Социологические исследования показывают, что аусе готической субкультуры происходит из экзистенциальных вопросов, поиска смысла жизни, меланхолии и трагизма. Эти аспекты привлекают людей, стремящихся к духовности. Часто вступление в подобные субкультуры предшествует сильным эмоциональным потрясениям и чувству одиночества (Латышева, 2010).
- История происхождения
- Происхождение названия
- Знакомство с готами
- Что для Кристабель главное в этой субкультуре
- Крестная мать готов — секс-символ 1910-х годов
- Звезды щеголяют в костюме Уэнсдей
- Развитие готической культуры в России
- Готы в массовой культуре
- Готический стиль и характерная одежда
- Популярная одежда для готов — мужская и женская
- Символика готической одежды
- Готический стиль в одежде, который подойдет каждому
История происхождения
Готы-племена. Иордан, историк древности, описывающий племена готов, упоминает легенду о их происхождении: с острова Скандза (сейчас это Южная Швеция, включая остров Готланд) начала свою историю готская нация, как будто бы вышедшая из утробы, исполняющей роль материнского источника множества народов. Согласно преданию, готы появились на свет в начале I века н.э., после чего эти воинственные племена переселились на Большую землю и уже в начале III века оказались на территории современной Украины. Встреча готов с Римской империей, к границам которой они подошли, завершилась миром только в начале IV века. Этот период стал началом их золотой эры, когда они начали активно расселяться по Восточной Европе. Однако в 375 году, согласно духу легенды, появление племен гуннов вынудило готов оставить свои родные края. В V веке готы перемещаются в Испанию, Южную Францию и Италию, и, разгромив Западную Римскую империю, устанавливают королевства вестготов и остготов. После этого готы постепенно исчезают с исторической арены.
Готы-субкультура. В пыльных уголках общественного мнения оказались одетые в черное последователи субкультуры, возникшей в 1970-х годах в Великобритании. (Подробные материалы о готах и других субкультурах, а также о будущем переплетений неформальных движений можно найти в статье «Павел Горюнов: в нашем времени существует множество неформальных групп, которые активно развиваются в киберреальности»). Установить конкретного основателя этого движения не представляется возможным. Готы возникли на волне панк-движения, и когда влияние панка стало угасать, появился новый музыкальный жанр, известный как пост-панк, который позднее стал известен как готик-рок. Со временем вокруг этого жанра сформировалась молодежная субкультура, которая не только слушала готик-рок, но и стремилась копировать стиль и одежду музыкантов. Июль 1982 года считается предположительной датой рождения данной субкультуры, так как именно в этот день был открыт культовый клуб Batcave.
Происхождение названия
Готы-племена. В исторических источниках можно встретить множество вариантов написания названия готов, а также множество его значений. Основные из них, однако, сводятся к двум: «выливающий» (что может означать как «живущий у реки», так и «изливающий порождающее семя») и «человек» – таково самоназвание многих народов, которые описывают себя просто как «люди», но на своем языке, что может создавать впечатление, будто они произносят название своего народа.
Готы-субкультура. Имя первооткрывателя данного термина остается неизвестным. На самом деле, впервые название связано с музыкой стало применяться журналистами Melody Maker и NME. Вначале это слово носило сатирический подтекст: с его помощью журналисты намекали на мрачный гротеск музыкальных произведений, а также их простоту в создании (слово «готический» в английском языке означает «варварский» или «грубый»).
Однако следует отметить, что слово «готический» у большинства людей ассоциируется не с племенами готов, а с темно строгим и мрачным архитектурным стилем с тем же названием – готика. Само же происхождение фразы «готическая архитектура» остается до конца неясным. Согласно одной из версий, оно восходит к итальянскому слову gotico, что в дословном переводе означает «варварский», а согласно другой версии — германскому слову Gott, что переводится как «Бог».
