«Черный квадрат» был своего рода черной дырой в искусстве. После этого было трудно продолжать, в живописи наступил творческий кризис, художники больше не создавали новых направлений, многие копировали, а у многих просто пропало желание творить.
- «Чёрный квадрат» Малевича — самая загадочная картина XX века
- Особенности «Чёрного квадрата»
- Идея создания картины «Чёрный квадрат»
- Чёрный квадрат
- В чём смысл картины «Черный квадрат» Малевича
- История создания «Чёрного квадрата»
- Сколько «квадратов» нарисовал Малевич
- В процессе работы над чем-то еще
- Шутки ради
«Чёрный квадрат» Малевича — самая загадочная картина XX века
Картина Казимира Малевича «Черный квадрат» по праву считается самой известной и скандальной картиной, ярко представляющей русский авангард. На первый взгляд, это творение кажется шокирующим — на нем изображена простая геометрическая форма.
Однако известность мировоззрения зависит от глубины заложенного в нем смысла. Интересно, что каждый человек видит в «Черном квадрате» свои темы и особенности. Что интересного в творчестве Малевича? Почему и как автор создал его? И что он может нам открыть?
Особенности «Чёрного квадрата»
Несмотря на кажущуюся простоту, «Черный квадрат» выделяется своей смелостью. Конечно, Малевич отошел от всех прежних принципов живописи и создал произведение, которое стало поворотным пунктом в новаторском направлении русской живописи.
Сам художник отмечал, что супрематизм (одно из течений абстрактной живописи), по его мнению, делится на три квадрата — красный, белый и черный. Последняя оказалась особенно яркой и провокационной, что помогло работе добиться мировой славы. От других подобных картин «Черный квадрат» отличает равномерный тон, отсутствие мазков и штрихов.
Я считаю, что работы Малевича подчеркивают ситуации и настроения, которые уже были ярко выражены в искусстве и в жизни людей в то время, когда он писал свои картины. Работа была создана в июне 1915 года, в период нового подхода к авангардной живописи, во время революции и исторических перемен, назревавших в обществе.
Художник Казимир Малевич
Новый авангард достиг пика своего развития при Малевиче и стал своего рода новой визуальной «религией». По сути, прежние принципы живописи были отменены, и кубизм перешел в гиперреализм — не менее абстрактный, но более красноречивый.
Простота работы, ее ясность и в то же время глубина вызвали возмущение в рядах интеллигенции, которая не хотела понимать концепцию Малевича. На мой взгляд, «Черный квадрат» можно описать как личную революцию художника против прежних принципов и правил живописи. Казимир Малевич однажды назвал себя «президентом космоса», подчеркивая свою способность видеть мир по-другому, передавать его в новых, «космических» формах.
Идея создания картины «Чёрный квадрат»
Но что вдохновляло мастера на его творения? Только ли революционные настроения того времени побудили Малевича к созданию нового проекта? Как он писал, «Черный квадрат» был попыткой спастись от всеобщего гнета и мрачных мыслей в жестких рамках площади.
Он хотел освободить критиков и зрителей от привычных форм, контуров и тем. Все, что им нравилось, исчезло, а самое необходимое было сведено к строгой геометрической форме — черное на белом фоне. Большей краткости вряд ли можно представить.
Представив свои работы публике, Малевич был огорчен тем, что не все смогли понять и оценить его творчество. Однако он отметил, что ожидал такой реакции, когда создавал картину. Он хотел показать на своем полотне, как постепенно исчезают очертания привычного мира. Они расплываются, становятся более узкими, сжимаются в чистый черный квадрат. Поразительно, но эта фигура вызывает в памяти бесконечную пустоту, пустыню, чувство потери, которое пронизывает все. И такое настроение было очень близко к атмосфере того времени.
«Черный квадрат» Малевича, 1915 год
Малевич хотел выразить, насколько он близок к миру «пустоты», где нет ни образов, ни тем, где преобладает только одна сила — эмоции (которые невозможно выразить в цветах и формах). Художник был далек от реального мира, и «Черный квадрат» прекрасно это доказывает.
Абсолютное ощущение пространства — важная особенность работ супрематистов, а работы Малевича являются символом этого течения. Классическое сочетание цветов (белый и черный) создает впечатление сопоставления благодаря насыщенности и силе цветов. Белый фон придает легкость и символизирует чистоту и честность, а центральная черная фигура притягивает взгляд.
В этой длинной рецензии я хотел бы поговорить с вами о мировом шедевре и вместе с вами понять, почему это шедевр, почему так много денег и вообще, сколько и каких супрематистов было на площади и как они изменили направление живописи.
Чёрный квадрат
Черный квадрат супрематистов» — самая известная работа Казимира Малевича 1915 года.
Черный квадрат» входит в цикл супрематических работ Казимира Малевича, в которых художник исследует фундаментальные возможности цвета и композиции. Черный квадрат» является частью триптиха, в который также входят «Черный круг» и «Черный крест». Благодаря своему внешнему виду «Черный квадрат» является одной из самых обсуждаемых и известных картин в русском искусстве.
Разумеется, Альфонс Але был всего лишь химиком, а не великим художником, поэтому его шедевры не нашли своего зрителя в той степени, в какой нашли шедевры великого Малевича много лет спустя. Как известно, Малевич не ограничивался черным цветом — у него были также красные и белые квадраты, как у Альфонса Алле:
В чём смысл картины «Черный квадрат» Малевича
Как и другие шедевры живописи, «Черный квадрат» Малевича имел свой смысл, тайны и загадки, отсюда эта особенность, неповторимость и гениальность.
Как я уже говорил, квадрат — это квадрат, а цвет — это не чисто черный, а смесь многих цветов, которые вместе создают то, что мы видим.
Черный квадрат супрематизм 1915, холст, масло
Такой подход к живописи имел определенную цель. Малевич хотел, чтобы его работы показывали его отношение и подход к живописи — создание собственной динамичной и подвижной формы. Что ж, можно сказать, что ему это вполне удалось.
Малевич впервые представил свои работы на выставке футуристов. Его работа находилась в том месте, где православные обычно ставят иконы. Это стало своего рода вызовом церкви и религии, что придало картине дополнительную значимость. Это, конечно, не могло остаться незамеченным и привело к истории картины, изучению, критике и восхвалению.
А что насчет картин под черным квадратом? Ведь под потрескавшимся слоем краски, как мы помним, их два. Дело в том, что выставка вот-вот должна была открыться, а у Малевича не было работ, которые можно было бы показать. Что бы сделал художник в такой ситуации? Не знаю, как бы поступили вы, но Малевич нашел просто потрясающий выход из этой ситуации — он покрыл неудачную работу смесью красок, которая представляла собой «квадрат». Друзья сказали, что это было гениально, и картина ушла «в народ», так сказать, возродившись в виде черного квадрата. Это еще один момент — все можно исправить, и иногда можно найти неочевидное решение. Особенно если вы художник нового направления и опрокидываете традиционные устои.
Картина Казимира Малевича. Левый: Спортсмены. 1932 г. Русский музей. Центр: Красный дом. 1932. там же. Справа: Девушка с расческой в волосах. 1934 г. Третьяковская галерея.
К сожалению, даже сейчас невозможно сказать, что именно находится под краской, но эксперты считают, что это может нанести вред картине.
Еще одна интересная особенность заключается в том, что квадрат, который мы рассматриваем, может также быть кубом. Просто нужно правильно посмотреть на это.
Учитывая все эти особенности, можно сказать, что «Черный квадрат» призван показать нам, что то, что нас окружает, кажется двойным, черным или белым только на первый взгляд. В действительности наш мир гораздо сложнее, многослойнее и красочнее, чем черно-белый.
Философия этой картины заключается в том, что если вы увидите свет за черным, за темнотой, если вы не будете довольствоваться первым, а заглянете за «слой цвета», то откроется особая, другая правда, и ваша жизнь может кардинально измениться.
Итак, что делает картину шедевром, так это то, что это не просто картина, а объект с множеством смыслов, который заставляет вас думать, размышлять и раскрывать свои собственные смыслы.
Кроме того, картины Малевича были близки к стилю кубизма, который уже тогда возмущал художников. Все они пытались найти новую форму, достичь нового стиля. Для Малевича это был супрематизм, и его квадрат — очень яркий пример этой тенденции. Ходят даже слухи, что другой известный революционер и новатор, Пабло Пикассо, погрузился в свой любимый кубизм, увидев работы Казимира.
История создания «Чёрного квадрата»
Разобравшись, чем знаменита площадь Малевича, мы обратимся к истории ее создания и неожиданно для себя откроем еще больше тайн.
Казимир Малевич работал над декорациями к опере «Победа над солнцем». Так, на одном из своих эскизов он изобразил черный квадрат, символизирующий победу человеческого творчества над природными формами — черный квадрат вместо солнца. Позже Малевич датирует квадрат на холсте 1913 годом, годом, в котором были сделаны эти рисунки.
Сама картина датирована 1915 годом. Этот квадрат — лишь одна часть супрематического творчества художника, и это даже не первая его картина в этом стиле.
Кстати, оригинал «Черного квадрата» Малевича висит в Третьяковской галерее, где хранится еще один квадрат.
Художник написал эти работы для выставки футуристов, которая должна была состояться в конце 1915 года. Сразу стало ясно, что работ должно быть много и от каждого художника, а зал большой и должен быть заполнен работами.
Поэтому Малевич подготовил для выставки не только квадрат, но и сферу, крест и многие другие работы.
Черный квадрат и белый фон означали некую «нулевую точку» — начало беспредметности и конец традиции. Таким образом, площадь супремасистов представляла собой форму нуля.
Сколько «квадратов» нарисовал Малевич
После первоначального «Черного квадрата» художник создал еще три квадрата в последующие десять лет.
И, конечно, все четыре работы не похожи друг на друга, кроме самой идеи. Один из квадратов больше, он был написан в 1923 году и находится в Русском музее. Более «черная» и насыщенная картина, квадрат, хранится в Третьяковской галерее.
Разумеется, Альфонс Але был всего лишь химиком, а не великим художником, поэтому его шедевры не нашли своего зрителя в той степени, в какой нашли шедевры великого Малевича много лет спустя. Как известно, Малевич не ограничивался черным цветом — у него были также красные и белые квадраты, как у Альфонса Алле:
В процессе работы над чем-то еще
Первоначально что-то черное было частью другой «темы». Но постепенно она стала квадратной и заполнила все пространство холста.
Pro: Уже в 1929 году «Черный квадрат» начал покрываться сетью кракелюров: Трещины в слое краски, сквозь которые проступало что-то розовое, зеленое и желтое. Позже эксперты из Третьяковской галереи сделали рентгеновский снимок площади и обнаружили, что под ней находится не одна, а две другие картины. Возможно, Малевич хотел добиться особого цветового эффекта с помощью наслоения. Или он писал работу, которую считал неудачной, от чистого сердца.
Против: Все эскизы, сделанные Малевичем ранее, когда он работал над оформлением оперы «Победа над солнцем», говорят против этой гипотезы. Вполне вероятно, что в распоряжении Казимира Севериновича просто не было чистого холста.
Шутки ради
Казимир Малевич хотел обмануть впечатленную публику. Он сделал «Черный квадрат» центром сложной философской доктрины и писал сложные теории, держа в кармане фигу.
Pro: В ходе флуоресцентного рентгеновского и инфракрасного анализа специалисты обнаружили не только две другие картины, погребенные под «квадратом», но и надпись «Битва негров в темной пещере». Эксперты на 99,9% уверены, что она написана рукой Малевича. Это несомненная аллюзия на картину Альфонса Алле, французского писателя и юмориста, известного своей эксцентричностью в девятнадцатом веке. За 33 года до Малевича Алле нарисовал черный прямоугольник и назвал его «Битва черных в пещере глубокой ночи». На мысль о том, что Малевич склоняется перед Алле в будущее, наводят следующие квадраты, выполненные красным и белым цветом. В «монохромный» круг Аллефонсо Аллеля также вошли полностью красные («Сбор помидоров на берегу Красного моря нетерпеливыми кардиналами») и белые («Первая рота анемичных девочек в снежную погоду») картины.
Недостатки: В 1915 году, когда был написан «Черный квадрат», не существовало рентгеновского или инфракрасного флуоресцентного анализа картин. Если бы он задумал такую шутку, ему пришлось бы найти способ раскрыть ее, но Малевич унес тайну этой надписи (и сам факт ее существования) в могилу. Возможно, это действительно была шутка, и только позже Казимир Северинович понял, что создал нечто большее, чем просто повторение старой шутки.