Вторая модель поведения подразумевает, что все решения принимаются совместно, причем важно, чтобы ребенок имел равные права голоса с вами. К примеру, он сам выбирает, где разместить свои игрушки: на полке, подоконнике или в специальном контейнере. Тот же принцип применяется и ко всем другим предметам, находящимся в его комнате.
- Как приучить ребенка к порядку
- Когда и как нужно приучать детей к порядку. Беспорядок в пространстве ребенка: проблема или закономерность?
- Хорошая новость от специалистов
- Воспитание аккуратного подростка: изменение родительских ожиданий
- Что мешает ребёнку научиться уборке?
- Ошибки родителей в воспитании чистоплотности
- Критиковать
- Нарушать правила
- Сравнивать
- Перегружать
- Выстраивать отношения «Ты — мне, я — тебе!»
- Какие домашние дела может выполнять ребёнок?
- 1,5–2 года
- 3 года
- 4-5 лет
- 6-7 лет
- Работа по дому
- Зачем приучать ребенка к порядку
- Зонируйте пространство
- Как не надо
Как приучить ребенка к порядку
Уважаемые руководители частных организаций, активные жители нашего района! Если у вас есть ненужная одежда, обувь, детские игрушки или другие вещи, которые все еще в хорошем состоянии, и вы хотите помочь тем, кто в этом нуждается, вы можете приносить свои пожертвования по адресу: п. Клейзавода (ст. Егозово), ул. Заводская 7 а, телефон 66-7-87. Мы будем рады принять также финансовую помощь.
- Консультации от специалистов
- Сопровождение для родителей
- Когда и каким образом необходимо приучать детей к порядку. Беспорядок в комнате ребенка: проблема или просто особенность?
Когда и как нужно приучать детей к порядку. Беспорядок в пространстве ребенка: проблема или закономерность?
Человек не рождается с предрасположенностью к поддержанию чистоты; этот навык необходимо развивать, как и многие другие. С какого возраста стоит начинать обучение? Современные исследования показывают, что структуры мозга, отвечающие за умение структурировать и упорядочивать действия, формируются вплоть до 18 лет. Однако наилучший период для приучения маленького ребёнка к порядку — это так называемый сензитивный период, то есть возраст до 3 лет. В этот момент особенно важно сформировать у малыша представление о том, почему у каждой вещи должно быть свое назначенное место.
Более того, привычка к чистоте имеет значительное значение для всестороннего и гармоничного развития ребенка. Хаос, присутствующий в его окружении, вероятнее всего, отразится и на его внутреннем состоянии, мешая ему сосредоточиться, мыслить логически и принимать решения. Дети, которых с малых лет приучают к порядку и аккуратности, демонстрируют более высокую степень сосредоточенности и внимательности в учебе.
Чтобы к трем годам у ребенка возникло понимание важности порядка, необходимо организовать этот процесс с его самого рождения. Его должны окружать порядок и чистота. Поэтому задача родителей заключается, во-первых, в том, чтобы поддерживать чистоту в комнате ребенка, пока он не может делать это сам, а во-вторых, показывать ему собственным примером, как поддерживать чистоту в остальных помещениях дома. Если пространство вокруг малыша будет заполнено беспорядком, он не сможет понять, что такое порядок, и исходя из этого выводить соответствующие понятия. Напротив, дети всегда учатся на примере своих родителей.
Формируем понимание
Очевидно, что требовать от малыша идеального порядка, когда ему всего год-два, было бы неправильно: координация движений у него еще недостаточно развита, уровень самоконтроля низок, а понимание чистоты практически отсутствует — он может неаккуратно кушать, пачкаться во время игр и т. д. В этот период он может лишь помогать маме собирать игрушки перед сном.
Около двух лет дети начинают активно подражать взрослым во всех аспектах жизни, включая уборку. Ни в коем случае нельзя отговаривать малыша от стремления помочь. Понимая, что у него получается неуклюже, не следует забывать, что любые отклонения являются лишь этапами обучения. Получая постоянные отказы в помощи, ребенок будет терять интерес не только к уборке, но и ко многим другим занятиям, в которых он хочет участвовать.
Таким образом, важно всегда принимать помощь малыша, совместно выполняя домашние дела. Это поможет ему постепенно осознать необходимость выполнения домашних обязанностей и важность порядка в жизни семьи.
