Реакция человека, ставшего жертвой хамства, проявляется через слезы, обиду, демонстрацию несчастья, жалобное выражение лица и сведение тела. Эта реакция является природной защитной реакцией, предназначенной для того, чтобы остановить агрессора от жестоких поступков, вызывая к себе жалость или отвращение окружающих.
- Как ответить на хамство и не потерять лицо
- Держать дистанцию
- Нагрубить в ответ
- Ответить вежливо
- Почему вы не можете ответить на хамство?
- Что делать, если вас обругали?
- Прививаемся. 6 способов противостоять хамству
- 1. Спокойствие, только спокойствие
- 2. Сломанный сценарий
- 3. Молчание – золото
- 4. Шоковая терапия
- 5. Не оценивайте
- 6. Уходите
- Близкие люди
- Встречная атака.
- Самораскрытие.
Как ответить на хамство и не потерять лицо
Ситуация с хамством может возникнуть в любой момент — будь то на дороге, на автобусной остановке, в магазине, на рабочем месте, в сети интернет или даже в собственном доме. Не каждый способен выйти из конфликтной ситуации с достоинством: кто-то оказывается в замешательстве, становясь жертвой неадекватного поведения другого человека, а кто-то, стараясь отстоять свои права, начинает вести себя так же грубо, что не приносит им уважения со стороны окружающих.
Как же правильно реагировать на неуважительные высказывания, чтобы не усугубить конфликт? Специалист по светскому и деловому этикету Надежда Харланова делится своими размышлениями на этот счет в интервью с корреспондентом издания «Тюменская область сегодня».
– Главный принцип, помогающий справиться с хамством, заключается в воспитании собственного достоинства и уважении к себе. Умение устанавливать собственные границы, которые не должны быть нарушены, — важная черта зрелого человека. Однако также необходимо проявление уважения к достоинству окружающих и способность замечать их границы — условие для экологичного общения, – подчеркнула она, добавляя, что существует несколько подходящих реакций на грубость с точки зрения этикета.
Держать дистанцию
Многие люди, сталкиваясь с грубостью, испытывают замешательство. Понимание того, как следовало бы поступить, приходит только позже. Остроумные ответы часто возникают в голове, когда агрессор уже ушел. Какой бы ни была глубина этой обиды и удар по самооценке, в ответ на агрессию реагировать не стоит!
Мотивация агрессивного поведения может заключаться в ряде причин, но чаще всего это указывает на низкую самооценку или потребность самоутвердиться за счет других, проверяя границы дозволенного. Такие люди берут на себя право судить окружающих и, как бы, вторгаться в их жизнь.
При этом хамство практически всегда исключает возможность диалога. Два человека, пытающиеся решить конфликт таким образом, превращаются в противников. Поэтому лучший способ — начать с нулевой реакции. Если вы не ответите на оскорбление, оно не достигнет своей цели. А если вы снова проявите нулевую реакцию в ответ на второе оскорбление, агрессор может просто устать и обратить свое внимание на более восприимчивую жертву. Это самый действенный метод защиты.
Хамство — это выход за рамки, поэтому отвечая тем же, вы теряете свое собственное уважение. В общении с агрессивными личностями важно уметь вовремя уйти от потенциально опасного контакта. Если такая ситуация произошла в публичном месте, не стесняйтесь развернуться и уйти, избегая конфликта, особенно если это может угрожать вашему эмоциональному и физическому здоровью.
Нагрубить в ответ
моя реакция, когда дело касается защиты ребенка
Я часто сталкиваюсь с хамством, но по своей натуре я человек мирный и часто просто тихо произношу проклятия про себя.
Однако однажды я оказалась в ситуации, когда хамили моему ребенку. В тот момент во мне проснулся внутренний защитник, я почувствовала прилив сил и громко сказала: «Пошел на… Как же я ему тоде была благодарна — словами не передать! 🙂
Ранее я всегда старалась вести себя сдержанно, терялась в подобных ситуациях, считала, что лучше промолчать. Со временем поняла, что такое поведение принимается за слабость. На цветочном рынке продавцы однажды начали на меня наезжать, предлагая свои товары, а я просто продолжала идти дальше, зная, что мне нужно. В итоге, когда они начали громко обсуждать меня за спиной, я развернулась и сказав: «Принципиально не покупаю у таких хамок, как вы.» Раньше я бы просто смолчала.
Меня также раздражают бабушки, которые чувствуют себя обязанными напомнить, что мой ребенок вышел на улицу без шапки при плюс 25 градусах, и это не совет, а настоящий акт хамства. Например, однажды я развернулась к одной из них и спросила: «У вас есть свои внуки? Предлагаю вам заняться их воспитанием». Я не ждала ответов, просто решила уйти от разговора.
Узнайте, как сориентироваться в мире обследований и докторов. За каждого студента переведем 100 ₽ в фонд.
