Анджела Дэвис – афроамериканская активистка за права человека, феминистка, педагог и автор. Она ведет активную деятельность по защите прав людей, находящихся в заключении. В своей молодости она была связана с движением «Черные пантеры», стремясь продвигать социальную справедливость.
- Дэвис, Анджела
- В леворадикальном движении
- Обвинения, суд и заключение
- Награды и премии
- Детство и юность
- Становление взглядов
- Звёздный час
- Символ свободы
- Soledad Brothers
- Поздние годы
- Идеи Анджелы Дэвис
- Книги Анджелы Дэвис
- Аккумуляторы. Элементы и батареи изучаются в области электрохимии
- Состав кухонного газа
- Клетка Фарадея: как это работает, приложения
Дэвис, Анджела
А́нджела Иво́нн Дэ́вис (Де́йвис; англ. Angela Yvonne Davis ˈdeɪvɪs ; родилась 26 января 1944 года в Бирмингеме, штат Алабама, США) — американская активистка за права человека, участница международного коммунистического движения, социолог, преподаватель и писательница. В 1970-х годах она стала символом борьбы за права заключенных и имела тесные связи с движением «Черные пантеры».
Анджела Дэвис появилась на свет в семье автозаправщика и школьной учительницы, что, безусловно, оказало влияние на ее дальнейший выбор пути — защиты социальной справедливости.
В леворадикальном движении
С ранних лет Анджела Дэвис демонстрировала выдающиеся академические способности и мечтала стать учителем. Во время учебы в старшей школе она стала участницей марксистского кружка и завела дружбу с Бетиной Аптекер, дочерью известного марксистского историка Герберта Аптекера. Поступив в Университет Брандейса в Массачусетсе, она оказалась одной из трех чернокожих студенток на своем факультете. В рамках Карибского кризиса Дэвис впервые встретила Герберта Маркузе, философа-неомарксиста, который позже стал ее преподавателем и оказал значительное влияние на её политическую и философскую перспективу. Впоследствии она говорила о том, как он научил её совмещать науку, активизм и революционную деятельность. Чтобы накопить средства для дальнейшего обучения в Европе, Анджела вынуждена была работать во время учебы.
В 1963 году она посетила VIII Всемирный фестиваль молодежи и студентов, который проходил в Хельсинки. Интерессуясь левым экзистенциализмом, Дэвис провела время во Франции и наладила Kontakte с представителями европейских леворадикальных движений. Поступила во Франкфуртский университет, известный своей школой социальных наук. Проживание со своими товарищами в заброшенном лофте фабрики дало ей возможность активно участвовать в деятельности Социалистического союза немецких студентов. Тем не менее, политическая обстановка в США, включая растущее сопротивление движению за гражданские права со стороны крайне правых группировок, особенно радикализацию ситуаций, заставила её вернуться на родину.
Обвинения, суд и заключение
Вернувшись в США, Анджела присоединилась к Коммунистической партии. Вскоре, после начала преподавания в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе, по распоряжению губернатора Рональда Рейгана она была уволена из-за своего членства в партии. В своей активной деятельности в тюрьме Сан-Квентин, она встретила Джорджа Джексона, заключенного и активиста из организации «Черные пантеры», с которым у нее завязался роман. В надежде освободить его, Анджела оказалась вовлеченной в драматическое событие. 7 августа 1970 года 17-летний Джонатан Джексон, вместе с двумя сообщниками, захватил заложников в зале суда, пытаясь освободить соледадских братьев — трех чернокожих заключённых, обвинённых в убийстве полицейского, включая его собственного брата.
Данные события привели к трагедии, в ходе которой погибли Джонатан Джексон, один из его сообщников и судья, также был ранен прокурор. С точки зрения законодательства Калифорнии, согласно секции 31, принятой еще в 1872 году, покупатель оружия, которым было совершено убийство, объявлялся соучастником независимо от того, был ли он в момент преступления на месте происшествия. Это привело к выдвижению против Дэвис обвинений в заговоре, захвате заложников и соучастии в убийстве.
Следуя событиям, она скрывалась в течение двух месяцев, прежде чем была арестована в Нью-Йорке. В тюрьме её удерживали отдельно от других заключенных, однако после апелляции она смогла находиться среди них. В это время Анджела стартовала кампанию по сбору средств на залог для тех, кто не мог позволить себе выкуп самостоятельно. Её собственный залог был внесен калифорнийским фермером.
