Последователи учителя утверждали, что он был отравлен таллием во время своего заключения на американской стороне. Ошо провел несколько дней в тюрьме, так что эта версия могла быть правдой.
- Биография Ошо
- Детство
- Обучение
- Биография Ошо
- Образование и работа
- Образование
- Карьера
- Религиозная политика
- Карьера в Индии
- Американская «мечта»
- Проблемы с законом
- Биография Ошо
- Детство
- Просветление
- Университетские годы
- Ошо — мастер практик
- Бомбей
- Пуна 1
- Новый виток жизни Ошо
- Динамическая медитация Ошо
- Смена резиденции Ошо и Ашрам в Пуне
- Монолог пятый «Мифы об Ошо»
- Монолог седьмой «Американский провал Ошо»
- Монолог девятый «Семя дракона»
Биография Ошо
Чандра Мохан Джайн (родился в 1931 году) — индийский духовный и религиозный лидер, ученый неоиндуист. Этот человек был наиболее известен под псевдонимами «Ошо» и «Ачарья». Его имя также произносилось как Бхагван Шри Раджниш. Проповедник санньясизма — образа жизни, предполагающего отказ от материальных ценностей, — он стремился привести общество к просветлению и отказу от эгоизма. Он выступал за свободу сексуальных отношений и был основателем системы ашрамов.
Детство
Биография Ошо началась в маленькой деревне в бедном штате Индии. Он вырос в большой семье с родителями, бабушкой и дедушкой. В раннем детстве мальчик много времени проводил с бабушкой и дедушкой. Их семья принадлежала к джайнизму, согласно которому человек должен в первую очередь сосредоточиться на совершенствовании и культивировании собственной души.
У мудреца было 10 братьев и сестер, из которых он был старшим.
В школе Раджниш учился довольно хорошо. Он был известен своей хорошей успеваемостью, но имел проблемы с поведением и часто пропускал занятия. Мальчик постоянно бросал вызов своим одноклассникам, ввязывался в драки и конфликты. В юном возрасте мальчик пережил трагедию. Его любимый дедушка умер, когда Ошо было всего 7 лет.
Восемь лет спустя он потерял свою девушку, которая умерла от брюшного тифа. Смерть родных была достаточно тяжелой для мальчика. Трагедии сопровождались глубокой депрессией, меланхолией и постоянными болезнями. В качестве лечения мальчик начал заниматься медитацией и бегом.
В более зрелом возрасте Раджниш осознал, что он атеист. Он критиковал веру и все книги и статьи о религии. В то же время он был очарован гипнозом и верил в его силу. В молодости он участвовал в политических движениях. Он боролся вместе с коммунистами, националистами и социалистами за лучшую политику в Индии.
Будучи подростком, Ошо медитировал до изнеможения и мог пробежать от 15 до 25 километров.
Раджа проводил много времени за чтением книг. Он вырос общительным человеком, способным вовлечь других в разговор. В то же время его описывали как мятежного и высокомерного эгоиста.
Обучение
В 1951 году Ошо начал изучать философию. Он поступил в колледж Киткарина в одном из городов Индии. Вскоре он бросил школу из-за ссоры с учителем. В эти годы он постоянно медитировал и обнаружил, что во время длительных медитаций он чувствует вдохновение, просветление и счастье. Вскоре мальчика перевели в колледж Д.Н. Джайна. В 1955 году ему удалось завершить учебу и получить диплом. Через два года он получил степень магистра философии.
После окончания университета Ошо начал преподавать философию в колледже Райпура. Он не мог долго занимать должность профессора, потому что Регистратор считал, что профессор оказывает негативное влияние на характер студентов. В 1958 году его перевели в другой колледж, где через 2 года Ошо стал профессором.
Интересно.
В 1960-х годах Раджа начал гастролировать по Индии со своими лекциями. В них он высмеивал социализм и общественного деятеля Махатму Ганди. По мнению мудреца, эти два фактора посеяли в стране бедность и не позволили Индии процветать, а ее жителям — чувствовать себя счастливыми. Ошо был убежден, что стране нужен коммунизм, который повысит ее благосостояние.
Ошо давал свои первые уроки на хинди, и поэтому его учениками были не только его соотечественники, но и люди из западного мира.
В 1966 году он прочитал несколько провокационных лекций и ушел с поста преподавателя. С тех пор он занимается обучением медитации и личной практикой. С 1962 года Сейдж работал в медитационном лагере, организованном под его руководством. Он стал заниматься очищением душ и постепенно создал в Индии свои центры медитации.
Движение Раджниша называлось «Пробужденная жизнь». Среди его знаменитых учеников была дочь политика Морарджи Десаи. К этому времени имя философа было изменено на Ачарья. В 1968 году он стал яростным критиком отношения общества к сексу и любви в целом. Он выступал за свободу отношений и говорил, что сексуальные чувства не должны подавляться.
В 1969 году его пригласили выступить на втором Всемирном конгрессе индусов, где он критиковал религию и вызвал недовольство среди индусов. Весной 1970 года Ачарья провел первую динамическую медитацию в Мумбаи. Он снял квартиру и начал принимать группы посетителей. В том же году появилась первая нео-саньясинская школа, представившая оранжевую одежду и аксессуары в виде кулонов с изображением Раджниша и 108 бусин.
Ачарья написал книгу «От секса к сверхсознанию».
