Задержка в развитии любых навыков у детей в раннем возрасте может свидетельствовать о нарушениях в функционировании нервной системы. Иногда мозг справляется самостоятельно, однако в ряде случаев требуется сторонняя помощь. Поэтому лучше перестраховаться и предпринять необходимые меры.
- Как научить малыша разговаривать
- Развитие речи ребенка от 1 до 2,5 лет
- Особенности речевого развития детей 2-3 лет
- Грамматические особенности речи
- Признаки задержки развития
- Как научить ребенка разговаривать?
- Используйте правильную речь
- Упражнения и игры для развития речи
- Почему важно подумать о развитии речи ребёнка до 2-летнего возраста
- Коротко о главном
Как научить малыша разговаривать
Специалисты в области раннего развития утверждают, что способность говорить в младенчестве является ключевым компонентом, определяющим дальнейшее развитие ребёнка. Степень гармонии этого процесса зависит в значительной мере от родителей. Это является одной из причин, почему современные мамы и папы так стремятся помочь своим детям начать говорить как можно раньше. Более того, это один из наиболее эффективных способов сделать жизнь малыша более насыщенной и увлекательной.
С ранних лет важно обучать детей правильно выражать свои чувства и эмоции, а также правильно строить свои фразы. Конечно, мы не помним, когда и как именно мы сами научились говорить, поэтому обычно кажется, что само обучение происходит легко и просто. Но так ли это на самом деле? На самом ли деле легко научить малыша говорить?
Только при условии, что вы выбрали правильную обучающую методику!
Компания «Умница» предлагает инновационные подходы раннего обучения, разработанные специально для того, чтобы научить детей не только говорить, но и читать, считать и быть самостоятельными. Если вы хотите узнать больше, уделите внимание нашим рекомендациям по тому, как помочь вашему ребенку правильно произносить слова. Выбирайте лучшее для своих детей!
Вот несколько методов, которые помогут быстро научить вашего ребенка говорить.
С первых дней жизни уделяйте время для установления эмоционального контакта с малышом. Ловите его взгляд, улыбайтесь, общайтесь. Пойте и говорите, варьируя интонации. Ваша речь должна быть чёткой, правильной и разнообразной.
Обсуждайте с малышом окружающий мир, рассказывайте о том, чем вы сейчас занимаетесь. Делайте паузы, чтобы ваш ребенок мог ответить на своем языке. Обязательно поддерживайте беседу, повторяя за ребенком его звуки или спрашивая: «Ты действительно так думаешь?».
Прогулки по дому или улице также могут быть отличной возможностью для обучения: рассказывайте малышам о разных предметах. Когда ваш малыш научится указывать пальчиком на интересующий его объект, ваши беседы станут продолжительнее и содержательнее.
Для развития речи ребёнка полезно учить его читать целыми словами. Начать занятия можно уже с детства или в возрасте 2–3 лет. Вначале показывайте малышу карточки со словами, затем переходите к совместному чтению детских книг из комплектов «Книжная разминка» – часть 1 и часть 2. Для активного обогащения словарного запаса мы также рекомендуем использовать программу «Говорим с пелёнок».
Дополняйте слова малыша. Например, если он научился говорить «Ба», указывая на собаку, ответьте ему: «Да, это собака, и собачка говорит ‘Гав'». Используйте звуковые подражания животных – это приносит особое удовольствие детям.
Выберите несколько предметов одного цвета и покажите их малышу, произнося: «Вот колечко, оно синее, вот кубик, он тоже синий, а это коробка синяя. Все эти вещи синие.» После изучения основных цветов можно добавить знакомство с их оттенками.
Чтение стихов и пение песен – это прекрасные способы запоминания, благодаря ритму малыш быстрее их усваивает. После многократного чтения стихотворения дайте کودک возможность завершить строку или завершите её неверно, чтобы ребенок мог её исправить.
Используйте специальные стихи-игры, такие как «ладушки», «сорока-ворона», «гуси-гуси», которые также развивают мелкую моторику. Весь этот материал, а также другие прибаутки, считалочки и рифмы представлены в наборе «Букварь с пелёнок». Уникальные книжки-листалки, входящие в систему «Говорим и читаем с пелёнок», также окажутся весьма полезными.
Говоря о мелкой моторике, следует отметить, что старая истина о связи ловкости рук и речевого развития имеет под собой доказательную базу, поскольку за обе функции отвечают соседние участки мозга. Поэтому поощряйте малыша играть с предметами различной текстуры и формы.
Развитие речи ребенка от 1 до 2,5 лет
Чтобы помочь вашему ребенку заговорить, используйте разные стимуляторы. Это могут быть ваши эмоции или слова из лексикона как детей, так и взрослых. Давайте подробно рассмотрим варианты стимуляции речи малыша.
- Положительно реагируйте на каждую попытку ребенка произнести что-то новое, даже если слово звучит неправильно.
- Используйте такие слоги и буквы как: ааа, га-га, да-да, ма, па, ба.
- Выделите 5 ключевых слов и часто используйте их в разговорах с ребенком. Например, это могут быть слова: мама, папа, бабушка, дедушка, собака.
- Вводите слова-подражания: слова как «спать – ааа», «скушать – ням-ням», «дождик – кап-кап», «собака – гав-гав», «гусь – га-га», «лягушка — ква-ква», «снег – дам-дам», «суп – бах-бах», «барабан – бам-бам».
- Используйте слова из взрослого лексикона: трава, собака, часики, «смотри» и тому подобное. Ребёнок может произнести их по-своему. Например: «тава» вместо «трава», «бабака» вместо «собака», «тити» вместо «часики», «моти» вместо «смотри». Упрощение слов естественно для маленьких детей в возрасте от 1 до 2,5 лет.
Важно помнить, что обучение новому должно приносить малышу положительные эмоции. Играйтесь с ним, часто говорите «да», а не «нет», и вскоре ваш ребенок начнет говорить.
Особенности речевого развития детей 2-3 лет
К двум годам дети постепенно переходят от простого лепета к фразовой речи. При анализе уровня и темпов речевого развития важно обращать внимание на несколько ключевых аспектов:
- Грамматические особенности;
- Звукопроизношение;
- Существующие нормы;
- Отличия в развитии в зависимости от пола ребенка.
Давайте подробнее рассмотрим каждый из этих аспектов. Начнем с общей характеристики.
Согласно исследованиям, к 2 годам ребёнок должен уметь:
- Говорить о своих эмоциях;
- Выражать свои чувства;
- Сообщать взрослым, что он хочет;
- Устанавливать контакт со сверстниками и так далее.
Если у ребенка нет нарушений, то к 2,5 годам его активный словарный запас составляет примерно 1000 слов. Тем не менее, не все слова малыш может произносить. Родители должны понимать, что словарь ребенка делится на активный и пассивный. Активный словарный запас включает в себя 20-30 слов, которые ребенок может произнести в возрасте 2-3 лет, тогда как пассивный словарь – это слова, которые малыш понимает, но не может произнести.
Примерное распределение слов в словарном запасе таково: 60% – существительные, 25% – глаголы, 10% – прилагательные, остальное составляют местоимения и наречия.
В этом возрасте активно начинают появляться обобщающие слова. Малыши могут путать похожие предметы, например, овощи с фруктами. Из их речи могут исчезнуть фразы, такие как «би-би» вместо «машина», «ням-ням», что может означать «еда», и подобные.
Кроме того, дети начинают самостоятельно придумывать слова. Родители могут воспринимать это как необъяснимые изменения, но на самом деле данный процесс является нормальным.
В возрасте 2-3 лет часто наблюдаются такие ситуации:
- Малыши могут не составлять полноценные предложения.
- Неправильно используют окончания слов. Например, некоторые дети могут сказать: «Я поела», что происходит из-за копирования речи взрослых. Если ребенок в основном общается с мамой, то он будет повторять те формы глаголов, которые использует женщина.
Важно отметить, что речь идет о средних значениях и характеристиках. Если ваш ребенок не укладывается в эти рамки, это не повод для паники. Важно просто наблюдать за его развитием и при необходимости обратиться к специалисту, чтобы своевременно помочь малышу развить свою речь.
Грамматические особенности речи
На ранних этапах, когда ребенку исполнилось 2 года, основа общения представляется в виде простых предложений, которые могут быть как повествовательными, так и восклицательными. Вопросительных предложений в этом возрасте ещё практически не бывает.
