Обласканный „Брат“ активно и динамично начал поиски новой реальности, которая еще не устоялась, оставаясь пластичной и одинаково ускользающей как от жанровой определенности, так и от слишком жесткой авторской руки. Кинокритик Сергей Добротворский
Почему фильм Брат нужно оставить в прошлом
В 1997 году на экраны полузаброшенных российских кинотеатров вышел фильм «Брат», который быстро получил статус шедевра нашего новейшего кинематографа. Главный герой, Данила Багров, стал символом для целого поколения, а актер Сергей Бодров, который исполнил эту роль, превратился в кумира молодежи. Режиссёр Алексей Балабанов, в свою очередь, стал известен как тот, кто предсказал развитие русского пути в кинематографе.
Но каким образом фильмы «Брат» и «Брат 2» стали культовыми? И почему сегодня нам следует отказаться от философии Данилы Багрова и связанных с ней образов?
Время чтения: 5 минут
Мы русские
Фильмы «Брат» и «Брат 2» не стали самыми значительными работами в фильмографии Алексея Балабанова. Он изначально взялся за создание первой ленты с целью заработать средства на более концептуальное и сложное кино о дореволюционной России под названием «Про уродов и людей». Однако неожиданная популярность Данилы Багров вынудила Балабанова снять продолжение истории о нем.
Зрители увидели в главном герое символ русской сущности: в первой части он являлся потерянным человеком, который искал себя в постсоветских реалиях, а во второй части он превратился в народного мстителя, способного одержать победу даже над американцами.
Однако фильмы, которые называют исследованием русской души, для режиссёра оставались не более чем жанровым экспериментом. Не случайно их сравнивают с кинематографическими комиксами: резкий монтаж, сцены, напоминающие отдельные фреймы из комиксов, и непобедимый супергерой. Воодушевившись популярными американскими боевиками 90-х годов, ставшими доступными в России после распада СССР, Балабанов предложил свою интерпретацию в условиях российской действительности, а в продолжении вообще отправил своего персонажа в Соединенные Штаты, к истокам жанра.
Информация о фильме
Режиссёр: Алексей Балабанов
Актерский состав: Сергей Астахов (II), Вячеслав Бутусов, Владимир Карташов, Сергей Сельянов, Сергей Бодров (младший), Виктор Сухоруков, Светлана Письмиченко, Мария Жукова, Юрий Кузнецов, Вячеслав Бутусов, Ирина Ракшина, Сергей Мурзин, Анатолий Журавлёв, Игорь Шибанов, Андрей Федорцов
Сюжет фильма охватывает историю демобилизованного Данилы Багрова, который возвращается в родной город. Скучная и предсказуемая жизнь провинции не устраивает крепкого русского парня, и он решает отправиться в Санкт-Петербург, чтобы испытать себя. По слухам, именно там уже давно преуспевает его старший брат. Однако новая русская реальность северной столицы оказывается сильно отличающейся от ожиданий, и брат Данилы зарабатывает на жизнь не самым легальным способом — он становится наемным убийцей. Даниле предстоит пройти через множество испытаний и выяснить множество жизненных истин.
Последнее обновление информации: 10.03.24
Награды фильма: Гран-при ОРКФ «Кинотавр»-97 (Сочи) и приз за лучшую мужскую роль (С. Бодров-мл.); специальный приз жюри МКФ в Турине-97; специальный приз жюри, почетный диплом жюри ФИПРЕССИ на МКФ в Котбусе-97; гран-при и золотая медаль на МКФ в Триесте-97; приз за лучшую мужскую роль второго плана (Ю. Кузнецов) и за лучшую мужскую эпизодическую роль (А. Федорцов) на КФ «Созвездие»-97; приз за лучшую мужскую роль (С. Бодров-мл.) на МКФ в Чикаго-97; номинация на приз Киноакадемии «Ника»-97 в категории «Лучший игровой фильм»; номинации на премию «Золотой Овен»-97 в категориях «Лучший фильм», «Лучший продюсер» (С. Сельянов), «Лучший режиссер» (А. Балабанов), «Лучший актер» (С. Бодров-мл.).
Трейлер >>
Клинок, рассекающий демонов: Бесконечный замок. Трейлер на японском языке.