В 1971 году Раджа отказался от своего имени и изменил его на Бхагван, что переводится как «Благословенный». После смены прозвища его критиковали многие люди в Индии, но он не обращал внимания на их мнение. В 1974 году Бхагван переехал в Пуну. В предыдущем городе воздух был плохим, люди болели, поэтому мудрец решил переехать.
Он начал строить ашрам, который в 1981 году включал пекарню, швейный цех, керамику, косметику, ювелирные изделия, сыроварню и медицинский центр с частной практикой. Философ был знаменит, так как привлекал студентов со всего мира. Он продолжал читать лекции, в которых упоминал Сократа, Хайдеггера, Боба Хоупа и других.
В начале 1987 года Ошо переехал в Пуну. Он начал читать там ежедневные лекции, которые часто прерывались, поскольку здоровье философа заметно ухудшалось с каждым месяцем. Раджа разработал несколько новых терапевтических техник медитации, которые помогли его ученикам достичь гармонии и душевного покоя.
Биография Ошо
Настоящее имя, данное ему при рождении, было Чандра Мохра Джайн. На протяжении всей своей жизни мудрец постоянно менял свое имя, чтобы подчеркнуть собственное место в завоевании духовных практик. Последователи его учения называли духовного учителя «ачарья» и считали его величайшим учителем. Биография Ошо до сих пор интересует многих людей.
Ошо родился в деревне под названием Кучквада. Его день рождения — 11 декабря 1931 года, и из одиннадцати детей, родившихся в его семье, мальчик был самым старшим. Его отец был торговцем текстилем, а семья принадлежала к религиозной общине джайнов.
В семье мальчика ласково называли Раджа (король). Хотя он был академически одаренным и хорошо успевал в общеобразовательной школе, в школе у него часто возникали проблемы. Это произошло потому, что Ошо Раджниш часто прогуливал занятия, не слушался взрослых учителей и резко реагировал на вызовы со стороны своих одноклассников.
Раджниш очень рано столкнулся со смертью. Его любимый дедушка умер, когда мальчику было семь лет. Через восемь лет после этой трагедии его подруга Шаши умерла от тифа. Стресс от потери близких был настолько велик, что в подростковом возрасте мальчик часто страдал от депрессии и головных болей. По этой причине он иногда медитировал до изнеможения и проходил от 15 до 25 километров в день.
В юности будущий мудрец был ярым атеистом, в период увлечения социалистическими идеями и в подростковом возрасте интересовался гипнозом. Он принадлежал к националистическим движениям, боровшимся за независимость Индии, но вскоре покинул их. Среди своих знакомых Раджниш считался начитанным молодым человеком, но многие знакомые замечали его эгоизм, бунтарство и высокомерие в те годы.
Образование и работа
В дополнение к школьному образованию Раджниш начал изучать философию в Хиткарине. Это был колледж в городе Джабалпур. Хотя молодой человек был умным, он покинул учебное заведение из-за разногласий и переехал в другое место. Будучи студентом, 21 марта 1953 года ему удалось получить опыт медитации, который он позже описал как необыкновенный. В результате этой медитации Ошо испытал интенсивное чувство счастья, которое он назвал «возрождением».
В 1955 году философ окончил школу Д.Н. Джайна. Через два года он окончил Саугарский университет со степенью магистра философии. Вскоре он начал преподавать философию в колледже Райпура, но вскоре ему предложили искать другую должность, так как начальство посчитало влияние Раджи на молодые, неокрепшие умы вредным и негативным.
В 1958 году Сейдж занял должность в университете Джабалпура, а еще через два года стал членом преподавательского состава. Индийский мистик был известен своим исключительным талантом лектора и пользовался уважением коллег как интеллигентный человек, преодолевший все недостатки воспитания в маленьком городке.
В 1960 году, когда он был в отпуске от преподавательской работы, Раджниш путешествовал по своей родине с лекционными турами. Он часто высмеивал М. Ганди, а также очень критически относился к идеям социализма. Он придерживался мнения, что Индии необходимы капитализм, наука и современные технологии, которые, наряду с контролем рождаемости, помогут устранить отсталость и бедность.
Из-за своих провокационных выступлений, осуждающих ортодоксальный индуизм и браминскую религию, он был вынужден уйти с поста профессора университета в 1966 году. Ачарья» начал заниматься частной практикой и обучать принципам медитации своих последователей.
Его собственное движение под названием «Пробужденная жизнь» включало членов джайнской общины. Кроме того, мудрец потряс многих в Индии своими лекциями, в которых подчеркивал освобождение от сексуального влечения. По его словам, влечение к другим людям не должно подавляться. Напротив, люди должны с благодарностью принимать свои сексуальные намерения. Учитель сказал, что свобода личности может процветать только через принятие своей истинной природы. Истинную религию, считал он, можно назвать искусством, которое учит наслаждаться жизнью.
Оппозиция со стороны многих видных индуистских лидеров не смогла помешать ему выступить на Второй конференции индуистов со всего мира. В 1969 году, когда он критиковал организованные религии на конференции, он навлек на себя гнев лидеров различных течений, собравшихся в конференц-зале.
В 1970 году Раджа представил первую форму медитации, которую он назвал динамической медитацией. В это же время он снял квартиру в Мумбаи, где его посещали группы посетителей. С ними мудрец вел беседы.
