Как стать буддистом

Следует отметить, что, как и в любых сложных начинаниях, наличие единомышленников в практике Дхармы играет ключевую роль. Бывает, что новичок сталкивается с различными трудностями, и помощь сообщества может оказаться крайне полезной. В такие моменты живое общение с другими последователями, обладающими большим опытом и знаниями, становится особенно важным.

Как стать буддистом?

около монастыря в Тибете

Буддизм — это одна из самых древних мировых религий, возникшая в Индии. Исследуя и практикуя советы, данные этой религией, люди могут научиться любить окружающий мир, становиться более добрыми и терпимыми.

Многочисленные искатели духовного пути привлекаются учением буддизма благодаря его акценту на миролюбие и ненасилие. Однако не все знают, как именно можно стать буддистом.

Монахи, практикующие буддизм, настоятельно рекомендуют не спешить с принятием такого важного решения. Прежде всего, следует погрузиться в изучение основ учения и рассмотреть различные направления буддизма. Такой взвешенный подход позволит правильно выбрать свой путь, поскольку буддизм, прежде всего, представляет собой религию, основанную на личном опыте.

В данной статье акцент будет сделан на положения тибетского буддизма, поскольку это направление наиболее распространено на территории России.

Приобщение к буддийским идеям

Что необходимо сделать, чтобы постулаты учения стали более понятны и доступны для понимания?

Начинающему практику следует осознать, что главное, что отличает буддизм от многих других религий — это абсолютное отсутствие понятия о Боге, грехе, вечных божественных откровениях и многих других привычных элементов религиозной практики.

В буддизме адепт — это сам себе спаситель, постигая прежде всего себя и лишь затем — других. Каждый человек также выступает в роли творца своей собственной кармы.

Основные принципы буддизма постигаются через обучение и изучение. Начать стоит с изучения специфической лексики, характерной для буддийских текстов.

Без понимания этих уникальных терминов трудно будет достичь глубины и точности при восприятии вызовов, которые ставит перед нами буддийская литература. Существует множество специальных источников, которые были созданы с целью помочь начинающим буддистам. К ним относятся:

  1. Ламрим. Цонкапа.
  2. Буддийская практика. Путь к жизни, полной смысла. Далай-лама XIV.
  3. Слова Моего Всеблагого Учителя. Патрул Ринпоче.
  4. Буддизм для начинающих. Геше Джампа Тинлей.
  5. 8 дебютных ошибок. Геше Джампа Тинлей.
  6. Буддизм для начинающих. Тубтен Чодрон и др.

Авторы этих книг — от величайших учителей древности до известных современных буддийских лидеров — открывают историю становления учения, обсуждают основные его понятия и предлагают рекомендации для ежедневной практики медитации и применения теоретических знаний в повседневной жизни.

маленький послушник

После этого важно обратиться к истории жизни основателя буддийского учения — Будды Гаутамы. Знание о его пути поможет вам глубже понять суть религии.

Четыре благородные истины, которые Будда рассказал своим ученикам, составляют основополагающий каркас учения. Будда озвучил мысль о том, что страдание является неотъемлемой частью жизни каждого человека, и определил его источник: знание о постоянном желании, или, иначе говоря, горении страсти.

Тем не менее, он также предложил выход из страдания. Сиддхартха, обладая мудростью, указал правильный путь, помогающий достичь этого освобождения. Концепции кармы, её воздействия на перерождения и понятие нирваны окажут значительное влияние на формирование поведения начинающего адепта.

Принять непостоянство всего

Будда утверждал, что мир, в котором мы существуем, строится на принципе непостоянства. Это означает, что всё, что было создано, неизбежно подлежит разрушению. Мы рождаемся и умираем, что делает невозможным вечное существование. С теми, кого мы любим, рано или поздно мы должны расстаться.

В жизни всё вечно меняется. Тело развивается, стареет и сталкивается с болезнями. Привлекательная женщина со временем утратит свою красоту, а дети вырастут и станут пожилыми людьми.

