Лучше всего объяснить ребенку, не крича на него и не наказывая, почему его поведение неправильно и как он должен вести себя в определенных ситуациях. Советы, которые с уважением дают родители, обязательно будут услышаны детьми.
- Как наказывать ребенка правильно?
- С какого возраста можно наказывать ребенка?
- Причины непослушания ребенка
- Как наказать ребенка
- Как наказывать подростка?
- Деструктивное наказание
- Как наказывать подроста с пользой для формирующейся личности
- Зачем это, и что будет если все позволять
- О наказании в разном возрасте
- Советы психолога – наказывайте без вреда для психики
- Частые причины непослушания ребёнка
- За что нельзя наказывать ребёнка?
- Мнение доктора Добсона
- Логичные последствия
- Если ребенок дерется на детской площадке, то он тут же должен с этой детской площадки уйти.
- Естественные последствия
- Кроме того, этот метод не стоит использовать в потенциально опасных и продолжительных ситуациях.
- Тайм-ин
- Научитесь отличать проступки от возрастных норм
- Будьте последовательны
- Будьте предсказуемы
- Не вводите слишком много правил
- Мнение доктора Добсона
- 9 общих принципов «правильного» наказания
- Конструктивные методы наказания ребёнка
Как наказывать ребенка правильно?
Многих матерей и отцов волнует вопрос о том, нужно ли наказывать детей. Некоторые родители до сих пор считают, что наказание ремнем — это нормальный метод воспитания. Другие мечтают вырастить своего любимого ребенка, никогда не наказывая его. В первом случае ребенок, скорее всего, вырастет небезопасным и будет чувствовать, что его никто не любит. Во втором случае ребенок не знает границ между добром и злом, между собственным благополучием и болью других людей.
Тем не менее, необходимо найти золотую середину, потому что, по мнению психологов, соответствующее наказание сохраняет родительский авторитет, развивает у ребенка чувство ответственности и показывает ему границы дозволенного.
Как же правильно наказать ребенка, чтобы и психика не пострадала, и малыш во время воспитательных санкций остался в полной уверенности, что родители его по-прежнему любят?
С какого возраста можно наказывать ребенка?
Еще один распространенный вопрос родителей — с какого возраста можно наказывать ребенка. До двух-трех лет наказывать детей, как правило, бессмысленно, поскольку они не понимают связи между произошедшим и его последствиями. Но уже с трех лет мама и папа сталкиваются с первыми скандалами и непониманием со стороны малыша. Поэтому в этом возрасте могут быть введены дисциплинарные меры.
Причины непослушания ребенка
Ребенок может не знать, что он или она делает что-то неправильно. Например, если пятилетний ребенок берет банкноту из кармана взрослого, это не является кражей. Ребенок просто повторяет действия окружающих его людей.
Мама и папа первыми устанавливают правила в жизни ребенка. Очень часто ребенок хочет проверить границы дозволенного: что будет, если я сделаю что-то по-другому? Это часто случается в семьях, где родители непоследовательны в своих требованиях. Если вчера ребенок мог смотреть телевизор полдня, то сегодня ему не разрешают смотреть любимый сериал даже 10 минут.
Ребенок хочет привлечь внимание родителей всеми возможными способами: «Лучше пусть меня ругает мама, чем я буду делать вид, что меня не существует».
Лучше всего объяснить ребенку, не крича на него и не наказывая, почему его поведение неправильно и как он должен вести себя в определенных ситуациях. Советы, которые с уважением дают родители, обязательно будут услышаны детьми.
Как наказать ребенка
Как наказывать подростка?
Слово «наказание» заставляет думать о чем-то негативном: наказание, ограничения, запреты, агрессия…. Кажется, что использование таких терминов в образовании устарело, потому что мы живем в «гуманистическом обществе», где господствует культ «свободы личности».
