Каждый христианин обязан пройти через всю библейскую историю, стараясь соотнести библейские события с собственной жизнью, а также глубоко размышляя о их значении и влиянии на свою судьбу.
- Как правильно читать Библию? 7 советов
- Что такое Библия?
- В каком порядке правильно читать библейские книги?
- Трудные места в Библии
- Если вы видите слово «потому», узнайте, что было до него
- Признайте, что сокрушаться — это нормально
- Центр Библии – Христос
- Об исполнении Слова Божия
- Как изучают Библию? Подход верующего
- Практические советы апостола Иакова
Как правильно читать Библию? 7 советов
Библия – это сложный и многослойный текст, разобраться в котором не удастся с первого прочтения. Как следует организовать свои занятия с Библией, чтобы она способствовала глубокому пониманию её содержания? Мы рады поделиться семью рекомендациями, которые помогут вам корректно читать Библию.
Что такое Библия?
Библия (от греческого слова βιβλία, означающего книги) представляет собой комплект священных текстов, признаваемых в христианстве как авторитетные. Эти книги также известны под названием Священное Писание. Библия делится на две основные части:
- Ветхий Завет, который был написан до рождения Иисуса Христа;
- Новый Завет, содержащий описание жизни и учения Иисуса Христа, а также историю первых христиан.
В каком порядке правильно читать библейские книги?
Методически правильным будет начать чтение библейских книг с Нового Завета, прежде чем перейти к Ветхому Завету. Хотя хронологически целесообразно начинать с Ветхого Завета, это обосновано исторически. Следуя пути откровения, которое стало доступно человечеству,вы начинаете свой путь с Ветхого человека и переходите к Новому человеку. Однако это имеет смысл лишь в том случае, если у человека, во-первых, достаточно терпения, чтобы прочитать книгу до конца. Во-вторых, пока он движется от Книги Бытия к Маккавейским книгам и от Евангелия от Матфея к Апокалипсису, ему необходимо избегать резких, преждевременных выводов. Нужно постараться избегать слишком резких выводов и не спешить использовать прочитанное в своей жизни, пока не ознакомишься со всем текстом.
Многие личные и глобальные духовные катастрофы, происходящие в различных религиозных течениях и конфессиях, случаются именно потому, что человек либо не читает всю Библию, либо, прочитав её целиком, обращается только к избранным местам. Наиболее распространённая проблема — это редукционизм, заключающийся в том, что человек читает лишь то, что ему понятно и что он готов принять. Поэтому более безопасным и методически верным будет начать с Нового Завета. Лишь в контексте Нового Завета становится очевидной завершенность Ветхого Завета для каждого верующего. Этимологически слово «цель» происходит от греческого слова «телос», что переводится как «целеполагание», «конец» или «достижение», что также подчеркивает важность цели в библейском контексте. Читая Новый Завет, вы также знакомитесь с Ветхим Заветом — на его страницах встречается множество цитат.
Если не брать во внимание переводы с еретическим содержанием, то в принципе не имеет значения, какой перевод Библии вы читаете. Однако, для глубокого понимания Священного Писания, желаемо читать его на языке оригинала. Хорошим подходом будет использовать сочетание двух переводов. Отчасти это может быть русский Синодальный перевод, несмотря на некоторые его недостатки — он служит хорошим основным ориентиром. Отталкиваясь от него, вы можете вносить уточнения и дополнительные комментарии по мере необходимости. После Синодального перевода стоит ознакомиться с переводом на современный русский язык, выполненным Российским библейским обществом. Хотя он также имеет свои особенности, он более доступен для понимания, так как лучше учитывает синтаксис современного русского языка. Сочетание этих двух переводов создаёт надёжную основу для изучения Писания.
Сочетание двух переводов – это отличная основа для более глубокого изучения Писания.