Изменения касаются даже привычек и желаний наших близких; их мысли и настроение также подвержены изменению. Принятие такого рода непостоянства является мудростью буддизма и одним из путей к достижению счастья.

Всё проходит, и это пройдёт — это выражение, способное помочь вам не отчаиваться, когда что-то идет не так, и не впадать в чрезмерную радость, когда все складывается удачно. Нейтральный подход к событиям, принятие настоящего момента и реальности становится основой для приспособления к мироощущению.

Осознать, что страдание — основа этого мира

В буддизме даже моменты радости рассматриваются как источник страдания, так как они тоже со временем пройдут. После счастья неизменно приходит успокоение, разочарование и грусть.

Страдания могут возникать как из-за физических болей. Наше тело подвержено болезням, травмам и старению. Но кроме этого, существуют также душевные страдания. Мы можем столкнуться с неудачами в карьере или личной жизни, потерять работу, имущество или любимых людей. Избежать подобных изменений невозможно.

Страдания также связаны с нашими ощущениями и эмоциями. Например, когда мы вкушаем вкусную еду, мы испытываем удовольствие. Однако желание продлить это удовольствие может привести к перееданию и, как следствие, недомоганию.

Что же заставляет нас есть даже тогда, когда наш организм не нуждается в дополнительной пище? Вы можете найти ответ на этот вопрос, изучив материалы, посвященные этой теме.

Ресурсы

Ваше понимание Дхаммы может значительно углубиться благодаря изучению принципов учения, чтению сутт, общению с монахами и монахинями, знакомству с традициями Сангхи, развитию способности различать, какие современные религиозные учения могут быть сопоставлены с учением Будды, а также через практику различных техник медитации.
У последователей буддизма нет строго определенных ритуалов посвящения, однако существующие практики зарекомендовали себя на протяжении многих веков. Чтобы избежать путаницы в многообразии школ, следует выбрать ту, которая получила признание за свою устойчивую традицию.

Для тех, кто хочет принять прибежище в Трех Благородных Личностях как важный шаг на пути к изменению своей жизни, предусмотрен ритуал принятия обетов. Это предполагает искреннее и торжественное произнесение формулы прибежища трижды: существуют множество самодостаточных школ и направлений под общим именем буддизм. Суть их едина, но имеются отличия в некоторых аспектах. В общем, все они могут быть разделены на два основных направления: Тхеравада и Махаяна. Махаяна, в свою очередь, подразделяется на несколько других школ.

Вторая истина касается источника страдания: «И вот, братья, благородная истина о начальном страдании. Истинно! Основное страдание связано с желаниями, осуждающими перерождение, и с непрекращающимся стремлением к этому и тому, что связано с удовлетворением человеческих потребностей. Такова, братья и сестры, благородная истина о начале страдания». Когда человек начинает путь тибетского буддизма, он вступает на путь Махаяны, которая провозглашает для своих последователей не только индивидуальную практику спасения и просветления, но также и путь Бодхисаттвы. Эти существа называются просветленными, но они обещают входить в нирвану лишь тогда, когда все другие будут освобождены. Их религиозные практики служат не только для них самих, но и во благо всех живых существ. Чтобы начать свою практику, новообращенный буддист в традиции Махаяны принимает обет бодхисаттвы. Но со временем, через ошибки и неверные поступки, человек может нарушить этот обет. Поэтому обновление обета Бодхисаттвы требуется на регулярной основе. Однако для начинающих буддистов, такие практики могут показаться весьма сложными, и их требования — запутанными. Например, монахи могут давать обеты, состоящие из множества четко определенных правил. Но для тех, кто не учится специально, будет более продуктивным другой подход.

Буддизм для начинающих. Что нужно знать начинающему практику?

В самом общем смысле, буддистом может стать каждый, кто принимает Четыре Благородные Истины, переданные Буддой Шакьямуни, и кто примет прибежище в Трех Драгоценностях — Будде, Дхарме и Сангхе.

