Исследования, в которых участвуют около 1500 вундеркиндов, позволяют ученым сделать любопытные выводы: такие дети не являются напряженными, психически неустойчивыми, чрезмерно серьезными или жалкими, и они способны на гораздо большее, чем просто обучение. На самом деле, значительное число таких детей не демонстрирует никаких поведенческих отклонений — они спокойны, уравновешены и послушны.
- Доказано только одно: умные дети чаще носят очки. Что современная наука знает о вундеркиндах и гениях
- Кто такие гении и вундеркинды
- Кто такие вундеркинды?
- Кто такие саванты?
- Вундеркиндом становятся или рождаются?
- Таким родился
- Родился или стал?
- Особенности работы с одаренными детьми
- Одаренными рождаются или становятся
- Особенности воспитания вундеркиндов
- Высокий IQ — не панацея
Доказано только одно: умные дети чаще носят очки. Что современная наука знает о вундеркиндах и гениях
Гениальность нередко воспринимается как дар, но также и как проклятие. Имеется множество известных случаев, когда дети-вундеркинды сталкивались с психическими расстройствами и испытывали трудности в установлении дружеских связей. Так, действительно ли существует связь между высоким IQ и проблемами в социальной жизни?
Примеры таких знаменитых личностей, как Винсент Ван Гог, страдавший от депрессии и эпилептических припадков, или гениальный математик Джон Нэш, имеющий параноидальную шизофрению и галлюцинации, подчеркивают эту мысль. Мы часто слышим, что гениальность — это тяжелое бремя. Однако существует множество примеров, которые разрушает этот стереотип. Лев Ландау поступил в университет в возрасте 13 лет, а Бобби Фишер в 15 лет стал самым младшим гроссмейстером в мире. Оба они прожили долгую и насыщенную жизнь. Так действительно ли можно провести связь между гениальностью и психическими нарушениями?
Кто такие гении и вундеркинды
Термин вундеркинд, переводимый с немецкого как «чудесный ребенок», имеет богатую историю. Некоторые этимологические словари утверждают, что изначально этот термин использовался в отношении Иисуса Христа, хотя конкретных доказательств этого нет. В современной интерпретации вундеркинд определяет детей, которые значительно опережают своих сверстников в развитии с раннего возраста. Они могут иметь поразительные способности в таких областях, как математика, музыка, языки, творчество или спорт, проявляя гениальность как в одной области, так и в нескольких сразу. Также бывают дети, которые крайне успешны в одной конкретной дисциплине, но в других областях показывают более низкие результаты; это явление называется синдромом саванта, заимствованным из французского идиот савант (ученый идиот). Генетики констатируют, что гениальность не определяется наличием каких-либо специальных генов, например, гена гениальности, а представляет собой уникальную комбинацию генов, зачастую случайное сочетание.
Таким образом, гениальность не является наследственной и не передается из поколения в поколение.
Феномен гениальности изучается давно, однако он продолжает оставаться одной из наибольших загадок науки. Понятие «гений» упоминается в трудах таких философов, как Демокрит, Платон и Аристотель (в древнегреческой традиции гений рассматривался как некое вдохновение), а также исследовалось такими мыслителями, как Гегель, Кант, Фрейд, Шеллинг и Юнг. Достоверно говорить о высшей степени одаренности как о гениальности начинал математик Альфред Уайтхед, который назвал XVII век «веком гениев»: именно в это время жили такие выдающиеся личности, как Шекспир, Фрэнсис Бэкон, Гарвей, Кеплер, Галилей, Декарт, Паскаль, Ньютон и Локк.
Некоторые ученые, подобно древним грекам, интерпретировали гениальность как божественный дар, проявление иррационального вдохновения, приходящего к человеку откуда-то извне. Другие утверждали, что это является врожденным качеством, особенностью ума.
Кто такие вундеркинды?
Слово «вундеркинд» имеет германское происхождение. В немецком «Wunder» переводится как «чудо», а «Kind» — как «ребенок». Это в буквальном смысле означает «чудесный ребенок»! Что касается родителей, то каждый из них считает своего ребенка чудесным, однако в этом термине содержится несколько иное значение.
Вундеркиндом принято назвать одаренного и исключительного ребенка. Он значительно выделяется на фоне сверстников в одной или более сферах деятельности. Уровень интеллектуального развития этих детей заметно превосходит уровень их сверстников.
