В Бога не верят, но чуть беда – бегут в храм: батюшка об атеистах и агностиках

Часто атеисты решаются на кремацию, а некоторые из них завещают свои органы для трансплантации. В советское время на могилах воинов-атеистов устанавливали пятиконечные звезды вместо традиционных крестов. В нынешнее время роль этих знаков выполняют различные памятники. Таким образом, по способу захоронения человека можно определить, придерживался ли он веры в Бога при жизни.

Бог как триггер

Атеизм является одной из форм концептуального свободомыслия. К основным его направлениям можно отнести атеизм, материализм и антиклерикализм. В то же время, в странах, где атеизм признан доминирующей позицией, свободомыслием может считаться вера в Бога, а также проявление всех форм религиозности, как это было в сталинском СССР. В таких обществах именно верующие люди будут выглядеть как свободомыслящие, поскольку свободомыслие подразумевает инакомыслие, отличное от господствующих религиозных убеждений. Также часто можно встретить критику атеизма. Считается, что атеисты настолько независимы в своих мыслях, что упоминание Бога вызывает у них некий триггер, что и приводит к изменениям в их словах; например, они могут сказать не «Божественная комедия», а «Научная комедия». Поскольку атеизм проявляется в нескольких формах, можно выделить отсутствие веры, отрицание Бога, сильный атеизм и слабый атеизм.

Кто прав в споре атеистов и верующих?

Когда атеист заявляет, что он не верит в Бога, он выражает личное неверие и не пытается утверждать ничего больше. Он ставит под сомнение веру и ожидает предоставления эмпирических доказательств. Если ему представляют такие доказательства, он может отвергнуть их, настаивая на своем мнении о крайне маловероятном существовании Бога. В этом контексте актуальна метафора чайника Рассела. Британский философ Бертран Рассел придумал простую, но яркую аналогию: представьте, что некий чайник кружится вокруг Солнца на орбите. Доказать его существование невозможно, но Рассел утверждает, что он есть, и ожидает, что его утверждение будет принято на веру. Он ссылается на древние тексты, которые подчеркивают наличие чайника в том пространстве. Если же вы сомневаетесь, он может попросить вас доказать, что чайник не существует.

Философ утверждает, что когда нам ставят задачу доказать существование какого-либо объекта, это является логической ошибкой. Таким образом, именно верующие должны будут доказать существование Бога, а не наоборот. Именно они должны предъявлять весомые аргументы.

Атеизм как вера

Если рассматривать атеизм глубже, можно заметить, что он в определенной мере представляет собой веру, ведь его основополагающие предположения нельзя доказать научными методами, и нередко они носят гипотетический характер. В рамках христианского учения материалистический атеизм скорее декларирует свою оппозицию религиозному мировоззрению на поверхности, но на деле является одной из форм религиозного сознания. Это становится очевидным, когда материалистическая философия наделяет существование мироздания атрибутами, присущими Богу. Согласно материалистической философии, материя не может быть создана или разрушена, она безначальна и беспредельна, наделена творческими способностями. На это можно ответить несколькими доводами:

  1. Термин «материя», используемый в качестве единой субстанции, является лишь абстрактным понятием. Ни одно человеческое существо, ни какое-либо устройство не наблюдали и не смогут наблюдать единую материальную субстанцию. Человеческие органы чувств могут воспринимать только отдельные явления материального мира, которые ограничены во времени и пространстве. Наблюдение за такой субстанцией, обладающей качествами вечности и неразрушимости, выходит за рамки возможностей человеческого восприятия. Следовательно, эта субстанция не может быть объектом научного исследования, а представляет собой нечто, что может быть лишь предметом определенной атеистической веры.
  2. Все зафиксированные в мире материальные явления подчиняются законам пространственно-временной метрики. Они имеют конечный период существования и не безграничны, а, наоборот, имеют начало и являются прерывными. Находясь в рамках ограничений пространства и времени, они не могут составить внепространственную, вне временную субстанцию. По своим свойствам такая субстанция должна быть нематериальной, поскольку вечность, неразрушимость, безначальность и беспредельность – качества, характерные для нематериального и полностью духовного Божественного бытия, а не для материальных явлений.
  3. Приписываемые материи атрибуты безначальности, вечности и неразрушимости не имеют специфического атеистического значения. Эти атрибуты непосредственно заимствованы из религиозных представлений, поэтому сам материалистический атеизм может рассматриваться как одна из форм языческой религиозной философии.