Бодхисаттва — что это?

Почему буддизм называют религией без бога

Почему буддизм называют религией без бога?

Кто является основателем буддизма

Кто является основателем буддизма?

Обет целомудрия что это

Обет целомудрия — что это?

Myanmar что за страна

Myanmar — что за страна?

Как возник буддизм каковы его основные положения

Как возник буддизм и каковы его основные положения?

Что означает слово будда

Что означает слово «будда»?

Лагнеша в джйотиш — что это?

Зачем принимать прибежище?

  • Прибежище — это источник благословения и заботы. Три Драгоценности излучают заботу и сострадание ко всем живым существам. Открываясь им и доверяя, человек углубляет свою связь с этими высшими концепциями. Благословение, которое он получает, защищает его от страданий в этой жизни и помогает в будущих воплощениях избежать падения в низшие миры, где страдания гораздо более сильные.
  • Принятие прибежища в высших ценностях — это первоочередной шаг на пути к освобождению от рабства собственных желаний и концепций, к внутренней свободе уже в текущей жизни.
  • Эта практика создает условия для достижения полного просветления, вероятнее всего, в будущих жизненных циклах.
  • Если начинать каждый день с принятия прибежища, все ваши действия будут наполнены энергией освобождения. Даже обычные занятия будут трансформироваться, приобретая качества Дхармы и мудрости просветленных учителей.

В чем смысл прибежища в Будде?

Чтобы устранить все уровни омрачений и путаницы в сознании, человеку нужно найти надежный источник. Будда — это основополагающий источник прибежища и наставлений для движения по пути самосовершенствования. Обращение за прибежищем к Будде способствует осознанию истинной природы ума и реализации безграничного потенциала, который каждый из нас носит в себе.

Нирвана считается временной целью, которая необходима для осознания, что истинная цель — это работа над собой и исправление тех ошибок, которые были совершены в прошлых жизнях.

В чем смысл прибежища в Дхарме?

Прибежище в Дхарме, или в умении и понимании Будды, способствует продуктивной практике методов, предписанных учением. Это понимание помогает избежать ошибок на пути самосовершенствования и учит отличать истину от лживого. Прибежище защищает человека от трудностей на пути и помогает пробудить свою естественную мудрость.

В чем смысл прибежища в Сангхе?

Сангха — это сообщество людей, объединённых духовными целями. Это дружеская и единомышленная среда. Прибежище в общине предоставляет значимую поддержку. Сангха может поддержать как советом, так и реальными делами, вдохновляя в трудные времена. В сотрудничестве и совместной практике мы находим силу и вдохновение. Уважение к духовным друзьям и принятие их помощи являются важными аспектами этого пути.

С другой стороны, Сангха — это также существа, достигшие высоких уровней реализации. Принятие прибежища в таких людях открывает человеку дополнительные источники руководства на его духовном пути.

Будда, Екатерина Андросова

Как принимают прибежище в Трех Драгоценностях?

Тем, кто стремится стать буддистом и выстраивать свою жизнь согласно учению Будды, необходимо пройти специальную процедуру. Человек должен трижды произнести: «Я принимаю прибежище в Будде. Я принимаю прибежище в Дхарме. Я принимаю прибежище в Сангхе». Это самый простой вариант, тогда как в некоторых направлениях буддизма принятие прибежища может быть более сложным. После произнесения этой формулы запускаются внутренние процессы, которые значительно ускоряют духовную эволюцию человека.

