Кто такой шоураннер: именно этот человек создает ваши любимые сериалы

Хотя другие позиции (штатные писатели, редакторы рассказов, продюсеры, режиссеры) являются важными компонентами системы, именно шоураннер принимает ключевые решения и осуществляет контроль над окончательными результатами. Он следит за всем процессом производства таким образом, чтобы все аспекты, начиная от написания сценария и заканчивая кастингом, проходили гладко.

Содержание
  1. Профессия шоураннер
  2. Чем занимается шоураннер
  3. Что должен уметь шоураннер
  4. Почему востребована профессия шоураннера
  5. Как стать шоураннером
  6. Где учиться на шоураннера
  7. Институт кино и телевидения (ГИТР)
  8. Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения
  9. Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
  10. Московский государственный институт культуры
  11. Всероссийский государственный университет кинематографии имени С. А. Герасимова
  12. Самозванцы
  13. Сделайте нам красиво
  14. Почему появилась необходимость в новой профессии?
  15. Работа над корпоративным сериалом «В рабочем порядке»
  16. Каким должен быть шоураннер?
  17. Примеры известных шоураннеров
  18. Шонда Раймс – Анатомия страсти, Скандал, Изобретая Анну
  19. Джесси Армстронг – Унаследованные, Свежая кровь, Шоу о Бараках
  20. Винс Гиллиган – Во все тяжкие, Лучше звоните Солу
  21. В заключение
  22. Получите *ВСЕ* наши БЕСПЛАТНЫЕ ресурсы

Профессия шоураннер

Шоураннер — это автор сериала, полностью управляющий творческим процессом его создания и продвижения, что, на английском языке, обозначается как «showrunner», что можно перевести как «руководитель шоу». Эта роль включает в себя не только написание сценариев, но и координацию всех процессов, связанных с созданием сериала.

Чем занимается шоураннер

Шоураннер разрабатывает концепцию сериала и его идею, участвует в написании сценариев (либо сам, либо контролируя работу команды сценаристов), а также активно работает над составлением бюджета и поиском финансирования. Он отвечает за распределение бюджета и ресурсов, занимается кастингом актеров, подбором персонала для проекта и поиском удобных локаций для съемок. В его обязанности также входит организация и контроль съемочного процесса, участие в монтаже и продвижении готового продукта.

Что должен уметь шоураннер

• Понимание ожиданий аудитории и умение прогнозировать поведение и реакцию зрителей

• Умение донести свою идею как до заказчиков, так и до членов съемочной группы

• Способность писать увлекательные сценарии

• Наличие лидерских качеств и организаторских способностей

• Высокая работоспособность и стрессоустойчивость

• Знания в области режиссуры и драматургии

• Осознание роли каждого члена съемочной группы и понимание процесса их работы

• Знание принципов телевизионного менеджмента и маркетинга

• Знание правил организации работы съемочной группы, а также умение наладить и контролировать процесс производства сериалов

• Опыт управления крупными проектами

• Готовность к высокой степени ответственности и рискам

• Умение работать в большой команде

• Способность соблюдать графики и укладываться в сроки

Почему востребована профессия шоураннера

Мини-сериалы и проекты, состоящие из нескольких сезонов, становятся все более популярными среди современного зрителя. Интерес к оригинальным авторским сериалам продолжает расти, что приводит к воссозданию и распространению профессий шоураннера.

Как стать шоураннером

Хорошим стартом для будущего шоураннера станет образование в вузе по направлениям: Режиссура кино и телевидения, Драматургия или Продюсерство. Начать можно и с колледжа искусств, где можно получить базовые прикладные знания. Существуют также специализированные курсы, которые готовят специалистов для данной профессии.

Где учиться на шоураннера

Институт кино и телевидения (ГИТР)

ГИТР входит в число ведущих кино и телевизионных школ в мире. Он готовит специалистов таких профессий, как режиссеры, журналисты, операторы, звукорежиссеры, художники и продюсеры. Во время учебы студенты учатся снимать, монтировать, обрабатывать звук и музыку, создавать декорации и компьютерную графику. Обучение проходит как на собственной студии, так и на федеральных и региональных каналах.

Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения

Этот вуз является единственным в России, который готовит весь спектр специалистов для киноиндустрии, телевидения и смежных областей. Миссия института заключается в подготовке высококвалифицированных экспертов, гармонично развитых и соответствующих международным стандартам.

