что они могут восстать против своего Творца. Так, спокойствие Адама и Евы было разрушено искушением и выбором, основанным на неверии. В книге Бытие мы видим, как Сатана искушает первых людей, и это приводит их к несчастью. Библия именует это событие грехопадением, и в итоге каждое новое поколение наследует последствия такого выбора, а также предрасположенность к греху.
Вход греха в мир отрицательно сказался не только на человечестве, но также вызвал немедленное и катастрофическое осуждение от Бога. В Новом Завете апостол Павел упоминает, что всё творение стонет и жаждет освобождения от последствий греха и падения.
Действительно, это вызывает недовольство и ощущение несправедливости. Кажется нелогичным, что незрелые и легкомысленные подростки часто без труда забеременеть, в то время как зрелые и обеспеченные пары сталкиваются с проблемами в этом вопросе. Также нельзя не заметить, что миллионы женщин по всему миру выбирают аборты, а многие другие, искренне желающие стать родителями, не могут стать таковыми. Множество брошенных детей томится в детских домах, и многие из них не познают на протяжении своей жизни родительской любви и заботы.
Страдания, бедность и несправедливость свидетельствуют о более глубокой проблеме — о том, что человечество восстало против своего Создателя. Страдание можно рассматривать как предупреждающий сигнал, который указывает на то, что мир далек от той идеальной реальности, которую задумал Бог. Эту концепцию можно рассматривать как прямое свидетельство того, что грех и его последствия не только затрагивают каждого человека, но и каждое событие в мире. Необходимо понимать, что проблемы, с которыми мы сталкиваемся, нередко являются следствием общего падения мира, а не результата наших конкретных ошибок.
Трудность ситуации заключается в том, что наши идеи о справедливости не применимы к Богу. Он не выделяет благословения исключительно тем, кто, по нашему мнению, их заслуживает. Как указал священник, стоит обратиться к Священному Писанию, где говорится о том, что Бог дает свои дары и праведным, и неправедным, как указано в Евангелии от Матфея (5:45). Мы часто забываем, что мы не можем ожидать от Бога того, что Он будет судить нас по правилам, которые созданы людьми. Ведь Господь не осуждает нас на вечные муки. Он даровал исцеление и прощение через Своего Сына Иисуса Христа. Именно Он прощает, когда мы исповедуем наши грехи и принимаем Его путь.
Человек может стать объектом противодействия со стороны других людей или же тех, кто вместе с сатаной восстал против Бога. Падшие существа, будь то люди или ангелы, могут принимать решения, которые вредят другим. Таким образом, страдание может быть непосредственно связано с действиями других людей. У людей есть свобода выбора, однако они также страдают от последствий греха, поэтому часто продолжают делать плохие выборы, которые влияют на окружающих.
Вопросы, остающиеся без ответов
Мы часто задаемся вопросом, почему Господь позволяет происходить таким вещам в нашей жизни. Люди иногда вынуждены признавать, что не способны понять Бога. Конфликт между желанием иметь детей и верой заставляет появляться все новые и новые вопросы. Если Бог нас любит, почему Он не хочет дать нам детей? Если мы верующие, то почему наши молитвы остаются без ответа? Если мы стремимся воспитать ребенка согласно Божьим законам, то почему нам так сложно зачать, в то время как известные личности из Голливуда делают это с лёгкостью, воспитывая детей в условиях распущенности и безнаказанности? Если мы праведные христиане, почему же Бог не замечает этого?
Несмотря на то что большинство болезней не связаны непосредственно с сатаной, в Евангелии упоминаются случаи, когда источником страдания был именно сатана, как, например, в случаях слепого человека и мальчика, страдающего эпилепсией. Когда что-то идёт не так в нашей жизни, мы часто склонны делать поспешный вывод о том, что это наказание за наш грех. Однако, как уже было упомянуто, многие несчастья происходят из-за существования нашего грешного мира и влияния бунтующих духов.