К примеру, в то время как одногодки только начинают осваивать сложение 2+2, вундеркинд уже решает задачи, которые не под силу даже выпускникам школы. Или, пока его сверстники лишь учатся рисовать простые квадраты, вундеркинд создает полноценные картины, обладающие художественной ценностью. Одаренность может проявляться в самых разных областях: от чтения, запоминания информации, сочинения музыки до игры в шахматы и многих других.
Кто такие саванты?
Когда речь заходит о вундеркиндах, всегда возникает понятие саванта. Савант — это своего рода вундеркинд, но с некоторыми отклонениями. Широко распространено мнение, что они страдают синдромом саванта, что означает наличие исключительной одаренности в узкоспециализированной области, к примеру, в рисовании или музыкальном творчестве, однако при этом имеют сложности в других аспектах. Чаще всего такие дети могут иметь синдром Аспергера или аутизм.
Вундеркиндом становятся или рождаются?
Психологи по-прежнему не в состоянии установить точные причины возникновения феномена вундеркинда. На текущий момент существует две основных теории:
- Каждый ребенок одарен уникальным образом, и каждый потенциально способен стать вундеркиндом. Главное — это правильно выявить одаренность ребенка и подобрать соответствующий метод для ее развития. Эта версия подвергается критике со стороны ряда психологов за ее малую логичность. Многие из тех, кто в детстве был вундеркиндом, в зрелом возрасте не сохраняют свои выдающиеся способности, что делает эту теорию ещё менее правдоподобной.
- Одаренность рассматривается как дар судьбы, присущий ребенку изначально, без каких-либо явных оснований. Здесь вундеркиндом необходимо родиться, и, несмотря на все усилия по его воспитанию, вряд ли можно добиться таких же результатов.
Таким образом, в настоящее время трудно однозначно оценить природу возникновения вундеркидов. Они существуют, и их одаренность поразительна, а время, вместе с будущими исследованиями, возможно, поможет понять, откуда берется эта выдающаяся способность.
Таким родился
На сегодняшний день общепринятая точка зрения заключается в том, что вундеркиндами рождаются, а не становятся. Вундеркинд — это маленький гений, и само слово «гений» подразумевает наличие врожденного дара.
Некоторые психологи обращают внимание на факты, указывающие в пользу этой точки зрения. Например, вундеркинды, как правило, рождаются в семьях с высоким уровнем образования, очевидно унаследовав высокий интеллект. Также известно, что они обладают выдающимися способностями к памяти.
Поразительно, что некоторые из них даже помнят свои внутриутробные впечатления и процесс своего появления на свет.
Как отмечается, высокий процент вундеркиндов появляется на свет в результате стрессовых ситуаций во время беременности.
Так, мать Джейка Барнетта, который проявил себя как математический и физический вундеркинд, неоднократно попадала в больницу в ходе беременности. В то же время другая женщина, родившая высоко одаренного ребенка, была вынуждена отражать грабеж в своем доме, находясь в положении.
Хотя далеко не все вундеркинды могут похвастаться памятью о внутриутробных моментах, все они, как правило, обладают высокой чувствительностью и эмпатией.
Доктор Джоан Рутзац из университета штата Огайо, занимающаяся изучением вундеркидов на протяжении 15 лет, отмечает, что таким детям присуще чувство глобальной ответственности и альтруизм. Они остро реагируют на жестокость по отношению к животным, несправедливость в отношении одноклассников, способны плакать из-за негативных поворотов сюжета в фильмах, расстраиваться из-за войн или катастроф даже в отдаленных уголках мира, а также переживать по поводу глобального потепления.
Польский психиатр Казимеж Домбровски, один из первых исследователей этого явления, обозначил совокупность некоторых черт вундеркидов как сверхстимулируемость или сверхвозбудимость. Эти черты включают в себя высокие физические энергии, сенсорную гиперреактивность, живое воображение, интеллектуальное любопытство и стремление к глубокому сопереживанию.
Существует предположение, что у таких детей происходит высокая коннективность между областями мозга. Это означает, что возбуждение одной части мозга вызывает одновременное возбуждение других областей; другими словами, один и тот же стимул активации нескольких участков мозга может быть связан со всем этим.
Можно предположить, что именно это объясняет еще одну общую черту вундеркидов: они часто обладают выдающимися запасами рабочей памяти или оперативной памяти, как это можно проиллюстрировать с помощью компьютеров. Рабочая память играет ключевую роль в выполнении сложных действий, требующих высоких исполнительских навыков, таких как согласование множества физических манипуляций, например, в процессе игры на музыкальном инструменте, или быстрый перебор вариантов, как в шахматах. (Здесь стоит уточнить, что достаточный размер оперативной памяти определяет многозадачность компьютера.)