Награды и премии
- Почетный доктор Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова (осень 1972)
- Национальный орден Плайя-Хирон (Куба, 3 октября 1972 года)
- Международная Ленинская премия за укрепление мира между народами (1979)
- Медаль в ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина (1972 год)
- Премия германского Общества защиты гражданских прав и человеческого достоинства (Gesellschaft zum Schutz von Bürgerrecht und Menschenwürde) (2004 год)
- В 1972 году Джон Леннон посвятил Анджеле Дэвис песню Angela из альбома Some Time in New York City.
- Группа The Rolling Stones посвятила ей сингл Sweet Black Angel. Также Янник Ноа посвятил ей песню под названием Angela.
- Песня Гарика Сукачёва и группы Неприкасаемые «Свободу Анджеле Дэвис!» также стала популярной в России.
- В фильме «Брат 2» герой Виктора Сухорукова, произносит с иронией фразу «Свободу Анджеле Дэвис!», что стало своего рода культурным мемом.
- В песнях Владимира Высоцкого звучат строки, связанные с Анджелой Дэвис:
Ну а потом на Канатчиковой даче,
где, к сожалению, навязчивый сервис,
я и в бреду всё смотрел передачи,
всё заступался за А́нджелу Дэвис…
- В фильме «Фара» главный герой в детстве пишет письма Анджеле Дэвис.
- В компьютерной игре Mafia II фотография Анджелы Дэвис висит на стене в доме главного героя, что вызывает интерес, учитывая, что события игры происходят в 1943—1951 годах.
- Образ Анджелы Дэвис, но под другим именем, также спародирован в комедийном боевике 2009 года «Черный динамит», где она выступает как верный соратник главного героя, активно борясь за права чернокожего населения.
- В фильме «Телесеть» Сидни Люмета также представлен медийный марксист — Лорин Хоббс из Коммунистической партии, которую легко можно спутать с Анджелой Дэвис.
Детство и юность
Анджела Ивонна родилась 26 января 1944 года в благополучной семье. Ее биография началась именно в Бирмингеме, Алабама, где её мать работала школьным педагогом, а отец – заправщиком на автозаправочной станции.
С юных лет Анджела демонстрировала выдающиеся способности, мечтая следовать по стопам своей матери и стать учителем. В 15 лет она поступила в Нью-Йоркскую школу, где впервые начала интересоваться политической деятельностью. В то время темнокожие жители США оказывались под воздействием расистских действий Ку-клукс-клан, и эта обстановка оставляла следы в сознании молодежи.
Став членом марксистского кружка, Анджела познакомилась с Бетиной, дочерью известного коммуниста и публициста Герберта Аптекера. После окончания школы обе девушки поступили в Университет Брандейса в Массачусетсе. В период Карибского кризиса Анджела активно участвовала в демонстрациях, на одной из которых встретила Герберта Маркузе, который впоследствии сильно повлиял на её мировоззрение.
Дэвис с раннего возраста начала осознавать важность концепции равенства, входя в университет, в котором двери для чернокожих не были закрыты. В той эпохе лишь немногие могли рассчитывать на учебу в высшем учебном заведении. Во время стажировки в Сорбонне её отмечали как скромную и серьезную студентку.
В 1962 году Анджела посетила VIII Всемирный молодежный фестиваль в Хельсинки, где сблизилась с кубинскими студентами и приобщилась к движению Fиделя Кастро.
Следующие годы провела в Франкфурте, обучаясь в университете. В 1966 году, стремясь освоить французский язык, она переехала во Францию, однако вместо этого ее интересовали философские труды Карла Маркса, Альберта Камю и Жан-Поля Сартра, что сыграло важную роль в ее формировании как активистки.
Становление взглядов
Анджела Дэвис стала первой чернокожей активисткой и педагогом в истории Соединенных Штатов, чьи радикальные взгляды оказали значительное влияние на борьбу за гражданские права. Она знала на собственном опыте, что такое расовое разделение, видела множество примеров этого в своем детстве. Будучи подростком, она и единомышленники создавали группы, исследующие межрасовые отношения. Огромное влияние на её мировоззрение оказала трагедия 1963 года, когда произошла бомбардировка церкви в Бирмингеме, приведшая к гибели невинных людей.