Обеты мирянина

Существует пять основных наставлений, которые возлагаются на мирян. Если человек однажды принял обеты мирянина, он обязан исполнять их на протяжении всей жизни. Соблюдение обетов укрепляет самодисциплину и защищает мирянина от жадности и эгоистичных поступков, которые могут стать препятствием на его пути. Вот эти обеты:

  1. Не причинять вред живым существам. Прежде всего, это означает, что нельзя убивать, а также участвовать в убийстве прямо или косвенно.
  2. Не красть, т.е. не присваивать чужие ценности любыми способами.
  3. Не изменять своему партнеру. Не заниматься развратом или блудом в любой форме.
  4. Не обманывать. Нельзя говорить полуправду, недоговаривать или как-либо вводить других в заблуждение.
  5. Не употреблять никакие наркотические и алкогольные вещества.

Соблюдение заповедей имеет гораздо большее значение, чем многократные щедрые подношения всем Буддам на протяжении столетий, которые могут быть исчислены количеством песчинок в Ганге.

— Будда.

Список литературы:

  1. Буддизм. Просто о сложном, А. Корниенко.
  2. Как медитировать, Сантье Кхадро.
  3. Самоцветное украшение разнообразных устных наставлений, которые послужат на пользу всем и каждому, Калу Ринпоче.
  4. Откровения тибетских отшельников. Руководство по ретриту Сонам Дордже.
  5. О природе ума, Калу Ринпоче.
  6. Вступая на буддийский путь, Калу Ринпоче.
  7. Основы буддийского пути, Калу Ринпоче.

Просветление

Вернувшись как-то раз с прогулки, я увидел, что на крыльце у Чучета сидели женщина и молодая девушка с парнем. Увидев меня, они сразу заулыбались, а Чучет приветственно помахал рукой, предлагая присоединиться к их компании.

— Юджин, — так он произносил мое имя, — посмотри, это моя жена, дочь и её муж.

Видимо, он уже рассказал им что-то обо мне, потому что на лицах всех присутствующих были улыбки.

Его жена довольно хорошо говорила по-английски и начала задавать вопросы о моем путешествии. Я старался вежливо отвечать, но внутри меня раздавался шок и полное замешательство.

— А разве монах не должен быть холостяком? — как бы в шутку спросил я. То, что я узнал, только усугубило моё удивление.

Чучет и Винай поселились в этом храме всего два месяца назад, то есть, месяц до моего приезда.

Вскоре они собирались вернуться к своим семьям в город. Чучет вообще планировал открыть какой-то бизнес, чтобы не скучать на пенсии. Его жена поделилась, что он много лет проработал в полиции, в отделе по борьбе с наркотиками, прежде чем выйти на пенсию.

Я бы сам никогда не догадался задать ему такие вопросы, потому что был уверен, что это тот духовно зрелый буддийский монах, который давно ушел от мирской суеты.

У меня остался только один вопрос:

— Чучет, почему ты помогаешь мне? Ты ведь не знал обо мне ничего, когда встретил в первый раз?

Он посмотрел на меня с той отцовской прямотой, присущей ему, и с теплотой в голосе сказал:

— Юджин, это судьба свела нас, и ты оказался здесь. Это значит, что Высшие силы привели тебя ко мне, так же, как они привели меня к тебе.

Я вдруг начал осознавать, что, возможно, я действительно не просто так оказался в этом месте.

Все могло сложиться иначе. Мне показалось, что открывается истинный смысл моего пребывания в этом храме: этот прилив энергии вдохнул в меня силы и энтузиазм на целый год. За этот год я смог достичь своих поставленных целей и даже немного большего.

Прощание

Но вернемся в реальность.

Ближе к концу января на рынке появились доступные билеты у одной авиакомпании. Чучет, как и обещал, позвонил своим знакомым. На следующий день на его крыльце я увидел крупные желтые манго, аккуратно упакованные в картонные коробки.

Чучет и манго

В мой рюкзак и в ручной контейнер для фруктов поместилось 31 манго.

В день вылета за мной заехал муж его дочери. Они провожали меня всей семьей и даже подарили еще 600 бат (примерно 1300 рублей) на прощание.

Спасибо, что прочитали об этом периоде моей жизни в буддийском храме. Желаю вам всего наилучшего в ваших путешествиях.

Оцените статью
Хозяюшки