С Фомина воскресенья, после долгого перерыва в Великом посту, возобновляется празднование таинства Святого Брака, поэтому на Руси большинство браков, торжеств и свадеб происходило именно в этот день — Красную горку.
Что такое Антипасха, и когда она отмечается
Антипасха — первое воскресенье после Пасхи; в 2022 году оно выпадает на 1 мая (а сама Пасха — на 24 апреля в обоих случаях). Дословно название можно перевести как «вместо» или «напротив» Пасхи. Таким образом, Антипасха — это вместо Пасхи или второй Пасхи.
В самом главном христианском празднике нет ничего отрицательного, и уж точно не в негативном смысле. Антипасха знаменует собой окончание Страстной недели (Пасхальной недели), которая дает нам возможность еще раз вспомнить о святом воскресении Христа и еще раз погрузиться, так сказать, в атмосферу Пасхального бдения.
Что такое Антипасха
Антипасха (от греч. antipascha — вместо Пасхи) — первое воскресенье после Пасхи, служащее для возобновления празднования Пасхи на восьмой день (в память о явлении Господа Иисуса Христа одиннадцати ученикам на восьмой день после воскресения, для возобновления Его явления, имевшего место в первый день, а также в память о том, что это воскресенье стало новым воскресеньем после первого).
Апостол Фома был глубоко взволнован смертью Христа на кресте, как бы убежденный в том, что его потеря безвозвратна. На уверения учеников в том, что Христос воскрес, он ответил: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не положу руки моей на бок Его, не поверю» (Иоанна 20:25).
На восьмой день после воскресения Господь явился апостолу Фоме и засвидетельствовал, что после воскресения Он все время был с учениками и не ждал вопросов Фомы, а показал ему свои раны и ответил на его невысказанную просьбу. В Евангелии не сказано, действительно ли Фома прикоснулся к ранам Господа, но вера зажглась в нем ярким пламенем, и он воскликнул: «Господь мой и Бог мой!». Этими словами Фома исповедует не только веру в воскресение Христа, но и веру в Его Божественность.
Согласно церковной традиции, святой Фома основал христианские церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии и своей мученической смертью запечатлел провозглашение Евангелия. За то, что он обратил в веру Христову сына и жену правителя Мелиапоры в Индии, он был заключен в тюрьму, подвергнут пыткам и в конце концов умер за Господа, будучи пронзен пятью копьями.
У этого дня есть много других названий:
- «Неделя Томаса».
- «Томас Сандей».
- «Красный холм» (популярное название, связанное с тем, что с этого дня повторяются браки и свадьбы).
Что можно и что нельзя делать на Антипасху
На Антипасху принято делать то, что мы делаем на Пасху: праздновать воскресение Христа, прославлять его и поздравлять друг друга с Пасхой. Запрет на бракосочетания, действовавший во время Великого поста и Страстной недели, также официально отменен.
На Антипасху запрещены те же вещи, что и на Пасху. В Антипасху не разрешается сквернословить, грустить или печалиться (потому что это счастливый праздник), брать или давать деньги в долг, заниматься физическим трудом, работать или заниматься домашними делами.
На Красной горе люди традиционно надевали самые красивые народные костюмы, а подготовка к празднику велась заранее.
Девушки делали все, чтобы привлечь к себе внимание: они заплетали в косы разноцветные ленты и носили красочные шарфы.
Девушки делали все, чтобы привлечь к себе внимание: они заплетали в косы разноцветные ленты и носили красочные шарфы.
Почему Антипасху называют Фоминым воскресеньем?
Этот день называется Неделей Фомы* в память о чуде уверения апостола Фомы.
Эта литургия посвящена двум явлениям воскресшего Господа Иисуса Христа апостолам. Первый произошел на Пасхальном бдении — тогда Иисуса видели только десять апостолов, Фомы среди них не было.
И второе — «по прошествии восьми дней» (после Пасхи) одиннадцати апостолам. Среди них был и Фома. Но прежде Он сказал: «Если не увижу на руках Его отпечатка гвоздей, и не вложу перста моего в отпечаток гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Иоанна 20:25).
