Как ни странно, восьмисерийный фильм Ульяны Шилкиной «Золотой теленок» вышел в том же году, так что при желании его можно рассматривать как своего рода продолжение фильма Максима Паперника «Двенадцать стульев». Но лучше не надо, потому что обе киноадаптации стилистически очень разные.
Арчил Гомиашвили
Знаменитый актер Арчил Михайлович Гомиашвили, известный по роли Остапа Бендера, вел яркую и необычную жизнь. С его неукротимым характером бунтаря и искателя приключений было легко сделать из него отличного комбайнера, и эта роль стала одной из лучших в его карьере.
Мальчик родился 23 марта 1926 года в семье бывшего пастуха грузинской национальности, который очень высоко поднялся по партийной лестнице и был принят в Московскую школу красных учителей.
Несмотря на желание отца назвать сына Виктором, ребенок был назван Арчилом в честь своего деда-священника. В 1930-е годы Михаил Гомиашвили был заключен в лагерь по ложному обвинению и освобожден только в последний год войны. Его отец прожил долгую жизнь, но никогда не забывал о предательстве партии.
В возрасте 16 лет Арчил поступил в художественную школу в столице Грузии, где учился в течение двух лет. Увлечением молодого художника был театр, где он проводил свое свободное время. В то время молодой Георгий Товстоногов работал в Тбилиси. Режиссер поручил талантливому художнику оформить одноименную пьесу «Наперстянки» Лилиан Хеллман, а затем предложил попробовать себя в роли Лео Хаммера.
В 1942 году Арчил был исключен из школы. Причиной его изгнания стала его связь с преступным миром и дружба с вором в законе Джабой Иоселиани. После ареста с группой хулиганов молодой человек провел некоторое время в одиночной камере, а затем был даже заключен в тюрьму за ряд других дел. Георгий Товстоногов предложил молодому человеку попробовать себя в качестве актера, и Гомиашвили отправился в Москву.
Арчил Гомиашвили посещал школу-студию при МХАТе и учился там до 1948 года, когда оказался втянутым в неприятную историю с криминальными последствиями. Его снова исключили из школы, на этот раз за драки в столовой и вандализм. После этого молодой кавказец был вынужден вернуться домой. В Грузии ему предложили работу в Академическом театре имени Котэ Марджанишвили, а через 10 лет он переехал в Поти, где нашел работу сначала в театре Георгия Эристави, а затем в Русском театре имени Александра Грибоедова.
Фильмы
Помимо работы в театре, актер также начал сниматься в кино. Он дебютировал в возрасте 31 года в роли Мандафарова в фильме «Лично знаком», первой части трилогии о жизни большевика Камо. Через некоторое время актер начал тесно сотрудничать с грузинским режиссером Михаилом Чиаурели. Арчил снялся в его фильме «Другие времена» вместе с дочерью режиссера, Софико Чиаурели.
Арчил Гомиашвили в молодости / @retro_fm
Разносторонний талант артиста проявился в песнях Гугули Мгеладзе «Прости меня, ты ждешь смерти» и Эразма Карамяна и Степана Кеворкова «Взрыв после полуночи».
После успеха «12 стульев» Арчил переехал в Москву. Актер был приглашен на официальное заседание Совета Министров СССР, где ему вручили разрешение на трехкомнатную квартиру в сталинском небоскребе. Там жила Светлана Аллилуева, дочь Иосифа Сталина. Поселившись в столице, Арчил устроился на работу в Театр имени Ленинского комсомола. Проработав там недолго и не найдя общего языка с молодым режиссером Марком Захаровым, он стал актером в ансамбле Театра имени Александра Пушкина.
Его последующие киноработы были не столь блестящими, как роль в комедии Георгия Данелии «Мимино» и его образ вождя народов на экране. Роль жертвы в комедии Георгия Данелии «Мим ино» можно считать его успехом, как и образ вождя народов на экране. В роли Иосифа Сталина Гомиашвили снялся в пяти фильмах: «Государственные границы. «Сталинград», «Война на Западе», «Ангел смерти», «Трагедия века». Режиссеры сразу заметили сходство актера со Сталиным, которое было очевидно по фотографии, почти одинаковый рост — 170 см, а также способность Арчила Гомиашвили восстановить внутреннее единство с героем.