Однако, существует одна проблема, с которой многие сталкиваются. Когда вы приходите на богослужение и слышите чтение из Ветхого Завета, то позже, вернувшись домой, вам может захотеться прояснить его смысл на русском языке. Особенно это актуально в такие периоды, как Великий пост, когда читаются важные книги, такие как Книга Притчей, Книга Бытия, Книга пророка Исаии и Псалтирь. Вы можете заметить, что некоторые части текста совпадают, но есть места, где текст различен, потому что Синодальный перевод Ветхого Завета был выполнен с древнееврейского языка, получившего окончательную форму к VIII веку нашей эры. Напротив, церковнославянский текст, используемый в обрядах, в значительной степени основан на греческом переводе Ветхого Завета, который был выполнен в III веке до нашей эры. Между этими текстами существует значительная разница. Начинающееся с Книги Бытия, вы можете заметить, что годы жизни ветхозаветных патриархов обозначены так, что одна цифра находится за скобками, а другая — в скобках. Обычно разница между ними составляет 100 лет. Поэтому для полноты картины очень полезно также обращаться к переводам Юнгерова.
Трудные места в Библии
Человек открывает Библию и начинает её читать, и неизменно натыкается на какое-то сложное место, которое ему неясно. Как же поступать в таких ситуациях? Остановиться? Искать толкования? Спросить у священника или просто продолжать чтение, если вы, скажем, читаете Библию впервые?
Существует категория сложных мест в Библии, на которые нет однозначных ответов. Когда человек сталкивается с трудным текстом, он может найти книгу, посвящённую этому месту, прочитать её и, возможно, думать, что нашёл ответ. Однако вскоре обнаруживается другая книга, которая дает иной взгляд на тот же текст. Существует определённая иллюзия того, что можно найти единый окончательный ответ. Один из русских библеистов часто иронизирует над распространённой фразой: «А как же на самом деле?». Да, безусловно, существуют трудные места, но если вы углубитесь в изучение литературы, то сможете найти их смысл.
Допустим, вы не понимаете какой-то стих Священного Писания. Вы можете посетить интернет-ресурс Экзегет.ру, на котором собраны все доступные объяснения на русском языке для каждого стиха. Однако нужно понимать, что когда вы обратитесь к святым отцам, их понимание может различаться, и единого мнения не будет. Часто для человека, не знакомого с церковным учением, может показаться, что Священное Писание совершенно монолитно, и для каждой цитаты существует своё место на полке. Но это не так. В Библии есть фундаментальные истины, отрицая которые, вы перестаёте быть христианином и частью православной традиции. Нельзя утверждать, что Писание не учит о том, что Бог стал человеком. Нельзя отрицать, что в Библии присутствует учение о сотворении мира. Нельзя закрывать глаза на то, что Бог пострадал за нас, умер и воскрес. Нельзя говорить, что Священное Писание предлагает изменяющееся моральное учение, которое меняется в разные эпохи. Есть абсолютно целостные и неизменяемые вещи. Вопрос о том, принял ли Иуда Причастие на Тайной Вечере, хотя и интересен, не влияет на суть веры.
В Священном Писании есть незыблемые вещи, отрицая которые, вы утрачиваете христианскую суть.
Первое послание апостола Петра включает учение о сошествии Христа во ад, это, вероятно, единственный момент в Новом Завете, который относится к догматическому учению Церкви. Те строки требуют серьёзного отношения. Однако мы видим, что блаженный Августин не придавал этому месту такого значения и имел свое понимание. И это не является чем-то страшным, ведь он не отвергал учение о сошествии Христа во ад, просто это был его подход к конкретному тексту Писания. Здесь необходимо быть готовым к разнообразию мнений, которое присутствует у святых отцов. Примером может служить видение пророка Иезекииля о мертвых костях, которые обрастают жилами и восстают. Для нас это пророчество о всеобщем воскресении. Тем не менее, блаженный Иероним утверждает, что существует множество пророцтв о воскресении в Писании, предполагая, что это просто пророчество о возвращении евреев из плена.
Поэтому не стоит пугаться этого многообразия, важно быть готовым принять его и помнить, что Писание – это океан смыслов, в котором есть как фундаментальные, так и не менее важные аспекты. Святой Дух говорил через святых отцов, предоставляя многогранные интерпретации Писания.
Есть множество толкований святых отцов на тексты Писания, которые также можно использовать; там представлены разъяснения практически ко всем книгам Библии. Но нужно помнить, что цитаты, подобранные там, иногда могут быть вырваны из контекста. Таким образом, крайне желательно узнавать и читать как можно больше. Однако необходимо иметь внутренний фильтр: если что-то становится непонятным, продолжайте чтение и исследование, не обращая внимания на преждевременные выводы. В наше время, когда мышление людей привыкло к коротким сообщениям, чтение больших текстов становится настоящей проблемой. Чтобы читать такие масштабные произведения, как романы, рекомендуют заставить себя прочитать первые сто страниц, после чего дальнейшее чтение будет происходить гораздо легче.
