Подписывайтесь на наш канал в Телеграм – Nasledie.digital. Здесь мы делимся следующей информацией:
? о ярких событиях, которые происходят каждый день;
? о том, как создается история и как мы сохраняем память о людях;
? о родовых древа и фамильных гербах;
?? о биографиях выдающихся личностей;
? о мемуарах и летописях.
- Мордва: чем интересен финно‑угорский народ
- Происхождение
- Эрзя и мокша: сколько и где проживают
- Войны с русскими князьями и участие в походе Батыя на Европу
- Религия
- Национальный костюм
- Кто такие эрзя?
- Религия и праздники
- Двоеверие
- История принятия православия
- Особенности церковных праздников у мордвы
- Народные праздники
- Знаменитые люди мордовского происхождения
- Древность
- Российская империя и Советский Союз
- Современность
Мордва: чем интересен финно‑угорский народ
С давних времен мордовцы обитали в Среднем Поволжье. Несмотря на то что представители этого этноса соседствовали с славянами и впитывали их культурные традиции, они сумели сохранить свою богатую культуру и язык. Данная статья посвящена тому, что делает мордовский народ уникальным, и где можно ознакомиться с его традициями.
Происхождение
Мордва является одним из множества финно‑угорских народов, чья родина считается Урал и Предуралье — от Средней Оби до Нижней Камы. На протяжении столетий племена активно мигрировали и расселялись по территориям Северной, Восточной и Центральной Европы, а также Сибири, формируя свои уникальные этнические черты.
По мнению исследователей, мордва как народность начала формироваться в эпоху городецкой культуры, существовавшей на территории Среднего Поволжья, Нижней и Средней Оки, а также Верхнего Дона с VI века до нашей эры по II век нашей эры. Племена, населяющие эти земли, стали предками мордовского народа.
Первое упоминание о мордвах зафиксировано у древнего готского историка Иордана в его трактате «Гетика», написанном в VI веке, где он представил обширные сведения о различных этносах. В этом тексте исследователь описал также северные народы, обитавшие в Восточной Европе в IV-V веках, включая этнос mordens, который, по описаниям, соотносим с мордвой.
История народа, вероятно, также известна греческим авторам, что подтверждает запись византийского императора Константина в его произведении «Об управлении империей» (X век), где он упоминает страну Мордия. В русских летописях мордву впервые называют в «Повести временных лет» в X-XI веках.
Интересно отметить, что привычное название «мордовцы» не совсем корректно с точки зрения лингвистики. На самом деле, общим этнонимом мордва обозначают две народности — мокша и эрзя, каждая из которых имеет свой уникальный язык, флаг, внешность, традиционный уклад жизни и, что самое важное, национальное самосознание. В их составе выделяются и субэтносы: у мокшан — каратаи, а у эрзя — шокша и терюхане.
1870 год. Семейная картина мордовской семьи из Казанской губернии. • Мордовские украшения (из книги А. Е. Алиховой «Средне‑Цнинская мордва VIII-XI века»).
Происхождение названий обеих мордовских народностей до конца не выяснено. Мокшане, по одной из теорий, приняли свое название в честь реки Мокши, на берегах которой они живут с давних времен. Слово «эрзя», вероятно, возникло от древнеперсидского слова «аршан», что переводится как «муж» или «самец», или от осетинского термина, который может означать «несметное множество».
Эрзя и мокша: сколько и где проживают
Отметим, что представители этого народа идентифицируют себя как эрзя (встречаются и другие названия, такие как терюхане или шокша) и мокша (каратаи). По словам специалистов, это две близкие по культуре и языку группы, но каждая из них обладает отдельным этническим самосознанием. Название «мордва» является экзонимом, то есть оно заимствовано из русского языка.
Во время последней всероссийской переписи, прошедшей в 2010 году, мордовцы (включая эрзей и мокшей) указали свою численность в 484 450 человек. С момента предыдущей переписи численность народа в стране сократилась на 259,7 тысячи человек.
Сенатор Тултаев: «Мы не стесняемся говорить по-мордовски».
Помимо Республики Мордовия, мордовцы также проживают в других регионах России, преимущественно в Среднем Поволжье, таких как Татарстан, Чувашия, Башкирия, а также в Нижегородской, Пензенской, Ульяновской, Самарской и Оренбургской областях.