Знакомство с готами
Я погрузилась в мир готической субкультуры, вероятно, в 14 или 15 лет — точные даты я уже не помню. На тот момент у меня не было доступа к интернету. Я узнала о субкультуре через телевизионные передачи и читала окружающие меня журналы, такие как «Cool», «Молоток» и подобные им. Тообразие, сложившееся у меня на тот момент о готах, не требует особого объяснения: это был макияж, навеянный фильмом «Ворон», разорванные колготы, как аксессуары, а также мрачные, очень бесцветные стихи на тему “кровь-любовь” — проходили через это многие, действительно многие!
Честно говоря, мне было непросто объяснить, что именно меня привлекло в этой субкультуре. Я просто посмотрела на атмосферу истинно готичных клипов, на одежду, которую носили готы, и вдруг поняла, что это — часть меня, часть моей души. Это ощущение было ярким и чистым, результатом внутреннего эмоционального порыва. Множество моих знакомых готиков говорили об этом аналогично.
Что для Кристабель главное в этой субкультуре
Формирование молодежных субкультур в первую очередь связано с музыкальными предпочтениями, а во вторую — со стилем одежды. Однако в контексте готической субкультуры нельзя недооценивать их приемлемость и значимость. Можно даже утверждать, что здесь музыка и одежда находятся на одном и том же уровне важности. Эстетически привлекательный и стильный наряд для гота является просто жизненно необходимым! Это в значительной степени формирует его личность.
Отдельной темой является философия, присущая готам. Столкнувшись с этой проблемой, следует признать, что многие искали в этой субкультуре глубокий смысл, однако его попросту не существует. Есть определенная эстетика готики, но никакой конкретной готической философии или, о боже, готического мировоззрения как такового не наблюдается! Объясняется это довольно просто: данная субкультура не носит политический характер и не предназначена для приверженности какой-либо религии.
Я отчетливо помню то время, когда по поводу понятия «готическое мировоззрение» шли страстные споры. Знаете, у каждого было свое собственное мнение на этот счет. Абсолютно разные! Теперь же в сообществе вообще не обсуждают какую-то общую философию, а разговоры на тему «тру — не тру» вызывают только смех.
Крестная мать готов — секс-символ 1910-х годов
Первая настоящая готесса, Крестная мать готов, именуемая Служанкой дьявола, Жрицей греха или Вампиршей — так стали называть актрису немого кино и секс-символ конца 1910-х годов Теду Бару, предвестницу появления готической субкультуры. Она вошла в число самых известных артисток Голливуда своего времени, став основоположницей рокового образа женщины-вамп в кино.
Во много Теда Бара выделялась на фоне своих современниц, имея весьма необычный и броский внешний вид: волосы черного, как вороново крыло, цвет, выразительные зеленые глаза с обильным черным подводом, губы темного оттенка и пронизывающий грустный взгляд. Она была известна своими фотосессиями с змеями и скелетами, носила экзотические декорации и откровенные сценические наряды, а список ее ролей включал легендарные персонажи, такие как Клеопатра, Кармен, Эсмеральда, Саломея и Джульетта.
Однако всемирную известность Теда Бара приобрела благодаря фильму «Жил-был дурак», в котором она олицетворяла образ соблазнительной женщины-вамп. Согласно сюжету, прекрасная обольстительница находит себе новую жертву — наивного дурака, которого лишает финансов и, как вампир, высасывает из него жизнь.
Эта новая Вампирша мгновенно стала сенсацией. Ее желали и боялись мужчины, тогда как женщины стремились походить на нее. Теде Бара посвящали стихи и песни, и, по слухам, она получала не менее тысячи предложений руки и сердца.
Тем не менее, сама Теда Бара имела иное мнение о своей роли. Она выделялась среди представительниц своего поколения, так как пришлась на время первых шагов феминистского движения в США и не оставалась в стороне от этого.
«Вампир, которого я играю, — это мщение моего пола своим эксплуататорам. У меня может быть лицо вампира, но сердце феминистки», — добавила она, обозначая свое зловещее влияние на общественные стереотипы.
