Статус царицы Марфы не уберег её: она покинула этот мир всего через 15 дней после вступления в брак с Иваном Грозным. Царь, естественно, вновь заподозрил тайные происки врагов, и судьба тех, кто попал под подозрение, оказалась очень печальной.
- В постели с царём. Иван Грозный и все его женщины
- Анастасия Захарьина-Юрьева
- Как выбирал жён Иван Грозный, и сколько их было у первого русского царя на самом деле
- Анастасия Романовна Захарьина-Юрьева
- Мария Темрюковна, княжна Черкасская
- Кабардинская княжна
- Царица на 15 дней
- Невенчанные жёны
- Иоанновичи: семя Смуты
- Личная жизнь Ивана Грозного: женщины, дети, наследники
- Смерть
В постели с царём. Иван Грозный и все его женщины
Личная жизнь правителей России на протяжении веков не отличалась особой бурностью. Любовные интриги, как правило, совершенно не приемлемы для высокопоставленных лиц — общественность не прощает таких слабостей. К тому же православная церковь строго осуждала частую смену жён, рассматривая это как аморальное поведение.
В этом контексте выделяется личная жизнь царя Ивана Грозного, чьи любовные истории больше напоминают сюжет голливудского фильма, чем типичную историю русского монарха.
Историки по сей день не могут прийти к единому мнению относительно точного количества жён, которые были у Ивана IV — при различных подходах можно говорить как о четырёх, так и о пяти, а иногда упоминается и число до восьми.
Анастасия Захарьина-Юрьева
Вряд ли юный Иван Васильевич, ставший царём в 1547 году в возрасте 17 лет, смог бы предугадать, насколько сложными окажутся его взаимоотношения с женщинами.
Напротив, он, потеряв в раннем возрасте и отца, и мать, искал тепло и семейное счастье.
Сразу после венчания нового царя на трон был объявлен смотр невест, в котором могли участвовать дочери бояр из различных уголков страны.
Такой метод выбора невест не был новаторским — подобное практиковал и его отец, Василий III, перенявший данную традицию у византийских императоров.
Победительницей данного смотра стала Анастасия Романовна Захарьина-Юрьева, племянница одного из опекунов молодого Ивана IV.
Род, к которому принадлежала Анастасия, Захарьины-Юрьевы, вскоре примкнёт к царской династии Романовых. Однако в 1547 году, когда 17-летняя (по другим данным — 15-летняя) Анастасия становилась женой царя, никто не думал о скором завершении династии Рюриковичей.
Однако молодая царица, хотя и непреднамеренно, вызвала недовольство у влиятельных бояр. Род Захарьины-Юрьевы тогда не считался частью высшей знати, и выбор царя был воспринят как нечто уничижительное.
Тем не менее, царь Иван испытывал счастье. Анастасия не вмешивалась в политические дела, но обладала даром успокаивать своего вспыльчивого мужа, что оказывало положительное влияние не только на их семью, но и на государство в целом.
Однако на личном уровне царица испытывала неприязнь к двум особо влиятельным членам окружения мужа — протопопу Сильвестру и окольничему Алексею Адашеву. У Анастасии были на это причины: в 1553 году, когда царь тяжело болезнел и зашла речь о наследнике, оба этих близких человека были готовы поклясться не в верности сыну Ивана, а в поддержке его двоюродного брата князя Владимира Старицкого.
В браке с Иоанном и Анастасией родилось шесть детей, но до совершеннолетия дожили лишь двое — Иван и Фёдор. Иван, долгое время считавшийся преемником престола, встретил трагическую гибель, о которой стало известно благодаря знаменитой картине, изображающей момент, как Иван Грозный убивает собственного сына. Фёдор же стал последним царём из династии Рюриковичей.
Царица Aнастасия посвящала много времени вышиванию и имела собственную мастерскую. Искусствоведы, изучающие её работы, считают их настоящими шедеврами. У первой супруги Ивана Грозного был, безусловно, талант художника.
Простуда и физические ослабления подорвали здоровье Анастасии. В 1559 году она вдруг тяжело заболела, а 16 августа 1560 года, после 13 лет совместной жизни, оставила этот мир.
Иван Грозный считал, что его любимая жена была отравлена. Современные исследования, проведенные в 2000 году, показали, что подозрения царя были не безосновательны. Спектральный анализ сохранившейся тёмно-русой косы царицы выявил аномально высокое содержание ртути — яда, применяемого в качестве орудия убийства в те времена.
Так или иначе, гибель Анастасии произвела исключительно серьёзное воздействие как на царя, так и на страну в целом. Удерживать под контролем вспышки гнева Ивана Грозного стало некому. Уверенность в том, что Анастасия стала жертвой отравителей, подтолкнула царя к началу жестоких репрессий против тех, кого он считал врагами.