Как отмечает казанский ученый Айрат Ситдиков, в научных кругах считается, что существует единый мордовский праязык, который начал распадаться на мокшанский и эрзянский с середины первого тысячелетия нашей эры. В настоящее время эти языки относятся к финно-волжской группе уральской языковой семьи.
Среди мокши и эрзя наблюдаются значительные различия в бытовой культуре и духовных традициях. Есть также очевидная близость мокши к марийцам, тогда как эрзя ближе к прибалтийским финнам, – писал Ситдиков в одном из своих научных трудов.
С точки зрения антропологии, формирование мордвы-эрзи связано с преобладанием светлого широколицего европеоидного типа, тогда как мокши характеризуются как темный узколицый европеоидный тип.
Лингвисты указывают на то, что в языке эрзя больше заимствований из русского языка, в то время как в мокшанском — из тюркских (татарских и чувашских) языков. Примечательно, что оба языка имеют статус литературы на государственном уровне. Вместе с русским они являются государственными в Мордовии и активно изучаются в образовательных учреждениях республики. Лексика мокшанского и эрзянского языков совпадает на 80–90%, но все же существуют заметные различия.
Первый букварь на языке эрзя был выпущен в 1922 году, а на мокшанском – в 1923 году.
Войны с русскими князьями и участие в походе Батыя на Европу
Мордовский этнос восходит к древнему финно-угорскому населению Среднего Поволжья. Интересно, что слово «mordens», примененное к этому народу, использовал римский историк Иордан в своих трудах, написанных VI веке. Как уже упоминалось ранее, именно в этот период, по мнению многих исследователей, начался процесс разделения, в результате которого появились эрзя и мокша. Название «страна Мордия» встречается в описаниях региона, составленных византийским императором Константином Багрянородным в X веке, когда древнемордовские племена начали столкновения со славянами.
Не позже XI–XII веков мордовские племена оказались под влиянием двух крупных государств Восточной Европы того времени: Владимиро-Суздальской Руси и Волжской Болгарии. Исследования свидетельствуют о существовании двух княжеских образований у мордвы: Пургас (реки Теша и Пьяна) и Пуреш (Мокша), которые находились под влиянием соответственно болгар и Руси, – пишет Айрат Ситдиков.
В первой половине XIII века князь Пуреш оформил союз с владимирским князем Юрием Всеволодовичем, известным как основатель Нижнего Новгорода (1221 год). Напротив, эрзянский князь Пургас, выступая за интересы булгар, конфликтовал с русскими князьями, что приводило к постоянным стычкам.
После татаро-монгольского нашествия мордовцы, как и многие другие народы, оказались под властью Золотой Орды. Князь Пуреш и его войска вынуждены были участвовать в походе Батыя в Центральную Европу, начавшемся в 1240 году. По некоторым данным, монголы перебили Пуреша и его воинов, когда те, сославшись на усталость, отказались от участия в битве при Лигнице, где сражались польско-немецкие войска под командованием Генриха Благочестивого. Реальной причиной отказа, как считают историки, были тайные переговоры Пуреша с Генрихом о возможности его перехода на его сторону.
В конце XV века значительная часть мордвин, ранее под зависимостью Казанского ханства, вошла в состав Великого княжества Московского. Это, в свою очередь, способствовало христианизации и мокшан, и эрзян.
Новая эпоха в истории этого народа началась в Советском Союзе: в 1928 году был создан Мордовский округ, который через несколько лет преобразовался в автономную область.
В 1934 году образовалась Мордовская АССР, а в декабре 1990 года она преобразовалась в Мордовскую ССР. Сегодня это Республика Мордовия.
Религия
Традиционно, после принятия христианства мордовцы стали носителями православия, которое сохраняется и в наши дни. Среди народов мокша и эрзя большинство являются православными христианами. Однако у мокшан также существует неоязыческое верование, называемое Мокшень-кой.
Данная религия представляет собой реконструкцию древних верований этого этноса. У эрзи есть своя национальная религия — эрзянь познэнь озномат, в которой преобладают дохристианские семейно-родовые и общинные аграрные культы.
Национальный костюм
Традиционное обмундирование мордовцев включает в себя необходимые для повседневной жизни элементы одежды. Основные составляющие мордовских нарядов — это нательная и верхняя одежда, а также съемные украшения. Несмотря на наличие различий между костюмами мокши и эрзя, есть множество схожих черт.
