Как получить гражданство и паспорт мира в 2024 году

Лев Гумилев провел свыше двух десятков экспедиционных сезонов в таких областях, как Прибайкалье и Средняя Азия. В ходе своих исследований он изучал жизнь и быт древних народов. На основе своих наблюдений и выводов он написал множество статей и составил рукописи. Однако одна из них, а именно 481-страничный труд под названием «История Срединной Азии в Средние века», была изъята и сожжена во время следственных действий.

Содержание
  1. Весь этот мир — единая общая страна: Краткая история космополитизма от Сократа до либералов XXI века
  2. Таким образом, Сократ не подразумевал, что он является гражданином каждого уголка земли, например, Ассирии или Персии; его редкие поездки из родных Афин ограничивались военными кампаниями. Скорее, он имел в виду, что готов быть идеальным гражданином любого полиса на любой земле.
  3. Стоики объясняли космополитизм с совершенно иной перспективы. Их идеальное государство не имело географических границ, и гражданином вселенной мог стать каждый, при условии строгого соответствия общему закону, который они называли божественным логосом.
  4. Прекрасная вещь революционное насилие
  5. История понятия
  6. Главные черты современного космополитизма
  7. Где и как использовать паспорт гражданина мира
  8. Какие страны признают мировое гражданство
  9. Страны, которые не признают паспорт WSA
  10. Отзывы граждан, получивших паспорт мира
  11. Критика космополитизма
  12. Как стать космополитом?
  13. Пассионарная теория этногенеза Л. Н. Гумилева: суть и основные идеи
  14. Основные выводы и значение пассионарной теории этногенеза Л. Н. Гумилева

Весь этот мир — единая общая страна: Краткая история космополитизма от Сократа до либералов XXI века

Философы-стоики воспринимали космополитизм как духовный вызов, в то время как киники рассматривали его через призму политики — как презрение к государственному устройству и стремление мудреца к единству с природой. Вопросы о космополитизме также вызывали интерес у христианских теологов и либеральных философов, и, более того, он стал основой для антисемитских кампаний, проводимых Сталиным под предлогом борьбы с космополитами. Об этом говорит независимый исследователь и автор телеграм-канала Арен, а также книги Арен Ванян.

Одними из первых космополитов были мыслители античности, среди которых особенно выделяется древнегреческий философ Сократ. Когда его спросили о принадлежности к какому-либо народу или стране, он ответил, что он принадлежит ко всему миру, так как считал себя жителем и гражданином каждой его части. Этот ответ был зафиксирован Цицероном в «Тускуланских беседах», Плутархом в «Моралиях» и Эпиктетом в его «Беседах».

Но что действительно значат слова Сократа? Достаточно ли нам их понимать буквально?

Мыслители ранней античности жили в полисах — это были древнегреческие города-государства с ограниченной территорией. Поэтому сущность их философских размышлений часто касалась вопросов создания идеальных моделей полиса и обучения граждан тому, как вести себя в нем. Если учесть, что термин «космополитизм» происходит от древнегреческих слов kosmos (вселенная) и politēs (гражданин), становится очевидным, что жители Древней Греции воспринимали вселенную через призму своего полиса.

Таким образом, Сократ не подразумевал, что он является гражданином каждого уголка земли, например, Ассирии или Персии; его редкие поездки из родных Афин ограничивались военными кампаниями. Скорее, он имел в виду, что готов быть идеальным гражданином любого полиса на любой земле.

Сократ подвергся осуждению со стороны афинских властей за свои философские идеи и был казнен, обвиненный в богохульстве и развращении молодежи. Перед смертью он попрощался с друзьями и выпил чашу с ядом. Важно заметить, что еще 2,5 тысячи лет назад люди с космополитическими взглядами вызывали недовольство у властей и элит.

На фоне великих завоеваний Александра Македонского в IV веке до нашей эры возникла новая империя, простирающаяся от Египта до берегов Инда и от Черного моря до Персидского залива. Идеальный мир грека больше не ограничивался лишь городами, такими как Афины и Фивы. Мудрецы той эпохи задавались вопросами не о гражданине полиса, а о человеке, живущем в империи — и наибольшее значение в этой дискуссии занимали философы из Кинии и Стои, то есть киники и стоики.

Неординарный киник Диоген Синопский также заявлял, что он — гражданин мира, и однажды призвал Александра не заслонять солнце своим телом. Взгляд киников на космополитизм был анархистским: они не принимали авторитетов и не заботились о полисах или любых государственных образованиях. Под словом kosmos они подразумевали не человеческий мир, а природу в её наиболее широкой интерпретации. Человечество, с точки зрения киников, обременено недостатками, и даже величественный полководец не заслушивал их почета. Следовательно, космополит в понимании киника — это отшельник-мудрец, как Диоген, а космополис — содружество избранных людей, разбросанных по всему миру.

