Для активации режима Овердрайв кнопка выключается. В таком случае трансмиссия не сможет переключиться на передачи выше третьей, и на приборной панели загорится индикатор O/D OFF, что указывает на отключение этого режима.
- Как правильно ездить на автомате: зимой, за городом, в пробке
- В статье рассказывается:
- Отличие ручной и автоматической коробки передач
- Как ездить на автомате после механики
- Общие правила и исключения из них
- Особенности управления, и как перейти на автомат после механики
- Запуск автомобиля
- Как трогаться
- Торможение
- Задний ход
- Парковка
- Буксировка
- Распространенные ошибки при езде на автомате
- Можно
- Нельзя
- Как обгонять на автомобиле с АКПП
- Распространённые ошибки при езде на АКПП
Как правильно ездить на автомате: зимой, за городом, в пробке
Современного автомобилиста трудно удивить наличием автоматической коробки передач (АКПП). Напротив, умение управлять автомобилем с механической коробкой передач становится все более редким умением в наше время.
В статье рассказывается:
- Отличие ручной и автоматической коробки передач
- Обозначения (символы) на панели АКПП
- Как правильно ездить на автомате
- Запуск двигателя с АКПП
- Начало движения и остановка с АКПП
- Как ездить на автомате по городу и в пробке
- Как правильно ездить на автомате зимой
- Проблемы АКПП зимой и их решения
- Как продлить жизнь автоматической коробки передач
Тем не менее, вопрос о том, как правильно управлять автомобилем с автоматической коробкой передач, остается актуальным. Статья раскрывает самые распространенные ошибки и предлагает полезные рекомендации для автолюбителей.
Отличие ручной и автоматической коробки передач
На протяжении долгого времени основным выбором россиян оставалась механическая коробка передач (МКПП), в то время как зарубежные производители, начиная с 90-х годов, чаще всего устанавливали на свои автомобили автоматические коробки передач (АКПП). Из-за этого автомобили, производимые в России, коренным образом отличаются от зарубежных моделей.
Однако растущий интерес потребителей к автомобилям с более простым управлением подтолкнул отечественных автопроизводителей к изменению своей стратегии, следуя за мировыми тенденциями в производстве современных автомобилей.
Обслуживание автомобиля, включая его ремонт и замену запчастей, требует внимания и затрат, но все вложения оправдываются в дальнейшем. Иногда можно сказать, что халва — это своего рода беспроцентная рассрочка на запчасти и услуги автосервисов, что позволяет автовладельцам планировать свои расходы.
Механическая коробка передач представляет собой редуктор с несколькими ступенями, который позволяет водителю самостоятельно управлять переключением передач. Существуют модели с разным числом передач — от трех до семи и более.
Устройство механической коробки состоит из металлического вала с фиксированным набором шестерен и аналогичного вала с шестернями, которые могут свободно вращаться. Если соответствующие пары шестерен синхронизированы, они могут заблокироваться и удерживаться в этом положении с помощью специальных механизмов. Для переключения передач используется однодисковое сцепление.
Основное отличие механической коробки от автоматической заключается в том, что опытный водитель получает больше возможностей для управления автомобилем при помощи механики, в то время как между передачами происходит более экономный расход топлива и возможность быстрее набирать скорость.
Тем не менее, управление автомобилем с механической коробкой требует значительных физических усилий, что может вызывать усталость у водителя, особенно в городских условиях, когда автомобиль требуется постоянно останавливать и вновь разгонять.
Человек, который научился управлять автомобилем с механической коробкой, сможет без труда перейти на автоматическую коробку. Однако обратный процесс может вызвати много трудностей, поскольку обучение управлению механикой требует гораздо больше времени и усилий.
- Для овладения навыками вождения на автомобиле с механической коробкой передач потребуется больше времени и усилий по сравнению с автоматическими коробками;
- Неправильный выбор режима может привести к перегрузке как двигателя, так и трансмиссии автомобиля;
- Правильное вождение на автомате обеспечивает больший комфорт по сравнению с механической коробкой;
- К сожалению, на автоматической коробке нельзя плавно менять передаточное отношение.
Работа автомобиля с АКПП осуществляется за счет передачи крутящего момента через гидротрансформатор и планетарные шестерни. В автомобилях с автоматической трансмиссией отсутствует педаль сцепления, что делает управление гораздо более простым и удобным. Однако низкая эффективность системы объясняется отсутствием постоянной связи между ведущими колесами и двигателем, что может усложнять управление в определенных ситуациях.