Промоутеры кинокомпании Fox Film подогревали интерес к Теде, создав романтический миф о ее происхождении. В газетах писали, что Бара родилась в Египте у подножия пирамиды Сфинкса и с самой юности странствовала по свету. Имя Theda Bara было представлено как анаграмма фразы Arab Death (арабская смерть).
Теперь Теда Бара в сознании публики известна как настоящая вампирша благодаря экзотическим массовым ролям. (. ) Среди ее интересов — оккультизм, зеленые нефритовые слоны, симпатичные драгоценности, ароматические масла, орхидеи и музыка. Как вам такое комбинационное сочетание? Ее запоминающаяся внешность с черными волосами, зелеными глазами и оливковой кожей — мягко говоря, впечатляющая. Студия Fox Film приписывала ей рост 167 см и вес 58,5 кг. Она нежно избегала вопросов, касающихся своей личной жизни.
Популярность Бары начала угасать, когда в Голливуде сформировался новый идеал женского образа — невинные лица, а карьера актрисы завершилась еще до появления звукового кино. Однако в отличие от своих экранных персонажей, Теде удалось создать счастливый брак с кинорежиссером и сценаристом Чарльзом Брабином и провести остаток жизни в гармонии и счастье.
Крестная мать готов, американская актриса Теда Бара.
Звезды щеголяют в костюме Уэнсдей
Субкультура готики переживает новое волнение благодаря эстетике темной академии (dark academia), которая начала развиваться на платформе Tumblr примерно в 2015 году. Эта эстетика выросла из популярности университетских романов, описывающих угрюмые колледжи, таящие в себе множество страшных загадок и тайн. Примеры таких произведений включают «Тайная история» Донны Тарт, «Если бы мы были злодеями» М. Л. Рио, «Черный мел» Кристофера Эйтса и «Затворники» Кэти Хэйс, действие которого переносят в готический музей-замок.
Тематика темной академии, выходя за пределы убывающего Tumblr, приняла популярность и в TikTok, где она стала трендом. Пользователи начали воссоздавать студенческие образы одежд в темных, приглушенных тонах, публикуя ролики под соответствующим хештегом — #DarkAcademia, суммарно набравшим 5,5 миллиарда просмотров.
Однако подлинный готический бум был вызван сериалом «Уэнсдей» — мистическим детективом 2022 года в готическом стиле, который стал рекордсменом по просмотрам на Netflix. Впоследствии видео под хештегом #Wednesday были просмотрены в TikTok 49,6 миллиарда раз.
Сюжет о взрослении Уэнсдей из «Семейки Аддамсов» привлек внимание подростков и взрослых, вдохновивших всех повторять образ этой неулыбающейся школьницы. Бледное лицо, темная помада на губах и закрытые черные глаза, аккуратно собранные две черные косы и челка, скрывающая брови — так предстала актриса Дженна Ортега в роли саркастичной ученицы, вирусный танец которой на выпускном балу был повторен даже самой Мадонной.
В подобной одежде появилась на публике и королева Испании Летиция. 50-летняя знаменитость посетила открытие выставки FITUR в Мадриде в черных брюках и лонгсливе известного бренда Sandro, дополнив образ белым воротником и выполненной в стиле smoky eyes.
Развитие готической культуры в России
Среди первых представителей готической субкультуры, которых можно было встретить в СССР в 1980-х годах, находились фанаты рок-музыки. Группы, такие как Агата Кристи и Пикник, ассоциировались с готическим роком. Кроме того, их аудитория летела в обители черного цвета, идеально отображая мрачный имидж (Карпов, 2017). Однако полноценная готическая субкультура в России начала формироваться только в середине 1990-х годов, набирая популярность в 2000-х через средства массовой информации, телевидение и молодежные комедийные телесериалы, которые популяризировали образ типичного представителя готической субкультуры в массовом сознании (Латышева, 2010). Наиболее характерным примером можно считать ситком «Папины дочки» (2007–2013), где одной из главных героинь была представительница готической субкультуры.