Явившись апостолу Фоме, воскресший Христос уверяет нас, что после воскресения у него было не воображаемое, призрачное тело, а реальное тело, пригвожденное к кресту, которое сохранило свои раны в воскресении.
Когда Фома увидел Христа, он воскликнул: «Господь мой и Бог мой!». — и эти слова означают не только веру в воскресение Христа, но и веру в Него как в Бога.
Часто люди требуют логических, осязаемых доказательств христианской веры; такова человеческая природа — хотеть быть уверенным после получения доказательств. «Иисус говорит ему: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Иоанна 20:29). Если Фома, знавший Иисуса, не верил апостолам, пока сам не увидел их, то много ли сегодня тех, кто верит, даже если не видел Иисуса или апостолов, но верит Евангелию? Итак, блаженны невидевшие и уверовавшие.
Согласно церковному преданию, святой апостол Фома основал христианские церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии и закончил свою жизнь мученической смертью. За то, что он обратил сына и жену правителя Мелиапоры в Индии, он был заключен в тюрьму, подвергнут пыткам и в конце концов пронзен пятью копьями и ушел к Господу.
Вся неделя после Пасхи называется «Фомина». Она также известна как Неделя Провидения.
На Фоминой неделе, во вторник, на девятый день после Пасхи, православная церковь празднует Радоницу — особый день поминовения усопших, первый после Пасхи.
Почему Фомино воскресенье называют Красной горкой?
Народное название Фомина воскресенья — «Красная гора».
Этот языческий праздник между весенним равноденствием и летним солнцестоянием был посвящен Яриле, светлой роженице, и в его дни проводились специальные игры — ярилки, с соответствующими мероприятиями, посвященными поклонению качествам плодородия, а также свадьбы. Празднование включало выпечку хлеба и пирогов и приготовление праздничного омлета. Все блюда были круглыми и символизировали солнце, круговорот жизни и начало нового.
Христианство адаптировало народные календари, и Красная гора была помещена в первое воскресенье после Пасхи.
С Недели святого Фомы Православная церковь возобновляет таинство Святого Брака после длительного перерыва во время Великого поста. Широко распространен был обычай заключать браки на Красной горе. В некоторых местах его праздновали в понедельник после Дня славы или Дня святого Георгия весной.
По мнению историков, славяне в этот день рано утром собирались на высоких местах, чтобы наблюдать восход солнца и славить красное солнце — бога Ярилу. Ярило (Ярила, Яровит, Яромир) считался богом весны и расцвета всех жизненных сил. Этим именем крестьяне призывали весну, хорошую погоду и плодородие земли и пели песни (веснянки), празднуя возвращение тепла и рождение плодов всего живого.
Точно неизвестно, откуда пошло название «Красная горка»: одни говорят, что от обычая красиво одеваться в этот день; другие — от высушенных и нагретых холмов, где собирается и веселится молодежь; третьи — от обычая красить в этот день яйца в Антипасху.
Что принято делать на Красную горку?
В этот день девушки и молодые женщины танцуют хороводы и участвуют в различных играх. Свадебное торжество традиционно проходило в это время. Из-за сельскохозяйственных работ свадьба обычно проходила до посевной в Красную гору или после сбора урожая осенью.
Считалось, что тех, кто в этот день остается дома, в скором времени ждет несчастье.
Раньше считалось, что пары, заключившие брак на Красной горе, будут жить долго и счастливо.
Для развлечения они спускали с горки красные яйца: Тот, кто имел самую большую длину и не сломал ее, был счастливчиком.
В этот день женихи обливали водой своих невест. Если жених после такого несчастья не просил невесту, он выставлял девушку на позор.
Считалось, что можно сохранить свою красоту и молодость, если умыть лицо под дождем на Красной горе, когда сверкает молния.
* На языке Церкви слово «неделя» относится только к одному дню — воскресенью. Лингвисты считают, что слово «неделя» происходит от выражения «не работать», что означает не работать, а отдыхать, то есть посвятить этот день Богу. В польском, болгарском, словацком, чешском и украинском языках сохраняется обозначение нерабочего дня — «неделя».