Как выбирал жён Иван Грозный, и сколько их было у первого русского царя на самом деле
Подписывайтесь на нашу рассылку, чтобы получать на почту одну самую читаемую статью в день. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Иван Грозный — фигура, оставившая в истории России заметный и, к сожалению, далеко не положительный след. Кроме государственных дел, в жизни Ивана IV также была личная жизнь, но женщины, находившиеся рядом с ним, слишком часто менялись. Историки до сих пор осторожны в утверждениях, сколько раз Иван Васильевич был женат. Венчан по всем православным канонам он был только с тремя первыми жёнами; остальные же сопоставлялись с ним в гражданском браке либо без соблюдения церковных традиций.
Анастасия Романовна Захарьина-Юрьева
На своей первой жене молодой царь остановил свой выбор во время специального смотра. Анастасия отличалась добротой и мягким характером. Историки отмечают, что она была единственной женщиной, которую царь по-настоящему любил и к мнению которой вслушивался. Выбирал супругу не по знатности, а по голосу сердца, и потому он был безмерно счастлив в день венчания, которое состоялось 3 февраля 1547 года.
Летописцы прекрасными словами отмечали положительное влияние Анастасии на своего супруга, воспевая её мудрость и добродетель. Из шести детей, родившихся в семье Анастасии и Ивана IV, зрелости достигли только двое: Иван и Фёдор. В 1560 году Анастасия ушла из жизни. Некоторые источники утверждают, что причиной её смерти стали частые роды, другие же показывают, что она была отравлена. Иван Грозный крайне тяжело перенёс потерю своей любимой жены. Историки уверены, что это событие сильно повлияло на душевное состояние царя в будущем.
Мария Темрюковна, княжна Черкасская
Вторую жену Иван IV выбирал через помощников у черкесских князей. Княжна Кученя, прибывшая в Москву вместе с братом Салтанкулом, пришлась царю по душе. Готовясь к свадьбе, дочь кабардинского князя Темрюка была также крещена в православие под именем Мария. Эта женщина была удивительно красива, но, в отличие от первой жены, её влияние на Ивана не было положительным. Она научилась настраивать царя против своих противников, а также находила странное удовольствие в наблюдении за казнями.
Мария Темрюковна не сумела завоевать любовь царя — она была мстительной и злобной по нраву, что в конечном итоге привело к тому, что вскоре его перестала интересовать её красота. Когда в 1569 году она скончалась, Иван не сильно горевал, однако вновь заподозрил, что его вторую жену отравили.
Кабардинская княжна
Прошло всего восемь дней после кончины Анастасии, как бояре предложили царю новую невесту. Следующей супругой Ивана стала 15-летняя красавица Кученя, дочь кабардинского князя Темрюка, ставшая в крещении Марией. Пленившая царя своей красотой, она не смогла заменить ему Анастасию, которая была не просто женой, но и близким другом. Горячая и эмоциональная Мария лишь подстёгивала гнев вспыльчивого мужа. Молодая царица отличалась распущенным нравом и жестокостью. Княжна скончалась в Александровской слободе, и Иван вновь обвинил бояр, и вполне обоснованно.
Царица на 15 дней
Время правления Грозного определялось, в том числе, строгими нормами православия. Церковь не одобряла многоженство, однако допускала три церковных венчания. Исключение сделали для Ивана, и в 1571 году в Московском царстве прошёл новый смотр невест. На этот раз проверялись уровень образования и здоровье девушек.
И так, из двух тысяч претенденток 41-летний царь выбрал Марфу Собакину, представительницу незнатной коломенской семьи. Однако, пока шла подготовка к свадьбе, невеста заболела, но Грозный, уверенный в её скором выздоровлении, всё равно 28 октября 1571 года решил жениться. В статусе царицы Марфа пробыла всего 15 дней, после чего скончалась от болезни. Иван вновь заподозрил попытку сторонников интриг, что вновь обострило атмосферу террора. В фильме «Иван Васильевич меняет профессию» герой Бунша действительно разговорился с Марфой Собакиной после смерти Анастасии.