Некоторые исследователи предполагают, что большинство российских готов не интересовались истоками своей субкультуры и отклонялись от эстетики викторианской эпохи; наоборот, они открыто заявляли о своей приверженности к нечистым силам, положительно относились к вандализму на кладбищах (Латышева, 2010).
Предпочтения между разными возрастными группами среди готов значимо различались: более молодое поколение предпочитало меньше живого общения, в основном взаимодействуя через социальные сети (в частности, в тематических группах в сети ВКонтакте). В то время как старшие готы больше склонялись к реальному взаимодействию — посещая концерты, фестивали или собираясь на кладбищах (Абдуллина, 2015). Чаще всего российские готы концентрировались в крупных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург.
Однако с приходом популярности субкультуры эмо число представителей готов в России начало уменьшаться (Латышева, 2010).
Готы в массовой культуре
Несмотря на то что готическая субкультура оформилась лишь в 70-х годах XX века на фоне музыкальных трендов, её корни уходят в Средневековье. Вдохновленная Средневековьем, готическая литература конца XVIII и XIX веках завершила развитие тёмного романтизма, науки и оккультизма. Занимая интервал между чудом и ужасом, готическая фантастика впоследствии уступила место викторианским рассказам о призраках и фильмам ужасов студии Hammer Films 1950-х годов (The Story of Subculture: Goth // Underground, 2021).
Готическая субкультура стала развиваться в различных индустриях, ориентированных на необычный темный стиль. Так, в 1990-х годах в Германии произошел зарождение компании X-tra-X, специализирующейся на производстве одежды для готов, а вскоре появилось множество аналогичных брендов, таких как Heavy Red и Rose Mortem.
Компания Urban Decay в 1990-х и 2000-х годах активно поддерживала субкультуру готов, выпуская косметическую продукцию, предназначенную для них. Начиная с 2000-х, начал выходить глянцевый журнал «Gothic Beauty», который также способствовал популяризации стиля.
Лили Коул на фотосессии представляет одежду из коллекции готического стиля сезона осень/зима 2008 от модного дома Christian Dior, созданного дизайнером Джоном Гальяно. Готический стиль все больше проникает в моду: в конце 1990-х и начале 2000-х годов свои коллекции в этом направлении представили известные модельеры, такие как А. Маккуин, Ж.-П. Готье и Дж. Гальяно. Таким образом, готика в модной индустрии привела к образованию термина «высокая готика» (франц. Haute Goth), что обозначает особую эстетику, благодаря чему выделились тру-готов, выступающие против системности, и те, кто просто следуют за модой готики (Ширяев, 2018).
Графические художники и иллюстраторы, такие как Э. Гори, Ч. Аддамс, Дж. Бром и Д. Маккин, также выделились работами в стиле готики. Одним из первых графических художников, обращавшихся к готической эстетике, стал Х. Гигер, который работал над фильмом «Чужой» (Alien, 1979, режиссер Ридли Скотт).
Рождение готической субкультуры на экране произошло с выходом фильма «Голод» (The Hunger, 1983, режиссёр Тони Скотт), рассказывающего историю о вампирах, в главных ролях которого сыграли Катрин Денёв и Дэвид Боуи. Герои фильма были одеты в темные тона, отличавшиеся, как и для готической субкультуры, ярким макияжем и бледной кожей. Этот фильм был номинирован на приз «Сатурн» за أفضل костюмы и макияж.
Режиссёр Тим Бёртон также создал атмосферу готики в своих фильмах, таких как «Битлджус» (Beetlejuice, 1988), «Бэтмен» (Batman, 1989), «Эдвард руки-ножницы» (Edward Scissorhands, 1990), «Кошмар перед Рождеством» (The Nightmare Before Christmas, 1993) и «Труп невесты» (Tim Burton’s Corpse Bride, 2005, второй режиссёр М. Джонсон).
Готы часто сталкивались с неприятием со стороны общества — представители этой субкультуры подвергались дискриминации. В 2007 году в Бейкупе (Англия) была убита готесса С. Ланкастер, в память о которой впоследствии организовали фестиваль готической музыки. Аналогичные трагические случаи произошли и в России — в 2008-2010 годах в таких городах, как Ижевск, Краснодар и Омск, также были убиты представители готической субкультуры (Ширяев, 2018).