Проще говоря, использование автоматической коробки имеет как свои преимущества, так и недостатки, с которыми владельцу автомобиля придется смириться:
- Автомобиль с автоматической трансмиссией стоит дороже, чем модель с механикой;
- Приемистость и расход топлива у автоматов обычно выше;
- Ограниченная максимальная скорость автомобиля по сравнению с моделями, оснащенными механической коробкой передач.
Как ездить на автомате после механики
Автоматическая коробка передач, с точки зрения конструкции, столь же сложна, как и современные преселективные роботы, о возможностях которых мы уже упоминали ранее. Особое внимание стоит обратить на автомобили с 8-9 и более ступенями трансмиссий. Тем не менее, управление автомобилем с автоматической коробкой, по сравнению с другими типами трансмиссий, представляет собой более простую и легкую задачу.
Это лучше всего понимают те водители, которые пересели на автомат с механики. Наиболее сложным обычно оказывается отсутствие третьей педали слева. При резком торможении водителю не нужно одновременно нажимать на две педали — сцепление и тормоз. Также перед тем как обеспечить движение — выбрать режим D для движения вперед или R для движения назад — достаточно просто нажать на тормоз.
Совет, который нередко дают опытные водители тем, кто переходит с механики на автомат — держите левой ногой близко к сидению. Можно немного подогнуть ее или прижать к себе, вместо того чтобы размещать на площадке для отдыха рядом с педальным узлом. Это связано с тем, что в автомобилях с автоматической трансмиссией для управления используется только правая нога, в то время как левая нога всегда находится в состоянии отдыха.
Общие правила и исключения из них
Следование простым советам по вождению на автоматической коробке передач поможет водителю максимально эффективно и комфортно использовать эту трансмиссию в любое время года и в различных дорожных ситуациях.
- Для улучшения экономичности и плавного разгона (что включает ранние переключения на более высокие передачи и снижение оборотов двигателя) старайтесь не прижимать педаль акселератора более чем на половину её хода. Для быстрого ускорения, напротив, жмите на педаль газа до упора, что обеспечит поздние переключения и повышенные обороты.
- Режим нейтрали необходим для перемещения автомобиля на небольшие расстояния без работающего двигателя или при буксировке. Однако на коротких остановках, например, на светофоре, нет необходимости переключаться из режима D в N или P; эти режимы применяются только во время длительных остановок.
- На подъеме удерживайте машину нажатым тормозом или ручным тормозом, а не педалью газа, чтобы избежать перегрева трансмиссии. При маневрировании на малой скорости, например, на парковке или при заезде в гараж, контролируйте движение автомобиля с помощью тормоза, а не газа, так как в режимах D и R автомобиль будет катиться сам даже без нажатия на акселератор.
- Для поддержания нормальной работы автоматической трансмиссии зимой, особенно после ночёвки автомобиля на улице в мороз, рекомендуется прогреть масло в коробке передач вместе с двигателем в течение примерно 5 минут перед началом движения. Для этого, удерживая тормоза и ручной тормоз (для безопасности), поочередно выключайте и включайте на короткие моменты режимы D и R.
- Чтобы помочь автомобилю выехать из сугроба, рекомендуется задействовать фиксированную передачу коробки передач, выбрав режим L, 1 или 2. Не забудьте предварительно отключить систему стабилизации (ESP).
- Для избежания примерзания тормозных колодок к дискам или барабанам зимой, лучше парковать машину на ровной поверхности в режиме P, но без ручного тормоза.
Особенности управления, и как перейти на автомат после механики
Переучивание должны быть минимальными при переходе с автомобиля с автоматической коробкой на ручную. Водителю не потребуется проходить полноценное обучение, но некоторая практика будет необходима для освоения базовых навыков. Это поможет научиться правильно использовать возможности АКПП после использования механики.
Запуск автомобиля
Запуск автомобиля с автоматической коробкой передач, как и в случае с механикой, начинается с включения зажигания. Селектор необходимо перевести в парковочную позицию (хотя он обычно должен находиться в этом положении, учитывая правила парковки). Двигатель не запустится при выборе других режимов, и в результате это могло бы привести к самопроизвольному движению автомобиля, если бы селектор находился в положении Драйв или Реверс.
Нажимая на тормоз, запускают двигатель. Можно не нажимать на тормоз, но такая мера предосторожности позволит избежать возможных проблем, если ручной тормоз откажет.