Невенчанные жёны
За четыре года до своей смерти царь вступил в свой последний открытый гражданский брак, который принёс потомство. Однако до этого у него имелось несколько сожительниц, статус которых варьируется от «согласованной с многообразием фактов» до более сомнительных положений любовных интриг. Церковь же, отказываясь венчать царя в пятый раз, и не имея документации о его браках, создавала определённую путаницу. Таким образом, статус жены мог быть неправильно интерпретирован в летописях или картинках путешественников, ставших современными источниками информации. Известно, что с начала 1575 года по август того же года Иван IV сожительствовал с Васильчиковой Анной Григорьевной, представительницей низшего сословия. Спустя меньше чем через год она была пострижена в монахини. Празднование свадьбы Ивана Васильевича и Анны отличали от предшествующих в том, что не было церковного обряда, и вместо масштабного пира для бояр состоялся скромный банкет только для ближайших друзей и родственников жены. Это могло указывать на натянутые отношения царя с аристократией. Современники Ивана IV говорили о шести или семи жёнах, поэтому в качестве двух недостающих часто упоминаются Мария Долгорукая и Василиса Мелентьева. Тем не менее, источники упоминают, что царю было дано много жён, поэтому, с высокой долей вероятности, названные персонажи могут быть вымышленными любовницами, наложницами или собирательными образами. Как бы то ни было, к любым личностям, помимо Захарьины, Идар, Собакиной, Колтовской, Васильчиковой и тем, кого следует обсудить далее, необходимо относиться с осторожностью.
В 1580 году царь взял в жены дочь чиновника и племянницу своего приближённого Марию Фёдоровну Нагую, родившуюся в 1553 году. Как и в случае с Васильчиковой, свадебное торжество прошло без венчания и с застольем среди узкого круга избранных. В следующем году, после резкой утраты царского сына от первого брака, Ивана Ивановича, царю остался только один наследник мужского пола, сын, отличавшийся своеобразием и слабым здоровьем. Однако в 1582 году произошло чудо: Мария родила сына Дмитрия. Через два года, после смерти Ивана Грозного, на трон взошёл Фёдор Иоаннович, а Марию с Дмитрием сослали в Углич, так как набожный Фёдор не признавал брата и невенчанную жену отца. Вероятно, это решение было обосновано влиянием бояр, которые умело манипулировали Фёдором, не имеющим на тот момент мужских наследников.
Иоанновичи: семя Смуты
15 мая 1591 года сын Марии Дмитрий погиб при странных обстоятельствах, когда играл в ножички с сыновьями военных чиновников, которые были посланы следить за ним и его матерью. Вопреки всему, слухи о его политическом убийстве быстро распространились. Во время беспорядков толпа разорила нескольких подозреваемых, которых привлекли из московских бояр. По итогам расследования Марию признали одной из зачинщиц возникшей потасовки, сослали в монастырь, где она приняла постриг и стало её имя Марфа. Тем не менее, в 1598 году скончался Фёдор Михайлович, и в России началась Смутное время. В 1604 году правительству узурпатора Бориса Годунова стало угрожать движение самозванца Лжедмитрия, и Марфу вызвали в Москву для дачи показаний о том, мог ли её сын выжить.
К лету 1605 года Годуновы были свергнуты, и в Москве установилась сила бояр, поддержавших Лжедмитрия и поляков. Марфу торжественно ввезли в город, где она признала своего сына и благословила Лжедмитрия на брак с польской принцессой Мариной Мнишек. Марфу поселили в монастыре, страну её родственников из рода Нагих вернули из ссылок, восстановив им привилегии и их имущество. Но против Лжедмитрия возник заговор, и Марфа отправила сообщение в Польшу, в котором утверждала, что была вынуждена признать сына и что гроб с телом подлинного Дмитрия удалось ей скрыть в Угличе, несмотря на попытки его уничтожить. Таким образом, она готовила себе путь к бегству на случай провала самозванца. В результате эта ситуация порождала ещё несколько Лжедмитриев. Весной 1606 года, когда произошёл заговор против Лжедмитрия I, она, не колеблясь, от него отказалась, и он был убит.
После этих событий Марфа приняла участие в торжественной процессии с мощами святого царевича Димитрия, которые были доставлены из Углича. Затем бывшая царица вернулась в монастырь. Известно, что в 1607 году в бунтующие области брат Марфы лично отвозил её письма с подтверждением смерти Дмитрия и призывом к спокойствию. Марфа скончалась в 1608 году, хотя дата её смерти точно не установлена, поэтому обычно уточняется, что это произошло не позже 1612 года.
К сожалению, психологический портрет Ивана Васильевича был составлен лишь поверхностно. Он нуждался в женщинах, поскольку искал наследников, но и с сожительницами был так же суров, как с подданными. Одно можно утверждать точно: он до конца своих дней вспоминал свою первую жену, Анастасию Романовну Захарьеву-Юрьеву.
