Важно делиться с ребенком историями о том, как его ждала вся семья. Нет нужды что-либо выдумывать или преувеличивать; выберите значимые моменты, которые будут важны как для ребенка, так и для вас самих: Спасибо, что ты появился на свет. Ты очень важен для нас.
- Как повысить самооценку у ребенка консультация на тему
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- По каким причинам может страдать самооценка?
- Что такое здоровая самооценка?
- Самооценка или самолюбование
- Как дети становятся нарциссами?
- Что такое самооценка
- Особенности развития самооценки ребёнка
- Как понять, что у ребенка заниженная самооценка
- Как помочь ребенку повысить самооценку
- Не требуйте слишком многого
- Не сравнивайте с другими
- Хвалите за реальные заслуги
- Почаще напоминайте о достоинствах
Как повысить самооценку у ребенка
консультация на тему
Успех в жизни человека, помимо объективных условий, также зависит от уровня его самооценки, которая начинает формироваться в дошкольном возрасте под воздействием окружения, сохраняя первостепенное значение влияние родителей. Самооценка — это восприятие индивидуумом собственных возможностей, качеств и места среди других людей.
Создание здоровой атмосферы в семье, стремление понять и поддержать ребенка, искреннее участие и сопереживание, ощущение психологической защищенности — все это является основополагающими аспектами для формирования позитивной и адекватной самооценки у ребенка.
Ребенок с завышенной самооценкой может считать себя безусловно правым. Он стремится управлять другими детьми, замечая их слабости, но не понимая собственных, часто перебивает собеседников и относится к другим с пренебрежением, пытаясь привлечь к себе внимание всеми возможными способами. От такого ребенка можно услышать фразу: «Я самый лучший». Обычно они проявляют агрессию и склонность принижать успехи других детей.
Если же самооценка ребенка занижена, это может означать, что он испытывает тревогу и неуверенность в собственных силах. Такие дети часто думают, что их могут обмануть, обидеть или недооценить, и поэтому ожидают худшего, создавая вокруг себя защитную стену недоверия. Они могут проявлять склонность к уединению, быть обидчивыми и нерешительными. Такие дети часто плохо адаптируются к новым условиям. При выполнении любых задач они настраиваются на провал, рассматривая возникающие проблемы как непреодолимые препятствия. Дети с заниженной самооценкой могут отказываться от новых видов деятельности из страха не справиться, переоценивают достижения сверстников и не ценят свои собственные успехи.
Заниженная самооценка у ребенка крайне негативно сказывается на его развитии. Это может привести к установкам типа «Я плохой», «Я ничего не могу», «Я неудачник».
При адекватной самооценке ребенок создает вокруг себя атмосферу честности, ответственности, сострадания и любви. Он чувствует свою ценность и уважение со стороны окружающих, верит в себя, хотя может открыть путь к помощи при необходимости и сознательно осознает свои ошибки. Он ценит себя и поэтому готов ценить окружающих. У него нет барьеров, мешающих ему испытывать разнообразные чувства как к себе, так и к другим. Он принимает себя и окружающих такими, какие они есть.
Как правильно хвалить ребенка
Значительная роль в формировании самооценки принадлежит заинтересованности взрослых, их одобрению, похвале, поддержке и поощрению. Это стимулирует деятельность ребенка и способствует развитию нравственных привычек поведения. Как отмечает физиолог Д.В. Колесов: «Похвала, направленная на закрепление хорошей привычки, обладает большей эффективностью, чем порицание, используемое для предотвращения плохой привычки. Похвала вызывает положительные эмоции, способствует повышению энергии и усиливает желание общаться и сотрудничать с другими». Если ребенок не получает своевременного одобрения в процессе своей деятельности, это может спровоцировать чувства неуверенности.
Но важно уметь хвалить правильно! Учитывая значимость похвалы для ребенка, ею следует пользоваться с умом. По мнению Владимира Леви, автора книги «Нестандартный ребенок», не следует хвалить ребенка в следующих случаях:
- За достижения, которые не являются результатом его собственных усилий — физического, умственного или эмоционального труда.
- Не следует хвалить за красоту и здоровье — все наследственные качества, включая доброту, не подлежат похвале.
- Игрушки, вещи, одежда или случайные находки не должны служить поводом для похвалы.
- Хвала, выраженная лишь из жалости, неприемлема.
- Не стоит хвалить с целью «понравиться» другому.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание с элементами деловой игры по программе «Полезные привычки» на тему: «Как повысить самооценку у ребенка и почему это важно?»
Это разработка для родительского собрания, организованного в рамках программы «Полезные привычки» для третьего класса. В ней применяются методы «мозгового штурма», энергетизирующие упражнения и ролевые игры.