Критика
Драма Алексея Балабанова «Брат», «Счастливые дни», «Замок» в 1997 году была практически единственным российским игровым фильмом, который был отобран для информационного просмотра в Каннах. В дополнение к этому «Брат» получил приз на «Кинотавре» и попал в число фильмов, отклонённых на выборгском фестивале «Окно в Европу» из-за «пропаганды насилия». Сначала может показаться, что у выборгской комиссии действительно были причины для отказа: в фильме много сцен насилия, а главный герой, сыгранный Сергеем Бодровым, оказывается не благородным рыцарем, а обаятельным киллером. В том-то и дело, что авторы картины, как мне кажется, убедительно показывают, что насилие разрушает человеческую природу. Пережив одну из региональных войн, не адаптируясь к обычной жизни, главный герой вынужден существовать в параллельной реальности, где решения принимаются исходя из скорости реакции и меткости стрельбы, а такие понятия, как закон и гуманность, давно забыты, и единственным критерием становится получение прибыли. Алексей Балабанов мастерски адаптирует на российской почве традиционные рамки классического западного гангстерского фильма, где практически игнорируется присутствие полиции, а преступления остаются без наказания, размещая эту структуру в контексте питерской жизни 90-х годов. При этом герой Сергея Бодрова, который сохраняет представления о мужском слове и о таких «пережитках», как семейные узы, действительно вызывает, скорее, чувство сострадания, чем осуждение.
Александр Федоров
Похожие фильмы и сериалы
Рецензии и отзывы к фильму
Культовый фильм Алексея Балабанова, который был снят всего за тридцать дней и сформировал новый образ российского героя 90-х.
Вернувшись в родной городок после службы в армии, Данила Багров (Сергей Бодров) быстро понимает, что ему не место в провинции, и принимает решение отправиться в Санкт-Петербург к своему брату Виктору (Виктор Сухоруков). Вскоре он изумляется тому, что Виктор стал наемным убийцей. У Данилы есть свои взгляды на жизнь — для него, как и для заокеанского Рэмбо, война продолжается даже в мирное время. С русским роком в плеере и оружием в руках, Данила вступает на тропу насилия с целью защитить своего брата и восстановить справедливость.
Съемки фильма проходили под руководством Балабанова в очень сжатые сроки, большая часть из которых осуществлялась на Васильевском острове. Легендарный свитер Данилы, согласно слухам, был приобретен в секонд-хенде за 35 рублей. Сергей Бодров, чья жизнь трагически завершилась позже, стал настоящим идолом для своего поколения. В то время слово «русский» еще не обрело негативный контекст, и с ним радостно ассоциировались такие понятия, как правда и сила.
Неполиткорректность этой картины, особенно в современной интерпретации, нередко вызывает легкую улыбку. Тем более что изначально Балабанов планировал использовать для фильма музыку Юрия Шевчука. Однако, будучи будущим правозащитником, он ознакомился со сценарием и был сильно шокирован, отказавшись от сотрудничества, усмотрев в нашем сюжете ярко выраженный шовинизм. Шевчук не одобрил поиски правды в мире, где фигурируют евреи, кавказцы и другие жертвы колониальной политики. Однако народ сразу распознал в Даниле Багрове своего героя.
Как верно выразился кинокритик Сергей Кудрявцев, Данила скорее олицетворяет собой идею, представляя условный персонаж, призванный протестировать общество по отношению к ряду болезненных вопросов. Появление персонажа, который не является бандитом, но не уступает по крутости, вызвало неподдельный восторг у зрителей. Главный герой, действующий исключительно по своим ярким принципам, оказался неподкупным и несломленным, что было особенно созвучно времени 90-х годов. Несмотря на свои противозаконные действия, зритель с сочувствием оценивал Данилу — «он такой, какое оно время». Реализм происходящего и намеренная простота сценария сделали фильм доступным для многих, а произносимые песни группы «Наутилус Помпилиус» и участие знаменитых свердловчан в эпизоде превращали «Брата» в еще более точный портрет своей эпохи.
Doc Doctor поставил оценку 2 и оставил отзыв о фильме «Брат»:
Фильм интересен для конца 90-х и начала нулевых, и строго на один просмотр. Реальный жанр: сюрреалистическая комедия.
Чем «Брат 1» отличается от остальных фильмов этого режиссера? В «Брате» также отображены реалии тех времен, с одной лишь разницей: сюда добавлен фантастический главный супергерой, способный противостоять этим реалиям и успешно с ними бороться. В настоящей жизни, конечно, таких героев просто не могло быть. Согласно интервью самого Балабанова, он написал сценарий за неделю, и, чтобы фильм обошелся дороже и быстрее, нужен был герой, который понравился бы в первую очередь подросткам, чтобы заработать быстрые деньги, и это сработало. Режиссер попал в нужное время, с нужным героем для фантазий толпы. Он даже отмечал это во всех своих интервью. Однако интересно, что до сих пор некоторые люди продолжают жить в этих фантазиях. Если смотреть на фильм с точки зрения комедии, то он довольно неплох. А игра актеров в целом оставляет желать лучшего.
alexey sheshenya поставил оценку 10 и оставил отзыв о фильме «Брат»:
Фильм о нашей жизни. Это была наша молодость. Да, мы выживали, любили, заводили семьи. А девушка, написавшая рецензию, либо была еще маленькой, либо жила за счёт папиков. Так что ей лучше помолчать. Уважайте память о тех, кто ушел.