Личная жизнь Ивана Грозного: женщины, дети, наследники
На протяжении своей жизни Иван IV был связан восемью законными и незаконными жёнами, хотя историки сомневаются в существовании двух из них. Первой была Анастасия из рода Захарьины-Юрьевы, которую он выбрал на смотре невест и обвенчался в 17 лет. Жена умела успокаивать своего темпераментного супруга, что положительно сказывалось на его правлении. Из шести детей ивановской пары выжили только двое — Иван и Фёдор, ставший последним царём Рюриковичей. Через 13 лет совместной жизни, в 1560 году, царица, предположительно, была отравлена. Второй женою царя была 15-летняя кабардинская княжна Мария. Венчание состоялось в 1561 году. Единственный сын Василий, родившийся у них, умер всего через 2 месяца. Брак с красавицей с Кавказа разочаровал царя, так как она не смогла занять место Анастасии. Умерла она в 1569 году. Третья избранница Ивана, дворянка Марфа Собакина, оказалась больна перед свадебным торжеством в 1571-м. Однако венчание состоялось, но всего через 15 дней после брака новоиспечённая царица вдруг ушла из жизни. Четвёртый брак, церковь, естественно, не признала. Однако царь настоял, что третий его союз не является реальным, поскольку из-за заболеваний молодой не было оснований считать это настоящим браком, и весной 1572 года появилась новая законная супруга — Анна Колтовская. Удивительно, но уже осенью её отправили в монастырь.
Следующей женой царя церковь не признала. В 1573 году Иван взял себе в спутницы 14-летнюю княжну Марию Долгорукую. Её судьба оказалось трагичной: в первую ночь царю стало известно, что она уже не девственница, и он приказал привязать её к лошади и отправить в реку, где она и утонула. Некоторые эксперты считают, что это не более чем легенда о несуществующей женщине. В 1575 году Иван IV вновь попытался создать семью — женился на Анне Васильчиковой без церковного благословения. Спустя год, надоевшая царю любовница ожидала монашеского пострига.
Наличие ещё одной избранницы по имени Василиса Мелентьева также вызывает у исследователей сомнение, однако есть сведения о близости царя с ней после того, как охладел к Васильчиковой. Несколько месяцев совместной жизни в неосвящённом защищённым церковью союзе завершилось для Василисы так же, как и для предыдущих — она также была пострижена в монахини. В 1580 году царь женился в последний раз. Его избранницей стала 27-летняя Мария, дочь окольничего (второго по чину в придворной иерархии) Нагого-Федца. Она родила царю в 1582 году сына Дмитрия, который трагически погиб в возрасте восьми лет. За небрежность с ребёнком её отправили в монастырь, чтобы замолить грехи.
Согласно официальной версии, мальчик погиб в несчастном случае, смертельно ранив себя в шею ножом при очередном приступе эпилепсии, а неофициальная версия, которая считается маловероятной — что его убили по приказу Бориса Годунова. С точки зрения Церкви мальчик, как незаконнорожденный, поэтому не имел права на корону. Могущественный правитель , стремившийся к абсолютной власти, часто выражал агрессию и ярость, но иногда осознавал собственные грехи. Возможно, в одной из вспышек гнева, охваченный страхом предательства со стороны окружения, он убил своего старшего сына Ивана. Это событие изображено на знаменитой картине Ильи Репина. Несмотря на ряд современных историков, утверждающих, что эта картина — плод воображения, Иван IV всё же не убивал своего сына. Анализ останков Иоанна Иоанновича в XX веке показал аномально высокое содержание тяжёлых металлов в его организме.
Смерть
Царь-реформатор скончался в 1584 году. После посещения бани он решил сыграть в шахматы с князем Иваном Бельским и, когда начал изменять положение фигур на доске, внезапно упал на спину и умер. В последние годы своей жизни монарх мучился от сильных болей, вызванных отложением солей в позвоночнике — остеофитом, а его тело претерпело ужасные отёки. Существуют также последние научные выводы, что остеофиты и асцит, развившийся у самодержца, могли быть следствием сифилиса. Данное заболевание может вызывать развитие остеофитов и цирроза печени, что приводит к патологическому накоплению жидкости в брюшной полости. Историки предполагают, что у Ивана IV действительно был этот венерический недуг, основываясь на летописных сведениях о его поведении после ухода из жизни первой жены; имеются указания на то, что царю пришлось общаться с множеством женщин.
Не стоит также исключать версию об отравлении. Анализ останков Ивана IV и его семьи выявил повышенное содержание мышьяка и ртути, что может свидетельствовать о том, что на протяжении длительного времени царя и его родственников намеренно травили. В то же время следует помнить, что оба этих вещества использовались в медицинских препаратах того времени. Также выдвигалась гипотеза о том, что Грозный сам употреблял небольшие количества мышьяка, чтобы выработать иммунитет к ядам. Тем не менее, общепринятой причиной смерти Ивана IV остаётся сифилис.