Осенью, 26 сентября, на семидесятом году жизни, он основал школу для санньясинов, где посвящаемые получали от него новое имя, специальную одежду оранжевого цвета, ожерелье мала (из 108 бусин) и кулон с изображением Учителя. Одежда такого яркого цвета воспринималась как символ жизни, что подтверждалось отношением Раджниша.
1970-е годы стали временем драматической трансформации Ачарьи. Раджа отказался от прозвища учителя и принял имя Бхагван Раджниш Ошо (Благословенный). Этот титул подвергся резкой критике со стороны индусов, но мудрец утверждал, что те, кто был готов расстаться с ним, остались с ним. Из-за его растущей популярности многие студенты с Запада приезжали посмотреть на Мастера, поэтому он начал читать лекции на английском языке.
Поскольку великий мудрец страдал от астмы и диабета и был склонен к аллергии, врачи посоветовали Радже отправиться в Соединенные Штаты Америки, где его последователи купили ранчо, чтобы поправить его здоровье. В августе того же года преданный отправился в Раджнишпурам, где он жил в качестве гостя американской коммуны.
Здесь он провел четыре года, в течение которых число его преданных умножалось. К 1986 году движение «Мудрец» за пять лет собрало более 120 миллионов американских долларов за счет семинаров, лекций и конференций по технике медитации.
Внутренние конфликты внутри общины кипели, и конфликты разрешались через криминальные связи. Один из последователей Раджниша по имени Шила даже отравил личного врача мудреца, который чудесным образом выздоровел. В связи с этим событием в 1984 году ФБР составило уголовное досье на «секту Бхагвана», и хотя Раджа не был причастен к злодеяниям Шилы, его репутации был нанесен значительный ущерб.
В октябре, 27 октября 1985 года, секс-гуру Ошо был арестован и впоследствии обвинен в том, что покинул Америку без разрешения. Он был приговорен к десяти годам лишения свободы условно, со штрафом (около четырехсот тысяч долларов) и обязательством не покидать страну в течение пяти лет.
После смерти деда Чандра вернулся к родителям в Гурдвару. Здесь он принял идеологию социализма и даже вступил в Индийскую национальную армию, но покинул ее, потому что ему не понравилась субординация и постоянная военная дисциплина.
Образование
Бабушка научила внука немного читать и считать. Но Чандра Мохан совсем не любил школу. Его первый учитель, высокий одноглазый мужчина, был безжалостным человеком, который наказывал детей в течение часа. Было ясно, что личность Ошо ему сразу не понравилась. Хотя мальчик был хорошим учеником, мужчина был намерен наказать его. Но будущий мистик не успокоился и пригрозил, что обратится в вышестоящие инстанции и разоблачит несправедливость в школе.
Чандра Мохан обратился во многие инстанции, и ненавистного учителя сняли с должности. Все дети вздохнули с облегчением. Ошо продолжал искать себя, и в этом он отличался от всех остальных учеников. Его отец ругал сына, потому что стыдил его за то, что он носит одежду, напоминающую пижаму, и является мусульманином. Но все разговоры были напрасны.
Позже отец пытался помешать старшему сыну учиться, но тот упорствовал. Ошо продолжил изучать философию в колледже Хиткарин в Джабалпуре. Но ссора с профессором заставила его оставить это учебное заведение и поступить в колледж Д.Н. Джайна, который он окончил в 1955 году. Он продолжил обучение в Саугарском университете и получил степень магистра философии.
В марте 1953 года Чандра Мохан достиг просветления в глубокой медитации.
Карьера
После учебы в университете Ошо недолго преподавал философию в санскритском колледже в Райпуре. Чтобы послушать его лекцию, сбегались ученики из других классов. В то же время он объездил всю Индию с лекционными турами.
В 1962 году Ошо провел свой первый медитационный лагерь, и с тех пор он проводит его каждый год. Движение, которое он начал, называлось «Пробужденная жизнь».
В 1966 году Ошо перестал преподавать и посвятил себя индивидуальной практике, обучая медитации. В то время он принял имя Ачарья Раджниш. Число преданных вокруг него постепенно увеличивалось. Люди охотно занимались духовными практиками.
С 1970 года Раджниш переехал в Мумбаи. В сентябре того же года была основана школа Нео-Саньясин. Первые сообщения о динамических медитациях также относятся к этому времени. Последователи учения были одеты в оранжевую одежду. Но их отличала не столько одежда, сколько позитивное отношение к жизни. В 1971 году к санньясинам присоединились западные искатели истины. И Ошо стал называть себя Бхагваном.
В Мумбаи Ошо начал бороться с такими проблемами, как астма, диабет и аллергия. Его секретарь нашел новое место для расширенной общины санньясинов. Это было живописное место в городе Пуна. В 1974 году Бхагван переехал сюда. Меценаты и студенты финансировали покупку двух вилл и земли, а также строительство новых зданий.
Число студентов продолжало расти, а здоровье Бхагвана продолжало ухудшаться. Личный секретарь Ма Ананд Шила сумел убедить Ошо поехать на лечение в США. Он приехал в Америку летом 1981 года. Санньясины купили ранчо в Орегоне, где построили поселение под названием Раджнишпурам. Это место должно было стать городом счастья. Однако общине не удалось наладить отношения с местными органами власти.
Ма Ананд Шила взяла на себя управление, а сам Ошо молчал и не общался с преданными. Секретарь был признан нечистым и организатором правонарушений. В 1985 году Бхагван был заключен в тюрьму за нарушение иммиграционного законодательства. С помощью адвокатов он получил условный срок и был депортирован из США.
