В мире балета сложности заключаются не только в физической подготовке. Из-за частых тренировок свободное время в жизни танцовщиц значительно сокращается, что, в свою очередь, может негативно сказаться на других аспектах их жизни. Сложно также бывает соблюдать режим правильного питания, что становится настоящим моральным испытанием для многих.
- Как стать балериной?
- Детский балет
- К нам относились как к расходному материалу…
- Жизнь после выпуска и трудоустройство
- Профессия, требующая жертв или приносящая радость
- Стекло в пуантах и другие мифы про закулисье
- Чем занимается балерина
- Как стать балериной
- «Я хочу стать балериной!»
- «Уже в 5 лет понятно, есть профессиональные данные или нет»
Как стать балериной?
Многие девушки, а порой и совсем маленькие девочки, мечтают о том, чтобы стать балеринами. Для некоторых это желание может быть обусловлено стремлением научиться танцевать ради удовольствия, обрести изящие движения и реализовать все возможности своего физического состояния. В то время как другие мечтают об успешной карьере и представляют себя на сцене знаменитого Большого театра. Следует признать, что не всем доступно профессиональное становление в этой сфере, однако освоить основы балетной техники может практически каждая. В этой статье мы расскажем, с чего начать, а также поделимся интересными аспектами жизни балерин.
Сегодня балет далеко не ограничивается лишь классическим направлением — он предпринимает множество новых современных форм. Некоторые из этих направлений соединяются с фитнесом. Люди, занимающиеся различными стилями, объединяются общей целью: они стремятся к улучшению грации, способности передавать эмоции через тело и обладать высоким уровнем вовлеченности.
Классическое направление требует от своих представителей интенсивного обучения, начиная с самого раннего возраста, если говорить о профессиональной реализации. В отличие от этого, амбициозный человек может начать заниматься балетом и на любительском уровне даже в подростковом возрасте, например, в 12-15 лет. Взрослые также могут находить удовольствие в обучении балету, хоть и не смогут стать востребованными профессиональными балеринами. Однако они смогут влияние на культуру танца, постигнув его язык и улучшая свои навыки.
Детский балет
Чтобы обеспечить своей дочери возможность стать балериной, важно записать ее на танцевальные занятия как можно раньше. Обычно классический балет начинают изучать с 4-5 лет, и пропустить этот момент крайне важно. Попробовав устроить ребенка в хореографическое училище в 8-9 лет, вы можете столкнуться с тем, что вам предложат рассмотреть другие направления. Тем не менее, даже в любом другом возрасте можно начать заниматься только для себя. Такой подход не даст шанса стать танцовщицей губернского театра, но позволит получить ряд неоспоримых преимуществ, таких как:
- выработка статной осанки;
- формирование гибкого и грациозного тела;
- обеспечение высокой физической выносливости;
- приобретение внутренней дисциплины;
- умение справляться с физическим дискомфортом;
- развитие уникального обаяния, присущего всем балеринам.
Однако есть и недостатки, которые следует учитывать родителям:
- Занятия в частных студиях могут быть довольно затратными, и бесплатные хореографические училища не найдешь в каждом городе;
- Тренировки требуют значительных физических усилий;
- На занятия уходит много времени, и это создает солидную нагрузку, которую нужно совмещать с учебной программой в общеобразовательной школе;
- При частых и интенсивных тренировках может происходить профессиональная деформация стоп;
- В подростковом возрасте балет становится полем амбиций и источником высокого эмоционального напряжения, с чем не каждому подростку под силу справиться без последствий.
Даже если в характере ребенка отсутствует дух соперничества или жажда первенства, ему все равно потребуется поддержка семьи. Ребенку будет сложно заниматься балетом, если родители против его увлечения или не разделяют его интересов.
К нам относились как к расходному материалу…
Путь к занятию профессией артиста балета занимает почти восемь лет. За это время ребенок формируется как взрослый танцовщик и не только в физическом плане, ведь это — гораздо больше, чем просто движение. Антонина считает, что училище подарило ей не только знания, но и жизненный опыт.