«12 стульев»
Настоящим триумфом в биографии малоизвестного актера стала его работа в комедии Леонида Гайдая «12 стульев», в которой Гомиашвили блестяще сыграл «великую комбинацию». Арчил долго готовился к своей главной роли. Впервые он попробовал себя в роли Остапа Бендера в 1958 году в одноактном спектакле, который поставил для него режиссер Юрий Любимов. Он объехал весь Советский Союз с мюзиклом, в котором Арчил играл и пел все роли, включая Паниковского, Паунда и Зосю Синицкую.
Когда Леонид Гайдай начал работу над фильмом в 1971 году, он не смог найти актера на роль Бендера. Он перепробовал более 20 актеров, среди которых были Владимир Басов, Владимир Высоцкий, Алексей Баталов, Олег Борисов, Валентин Гафт, Евгений Евстигнеев, Андрей Миронов, Николай Рыбников, Николай Губенко и даже Муслим Магомаев. Но режиссер не смог найти подходящий вариант. Неожиданно его помощники предложили рассмотреть кандидатуру напористого и убедительного грузина, который уже несколько лет разыгрывает на сценах страны историю «идейного борца с денежными знаками».
Чтобы встретиться с актером, Гайдай даже ездил со съемочной группой специально в Горький, где в то время проходили гастроли Арчила Гомиашвили. Режиссер был доволен тем, как он сыграл, несмотря на то, что актер был на 16 лет старше своей роли. Но его харизма и молодость сделали его выступление убедительным.
Актер присоединился к блестящему актерскому составу комедии, который был представлен такими звездами, как Сергей Филиппов, Михаил Пуговкин, Наталья Варлей и Юрий Никулин. И хотя его роль частично озвучил Юрий Саранцев, а песни исполнил Валерий Золотухин, Арцил Гомиашвили стал всемирно известным и был признан одним из самых значительных киноактеров того времени.
В возрасте 78 лет у Арцила Гомиашвили был диагностирован рак дыхательных путей. Актер отправился на лечение в США, где в онкологическом центре ему была проведена сложнейшая операция по удалению опухоли и более четырех десятков лимфатических узлов с метастазами.
Арчил Гомиашвили
Всего через 6 лет после фильма «12 стульев», в 1977 году, Арчил Гомиашвили растолстел в «Мимино», и зрители с трудом узнали в нем быстрого и веселого Остапа Бендера.
Он сыграл Остапа хорошо, весело, но, на мой взгляд, несколько легкомысленно. Он сыграл Остапа скорее как уличного хулигана, чем Великого комбинатора, каким его описывали Ильф и Петров.
Арчил Гомиашвили в роли Остапа Бендера
Стоит отметить, что Гомиашвили уже играл Остапа Бендера до съемок в фильме «Гайдай». Это было его шоу одного человека, в котором Арчил сыграл всех персонажей «Золотого теленка»: Остапа Бендера, Корейко, Шуру Балаганова и даже Зосю.
В любом случае, его игра в этом фильме очень хороша. Только один эпизод, в котором он пишет картину на моторной лодке, заслуживает упоминания: «Мы — художники!».
Андрей Миронов
Возможно, Марк Захаров хотел, чтобы Остап выглядел внушительно и важно, как криминальный босс. Но именно таким предстает Андрей Миронов в этом фильме. Очень похож на главного священника в фильме «Обыкновенное чудо».
Андрей Миронов в роли Остапа Бендера.
Фильм в первую очередь является музыкальным фильмом. Он не подражает фильму Гайдаева, фильм Захарова — это другой фильм, другой взгляд на Ильфа и Петрова. И это замечательно! Вот что говорит об этом сам режиссер:
Андрей Миронов — фантастический актер. Мы не собирались показывать на 100% реалистичного Бендера. Мы чувствовали необходимость иметь чисто эмоциональное, а не идеологическое и символическое напоминание о нашем прежнем увлечении «Двенадцатью стульями».
