Спустя 11 лет заключения режим смягчили — Салтычиху перевели в каменную пристройку при храме, где имелось лишь небольшое окошко с решеткой. Посетителям монастыря разрешили не только наблюдать за осуждённой, но и беседовать с ней. На неё приходили посмотреть, словно на некое диковинное создание.
История Салтычихи, самой жестокой помещицы
Преступления Салтычихи стали одним из самых резонирующих дел XVIII века. Ее биография вдохновила многих художников, включая Ивана Кондратьева, Бориса Акунина, Валентина Пикуля, а также послужила основой для российских телепроектов, таких как «Кровавая барыня» и «Екатерина. Взлет». Мы расскажем о том, что привело помещицу к совершению жестоких деяний и каким образом она наказывала своих крепостных.
Время чтения: 4 минуты.
У одной с двумя детьми и огромным состоянием
Дарья Николаевна Иванова родилась в знатной семье в 1730 году. Ее дед по материнской линии занимал должность думного дьяка Поместного приказа. Это предстоящее положение обеспечило ему владение 16 тысячами крепостных, которые перешли в наследство Дарье. Она получила образование, достойное знатного происхождения, и имела репутацию красавицы. Когда Дарья достигла совершеннолетия, отец выбрал ей обеспеченного партнёра, и она вышла замуж за Глеба Алексеевича Салтыкова, представители которого тоже были из дворян. В их семье родились двое сыновей: Фёдор и Николай. Брак между Салтыковыми был счастливым, и они старались воспитывать детей в атмосфере любовного понимания и уважения. До своей трагической утраты Дарья никогда не проявляла жестокости ни к близким, ни к крепостным. Однако спустя шесть лет после свадьбы её муж неожиданно скончался при невыясненных обстоятельствах. В возрасте 26 лет Дарья осталась одна с двумя маленькими детьми и внушительным состоянием, став самой богатой вдовой в Москве. Ей принадлежали поместья в Московской, Вологодской и Костромской губерниях, а также около 1200 крестьян.
Тихоня
О ранних годах жизни Салтыковой известно немного. Она происходила из старинного дворянского рода. Ее дед владел 16 тысячами душ, то есть крестьянами мужского пола, поскольку женщин и детей никто не считал. В его время он считался одним из самых богатых помещиков.
Дарья была довольно юна, когда её выдали замуж за Глеба Салтыкова, офицера лейб-гвардии Конного полка, и вскоре у них появились двое сыновей — Фёдор и Николай. Есть разные предположения о качестве их брака, некоторые источники утверждают, что он был несчастливым. Говорили, что Глеб предпочитал женщин с более округлыми формами, а Дарья была худощавой, бледной и малопривлекательной.
Согласно слухам, Глеб вел распутный образ жизни и скончался в 1756 году от лихорадки. Плакала ли по нему Дарья или, напротив, была счастлива избавиться от гуляки, остается только догадываться. Но очевидно одно: после утраты мужа женщина изменилась до неузнаваемости.
Начало кровавой тропы
Сначала Дарья испытывала раздражение к своим слугам. Это недовольство было довольно распространённым в то время. Дворовые служанки, такие как горничные, швеи и прачки, рассматривались как нечто вроде «говорящей мебели». Крики и унижения в их адрес были обычным делом. Господа полагали, что слуги врожденно ленивы и тупы, и что строгость здесь только на пользу.
Но Салтыкова шагнула дальше других. В своей усадьбе она устроила настоящую камеру пыток, где по малейшему поводу происходили избиения и унижения: плохо вымытые полы, холодный кофе или неаккуратно заправленная постель могли стать поводом для наказания.
Обычно Дарья с наслаждением наказывала своих слуг, била их каким угодно предметом, будь то плеть, скалка, или просто кулаки. Она могла обжечь их кипятком, прижигать утюгом или вырывать волосы. Позднее в её арсенал пыток вошли щипцы для завивки волос, которыми она хватала девушек за уши и тащила их по комнате.
Беременные женщины также подвергались её жестокости — Дарья могла так сильно бить их по животу, что они теряли детей. Известны случаи, когда матерей убивали, а младенцев растягивали на дорогу к кладбищу, погибая от холода.