Я всегда старалась адекватно отвечать на хамство, избегая реакций и диалогов с грубиянами. Но пару раз мне все же не удалось сдержаться, и я ответила так же. Реакция была интересной: один человек остолбенел, другая разрыдалась. Надеюсь, они запомнят это! 🙂
Не жалею о своем поведении, хотя повторять подобное не собираюсь. Позволила себе это в рамках эксперимента.
сталкиваюсь с хамством в общественном транспорте, реагирую по-разному, в зависимости от настроения.
Когда кто-то говорит: «Иди внуков воспитывай!», я отвечаю: «Почему вы это сказали?» Иногда это поджигает конфликты: «Я с вами на «ты» не переходила». В таком случае я спрашиваю: «А вас тут много?» Это вызывает бурную реакцию.
Некоторые считают, что хамство следует пресекать его же оружием. Я считаю это приемлемым методом: агрессор почувствует вашу силу и, возможно, начнет проявлять уважение. Вот пример из жизни, когда я слышала цитату Раневской:
- — Вы по-прежнему молоды и прекрасно выглядите!
— Я не могу ответить вам на такой комплимент.
— А вы бы ведь как и я соврали!
Хотя, если вам нахамила продавщица в магазине, иногда действительно стоит пожалеть ее. Она — тоже человек, который не хочет выглядеть глупо или слабым. И порой они ведут себя агрессивно, потому что пытаются самоутвердиться. Но иногда крепкая доза народного юмора может быстро «отрезвить» хамов — сама это видела! 🙂
Ответить вежливо
В ответ на хамство, я стараюсь реагировать с улыбкой и сочувствием. Нет смысла разгорячать конфликт. Можно попробовать узнать: «Что случилось? Почему вы так сказали?»
Я организовала свою жизнь так, чтобы как можно реже встречаться с людьми, соответственно и с хамством я сталкиваюсь нечасто. Обычно я не ведусь на провокации, стараюсь активировать свои навыки экологичной коммуникации. Я не боюсь конфликтов, скорее я боюсь своей реакции, ведь я человек, подверженный гневу. Если позволю себе впадать в ярость, последствия могут оказаться катастрофическими.
Вежливость и улыбка — вот мои вооружения. У меня всё в порядке, а у обидчика, вероятно, это только усилит недовольство.
Почему вы не можете ответить на хамство?
Такой человек, который не решается ответить хамством на хамство, часто имеет нарушенные внешние границы. Внутри себя он может ощущать себя хорошим, воспитанным и послушным, как будто все время сталкивается с более «влиятельными» взрослыми, которые ругают его. Если бы вы чувствовали, что можете ответить грубостью, то, вероятно, уже бы это сделали.
Люди, которые вам помогают в трудную минуту оказывают влияние на вашу реакцию. Возможно, это поведение восходит к семье, где ребенку говорил, что он должен ждать своего времени, а сам взрослый проще в своей позиции.
Что делать, если вас обругали?
Что же делать в таких случаях? Нужно внутренне расти и дать себе разрешение быть взрослым, ощущая себя на равных с другими. Необходимо развивать внутренняя взрослую натуру, которая имеет такие же права, как и тот, кто хамит вам. Осознание этого факта позволяет вам смотреть на ситуацию совершенно иначе и менять своё отношение к ней.
Допустим, вы осознаете, что обладаете большим достоинством, чем хамящий человек. Тогда становится странным, что его грубое поведение может вас задеть. Вы должны понимать, что перед вами просто невоспитанный, несчастный и неустроенный человек. Но почему это всё еще может ранить вас?
Скорее всего, причина кроется в том, что вы не уверены, имеете ли право ответить на грубость.
Это вопрос восприятия как ситуации, так и себя в ней. Следует обращаться к подобным людям с позиции взрослого, указывая свое уважение как источник, который стоит оценить как нечто значительное. Важно, чтобы ваше внутреннее состояние определяло интонацию и эмоции, с которыми вы общаетесь с хамом.
Обратиться с просьбой можно по-разному, и работник какой угодно — будь то в регистратуре, чиновник или продавец — поймет и почувствует это.
Прививаемся. 6 способов противостоять хамству
Отвечать на хамство хамством — это, безусловно, неверный путь. И дело не только в моральных принципах. Суть заключается в том, что отвечая грубостью на грубость, мы следуем по пути, который нам предписывает агрессор. В этот момент мы становимся их марионетками, потому что они хотят, чтобы мы так реагировали.
1. Спокойствие, только спокойствие
Выслушайте спокойно и ответьте также. Никаких оправданий и извинений. Агрессоры стремятся провоцировать вас на конфликт и выводить из себя, чтобы усилить свою силу. Не поддавайтесь этому, не демонстрируя свою растерянность. Например, когда вас накричала кассирка в магазине, потому что у неё не оказалось сдачи, вы можете спокойно напомнить, что это исключительно её проблема.