Таким образом, вершиной религиозных представлений о материи становится идея о том, что она способна на целеполагание и целеосуществление. Однако такие представления выглядят нелепо, поскольку безличная материя, лишенная ума и воли, по своей сути не может создавать чудесное и гармоничное мироздание, увенчанное разумным и творческим существом — человеком. Целеполагание и целеосуществление — это атрибуты лишь личного бытия, наделенного разумом и волей, который способен творить согласно своим намерениям. Таким личным бытием является создатель мира личный Бог, а созданный по его образу человек. Приписывание безедличной, бесформенной материи творческих способностей — это возвращение к примитивным языческим мифам, которые не признают единого личного Бога. В примитивных языческих мифологиях мир, состоящий из людей и богов, также возникал сам по себе из первозданных стихий.

Атеистический материализм делает важный вывод: идол изготавливается из вещества, и он сам является материальным. Материя остается истинной сущностью и истинной ценностью. Она замещает прежнее божество, выступает как подлинное вседержительство и творец неба и земли, она охватывает и создает все существующее… Последовательно реализуемый атеизм не может быть устойчивым: он неизбежно переходит в атеистическую религию, так как человек в любом случае признает нечто истинно-существенное и истинно-ценное. Он всегда стоит в каком-то необходимом отношении к Абсолютному, абсолютизируя нечто и релятивизируя что-то иное. Поэтому материя становится Абсолютом, занимая место Бога. Вместо Бога Отца, творящего мир, возникает великая Матерь — материя, рождающая всё существующее, поскольку всё происходит из нее (к примеру, как это отмечает Б. П. Вышеславцев).

Атеизм как абсолютизация относительного

С.А. Левицкий: Если атеизм отрицает Бога как Творца, то он невольно упоминает первопричину мира внутри самого мира. Для атеиста мир не был создан, он вечен и будет существовать всегда. Всё в этом нескончаемом мире может быть объяснено великими законами природы. Однако, теоретически объяснив законы природы, невозможно объяснить само существование этих законов. Достаточно только задать атеисту вопрос о происхождении законов природы, и его ответ будет тавтологичен — ничего не говорящим отсылкам к этим самым законам природы.

Иными словами, атеист будет вынужден перенести характеристики Абсолютного (такие как первосущностность, первопричинность, вечность, безусловность и так далее) на мир или на царящие в нем законы. Проще говоря, отрицание Абсолюта ведет к абсолютизации относительного. Из этого следует, что интеллектуально честный атеист, способный к последовательному мышлению, потенциально может быть приведен к пантеизму, учению, обожествляющему мир в целом. Атеизм, в этом случае, оказывается бессознательным пантеизмом; и как таковой, логически столь же слаб, как и пантеизм.

Хотя такая корреляция может показаться сомнительной, она в основном основана на статистических данных из американского общества. В США, несмотря на общественное мнение, люди не стремятся открыто говорить о своей атеистической позиции — даже политики, далекие от практической религиозности, стараются подчеркивать свою веру. К атеистам зачастую относятся с недоверием. В то время как в академическом круге более терпимо относятся к атеизму, как бы это ни было странно.
Но следует помнить, что истинность какого-либо мировоззрения не может опираться на мнение большинства, будь то население в целом или круг образованных людей. Мы все знакомы с выдающимися умными и образованными личностями, которые придерживались явно ошибочных убеждений, подобно тем, кто разработал тоталитарные идеологии.

Современный атеист измельчал

Современные атеисты часто кажутся менее основательными в своих взглядах, поскольку большинство из них не знакомы с трудами своих предшественников. Они не читали работы исторических атеистов, таких как Руссо и Дидро эпохи французского ренессанса, и даже современных атеистов вроде Стивена Хокинга и Ричарда Докинза, несмотря на их популярность. Лично я знаком с их трудами и могу сказать, что для Хокинга вселенная представляется материалистичной: как ученый-физик он развивает концепцию о мироздании, в котором Богу просто нет места.

Докинз, в свою очередь, является примером современного пранкера, который пытается обсудить темы религии в популярном формате, однако его работы по своей сути весьма далеки от научного. Он выпустил книгу под названием «Бог — это иллюзия», на которую последовали ответы в духе «Докинз — это иллюзия». Я склонен согласиться с этой точкой зрения, поскольку мнения Докинза в самом деле могут рассматриваться как иллюзия.