При этом среди помещиков-коллег Дарья считалась благонравной и набожной, выделяясь щедростью в пожертвованиях на церковные нужды и участием в паломничествах.
Богатая вдова
После утраты мужа Дарья Салтыкова стала невероятно богатой. К этому способствовало также то, что её мать (в отличие от некоторых художественных интерпретаций, она не была маньячкой) и бабка провели свою жизнь в монастыре, отказавшись от семейного состояния.
Таким образом, в возрасте 26 лет, оставаясь матерью двоих сыновей, она стала полноправной владелицей шести сотен крестьян, расположенных на землях нынешнего поселка Мосрентген и столичного района Теплый Стан. Городской дом Салтычихи в Москве находился на углу Большой Лубянки и Кузнецкого Моста. Кроме этого, у неё были удалённые поместья в Вологодской и Костромской губерниях.
Хотя вдова была занята делами и воспитанием детей, интерес к личной жизни у неё не угас. Существуют свидетельства о её романе с сиротами, включая Сергея Салтыкова, родного брата покойного мужа. В сериале «Кровавая барыня» эту роль исполнил Петр Рыков. Позже Сергей действительно стал одним из фаворитов Екатерины II. Историки также предполагают, что именно он являлся биологическим отцом Павла I.
Служители Салтычихи, отмечены её романом с Сергеем Салтыковым, но вдова также вела светский образ жизни, параллельно оставаясь очень религиозной: несколько раз в год совершала паломничество, щедро жертвовала на церковные нужды. Известия о её жестоких забавах начали появляться лишь через несколько лет. Между тем, по возвращении домой после молитв, она устраивала суд над крепостными, усаживаясь в кресло посреди двора.
Таинственная страсть
Согласно рассказам свидетелей, Салтычиха начала проявлять свои садистские наклонности примерно через полгода после утраты супруга. В фильме «Кровавая барыня» утверждается, что первые признаки психического расстройства проявились у неё ещё в детстве, однако историки не смогли подтвердить этой версии. Режиссёр добавляет, что целью создания этого фильма не было точное отражение исторических фактов — это скорее мрачная сказка.
Наиболее вероятно, что Дарья начала терять контроль над собой именно после смерти мужа. Некоторые современные психиатры полагают, что у неё развилась эпилептоидная психопатия — психическое расстройство, проявляющееся частыми приступами садизма и неразумной агрессии.
Августин Христиан Ритт, Портрет графини Дарьи Петровны Салтыковой, 1794 год и ещё один портрет, вызывающий споры о том, изображает ли он действительно Салтычиху.
Первые обращения с жалобами о её зверствах появились в 1757 году. С каждым годом жестокость Салтычихи возрастала, а методы стремились к все более изощрённым замучиваниям. Крепостные рассказывали, что она избивала их до полусмерти; если уставала, то передавала кнут или плеть помощникам — гайдукам, среди которых было множество готовых совершать её злодеяния. Женщина вырывала волосы у девушек, поджигала их, клеймила уши молодым крепостным каленым железом, обливала кипятком, замораживала в ледяной воде или даже хранила заживо.
С особым пристрастием Салтычиха истязала невест, которые готовились к предстоящей свадьбе, устраивая настоящие кровавые представления, которые неизменно заканчивались убийством молодых девушек, изрезанных кнутом. Кукольник, конюх и еще несколько её подручных, под строгости и пристального взгляда своего господина, старались выполнить свои задачи, поскольку выживание каждого было под угрозой, ведь хорошо известно — своя шкура важнее всего. Страх и ужас царили в помещичьих покоях: короткая ночь казалась крепостным крестьянам райской. Каждый из них дожидался утра с замиранием сердца. А, как только Салтычиха пробуждалась, она неизменно вставала не с той ноги и находила повод для того, чтобы содрать клок волос с проходящей мимо девушки или же прижигала лицо раскаленным железом или плескала кипятком.
Александра Урсуляк в роли Салтычихи в сериале «Екатерина. Взлет».
В сентябре 1761 года Салтычиха жестоко забила поленом до смерти мальчика Лукьяна Михеева в качестве прелюдии к очередным истязаниям своих подданных. Красивые девушки пробуждали у неё особую ненависть. Она наносила удары беременным женщинам в живот, обливая горячей водой и прижигая раскаленными щипцами, вырывая у них уши. Иногда ей этого казалось недостаточно, и однажды Салтычиха приказала закопать крепостную Феклу в землю живьём. Небольшой, но выразительный штрих к портрету этой убийцы: все её жертвы обязательно отпевались священником. Каковы были его чувства во время этого обряда, остается неизвестным.