Она вдохновлялась речами Мартина Лютера Кинга, афроамериканского баптиста, который активно боролся с расизмом и стал для неё источником вдохновения и духовного наставления. События в стране не могли не трогать юную активистку — она страдала от любого проявления несправедливости, переживая все неудобства, вызванные террором расистских группировок, таких как ку-клукс-клан, против чернокожего населения Алабамы. Эти эмоциональные раны остаются актуальными до сих пор.
На протяжении многих лет основным источником вдохновения для Дэвис оставался «Манифест коммунистической партии» Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Ощущая себя стойкой коммунисткой, она активно борется за права угнетённых и социальную справедливость.
Звёздный час
С самого начала многие обвинения против Анджелы Дэвис выглядели подозрительными. Вызывает сомнения и история с гибелью Джексона-старшего в тюрьме.
Около двух месяцев Анджела оставалась в бегах, пока однажды она не была арестована благодаря предательству члена «Черных пантер».
В этот момент Анджела даже не догадывалась, что её «звёздный час» наступает. В Советском Союзе с интересом следили за политическими событиями в США и активно поддерживали диссидентов, как американцы поддерживали своих соратников в СССР.
Судебный процесс над Анджелой Дэвис стал одной из центральных тем советских новостей на протяжении 18 месяцев. Лозунг «Свободу Анджеле Дэвис!» звучал на собраниях и встречах, на заводах и фабриках, на пионерских сборах и в студенческих аудиториях. Дэвис получала множество писем поддержки из социальных стран, а также из других уголков мира, и акции в её защиту проходили по всей Европе. В самой Америка, на её защиту стали подниматься сотни тысяч людей.
Это имело серьезное воздействие: суд присяжных, состоящий только из белых, вынес решение об оправдании Анджелы Дэвис.
После этого она отправилась в турне по социалистическим странам, где её встречали с огромной теплотой, награждая призами и медалями.
Политическая деятельность Дэвис не только продолжилась, но и расширилась: она вошла в Центральный комитет Коммунистической партии США, а в 1980 и 1984 годах даже баллотировалась на пост вице-президента страны вместе с Гэсом Холлом — главой своей партии.
Символ свободы
Слава, которой пользовалась Анджела Дэвис, практически исчезла с распадом Советского Союза. В 1991 году она покинула Компартию США, разойдясь во мнениях с руководством из-за их поддержки ГКЧП.
Несмотря на это, она продолжала свою правозащитную деятельность, основав левое движение «Корреспондентские комитеты за демократию и социализм». Основное направление этой работы – защита прав заключённых и женщин. В 1997 году Анджела приняла решение открыто заявить о своей сексуальной ориентации, что добавило к её правозащитной деятельности ещё одну важную составляющую — борьбу с гомофобией. Это, вероятно, стало бы шоком для Джорджа Джексона, который оставил свой след в ее жизни. Сегодня Анджела Дэвис является профессором истории сознания и феминистских исследований в Калифорнийском университете в Санта-Крузе.
Удивительно, но, несмотря на два десятилетия после распада СССР, Анджела Дэвис остается важной фигурой в современной российской культуре. Фраза «Свободу Анджеле Дэвис!» стала символичной в культовом фильме «Брат-2». Энергичная песня Гарика Сукачёва «Свободу Анджеле Дэвис!» пользуется большой популярностью среди молодежи и подчеркивает жажду справедливости и свободы.
К Анджеле Дэвис можно относиться по-разному, но неоспоримо, что она остается верной своим принципам и не старается извлечь из них прибыль. Это может объяснить её статус как уникального символа свободы, к которой многие стремятся, но не всегда могут достичь.
Soledad Brothers
За пределами академической деятельности, Дэвис стала сильным сторонником трех заключенных из тюрьмы Соледад, известных как «Соледадские братья» (они не были родственниками). Эти трое мужчин — Джон У. Клютчетт, Флита Драмго и Джордж Лестер Джексон — были обвинены в убийстве охранника после того, как в другой драке были убиты несколько афроамериканских заключенных. Некоторые считали, что этих заключённых использовали в качестве козлов отпущения из-за их политической деятельности в тюрьме.