Стоики объясняли космополитизм с совершенно иной перспективы. Их идеальное государство не имело географических границ, и гражданином вселенной мог стать каждый, при условии строгого соответствия общему закону, который они называли божественным логосом.

Представитель позднего стоицизма Марк Аврелий описывал этот закон в своих «Размышлениях».

Прекрасная вещь революционное насилие

Можно утверждать, что именно эпоха Просвещения дала космополитизму «второе дыхание» и выпустила его на свободу. Этот термин, обретя свою самостоятельность, стал активно использоваться в языке различных слоев общественности, включая монархии, аристократий, буржуазию и даже пролетариат. Однако массовое употребление в итоге не пошло на пользу этому понятию. В XIX веке, эпохе революций, кризиса либерализма и роста национализма, космополитизм начал тормозить свое развитие и постепенно обретал уничижительные значения. В XX веке его последствия стали особенно негативными, и он превратился в основу для тоталитарных пропагандистских идеологий.

Наиболее ощутимые удары по космополитизму были нанесены представителями коммунистической идеологии. Маркс и Энгельс расценивали его как продолжение буржуазного капитализма, обвиняя в экономическом глобализме.

Буржуазия, эксплуатируя всемирный рынок, превратила производственные и потребительские процессы всех стран в космополитические, — утверждали они в «Манифесте Коммунистической Партии».

При этом они делили космополитов на «плохих» (буржуазию) и «хороших» (пролетариат) и акцентировали внимание на межнациональном характере последних. В конце манифеста опубликован один из самых известных космополитических лозунгов в истории:

Пролетарии всех стран, соединяйтесь!

Парадокс заключается в том, что Маркс, Энгельс и их последователи, критикуя космополитизм, часто становились его выразителями — по крайней мере, в плане скитаний по миру и ненависти к элитам. Например, публицист и революционер Феликс Кон жил в разных странах, таких как Варшава, Сибирь, Галиция, Швейцария, Петроград; активистка Елена Стасова также передвигалась между Санкт-Петербургом, Швейцарией, Финляндией и другими городами; а Владимир Ленин посетил Самару, Казань, Брюссель, Лондон, Женеву, Париж, Краков и Цюрих перед тем, как обосноваться в Москве.

Однако прежде чем обратиться к печально известной судьбе космополитизма в XX веке, стоит сделать шаг назад и рассмотреть лица и события Великой французской революции.

Жан-Поль Марат, один из ведущих идеологов и лидеров этой революции, также был известен как «Друг народа». Используя это прозвище, в одном из своих памфлетов 1792 года он ввел новый термин: первых представителей народа следует считать опорой контрреволюционеров и самыми опасными врагами народа. Революция требовала четко обозначенного Врага, противостояние с которым должно было восприниматься не как простой спор, а как справедливая война. Враг народа оказался идеально подходящей кандидатурой.

Стоит отметить, что радикальные призывы Марата к устранению врагов народа нашли отклик у восставших. Осенью того же года начались трагические расправы — массовые убийства заключенных в Париже и других местах, совершенные революционной толпой; в январе 1793 года был казнен король Людовик XVI, а через девять месяцев его жена Мария-Антуанетта также утратила жизнь, что положило начало известному периоду революционного террора.

Одними из главных последователей французских революционеров стали русские большевики. В октябре 1917 года, захватив власть в стране, они в полной мере продолжили традиции своих предшественников. Любимой фразой Владимира Ленина стали слова отца-основателя Первой Республики Жоржа Дантона: «Смелость, смелость и еще раз смелость — и Франция спасена». Для Ленина в этой фразе важно было только одно слово — смелость, которое перекликалось с его собственными принципами:

В политике нет морали, а есть только целесообразность.

История понятия

Первые указания на космополитизм принадлежат философу Диогену из Древней Греции, который, отвечая на вопрос о своём происхождении, назвал себя космополитом. Такой ответ подчеркивал отсутствие у него специальных обязанностей перед данным городом или полисом. Позднее этот концепт развивался другими философами, особенно стоиками, у которых начало формироваться представление о государстве, в котором происхождение граждан не имеет решающего значения.

В эпоху Просвещения возник новый интерес к этим идеям, когда стали популярны концепции гуманизма и равенства, а расширение возможностей для путешествий и культурного обмена позволило многим людям более свободно выбирать место жительства. Под космополитами тогда понимали людей, свободных от предрассудков и способных чувствовать себя комфортно в любой стране. Более того, существовала надежда, что распространение таких взглядов сможет положить конец войнам.