После всех этих испытаний Ошо возвращается в Пуну в 1987 году. Его здоровье ухудшается, но он продолжает разрабатывать новые медитации и читать лекции. В феврале 1989 года Бхагван стал называть себя Ошо Раджниш.
Религиозная политика
Он был против любой религии и говорил, что религиозность и религия — это две разные вещи. Ошо был особенно близок к традиции дзен. Мистик утверждал, что кроме дзен все остальные религии уже мертвы.
Ошо считал, что христианские, иудейские, джайнистские и мусульманские проповедники лгут о Боге, небесах, аде, ангелах и обо всем остальном. В то время у него было свое мнение. Его новая нео-санньяса провозглашала внутреннюю свободу, внутреннюю трансформацию и просветление. Личная философия Бхагвана никогда не была систематизирована, потому что сам Мастер считал, что система мертва.
Важным «ингредиентом» учения Ошо было его личное присутствие в качестве учителя. Он считал, что гуру делится с учениками не своим авторитетом, а своей философией и энергией. Общаясь с учителем без слов, последователи духовно «сливались» с Ошо.
Карьера в Индии
В конце 1950-х годов Ошо Раджниш начал работать профессором философии в санскритском колледже Райпура, но надолго не задержался. Руководство школы считало, что такой учитель-бездельник негативно влияет на неокрепшие умы учеников, их религиозные взгляды, характер и мораль.
Будучи профессором философии, Ошо начал гастролировать по Индии в качестве оратора. Основными темами Чандры были критика социализма и института религии. Поскольку он также выступал за более открытые сексуальные отношения между людьми, Ошо получил прозвище «секс-гуру», которое приклеилось к нему не только в его родной стране, но и во всем мире.
Поселившись на некоторое время в Мумбаи, Чандра начал собирать вокруг себя учеников и взял на себя роль духовного наставника. В своих лекциях он по-новому интерпретировал традиционные религиозные тексты, мистицизм и философию со всего мира.
В 1960-х годах Ошо стал известен как Ачарья Раджниш, и его практика набрала обороты. Он начал организовывать 3-10-дневные лагеря, где его последователи собирались для медитации. Это был первый шаг к созданию Центра медитации, основанного на учении Ошо Раджниша о пробуждении жизненной силы.
В 1970 году Ошо впервые публично представил динамическую медитацию, которую он разрабатывал с детства. После переезда в Мумбаи Ачарья сформировал свою первую группу учеников, которую он назвал «Нео-саньясин» (саньясин означает «отреченный»).
Как нео-саньясин, член группы должен был принять новое имя и носить традиционную оранжевую одежду, жемчужное ожерелье и кулон с изображением Ошо.
Ближайший ученик и секретарь Ачарьи собирал деньги, чтобы учитель мог прекратить путешествия и поселиться в одном месте. Но из-за плохой погоды в Мумбаи у Ошо развились астма, диабет и другие болезни, которые серьезно сказались на здоровье духовного лидера.
Все эти проблемы заставили Ошо переехать в Пуну, где он основал свой первый ашрам, который привлекал посетителей с Запада. Людям, посещавшим Ошо, предлагалось лечение физических и духовных недугов, включавшее широкий спектр восточных практик, в том числе кундалини-йогу.
Ачарья стал всемирно известен благодаря записям и видеозаписям своих лекций, которые распространялись далеко за пределами Индии.
Благодаря этому к 1981 году его ашрам посетило около 30 000 человек, но эта популярность создала проблемы для Ошо. Он подвергался преследованиям со стороны индийских властей, которым не нравилась деятельность проповедника, поэтому Ачарья был вынужден покинуть родину и уехать в США.
Американская «мечта»
В 1981 году Ошо отправился в Соединенные Штаты по туристической визе для лечения. Проведя несколько месяцев в ретритном центре в Нью-Джерси, он не почувствовал, что его здоровье улучшилось.
Более того, Ошо никогда не обращался за медицинской помощью в своей стране, поэтому иммиграционная служба подозревала его в мошенничестве. И несмотря на сомнения правительства США, проповедник смог доказать, что обвинения были ложными.
Один из учеников Ошо купил участок земли в Орегоне, где учитель поселился со своими последователями. Здесь он основал общину, которая стала известна как Раджнишпурам.
Однако уже через несколько месяцев руководство группы оказалось втянутым в спор с местными жителями по поводу земли, на которой располагалась община, и в агрессивное поведение членов общины, которые призывали к насильственному решению спора.
Ошо жил роскошно и активно поддерживался своими учениками. К 1982 году он владел 93 «Роллс-Ройсами», что сделало его коллекцию автомобилей самой большой в мире. Проповедник также владел несколькими частными самолетами и даже боевым вертолетом. По некоторым данным, состояние Ошо достигло 200 миллионов долларов, которые не облагались налогом.
Ошо однажды назвал себя «гуру богатого человека», потому что считал, что материальная бедность не является истинной духовной ценностью. Он пытался создать «нового человека», соединив духовность Будды с простой человеческой жизнерадостностью. По словам проповедника, «новый человек» не должен отвергать ни науку, ни духовность, но в равной степени принимать и то, и другое.
Но личные выгоды — это только верхушка айсберга. Во время правления Раджнишпурама в поселке были построены церковь, почта, пожарная станция, полицейский участок и 85 автобусов, курсирующих по маршруту.