Как трогаться
Чтобы начать движение с места, необходимо оставить ногу на тормозе, а селектор перевести в положение Драйв, после чего можно отпускать тормоз. Это приведет к движению вперед. Для увеличения скорости используется педаль акселератора.
Вместо режима Драйв, при наличии такой опции в модели, можно включить пониженную передачу.
Торможение
Торможение осуществляется посредством нажатия на педаль тормоза. Возможность переключения на пониженную передачу также может быть использована. При уменьшении скорости автоматическая коробка сама подберет оптимальное передаточное отношение.
Задний ход
Перед включением заднего хода необходимо остановить автомобиль. При выжатом тормозе переключаем селектор в положение R и отпускаем педаль тормоза. Автомобиль начинает двигаться назад, скорость можно контролировать с помощью тормоза и акселератора.
Парковка
Чтобы установить автомобиль на парковочной позиции, необходимо постепенно уменьшать скорость и полностью остановиться. При нажатой на тормоз, переключаем селектор в режим P и включаем ручной тормоз. Теперь можно глушить двигатель, отпустив тормоз.
Буксировка
Чтобы избежать повреждений трансмиссии, буксировка автомобиля с АКПП не должна проводиться с заглушенным двигателем (в отличие от механики). При возникновении проблемы, когда автомобиль не может двигаться самостоятельно, буксировку следует производить только при установленном селекторе в нейтральной позиции и работающем двигателе, работающем на холостых оборотах.
Буксировать автомобиль с автоматической коробкой разрешается только на небольшие расстояния – обычно в пределах 30 км.
Если поблизости нет сервисного центра, куда можно доставить неисправный автомобиль, может потребоваться вывесить передние (приводные) колеса или воспользоваться услугами эвакуатора.
Автомобиль с автоматической коробкой может использоваться в качестве буксировщика только при наличии режима пониженной передачи, в который трансмиссия должна быть переведена. В противном случае, многократная буксировка с повышенной нагрузкой может привести к перегреву гидротрансформатора.
Распространенные ошибки при езде на автомате
Освоить управление автомобилем с автоматической коробкой передач после механической несложно. Однако водители часто допускают ошибки в процессе эксплуатации, которые могут негативно сказаться на работе трансмиссии:
- Пытаются выехать из сугроба или на сложных участках дороги, вызывая пробуксовку, что может привести к перегреву трансмиссии.
- Запускают двигатель с толкача, что не гарантирует успеха; для автомобилей с автоматической трансмиссией такой метод не работает и может повредить коробку.
- Переключают режимы на ходу; переход на парковку или реверс возможен только если автомобиль полностью остановился.
- Едут на спуске в нейтральном режиме, что может привести к повреждению трансмиссии и тормозной системы.
- Запускают двигатель при установке селектора в позицию N, не переведя его в парковку.
- Случайно активируют кikдаун, если выжимают педаль акселератора до упора, что также не предусмотрено в механике.
Сокращение ресурса автоматической трансмиссии может происходить из-за агрессивного вождения, регулярного транспортирования прицепа, а также несвоевременной замены трансмиссионной жидкости. Поэтому крайне важно соблюдать осторожность и избегать резких маневров, которые допустимы для механических коробок, но вредят автоматам.
Можно
Разберем, что можно делать с автомобилем, оснащенным автоматической коробкой передач. Водитель может достаточно долго удерживать ногу на тормозе, когда селектор находится в режиме D, это никак не повредить коробке. Многие водители, впервые управляющие автомобилем с автоматом, часто переключают коробку в парковку или нейтраль, подобно автомобилям с механической трансмиссией.
Автоматическая коробка, как правило, выдерживает пробуксовку, однако не стоит злоупотреблять этой возможностью, так как многие модели не оснащены отдельными радиаторами охлаждения, что может привести к перегреву трансмиссии, что крайне нежелательно. Но сама пробуксовка для традиционного автомата не представляет опасности. Например, классические внедорожники часто производятся с гидромеханическими трансмиссиями, в то время как роботы и вариаторы обычно не выдерживают пробуксовки.
Классические автоматы также хорошо справляются с буксировкой тяжестей. Однако надо помнить, что такие нагрузки превышают обычные условия эксплуатации, и это может вызвать перегрев трансмиссии. Решая буксировать небольшой прицеп, не следует ожидать каких-либо серьезных проблем с коробкой передач, несмотря на то, что мощности могут быть недостаточно для поддержания оптимальных оборотов, что, скорее всего, вызовет проблемы у современных мощных моторов с даунсайзингом.