Сложные предложения в речи также отсутствуют. Родители могут помочь стимулировать появление более сложных конструкций в языке ребенка. Один из методов – это использование сложных предложений в беседах с ним. Например, вместо «Ты поешь» говорить «Мы сейчас пойдем мыть ручки, потому что они грязные». Или: «У тебя урчит в животике, так как ты хочешь кушать». Так малыши смогут лучше усваивать причинно-следственные связи.
Дети в возрасте 3 лет лучше справляются с родами и числами. Наиболее распространенные ошибки связаны с падежными окончаниями, например: «Я играть в машинки».
Неплохо бы поработать над сложными и вопросительными предложениями. Эта задача лежит на плечах родителей. Во-первых, необходимо интонированием обозначить вопрос и поощрять малыша к его задаванию. Спрашивайте ребенка о различных предметах, используя вопросительные конструкции: «Где машинка?», «Куда ты идешь?» и так далее. Общение с ребенком является ключевым.
Во-вторых, следует подтолкнуть малыша к задаванию вопросов: «Спроси у бабушки: Как дела?», «Узнай у папы, где машинка?». Это поможет развивать умение формировать вопросительные конструкции в речи.
Признаки задержки развития
Некоторые дети, достигшие 2-3 лет, не могут использовать речь как средство коммуникации. Это может свидетельствовать о наличии задержки речевого развития (ЗРР). Если имеются подобные проблемы, то ребенок:
- Мыслит, но не может чётко сформулировать свои мысли;
- Испытывает трудности с ответом на вопросы взрослых;
- Медленно расширяет как активный, так и пассивный словарный запас;
- Долго строит даже простые фразы и произносит их с ошибками;
- Не может воспроизвести простые предложения за взрослым;
- Часто меняет местами слоги или теряет звуки;
- Сильно напрягает мышцы лица при попытке произнести некоторые звуки;
- Не осознает смысла прочитанной ему сказки;
- Столкнулся с проблемами мелкой моторики, не умеет собирать матрёшки, блоки, puzzles.
Хотя проблему можно оценить самостоятельно в домашних условиях, рекомендуется проконсультироваться с врачом.
Тестирование следует проводить ближе к третьему году жизни малыша. Во-первых, необходимо обратить внимание на его игру, взаимодействие со сверстниками и общение.
Во-вторых, следует оценить словарный запас ребенка: активный и пассивный. Также важно оценить скорость его речи. Если малыш говорит слишком быстро, это может быть признаком, что он может впоследствии столкнуться с заиканием.
Для тестирования подходят карточки. Попросите сына или дочь рассказать, что изображено на карточках. Не следует просить ребенка повторять слова за взрослым, поскольку он может скопировать произношение. Необходимо, чтобы ребёнок:
- Угадал, что изображено на карточке;
- Правильно произнес слово, соответствующее картинке.
Следите за тем, как малыш произносит шипящие и свистящие звуки, насколько он умеет составлять предложения и правильно использовать падежи и так далее.
Наилучший вариант – это обратиться к специалисту. Рекомендуем вам посетить клинику «La Salute». Мы проведём полное обследование, врачи поставят точный диагноз и определят, имеет ли место задержка речевого развития.
Это лучший способ избавиться от ненужных переживаний: если проблем нет, родителям станет легче, а если есть задержка, то ее можно будет оперативно устранить.
Как научить ребенка разговаривать?
Если врачи не выявили серьезных отклонений в развитии ребенка, важно, чтобы родители обратили внимание на своё поведение в отношении малыша. Возможно, молчаливость сына или дочери объясняется недостатком внимания и общения со стороны взрослых. Малыш быстрее начнет говорить, когда будет окружён правилами общения, потому важно, чтобы дома звучала разговорная речь, желательно, чтобы включались телевизор или радио.
Развитие мелкой моторики также влияет на формирование речи и мышления. В возрасте одного года, под присмотром взрослых, нужно давать ребенку возможность манипулировать мелкими предметами, например, перекатывать бусины или сортировать их по цветам. Для детей двух лет логопеды рекомендуют читать стихи, сказки, потешки и показывать карточки с изображением предметов и животных, называть их, а также делать артикуляционную гимнастику, развивая речевые мышцы.