Проблемы с законом
С 1981 по 30 октября 1984 года Ошо находился в состоянии молчания, и его близкая помощница Шила буквально стала голосом учителя, общающегося с учениками и последователями Ошо.
Однако позже в общине возникли внутренние разногласия, побудившие учителя созвать конференцию, на которой он обвинил Шилу и других последователей в различных преступлениях и попросил власти провести расследование в Раджнишпуруме.
Среди преступлений — пищевые отравления вирусом сальмонеллы в нескольких ресторанах Далласа. Кроме того, Шила приказала отравить личного врача Ошо и двух чиновников Оригона. Когда началось расследование, Шила и его сторонники скрылись из общины, но были найдены и осуждены.
Общество «Раджнишпурум» распалось в 1985 году, а вскоре после этого Ошо был арестован и обвинен в нарушении иммиграционной политики США. Ему удалось избежать длительного тюремного заключения при единственном условии, что он признает свою вину, заплатит крупный штраф и не вернется в США в течение 10 лет.
К сожалению, 21 страна отказала Ошо во въезде, и он был вынужден путешествовать по миру в поисках нового дома, после чего вернулся в Пуну, где продолжил свою деятельность.
Его здоровье продолжало ухудшаться, и в возрасте 58 лет проповедник покинул свое земное тело из-за сердечной недостаточности. Его надгробие на Международном медитационном курорте гласит.
Манифест Дзен абсолютно необходим, потому что все старые религии вот-вот рухнут. И прежде чем они будут полностью утрачены и человечество сойдет с ума, дзен должен быть распространен по всей земле. Новые дома должны быть построены до того, как старые разрушатся.
Биография Ошо
Детство
Ошо родился 11 декабря 1931 года в Кушуаде, в центральной Индии. Он был очень популярен в своей семье, особенно у своего деда, который дал ему имя Раджа, что означает «король». Все свое детство он провел в доме своего деда. Его отец и мать взяли его в свой дом только после смерти бабушки и дедушки. Перед школой ему дали новое имя — Раджниш Чандра Мохан.
С юных лет он интересовался духовным развитием, изучал свое тело и его потенциал и постоянно экспериментировал с различными методами медитации. Он не следовал традициям и не искал учителей. Основой его духовных поисков были эксперименты. Он очень внимательно смотрел на жизнь, особенно на ее критические, крайние точки. Он не верил ни в какие теории и правила и всегда восставал против предрассудков и ошибок общества.
Просветление
21 марта 1953 года Ошо исполнился 21 год. В тот день он испытал просветление. Это было похоже на взрыв. «В ту ночь я умер и возродился. Но человек, который возрождается, не имеет ничего общего с тем, кто умер. Это не что-то непрерывное…. Человек, который умер, умер полностью; от него ничего не осталось…. не осталось даже тени. Эго полностью умерло, полностью…. В этот день, 21 марта, умер человек, который прожил много-много жизней, тысячелетия, просто так. Другое, совершенно новое существо, не имеющее ничего общего со старым, начало существовать….. Я освободился от прошлого, я оторвался от своей истории, я потерял свою автобиографию». На этом история Ошо фактически заканчивается. Человек по имени Раджниш Чандра Мохан умер в возрасте 21 года, и в это же время произошло чудо: возродилась новая просветленная личность, полностью свободная от эго.
Университетские годы
После этого внешняя жизнь Ошо не изменилась. Он продолжил обучение в колледже Джабалпура на философском факультете.
В 1957 году он с отличием окончил Саугарский университет, получив золотую медаль и степень магистра философии. Через два года он стал преподавателем философии в университете Джабалпура. Студенты любили его за юмор, честность и бескомпромиссное стремление к истине. За свою девятилетнюю карьеру Ошо объехал всю Индию, часто проводя в дороге по пятнадцать дней в месяц. Страстный и искусный спорщик, он постоянно бросал вызов ортодоксальным религиозным деятелям. Выступая перед сотнями тысяч слушателей с убежденностью, которая пришла к нему благодаря его просветлению, Ошо разрушил слепую веру, чтобы создать истинную религиозность.
В 1966 году Ошо ушел с должности профессора университета и полностью посвятил себя распространению искусства медитации и своему видению нового человека — Будды Зорбы, человека, сочетающего в себе лучшие качества Востока и Запада, человека, способного наслаждаться полноценной физической жизнью, спокойно сидя в медитации и достигая высот сознания.
Ошо — мастер практик
Он разработал невероятно эффективные техники медитации для современного человека, которые изменят качество вашей жизни.
Начните делать реальные шаги в своем развитии.
Бомбей
В 1968 году Ошо (Бхагван Шри Раджниш) поселился в Мумбаи, и вскоре его посетили первые западные искатели духовной истины. Среди них было много специалистов в области целительства, представителей гуманитарных движений, которые хотели сделать следующий шаг в своем развитии. Следующим шагом, сказал Ошо, будет медитация. Первые проблески медитации Ошо пережил еще в детстве, когда прыгал с высокого моста в реку или бежал по узкой тропинке над пропастью. Было несколько моментов, когда мысли останавливались. Это привело к необычайно ясному восприятию всего окружающего, своего бытия в нем и к полной ясности и освобождению сознания. Эти переживания, которые он испытывал неоднократно, пробудили интерес Ошо к медитации и побудили его искать более доступные пути. Впоследствии он не только испробовал все известные с древних времен медитации, но и изобрел новые, революционные техники, специально разработанные для современных людей. Обычно их называют «динамическими медитациями», и они основаны на использовании музыки и движения. Ошо объединил элементы йоги, суфизма и тибетских традиций, что позволило использовать принцип трансформации энергии через пробуждающую активность с последующим спокойным наблюдением.