Конец XIX и начало XX века стали временем активного развития международных связей и формирования международных организаций. В этом период концепция космополитизма обретает не только культурное, но и экономическое, а затем и политическое значение. Однако восприятие космополитизма часто зависело от идеологии. В Советском Союзе космополитические идеи осуждались, поскольку считались признаком отказа от национальных традиций и культуры. Сегодня такое понимание термина считается устаревшим.

Главные черты современного космополитизма

Интересно отметить, что в наши дни понятие космополитизма используется в различных областях науки. Например, в биологии космополитами называют растения и животных, которые встречаются на территории всего мира. В социальных науках это понятие обозначает людей, для которых общечеловеческие интересы и ценности превалируют над национальными.

По сути, космополитизм современного человека — это не только философская позиция, но и образ жизни. Его отличают следующие характеристики:

  • открытость к культурным различиям и новым идеям;
  • способность свободно выбирать место проживания;
  • отсутствие предрассудков, таких как шовинизм или убежденность в превосходстве определенной нации, культуры или политической системы;
  • принадлежность к идеалам политических и экономических свобод.

Обычно космополиты ведут международный бизнес, не ограничиваясь рамками одной страны. Они стремятся к тому, чтобы их деятельность приносила пользу всем людям, независимо от их местоположения. Среди космополитов можно встретить множество успешных людей, что можно объяснить тем фактом, что перечисленные ценности способствуют налаживанию международных связей и открытости к новым предложениям, что в конечном итоге содействует развитию бизнеса.

Где и как использовать паспорт гражданина мира

По состоянию на 2023 год паспорт гражданина мира представляет собой документ с противоречивым статусом. Он не выдается правительствами каких-либо государств, что делает его непризнанным в большинстве стран.

Какие страны признают мировое гражданство

По данным WSA, есть государства, которые позволяют лицам с паспортом гражданина мира пересекать границы, получать визы и использовать этот документ в качестве удостоверения личности. К таким странам относятся:

  • Буркина-Фасо;
  • Эквадор;
  • Мавритания;
  • Танзания;
  • Того;
  • Замбия.

Несмотря на то, что перечисленные страны разрешают владельцам паспорта WSA использовать его на своей территории, не следует путать этот документ с внутренним удостоверением личности.

С выгодными иммиграционными программами можно ознакомиться во время бесплатной консультации с юристом.

Страны, которые не признают паспорт WSA

Наиболее строгую позицию в отношении удостоверения личности гражданина мира занимают такие страны, как США, Канада, Германия, Франция, Швейцария и Россия. Однако некоторым владельцам этого документа удавалось использовать его в качестве основания для въезда, согласно заявлениям WSA.

При попытке пересечения границы страны, не признающей мировой паспорт, у его владельца могут возникнуть серьезные проблемы. Это может варьироваться от наложения штрафов до уголовного преследования и потенциального тюремного заключения.

Отзывы граждан, получивших паспорт мира

Согласно отзывам тех, кто оформил паспорт гражданина мира, процесс его получения достаточно прост и быстрый, не требующий от соискателей соблюдения жестких условий. Заявителям не нужно проходить тесты по языку, культуре и истории какой-либо страны.

Тем не менее, паспорт WSA зачастую не предоставляет своим владельцам каких-либо особых прав на территории других государств. Стандартный паспорт или же комбинация нескольких удостоверений личности может открыть гораздо больше возможностей, например, легальное проживание и трудоустройство в другой стране.

Критика космополитизма

С момента своего появления космополитическое мировоззрение сталкивалось с жесткой критикой со стороны общественности и властей. Основным обвинением, выдвигаемым космополитам, является якобы отсутствие уважения к своей стране или народу. Часто людей, придерживающихся идей космополитизма, обвиняли в сознательном вреде национальным интересам государства и даже в сотрудничестве с иностранными спецслужбами.

Есть и более обоснованные, хотя и не безспорные, критические замечания по поводу космополитизма. Основные из них следующие:

  • Создание общемирового государства невозможно из-за существующих противоречий между народами. И даже в рамках международных организаций, таких как ООН или ВТО, ведущие страны обычно преследуют исключительно свои интересы, навязывая условия остальным.
  • Космополитизм не ведет к взаимовыгодному развитию народов через культурный обмен, а скорее приводит к утрате их национальных культур, достижения которых зачастую искажаются и используются в корыстных целях, либо полностью забываются как «устаревшие».
  • Космополитизм способствует неравномерному распределению ресурсов между странами. Государства с сильной экономикой, прикрываясь идеей сотрудничества, выжимают ресурсы из менее развитых стран.