Родительское собрание «Как повысить самооценку у ребенка»
Материал включает разработку родительского собрания на тему «Как повысить самооценку у ребенка», а также презентацию и приложения к нему.
Советы психолога «Как повысить самооценку ребенка»
Успех в жизни человека, помимо объективных факторов, зависит от уровня его самооценки, которая формируется в дошкольном возрасте под влиянием окружения.
Как повысить самооценку ребенка?
Разработка методов повышения самооценки ребенка.
Как укрепить уверенность у ребенка и повысить его самооценку
Здоровая атмосфера в семье, искреннее стремление понять и поддержать ребенка, активное участие и сопереживание, а также чувство психологической безопасности — это все важные аспекты.
Как повысить самооценку ребенка
Рекомендации по улучшению самооценки ребенка.
Советы родителям «Как повысить самооценку ребенку?»
Полезные рекомендации для родителей.
По каким причинам может страдать самооценка?
Как и многие психологические проблемы, низкая самооценка со временем формируется еще в детском возрасте. Маленькие дети, не в состоянии адекватно оценить свои действия, активно воспринимают оценки окружающих, особенно от близких, что может привести к возникновению комплекса неполноценности.
Рассмотрим основные причины, способствующие развитию низкой самооценки:
Отсутствие похвалы со стороны родителей в детском возрасте зачастую перерастает в серьезную проблему во взрослой жизни. Дети, которых недохваливают в детстве, теряют способность воспринимать комплименты и похвалу как нечто заслуженное. Для них комплимент звучит как нечто недостижимое, а впечатление о человеке, который их хвалит, формируется негативное: им может казаться, что такие люди обманывают их или имеют скрытые интересы.
Люди, умеющие манипулировать другими, могут не осознавать свои действия. Таким манипулятором может стать кто угодно — мать, отец, родственники, учителя, друзья. Взаимодействие с таким человеком может вызывать внутренний дискомфорт, и длительное общение с ним способно оставить след на самооценке ребенка.
Дети, обладающие внешними отличиями, часто становятся объектом дразнений и насмешек. Они ощущают себя не такими как все, и эти чувства подчеркиваются поведением сверстников. В этот момент буллинг становится одной из главных причин формирования низкой самооценки.
Подумайте, приятно ли вам было бы, если бы вас постоянно сравнивали с другим человеком, у которого все лучше получается? Теперь представьте, что чувствует ваш ребенок, когда вместо поддержки получает фразы вроде “А вот Саша справился лучше” или “Почему ты не достиг того же, что и Саша, если вы оба тренируетесь равное время?”. Являются такие слова для ребенка стимулом к развитию или, наоборот, подрывают уверенность в своих силах? Ребенку важно понимать, что его любят за любые достижения, ведь он старается изо всех сил.
Даже самый талантливый и красивый ребенок рано или поздно столкнется с тем, что кому-то он будет не по нраву. Это зависимость от мнения окружающих постепенно разрушает самооценку и самоуважение. Важно учиться искать одобрение и признание внутри себя, а не за его пределами.
Реакция родителей — это основной индикатор правильности действий ребенка. Неблагополучная обстановка в семье может стать одной из главных причин низкой самооценки. Причины могут быть различными: это и отрицательная атмосфера, когда родители часто ссорятся, страдают от вредных привычек, постоянно испытывают финансовые трудности, отсутствуют нормальные условия проживания и недостаток внимания к ребенку. Все это приводит к тому, что еще в раннем детстве у малыша формируется чувство неполноценности, что со временем становится причиной низкой самооценки.
Также важным моментом являются взаимоотношения родителей. Когда мама и папа взаимодействуют друг с другом, они служат первым примером отношений для ребенка. Если в их отношениях отсутствуют доверие, уважение, любовь, а один из партнеров унижает другого, это непосредственно влияет на восприятие ребенком себя и окружающего мира.
Что такое здоровая самооценка?
Здоровая самооценка — это гармония с собой и здоровая любовь к себе. Это состояние, когда человек способен адекватно воспринимать себя, объективно оценивать свои возможности и сильные стороны. Он понимает как свои положительные качества, так и слабости, позволяет себе ошибаться и не корит себя за это. Человек не считает себя хуже других и не размышляет о том, что не заслуживает успехов.
Такой человек заботится о себе и прислушивается к своим желаниям, располагает временем для поддержания своего здоровья. Для формирования адекватной самооценки в детском возрасте крайне важна поддержка, выраженная в заботе со стороны родителей.