В процессе важно демонстрировать ребенку, что завершение любых домашних мероприятий включает всегда уборку после их завершения:
- приготовление пищи;
- прием пищи;
- игры;
- купание;
- папина работа с инструментами (например, починка игрушек);
- мамино рукоделие и другие занятия.
Позвольте малышу помогать маме в мытье или чистке овощей, расстановке посуды к обеду или выполнении других простых задач. Это поможет ребенку осознать, что крошки на столе, грязная посуда и другой мусор — это ненужные остатки, которые необходимо убирать. Таким образом, не только аккуратность становится навыком, но и приучает малыша к дисциплине.
Никогда не убирайтесь в комнате ребенка без его согласия и участия. Если малыш увидит хотя бы раз, что можно «не напрягаться» и полагаться на взрослых, у него может выработаться привычка игнорировать ваши просьбы в дальнейшем. Почему нужно наводить порядок, когда мама все равно это сделает за него? Можно лишь в игровой форме подойти к уборке, предполагая, например, что игрушкам пора «спать». Поддержите стремление вашего карапуза быть взрослым и самостоятельным: приобретите для него игрушечный пылесос, утюг и другие предметы, которые имитируют взрослые инструменты.
Хорошая новость от специалистов
Некоторые родители, отчаявшись когда-либо заставить своих детей убирать, вообще останавливаются на этом. Другие, напротив, начинают активно применять строгие методы, прибегая к угрозам и крикам. Ни один из этих подходов, как правило, не даст желаемых результатов.
Чарльз Виббельсман, доктор медицинских наук, председатель комитета по управлению подростковой медициной, совместный автор книги «Тело подростка»
Хорошая новость заключается в том, что воспитание аккуратного и организованного подростка, или хотя бы не слишком неряшливого, вполне реально. Это потребует от родителей мудрости, последовательности в действиях и, возможно, некоторых изменений в собственном поведении и ожиданиях.
Но если вы все сделаете верно, вас ожидает двойная награда: улучшение взаимоотношений с ребенком и более чистый дом. Поэтому не отчаивайтесь и не ищите в себе вины за прошедшие годы. Вы не одни в этом, и причина этого, вероятно, не в том, что кто-то не научил вашего малыша носить тарелку со стола. Все еще возможно изменить ситуацию, если знать, как именно.
Воспитание аккуратного подростка: изменение родительских ожиданий
Многие родители не понимают, почему уборка в доме становится такой сложной задачей. В самом деле, трудно ли просто поднять полотенце с пола в ванной? Проблема, однако, заключается не только в полотенце, грязной посуде или неубранной кровати. Часто источники конфликтов, связанных с уборкой, скрыты куда глубже.
Подростки не просто дети — они находятся на этапе стремления к самостоятельности, им осталось всего несколько лет до полного взросления. Они нуждаются в большей свободе, и прежняя схема отношений «родитель-ребенок», которая долгое время была успешной, начинает давать сбой.
Что же делать, когда авторитет родителей уже не имеет такого веса, как ранее? Возможно, время предоставить своим детям больше контроля над ситуацией, так как именно этого они жаждут. Однако нельзя забывать о привязке этой свободы к взрослой ответственности. Это правильный подход. Уважая необходимость подростка в независимости и уникальности, вы можете помочь ему понять базовые правила, которые действуют в доме. Разъясните, что уважение — это двусторонний процесс.
Таким образом, взрослые могут установить определенные стандарты и требования, предоставляя при этом подросткам больше возможностей в том, как они организуют свои комнаты, выбирают одежду и что размещают на своих рюкзаках. Большая свобода самовыражения помогает подросткам чувствовать себя более счастливыми, а также способствует улучшению семейных отношений и облегчению согласования вопросов уборки.
А какая же альтернатива? Если вы настаиваете на чрезмерном контроле, подростки могут воспринять это как подавление своей индивидуальности. Это может испортить отношения между вами и спровоцировать яростное сопротивление по поводу помощи в поддержании порядка в доме.
Что мешает ребёнку научиться уборке?
Основной проблемой родителей становится неуверенность в том, что их ребенок способен оказать помощь в уборке.
Сама сделаю быстрее! — вот девиз многих мам. Это одна из самых распространённых ошибок. Дети очень хорошо адаптируются к условиям: если строгий папа требует убирать за собой, то у доброй мамы этого может и не требоваться.
Наберитесь терпения и просто наблюдайте за несовершенными результатами, чтобы потом увидеть, как у вашего ребенка со временем всё начинает получаться лучше.