Конечно, подобные способности могут развиваться и у менее дарованных людей с помощью длительных и упорных тренировок. Однако ранняя гениальность, прежде всего, выделяется тем, что она проявляется у детей до ключевого этапа обучения.
Что касается высокой коннективности различных областей мозга у вундеркидов, это остается лишь гипотезой. К сожалению, значимых исследований на эту тему до сих пор не проводилось.
Родился или стал?
Канадский журналист Малькольм Глэдуэлл, который в юности сам был вундеркидом, в свои подростковые годы оказался самым быстрым бегуном Канады в своей категории и надеялся попасть на Олимпийские игры. Тем не менее, надежды не оправдались. В 15 лет он потерпел поражение на одном из важных соревнований и, хотя оставался хорошим бегуном, так и не смог добиться статуса чемпиона.
Став взрослым, Глэдуэлл начал изучать феномен вундеркинда и пришел к выводам, которые расходятся с известными стереотипами.
Он обратил внимание на исследование, названное «Гений пересмотренный», посвященное судьбе учащихся престижной Нью-Йоркской школы для одаренных детей при колледже Хантер, принимающей только детей с IQ от 155 и выше.
Его удивило то, что, хотя большинство выпускников достигали успехов в карьере и в жизни в целом, среди них не было звезд, Нобелевских лауреатов или авторитетов национального масштаба в каких-либо областях.
Глэдуэлл подчеркивает, что все эти дети были гениями, но не стали взрослыми гениями.
Безусловно, вундеркинд имеет природный дар, но сфера раннего развития его способностей не является автоматическим признаком гениальности.
Музыкальные конкурсы показывают, что одаренные дети, выигрывающие награды в своем возрасте, редко становятся звездами, собирающими многотысячные залы поклонников.
А как же Моцарт?
Глэдуэлл считает, что его успех — это скорее исключение, чем правило. Необходимо учитывать несколько обстоятельств.
Во-первых, музыкальные занятия четырехлетнего Моцарта не отличались высоким уровнем исполняемой музыки; на самом деле, это были всего лишь переработанные композиции других композиторов. Во-вторых, все записи делают его отцом, что вызывает определенные сомнения. И, наконец, не исключено, что Леопольд Моцарт, показывая своего сына музыкантам, мог не совсем точно указать его возраст, поскольку в XVIII веке подобные ситуации не требовали строгого документального подтверждения.
Кроме того, важным фактом является то, что Леопольд сажал своего трехлетнего сына за клавесин, и на протяжении четырех лет Вольфганг Амадей играл по три часа в день, что дало ему за шесть лет 3500 часов практики — это, по меньшей мере, в три раза больше, чем у любого его сверстника.
Давайте взглянем на это с другой стороны, предлагает Глэдуэлл.
Зная характеристики признанных гениев — Коперника, Рембрандта, Баха, Ньютона, Бетховена, Канта, Леонардо да Винчи, Эйнштейна — можно с уверенностью утверждать, что в школу для одаренных детей их бы не допустили.
Глэдуэлл выражает мнение, что романтизация ранней гениальности может быть вредна, потому что создает своеобразную детскую элиту, которая получает больше ресурсов от общества и государства, в то время как будущие звезды, по сути, остаются среди среднестатистических детей.
Особенности работы с одаренными детьми
Работа с одаренными детьми требует особого подхода, так как они обладают уникальной совокупностью способностей, которые, при правильном развитии, способны привести к выдающимся достижениям.
Основной задачей является своевременная диагностика и развитие их интеллектуальных, творческих, лидерских и иных способностей.
Важным является создание стимулирующей среды, предоставление доступа к необходимым материалам и ресурсам, а также обеспечение индивидуального подхода в обучении юного дарования.
Эта задача требует от учителей и родителей гибкости, креативности, умения адаптироваться к различным стилям обучения, характерным для каждого ребенка.
К сожалению, юные дарования иногда переживают стресс из-за несоответствия между своими способностями и ожиданиями окружающих. Они нередко склоны к перфекционизму и стремлению к высоким результатам, что создает давление как для них самих, так и для их близких.
Вот несколько практических советов для нахождения общего языка с одарённым ребенком:
Поощряйте детские интересы
Наблюдайте за тем, что увлекает ребенка, и дайте ему возможность развивать свои способности в этом направлении. Не старайтесь навязывать свои интересы; лучше найдите общие темы и увлечения, которые сблизят вас.