Самооценка или самолюбование
Существует распространенное опасение, что чрезмерная поддержка развития здоровой самооценки у детей может сделать их самовлюбленными нарциссами. Однако нарциссизм не имеет ничего общего с адекватной самооценкой и формируется по другим принципам. Невозможно чрезмерно повысить самооценку ребенка до такой степени, чтобы он стал нарциссом. Важно понимать разницу между самодостаточными детьми, уверенными в своих достоинствах, и нарциссическими детьми.
Дети с адекватной самооценкой принимают себя такими, какие они есть, и не привязывают свое чувство самоуважения к мнениям других.
С другой стороны, нарциссы постоянно сравнивают себя с другими, уверены в своем превосходстве, но в то же время нуждаются в доказывании этого другим.
Как дети становятся нарциссами?
Нарциссы — это дети, которые на протяжении жизни получают чрезмерное восхищение от родителей, убежденных в том, что их дети умнее и лучше всех. Это формирует у них представление о своем превосходстве.
Нарциссы часто хвастаются, подчеркивают недостатки других, чтобы заслужить любовь и восхищение. Однако такое поведение может стать разрушительным и отталкивать людей, которых они хотят привлечь. Более того, нарциссы редко обращаются за помощью, не осознавая при этом, что им она необходима.
Обратите внимание, что нарциссизм начинает формироваться лишь в возрасте семи-восьми лет. До этого возраста дети могут проявлять поведения, схожие с нарциссическими, но их заявления о превосходстве полностью соответствуют уровню их развития.
Что такое самооценка
Самооценка — это рациональная сторона нашего самовосприятия. Она включает в себя умение оценивать свои действия как успешные или неуспешные. У самооценки два ключевых параметра: адекватность и автономность.
Адекватная самооценка отражает способность соотносить свои успехи и ошибки, как бы в соответствии с внутренним наблюдателем, который подсказывает:
- Сталкивался ли я с подобными задачами в прошлом?
- Успешно ли я их решал ранее?
- Какие действия принесли хороший результат?
- В чем мне нужно попросить помощи у других?
- Чему необходимо научиться дальше?
Автономность самооценки заключается в умении сравнивать себя не с другими, а с самим собой в прошлом, отмечая изменения. Это подразумевает размышление о своих действиях в контексте личных ценностей — правильно ли я поступаю? Человек с автономной самооценкой принимает во внимание мнения других, воспринимает критику и похвалу, но принимает решения, основываясь на своем восприятии вещей.
Особенности развития самооценки ребёнка
Формирование самооценки у детей начинается в дошкольном возрасте и продолжается на протяжении всей жизни, однако начальное восприятие задано близкими людьми. Родители становятся для детей примером успешности: как я пойму, что хорошо почистил зубы? Как удостоверюсь, что эта поделка заслуживает места на полке? Все это дети усваивают в отношении к старшим.
Станьте для своего ребенка ориентиром, а не командиром, позволяя ему учиться самостоятельно, находясь под вашим чутким наблюдением.
Дети замечают больше, чем нам представляется. Показывайте им, как вы принимаете решения. Давайте объяснения вслух. Делите действия на более простые этапы. Уточняйте, как понять, что вы движетесь в правильном направлении и когда можно переходить к следующему шагу.
Не спешите и не оценивайте результаты с жесткими критериями. Помогите ребенку самостоятельно понимать результаты своих действий, отвечая на его вопросы. Учите его исследовать возможности, узнавать свои сильные и слабые стороны. Помните, что любая ошибка — это не провал, а опыт, способствующий улучшению в следующий раз. Это и формирует у ребенка желание продолжать попытки и находить различные способы, а не оставаться на месте.
Не бойтесь извиниться, если спешили с выводами: Я сомневался, что у тебя получится, но теперь вижу, что ты справился. Хвалите за смелость и усилия в поиске новых решений.
Для формирования адекватной самооценки и укрепления уверенности ребенка делегируйте ему выполнение задач, с которыми он способен справиться самостоятельно, и не переживайте из-за конечного результата. Это непросто, но только так ребенок научится адекватно оценивать свои действия и развивать свою автономию. Такой подход распространится на все сферы: профессиональную, личную, социальную.
Пусть внутренний голос, схожий с вашим, подсказывает ему: Хорошо, давай попробуем иначе или Отлично, теперь следующий шаг, вместо обесценивания: Я знал, что у тебя ничего не получится, не стоило и начинать.
Развить адекватную самооценку у детей возможно в любом возрасте, если выполнить указанные выше шаги. Порой детям, у которых еще не сформировалась самооценка, может помочь внимательный наставник в трудной для него области. Родитель может передать только те навыки, которые у него есть, поэтому порой важно делиться этой ответственностью с другими взрослыми.