К сожалению, балетные училища есть не во всех городах, поэтому некоторым детям приходится переезжать и с раннего возраста жить вдали от родных. Так было с Никитой Еликаровым — представителем театральной династии, который вырос практически за кулисами театра. В 10 лет Никита был принят в Пермское государственное хореографическое училище, которое считается одним из лучших в стране. Он вспоминает, что тогда еще не осознавал, что его ждет, и при ином исходе мог бы спокойно расти в Екатеринбурге. Осознанное желание заниматься балетом у Никиты появилось лишь в 14 лет, когда он познакомился с педагогом, который вдохновил его на занятия.
Никита Еликаров в роли Дон Кихота
Огромная нагрузка в училище затрудняла не только физическое развитие, но и моральное состояние студентов. Постоянные тренировки, окружение, наполненное жесткой конкуренцией за внимание педагогов, и отсутствие родительской поддержки остро ощущались. Первая связь с родными для Никиты стала возможной лишь в 14 лет, когда у него появился мобильный телефон, до этого единственной возможностью пообщаться с близкими был стационарный телефонный аппарат. Артист признается, что снимать стресс ему помогали мечты о будущем и увлечения, не связанные с танцами, такие как мода и музыка.
Никита также подчеркивает, что наличие своих фаворитов у педагогов — общеизвестный нюанс, как бы другие ни пытались это опровергать. В разные времена он оказывался в числе любимчиков, а иногда и нет. Причиной этого, по его мнению, был его бунтарский характер. Нельзя отрицать, что такой подход в конечном итоге способствует здоровой конкуренции и стимулирует работать над собой.
Первый опыт обучения в училище можно сравнить с шоком: ты еще совсем ребенок, тебе хотелось бы быть с родителями, вкусно покушать и веселиться, а находишься в Перми в начале 2000-х годов. Это, безусловно, не самый подходящий город для формирования будущего артиста балета.
Анна Эсенова, бывавшая студенткой МГАХ, отмечает, что нагрузки в балете — это самая терпимая часть обучения. Привыкнуть к ним можно, если дотянуться на человеческое отношение. К сожалению, отношение часто бывает нечеловеческим. К нам действительно могли относиться как к некоему расходному материалу, который допускается ломать и как-то мучить. К травмам в училище также ставились строго, будущие балерины порой продолжали работу, даже если чувствовали боль, чтобы не выглядеть симулянтками.
Первый курс у Анны прошел относительно легко, но затем учеба становилась все более ненапряженной. На занятия в академии приходилось рано вставать, и чтобы добраться из Подмосковья, ей приходилось просыпаться в 6 утра. Однако такой режим оказывал негативное влияние на восстановление после репетиций, поэтому педагог предложил Анне обкомнатное место в общежитии. Жить в общежитии было сложнее, чем дома: по правилам, балерины до 15 лет не имели права выходить за пределы академии. Девушка встречалась с родными лишь по воскресеньям и мучилась от разлуки с близкими. Родители всячески поддерживали ее, даже предлагали уйти, но Анна была твердой в своем решении остаться и завершить обучение, чтобы не выглядеть слабой и безхарактерной.
Жизнь после выпуска и трудоустройство
После окончания училища выпускники начинают самостоятельно искать театр, где они смогут трудоустроиться. Этот процесс также наполнен сложностями, поскольку у каждого театра есть свои требования к артистам, и нередко просто нет свободных мест. Как это случилось с Никитой, переизбыток предложений составляет отдельную проблему. После окончания учебы он работал в коммерческой балетной компании и гастролировал, но вскоре разочаровался в профессии и уволился. Полгода искал себя, работая официантом и пробуя свои силы в моделинге. Этот период помог ему переосмыслить значение балета в своей жизни, и Никита вернулся в профессиональную среду. В настоящее время он — артист труппы Большого театра.