Однако это не совсем так. Хотя многие формы наказания ушли или должны уйти в прошлое (например, физическое и психологическое насилие, бойкот и т.д.), очень трудно исключить их из образовательного процесса на объективных основаниях:
— Наказание определяет границы дозволенного: молодым людям часто не хватает чувства сдержанности — они не могут остановиться в нужный момент, а иногда им просто необходимо вмешательство извне,
— Наказание учит ответственности: В мире существует не только свобода, но и ответственность, поэтому молодые люди готовы отвечать за свои поступки,
— Дисциплина наказания: заставляет думать, прежде чем действовать, и взвешивать возможные последствия того или иного поступка.
Деструктивное наказание
Это все конструктивные наказания. Но есть и полностью деструктивные варианты. Давайте рассмотрим несколько примеров.
Иногда встречаются рекомендации из разряда «подобное лечится подобным запретом» — например, когда подростка-курильщика заставляют выкуривать большое количество сигарет, чтобы он заболел от них. Такая стратегия, мягко говоря, сомнительна. Во-первых, его нельзя считать абсолютно эффективным, а во-вторых, необходимо учитывать физическое и психическое здоровье формирующейся личности.
Второй пример касается обоснованности предложений. На одном из порталов раздается звонок от матери, которая жалуется на непослушание своего подростка: ее сын слишком много времени проводит с друзьями. Автор сообщения пишет, что ей нужно научиться эффективным методам наказания, но добавляет, что у нее даже нет времени наказывать ребенка, потому что она постоянно работает.
Возможно, причиной непослушания в данном случае является не бунтарский характер ее сына, а его внутреннее чувство одиночества. Поэтому, прежде чем наказывать молодого человека, нужно выяснить, действительно ли он виноват в случившемся.
Как наказывать подроста с пользой для формирующейся личности
1. наказание должно быть основано на правилах, которые были выработаны вместе с ребенком и которые он принял. Это своего рода «контракт» между родителем и ребенком.
2. все формы насилия должны быть исключены из форм наказания.
3. Наказание должно происходить как можно скорее после совершения преступления. Отсрочка возможна в случае болезни молодого человека, в стрессовых ситуациях и других неблагоприятных эмоциональных состояниях.
4. одно и то же преступление не должно быть наказано дважды.
5. наказание должно быть соразмерно преступлению.
6. когда родителя предупреждают о наказании за проступок, следует придерживаться выбранной линии.
7. проявляйте искренние чувства при наказании, но не давайте подростку повода считать, что теперь вы любите его меньше, чем до проступка.
Практика показывает, что непослушание чаще встречается в семьях, где нарушен эмоциональный контакт между родителями и ребенком. Скорее всего, это происходит в семьях с ненадлежащим уходом, где молодой человек чувствует себя нелюбимым и нежеланным, находится в одиночестве и привлекает внимание важных взрослых своим неадекватным поведением.
Сюда также относятся чрезмерно опекающие семьи, где заметное поведение молодого человека является попыткой вырваться из-под гнета чрезмерной опеки.
В гармоничной семье с понимающими и доверительными отношениями между родителями и детьми наказания применяются редко.
И еще одно. Прежде чем наказывать подростка, задайте себе следующие вопросы:
1. 1.
2. Понимает ли подросток, за что именно его наказывают?
3. Будет ли наказание полезным для ребенка?
Только тогда вы сможете принять взвешенное решение. Помните: частое применение наказания обесценивает его.
Подросток уже не ребенок, он многое понимает и осмысливает, поэтому самое эффективное наказание — это осознание проступка, раскаяние.
Никогда не используйте в качестве наказания физические ограничения: «Ты не будешь сегодня обедать» или эмоциональные ограничения: «Я не буду с тобой разговаривать». Игнорирование равнодушия родителей — самое страшное наказание для вашего ребенка. Он чувствует, что никому не нужен.
Зачем это, и что будет если все позволять
Уже давно ведутся дебаты между педагогами и психологами, некоторые из которых считают наказание приемлемым и даже необходимым в определенных случаях, и сторонниками «счастливого и беспрепятственного детства».
В первом случае предполагается, что родители потеряют контроль, если вовремя не установят систему наказаний и поощрений. В конце концов, они не имеют никакого влияния на своего ребенка.
Вторая точка зрения основана на том, что родители несут ответственность за создание условий для безопасного и счастливого детства своего ребенка.
Поэтому им рекомендуется спокойно и доброжелательно относиться ко всем поступкам своего ребенка, решать его проблемы, не ругать и не наказывать его.
Дети вырастут и поймут правила поведения, которые приемлемы в обществе. Это направление основано на теории американского педиатра Б. Спока.
Его принципы заключались в отказе от любого наказания.
Однако отказ от наказания может сделать вашего ребенка эгоистичным и неорганизованным. Он может так и не научиться уважать окружающих.
Да, а что если он действительно вынужден был терпеть все «шалости» своего ребенка на протяжении многих лет и так и не сломался? Нет. Сдерживаемое раздражение рано или поздно рассеется.
Это будет шоком для ребенка, который привык к терпимости. Он будет думать, что его родители потеряли свою любовь к нему.
Поэтому отказ от наказаний и поблажек не приведет к тому, что конфликты исчезнут. Агрессия встречается у таких детей еще чаще, особенно когда они покидают семейный круг и сталкиваются с реальным миром.
Чтобы правильно сформировать личность ребенка, необходимо установить правила поведения и запреты. А когда вашему ребенку 2 или 4 года, вы должны вести себя совсем по-другому.
О наказании в разном возрасте
Поэтому наказание все равно должно быть частью воспитания детей. Но стоит определить, когда и как они должны быть наказаны.
Наказание должно происходить после совершения преступления.
В исключительных случаях, возможно, стоит применить наказание, если ребенок совершил поступок, зная, что он неправильный.
Также важно учитывать возраст. Маленькие дети в возрасте до 2,5-3 лет не знают, за что именно их наказывают. Поэтому лучше каждый раз напоминать им, что разрешено, а что нет. Не следует наказывать ребенка, если он даже не знает, за что его наказывают.
Стоит обратить внимание на возрастные психические нормы. Не нужно требовать от ребенка, чтобы он вел себя как взрослый в различных ситуациях.
Например, дети часто ревнуют родителей друг к другу, не хотят делиться игрушками и т.д. Нет необходимости наказывать их за это.
В раннем возрасте родители должны всегда объяснять ребенку последствия его действий, чтобы он усвоил правила поведения, приемлемые в обществе.
Дети в возрасте до пяти лет часто повторяют действия взрослых. Поэтому необходимо следить за их действиями и действиями тех, кто их окружает. Объясните, что разрешено, а что нет. Особенно важно показать это своим поведением. Если ребенку запрещают что-то делать, а вы продолжаете это делать, вряд ли он поймет, что на самом деле это запрещено.
При выборе наказания следует также учитывать тип ребенка, его темперамент и эмоциональность.
В конце концов, одно и то же наказание разные дети воспринимают по-разному.
Советы психолога – наказывайте без вреда для психики
Наказание не должно причинять физический или психологический вред.
Он должен помочь малышу понять последствия своего проступка и нарисовать соответствующие последствия, чтобы избежать ошибок в будущем.
Поэтому при выборе вида наказания следует руководствоваться следующими правилами:
Когда эмоции зашкаливают, вам нужно срочно успокоиться: Досчитайте до десяти, выйдите в другую комнату на несколько минут и так далее.
Самое страшное для ребенка — не сам поступок, а то, что мама или папа могут больше не любить его. Если он чувствует, что родители все равно его любят, наказание будет воспринято как справедливое.
Это означает, что ребенок должен точно знать, за что его наказывают. Пример: ребенок отбирает игрушку у своего друга в детском саду. Если родители не объяснили ему, что так делать нельзя, то наказывать его неправильно. В первый раз мы объясняем, в следующий — наказываем.
Например, он ударил соседского мальчика. Он знает, что вы не можете этого сделать. Вы проясняете ситуацию и узнаете, что ваш ребенок действительно виноват. Когда вы наказываете его, вы должны сказать ему, что он не плохой парень, потому что ударил кого-то другого, а что он сделал что-то не так.
Например: «Посиди на стуле 5 минут», «Тебе нельзя сегодня смотреть мультфильмы». Фразы «больше никаких мультиков», «ты никогда не получишь сладостей» и тому подобное неприемлемы.
Хорошо иметь свой собственный ритуал.
Многие эксперты убеждены, что стоит различать суровость и мягкое физическое давление на ребенка для прекращения нежелательного поведения.
Частые причины непослушания ребёнка
Многие родители убеждены, что их дети не слушаются из-за злобы, плохого настроения или нежелания идти на компромисс. Однако существует множество причин и условий для «нежелательного» поведения детей.
- Возрастной кризис. Психологи выделяют несколько кризисных фаз в жизни ребенка: 1 год, 3 года, 7 лет, 11 — 13 лет (примерные сроки). Это время, когда меняется психика и нормальное развитие ребенка, что может привести к ухудшению поведения.
- Слишком много ограничений. Ребенок может протестовать и стремиться к большей свободе, если существует слишком много ограничений. Чтобы понять, сколько запретов существует в семье, стоит подсчитать, сколько раз в течение дня произносится слово «нет».
- Несоответствие Некоторые родители непоследовательны в своем поведении: сегодня они что-то разрешают, а завтра запрещают то же самое. Конечно, ребенок смущается и совершает проступок, но он не понимает, почему и за что его наказывают.
- Несоответствие между словами и действиями Иногда дети ведут себя плохо, потому что их родители, например, обещают наказать их за что-то, но не сдерживают своего слова. В результате ребенок игнорирует указания родителей и не воспринимает их всерьез.
- Разные требования к семье. Это может произойти, когда в семье нет единого мнения о том, что запрещено и что разрешено. Например, отец предъявляет к ребенку строгие требования, а мать балует его. Тогда ребенок может тайно нарушить «закон» в надежде на защиту со стороны матери.
- Родительское пренебрежение. Ребенок вырастает, но родители продолжают относиться к нему как к ребенку и отказываются признавать его как личность. Конечно, они могут начать бунтовать или нарушать правила и запреты.
- Пренебрежение Нередко дети ведут себя неподобающим образом только для того, чтобы привлечь внимание родителей. Их логика проста: мама должна наказывать их за плохое поведение, а не игнорировать.
Маленькие дети любопытны по своей природе и поэтому часто пытаются выяснить, что произойдет, если они нарушат какое-либо правило. Это также следует принимать во внимание.
За что нельзя наказывать ребёнка?
Эксперты рекомендуют взрослым разработать систему оценок за проступки и дисциплинарные меры. Это помогает понять, каких детей не следует наказывать, а когда «санкция» уместна и, более того, необходима.
Наказание допустимо, когда ребенок намеренно совершает запрещенное действие. Степень дисциплинарного взыскания зависит от тяжести совершенного «проступка». Например, воровать деньги, бить брата или сестру, убегать из дома по собственному желанию.
Однако перед назначением наказания необходимо установить мотив правонарушения, чтобы убедиться, что столь серьезное деяние было совершено с умыслом, а не по незнанию, случайности или доброй воле.
Не следует наказывать ребенка за то, что он
- Желание учиться: прыгать в лужи (чтобы проверить их глубину), ломать вещи (даже если они дорогие), исследовать собственные гениталии,
- Возраст и физиология: неспособность ходить на горшок, гиперактивность, низкая концентрация внимания, плохая память, проблемы со сном,
- Поведение, связанное с болезнью: Неврозы, психические заболевания,
- Для физических эмоций: Бунтарство у трехлетних детей, ревность к чужой собственности, ревность к брату или сестре.
- Неосторожность: испачкаться на улице или пролить молоко на кухне.
Возьмем обычную ситуацию: ребенок разбил чайник из дорогого сервиза. Однако, когда дело было расследовано, выяснилось, что ребенок хотел заварить чай и разлить чашку этого напитка для своей любимой мамы. Оправдано ли наказание в такой ситуации?
Нет, потому что изначально поступок был положительным, и у ребенка были самые лучшие намерения. Вместо этого следует сопереживать ребенку, поддерживать его и помогать ему, советуя, как избежать подобных ошибок в будущем.
Мнение доктора Добсона
Джеймс Добсон, автор многочисленных популярных книг о воспитании детей, — известный христианский психолог из США.
Можно не соглашаться с его взглядами (Добсон — сторонник телесных наказаний), но он установил 6 принципов, которые заслуживают отдельного обсуждения.
- Необходимо установить пределы, а затем обеспечить их соблюдение. Только тогда ребенок будет считать наказание справедливым. Урок прост: если родители не установили правила, не следует ожидать, что они будут их выполнять.
- Когда дети ведут себя бунтарски, мы должны действовать решительно. Беспомощное родительское поведение, неспособность отбиться от маленького «агрессора», нежелание вступать в конфликт, воспринимается как слабость и ведет к снижению авторитета взрослого.
- Преднамеренное поведение следует отличать от безответственности. Если ребенок забывает просьбу или не понимает требований, его не следует наказывать. Мышление и память детей еще не так развиты, как у взрослых. Поэтому безответственное поведение требует терпения, а не наказания.
- Требовать следует только то, что ребенок действительно может сделать. Например, детей не следует наказывать за то, что они намочили постель или сломали игрушку. В конце концов, это либо фактор развития, либо процесс обучения, поэтому стоит отнестись к неудаче философски.
- Родители должны руководствоваться любовью. Прежде чем применить дисциплинарные меры, важно разобраться в ситуации, сохранять спокойствие и помнить о своих теплых чувствах к ребенку. Только так можно оправдать родительскую строгость.
- Наказав и исчерпав конфликтную ситуацию, вы должны успокоить ребенка и объяснить причины своих действий. Родитель должен примириться с ребенком и сказать ему, что вы любите его и что у вас есть негативные чувства, которые нужно наказать.
Таким образом, правила, изложенные Джеймсом Добсоном, могут уменьшить использование жестких «карательных мер» и поставить любовь и теплые чувства в центр отношений между родителями и детьми.
Наказание должно быть эффективным — важно, чтобы поведение молодого человека изменилось в лучшую сторону и чтобы он осознал, что это совершенно неуместно.
Логичные последствия
Этот метод хорош для коррекции нежелательного поведения, и основная идея заложена уже в названии — последствия нежелательного поведения должны быть соответствующими.
Например, если ребенок взял ваш телефон, чтобы поиграть, не спросив вас, разумно будет запретить ему пользоваться вашим телефоном некоторое время. Если ребенок отказывается убрать свои игрушки, его могут отправить в «игрушечную тюрьму» на один день.
Если ребенок дерется на детской площадке, то он тут же должен с этой детской площадки уйти.
Важно, чтобы ребенок сам понимал, за что его наказывают и как он может избежать этого наказания в будущем (если я не буду драться, я смогу больше играть на детской площадке). Чем проще и логичнее связь между поведением и последствиями, тем легче ребенку это запомнить.
Естественные последствия
Одна из техник, которая хорошо работает с детьми старшего возраста, заключается в том, что родители позволяют ребенку принимать собственные решения и разбираться с последствиями.
Например, вы можете не разрешать ребенку надевать куртку, когда он выходит на улицу, чтобы он понял, что холодно даже без куртки. Или разрешите ему ложиться спать позже, чтобы он испытал дискомфорт от недосыпания. Поэтому, когда ребенок делает неправильный выбор, он наказывает себя.
Подробнее об этом методе можно прочитать здесь, но основная идея заключается в том, что его следует использовать только с детьми старшего возраста — школьниками и подростками.
Кроме того, этот метод не стоит использовать в потенциально опасных и продолжительных ситуациях.
Например, не стоит позволять ребенку бесконтрольно есть сладости или жить исключительно на фастфуде — естественные последствия такого выбора возникают не в одночасье, а в течение длительного времени и могут быть гораздо серьезнее, чем отмороженные уши.
Интересная тема
Что происходит, если ребенок сунул пальцы в розетку или упал на улице? Вы просто стоите и смотрите?
Тайм-ин
Помните, в самом начале мы рассказывали вам о методе тайм-аута, который сейчас постепенно отменяется? На смену ему пришел тайм-аут — дисциплинарный метод, который не только основан на ограничении времени ребенка, но и вовлекает родителей в процесс.