Как понять, что у ребенка заниженная самооценка
Низкая самооценка чаще всего проявляется через тревожность и фрустрацию. Ребенок зачастую не верит в собственные силы, боится неудач и избегает соперничества. У него могут возникать трудности в общении, ему сложно знакомиться и находить друзей.
Дети с заниженной самооценкой часто склонны обесценивать свои сильные стороны, акцентируя внимание на недостатках. Например, девочка может переживать, что не умеет рисовать так же хорошо, как ее подруга, при этом абсолютно игнорируя свои отличные танцевальные навыки.
Дети с низкой самооценкой выглядят подавленными и замкнутыми. Они опасаются неодобрения со стороны окружающих, поэтому стараются угодить всем, даже в ущерб себе, и им бывает трудно сказать «нет».
Ниже приводятся несколько фраз, которые могут свидетельствовать о низкой самооценке ребенка:
- У меня не получится, поэтому я даже пробовать не буду.
- Со мной никто не захочет дружить.
- Я — неудачник.
- Я никогда не буду такой красивой, как Маша.
- Почему остальные лучше меня?
Как помочь ребенку повысить самооценку
Родители оказывают значительное влияние на то, как ребенок воспринимает себя. Правильные действия родителей могут создать почву для адекватной самооценки. Однако не стоит переоценивать степень этого влияния, ведь у каждого человека имеются врожденные индивидуальные особенности, которые необходимо учитывать.
Не требуйте слишком многого
Родительские амбиции порой мешают формированию адекватной самооценки у детей. Взрослые часто ожидают от своих детей идеального поведения, исключительно положительных оценок, побед в соревнованиях и конкурсах.
Когда ребенок не соответствует установленным ожиданиям, он может интерпретировать реакцию родителей как сигнал о том, что с ним что-то не так. Если подобные ситуации повторяются, это легко может сформировать схему, по которой взрослый начинает думать, что он недостоин любви — в том числе своей.
Родителям рекомендуется умерить свои амбиции и позволить ребенку быть неидеальным. Это не означает, что необходимо закрывать глаза на все ошибки и прекращать выражать недовольство, но, по возможности, это должно быть экологичным и соразмерным ситуации. Например, если ребенок впервые получил тройку за последний месяц, это не повод для серьезных наказаний. Каждый имеет право на ошибку.
Не сравнивайте с другими
Вспомните, как часто вы слышали воспоминания о том, как ваши родители увязывали ваши успехи с успехами других детей. Например, «А вот у тети Вали Андрей занял первое место на олимпиаде по математике. Почему это так сложно для тебя?» Порой, став родителями, мы попадаем в ту же ловушку.
Сравнения не мотивируют детей к лучшему. Они только снижают ценность их реальных достижений. У Андрея, сына тети Вали, может быть возможность заниматься математикой каждым утром всей своей свободной жизни, в то время как ваш сын тратит всего два часа три раза в неделю на спортивные тренировки.
Сравнивать ребенка с самим собой в прошлом — единственное, что можно сделать. Такой подход поможет ему сосредоточиться на собственном развитии, а не стремиться к чужим целям. Например, вы можете отметить, что словарный запас за последние полгода значительно увеличился, или что его работы стали более качественными.
Хвалите за реальные заслуги
Привычка хвалить ребенка за малейшие достижения может обернуться против него. Если мать восторгается каждым его рисунком, ребенок будет ожидать такой же реакции от окружающих. Это может стать шоком, когда он столкнется с реальностью.
Это совершенно не значит, что нужно отказаться от похвалы — она должна быть искренней и объективной. Старайтесь избегать завышенных формулировок и откровенной лжи. Если что-то у ребенка не получилось, не забывайте акцентировать внимание на тех аспектах, которые были выполнены хорошо. Например, можно похвалить отдельные элементы рисунка или поделки.
Но если ребенок действительно достиг хорошего результата, не скупитесь на теплые слова. Поддерживайте даже самые незначительные успехи положительными комментариями.
Почаще напоминайте о достоинствах
Люди склонны воспринимать свои сильные стороны как должное, особенно в раннем возрасте, когда жизненный опыт у них еще ограничен. Поэтому родителям важно акцентировать внимание на достоинствах своих детей, чтобы гармонично развивать эти качества.
К примеру, взрослые могут подчеркнуть, что у их ребенка хорошее чувство ритма. Сам ребенок вряд ли оценит это. Близкие должны объяснить ему, как важна данная особенность и какие преимущества она дает. Возможно, стоит предложить занять место в музыкальной или танцевальной группе — при условии упорства, успеха можно достичь.