Во время судебного процесса Джексона в августе 1970 года произошла попытка побега, в ходе которой были убиты несколько человек в зале суда. Дэвис была обвинена в нескольких преступлениях, включая убийство, за её предполагаемую роль в этом инциденте. В процессе суда использовались два основных доказательства: огнестрельное оружие, использованное в преступлении, принадлежало ей, и также сообщалось, что она была влюблена в Джексона. После примерно 18 месяцев в тюрьме, в июне 1972 года Дэвис была оправдана.
Поздние годы
После того как Анджела провела время в путешествиях и карьере лектора, она вернулась к преподавательской деятельности. Она стала профессором в Калифорнийском университете в Санта-Крузе, где преподавала курс по истории сознания. В 2008 году она вышла на пенсию, но продолжала читать лекции в разных престижных университетах, обсуждая вопросы расы, системы уголовного правосудия и прав женщин.
В 2017 году Дэвис была одной из основных спикеров и координатором на Женском марше в Вашингтоне, который состоялся после инаугурации Дональда Трампа.
Идеи Анджелы Дэвис
Анджела Дэвис – выдающийся мыслитель и активист на современном политическом поле. Основные идеи, выдвинутые ей, включают:
- Отмена тюрем: Она утверждает, что число тюрем сильно возросло, и это превратило их в своего рода «свалку» для чернокожих, латиноамериканцев и коренных жителей США. Согласно её мнению, увеличение количества тюрем и осуждённых не приводит к снижению преступности, а, наоборот, способствует её росту. Она подчеркивает необходимость внедрить альтернативные подходы для просвещения и поддержки маргинализированных групп.
- Сопротивление: Как чернокожая активистка, она подчеркивает важность разнообразных форм сопротивления против расизма и необходимости интеграции различных общин в борьбу за равные права.
- Взаимосвязь классов, расы и пола: Эти три категории – социальный класс, раса и пол – тесно переплетены, и по мнению Дэвис, они не могут быть разделены. Многие левые активисты, по её мнению, игнорируют расовые аспекты, в то время как некоторые феминистки упускают из виду проблемы, касающиеся социального класса.
- Связь расизма и сексуального насилия: Учитывая наследие рабства, в котором хозяева имели абсолютный контроль над телами своих рабов любого пола, существует предвзятое мнение о том, что белый мужчина имеет право распоряжаться телом чернокожей женщины. Дэвис также поднимает вопрос о сексуализации чернокожих женщин в медиа, что формирует стереотип о них как об объектах сексуального влечения. Она осознает, что белые женщины также подвергаются сексуальному насилию, однако отмечает, что чернокожие женщины сталкиваются с более серьезной дискриминацией.
Дополнительные источники: Африканская культура — это культурное разнообразие, охватывающее весь мир.
Книги Анджелы Дэвис
- Женщины, раса и класс: В этой книге Дэвис разбирает свои идеи о неразрывной связи между классом, расой и полом, а также представляет свой тезис против тюремной системы. Эта книга стала первой и одной из самых распространенных среди работ Анджелы Дэвис в Бразилии.
- Женщины, культура и политика: Это сборник её статей и лекций, на которых она освещает свой опыт борьбы и рассматривает положение черного феминизма в мире.
- Тюрьмы устарели? — В этой книге философ развивает свою позицию по вопросу тюремного заключения, рассматривая систему тюрем в США и как они стали местом содержания для меньшинств.
- Свобода — это постоянная борьба: выпущенная в 2018 году, эта книга включает статьи, интервью и лекции, сделанные Дэвис в период с 2013 по 2015 год, и представляет собой краткий обзор ряда её идей, организованных активистом Фрэнком Баратом.
Кредиты изображений
1 Антонио Скорца / Shutterstock
2 Архив РИА Новости / общественное достояние
Франсиско Порфирио
Учитель философии
Источник: Бразильская школа — https://brasilescola.uol.com.br/filosofia/angela-davis.htm
Аккумуляторы. Элементы и батареи изучаются в области электрохимии
Элементы и батареи представляют собой устройства, которые изучаются в области электрохимии и служат для преобразования химической энергии в электрическую.
Состав кухонного газа
Кухонный газ представляет собой сжиженный нефтяной газ, хотя это обозначение также может иметь и другие значения в различных контекстах.
Клетка Фарадея: как это работает, приложения
Клетка Фарадея — это конструкция, сделанная из проводящего материала, предназначенная для защиты от электромагнитного излучения.