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

ОмГУ — это полифункциональный образовательный и научно-исследовательский центр, который предлагает профессиональную подготовку по широкому спектру направлений, способствующих инновационному развитию экономики как региона, так и страны.

Московский государственный институт культуры

Этот институт является крупнейшим центром отечественного образования в области культуры и искусства. Он готовит не только хореографов и режиссеров, но и специалистов в области масс медиа и гуманитарных наук.

Всероссийский государственный университет кинематографии имени С. А. Герасимова

Этот университет был основан практически одновременно с советским кинематографом в 1919 году и готовит специалистов для кино и телевидения. Это единственная в России киношкола, имеющая собственную киностудию, предлагающую студентам уникальные возможности для практики в реальных условиях.

Самозванцы

Шоураннеры

Институт шоураннеров появился благодаря креативности сценаристов. В 1950–1960-х годах телесериалы были, как правило, исключительно студийными продуктами, а авторов сценариев нанимали по контракту с минимальной ответственностью за дальнейшую судьбу своих проектов.

Однако в 1970-х, во время кинореволюции в Голливуде, аналогичное изменение произошло и в мире телевидения. Сериалы, такие как «Мэри Тайлер Мур» (1970–1977) и «Блюз Хилл-стрит» (1981–1987), завоевали популярность, благодаря ярким персонажам и сложным сюжетам. Ожидания зрителей значительно возросли, что способствовало увеличению ответственности сценаристов, которые получили больше творческой свободы, постепенно становясь фактически исполнительными продюсерами.

В 1992 году в журнале Variety появилась новая терминология – «шоураннер». Создатель сериала «Скорая помощь», Джон Уэллс, описал эту роль в колонке для The New York Times, указав, что шоураннер принимает ключевые решения по сюжету проекта, его настроению, визуальным аспектам и направлению режиссуры. Он отвечает за все творческие элементы, начиная от оригинального сценария и заканчивая режиссурой подхода, и подотчетен только генеральному продюсеру. Например, такие фигуры, как Джин Родденберри для «Star Trek» (1966–1969) и Дэвид Линч для «Твин Пикс», являлись истинными шоураннерами, хотя термин для описания их роли еще не был принят.

Сделайте нам красиво

Джей Джей Абрамс

Наивно предполагать, что шоураннеры — это исключительно творческие личности, пишущие и рассказывающие другим, как сделать красиво. На самом деле, это опытные управленцы, которые несут ответственность за найм новых сотрудников и увольнение старых. Шоураннеры взаимодействуют с главной студией по вопросам бюджета и сроков производства, формируют команды, следят за соблюдением дедлайнов, утверждают оборудование и геолокации, а также ведут переговоры со стриминговыми сервисами и телеканалами, чтобы заинтересовать их своим проектом.

Эти люди представляют собой сочетание талантливых сценаристов, знающих основы режиссуры, энергичных менеджеров и харизматичных лидеров, способных вдохновлять свою команду и преодолевать любые разногласия. Они управляют съемочным процессом так, как дирижер управляет оркестром, следя за тем, чтобы произведение не теряло своего смысла в процессе от написания до завершенного продукта. Кроме того, шоураннеры сами должны быть не меньшей приманкой для зрителей, чем интригующий сюжет или завлекательный актерский состав.

Чтобы достичь этого, шоураннеры вынуждены становиться публичными фигурами, покидая тень офисов и становясь медийными личностями, которые могут соперничать по популярности с культовыми режиссерами. Такой переход шоураннеров из закадычных стратегов в звезд медиаиндустрии активно происходил в нулевые годы, когда многие творцы громко заявили о себе.

Почему появилась необходимость в новой профессии?

В кино- и телеиндустрии существует множество разных профессий, но часто один человек объединяет в себе качества продюсера, режиссера и сценариста. Такой комбинированный подход позволяет значительно сократить время и затраты на производство. Так и возникла профессия шоураннера, который прекрасно понимает тенденции рынка и знает, что нужно зрителю, что позволяет генерировать новые идеи и успешно их реализовывать.