Сергей Юрский
Когда Сергей Юрский играл роль Остапа Бендера, ему было 33 года. Этот возраст в точности соответствовал возрасту литературного героя. Именно так, как написано в книге, и сыграл Сергей Юрский.
Остап Бендер в исполнении Сергея Юрского в фильме «Золотой теленок».
Юрский Остап Бендер — высокомерный, решительный и смелый. Юрский играет с душой, с искрой, просто вживаясь в роль Великого Комбинатора.
Все критики отмечают, что роль Остапа Бендера была своего рода актерской карточкой.
В возрасте 78 лет у Арцила Гомиашвили был диагностирован рак дыхательных путей. Актер отправился на лечение в США, где в онкологическом центре ему была проведена сложнейшая операция по удалению опухоли и более четырех десятков лимфатических узлов с метастазами.
Андрей Миронов
Возможно, Марк Захаров хотел, чтобы Остап выглядел внушительно и важно, как криминальный босс. Но именно таким предстает Андрей Миронов в этом фильме. Очень похож на главного священника в фильме «Обыкновенное чудо».
Андрей Миронов в роли Остапа Бендера.
Фильм в первую очередь является музыкальным фильмом. Он не подражает фильму Гайдаева, фильм Захарова — это другой фильм, другой взгляд на Ильфа и Петрова. И это замечательно! Вот что говорит об этом сам режиссер:
Андрей Миронов — фантастический актер. Мы не собирались показывать на 100% реалистичного Бендера. Мы чувствовали необходимость иметь чисто эмоциональное, а не идеологическое и символическое напоминание о нашем прежнем увлечении «Двенадцатью стульями».
Сергей Юрский
Когда Сергей Юрский играл роль Остапа Бендера, ему было 33 года. Этот возраст в точности соответствовал возрасту литературного героя. Именно так, как написано в книге, и сыграл Сергей Юрский.
Остап Бендер в исполнении Сергея Юрского в фильме «Золотой теленок».
Юрский Остап Бендер — высокомерный, решительный и смелый. Юрский играет с душой, с искрой, просто вживаясь в роль Великого Комбинатора.
Все критики отмечают, что роль Остапа Бендера была своего рода актерской карточкой.
Оценка фильмов, где есть Остап Бендер
КиноПоиск дает следующий рейтинг. Андрей Миронов вышел на первое место в этом немом конкурсе, учитывая, что рейтинги отражают игру актеров. Но лично мне ближе образ, созданный Сергеем Юрским.
Возможно, вы захотите прочитать статьи о других советских комедиях. Тогда я приглашаю вас в нашу юмористическую рубрику, наслаждайтесь!
После развода актер несколько лет жил холостяком, чтобы заниматься своей карьерой. Но однажды мужчина встретил молодую балерину Татьяну, которая предложила ему руку и сердце, несмотря на большую разницу в возрасте (ее возлюбленный был на 24 года моложе). Художник со смехом вспоминает свой второй брак:
Образ Бендера в романах
Образы Бендера в картинах «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» очень разные. В «Двенадцати стульях» его образ схематичен, более того, это условная фигура. Он почти не совершает ошибок, ему все дается легко, он оптимистичен и счастлив. В «Золотом теленке» образ Бендера глубже, в нем чувствуется живой человек, со всеми его болями, радостями и мечтами.
Важнейшим образцом для подражания Бендеру стал Осип (Остап) Шор, бывший криминолог из Одессы, младший брат поэта Натана Шора (Фиолетова), который родился в Никополе 30 мая 1899 года. В 1917-1919 годах он пытался учиться в Петроградском технологическом институте, но после возвращения в Одессу у него было много приключений: он выдавал себя то за художника, то за шахматного гроссмейстера, то за конюха или представителя антисоветской организации, чтобы заработать на жизнь.