Друзья Иова ошибочно полагали, что его страдания вызваны его личными грехами. Даже ученики Иисуса сделали выводы об одном слепом человеке, полагая, что его слепота — следствие грехов, либо его собственных, либо его родителей. Иисус же объяснил, что это заболевание не связано с ними.
На эти вопросы нет однозначных ответов, так как они касаются путей и замыслов Господа, которые часто остаются непостижимыми для человека. Мы не можем понять, почему Бог иногда дает детей тем, кто не строит официальных отношений и не стремится создать праведную семью. Например, иногда благодаря этим обстоятельствам дети становятся нежеланными, и тогда родители принимают решение избавиться от них. В лучшем случае они могут оставить ребенка в детском доме или оставить его в людном месте, чтобы кто-то подобрал его. В худшем случае такие родители могут лишить ребенка жизни, осуществляя действия, нарушающие заповеди. Если позволить людям действовать по своей воле, они могут совершать ужасные поступки.
С другой стороны, есть случаи, когда страдание является прямым следствием греха, и поэтому для Бога может быть необходимо воспитать тех, кого Он любит, или же наказать тех, кто восстает против Него. Если мы полагаемся на Иисуса Христа как на нашего Спасителя, то становимся детьми Бога. Таким образом, мы являемся частью Божьей семьи, где любящий Отец воспитывает и исправляет нас. И это не жестокий родитель, который получает удовольствие от наших страданий.
В Послании к Евреям говорится: Мы имели земных наставников и почитали их. Неужели мы не будем более покорны Отцу духов, чтобы жить? Действительно, они временно воспитывают нас ради нашего блага, но гораздо важнее — разделить Его святость.
Есть ли надежда на спасение?
— Жена спасается чадородием. Это известная фраза, распространенная в православных кругах. Но что скажут те, кто по каким-либо причинам остаются без детей? Значит ли это, что у них нет надежды?
Протоиерей Алексий Уминский
— Применять слово чадородие, как это делает апостол Павел в своем послании (1 Тим 2:15), исключительно в значении репродуктивности было бы несколько странно. В противном случае это означало бы, что любая языческая репродуктивность, основанная лишь на инстинкте размножения, является спасительной.
Мы знаем, что семьи праведных Иоакима и Анны, а также Захарии и Елисаветы не были многодетными. Они долгое время испытывали презрение за отсутствие детей. Несмотря на это, идея о том, что продолжение рода является продолжением себя в вечности, не актуальна для нас, христиан. Мы знаем, что истинное спасение заключается в обретении Царства Небесного, как говорится в Новом Завете. Поэтому, на мой взгляд, апостол Павел не имел в виду простую многодетность.
И безусловно, многодетность является благом, однако воспринимать её как единственное возможное для женщины средство достижения спасения не только неверно, но и даже опасно. Все люди разные, и у всех разные возможности: для кого-то иметь много детей — это посильная задача, а для кого-то совершенно неподъемная.
Многодетность хороша, когда она обоснована, и наполнена родительской любовью, а также духовными и физическими ресурсами. Однако не редкость, что в семьях с большим числом детей отсутствие любовной заботы и внимания становится обычным делом. И это не из-за того, что родители плохие. Просто у них не хватает сил.
— Что же тогда, по Вашему мнению, имел в виду апостол Павел?
— Я считаю, что он говорил о том, что женщина как христианка и мать должна максимально вкладываться в воспитание своих детей, независимо от количества. Важно лишь то, сколько детей позволит ей Бог. В любом случае, она несет перед Ним ответственность за своих детей и должна обеспечить им полноценную материнскую любовь и создать атмосферу, которая станет для них домом Божьим.
— Но как же быть бесплодной женщине, как она сможет спастись?