Если вы видите слово «потому», узнайте, что было до него
Слово «потому» используется в Библии, когда абзацы отделены заголовками, которые были вставлены редакторами. Если новый абзац начинается со слова «потому», это значит, что вам стоит вернуться немного назад, чтобы уловить контекст текста.
Это был один из важнейших моментов для моего понимания: не все «если» одинаковы. Условные «если» не являются теми же самыми, что и причинные «если». Некоторые формулировки с «если» связаны с чем-то конкретным, например: если вы стоите под дождем, то станете мокрым. Другие же имеют более сложную структуру: формулировка «если» необходима, но не достаточна и влечет за собой следствия, например, «если вы готовитесь к экзамену, то затем вы будете его сдавать».
Это произвело настоящий переворот в изучении восьмой главы Послания к Римлянам: «Если вы ведомы Духом Бога, вы дети Божьи». Ранее я всегда воспринимал это как беспокойство, что я не ведом духом достаточно, чтобы называться сыном Бога. Но когда я понял это так: «Если вы ведомы Духом Бога (что подразумевает, что вы ВЕДОМЫ!), тогда вы всегда и во веки веков Его дитя», — это было тогда, когда я осознал, насколько сильна эта разница!
Признайте, что сокрушаться — это нормально
Да, во Христе есть радость, мир и надежда. Но истинные верующие по-прежнему сталкиваются с горем и сокрушением. В жизни веры существует место для жалоб, слез, жестокосердия и даже депрессии. Как лишь заглянем в Псалтырь.
Часто наше внимание к пророчествам сосредоточено на вопросе: о чем они предсказывали будущее? Однако часто пророки не говорили о будущем. Их задача состояла в объяснении и интерпретации истории и актуальных проблем Израиля в свете их заветных отношений с Богом. Например, Израиль мог болезненно осознавать, что только что потерпел военное поражение от вавилонян и задаться вопросом, а почему так произошло, или какие уроки они должны извлечь из своего опыта. Печальная история пророка Иеремии — тому яркое подтверждение.
Центр Библии – Христос
Центром всей христианской веры является Христос. Мы произносим: «Христос воскрес!» – и это радостная новость, которая становится основой жизни каждого христианина, на что мы с радостью и убежденностью отвечаем: «Воистину воскрес!» Мы свидетельствуем о том, что в определённый период истории жил Иисус Назарянин, Который был непорочно зачат и родился от Девы, учил людей, страдал, умер и воскрес. Воскреснуть, то есть победить смерть, может только тот, кто является подателем жизни, то есть истинный Бог. Христос принёс с собой самое важное — Себя. Он продемонстрировал каждому человеку, какое значение имеет его жизнь для Бога, какую несравнимую ценность имеет человек в глазах Божьих. При чтении Библии мы должны это осознавать и видеть там Христа.
Протоиерей Александр Шмеман определяет христианина как человека, который, куда бы он ни взглянул, видит Господа Иисуса Христа и радуется Ему. Это справедливо особенно касательно христианина, изучающего Библию. Он видит Христа на каждой странице Священного Писания и находит в этом огромное утешение.
Об исполнении Слова Божия
Всё чтение Библии можно свести к двум основным целям: постижению воли Божией и, затем, воплощению этой воли в своей жизни.
Как сказано в Иак. 2:17, «Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе».
Святитель Тихон Задонский замечает: «Нет никакой пользы читать и не осуществлять то, к чему призывает книга (Св. Писание). Если не будешь исправляться, то от чтения станешь злым, чем был ранее».
Поэтому, когда христианин узнаёт что-либо из Библии и осознает это как истину, он должен немедленно это применять на практике.
Как изучают Библию? Подход верующего
В учебных заведениях на уроках литературы Библия рассматривается как памятник древности или как сборник нравственных поучений. Учёные используют её как источник для исследований касательно древней истории. Ранее на основе Библии формировалась целая система знаний о происхождении Вселенной, жизни и человечества.
Однако для верующего человека Библия является чем-то большем. Она – это Священное Писание. В ней слышится Слово Божие. Это значит, что, читая Библию, можно услышать Самого Бога, без каких-либо посредников. И, услышав Его голос, можно ответить на Него.