В пользу этой версии косвенно высказывается писатель Валентин Катаев: «Что касается главного героя романа Остапа Бендера, то он был написан совместно с одним из наших одесских друзей. При жизни, конечно, он носил другое имя, но имя Остап сохранилось как очень редкое. Оригинальный Остап Бендер был старшим братом замечательного молодого поэта….. Он не имел никакого отношения к литературе и служил в уголовном розыске по борьбе с разбоем…».
После выхода книги Осип Шор обратился к Ильфу и Петрову с требованием «авторского гонорара» за использование образа, но авторы только посмеялись и объяснили, что образ коллективный и поэтому ни о какой компенсации речи не идет, но заключили с ним «перемирие», после чего Осип отозвал свои требования и попросил авторов воскресить героя.
По мнению исследователя Сергея Белякова, Валентин Катаев во многом является прототипом Бендера.
В 1926 году, за год до появления Бендера на страницах книги, пьеса Михаила Булгакова «Квартира Сойки», изображающая нравы НЭПа, была с большим успехом поставлена в московском театре имени Вахтангова, где жили Ильф, Петров и Катаев (всего было поставлено двести спектаклей). Пьеса рассказывает о персонаже Аметистове, он же Путкиновский, он же Антон Сигурадзе, который очень похож на будущего Бендера. Он обаятельный и искусный мошенник, элегантный плут, очень активный и артикулированный, который сам выпутывается из различных ситуаций. Аметистов, как и Бендер, был освобожден из тюрьмы до своего первого появления в пьесе. Аметистова застрелили в Баку, а Бендера ранили ножом в Москве — но оба чудом остались живы. Аметистов может убедить кого угодно в чем угодно (кроме полиции). Голубая мечта Аметистова — Голубой берег и белые брюки («- Ах, приятно, приятно, приятно. ср. О, Рио, Рио. Синее море, и я стою на его берегу — в белых брюках! «.
В пятой главе «Золотого теленка» Остап Бендер рассказывает своим спутникам о том, как факир, предсказатель и фокусник Иоканаан Марусидзе побывал на клубной сцене. Прототипом для роли Великого комбинатора стал ленинградский артист Семен Савельевич Дубров (1883-1941), выступавший во второй половине 1920-х годов под псевдонимом Сен-Вербуд. Подтверждение этому можно найти в исследовании Андрея Федорова «Кто он, факир Золотого теленка?».
В 19 веке барон Николаус фон Менгден (сын генерала фон Менгдена и баронессы А малии) (1822-1888) предсказал мечту о Рио-де-Жанейро. Под предлогом того, что он является российским сенатором, он добился аудиенции у императора Бразилии Педру II. После пребывания в Рио-де-Жанейро Николай Менгден вернулся в Россию, где он уже был отстранен от должности. Эта история рассказана в воспоминаниях баронессы Софии Менгден, опубликованных в русском журнале «Старина» в 1908 году.
Бендер на экране
Романы переводились в СССР и за рубежом. Например, спектакль «Двенадцать стульев» был поставлен в Польше, Германии и на Кубе. В первых зарубежных экранизациях сюжет и имя главного героя были сильно изменены. Ниже представлен список актеров, которые сыграли роль «Остап Бендер».
Остап Бендер был увековечен памятниками во многих городах:
- Бердянск, Запорожская область — Увековечен вместе с Шурой Балагановым в парке имени П. П. Шмидта. Парк Шмидта.
- Жмеринка, Винницкая область, Украина, возле железнодорожного вокзала — памятник в виде вертикально стоящего остапа, окруженного стульями (снесен в 2012 году по решению местных властей, возвращен на место 22 октября 2019 года).
- Екатеринбург — памятник Остапу Бендеру и Кисе Воробьянинову, установленный на улице Белинского в августе 2007 года.
- Козьмодемьянск (Республика Марий Эл), оригинал работы Васюкова — памятник 12 стульев стоит на улице Чернышевского.
- Краснодар — возле входа в кафе «Золотой теленок» на улице Рашпилевской.
- Кременчуг, Полтавский район — улица Соборная, рядом с торговым центром «Галактика».