Сегодня в России шоураннеров готовят на специализированных курсах в Московской школе кино. Может показаться, что это ограничивает возможности выбора, однако МШК зарекомендовала себя как одно из самых успешных учебных заведений на рынке кинопрофессий. Тем не менее, если точно понимать, что именно требуется от шоураннера, эту профессию можно освоить и в других учебных заведениях, даже если там нет особой программы. Например, во ВГИКе, Московской школе нового кино, Киношколе «Индустрия» и других учреждениях можно развить необходимые навыки. ​​​​​​​

Работа над корпоративным сериалом «В рабочем порядке»

Недавний проект агентства Ривелти и Академии Росатома представляет собой сериал, выполненный в формате корпоративного Netflix. Данная концепция обусловлена нашим подходом к съемке: это не просто ряд роликов, а полноценный сериал с работой сценаристов, профессиональными актерами и использованием современных технологий в продакшене и пост-продакшене. Шоураннером этого проекта выступил генеральный продюсер Ривелти Дмитрий Богданов:

Сериал В рабочем порядке

В последние годы российские сериалы стали более современными и менее стерильными. В них показывается реальный мир с его противоречиями. Главными становятся проекты, которые отражают жизненные реалии, и, создавая наш корпоративный проект «В рабочем порядке», мы тоже исходили из этой идеи.

Зрителям интересны реальные трудности, возникающие, в том числе и на работе: недопонимания и конфликты. Ранее сложно было представить, что компания будет обращаться к своим сотрудникам не в назидательном ключе, а через художественный контент. Однако сегодня бизнес готов к таким живым историям, и практика показывает, что это не только не вредит компании, но, наоборот, подчеркивает её уровень, смелость и готовность к изменениям.

Для меня этот сериал стал первой работой не просто в качестве шоураннера, но и как кино-шоураннера. Я считаю, что кино — это вершина мультимедийного искусства, так как оно обладает максимальным воздействием на зрителя, если, конечно, оно выполнено качественно. Это то, к чему наша команда стремилась, совершенствовав навыки в рекламе, корпоративных роликах и документальных фильмах. Сейчас мы достигли того, что способны создавать сериалы на высоком уровне.

Важно отметить, что контент для внутреннего использования начал создаваться с необходимым качеством и уважением. Общая тенденция такова: компании стремятся создать что-то действительно качественное для своих сотрудников. Если для клиентов и партнеров они готовы использовать профессиональный и качественный подход, то для внутренней аудитории производятся проекты попроще.

Мы нашли способ проявить себя и показать, что можно работать по-другому. Применяя неравнодушный подход к корпоративным проектам, можно создавать качественный контент и более глубоко воздействовать на сотрудников.

Каким должен быть шоураннер?

Самое главное, что должен уметь шоураннер — это сформулировать и донести до команды общее видение, направление работы. Итоговое ощущение не может возникнуть, пока шоураннер не создаст его сам. Это восприятие существует исключительно в его голове и сердце. Режиссеры, актеры и композиторы могут видеть один и тот же проект, но с разных углов, и задача шоураннера — объединить все эти видения, направив каждого на достижение общего результата.

Не менее важным является умение вести переговоры. Единственная инстанция, которой подчиняется шоураннер — это его непосредственный заказчик. Он же и является тем, с кого по итогам будут спрашивать. Поэтому шоураннеру важно уметь грамотно презентовать свои идеи клиенту, заключать финансовые сделки, решать логистические вопросы и многие другие задачи. Способность слушать своих коллег, находить компромиссы и доверять людям, которых он сам пригласил в проект, превращает творца в настоящего шоураннера.

Детально о том, что получается в результате, и с искрометным юмором рассказывает в своих социальных сетях генеральный продюсер Ривелти Дмитрий Богданов.

Примеры известных шоураннеров

Хотя у шоураннеров есть схожие обязанности и задачи, каждая ситуация выглядит несколько иначе. Некоторые из них активно участвуют в написании сценариев, некоторые также занимаются режиссурой, а кто-то больше занят управлением, чем другими аспектами работы.

Давайте рассмотрим некоторые примеры известных шоураннеров и их опыт.

Шонда Раймс – Анатомия страсти, Скандал, Изобретая Анну

Шонда Раймс

Одним из самых известных современных шоураннеров является Шонда Раймс. Она наиболее известна благодаря своему руководству такими сериалами, как Анатомия страсти, Частная практика и Скандал.