Мы постарались перечислить наиболее частые ошибки родителей в воспитании чистоплотности.
Ошибки родителей в воспитании чистоплотности
Что не следует делать родителям, приучая ребенка к порядку и чистоте?
Критиковать
Для успешного освоения любого навыка, даже для взрослых, важно многократно практиковаться, а для ребенка это особенно актуально. Поэтому старайтесь избегать критики, даже если результаты труда принесли вам больше хлопот, чем пользы.
Нарушать правила
Если вы вместе с ребенком вводите какие-то правила, например, совместную уборку в субботу, то строго следуйте им. Нерегулярное выполнение обязанностей может сделать ваши ожидания порой совершенно несбыточными.
Сравнивать
Не сравнивайте способности вашего ребенка с умениями соседских детей, братьев или друзей, которые могут быть более аккуратными и чистоплотными. Это может вызвать у ребенка чувство неполноценности и неуверенности в себе.
Перегружать
Не забывайте, что ваш ребенок все еще малыш, и ему следует поручать только ограниченное количество домашних дел.
Выстраивать отношения «Ты — мне, я — тебе!»
Не стоит связывать выполнение домашних обязанностей с обещаниями, подарками или наградами. В таком случае ребенок не сможет воспринимать поручения осознанно. Обещая ребенку какое-либо вознаграждение за выполнение домашних дел, вы перенаправляете его внутреннюю мотивацию на внешнюю, что является кратковременным методом.
Но отметите, что ваш ребенок справился с каким-либо заданием хорошо и что результат вас порадовал — это действительно важно. Выскажите ему признательность за то, что, придя с работы, вы обнаружили вымытый пол или пустую раковину. Не произносите это формально, а делайте это от души. Таким образом, вы сможете стать для ребенка лучшей мотивацией!
Какие домашние дела может выполнять ребёнок?
Как уже было упомянуто, ошибкой родителей является назначение детей на задачи не по силам. Для достижения плодовитых результатов важно поручать детям выполнять лишь те задачи, которые соответствуют их возрасту.
1,5–2 года
В этом возрастном периоде малыши часто выполняют роль наблюдателя и могут справляться лишь с небольшими, однотипными заданиями или просьбами.
Мама может попросить малыша принести ей что-то, подержать или отнести на место.
3 года
Этот возраст оптимален для начала вовлечения ребенка в процесс уборки. В три года малыш жаждет новых знаний, и процесс уборки может стать увлекательной игрой. Он готов пробовать новые вещи, подражая действиям своих родителей. Конечно, за некоторыми из них маме придется переделывать, но это стоит того!
Некоторые психологи утверждают, что к трем годам ребенок уже должен уметь самостоятельно одеваться и раздеваться, складывать свою одежду, относить использованную посуду в раковину после еды, а также помогать в уборке (например, собирать игрушки и карандаши). Во многих детских садах тоже активно способствуют приучению детей к этим обязанностям.
Нагиса Тацуми, автор мирового бестселлера «Магическая уборка для детей», рекомендует именно с этого возраста активно вовлекать ребенка в уборку, а не оставлять его только наблюдателем.
4-5 лет
В этом возрастном периоде ребенку можно предлагать чуть больше самостоятельности и ответственности. Например, задавайте вопросы: Как ты думаешь, куда нам стоит убрать эти книги? Где, по твоему мнению, должны храниться эти игрушки и так далее.
К четырем-пяти годам список дел, которые ребенок может выполнять, значительно расширяется:
- Если у вас есть домашний питомец, ребенок в этом возрасте вполне способен покормить его.
- На кухне он может помогать маме: накрывать на стол (под присмотром мамы), вытирать посуду, загружать или выгружать посудомоечную машину (при этом — под контролем взрослого).
- Также ребенок может готовить элементарный завтрак: налить молоко в миску с хлопьями, сделать бутерброд.
- Не забудьте, что он может поддерживать порядок в своей комнате или части комнаты.
Если в вашей семье есть дача, вы можете задействовать ребенка в сборе созревших плодов (как яблок, так и груш) или зелени с грядок.
6-7 лет
Вот перечень домашних дел, с которыми ваш дошкольник может справиться:
- пропылесосить ковёр;
- развесить чистое бельё;
- помогать по хозяйству (мыть посуду, накрывать и убирать со стола);
- поливать цветы;
- выносить мусор;
- разогревать еду в микроволновке;
- поддерживать порядок в своей комнате и на рабочем месте.
