Проблема экологического образования является глубокой. Речь идет о воспитании не отдельного человека, а целого поколения, чтобы они и их дети могли жить безопасной жизнью в гармонии с природой.
- В чем важность экологического воспитания?
- Что такое экологическое воспитание
- Экологическое воспитание дошкольников
- Экологическое воспитание
- Актуальность и понятие экологического воспитания
- Понятие «экологическое воспитание»
- Методы экологического воспитания
- Образовательный
- Воспитательный
- Развивающий
- Средства и подходы в образовательной среде
- Особенности семейного воспитания
В чем важность экологического воспитания?
Самой насущной проблемой, стоящей перед человечеством, является экологический кризис. На решение проблемы выделяются миллиарды, но без видимых результатов.
Люди убеждены, что нестабильность экосистемы вызвана только вредными выбросами и переполненными свалками.
Но необходимо развивать правильное экологическое сознание, чтобы обеспечить безопасное взаимодействие между людьми и природой. В статье рассматривается проблема экологического образования и меры, предпринимаемые для решения этой проблемы.
Что такое экологическое воспитание
Экологическое образование нового поколения — это новая концепция в педагогике. Она включает в себя меры, направленные на развитие мышления и привычек ребенка по отношению к природе. Наука знакомит с окружающей средой и учит, как с ней обращаться: заботиться о растениях и животных, беречь ресурсы, жить в гармонии с миром и обществом.
Целью такого образования является развитие понимания природы. Когда эта цель достигнута, ребенок учится с самого раннего возраста:
- рационально использовать природные ресурсы,
- заботиться об их сохранении,
- изучать и охранять природу.
Для достижения этой цели были поставлены три задачи:
- Образование. Она дает знания об актуальных проблемах экологии и учит, как их решать.
- Образование. Она развивает привычки и потребности в здоровом образе жизни и соответствующем поведении с уважением к природе.
- Развитие. Учит оценивать состояние окружающей среды на практике с целью ее улучшения.
В результате появилось новое поколение экологически сознательных людей.
Экологическое воспитание дошкольников
Важно прививать любовь к природе с детства. Первые 7 лет жизни человека — это время формирования личности. Именно в этом возрасте формируется мировоззрение и отношение к окружающей среде.
Задача старшего поколения — научить ребенка дошкольного возраста человеческому отношению к животным, птицам, насекомым и растениям.
Исследования показали, что основы экологической культуры легче заложить в раннем детстве.
Будущее Земли и человечества напрямую зависит от нашего поведения и правильного экологического воспитания нового поколения. Дети с врожденной экологической культурой смогут:
Экологическое воспитание
Экологическое образование является не только важнейшей частью учебной программы для школ и дошкольных учреждений. Сегодня это важнейшее условие жизни (если не выживания) человечества на планете, которую мы с любовью называем «Земля». Он учит детей не только тому, как развешивать кормушки для птиц и следить за грозой, но и важности восстановления гармоничных отношений между человеком и природой.
Отвечая на вопрос «Что такое экологическое образование?» с образовательной точки зрения, мы должны сказать, что это не просто обучение, а комплексная образовательная деятельность, направленная на повышение экологического сознания молодого поколения. Знание законов природы, особенностей взаимодействия с ней, умений и навыков. Формирование эстетических и нравственных чувств, укрепление личностных качеств, приоритетов и позиций по отношению к защите окружающей среды — вот важнейшая педагогическая задача в экологии.
Актуальность и понятие экологического воспитания
Только в середине прошлого века проблема экологии стала актуальной. То есть, когда человек осознал, что он медленно, но верно превращается из властителя природы в паразита на теле своей планеты. Ресурсы на исходе, экологический баланс нарушен — необходимо срочно что-то делать. И нужно что-то делать, потому что риски слишком велики. Опасность здесь заключается не только в ухудшении качества жизни, но и в сохранении жизни населения Земли. Цели глобальные, не так ли?
Воспитание детей — это не только воспитание отдельного человека, но и целого поколения. Поколение, которое придет на смену нашему поколению завтра, которому придется работать над нашими ошибками и преодолевать то, что мы не смогли сделать сегодня.