Никита Еликаров в роли Синьора Монтекки в балете «Ромео и Джульетта»
Поиск театра для трудоустройства у Антонины разделился на два этапа. Первый — произвел ее до локдауна. Девушка ездила за свой счет в Испанию и Петербург на мульти-просмотры, когда представители нескольких театров отбирали артистов в свои труппы. Как считает балерина, иногда такие просмотры оказывается шоу для театров, так как в один момент на 10 мест претендовало 300 человек. Ценит её это нечестным, ведь участие в кастинге в 2020 году стоило порядка 20 000 рублей. Более того, в некоторые театры принимали только своих выпускников из определенных училищ. Затем, в период локдауна, девушка активно рассылала резюме, которое для артиста балета обычно состоит из видеозаписи варьирований — короткого сольного номера и урока классического танца, а также фотографий и списка репертуара. К концу мая 2020 года Антонина получила три приглашения. Сезон 2020-2021 года она проработала в Ростовском музыкальном театре, а следующий — в Нижегородском театре оперы и балета имени А. С. Пушкина.
Антонина Разыграева в числе солисток в картине «Оживленный сад» из балета «Корсар», 2021 год
Профессия, требующая жертв или приносящая радость
Как и любая профессия, работа артиста балета сопряжена с определенными жертвами. Каждый день это тяжелая работа, целенаправленное совершенствование профессиональных качеств, эмоциональное истощение после спектаклей и постоянная боль в ногах. Тем не менее, весь этот труд вознаграждается, когда вы выходите на поклон и ощущаете благодарную энергетику зала — она наполняет и вдохновляет вас изнутри.
Ощущение того, что сегодня вы достигли каких-то результатов лучше, чем вчера; что вы стали сильнее и эффективнее, является мощной мотивацией для дальнейшей работы и достижения новых целей. Безусловно, большую часть жизни вам необходимо будет посвятить профессии, ведь срок жизни артиста балета довольно короткий — «пенсия» приходит уже в 35 лет. Однако это не означает, что все актеры должны покинуть сцену с 35 лет. Каждый сам принимает решение о завершении своей карьеры.
Пока вы здоровы и понимаете, что выглядите достойно на сцене, вы можете продолжать свою работу, пока не решите, что пришло время уйти. Разрушительным является и миф о необходимости отказаться от семьи и детей. На самом деле существует много примеров, когда знаменитые балерины успешно совмещают карьеру с семейной жизнью, имея по два-три ребенка. Это является индивидуальным выбором каждого.
Стекло в пуантах и другие мифы про закулисье
Что касается мифов о профессии артиста балета, их буквально пруд пруди. Существует множество историй о битом стекле в пуантах и подрезанных ленточках, которые отрываются прямо на сцене с целью испортить выступление. К счастью, это не более чем мифы, которые активно используются в кино ради достижения драматического эффекта в сюжетах.
Я проработала в двух театрах и за 13 лет никогда не сталкивалась с подобным. Некоторые упрекают, что среди коллег нет дружбы. Но могу сказать, что в балетном театре все относятся друг к другу с уважением и добротой. Если кто-то просит о помощи, его обязательно поддержат. Конечно, завистливые люди встречаются, но, как правило, они не задерживаются надолго. Разговоры о том, что артисты могут столкнуться с проблемы из-за порванной ленты на сцене, скорее всего, происходят из-за недостаточной подготовки к выступлению или от плохой физической подготовки артиста, а не из-за чьих-то злых дел.
Лишь одна традиция, которую можно назвать обязательной, существует почти в каждом театре: в конце сезона, с приходом молодых артистов, проводится встреча-прием. На данной встрече новички знакомятся с остальными артистами, рассказывают о себе, откуда они, где учились и так далее. Это своего рода ритуал, который помогает новому составу стать частью единой команды, ведь, несмотря на все, труппа — это сплоченный коллектив.
Чем занимается балерина
Теперь давайте рассмотрим, в чем же конкретно заключается деятельность балерин.
- Большую часть своего времени они посвящают занятиям у станка, поскольку достичь хороших результатов возможно только благодаря усилиям;
- Сначала они проходят подготовку к основным занятиям, что включает разминку и растяжку, а затем начинается процесс разучивания новой хореографии;
- Работа со сценой. Изученные танцевальные композиции исполняются артистками на различных площадках, в театрах и на концертах.
Если танцевальный ансамбль демонстрирует все свои способности, у них появляется возможность гастролировать не только по России, но и за границей.
Как стать балериной
Давайте проанализируем, какие стадии необходимо пройти, чтобы стать профессиональной танцовщицей балета.
- На первом этапе следует удостовериться в отсутствии медицинских противопоказаний для занятий балетом, пройдя медкомиссию;
- Следующий шаг — обучение в балетной школе;
- Полученные знания в школе недостаточны для профессиональной подготовки в области балета. Необходимо перейти в специализированное училище;
- Участие в балетных постановках;
- Демонстрация себя в качестве таланта и амбициозной танцовщицы на ключевых ролях.
«Я хочу стать балериной!»
Несмотря на то что основная задача школы не заключается в подготовке профессиональных танцовщиц, многие восьмилетние ученицы из школы в Жуковке мечтают стать балеринами, а если нет, то пианистками или певицами. Эти девочки предпочитают танец работе у станка и с нетерпением ждут момента, когда им наденут пуанты, что является знаковым событием в жизни начинающей балерины. Девочки, такие как Лика, Лада, Маргарита и Федя, утверждают, что вовсе не устают от тренировок, а некоторые из них даже пропускают занятия в школе ради балета.
Фото: m24.ru/Александр Авилов
«Уже в 5 лет понятно, есть профессиональные данные или нет»
На практике за 9 лет существования школы только четыре девочки поступили в хореографическое училище для того, чтобы стать профессиональными балеринами. По мнению Илзе Лиепа, это довольно много, и эта цифра прекрасно иллюстрирует тот жесткий отбор, который проходит каждый, кто желает заняться балетом. «По ребенку уже в пять лет можно понять, есть ли у него физические данные для занятий балетом, – замечает Елена Барышникова. – Музыкальность, способность к прыжкам, форма стопы – всё это имеет огромное значение. Хотя некоторые аспекты можно развивать, в балет обычно принимают довольно одаренных детей», — подчеркивает она.
Тем не менее, ребенок должен быть также психологически готов к занятиям, что значит, что мы должны любить всю рутинную работу — выполняя упражнения у станка. «С 10 лет ты начинаешь каждый день делать повторяющиеся утомительные движения, преодолевая физический дискомфорт, не всегда понимая, зачем это нужно и что из этого выйдет. Всегда тяжело соединить две эти точки: рутинные занятия и танец под музыку у себя дома. Это соединение произошло у меня лишь к 12-13 годам, когда вдруг я поняла, что люблю занятия и с нетерпением жду, когда буду снова выступать,» — говорит Илзе Лиепа.
Фото: Андрей Бардин
Теперь эти девочки возвращаются на вечера своих школ и ставят для них свои номера. «Очень радостно и приятно их видеть, поэтому мы стараемся не прерывать с ними связь, особенно в этом году, когда создали детский балетный театр. Так что я надеюсь, наши девочки будут активно участвовать в его работе, что будет полезно и для нас, и для них,» — рассказывает Илзе Лиепа. «Моя заветная мечта — чтобы они никогда не переставали заниматься танцем».
В настоящее время Школа Илзе Лиепа проводит первый набор для профессионально одаренных детей на бесплатное обучение. В двух отборочных турах участие приняли более 130 детей. Из них в финал, который пройдет 16 мая, вышли 37.Callback взяла у этих детей в расчет их телосложение, рухи, технику прыжков, гибкость, координацию и умение чувствовать музыку. Теперь с детьми будут заниматься до 10 лет, а затем они смогут пытаться поступать в профессиональное хореографическое училище, откуда в 18 лет должны выйти в качестве истинных балерин.
Фото: Андрей Бардин
Илзе Лиепа подчеркивает, что такой высокий конкурс — почти 15 человек на место — объясняется возросшими требованиями к балеринам, которые сейчас значительно превышают предыдущие стандарты. «К примеру, когда-то в России появилась Анна Павлова, которая могла поднять ногу и коснуться ушка, а несколько десятилетий спустя в Париже появилась Сильви Гиллем, пришедшая из художественной гимнастики и обладающая невероятной гибкостью. Современные хореографы ищут именно такой материал, когда физические возможности практически безграничны. Я осознаю необходимость подготовки детей, чтобы удовлетворять эти требования. Поэтому мы не только ищем таланты, но и внедряем новые методики, чтобы наши дети соответствовали высоким стандартам», — заключает Илзе Лиепа.