В ответ на эти критические замечания сторонники космополитизма выдвигают свои аргументы:

  • Космополит не отрицает и не пренебрегает интересами своей страны, он просто не ставит их выше интересов других, понимая свою страну как часть мирового сообщества.
  • Космополитизм не навязывает представителям конкретных народов единую культуру в ущерб их традициям. Каждый имеет право самостоятельно выбирать, от каких традиций и ценностей он хочет отказаться.
  • Перекос в международных организациях в пользу интересов ведущих стран следует рассматривать не как результат космополитических идеалов, а как признак устаревшей национально-государственной модели. Важно не оправдывать недостатки международных институтов утопичными идеями о космополитизме, а стремиться их реформировать.

Для защиты и популяризации своих взглядов сторонники космополитизма создают сообщества и некоммерческие организации. Одной из крупнейших является Всемирное правительство граждан мира (World Service Authority — WSA), основанное в 1953 году бывшим актером и летчиком ВВС США Гарри Дэвисом. Эта некоммерческая структура выдает паспорта граждан мира, свидетельства о рождении и другие документы для космополитов.

Как стать космополитом?

Сегодня космополитом считается человек, который:

  • Поддерживает общечеловеческие ценности, такие как равенство всех людей, свобода слова и мыслей, открытость, достоверность информации и прочее;
  • Имеет возможность свободно перемещаться через политические границы;
  • Открыт к разнообразным культурам, религиям и философским системам;
  • Стремится к самореализации в интересах всего мира, а не лишь одной страны.

Такие люди часто имеют гражданство сразу нескольких держав или вовсе лишены гражданства, владеют недвижимостью и бизнесом в различных странах, могут удаленно работать из любой точки мира, а также имеют банковские счета как в национальных, так и в международных учреждениях. Все эти аспекты делают их менее зависимыми от политических решений конкретных государств.

Постать полноценного космополита можно, получив гражданство или статус резидента в стране, паспорт которой предоставляет доступ без визы в большинство государств мира. По состоянию на 2023 год наибольшие возможности в этом плане предоставляют паспорта Японии и Сингапура, которые обеспечивают безвизовый въезд в 192 страны. Чуть ниже по индексу свободы перемещения находятся паспорта Германии, Южной Кореи, Финляндии, Италии, Люксембурга и других стран.

Получить гражданство таких государств можно несколькими путями:

  • по праву крови — воспользовавшись программами репатриации на основе этнической или национальной принадлежности;
  • заключив брак с гражданином страны, независимо от того, является ли он настоящим или фиктивным;
  • через натурализацию, получая гражданство при выполнении определенных условий, таких как знание языка, проживание в данной стране определенное время, отсутствие судимостей, знание местной культуры и так далее.

Одним из самых простых и быстрых способов стать космополитом является нотариальное получение гражданства в обмен на инвестиции в экономику страны. Множество стран Европы, а также Канада, Израиль, Австралия, Новая Зеландия и некоторые другие предлагают такие инвестиционные программы. Особенно популярны они в небольших островных странах, таких как Мальта, в государствах Карибского бассейна (Сент-Китс и Невис, Гренада, Сент-Люсия, Антигуа и Барбуда).

Инвестиции в экономику страны по таким программам позволяют значительно ускорить процесс получения второго гражданства по сравнению с традиционными способами натурализации. В странах Карибского бассейна средний срок получения гражданства составляет всего три-шесть месяцев при вложениях от 220 000 долларов США. На Мальте процесс получения паспорта можно завершить в течение одного-трех лет после уплаты государственной пошлины в размере 690 000 евро.

Не обязательно становиться гражданином другой страны для получения статуса резидента. Можно оформить вид на жительство или постоянное место жительства, что даст практически те же права, что и паспорт, кроме возможности участия в выборах, занятия государственных постов или свободного перемещения по миру. Резиденты могут открывать бизнес, учиться в университетах и путешествовать по странам с безвизовым доступом. Статус резидента также можно получить через инвестиционные программы, предоставив определенные финансовые средства в государственный бюджет.

Пассионарная теория этногенеза Л. Н. Гумилева: суть и основные идеи

Пассионарная теория была разработана Львом Гумилевым с конца 60-х годов XX века и до его кончины в 1992 году. Одной из её основополагающих работ является книга «PASSIONARIUM. Теория пассионарности и этногенеза». Вкратце учение Гумилева утверждает, что окружающая среда — ландшафт, климат и интенсивность взаимодействия разных культур и этносов — напрямую влияют на формирование наций, этносов, их культур и политических традиций.