Социализируйте ребенка
Содействуйте сыну или дочери в налаживании дружеских отношений и общении со сверстниками. Например, запишите ребенка в кружок по интересам или на летнюю смену в детский лагерь. Не стоит запрещать общение с детками постарше.
Смотрите шире
Если ваш ребенок одарен в одной области (например, в математике), не игнорируйте другие. Попробуйте заинтересовать его предметами из родственных областей или творчеством. Ищите способы для гармоничного развития.
Обсуждайте волнующие ребенка вопросы
Дети, достигшие высоких уровней развития, могут задаваться вопросами, неподходящими для их возраста. В поисках ответов они могут столкнуться с ненадежными источниками в интернете или некачественной литературой. Как родитель, старайтесь быть открытым и честным, чтобы ребенок мог обращаться к вам за обсуждением всех волнующих его тем.
Научите правильному отношению к ошибкам
Неудачи могут крайне сильно расстраивать талантливых детей. Помогите ребенку научиться рассматривать ошибки как временные трудности, а не как катастрофу. Предложите ему посмотреть на ситуацию под другим углом, когда неудача является лишь ступенью к будущему успеху.
Взаимодействуйте со школой
Одаренные дети могут прекрасно справляться с одними школьными предметами, но испытывать трудности с другими. Не сосредотачивайтесь только на оценках в дневнике; помогите учителям и ребенку наладить взаимодействие и, если необходимо, выполняйте домашние задания вместе, чтобы облегчить нагрузку. Не оставляйте ребенка в одиночестве с системой.
Одаренными рождаются или становятся
Вопрос о том, становятся ли вундеркиндами, или рождаются, является полем для разнообразных споров. Каждый ребенок приходит в этот мир с уникальным набором генетических факторов и потенциалом, но их развитие зависит от множества факторов на протяжении всей жизни.
Исследования показывают, что генетика может оказывать влияния на интеллектуальные способности детей. У некоторых выдающиеся способности врожденные; такие дети уже с самых ранних лет могут удивлять окружающих своими навыками.
Тем не менее, нельзя недооценивать влияние окружающей среды, системы образования, а также поддержки и стимулов для развития детских способностей. Даже если ребенок одарен от природы, без усердия и работы его навыки могут не достичь профессионального уровня.
Особенности воспитания вундеркиндов
Льюис Терман предлагал родителям одаренных детей воспитывать своих детей в рамках стандартного подхода, избегая чрезмерного акцента на их таланты. Главное — поддерживать хобби вундеркидов и предоставлять им возможность для полноценного обучения. И, безусловно, нужно обеспечить детям доступ к разнообразной литературе.
Спустя годы, Терман собрал и проанализировал результаты, которые его подопечные вундеркинды достигли во взрослой жизни.
С удивлением он обнаружил, что среди полутора тысяч участников исследования не оказалось ни одного неудачника, что противоречит ожиданиям многих. Наоборот, все они выросли в успешных, образованных, разносторонних и обеспеченных молодых людей, у которых было много друзей. Большинство из этих людей адаптировались к взрослой жизни и часто выражали уважение к своему окружению. Многие из участвовавших в исследовании поступили в колледжи и завершили обучение с отличием, однако имелись и такие, кто бросил учебу и начал зарабатывать на жизнь рано.
Интересно, что у бывших вундеркидов был зафиксирован более низкий уровень смертности по сравнению с мужчинами и женщинами их возраста!
Высокий IQ — не панацея
Исследования Термина подтверждают мнение, что высокий интеллект не гарантирует блестящего будущего. Необходимо также прикладывать усилия, развиваться и стремиться к достижениям.
Хотя примерно 80% вундеркидов оправдали статус одаренных детей: многие из них стали руководителями или профессионалами в своей области. Среди них можно встретить блестящих инженеров, химиков, врачей, биологов, юристов и художников. Многие публиковали научные статьи, монографии и диссертации, совершали открытия в своих областях.
Тем не менее, среди так называемых неудачников-вундеркидов встречаются случаи, когда они имели проблемы с законом: совершали кражи, подделывали документы, занимались проституцией и даже бродяжничали.
За результаты, полученные в ходе обширного исследования, Льюис Терман был удостоен двух высоких наград: он занял пост президента Американской психологической ассоциации и стал членом Национальной Академии Наук.