Таким образом, происходит Встреча с Богом через Священное Писание, и завязываются отношения. Чтение Библии меняет всё. Понимание жизненных целей углубляется. Не сразу, но со временем меняются отношения: с Богом — они становятся более живыми, нестандартными и близкими; с людьми — более искренними и сердечными. Жизнь исправляется, и, в конечном итоге, возрастает надежда.
► Уделите несколько минут раздумьям о том, как вы до сих пор пытались узнать волю Божию в своей жизни. Есть ли у вас трудности с чтением Св. Писания? Как вы считаете, как следует читать Библию, чтобы извлечь из неё ценные знания и встретиться с Богом? Случалось ли вам такое в жизни?
Практические советы апостола Иакова
Брат Господень Иаков даёт ряд рекомендаций о том, как подготовиться к чтению и пониманию Священного Писания (Иак. 1:21-27):
21 Посему, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души.
22 Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя.
23 Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале:
24 он посмотрел на себя, отошёл и тотчас забыл, каков он.
25 Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нём, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своём действии.
К чтению Слова Иаков рекомендует подходить с подготовкой: отложив нечистоту и остатки злобы. На практике, мы можем перед чтением Писания попросить Бога очистить нас от всякой скверны, включая нашу внутреннюю неуверенность и переживания, а также передать Ему все заботы, включая собственные замыслы и препятствия, которые могут отвлекать от сосредоточенности на Слове.
Затем Иаков советует быть кроткими, что включает в себя определённый внутренний настрой, состояние духа. Чаще всего нам нужно время, чтобы успокоить свои мысли и стать тихими и внимательными. Кротость в этом контексте подразумевает готовность следовать и покоряться Божьему голосу (подобно укрощенным животным). Здесь важно принять решение для себя: я буду послушен, и если услышу что-то, выполню это — да поможет мне Бог.
Чтение Слова должно быть не случайным, а с благоговением, как нечто, что может спасти наши души (в противном случае, несоответствующее чтение может привести к обратным результатам).
Следует вникать в это Слово и пребывать в нём. Вникать — это гораздо больше, чем просто взглянуть на текст; это означает читать до тех пор, пока не найдёшь драгоценную жемчужину, ответ на искомый вопрос или, наоборот, серьёзное включение нового понимания. Мы позже более детально обсудим, как это делать. Важно отметить ещё и содержание термина «пребывать» — это обозначает постоянно помнить о прочитанном, возвращаясь к этой мысли в течение дня.
Слово Божие истинно служит зеркалом, которое обнажает нашу сущность. И наши таланты, и слабости, все наши установки становятся ясными через то, как мы реагируем на тот или иной текст в Библии. В наше время многие идут к психологии, чтобы познать себя, — это вполне неплохо; но мы забываем, что Слово позволяет нам увидеть себя с другой стороны, и через призму взгляда Божьего.
Но Слово — это не только о нас в настоящем. Оно содержит в себе закон свободы, т.е. наставления, ведущие к свободе, что важно для будущего. Если человек следует этому пути, он становится блаженным, то есть испытывает благородное счастье от понимания того, что его жизненные пути угодны Богу.
Итак, чем заканчивается верное чтение? Готовностью исполнять то, что открылось.
В наставлениях святых отцов и учителей Церкви вы всегда найдёте эту истину: помолившись, читать немного, но вдумчиво и внимательным образом, прилагая к себе, и уж что стало понятным — стремиться к реализации этого в жизни.
Я настоятельно рекомендую вам прослушать беседу И.Я. Грица о чтении Писания, потому что в её содержание поднимаются очень важные аспекты!
Спасибо за то, что вы дочитали это письмо! В следующих выпусках мы рассмотрим ряд тем, которые будут дополнены практическими заданиями:
- Что отличает верующего человека в его отношении к Священному Писанию.
- Роль вопросов в исследовании Писания.
- Целостное видение Библии и наше место в Библейской истории.
- Разнообразие переводов, контекст и инструментальные средства: параллельные тексты, синопсис, карты, словари, комментарии.
- Выделение различных уровней смысла, от буквального до духовного, неисчерпаемость Откровения.
- Молитвенное чтение Священного Писания.
- Человеческий фактор: культура, личность автора, адресат, жанры.
- Как сохранять интерес к чтению Слова Божьего.