Ошо (Багван Шри Раджниш) впервые представил свою утреннюю динамическую медитацию в апреле 1970 года в медитационном лагере недалеко от Мумбаи. В тот день все были поражены и восхищены. Индийские журналисты были поражены, увидев, как участники кричали, вопили и рвали на себе одежду — вся сцена была смертельной и очень напряженной. Но насколько сильным было напряжение в первой, интенсивной фазе, настолько же глубоким было расслабление во второй части, что привело к полному спокойствию, которое невозможно в обычной жизни.
«В течение десяти лет я непрерывно работал с методами Лао-Цзы, то есть постоянно изучал мгновенное расслабление. Для меня это было очень легко, поэтому я подумал, что это будет легко для всех. Затем, год за годом, я начал понимать, что это было невозможно….. Конечно, я всегда говорил людям, которых учил, «Расслабьтесь». Они понимали значение этого слова, но не могли расслабиться. Тогда я решил изобрести новые методы медитации, которые сначала создают напряжение — еще большее напряжение. Они создают такое напряжение, что вы сходите с ума. А потом я говорю «расслабься».
Так что же такое медитация? Ошо Раджниш много говорил о медитации. На основе его бесед было написано множество книг, в которых очень подробно освещаются все аспекты медитации — от техники до объяснения тонких внутренних нюансов.
Пуна 1
В 1974 году Ошо переехал в Пуну, где он и его ученики открыли ашрам в прекрасном парке Корегаон. В последующие семь лет сотни тысяч искателей со всего мира приезжают туда, чтобы послушать его лекции и испытать новые медитации Ошо. В своих лекциях Ошо затрагивает все аспекты человеческого сознания и раскрывает скрытую суть всех существующих религий и систем духовного развития. Будда и буддийские учителя, суфийские учителя, еврейские мистики, классическая индийская философия, христианство, йога, тантра, дзен….
Здесь он провел четыре года, в течение которых число его преданных умножалось. К 1986 году движение «Мудрец» за пять лет собрало более 120 миллионов американских долларов за счет семинаров, лекций и конференций по технике медитации.
Новый виток жизни Ошо
После ухода из преподавательской деятельности Ошо начал новую жизнь. Он продолжал читать лекции о различных аспектах духовной жизни. С этого времени Ошо начал фокусироваться на личных духовных консультациях, тем более что к нему все чаще обращались состоятельные люди и бизнесмены.
Особенностью этого нового периода в жизни Ошо стала также ориентация его лекций на западную аудиторию, поскольку до этого Ошо преподавал только на хинди.
Все это в совокупности принесло ему все большую известность и возможность проповедовать свои учения и все чаще организовывать различные медитационные лагеря под эгидой основанного им Движения пробужденной жизни.
О масштабах растущей славы и популярности Ошо свидетельствует сам факт установления им близких отношений с такими национальными лидерами, как Ганди, Джавахарлал Неру и Морарджи Десаи, чья дочь стала верной ученицей и первым секретарем Ошо.
Динамическая медитация Ошо
Широко известная практика динамической медитации Ошо была впервые представлена им весной 1970 года на публичном медитационном мероприятии в Мумбаи. Через некоторое время, примерно в середине лета, Ошо снял квартиру в том же городе, где он проводил встречи со своими последователями и принимал тех, кто искал его личного совета.
Еще позже, в начале осени (26 сентября 1970 года), Ошо основал свою первую школу «Нео-санньясин». Год спустя Ошо начал принимать своих первых учеников из западных стран. Это побудило Ошо читать все больше и больше лекций на английском языке.
Смена резиденции Ошо и Ашрам в Пуне
В Мумбаи его гиперактивность и неподходящий климат начали значительно ухудшать здоровье Ошо, в частности, обострились его астма, диабет и аллергия. Эти события, а также то, что его личная квартира стала слишком мала для приема посетителей, заставили Ошо сменить место жительства. Выбор пал на дом в Пуне. Там же были приобретены две соседние виллы общей площадью около 2,5 га. Деньги на все эти приобретения поступали от покровителей и учеников, особенно от Екатерины Венизелос (Ма Йога Мукта), наследницы знаменитого грека.
С покупкой этих зданий был основан Ашрам Ошо, в который он переехал в марте 1974 года.
В течение всего этого времени ашрам продолжал активно развиваться, и к 1981 году в нем появились собственная пекарня, сыроварня, художественные и ремесленные центры по пошиву одежды, ювелирных изделий, керамики и органической косметики, частный медицинский центр и многое другое. Помимо собственно интеллектуальной деятельности, здесь часто проводились концерты и спектакли.
Интересно отметить, что большая часть экономической деятельности ашрама осуществлялась женщинами. Это было связано с тем, что Ошо поддерживал женское движение.
Жизнь в самом ашраме была активной, сам Ошо вел различные занятия по медитации и отвечал на вопросы студентов.
Общество «Раджнишпурум» распалось в 1985 году, а вскоре после этого Ошо был арестован и обвинен в нарушении иммиграционной политики США. Ему удалось избежать длительного тюремного заключения при единственном условии, что он признает свою вину, заплатит крупный штраф и не вернется в США в течение 10 лет.