Мне не больно
«Мне не больно», кинокомпания СТВ, 2006, реж. А. Балабанов
И снова необычный жанр для брутального Балабанова — на этот раз мелодрама. История любви обреченно-тоскующей Натэллы и молодого весельчака Миши стала единственной мелодрамой в его фильмографии. Почти весь основной актерский состав был утвержден без проб, поскольку они уже ранее работали с Балабановым; среди новичков были Инга Оболдина и Александр Яценко.
«Мне не больно», кинокомпания СТВ, 2006, реж. А. Балабанов
Главная роль досталась Ренате Литвиновой, которая на тот момент была на пике популярности. Изначально она отказывалась играть Натэллу, но режиссёр настоял на её участие, утверждая, что без неё фильмы не будет. Пришлось ей резко изменить образ, поскольку Балабанов выделял, что не хочет видеть Литвинову в привычном для всех виде. Инге Оболдиной также долго искали подходящий внешний вид, чтобы подчеркнуть непринужденность и мужественность её героини, пока актрисе не предложили примерить парик Виктора Сухорукова из «Жмурок».
«Мне не больно», кинокомпания СТВ, 2006, реж. А. Балабанов
Как дань памяти, в фильме присутствуют неприметные отсылки к «Брату» — темы чеченской войны и свитер героя, сыгранного Дмитрием Дюжевым. Когда Балабанова упрекали в том, что он не показывает светлые истории, он привел в пример «Мне не больно», заявив, что данный фильм выбивается из его привычной стилистики.
Я тоже хочу
«Я тоже хочу», кинокомпания СТВ, 2012, реж. А. Балабанов
Последний фильм Балабанова — драма-притча «Я тоже хочу». После смерти режиссера роуд-муви о людях, в поисках счастья, обросло мистическим подтекстом. Пять совершенно различных, но одинаково потерянных людей на протяжении всей картины идут к загадочной Колокольне Счастья, каждый мечтая о чем-то своём… Тот, кого Колокольня отвергнет, умрёт, а что будет с тем, кого Колокольня примет, знали только Алексей Балабанов.
«Я тоже хочу», кинокомпания СТВ, 2012, реж. А. Балабанов
Сценарий к этому фильму также писал Балабанов, что было для него обычным делом. Идея пришла ему, когда он наткнулся на заброшенную полуразрушенную колокольню в Вологодской области. Под это вдохновение был написан сценарий и произведены съемки. В главных ролях снялись непрофессиональные актеры, которых режиссер задействовал в своем предыдущем фильме «Кочегар», музыкант группы «АукцЫон» Олег Гаркуша и сам Алексей Балабанов. Сначала на роль Музыканта был утвержден давний знакомый и автор саундтреков к его фильмам Вячеслав Бутусов, затем логически не менее близкие ему Глеб Самойлов, Сергей Чиграков и Леонид Фёдоров, но ни один из них не смог скоординировать свои графические планы под съемки. Всего за несколько дней до начала съемок в фильме появился Олег Гаркуша. Группа «АукцЫон» также отвечала за весь саундтрек картины.
«Я тоже хочу», кинокомпания СТВ, 2012, реж. А. Балабанов
Фильм считается личным исповеданием режиссера, который на момент съемок уже знал о своем диагнозе и говорил либо о герое, либо о себе: Героя Бандита не возьмут туда, где счастье, ведь он убивал людей. Меня тоже не возьмут, потому что я снял 14 фильмов, в которых тоже было много убийств…
Придворный конь Гай Юлий Цезарь случайно подслушивает разговор бояр и узнает о заговоре против князя!
Это продолжение культового фильма. Данила Багров едет в Америку с целью отомстить за друга, добиться справедливости и спасти падших женщин.
Однажды молодые дизайнеры интерьеров предложили свои услуги загадочной и томной Натэлле.
Военная драма Алексея Балабанова о боевых действиях в Чечне.
Как снимали культовый фильм, какие письма получал Сергей Бодров и что подарили поклонники Сергею Мурзину.
Как съемочная группа работала в черном квартале, почему Сергей Маковецкий забывал свои реплики, и кто написал стихотворение «Родина».