Суть этой теории заключается в том, что исходный человеческий материал во всех уголках мира схож. По сути, у всех людей есть похожие биологические характеристики, но они совершенно разные по образу жизни, что далеко не всегда связано с материальным благополучием или социальным статусом. Такие различия внутри отдельных сообществ существовали всегда, начиная с древности, когда необходимость требовала различных социальных ролей — от вождей до целителей.

С течением времени, с развитием производственных отношений и социализации, различия в образе жизни становятся еще более ощутимыми. Так, племена кочевников-завоевателей в средневековье имели иной образ жизни по сравнению с жителями европейских городов того времени. И их жизнь также отличалась от жизни оседлых племен, скажем, в Африке.

Что же становится причиной этих различий? Важно понимать, что на уровне производительных сил, существующих в доиндустриальную эпоху, условия жизни людей зависели от окружающей природы — климата, природы и ландшафта, а также от возможностей взаимодействия с другими культурами и этносами.

Климатические условия и природные ресурсы определяли доступность еды и воды, а значит, и усилия, которые требовались для выживания. Например, жизнь в теплых районах, где много доступной пищи, значительно отличается от жизни в условиях сурового климата, где на сбор урожая отводится всего несколько теплых месяцев. В таких местностях для успешного ведения сельского хозяйства необходимы затраты всех сил на этапах посева, роста и защиты урожая.

Также природные условия влияли на развитие торговых путей и культурного обмена с другими этническими группами, а необходимость в таких контактам часто определялась природными условиями.

В тех местностях, где все необходимые ресурсы были доступны, люди привыкали обосновываться на данном участке и оставаться там на протяжении долгих поколений, избегая перемещений за пределы своего ареала проживания. Общение с представителями других этносов происходило только в том случае, если те искали новые подходящие места для проживания.

Пассионарная теория Гумилева утверждает, что когда народ долго живет на своей территории, представители этого народа начинают считать, что их образ жизни, манеры и традиции являются единственно правильными.

Основные выводы и значение пассионарной теории этногенеза Л. Н. Гумилева

Каковы же главные результаты работы Льва Гумилева? По меньшей мере, он резонировал с понятием этногенеза и запросом к нему большая часть академической среды начала XX века. Важно отметить, что к тому времени существовало достаточно археологических данных, касающихся зарождения этносов.

Тем не менее, не существовало единого мнения о том, как следует систематизировать этот обширный материал. Сегодня с этим вопросом также сталкиваются ученые, продолжающие вести споры и дискуссии, как по фактическим данным, так и по выводам. Это совершенно нормально для природного процесса научного исследования и прогресса — чтобы подобный прогресс произошел, необходим поток внимания от науки к конкретному вопросу.

Пассионарная теория Гумилева выглядит достаточно логичной. В ней подробно прописаны допускаемые условия, предварительные предположения автора и дальнейшие сценарии. Да, возможно, многие из терминов, таких как энергия распада сферы, могут показаться условными, но это не говорит о их недопустимости. Когда-то теории о круглой форме планеты или же о ее движении обожгли своих сторонников, и, возможно, через два-три века к идеям Гумилева вернутся с нового взгляда на технические возможности дальнейших исследований.

Таким образом, выводы, сделанные Левом Гумилевым в результате работы над своей теорией, важны и значительно влияют на будущее научного обсуждения.

Во-первых, Гумилев подробно описал стадии процесса этногенеза. Он пришел к выводу, что для старта этногенеза необходимо формирование на определенной территории устойчивой популяции, способной к расширению, с определенным стереотипом поведения, отличающимся от уже существующих этносов. Это утверждение, вне зависимости от воспроизводимых энергий, легко ставится под знамя согласия.

Все наработки Гумилева свел в единую таблицу стадий этногенеза, указав продолжительность каждого этапа и его основные характеристики:

Во-вторых, Гумилев скорректировал само понятие этноса. Понимая, что не существует крепких и строгих критериев в определении этноса, он стремился подтвердить это определение. Он установил, что этнические системы обладают целым рядом характеристик:

  • Сообщество людей, образованное биологически аналогично сообществам в мире животных.
  • Определенная форма адаптации к окружающему ландшафту.
  • Взаимно комплементарные группы людей, осознающих свое единство и отличия от других этносов.
  • Общие корни, синхронность исторических процессов и схожесть стереотипов поведения групп.
  • Наличие иерархических структур.

Гумилев также подчеркивал, что этническая организация не может строиться исключительно на языковом, религиозном или культурном единстве, хотя подобные компоненты могут входить в состав этнической системы. В целом понятие этноса намного более комплексное и разнообразное.

Оцените статью
Хозяюшки