Карьеру она начала как сценарист, работая над такими фильмами, как Перекресток и Дневники принцессы 2. Однако «Анатомия страсти» стала её первым серьезным достижением на телевидении, где она выступила в качестве создателя и исполнительного продюсера. Успех этого сериала позволил Раймс сделать карьеру шоураннера на нескольких успешных проектах на сетевом телевидении.

В 2017 году она перешла на платформу Netflix, подписав крупную многолетнюю сделку. В рамках этой сделки она произвела некоторые из своих самых больших хитов, включая Бриджертон и Изобретая Анну.

Шонда Раймс стала одной из самых высокооплачиваемых шоураннеров в Голливуде. Она демонстрирует, как написание сценариев играет неотъемлемую роль в её работе. Её чуткость к повествованию и понимание того, какие истории интересуют зрителей, делают её сериалы доступными и ориентированными на массовую аудиторию, но при этом с вниманием к деталям в их реализации.

Джесси Армстронг – Унаследованные, Свежая кровь, Шоу о Бараках

Джесси Армстронг

Джесси Армстронг — британский сценарист, создатель, шоураннер и исполнительный продюсер. Наиболее известен как создатель и шоураннер драмы HBO Унаследованные. Он также был соавтором нескольких других сериалов, таких как Шоу о Бараках и Свежая кровь.

Армстронг наглядно демонстрирует, как шоураннер может удерживать одинаковый тон в течение сериала. Его фон в комедии создает четкий юмористический подтекст во всем, что он делает, даже если темы не всегда являются комедийными.

Он управляет командой сценаристов, работающих над Унаследованными, а также пишет и режиссирует ключевые эпизоды. Этот сериал является отличным примером того, как разнообразные авторы и режиссеры могут оставлять свой след, но при этом создается единая идея и тон.

Винс Гиллиган – Во все тяжкие, Лучше звоните Солу

Винс Гиллиган

Как создатель вселенной Во все тяжкие, Винс Гиллиган играет ключевую роль как шоураннер. Он помогает поддерживать последовательность и целостность сюжета на протяжении разных сезонов и временных линий.

Лучше звоните Солу является вероятно лучшим примером навыков Гиллигана в качестве шоураннера. Сюжет этого сериала так тщательно прописан и связан со своим «сестринским» шоу. Роль Гиллигана в этом процессе является решающей. Персонажи всегда остаются привязанными к одним и тем же мотивациям, что делает сериал столь вознаграждающим; многогранность персонажей и мира создает ощущение, что мы сами угодили в удивительное повествование.

В заключение

Шоураннер — это человек, обладающий общей творческой властью над телевизионным сериалом. Он выполняет роль творческого лидера, направляя сериал от сезона к сезону и управляя остальной командой продакшена.

Шоураннер обычно представляет собой комбинацию творческого и управленческого начала. Например, он отвечает за финализацию сценариев, контроль и утверждение бюджетов, управление командами сценаристов и взаимодействие между командой производства и сетью или студией.

В чем разница между шоураннером и продюсером?

Шоураннер имеет больше контроля над творческим процессом, чем продюсер. Он отвечает за общее направление сериала во всех аспектах, тогда как продюсер занимается конкретными производственными деталями. Несмотря на существование многих членов команды, шоураннер в конечном итоге является «капитаном корабля».

– Как вы оценили эту статью? Делитесь мнением, ставьте лайки, оценивайте и оставляйте свои мысли в комментариях ниже…
– Имеете трудности со сценарием или книгой? Мы занимаемся анализом историй каждый день… ознакомьтесь с нашим ассортиментом услуг по критике сценария для писателей и создателей фильмов.

Эта статья была написана Кори Кэмпбеллом и отредактирована редакцией IS.

Получите *ВСЕ* наши БЕСПЛАТНЫЕ ресурсы

Преодолевайте самые сложные области сценарного мастерства с помощью наших эксклюзивных электронных книг. Получите все наши БЕСПЛАТНЫЕ ресурсы, присоединившись к 60 000 создателей фильмов в нашем списке рассылки!

Успех! Спасибо за подписку, теперь проверьте все свои почтовые ящики, включая спам!

Что-то пошло не так.

Мы уважаем вашу конфиденциальность и серьезно относимся к ее защите.

Оцените статью
Хозяюшки