Среди современных атеистов можно выделить фигуру, которую пытаются представить как современного классика — это Юваль Ной Харари. Его трилогия быстро стала бестселлером XXI века, хотя в ней нет ничего, что можно было бы назвать научным. Я прочитал все три книги и пришел к выводу, что это просто популярный атеизм, который демонстрирует, что автор не знаком с истинными религиозными принципами. Он сужает все религии до одной и той же концепции, при этом всех христиан называет плохими лишь потому, что они когда-то принимали участие в крестовых походах. Более того, Харари активно вписывается в современные западные тренды и не скрывает своих нетрадиционных взглядов на общепринятые вещи.

Атеист отказывается от всего прекрасного вечного, что дает нам Христос

Что же плохого в атеизме? Его критика может быть обоснована множеством факторов. В первую очередь атеист отказывается верить в Бога и, следовательно, отвергает идею спасения, веру в то, что Бог пришел в этот мир, любит его и готов прийти на помощь в трудную минуту. Атеист должен отказаться от всех прекрасных вечных даров, которые предлагает нам Христос.

Существует распространенный вопрос: может ли атеист быть нравственным. С одной стороны, ответ положительный, возможно, да. Однако с другой — слова Достоевского: «Если Бога нет, то все дозволено» — ставят под сомнение этот вопрос. Если отсутствует концепция Бога, как мы можем оценивать нравственность поступков? Если не существует абсолютной истины, которой следует следовать, как можно установить универсальный критерий для оценки? Поэтому вопрос о нравственности атеиста представляет собой интересное явление. С одной стороны, он может быть социально приемлемым и никогда не нарушать моральные нормы. Но, с другой стороны, учитывая отсутствие единого универсального критерия, атеизм как таковой может выступать против нравственности.

Я убежден в том, что ключевым фактором современных атеистических взглядов является элементарное незнание о Православии. Многие даже задумывающиеся и образованные люди ошибочно полагают, что Церковь связана с популярными религиозными суевериями или странными традициями, например, с тем, как удерживать покойников, чтобы они не беспокоили во сне, или с традицией пить водку на поминки, а святой праздник Покров они воспринимают лишь как снежное покрывало на земле. Эти представления абсолютно ошибочны. Эти люди не осознают, что Христос пришел в мир по любви к человеку и в надежде на его спасение. Для атеиста эта истина остается вне доступа, поскольку он даже не задумывается над этим вопросом. Таким образом, я убежден, что современный атеизм в своей основе опирается на суеверные представления о Православии, отталкивающие людей от истинной веры.

В какой стране больше всего атеистов

По статистическим данным, наибольшее количество атеистов наблюдается в-коммунистических странах или в странах с коммунистическим прошлым.

Также к числу государств с высоким уровнем атеизма относятся страны Европы, Австралия, Канада и Новая Зеландия. При этом, количество атеистов меньше в южных государствах и в Соединенных Штатах.

Философы атеисты

Философская концепция атеизма начала развиваться еще в древности. Первым документально зафиксированным свидетельством можно считать древнеегипетскую «Песнь Арфиста», в которой ставится под сомнение концепция жизни после смерти.

Безбожные размышления находили отражение у древнегреческих мыслителей, таких как Диагор, Демокрит и Эпикур. Римский философ Тит Лукреций Кар в своей поэме «О природе вещей» настаивает на ведущей роли науки вместо религии. В эпоху Возрождения такие мыслители, как Леонардо да Винчи, Никколо Макиавелли и Франсуа Рабле, начали критиковать католицизм.

В Новое время философские течения, такие как у Томаса Гоббса и Дэвида Юма, развивали аргументацию против теологических постулатов. В результате, Великая Французская революция чтобы возникла насыщена всевозможным антиклерикальным настроением. В XIX веке критику религии продолжили Людвиг Фейербах, Карл Маркс и Фридрих Ницше.

Что общего между агностиком и атеистом?

Несомненно, можно выработать даже тонкую грани сходства между этими двумя взглядами, которые одновременно противоречат друг другу и имеют много общего.