Готический стиль и характерная одежда
Для готов одежда является одним из важнейших аспектов самоидентификации. С её помощью они могут эффективно выразить внутренний мир, который часто остается скрыт от публичного взгляда. Часто готические представители отличаются замкнутым характером и предпочитают носить темные одежды, слушать альтернативную музыку и следовать собственным верованиям.
Первоначально движение возникло как форма протеста против традиционных культурных норм и стереотипов. Для странствия в готическом образе созданы символы, которые интерпретируются как отражение связи с темными силами. Например, на готических рюкзаках, сумках и футболках часто изображаются:
- черепа;
- кресты;
- кости;
- надписи;
- фрагменты мифических существ;
- кровавые цветы;
- мистические абстракции.
Популярная одежда для готов — мужская и женская
Женщины в готической субкультуре имеют утонченный вкус и заботятся о своем внешнем виде, даже несмотря на принадлежность к этой культуре. Женщины-готы предпочитают готические кофты и свитшоты, корсеты, кружевные наряды, длинные и короткие юбки, обтягивающие брюки и накидки. В основном в их стиле преобладает черный цвет, но иногда его разбавляют красные и алые оттенки, напоминающие цвет крови. Чтобы подчеркнуть свою причастность к готическому клану, девушки стараются оставаться с бледной кожей и используют темный макияж:
- черные стрелы на глазах;
- темные губы;
- недоступные бледные румяна.
Мужская готическая мода имеет меньший выбор, однако мужчины-готы выбирают футболки с черепами, рубашки, длинные плащи, обтягивающие кожаные брюки и тяжелые ботинки. Прически также играют немалую роль: их стиль, форма и цвет также важны. Черный цвет в большинстве случаев служит основной цветовой палитрой, однако он удачно сочетается с белым.
Символика готической одежды
Композиция готической субкультуры всегда была обращена к темным темам, в том числе через готическую литературу, мистическую музыку и представления о смерти. Эти факты стали основой для появления значков, которые характеризуют данное движение. Классические готические наряды насыщены символикой, такой как черепа, кресты и мистические знаки. На мужских футболках, свитшотах и кофтах, кепках и рюкзаках обычно можно увидеть эти странные, даже демонические принты.
Одним из популярных и в то же время мистических символов, используемых в принтах для одежды, стал Анх — египетский крест, который символизирует бессмертие и вечность. Готические наряды с изображениями черепов и крестов олицетворяют смерть — крест, несмотря на мрачность, также подразумевает веру в Бога и символизирует солнце. Часто одеяния представителевичи данной культуры ассоциируются с вампирами, что добавляет дополнительный уровень мистицизма.
Готический стиль в одежде, который подойдет каждому
Готы, как правило, обладают индивидуальной позицией в жизни, однако их вкусы могут разделять и обыденные люди. Любовь к черному цвету в одежде охватывает как представителей субкультур, так и тех, кто не включает себя в такие определения. Чёрный цвет, как очевидно, обладает эстетикой элегантности и часто используется в создании разнообразной одежды. Поэтому черные готические футболки и другие стили темных тонов носят не только готы. У каждого возраста найдётся место для черных свитшотов, мрачных кепок и стильных рюкзаков, выполненных в готическом стиле. Металлические акценты, мистические изображения в темных тонах позволят создать более полный и контрастный образ.
Наш интернет-магазин одежды предлагает разнообразные модели свитшотов, футболок, кофт и кепок с принтами готического движения. Такая одежда подойдет как истинным ватиканам, которые не могут жить без магнитного мира, так и тем, кто считает, что символика и знаки являются важными, и просто ищет модные, практичные дизайнерские решения. Несмотря на свою темную палитру, подобные аксессуары и одежда помогут выделиться из толпы и продемонстрировать свой контрастный имидж, а также подтвердить свою принадлежность к готической субкультуре.