— Бесплодная женщина сможет спастись следованием за Христом, исполнением Его заповедей и, прежде всего, заповедей любви. Так же, как и мужчина. Исходя из логики странного интерпретирования высказывания апостола Павла, полагается, что мужчина сможет спастись сам по себе, будучи хорошим, в то время как женщине нужно родить детей. Но это совершенно неверно. Это просто неправильное понимание данного высказывания, вырванного из контекста Священного Писания. Оно не может толковаться так, что женщина должна быть лишь репродуктивной машиной, и именно это является её главной заслугой перед Богом.
Если бы это так, то идеалом христианской семьи стали бы мусульмане или представители племени мумба-юмба. У них существует убеждение, что чем больше детей, тем больше шансов, что хотя бы некоторые из них выживут и продолжат род. Но в чем тогда заключается суть христианства?
— Бездетные супруги часто чувствуют, что им не хватает чего-то важного в жизни…
Наказание или Промысл?
— Однако многие верующие, и даже скептически настроенные люди, полагают, что отсутствие детей — следствие каких-то грехов или проступков.
— Это произрастает из того, что, хотя Христос пришел на землю 2000 лет назад, человечество до сих пор живёт с ветхозаветными представлениями. Даже языческими. Это по сути одно и то же. В языческой и ветхозаветной семье отсутствие детей рассматривается как следствие личных духовных недостатков. В христианстве это недопустимо. У нас есть понимание Божьего Промысла, который нам недоступен, который мы можем понять только, оглядываясь на прошлое и осознавая, что то, что казалось нам бедствием и несчастьем, на самом деле имело иную цель. Таким образом, Божий Промысл может провести нас через ужасные испытания и внезапно открыть нам потрясающее осознание Божьей любви и заботы о нас. Датский философ-социолог, христианин Сёрен Кьеркегор однажды сказал: Если Бог не является абсолютной любовью во всем и везде, то никакого Бога не существует. Но если Бог действительно любовь, то совершенно не страшно Его не понимать. Мы можем доверять Ему, даже когда не понимаем. Бывают случаи, когда люди просто не в состоянии вместить Божий Промысл о нас, и не могут его понять. Но если человек определил для себя, что Божественность — это любовь, он сможет принять любые испытания, такие как бездетность, как свой крест, как возможность проявлять свою супружескую любовь в другом контексте — например, взяв на себя воспитание приемного ребенка.
— Многие боятся, что не смогут полюбить чужого ребенка…
— Опыт любить разнообразен. Проблема заключается в том, что некоторые пытаются السيطرة над ребенком, рассматривая его как собственность. Это происходит даже в отношении биологических детей. Родители часто убеждают себя, что это их ребенок, и ожидают, что он будет соответствовать их амбициям, ходить в нужные школы и институты и т. д. При этом они не учитывают, что ребенок смотрит на мир своими глазами, и его волнуют вещи, которые могут быть недоступны родителям. Таким образом, родители упускают шанс на близость к своему ребенку, при этом думая, что делают всё ради него.
Именно поэтому люди боятся принять в свою семью чужого ребенка. Им страшно тем, что ребенок не будет их собственностью, не станет их отражением. Но для того, чтобы по-настоящему полюбить, необходимо воспринимать любого ребенка — будь то биологический или приемный — как Божьего. Нужно отказаться от чувства собственности в отношении ребенка. Лишь тогда возникает настоящая любовь, и страх перед усыновлением исчезает.
Если женщина не может родить, она может спасти жизнь того, кто остался без родителей, и избавиться от чувства своей бесплодности. Она может пережить счастье, прижимая к себе ребенка, наполняя его теплом и заботой, но не обладая им как своей собственностью. Усыновление может стать не просто решением для бездетной пары, это возможность для счастья и исполнение христианского долга. Есть много детей, которые нуждаются в заботе, которых можно любить, даже если они не являются твоими биологическими. Можно посещать их в детских домах, в интернатах, даря свою доброту, внимание и время. Возможно, Бог желает, чтобы родители, не имеющие детей, и дети, не имеющие родителей, нашли друг друга.
Нужно ли лечиться, если долго не получается стать родителями?