И агностик, и атеист верит только фактам и логическому объяснению

  • Нельзя не отметить, что и те, и другие являются здравомыслящими людьми, которые действуют исходя из рационального подхода. У них имеется строгое представление о мире и его компонентах, которое требует наглядных доказательств. В частности, всё должно быть логически обосновано и подтверждено убедительными примерами.
  • Добавляет к их точке зрения и ограниченность в подтверждении существования бога. Да, существует Библия и множество легенд о прошедших исторических событиях. Однако ни одно живое существо не наблюдало это непосредственно и не ощущало руками. Они прекрасно понимают, что лучше один раз увидеть, чем сто раз слышать.
  • Общей также является конкретность. То есть в вопросах веры у агностиков и атеистов есть один знаменатель, а именно: их нет. Ни агностик не имеет четкого мнения о Боге, ни атеист категорично не относится к данному вопросу.

В чем разница между агностиком и атеистом: сравнение

Появление агностиков и атеистов можно связать с изменениями исторических условий, в которых развивалось человечество. Главным фактором их возникновения является разнообразие религиозных верований, каждое из которых претендует на уникальность и токательно объясняет процесс создания мира.

Агностик может даже и сам верить в бога, но не иметь нужных знаний о нем

  • Ещё в первобытном обществе появлялись люди, ставящие под сомнение достоверность любых религиозных доктрин. Они могли сомневаться в правоте язычества, христианства или иудаизма — не столь важно. Эти индивиды не признавали существование бога как творца всего сущего.
  • Среди таких людей большую популярность получили радикально настроенные атеисты и агностики, но их взгляды различны и в чем-то противоположны друг другу.
  • Современные представления об агностиках и атеистах должны быть четкими и легко запоминающимися.
    • Атеизм — это определенная форма веры или, в данном случае, её отсутствия. Апробируется также, что атеизм является верой, но с противоположной ко всем аспектами интерпретацией: отсутствие Бога.
    • Агностицизм, в свою очередь, представляет собой некое знание или неподтвержденное незнание, которое не стремится ни к заявлению, ни к фактическому получению сведений.
  • Таким образом, атеист не верит в какого-либо бога. Агностик же не знает, существует ли хоть какой-то бог или же нет.
  • Пошло распространенное заблуждение о том, что агностицизм представлен более разумной альтернативой. Атеизм воспринимается как нечто догматичное и, по сути, неотличимо от теизма, за исключением деталей. Это ошибочная точка зрения, так как она искажает или неверно интерпретирует понятия теизма, атеизма и агностицизма.
  • Безусловно, атеисты и агностики имеют многие черты общего, но при этом между ними существует множество различий. Первое — это отношение к теизму.
    • Атеисты не принимают теизм всерьез и считают всех верующих своими противниками, зачастую ведя активный диалог. Более того, среди атеистов встречаются эгоисты и те, кто весьма упрям во мнении.
    • Агностики же идут по жизни более лояльно и принимают идею теизма: вполне умозрительно и не мешает им иметь религиозную привязанность, будь то веру в бога или его отсутствие. При этом среди агностиков немало альтруистов, для которых присутствует добродушие к окружающим людям, даже к незнакомцам.
  • Важно помнить, что атеистом и агностиком может быть один и тот же человек, так как ему не обязательно придерживаться исключительно одной точки зрения.
  • Независимо от подхода к вопросу о существовании бога, агностики и атеисты, сами по себе, не являются эквивалентными понятиями. Многие, принявшие агностицизм, отвергают ярлык атеизма, даже если к ним вполне применимо это определение.
  • Среди теистов достаточно распространено признание существования агностицизма, и они стремятся применять полученные гипотезы в борьбе с атеизмом, иногда и искажая их.
  • Некоторые теисты утверждают, что агностицизм лучше атеизма, поскольку менее догматичен. При этом, если учитывать данный аргументы, то агностики редко делают это обоснованно. Чаще они стараются поддерживать теистов, критикуя атеистов.
  • Следующее отличие касается социальной позиции. Атеизм по-прежнему подвергается осуждению и порицанию в обществе. Для агностиков же обстановка благожелательнее.
    • Терминов не следует преувеличивать. Являясь атеистом, можно столкнуться с социальной стигматизацией. Люди, открыто говорящие о своих атеистических убеждениях, все еще подвергаются осуждению.
    • В то время как агностики воспринимаются более положительно, их взгляды принимаются как более благожелательные.
      Также стоит отметить, что быть агностиком считается более престижным, ведь многие ассоциируются с научными деятелями, среди которых были известные и уважаемые философы.
Оцените статью
Хозяюшки