В сфере образования экологическое воспитание является довольно сложным педагогическим процессом. Современная ситуация требует от сегодняшних студентов развития знаний, навыков и умений, необходимых для формирования экологической культуры. В педагогическом процессе это не временное, а постоянное явление. Начиная с дошкольного воспитания в детском саду, необходимо непрерывное экологическое развитие, которое, как нить, проходит через начальную, среднюю и старшую школу.
Понятие «экологическое воспитание»
Хотя сама концепция существует не так давно, экологическое образование как жанр возникло много веков назад. Можно сказать даже больше: в прошлом все образование было отчасти экологическим. Познавая законы природы, человек отождествлял себя со всем миром, что позволяло ему гармонично интегрироваться в него, не нарушая законов, правил. После ухудшения ситуации (примерно в 1960-х годах) люди начали говорить о ценности природы и важности экологического образования.
Этот термин означает «образование в гармонии с природой». Не «выше» и не «ниже», а именно в гармонии, в ней, как единое целое, организм — человек и природа.
Ребенок нуждается в постоянном подтверждении правильности своих действий — и даже если эти действия минимальны по отношению к экологии планеты, их необходимость должна постоянно подчеркиваться, что станет важной мотивацией.
Методы экологического воспитания
Образовательный
Экологическое образование должно быть непрерывным и внедряться на всех уровнях системы образования:
- в детских садах,
- школы,
- высшие и средние учебные заведения,
- во время повышения квалификации персонала.
Воспитательный
Отношение к окружающей среде формируется с раннего возраста. Семейное воспитание закладывает основы экологической культуры общества.
Взрослые своим примером помогают детям формировать здоровый образ жизни и хорошие привычки, такие как
- вынос мусора в мусорные контейнеры
- забирая свои вещи в местах для пикников,
- а не собирая цветы,
- не ломать ветки на деревьях,
- сортировка бытовых отходов,
- участие в жизни брошенных животных,
- экономия воды, электроэнергии и т.д.
Развивающий
Теоретические знания о природе и экологии должны подкрепляться практическими занятиями, такими как.
- Разделение отходов,
- участие в субботниках,
- сбор макулатуры,
- посещение лекций по экологии,
- экологические мероприятия, семинары, фестивали и т.д.
Средства и подходы в образовательной среде
Правильное экологическое образование дает надежду на улучшение экологической ситуации в будущем.
Развитие экологического мышления:
- Вызвать эмоциональный отклик в ходе конфиденциальной беседы,
- Дискуссии о защите окружающей среды,
- лекции по экологическим проблемам в регионе, стране и мире,
- Формирование этического и эстетического отношения к природе через творчество: изобразительное искусство, музыку, кино, литературу,
- искусство, литература, литература, литература, литература, литература, игры.
Формирование практического навыка:
- Наблюдение за природой и анализ сделанных наблюдений,
- эксперименты и испытания,
- посадка деревьев,
- уход за цветами,
- уход за животными,
- лекции,
- природоохранная деятельность,
- экскурсии,
- миссии.
Стимулы:
- Система оценок,
- экологические конкурсы,
- награды и призы,
- вознаграждения и наказания.
Особенности семейного воспитания
Родители несут основную ответственность за формирование экологических установок. Хорошее отношение к природе (растениям, животным, воде и почве) начинается в семье. Достаточно, если родители подают им хороший пример того, что можно и чего нельзя делать.
Научить ребенка любить и бережно относиться к природе очень просто. Вот несколько советов.
1. возьмите ребенка на прогулку. Вам не обязательно идти в лес или парк. Природа вокруг нас и в наших домах.
2 Обратите внимание вашего ребенка на:
- Природные явления,
- Погода,
- Как ведут себя животные и люди.
- Почему идет дождь,
- Как называются деревья.
- как пахнут цветы,
- почему шерсть кошек мокрая после дождя.
4. посадите вместе с ребенком цветок или дерево. Поливайте, отдыхайте, пропалывайте сорняки, не боясь испачкаться.
5. Постройте кормушку для птиц. Посетите собачий приют. Покормите бездомного котенка.
6. изучать природу через творчество (гербарии, изготовление предметов из опавших сосновых шишек и т.д.).
7. читать хорошие детские книги об экологии.
Будущее Земли и человечества напрямую зависит от нашего поведения и правильного экологического воспитания нового поколения. Дети с врожденной экологической культурой смогут: