Ялта, где вырастает голый виноград!
Ялта, где цыгане по ночам не дремлют.
Ялта, там, где произошла наша встреча,
Там, где море бесконечно шумит о прибрежном граните,
И прибой поет свои волшебные мелодии…
- Джентльмены удачи и Аладдин. Какие фильмы были сняты в Узбекистане?
- Джентльмены удачи (1971)
- Украл, выпил – в тюрьму. Романтика!
- Как Вицин стал Хмырём
- Съемки в Москве
- Песни, не вошедшие в фильм
- Разнообразие съемочных мест
- Цемент с антивозрастным эффектом
- Смех Брежнева и гэги низкого уровня
- Сублимация и простое счастье
Джентльмены удачи и Аладдин. Какие фильмы были сняты в Узбекистане?
Иллюстративное фото
Фото: afisha.uz
Узбекистан с давних времен привлекает внимание не только туристов, но и профессионалов киноиндустрии. Восточная культура, а также красочные и живые декорации – это лишь некоторые из причин, которые делают эту страну популярной локацией для съемок. Редакция Asia-Plus собрала небольшую подборку фильмов, после просмотра которых у вас обязательно возникнет желание посетить Узбекистан.
Джентльмены удачи (1971)
Некоторые знаменитые сцены этой культовой советской комедии были отсняты в Самарканде и Самаркандской области. Например, сцены, изображающие тюрьму, снимались в Каттакурганском изоляторе в Самаркандской области.
Сцены с побегом из тюрьмы также проходили в районе под Самаркандом, в поселке Суперфосфатный (ныне известный как Кимегаллар), на территории одноименного производственного завода.
Сбежавшие заключенные в фильме пробегают мимо известных мавзолеев — Гур-Эмир и Рухабад в Самарканде.
Интересный факт: когда снималась эта (показанная на фото) сцена, в которой верблюд плюется в лицо персонажа Краморова, съемки чуть не остановились. В окрестностях Самарканда долго не удавалось найти ни одного верблюда, а когда животное наконец нашли в местном зоопарке, оно отказывалось плеваться в актера. В итоге эту сцену удалось снять лишь при помощи мыльной пены, которой покрыли лицо Краморова.
Украл, выпил – в тюрьму. Романтика!
Фильм стал настоящим лидером советского кинопроката в 1972 году, его посмотрели более 65 миллионов зрителей, и он быстро разошелся на цитаты. О некоторые из самых известных фраз: «Нехороший человек? – Редиска»; «Помогите! Хулиганы лишают зрения!»; «Всё! Кино не будет, электричество кончилось»; «Это тебе не мелочь по карманам тырить»; «Украл, выпил – в тюрьму. Украл, выпил – в тюрьму. Романтика!»; «Кушать подано! Садитесь, пожалуйста, жрать». Эти и другие забавные фразы из картины продолжают жить в языке и культуре даже сегодня.
Однако, интересный момент — судьба режиссера этой комедии, Георгия Данелии, была совсем не такой веселой. Его будущая супруга, Марина Акопова, пришла в гости к знакомому архитектору, и, заметив наручные часы жены, Серый, по ошибке воспринял это как свидетельство измены. Он схватил молоток и ударил мужчину по голове. Архитектор, к счастью, выжил, но остался инвалидом.
Из-за своего бурного характера Александра отправили в тюрьму на 8 лет, но он вышел досрочно через 4 года, не имея ни денег, ни возможности продолжать карьеру.
Много лет Серому было запрещено снимать фильмы, впоследствии ему разрешили работать, но только в соавторстве.
Как Вицин стал Хмырём
Первой самостоятельной работой в карьере Александра Серого стало создание картины «Джентльмены удачи».
Съемочные работы стартовали в декабре 1970 года. Основной сюжет известен каждому зрителю: трое преступников похищают золотой шлем Александра Македонского прямо с места археологических раскопок. Преступников ловят, но шлем оказывается недоступным. В этот момент в Москве профессор-археолог Николай Георгиевич Мальцев (Эраст Гарин) сталкивается с человеком, полностью похожим на главаря преступной группы, Александра Александровича Белого по прозвищу Доцент. Им оказывается заведующий детским садом № 83 Евгений Иванович Трошкин (Евгений Леонов), добрейшей души человек.
Сотрудники милиции, используя внешнее сходство Трошкина с Доцентом, уговаривают его принять участие в операции по поиску украденного артефакта. Переодетого Трошкина отправляют в одну из колоний в Средней Азии, где отбывают свой срок соучастники Доцента – Фёдор Петрович Ермаков по кличке Косой (Савелий Крамаров) и Гаврила Петрович Шереметьев – Хмырь (Георгий Вицин). Сотрудники милиции подготовили план по побегу тройки, однако все идет не по плану. Трошкин и его спутники оказываются без одежды и денег в чужом городе. Более того, вместе с напарниками убегает ещё один заключённый по имени Василий Алибабаевич, также известный как Али-Баба…
Съемки в Москве
Домускладом Евгения Ивановича Трошкина становится многоквартирный жилой дом, располагающийся по адресу: Проспект Вернадского, 49. Позже банда «поглотит» квартиру заведующего детским садом, а Василий Алибабаевич будет дежурить на шухере.