Иллюстрация художника Курдюмова, иллюстрирующая истязания Салтычихи, облаченная в мягкие тона.
В землю живьём
С событиями продолжали происходить всё более изощрённые убийства, осуществлённые помещицей. Девушек привязывали голыми к столбу на морозе, морили голодом или обваривали кипятком.
Убивая крестьянку Ларионову, Салтычиха сожгла ей волосы на голове с помощью зажженной свечи. После её убийства сообщники помещицы выставили гроб с телом на мороз, рядом с которой поместили живого грудного ребенка жертвы. Младенец замерз до смерти.
Крестьянку Петрову в ноябре обманом загнали в пруд и удерживали там по горло в воде в течение нескольких часов, пока она не скончалась.
Одним из развлечений Салтычихи было мучение её жертв, тащив их за уши по дому раскалёнными щипцами для завивки.
Среди её жертв были не только молодые девушки и невесты, но и беременные женщины, а также две девочки в возрасте 12 лет.
Крепостные неоднократно пытались обратиться за помощью к властям — в период с 1757 по 1762 годы на Дарью Салтыкову поступило 21 жалоба. Тем не менее, благодаря своим связям и взяткам, Салтычиха не только избегала наказания, но и добивалась заключения в тюрьму жалобщиков.
Последней жертвой Дарьи Салтыковой в 1762 году стала молодая девушка Фёкла Герасимова, которую она истязала, вырывая ей волосы, а затем закопала в землю живьём.
Покушение на Тютчева
Слухи о зверствах Салтычихи начали распространяться ещё до начала судебного разбирательства. В Москве шептались, что она жарит и ест младенцев, а также пьёт кровь молодых девушек. Хотя это не соответствовало действительности, и то, что происходило, было более чем достаточно.
Существуют мнения, что молодая женщина постепенно теряла рассудок из-за отсутствия мужчины, однако это не так — мужчины, несмотря на её набожность, были в её жизни.
В течение продолжительного времени у Дарьи Салтычихи был роман с землемером Николаем Тютчевым, дедом русского поэта Фёдора Тютчева. Но когда Тютчев женился на другой, разъяренная Салтычиха отдала приказ о его убийстве. В её планах значилось использовать самодельную бомбу для взрыва дома молодой жены Тютчева. Однако эти планы так и не были осуществлены — исполнители струсили. Убивать крепостных было легко, но расправа над дворянином обернулась бы серьёзными последствиями.
Салтычиха подготовила новый замысел, согласно которому было предусмотрено нападение на Тютчева и его молодую жену из засады. Однако кто-то из предполагаемых исполнителей сообщил Тютчеву о готовящемся покушении анонимным письмом, благодаря чему дед поэта удалось избежать роковой участи.
Скорее всего, зверства Салтычихи остались бы незамеченными, если бы в 1762 году двоим крепостным — Савелию Мартынову и Ермолаю Ильину — не удалось пробиться с челобитной к новоизбранной Екатерине Второй.
Эти мужчины не имели ничего терять, ведь их жёны погибли от рук Салтычихи. История Ермолая Ильина особенно трагична: помещица поочередно убила трёх его жён. Первая, Катерина Семёнова, была забита батогами в 1759 году. Вторую супругу, Федосью Артамонову, постигла та же судьба весной 1761 года. В феврале 1762 года Салтычиха убила поленом третью жену Ермолая — тихую и кроткую Аксинью Яковлеву.
Императрица не стремилась конфликтовать с дворянами из-за крепостных, но всю масштабность и жестокость преступлений Дарьи Салтыковой заставили Екатерину II испытать ужас. Она приняла решение провести показательный судебный процесс.
Приговор и исполнение
Решение по делу Салтычихи принимала сама императрица. Сохранилось восемь черновиков приговора, составленных Екатериной Второй. Салтычиху приговорили к смертной казни, однако впоследствии это наказание заменено на пожизненное заключение в подземной камере Ивановского монастыря. помещицу лишали дворянского титула, а также было запрещено упоминать имя отца или мужа даже в суде; все её средства и имения были переданы её детям. Салтыковой запретили общение с людьми и передачу корреспонденции, она могла видеть свет в своей камере только во время принятия пищи.