- Медовый город, пересечение проспекта Б. Хмельницкого и улицы Героев Украины, рядом с кафе «Сити».
- Одесса — возле входа в один из ресторанов центра, на Дерибасовской улице.
- Пятигорск — памятник у «Провала».
- Санкт-Петербург — памятник великому комбинатору установлен 25 июля 2000 года, в «день рождения» Остапа, на Итальянской улице, дом 4, недалеко от площади Искусств и Государственного Русского музея, при входе в бывший ресторан «Золотой Остап».
- Сестрорецк — Музей народной литературы Остапа Бендера.
Интересные факты
- В клубе «12 стульев» «Литературной газеты» есть раздел «Рога и копыта» (название ежедневного магазина, основанного Бендером), в котором публикуются юмористические новости (так называемая «стенгазета» клуба).
- Евгений Весник, актер Сатирического театра, сыграл Бендера сначала в «Золотом теленке», поставленном Эммануилом Краснянским в 1956 году, а затем в «Двенадцати стульях», поставленных Эрастом Гариным. В общей сложности Е. Весник сыграл в «великого комбинатора» более шестисот раз. В своей книге «Записки актера» Весник рассказывает эту историю:
«1950-е годы. Еще одни гастроли в Одессе, но уже в составе «Театра сатиры». Первый час ночи. Я шел по Дерибасовской улице. Повсюду театры, фотографии актеров, сцены из спектаклей «Золотой теленок» и «Клоп». Ко мне подходит группа молодых людей, окружают меня. Я чувствовал себя немного неловко. Вы будете играть Бендера в опере? (Наши выступления проходили на сцене Одесского оперного театра). — Это я. — Рад познакомиться с вами, — дружелюбно продолжили дети. — Вы будете говорить на сцене как в Одессе или с акцентом, как в Москве? — Я буду говорить, как в Москве. — Кто такой этот Бендер? Он нахлебник! Пойдемте, люди».
Из рассказа Бендера инженеру Щукину («Двенадцать стульев», гл. XXV) следует, что зимой 1919 года Остап жил в Миргороде, в зоне гражданской войны на Украине. И судя по деталям истории о Вечном жиде («Золотой теленок», гл. XXVII), Остап контрабандой переправлял Бендера в этот период.
Детство и юность
Арчил Гомиашвили родился 23 марта 1926 года в грузинском городе Шатура. Его отец, Михаил Гомиашвили, бывший пастух, вступил в партию и через нее сделал хорошую карьеру советского чиновника. Он учился в Московской школе красных учителей и впоследствии был назначен председателем шахтерского комитета в Донбассе. Во время сталинских репрессий против него было выдвинуто ложное обвинение, и он был отправлен в лагерь. Он был освобожден из тюрьмы только в 1945 году. Он умер в зрелом возрасте, но никогда не забывал, что партия поступила с ним как с предателем.
Его отец хотел назвать сына Виктором, но его никто не послушал, поэтому мальчика назвали Арчилом. Так звали его деда-церковника.
Арчил провел свое детство в Грузии и Украине, но одноклассники никогда не издевались над ним из-за его национальности или места проживания. Он учился в русской школе и до четырнадцати лет говорил по-грузински.
В шестнадцать лет Арчил стал студентом Тбилисского колледжа изобразительных искусств, где проучился два года. В это время у него появилась страсть к театру, которую он пытался унять при любой возможности. В то время в театре работал начинающий режиссер Георгий Товстоногов, который предложил Арчилу создать спектакль «Лисички» по пьесе Гельмана. Товстоногов увидел в глазах артиста страсть к театру и предложил Гомиашвили попробовать себя на сцене в роли Льва Хаммера.
В 1942 году Гомиашвили исключили из школы за то, что он якобы поддерживал связь с криминальным авторитетом по имени Джаба Иоселиани. В первый раз Арчил был арестован за хулиганство и чуть не оказался в тюрьме. Но тогда он отделался лишь несколькими днями одиночного заключения. Товстоногов сыграл важную роль в биографии будущего артиста, он предложил талантливому мальчику попробовать себя в качестве актера, и Арчил отправился в Москву.