В этом возрасте ваш ребенок уже способен выгуливать собаку и убирать за питомцем.
Работа по дому
Часто родители, жалея своих детей, берут на себя домашние обязанности, проявляя чрезмерную мягкость. В результате, когда дети вырастают, они могут не захотеть заниматься уборкой. Важно осознать мотивацию подобного поведения своих детей. Дети, которые могут собирать книги в детском саду, могут дома отказываться от выполнения обязанностей. Необходимо разобраться в причинах такого поведения: иногда проблемы заключаются не в нежелании помогать, а в неумении справиться с заданиями. Лучше составить конкретный список дел, который они смогут выполнять ежедневно без чувства наказания. Важно поддерживать порядок, чтобы дома было приятно и уютно, а не только по поводу прихода гостей.
Когда дети вырастают, родителям стоит отказаться от выполнения их обязанностей. Если сын или дочь не хотят собирать вещи для стирки, пусть используют грязные. Ребенку будет особенно важно видеть пример. Желание пригласить гостей или обновить интерьер, выбрав новые занавески, может стать отличной мотивацией. Чем больше у ребенка любимых вещей и чем больше они заметны, тем больше ему захочется поддерживать порядок. Такой стимул поможет создать уютный индивидуальный интерьер. Подростковый возраст — это очень непростой период для каждого ребенка, и иногда тинейджеру просто необходима поддержка и понимание от родителей.
Зачем приучать ребенка к порядку
Процесс поддержания порядка важен для:
- Развития самостоятельности и ответственности у ребенка.
- Улучшения внимания и способности к обучению.
- Установления приоритетов и организации планирования.
- Формирования самоуважения.
- Снижения стресса и повышения общего благополучия.
Помогая поддерживать порядок, вы способствуете успешной адаптации ребенка в обществе и его полноценному развитию, приобретая важные навыки и привычки, оказывающие влияние на дальнейшую жизнь.
Зонируйте пространство
Одно из ключевых правил для поддержания порядка в доме: у каждой вещи должно быть свое место. Определите, где вам удобнее хранить одежду, обувь, посуду, гаджеты, как организовать рабочее пространство и где обустроить зону отдыха. Пространство нужно планировать так, чтобы его использование было удобным и легким, а также простым для поддержания порядка.
Смотря на родителей, дети начинают сами располагать вещи по своим коробкам и ящикам.
Магазины мебели предлагают различные готовые системы хранения для детей и взрослых. Наиболее известные компании — шведские IKEA и Elfa, которые предлагают удобные решения как из натурального дерева, так и из металла, а также контейнеры из легкого пластика, которые ребенку будет легко доставать и убирать.
Как не надо
Если ты не уберёшь свои вещи, я их выкину! — кто из нас не слышал таких угроз в детстве? В какой-то степени это может сработать: не хочется расставаться с любимыми вещами и подвергаться наказанию.
Однако вспомните, как часто эти угрозы имели реальные последствия? Вместо старых вещей вам придется приобретать новые, а на это не всегда есть средства. Дети быстро воспринимают непоследовательность действий, и как только они понимают, что родители не будут каждый раз выбрасывать одежду, игрушки и гаджеты, угроза перестает иметь смысл. Выбрасывая что-то действительно ценное и важное для ребенка, вы рискуете на долгое время утратить его доверие.
Угроза со стороны близких провоцирует стресс и формирует неуверенность в себе. Проходя через множество лет, уже никто не заберет любимые игрушки на помойку, но неприязнь к уборке может остаться где-то внутри.
Ещё один негативный способ повлиять на ребенка — использование манипуляции через чувство вины. Ради собственных целей родители могут демонстрировать обиду, искажать свои ожидания, забывая, что ребенок воспринимает всю информацию на полном серьезе. Ты постоянно разносишь по дому грязь, у меня уже нет сил! Если ты не уберешься, я больше никогда не буду с тобой разговаривать, Как можно любить такого неряшливого?! и еще десятки примеров, которые способствуют у ребенка формированию чувства вины, неприспособленности и веры в то, что его не любят.
Помните, о чем мы говорили в начале: ничто не сработает так сильно, как личный пример. Научившись манипуляциям от самых близких людей, довольно скоро ваш малыш станет маленьким манипулятором и лжецом, привыкшим добиваться своего любыми путями. Но кто будет в этом виноват?