Монолог пятый «Мифы об Ошо»
Условием приема в сообщество было участие в семинарах, за которые взималась плата (от $200 до $400 и более). На одном из них был устроен душевный стриптиз, где каждый должен был рассказать все о себе случайно выбранному партнеру, который менялся каждые 15 минут под звуки колокольчика. Вторую мастерскую выбирал сам Ошо — на основании фотографии претендента и его рукописного заявления о вступлении в коммуну. Не видя человека, он решал, в чем его проблема, в чем его нереализованное желание: изнасиловать кого-то, или быть избитым, или участвовать в оргии. После таких семинаров люди выходили со сломанными ребрами и подбитыми глазами. Была даже шутка: «Я упал по дороге в ашрам» (ашрам — это индийское название места, где находилась коммуна — Ш.). Ошо поместил меня в группу изоляции. Мне пришлось неделю сидеть в своей комнате напротив его портрета, и мне не разрешалось ни с кем разговаривать. Мне разрешалось выходить только на обед. На моей груди висела табличка «Молчать», и никому не разрешалось разговаривать со мной. Это испытание оказалось для меня непосильным — я заговорил на шестой день. Проницательные указания Ошо о распределении участников семинаров оказались очередным мифом: людей распределяли в те группы, где ощущалась нехватка. Якобы с целью духовного совершенствования Ошо разделял пары, возникшие до его приезда в коммуну или возникшие в самой коммуне. По этой же причине он запрещал нам делать то, в чем мы были очень заинтересованы. Например, я с юности мечтал стать писателем. Ошо запретил мне писать. Причиной этих указаний было его желание полностью подчинить себе членов Конгрегации, чтобы никто и ничто не затмило самого Ошо в наших глазах. Что касается других идолов… Ошо уважал Гитлера и говорил, что Гитлер был необыкновенным человеком. Он любил повторять свои слова о том, что ложь, если ее повторять много раз, становится правдой. Ошо, однако, был осторожен в делегитимизации любого, кто мог затмить самого Ошо в глазах его слушателей. По мнению Мастера, Джон Леннон и Фрейд были идиотами, Ганди — лжецом, мать Тереза — дурой, а Фрейд — сумасшедшим. Что касается других… Иногда Ошо начинал свою речь словами: «Такие личности, как я, Иисус и Будда…». Если кто-то начинал сомневаться в учении Ошо, ему тут же говорили: «Ты не цельная личность, если подвергаешь сомнению слова Мастера». Нам сказали, что Ошо был чувствителен к запаху плохой энергии — например, энергии гнева — и к шуму. Перед лекцией прихожан обнюхивали, и если от них пахло потом, их не пускали. Однажды мне отказали во въезде, и я была на грани самоубийства из-за этого — в то время я была зависима от Ошо. Если кто-то кашлял во время лекции, его сразу же отсылали. На самом деле, причина чувствительности Ошо к запахам и звукам не имеет ничего общего с эзотерикой: Багван был зависим от валиума, закиси азота, поставляемой ему в бутылках, и от различных других наркотиков, на которые он «подсаживался» годами, поэтому у него развилась непереносимость запахов и шума. Не раз я видел, как Ошо раскачивался, как пьяный, когда шел. Он очень мало двигался, но раз в неделю он совершал небольшую поездку на одном из своих «Роллс-Ройсов», чтобы отдать дань уважения: Члены общины стояли на обочине дороги и бросали лепестки роз под колеса его машины. Этот ритуал назывался «дорога цветов». Время, когда Ошо дал обет молчания и молчал четыре года, также стало легендой. В своей комнате он говорил, не закрывая рта.
Монолог седьмой «Американский провал Ошо»
Об этом мне рассказал один из членов коммуны, который был любовником одной из уродливых женщин, близких к Ошо, которые управляли коммуной. По другой легенде, Оссо ничего не знал о жестоких порядках, которые его друзья навязывали коммуне. Бывший телохранитель Ошо написал книгу под названием «God Deposed», в которой утверждает, что секретарь Ошо записывал все разговоры Ошо в его личной квартире и что эти 3 000 кассет сейчас находятся в руках ФБР. Автор книги утверждает, что большинство идей, реализованных в коммуне, пришли от Ошо. Я помню, что мы не верили, что это исходит от Учителя, когда руководство коммуны объявило, что ее члены должны быть стерилизованы, ссылаясь на Осо. Но затем он открыто заговорил о стерилизации в одном из своих публичных выступлений, утверждая, что рождение детей — это потеря энергии, необходимой для духовного самосовершенствования. Помню, как я советовала двум знакомым девушкам выступить против этого безумного плана, но их стерилизовали. Сейчас им, как и мне, за 50. Было бы интересно узнать, что они думают об этом сейчас? Когда впервые стало известно о СПИДе, община сразу же дала указания использовать презерватив во время секса и надевать на руки резиновые перчатки. «Сестра Менгеле» начала проверять, кто болен СПИДом, а кто нет. На самом деле, это был не тест, а ее единоличное решение. Члены общины, которых «швестер Менгеле» объявлял больными, отправлялись в местный ГУЛАГ — изолированное место для караванов. По крайней мере, двоих из них я хорошо знаю — они живы и сегодня и, вопреки диагнозу сестры Менгеле, не больны СПИДом.