Гомиашвили снова стал студентом, на этот раз в школе-студии при МХАТе. Он учился там до 1948 года, когда снова стал объектом преступления. Он подрался в кафе, вернее, защищал свою девушку, молодую актрису Людмилу Целиковскую, от сцепившейся с ней группы. Когда прибыла полиция, один из пострадавших показал на Арчила и сказал, что он спровоцировал драку. Гомиашвили снова отчислили из института, и ему ничего не оставалось, как вернуться в родную Грузию. Он стал членом Академического театра имени Марджанишвили, где проработал десять лет. Затем он переехал в Поти и устроился на работу в театр Эристави, а затем присоединился к труппе Русского театра имени Гримбоедова.
Фильмы
Параллельно с работой в театре Гомиашвили дебютировал в кино. Впервые он снялся в кино в возрасте 31 года в фильме «Лично известен», где перевоплотился в Монташерова. Этот фильм — первая часть трилогии о судьбе большевистского лидера Камо. В какой-то момент Гомиашвили снимал для грузинского режиссера Михаила Чиаурели, который пригласил его снять фильм под названием «Другие времена сегодня». Дочь режиссера, Софико, стала партнершей Гомиашвили по фильму.
Вскоре Арчил продемонстрировал всю многогранность своего таланта, особенно после съемок в фильмах «Прости меня, ты ждешь смерти» (режиссер Гугули Мгеладзе) и «Взрыв после полуночи» (режиссер Степан Кеворков).
Но настоящий успех, всемирная слава и зрительская любовь ждали Арчила после выхода комедии «12 стульев» режиссера Леонида Гайдая, в которой он попробовал себя в роли «великого комбинатора». Это был долгий путь к главной роли в его жизни. Впервые Гомиашвили сыграл Бендера в 1958 году в одноактной пьесе Юрия Любимова. Он показал этот мюзикл по всему Советскому Союзу. Примечательно, что Арчил стал исполнителем всех ролей в этой пьесе, а также спел за всех персонажей.
В 1971 году Гайдай начал подготовку к съемкам комедии «12 стульев». Он уже утвердил всех актеров, кроме певца, но никак не мог найти подходящего актера. Гайдай приглашал на кастинги самых известных актеров того времени — Владимира Высоцкого, Владимира Басова, Валентина Гафта, Алексея Баталова, Евгения Евстигнеева, Олега Борисова, Спартака Мишулина, Михаила Козакова, Андрея Миронова, Александра Ширвиндта, Николая Губенко, Николая Рыбникова и даже популярного певца Муслима Магомаева. Продюсер уже выбрал Александра Беляфского, который дал ему зеленый свет на роль Бендера. Но все было не так, молодому актеру не хватало гламура и харизмы, которые просто обязан излучать главный герой этого фильма. И тогда ассистенты предложили Гайдаю обратиться к Гомиашвили, который уже много лет выходит на сцену с этим персонажем.
Чтобы посмотреть, как актер справится с ролью, Гайдай и вся съемочная группа отправились в город Горький, где Гомиашвили был на гастролях. Режиссеру понравилось, как играл Арчил, и он решил «закрыть на это глаза», потому что актер был намного старше своего экранного персонажа. Однако Гомиашвили обладал такой харизмой, он выглядел моложе своих лет и был довольно высоким, что в конечном итоге пошло ему на пользу.
Его последующие роли в кино не принесли ему большого успеха. Единственным исключением стал фильм «Мимино» режиссера Георгия Даниэлиа, в котором Арчил перевоплотился в жертву. И он был хорош в картине о Сталине, в которой актер блистал в пяти художественных фильмах — «Сталинград», «Народный рубеж». Сорок первый год», «Ангел смерти», «Война на западном направлении», «Трагедия века». Режиссеры увидели, насколько актер похож на вождя народов, более того, Гомиашвили умело передал характер и привычки Сталина.