Точный адрес детского сада № 83, места работы Трошкина, — улица Удальцова, 31.
С подопечными Трошкин встретился уже на улице Анучина.
Такси, которое поймал Косой для поиска человека в пиджаке, проезжает через Воротниковский и Старопименовский переулки. Именно они стали декорацией для сцены прогулки троицы и.dialogue Косого с Незнакомкой Девушкой, а девушкой…
Следует отметить, что памятник Лермонтову, прославленный «мужик в пиджаке», до сих пор стоит на площади у метро Красные Ворота. А вот дерево, которое можно увидеть в цветочном павильоне, располагалось на улице Пречистенка.
В Старопименовском переулке была отснята сцена, в которой замаскированные члены банды перемещаются по городу и, не забывая представляться как Федя.
Дачей профессора археологии послужила настоящая дача одного из членов съемочной группы, расположенная в Серебряном Бору.
Для создания водоема, где Доцент прячет шлем, была выбрана река Македонка, расположенная в Московской области.
Песни, не вошедшие в фильм
Как известно, режиссером фильма стал Александр Серый. Он задумал вставить две песни от композитора Геннадия Гладкова на стихи Игоря Шаферана. Первая — «Песню о Ялте» планировалось исполнить Савелием Крамаровым в эпизоде «Домик в садоводстве». Вторую — «Песню о слоне» — планировали вставить в эпизод «Дача бырыги», а исполнять ее должен был Георгий Вицин.
Тем не менее, художественный руководитель картины, Георгий Данелия, по какой-то причине был против включения этих песен в фильм. К счастью, сохранились звуковые дорожки, которые вы можете прослушать прямо сейчас:
Разнообразие съемочных мест
Съемки картины осуществлялись на протяжении трех месяцев — с декабря 1970 года по апрель 1971 года, недалеко от Самарканда. Несколько эпизодов были отсняты в Каттакурганском следственном изоляторе. Частично съемки проходили и в Москве.
Найти настоящего верблюда для съемок оказалось крайне сложной задачей, что замедлило процесс создания фильма. Все считали, что в Средней Азии не может не быть верблюдов, но на самом деле найти их в окрестностях Самарканда было непросто. Когда же киношникам наконец удалось раздобыть экзотического «корабля пустыни», они столкнулись с новой проблемой: верблюд играл роль слишком хорошо и категорически не хотел плеваться в актера Крамарова. Помощникам пришлось полить голову Крамарова вспененным шампунем, чтобы добиться похожего эффекта.
Кадр из фильма «Джентльмены удачи», 1971 г.
Цемент с антивозрастным эффектом
Сцену с побегом героев в цементовозе снимали в одном из павильонов Мосфильма. Команда долго мучилась с тем, как визуализировать жидкий цемент в кадре. Были разработаны уникальный и теоретически съедобный рецепт: хлебная закваска была смешана с луковой эссенцией, чтобы добиться нужного цвета и консистенции. И кто-то решил подшутить и сообщил Георгию Вицин, что этот состав обладает омолаживающими свойствами. Актер решил не упускать шанса и долгое время находился в цистерне со смесью.
Кадр из фильма «Джентльмены удачи», 1971 г.
Ранее 5-tv.ru писал о фильмах, в которых главные герои сталкиваются с природными стихиями.
Смех Брежнева и гэги низкого уровня
Фильм был смонтирован и сдан в Госкино. И, казалось бы, премьера уже рядом? Но не тут-то было. Руководство смутило обилие ненормативной лексики, а также сам факт, что комедия повествует о преступниках. Возник вопрос, почему бы не создать что-то более мирное, например, «Свадьбу в Малиновке» (1967)?.
Дальнейшие события, согласно истории съемок, стали легендарными — возможно, ничего подобного и не происходило на самом деле, но кто знает? Могло быть и так:
Как гласят предания, фильм спас глава МВД Николай Щёлоков. В преддверии Дня милиции ему показали «Джентльменов удачи», и он смеялся так, что заглушал реплики, доносящиеся с экрана. По другой легенде, Брежнев также увидел фильм до премьеры и смеялся не меньше Щёлокова, сказав по поводу жаргонных словечек: «Полова этих слов у нас каждый уличный мальчишка знает».