2. Сломанный сценарий
Иногда бывает целесообразно попытаться согласиться с обвинением, выставленным вам несправедливо. Сделайте это без сарказма, сохраняя чувство юмора при себе. Например, если вы случайно толкнули человека, который потом на вас накричал, просто скажите: «Извините, я правда неуклюжая, и вы сделали абсолютно правильно, заметив это». Этот способ может действительно дезориентировать “хамом”.
3. Молчание – золото
Эта тактика не обязательно остановит агрессивного собеседника, но она сократит его монолог, особенно в общественном месте. Если на вас кричат или обзывают, сохраняйте спокойствие и молчите. Людям вокруг станет ясно, кто на самом деле имеет проблемы с поведением.
4. Шоковая терапия
Когда вас оскорбляют, задайте вопрос, не относящийся к сути разговора. Например, если сосед ругается с вами за то, что вы сильно хлопнули дверью, вместо ответа на его претензии, вы можете вежливо спросить его о том, что он думает о новом фильме, который недавно вышел.
5. Не оценивайте
Даже если абсолютно все согласны с вами, не воспринимайте ситуацию как повод для оценки. Грубиян ведет себя плохо — это правда, но это всего лишь ваше мнение. Сказав это вслух, вы лишь подпадете под правила агрессора. Вместо этого попробуйте подобрать более нейтральные фразы: «Пожалуйста, не повышайте голос», «Мне не нравится, когда идут разговоры о человеке в третьем лице».
6. Уходите
Вы на самом деле не обязаны останавливаться и слушать этот разговор. Пусть слова агрессора летят в вашу сторону, они разобьются о стену вашего равнодушия и желания прекратить диалог. Вероятно, отношения с этой личностью испортятся, и это нормально. Просто уходите. Это будет гораздо лучше, чем наблюдать, как ваша граница рушится под давлением незаслуженных слов.
Близкие люди
В отношениях с близкими методики противостояния хамству могут не сработать, потому что мы вовлечены в подобные взаимодействия на постоянной основе.
Прежде всего, что нужно помнить, прежде чем погружаться в незаслуженные обиды: любой конфликт с близкими указывает на то, что в коммуникации существует либо пробел, либо недопонимание.
Контекст общения теряется, и это может привести к взаимным обвинениям, к повышению голоса и обидам. Чтобы разобраться в ситуации и прийти к болезненному решению конфликта, необходимо временно отстраниться, обдумать, послушать свои чувства и потом вновь начать диалог. Зачастую именно близкие люди наносят наиболее болезненные раны. Поэтому в таких ситуациях нужно учиться дышать, понимать и принимать происходящее.
Человек, который хамит, может испытывать сильный эмоциональный голод. Вы не обязаны это восстанавливать. Но чувство юмора может стать отличным инструментом для противодействия грубости. Спокойное отношение к неприятной ситуации поможет сохранить как ваше настроение, так и вашу самооценку, а также придаст сил противостоять хамству.
Встречная атака.
Самый распространенный ответ — это фраза «Дурак! — Сам дурак!». Она легко включается у активных людей и часто может приносить положительные результаты, если вы умеете контролировать свои эмоции и не поддаетесь на провокации. Для защиты важно быть готовым к встречной атаке и не бояться её. Люди, которые не принимают агрессию, могут не знать, как на словах ответить, обругать или нагрубить. Это способны почувствовать агрессивные люди — они заметят вашу пассивность.
Чтобы чувствовать себя защищённо, нужно уметь отвечать на хамство так же хамством. Вы не обязаны всегда отвечать, но даже ваша готовность к ответу будет видно агрессору и может остановить его от дальнейших напоминаний о хамстве.
Использовать встречную атаку можно только с теми, кто равен вам по статусу. Это бывает сложно, когда вы имеете дело с постоянно кричащим начальником или с партнером, который физически превосходит вас и подавляет.
Обратите внимание: встречная атака имеет свои серьезные побочные эффекты — она может вызвать эскалацию конфликта и привести к новому витку агрессии. Это сложно предсказать, поэтому такую реакцию необходимо использовать с осторожностью.
Самораскрытие.
Эта стратегия подходит только к близким вам людям, к которым вы знаете, что ваши чувства имеют хоть какое-то значение. Это действительно важный момент, так как открываться человеку, которому на вас наплевать, не имеет смысла.
Метод самораскрытия включает в себя inform interior experiencing, показывающий, как влияет на вас грубое обращение. Это может инициировать некоторые эмоциональные реакции, которые способны сблизить вас и улучшить взаимопонимание.
Важно: не стоит уповать на самораскрытие как на панацею. Если близкий человек постоянно грубит, не стоит каждый инцидент обрамлять самораскрытием в надежде достучаться до него.
Считать, что существует единственно верная реакция на грубость, которая обеспечит вам безопасность и сохранив достоинство, — большая ошибка. Если вам часто хамят близкие или коллеги, стоит выделить время, чтобы глубже разобраться в этих отношениях и определить наиболее уместный подход к каждой ситуации.
Если вам понравились материалы на Педсовете, подписывайтесь на наш канал в Телеграме, чтобы всегда быть в курсе событий раньше всех.