«Я тоже хочу»: как снимался последний фильм Алексея Балабанова.
Где находилась Колокольня Счастья, что пережил бандит Матвей, и кто мог сыграть роль музыканта.
Кто такие Кабан и Борщанский, под чьим голосом говорит Алексей Панин и под какими названиями фильм видели зарубежные зрители.
Сломать четвертую стену
Анализируя популярность первого «Брата», критики единодушны во мнении: фильм стал поистине настоящим. В роли города выступал Петербург, а в роли главного героя — непрофессиональный актер. Съемки проходили быстро, легко, без серьезной подготовки со стороны актеров.
У меня грязная голова, не успела помыть волосы, — рассказывает Мария Жукова, сыгравшая персонажа Кэт. — «Ничего, — ответили они, — надень бейсболку». Позже я сделала себе косички — это всегда был мой быстрый вариант, если не успевала помыть волосы. Вначале думала: какой ужас, как будет страшно. Впервые я столкнулась с подобным проектом — легким, модным и инновационным.
По словам актрисы, никто не пытался менять её стиль, манеры или требовал делать то, что она обычно не делает:
Было ощущение, что жизнь, какая она есть, будто бы втекает в кадр.
Балабанов требовал полного реализма. Даже концерт Нау, на который пришли Света и Данила, снимался во время настоящего выступления. Однако, как назло, в Petersбурге на тот момент мероприятия не проводились, поэтому съемочной группе пришлось ехать в Москву, на Горбушку, чтобы запечатлеть концерт Сергея Чигракова. Светлана Письмиченко, исполнившая роль Светы, вспоминает, что их с Бодровым тогда сильно зажали в толпе. Режиссер был в восторге: эмоции были неподдельными, актёры же — в ужасе, так как до этого они не участвовали в таких «слэмах».
Зрители, попадая в kinoтеатр, словно перешагивали порог чьей-то квартиры. Они наблюдали жизнь, аналогичную той, что была вокруг них, только с более обаятельным соседем в лице Данилы Багрова, который, тем не менее, стремился защитить хороших людей от злых.
Я как будто стал братом всем сразу. Часто ко мне подходили люди, называли меня Данилой Багровым и на полном серьезе просили разрешить их проблемы с бандитами. — делился Сергей Бодров.
Так в чем же состоит сила?
Сила заключается в правде. В первом фильме режиссер смог не только сломать четвертую стену, связывая вымышленный мир с реальностью, но и показал петербургскую молодежь такой, какая она есть, сделав это с юмором и почти документальной точностью, без навязывания собственного мнения.
Алексей Балабанов в нынешней жизни увидел нечто совершенно незнакомое, потому что не встал ни на одну из точек зрения, будь то традиционно осуждающая (убивать плохо!), покорно оправдывающая (убиваю, а что делать?), или даже модно дерзкая (если уж убивать, то по-умному). И что с того, что брат оказался Иудой, а Слава Бутусов так и не узнал, что в квартире, этажом выше которой он весело отпраздновал, в тот момент резали людей. Вот такая жизнь. Такими её увидел Алексей Балабанов, а затем зрители.
Кинокритик Сергей Добротворский
В конечном итоге зрители воспринимали дилогию так, как хотели увидеть. Это одновременно стало и проклятием, и благословением для картины:
Фильм был понят аудиторией с точностью до наоборот, и такая традиция его интерпретации, похоже, укоренилась навсегда. Главный кошмар: зрители оценили Данилу Багрова (и, следовательно, навязали такой образ самому персонажу) не просто как героя нашего времени, а как национального героя с большой буквы, нашего уникального супермена, — уверен кинокритик Юрий Гладильщиков.
Кто-то наслаждался грубыми шутками про евреев и радовался фразе «Вашей Америке скоро кирдык», в то время как другие разглядели сатиру на новое поколение.
Одинокий растерянный человек стал символом идеологии новой российской молодежи, — утверждает Юрий Гладильщиков.
Эту героико-идеологическую линию Алексей Балабанов и продюсер Сергей Сельянов упрочили во второй части дилогии, превратив Данилу Багрова фактически в национального героя. Однако они продолжали утверждать, что мнение создателей не совпадает с мнением их персонажей.
Похоже, именно многослойность картины и возможность трактовать её образы по-разному обеспечили дилогии удивительно долгую жизнь. В повторном прокате, который стартовал в апреле 2022 года, «Брат» и «Брат 2» собрали более 100 миллионов рублей.
Больше интересных фактов о фильме и его героях можно найти в книге БРАТ. Незабытый герой. Культурный феномен, изменивший историю.