В 1768 году, 2 октября, Екатерина Вторая отправила в Правительствующий Сенат указ о наказании, включая порядок его осуществления. В указе Императрица называла Дарью Салтыкову словами, имеющими наибольшее уничижительное значение: «безчеловечная вдова», «урод рода человеческаго», «душа совершенно богоотступная», «мучительница и душегубица».
Салтыкова была осуждена на лишение дворянского звания и навсегда была запрещена называть себя по фамилии отца или мужа. Ей было также назначено особое «поносительное зрелище» — она должна была стоять прикованной к столбу на эшафоте, а над её головой висела табличка с надписью «мучительница и душегубица». Затем её приговорили к пожизненному заключению в подземной тюрьме, где она подвергалась изоляции от всех.
Свет в её камере разрешался исключительно во время принятия пищи, общение — только с начальником охраны и женщиной-монахиней. Кроме того, указ от 2 октября 1768 года предусматривал возврат детям осужденной её имущества и приведение к ответственности сообщников Дарьи Салтыковой. Кроме неё, к виновным относились: священник села Троицкого Степан Петров, а также один из «гайдуков» и конюхов помещицы, к сожалению, имена этих людей не упоминаются в указе. Приговор был приведен в исполнение 17 октября 1768 года на Красной площади в Москве.
Для Салтычихи в монастыре была обустроена специальная «покаянная» камера, высота которой не превышала 2,1 метра, находилась под землей и не имела окон — свет не мог проникнуть в это помещение. Заключенной запрещалось гулять, её вывозили на улицу только по важным церковным праздникам, к маленькому окну храма, чтобы она могла слышать колокольный звон и удалённо наблюдать за службой. До нашего времени не сохранилось ни одного документа, указывающего на возможное покаяние Салтычихи.
В подземелье монастыря Дарья Салтыкова находилась 11 лет, после чего её перевели в каменную пристройку при храме с небольшим окошком и решёткой. Посетители монастыря могли не только наблюдать за осуждённой, но и беседовать с ней. Существуют слухи, что после 1779 года Салтыкова родила ребенка от солдата, охранявшего её. Бывшая помещица оставалась в этой каменной пристройке до самой своей смерти. Она скончалась 27 ноября 1801 года.
Версии о психическом расстройстве Салтыковой и ее латентной гомосексуальности
Версия первая
Учёные-криминалисты и историки сходятся во мнении о том, что у Дарьи Салтычихи было серьёзное психическое расстройство. Считается, что она могла быть эпилептоидным психопатом. У людей с таким диагнозом часто наблюдаются вспышки необоснованной агрессии, что иногда приводит к крайне жестоким и изощрённым убийствам. Нападения на людей у эпилептоидных психопатов происходят в состоянии крайнего раздражения. Таким людям свойственны следующие черты: безпричинное мрачное настроение, которое накапливается, садизм, способный проявляться по отношению как к животным, так и к людям, неспособность контролировать свой гнев даже в случае, когда это становится угрозой для жизни психопата, низкая сексуальная активность, склонность к накопительству, ревность, доходящая до крайних проявлений.
Салтыкова как нельзя лучше подходит под это описание. Современники отмечали, что она была мрачной женщиной с постоянным недовольным настроением, находящейся в состоянии глубокой тоски. Её садистские наклонности были ярко выражены в процессе следствия.
Покушение на капитана Тютчева также служит доказательством в пользу этой версии: Салтычиха не смогла контролировать свою ревность, что привело к экстраординарным последствиям.
Версия вторая
Среди огромного числа жертв Дарьи значительное количество составляют женщины, особенно молодые и привлекательные. Существует версия, что её агрессивные действия против женщин свидетельствуют о наличии латентной гомосексуальности. Многие эпилептоидные психопаты проявляют свою гомосексуальную идентичность через унижения и избиения тех, кто их привлекает.
Салтычиха нередко долго наблюдала за своими жертвами во время работы, прежде чем напасть на них, обычно действуя неожиданно и из засады.