Прежде всего, большая часть одежды шилась из ткани, отделка при этом вышивалась отдельно. Рубахи изготавливались по выкройкам, схожим с туниками, а в качестве материалов для прикрас использовали бисер, ракушки и монеты.
Мужские костюмы обычно отличались простотой, в них преобладали черный и белый цвета, и чаще всего их шили из черного сукна. В то же время женские наряды могли содержать больше белых и красных оттенков, а также различного рода вышивку, украшения, бижутерию, пояса и каркасные элементы.
Источник: wlooks.ru
О возрасте и социальном статусе женщины можно было судить по головному убору. Они изготавливались с особым вниманием и украшались различными деталями. Например, эрзянки носили высокую шляпу, напоминающую цилиндр, тогда как мокшанки предпочитали чепцы трапециевидной формы.
Субэтносы различаются также по особенностям традиционного одеяния. Так, мокшанки часто облачались в широкие брюки и рубашку с поясом, тогда как эрзянки надевали длинные рубашки до пят, поверх которых носили характерный кафтан, называемый шушпан.
Кто такие эрзя?
Эрзя — это этническая группа мордвы. Первое упоминание об эрзян содержится в письме хазарского кагана Иосифа (X век). Этнографы пока не пришли к единому мнению о происхождении термина «эрзя», но наиболее распространенной является гипотеза о его заимствовании из иранских языков (сравните: др.-перс. aršan — «самец», «муж», «бык», «герой», «богатырь»).
В раннем средневековье эрзя оказывали сопротивление таким соседям, как хазары, печенеги и половцы. Существует также мнение, что Нижний Новгород был основан на месте древнего эрзянского поселения, а название «Рязань» происходит от искаженного эрзянского слова «эриця», означающего «житель». В XIII веке, в отличие от покорившихся Золотой Орде мокшан, эрзя отступили на север, укрываясь в густых лесах. К XVII веку эрзя находились на Урале, в Южном Приуралье и Заволжье.
Эрзян относят к европеоидной расе, беломоро-балтийскому антропологическому типу. В отличие от мокшан, эрзяне отличаются большим ростом, европеоидными чертами лица, преобладанием светлых оттенков волос и глаз. Что касается телосложения, то мокшане, как правило, более крепкие и коренастые, тогда как эрзя выглядят более худыми и высокими.
Долгое время эрзя сохраняли различные языческие верования. Они верили в существование единого бога Инешкипаза, который считается создателем всего сущего.
Согласно данным переписи 2010 года, численность эрзян составила 57 008 человек. Одной из известных представительниц этого народа является Наталья Водянова, обладающая эрзянскими корнями. Кроме того, эрзянские корни по материнской линии также имеются у знаменитой советской певицы Лидии Руслановой.
Религия и праздники
Большинство современных мордвин являются православными христианами, которые частично следуют местным народным традициям.
Двоеверие
С момента христианизации народными любимыми праздниками стали Рождество и Крещение, которые отмечаются с весельем, народными гуляниями и играми. Однако у мокшан сохранялось представление о множестве духов леса, а также концепция верховного бога Шкая и его супруги Азаравы, в то время как у каждого определенного озера, леса или поля был свой покровитель. Мольбы мордвин часто происходили не в храмах, а в священных рощах, иногда включая наем священника для ведения молений. Существовали случаи, когда молитвы могли длиться часы, а порой даже дни, в течение которых приносили в жертву домашний скот и разнообразные продукты.
История принятия православия
Правительство Российской империи относилось к этому вопросу весьма деликатно, предоставляя язычникам льготы, такие как освобождение от налогов. Постепенно к мордовцам приходили русские миссионеры, а затем и сами крещёные мордвины, принимая участие в обрядах крещения в открытых водоемах. В 1652 году патриархом Всероссийским стал выходец из мордвы Никита Минин, или Никон, который стал инициатором активной христианизации, порой насильственной. К примеру, в 1655 году архиепископ Рязани Мисаил окрестил 4200 человек, что вызвало восстание. Некоторые проповедники действовали даже более решительно, уничтожая языческие кладбища и места проведения обрядов. Тем не менее, в конечном итоге мордва была крещена, на местах её обитания возникли известные монастыри, такие как Мамонтова пустынь и Троицкий монастырь на Цне, ставшие центрами культуры для малограмотного сельского населения.