Основной вопрос, который задают священнослужителям православные супруги — стоит ли обращаться за медицинской помощью? Настоятели отвечают, что, де, если один из супругов имеет болезнь, нужно лечиться, чтобы выздороветь. Но переходить границы или прибегать к помощи шарлатанов, особенно использовать методы искусственного оплодотворения, недопустимо для верующего человека.
Следует понимать, что при процедуре ЭКО — экстракорпоральном оплодотворении происходит серьезное вмешательство в богом установленный процесс беременности, который является высшим проявлением Божественного Промысла. Более того, технология ЭКО ведет к уничтожению эмбрионов, то есть фактически убивает. И когда в результате пересадки в матку будет много эмбрионов, некоторые из этих замороженных эмбрионов также могут быть уничтожены. Этот процесс аборта вынуждает устранить множество неоправданных жизней ради одной возможности. Технология искусственного оплодотворения по своей сути безбожная, так как она затрагивает области, которые не должны подлежать ни контролю, ни вмешательству человека. Оборудованный образом, дети, рожденные таким путем, часто могут страдать от различных физических и психических заболеваний, из-за чего они всю свою жизнь будут упреком для своих родителей, выбравших путь непослушания Богу.
Что делать бесплодным супругам?
Для православных людей путь один: молиться и надеяться. Как уже упоминалось, необходимо делать добрые дела, пребывать в любви друг к другу и поддерживать друг друга с каждым днем все больше. Важно игнорировать осуждающие вопросы окружающих. Необходимо понять, что возможно Господь не дает детей для нашего спасения, так как потенциально они могут принести не радость, а необыкновенные проблемы.
Кроме того, не стоит забывать о детях-сиротах, которые только и ждут, когда кто-то сможет назвать их Мамой и Папой. Но даже в этом деле следует действовать не слишком поспешно. Нужно оценить свои силы, особенно внутренние. Важно взвесить реальность этой ответственности, чтобы не пострадать. В конце концов, это можно сделать в любое время, но отнюдь не стоит бросать приемного ребенка по каким-либо причинам, иначе это может повредить вашей душе.
Не стоит стремиться к беременности любой ценой. Ребенок — это дар Божий, и требуется постараться его проявить. Это можно сделать, укрепив веру в Божественное Провидение, в Его любовь к человечеству и в ту волю, которую невозможно постичь.
Почему не получается завести ребенка: храмите ли вы в грехах?
- Не всегда отсутствие долгожданного ребенка связано с грехами, за которые Бог наказывает верующих.
- Бог лучше знает, когда мы готовы стать ответственными родителями.
- Не стоит обвинять себя в бесплодии, если вы ведете праведную жизнь и следуете заповедям. Возможно, еще не пришло время для появления малыша в вашей жизни.
- Бог может считать, что сейчас настало время для выполнения другого важного дела, прежде чем вы сможете стать родителями.
- Возможно, рядом с вами находится человек, от которого не стоит заводить ребенка.
За какие грехи Бог не дает детей?
- Давайте рассуждать, за какие прегрешения Бог может не подарить женщине детей.
- Прежде всего, если женщина сделала аборт, есть вероятность, что следующего малыша Бог может ей больше не даровать, ведь делая аборт, вы убиваете невиновное создание.
- Бог может разгневаться на женщину, которая не любит и не желает помощи ближнему, как указано в заповедях. Если она не проявляет заботы о нуждающихся, это значит, что в ней отсутствует любовь, и, соответственно, на собственное чадо она также не сможет оказать необходимой любви.
- Те, кто обижает слабых, немощных, пожилых и больных, не проявляя сострадания, вероятно, также не будут достойны материнства.
- За попытки угрозы чьей-то жизни Бог также может не даровать ребенка.