Кроме того, в некоторых случаях буксировка автомобиля с автоматом допускается, хотя и не рекомендуется делать это длительное время и на значительные расстояния. Обычно производители рекомендуют держаться в пределах 30-50 км. Это связано с тем, что неработающий двигатель не обеспечивает смазку подшипников коробки, и это может повредить автомат.
Нельзя
Теперь представим, что делать с автомобилем нельзя. Прежде всего, нельзя заводить машину с толкача — такой способ не имеет действия для коробки автомат, а попытка использования данного метода может привести к серьезному повреждению.
Нельзя начинать движение резко, особенно в мороз — коробка и двигатель требуют некоторого времени на разогрев для разжижения трансмиссионной жидкости. Это очень легко сделать, оставляя ногу на тормозе: переводим селектор в R и остаемся так 30 секунд, затем переключаем в D, остаемся так также, после чего повторяем процесс несколько разю После такого прогрева не только коробка, но и двигатель будет готов к движению.
Легко повредить автоматическую трансмиссию, если пренебрегать заменой масла. Обратите внимание: даже если производитель утверждает, что масло залито на весь срок службы, это не так. Идеальной нормой считается замена каждые 30 000 км, но так делают немногие. Поэтому хотя бы раз в 60 000 км будет уже хорошим решением.
Ещё одно важное правило: нельзя переключать коробку в нейтраль, когда вы едете накатом с горы. Это совершенно не аналогично механике, поскольку автомат не получает смазки в этом режиме, что может привести к его поломке. Более того, когда вы переключите обратно на D при движении с нейтральной передачи, происходит резкий толчок и нагрузка на коробку.
И последнее, переключение с R на D и обратно возможно только после полной остановки автомобиля, а не на ходу, когда машина ещё немного катится.
Как обгонять на автомобиле с АКПП
Обгонять на автомобиле с автоматической коробкой передач достаточно просто. Процесс похож на технику вождения механики. Если требуется быстрая идентификация скорости, нажмите на акселератор до упора, чтобы сработал режим кикдаун, коробка переключится на пониженную передачу для заметного ускорения. После завершения маневра можно немного поднять ногу с педали газа, и АКПП вернется к своему обычному режиму.
Зимой, особенно в условиях российских дорог, перед поездкой следует тщательно прогреть коробку передач: температура масла во всех узлах должна подняться до рабочей. Делается это следующим образом: со включенным двигателем и нажатой педали тормоза последовательно переключаем рычаг выбора режима во все положения, задерживаясь на каждом из них на 5–10 секунд. После этого включаем нужный режим и удерживаем машину на тормозе несколько минут на холостом ходу. Благодаря этому постепенному прогреву можно избежать поломок в процессе эксплуатации; сначала стараемся избегать резких разгонов на первых нескольких сотнях метров поездки.
Распространённые ошибки при езде на АКПП
Многие водители не знают о том, чего нельзя делать при эксплуатации автоматической коробки передач. В силу этого они время от времени допускают различные ошибки, которые могут привести к поломкам и аварийным ситуациям на дороге. Вот наиболее распространенные ошибки, которые следует избегать:
- Движение на нейтралке (накатом) — может спровоцировать занос и затруднить управление автомобилем.
- Переключение на режимы P или R при движении — это приводит к повреждению АКПП в результате резких изменений направления и передачи.
- Одновременное нажатие на педали газа и тормоза — это может вызвать опасное поведение автомобиля и увеличить нагрузку на трансмиссию.
- Некорректная последовательность действий при парковке: сначала включение режима парковки, затем ручника — правильный порядок будет именно наоборот. Главным правилом считается сначала ставить стояночный тормоз, затем переключать в P.
- Буксировка прицепов с превышением допустимой нагрузки — это может серьезно повредить автоматическую коробку передач.
- Движение на спусках с включенным режимом N, что приводит к перегреву коробки при возвращении на D.
- Неосторожное нажатие на газ при включённом режиме N — пытаясь увеличить скорость, вы рискуете повредить трансмиссию.
При обеспечении правильной эксплуатации автомобиля с автоматической коробкой передач он прослужит долго и подарит владельцу комфортные ощущения от вождения. Освоить управление автоматом несложно, поэтому стоит изучить инструкцию по эксплуатации вашего автомобиля, ознакомиться с нашими рекомендациями и отправляться в путь с уверенностью.