Особенности церковных праздников у мордвы
Как уже упоминалось, важнейшими праздниками для мордви стали Рождество и Крещение, которые отмечались совместно с русскими. В это время мордва занималась уборкой жилища, устраивала колядования, застолья с музыкой и скоморохами. Однако стоит отметить, что мордва чаще, чем русские, использовала для своих праздников медведей. Это связано с тем, что, согласно народным традициям, медведь когда-то считался тотемным животным. Несмотря на то, что медведей редко удавалось поймать, мордва нередко стремилась достать хотя бы одного из них или наряжала одного из мужчин в шкуру медведя. После всех гуляний девушки, так же как и их русские сверстницы, отправлялись гадать на суженого, а старшее поколение предпочитало гадать на урожай и пытаться предсказать достаток в доме. Иногда молодёжь устраивала веселые поездки на конных упряжках, украшенных цветными лентами, или веселилась на горках. На праздниках часто употребляли национальное мордовское пиво пуре и легкие хмельные напитки. Что касается Крещения, то мордва не принимали участия в погружении в ледяную воду.
Народные праздники
У мокшан и эрзян существуют два главных общенациональных праздника: Акша келу и Раськень Озкс. Акша келу, имеющий мокшанское происхождение, переводится как «Праздник белой берёзы» и традиционно отмечается в селе Вадовские Селищи Зубово-Полянского района Мордовии, совпадая с православной Троицей. Главным развлечением этого дня является мордовская борьба на поясах, где участники не должны отрывать рук от кушака. Победителем считается тот, кто сумеет уложить противника на землю трижды.
Знаменитые люди мордовского происхождения
Мордва подарила миру множество выдающихся личностей. Рассмотрим вкуснейшие примеры.
Древность
Безусловно, самым известным представителем этого народа является патриарх Никон, в миру известный как Никита Минин, или Минов. Он родился в 1605 году в селе Вельдеманово Нижегородского уезда. На посту патриарха он пробыл всего шесть лет, но успел стать личным советником царя Алексея Михайловича и инициатором церковной реформы, которая вызвала неоднозначную реакцию среди современников и привела к церковному расколу. Кроме того, именно Никон посоветовал одному из своих знакомых принять в подданство Богдана Хмельницкого. Интересным фактом является то, что его бывший друг, а впоследствии заклятый враг, протопоп Аввакум тоже происходил из мордвы, родившись в 1620 году в селе Григорове Нижегородского уезда.
Российская империя и Советский Союз
Мало кто знает, что мордовское происхождение имеет и такой историк, как Василий Осипович Ключевский, а также сам Максим Горький: отец Ключевского был священником, а мать Пешкова, известного как Горький, была мордвинкой. Лётчик-испытатель Валерий Чкалов и герой Великой Отечественной войны Алексей Маресьев, о котором рассказывается в повести «О настоящем человеке», также являются представителями этого народа.
Всего за несколько минут вы можете бесплатно зарегистрировать собственную Цифровую капсулу времени, сохранив для потомков семейную летопись в разделе Река жизни. Кроме того, в Капсуле вы сможете составить родословное древо, зафиксировать историю своей жизни, рассказанную от первого лица, а также упорядочить фото и видео архивы.
Современность
В наши дни мордва активно представлена во многих сферах общества, включая традиционную церковную деятельность. Например, предки действующего патриарха Кирилла, до принятия монашества известного как Владимир Михайлович Гундяев, происходят из села Оброчное Ичкаловского района Мордовии, где насчитывается значительное количество мордовцев.
Считается, что у известного советского писателя Василия Шукшина также были мордовские корни. На сегодняшний день самым известным хоккеистом является Александр Овечкин, чьи корни уходят в село Шокша Теньгушевского района, а родители гимнастки Светланы Хоркиной имеют корни из Темниковского района.
Сохранить семейную память о малой родине, делиться традициями праздников или записать передающийся из поколения в поколение рецепт вкусного пирога стало еще легче с помощью Цифровой капсулы времени — уникального инструмента, который способствует передаче живого голоса ваших предков потомкам. Теперь вашим правнукам не нужно будет обращаться в архивы, чтобы сквозь сухие строки исторических документов пытаться узнать о своей семье, ведь удобная и высокотехнологичная Капсула может сохранить вашу память на долгие годы.
Передайте семейные традиции будущим поколениям. Оставьте свои координаты для записи на консультацию “Первый шаг”.