Причины бесплодия и низкой рождаемости в современном мире
Сегодня в развитых странах наблюдается снижение численности населения, в то время как менее развитые нации продолжают увеличивать свои демографические показатели. Это может служить в качестве ответа на вопрос об истоках бесплодия. На территориях, где люди живут ближе к природе, менее подвержены воздействию электромагнитных полей и обладают более высоким уровнем нравственности, процесс размножения продолжается в соответствии с задумкой природы. В противоположность этому, на территориях с другими условиями наблюдаются определенные проблемы.
Скорее всего, бесплодие — это результат воздействия ряда факторов:
- Чрезмерное обилие электромагнитных полей от мобильных телефонов, смарт-устройств, Wi-Fi, компьютеров и бытовой техники, в которой мы находимся.
- Массовые вакцинации в 60–80-х годах прошлого века могли оказать негативное влияние на репродуктивную функцию следующего молодого поколения. Хотя они спасали от серьезных инфекций, такие прививки также оказывали негативное воздействие.
- Питание, насыщенное гормонами и GМО, также негативно отражается на репродуктивной функции. Любители фастфуда и безалкогольных напитков наносят вред своим репродуктивным клеткам, и общество продолжает замалчивать такие вкусы.
- Обилие медикаментов в нашей повседневной жизни. Существуют аптечки на каждом шагу, люди принимают препараты без контроля и обращаются с собственным здоровьем без осторожности. Особенно вредно применение противозачаточных препаратов, популярность которых возросла с 70-х годов XX века. Это также нанесло ущерб репродуктивным функциям будущих поколений, рожденных от матерей, которые принимали эти средства.
- Моральный облик общества. Понятия целомудрия и воздержания практически позабыты. Молодые девушки начинают вести половую жизнь в возрасте 15–17 лет, и тем более это касается молодежи-мужчин.
- Гражданские браки также вызывают много вопросов. Каждый раз, когда моральные и этические нормы нарушаются, нужно ли ожидать отсутствие последствий?
- Касательно абортов не стоит даже заходить слишком далеко, хотя я понимаю, что бывают разные жизненные обстоятельства… Однако существует множество случаев, когда женщины абортируют беременности, не желая усложнять свою жизнь. Для этих людей это может стать расплатой, и в будущем они будут вынуждены с молитвой прощения и искренней деятельностью компенсировать свои поступки.
- Следующая причина заключается в регулировании самой природой. Мы стали жить дольше, по всему миру увеличивается численность населения, но ресурсы для жизни и питьевой воды тают с каждым днем. Это ведет к естественному ограничению на зачатие, предусмотренному самой природой.
Почему в семьях с низкой социальной ответственностью легко рождаются дети?
Вопрос заключается в следующем: почему в семьях с низкой социальной ответственностью дети всегда рождаются в избытке? Часто они становятся жертвами случайных половых связей, лишены перспектив и обречены на детские дома.
В то же время там, где родители искренне ждут своих детей, готовы к их появлению и создают для них лучшие условия, наличие препятствий не обходит их стороной. Это часто становится непонятным для остальных. Это значит, что что-то не так с действительностью этих людей. Нет понимания родительской ответственности, осознания важности и серьезности подхода к воспитанию.
Святые отцы утверждали, что корень всех бед следует искать в самомнении, то есть в заблуждении о превосходстве себя над другими людьми. И по отношению к детям, мы можем задаться вопросом: почему беспутной женщине дарованы дети, а мне, такой праведной, нет? Порой оказывается, что эта женщина ближе к Богу, чем любая внешне благонравная и добродетельная.
Происходит ситуация, когда Бог не дает детей женщине, потому что рядом находится муж, который не достоин быть отцом. Женщина старается найти объяснение в себе, в то время как ее муж просто радуется отсутствию детей. Он никогда и не хотел их, и сам не собирался заводить. Так что же делать в этом случае? Жена ищет проблему в себе, а на самом деле она — в её любимом муже!
Необходимо молиться, готовиться к роли родителей, даже если надежды становится меньше. Работайте над собой и ищите пути улучшить свои обстоятельства.