Используйте правильную речь
При общении с маленькими детьми многим взрослым свойственно сюсюкать, искажая слова и подражая детскому языку. Однако такие действия вводят детей в заблуждение, так как они начинают считать подобные речевые искажения нормой. Это может вызвать задержку в обучении.
Научить ребенка говорить в домашних условиях можно с помощью различных игр.
Дети, с которыми слишком часто сюсюкают, обычно показывают более низкий уровень речевых навыков по сравнению с сверстниками. Они чаще нуждаются в профессиональной помощи для корректировки произношения звуков. Педиатры считают, что с полугода нужно начинать говорить с детьми как со взрослыми: чётко, понятно и правильно используя названия предметов.
Важно называть вещи своими именами. Вместо «гав-гав» и «бибика» лучше говорить «собака» и «машина». Следует следить за тем, чтобы все члены семьи придерживались таких правил – это поможет ребёнку быстрее привыкнуть к правильному произнесению нужных слов.
Упражнения и игры для развития речи
Уроки от родителей запоминаются маленькими детьми. Заниматься с азбукой можно начинать уже после года. Ребёнку будет интересно рассматривать яркие картинки, а задача взрослого – сопровождать их словами. Нужно указывать на определенную букву, называть её и произносить соответствующий звук, побуждая малыша делать то же самое.
Стихи и сказки помогают в изучении новых слов. Если малыш уже начинает разговаривать, очень эффективным будет простое упражнение: выберите легкое четверостишие и повторяйте его, чтобы ребёнок запомнил слова и стремился их повторить. Такую практику активно применяют в детских садах.
Мелодичные звуки воспринимаются легче, поэтому детские песни способствуют развитию речи. Лучше выбирать такие произведения, в которых содержатся незнакомые для ребёнка слова. Важно, чтобы они были на родном языке и текст легко воспринимался на слух.
Почему важно подумать о развитии речи ребёнка до 2-летнего возраста
В клинике «Прогноз» мы занимаемся лечением детей, имеющих нарушения развития. К нам привозят малышей из разных городов России и даже других стран. Цель нашей работы – поставить точный диагноз и провести реабилитацию.
По статистике, в 90% случаев диагностика показывает, что нарушены те части нервной системы, которые начали формироваться еще во время внутриутробного развития. Это означает, что риск появления отклонений можно было выявить уже в 3-4 месяца. Мы обладаем необходимыми методами, но пациенты обращаются к нам, когда ребёнку уже 3-4 года. Сколько времени было упущено!
Природа позаботилась о том, чтобы дети рождались здоровыми. Они приходят в этот мир с минимальным запасом нервных клеток в мозге и избытком неактивных нейронных связей. Это стратегический резерв на случай, если мозг повредится вследствие инфекций или гипоксии (недостатка кислорода) в период внутриутробной жизни или во время родов. Это происходит довольно часто.
Эти клетки и связи начинают активно использоваться, когда ребёнок взаимодействует с окружающим миром, общается и исследует его. Если же они остаются невостребованными, к двум годам мозг начинает от них освобождаться. Поэтому крайне важно как можно раньше начать использовать этот резерв.
Коротко о главном
- Если ребёнок в 2 года не произносит ни одного слова, это может указывать на задержку речевого развития.
- Отсутствие речи у двухлетнего малыша может быть вызвано рядом причин, среди которых нарушения слуха, проблемы с артикуляцией, неврологические и генетические отклонения, недостаток общения и избыток времени, проведенного за экранами.
- Иногда ребенок начинает говорить только в 3 или 4 года и не сталкивается с дальнейшими речевыми нарушениями. Однако это не повод игнорировать проблему сейчас и ждать, что она решится сама — к 3-4 годам она может ухудшиться.
- Уделять внимание развитию речи необходимо еще до достижения ребенком двухлетнего возраста. Лучший способ — создать условия, способствующие общению и исследованию мира.
- Риск нарушения речевого развития можно диагностировать, когда малышу всего 3-4 месяца, с помощью современных технологий в специализированных клиниках.
Автор: Виктория Ефимова, психофизиолог, логопед, доктор психологических наук, руководитель клиники «Прогноз» и центра «Логопрогноз» в Санкт-Петербурге.
Фото Екатерины Швидченко, Ирины Антоновой и Юлии Воробьёвой.
Редактор: Камила Кленовиц.