— Когда Оссо сошел с самолета в Орегоне, его первыми словами, не без страсти, были: «Привет, Америка! Я — Будда, которого вы ждали!». Однако с Америкой Ошо промахнулся. В те годы американцы были довольно равнодушны к эзотерике и восточным духовным движениям. Более того, со своим врожденным прагматизмом они не могли понять, как провозглашенная Ошо коммуна, которая была некоммерческой и поэтому претендовала на отсутствие налогов, могла сочетаться с его постоянно растущей коллекцией автомобилей Rolls-Royce и бриллиантовых часов. Американцы также не могли понять, как можно заставлять человека работать по 12 часов в день, не получая ни копейки. Расцвет Ошо в Индии вполне объясним: он совпал со временем сексуальной революции, освобождения, эмансипации, которая происходила во всем мире в 1960-х годах. Ошо просто использовал эту идею и придал сексу духовную легитимность, которая казалась особенно привлекательной в глазах молодого поколения. Я точно помню, что чувствовал себя в то время в Пуне: мне 25, я король, все красивые девушки мои, я свободен, нет никаких ограничений. Везде в мире групповой секс считался оргией, только в коммуне Осо он назывался «духовной работой».
Монолог девятый «Семя дракона»
— Когда муниципалитет переехал в Орегон, начали происходить ужасные вещи. Решив добиться политической власти на выборах в округе, руководство коммуны отправило в Даллас, где должны были состояться выборы, команду, которая распылила в общественных местах жидкость, содержащую сальмонеллу, и вызвала массовую эпидемию: заболело 750 человек (позже это событие было описано в книге как первый биотерроризм в США). Кроме того, законы штатов требовали, чтобы делегаты были местными жителями для участия в голосовании. Город подкупил местных бездомных, большинство из которых исчезли после выборов, а один был найден убитым. Дело зашло слишком далеко: ФБР начало расследование. Чарльз Тернер, который вел расследование, дважды подвергался нападению со стороны членов общины. Я жил в одной комнате с пилотом, который собирался влететь на арендованном самолете со взрывчаткой в дом Тернера, предварительно запустив себя. Он покинул общину за день до предполагаемого нападения. Ошо был арестован и провел две недели в заключении. Группа из 20 его друзей бежала в Германию, где они были арестованы и доставлены в США. Этих людей судили, и они провели семь лет в тюрьме. Что касается Ошо, то он был приговорен к условному сроку в соответствии со сделкой, заключенной его адвокатами, и должен был заплатить штраф в размере полумиллиона долларов, прежде чем покинуть США на частном самолете, принадлежащем его голливудским последователям. Около года Ошо странствовал таким образом по миру — ни одна страна не хотела принимать его у себя: В Англии он дважды подавал заявку на въезд и дважды получал отказ; в Ирландии ему разрешили лишь короткую посадку для дозаправки самолета; на острове Крит его депортировали полицейские и солдаты. В конце концов, Ошо был вынужден вернуться в Индию, заплатив стране 40 миллионов в виде налогов. Довольно быстро коммуна Ошо возродилась на прежнем месте в Пуне, и на этот раз она привлекла сотни молодых израильтян (тогда как в мое время их было меньше десятка).
— Сегодня я уже могу утверждать, что освободилась от Ошо во мне. Но я много лет жил с последствиями семилетнего пребывания в коммуне, где наркотики, такие как гашиш и ЛСД, были нормой. Например, в моей жизни был период, когда я месяцами не мог заснуть ни днем, ни ночью. Только сильное снотворное давало мне несколько часов забвения. Потом я заболела агорафобией, боязнью открытых пространств, и несколько месяцев не выходила из дома. Для всех, кто приехал в коммуну не на месяц или два, а на годы, это была тяжелая травма. Что удерживало нас там? Всепроникающее ощущение счастья, свободы и эйфории. У нас было впечатление, что мы принадлежим к просвещенной элите. Весь мир был разделен для нас на два понятия — «мы» и «они». «Они» — это все остальные люди, которые не были связаны с коммуной, не имели доступа к тому, во что мы были посвящены. Большинство из нас были в том возрасте, когда обычно начинается процесс создания себя, своей семьи, своей карьеры, своего будущего. Мы отдали коммуне все, что у нас было — наши лучшие годы, деньги, нереализованные навыки — и вышли оттуда без семьи, детей, денег, жилья, работы, карьеры….. работа, профессия… Ошо умер в 1990 г. По одной версии, он умер от СПИДа, по другой — от длительного приема наркотических препаратов. Вскрытие не проводилось. Тело Ошо было кремировано в соответствии с индийскими ритуалами. За месяц до его смерти покончила с собой англичанка Вивек, которая буквально наблюдала за ним в течение 30 лет и сидела у его ног во время всех его бесед.
Ашрам Ошо в Пуне существует до сих пор. И там, как я уже сказал, много израильтян. Мне повезло не заразиться СПИДом и не покончить жизнь самоубийством после жизни в коммуне Ошо, поэтому я считаю своей обязанностью показать как можно большему числу людей истинное лицо Ошо и его последователей. Я был наивен, позволил соблазнить себя идеями ложного лидера и почти потерял себя, свою личность. Жаль потерянной энергии, потерянных лет. Я избегаю людей, которые все еще находятся под влиянием идей Ошо, а с теми, кто, как и я, отошел от него, мне стыдно встречаться, как и им стыдно встречаться со мной. Нам нечего вспомнить….