Так или иначе, в конце 1971 года фильм вышел на экраны и собрал ошеломительный успех. Впрочем, его успехимел большее значение для зрителей, нежели для критиков. В рецензии для журнала «Искусство кино» (№ 6, 1972) Михаил Блейман не оставлял от комедии камня на камне, критикуя ее за отсутствие глубины, нереалистичность и плохо продуманный юмор:
…я знаю, что гэги могут быть как вульгарными, так и остроумными. Я также осознаю, что в искусстве «комедии-буфф», тем более в средневековом театре, эти элементы необходимы. Я не собираюсь оспаривать право режиссера создать фильм, используя эксцентрические моменты, подчеркивающие неправдоподобные, но смешные ситуации, комическое поведение и даже забавный внешний вид актеров. Но обидно то, что весь фильм держится на уровне таких гэгов, хотя сценарий сама по себе предлагает возможности для более интересных и остроумных решений.
Блейман старается быть объективным, но все же ощущается, что его предпочтения лежат в другой плоскости: он просто больше увлекается комедиями другого жанра и считает важным в этом качестве пристыдить авторов за легкомысленное отношение к своей работе. Сложно не заметить, что при создании «Джентльменов удачи» у Данелии стояла единственная задача — развеселить зрителей, что, по мнению критика, является чем-то аморальным. Тем не менее, в «Безбилетном пассажире» Данелия дает понять, что так оно и было:
Мы писали комедию. И я впервые позволил себе волю — вставлял в сценарий проверенные репризы, которые всегда вызывают смех: дубли, переодевания и так далее. В итоге сценарий «Джентльменов удачи» разошелся как бестселлер.
Отсутствие второго плана, которое так угнетает Блеймана, оказывается как бы за пределами фильма — в личной истории его создания. В непростой судьбе Александра Серого, в желании Георгия Данелии помочь другу создать кассовую комедию, которая не станет частью высококлассного искусства, но поможет пережить трудные времена, как Серому, так и простым зрителям, требующим легкости и комедии-буфф, без глубины и психологизма.
Сублимация и простое счастье
Тем не менее, здесь представляется парадокс: если цели создания «Джентльменов удачи» были сугубо утилитарными, то почему же они остаются популярными и по сей день? Фильмов, созданных ради потребительского интереса, много. Мы нередко смотрим их с удовольствием, однако повторный просмотр маловероятен. И уж, точно, не спустя 50 лет после первого показа.
Интересно, а может быть, эта популярность лишь иллюзия, вызванная ностальгией старших поколений зрителей? Давайте заглянем на крупные ресурсы по кино. На сайте Кинопоиск «Джентльмены удачи» занимают 21-е место в топе с рейтингом 8,6 (по данным на 7 декабря 2021 года). Из отечественных фильмов выше только «Иван Васильевич меняет профессию». Конечно, рейтинг Кинопоиска — не самый авторитетный источник, но то, что современная аудитория ценит «Джентльменов» Александра Серого даже выше, чем «Джентльменов» Гая Ричи (30-е место в рейтинге) или «Гарри Поттера и узника Азкабана» (49-е место), о чем-то должно говорить.
Давайте также взглянем на данные IMDb. Его рейтинг составляет 8,4. В рецензиях зарубежные зрители сравнивают фильм с сериалом «Сайнфелд» и отмечают его абсурдный юмор. И вправду: заведующий детским садом учит уголовников делать добрые дела, называя их «редисками», и одновременно разыскивает золотой шлем — разве это не признак комедии абсурда? Кроме того, это настоящий учебник классических комедийных приемов. А вот отсутствие психологизма и глубины… Так и не ищут же их, например, в «Летающем цирке Монти Пайтона». Произведения стоит оценивать по тем законам, по которым они были созданы.
Но дело не только в абсурдных чертах — найдутся и мастерски сделанные комедии. Почему же именно «Джентльмены» стали столь успешными? Психоаналитическое объяснение предлагает Виктория Токарева в документальном фильме «Тайны кино: Георгий Данелия» (2019):
Данелия, безусловно, влюбился в свой проект. Это и есть причина живучести этого фильма. Поскольку внутри него сосредоточена молодость и предчувствие любви.
В период работы над сценарием между 26-летней Токаревой и 36-летним Данелией возникла симпатия. Оба были в браке и не могли полностью погрузиться в чувства, поэтому, как настоящие художники, направили свою энергию в творчество. В «Безбилетном пассажире» Георгий Николаевич не описывает этот факт прямо, но намекает:
…редактор привела ко мне молодую и прекрасную писательницу Викторию Токареву. Я, стараясь впечатлить Токареву, очень старался придумать что-то смешное.
Вот он — психологизм. Получается, что «Джентльмены удачи» стали художественным плодом любви, и под оболочкой нелепиц и гэгов у них бьется настоящее живое сердце. Данелия, хоть и не был режиссером ленты, подходил к ней с родительским ощущением, включая свою душу в работу. Даже спустя годы он вернулся к истории одного из героев, чтобы завершить его сюжетную линию. В «Тостуемом» он пишет:
В 1991 году, когда я снимал фильм «Настя», Савелий Крамаров позвонил мне и сказал, что он в Москве.
— Вот и прекрасно. Завтра я тебя сниму.