Это означает, что когда ребенок ведет себя неподобающе и плохо, родители могут вывести ребенка из ситуации — например, посадить его в кресло, на диван или даже в специально отведенный угол и сидеть там с ребенком, помогая ему успокоиться и обсуждая с ним причины неприемлемого поведения или действий.
Тайм-ин убивает трех зайцев одним выстрелом: родитель помогает ребенку успокоиться (можно даже научить его некоторым техникам самоанализа или дать ему антистрессовую игрушку), ребенок не чувствует себя одиноким и брошенным — связь с родителем не нарушается, а ребенок учится анализировать свои действия и понимать, почему определенное поведение не одобряется.
Конечно, этот метод следует использовать только в том случае, если родитель достаточно спокоен и обладает достаточными ресурсами, чтобы справиться с разочарованием, обидой и возможным сопротивлением ребенка.
Существует множество методов воспитания, которые не требуют физического или психологического насилия со стороны родителя. В зависимости от возраста и индивидуальных особенностей ребенка в разных ситуациях можно применять различные методы, изменяя и адаптируя их в зависимости от особенностей ребенка.
Не существует единственно верного алгоритма, который поможет всем родителям скорректировать поведение своих детей, научить их правилам и нормам, уменьшить количество шалостей и плохого поведения. Вот наиболее важные моменты, которые необходимо учитывать при наказании ребенка:
Научитесь отличать проступки от возрастных норм
Современные психологи (и мы вместе с ними) убеждены, что в первые годы жизни детей не за что наказывать. Если годовалый ребенок рассыпает кашу на столе, а двухлетний бежит перед машиной, это нельзя считать плохим поведением — дети ведут себя так в силу своего возраста, и поэтому наказание не решит проблему.
Будьте последовательны
Согласованность чрезвычайно важна при создании четкого свода правил. Если вы установили правило, согласно которому ребенку больше не разрешается играть на детской площадке из-за ссоры на ней, то убедитесь, что вы забираете ребенка из песочницы каждый раз, когда кто-то опускает лопату ему на голову. Исключений нет. Чем последовательнее вы будете, тем легче ребенку будет усвоить основные правила поведения.
Будьте предсказуемы
Стабильность и предсказуемость важны для детей — даже когда речь идет о дисциплинарных мерах. Если вы решили ввести новый метод наказания за плохое поведение, поговорите об этом с ребенком заранее и предупредите его — как непосредственно перед наказанием, так и задолго до возникновения конфликтной ситуации. Важно, чтобы ребенок знал правила, которые действуют в вашей семье, и чтобы последствия были предсказуемыми и прозрачными.
Не вводите слишком много правил
Дети не в состоянии держать в голове сразу много правил. Поэтому они часто нарушают правила, не потому что хотят испортить настроение родителям, а потому что просто забывают о них и сосредотачиваются на чем-то другом. Чем больше правил, тем больше вероятность того, что ребенок нарушит одно из них. Более того, попытки запомнить все родительские пожелания и запреты быстрее утомляют ребенка, и он начинает вести себя еще хуже.
На самом деле существует множество различных способов воспитания ребенка, не прибегая к жесткому обращению или другим формам телесных наказаний — все они более эффективны в долгосрочной перспективе и наносят меньший ущерб развивающейся психике ребенка.
Мнение доктора Добсона
Джеймс Добсон, автор многочисленных популярных книг о воспитании детей, — известный христианский психолог из США.
Можно не соглашаться с его взглядами (Добсон — сторонник телесных наказаний), но он установил 6 принципов, которые заслуживают отдельного обсуждения.
- Необходимо установить пределы, а затем обеспечить их соблюдение. Только тогда ребенок будет считать наказание справедливым. Урок прост: если родители не установили правила, не следует ожидать, что они будут их выполнять.
- Когда дети ведут себя бунтарски, мы должны действовать решительно. Беспомощное родительское поведение, неспособность отбиться от маленького «агрессора», нежелание вступать в конфликт, воспринимается как слабость и ведет к снижению авторитета взрослого.
- Преднамеренное поведение следует отличать от безответственности. Если ребенок забывает просьбу или не понимает требований, его не следует наказывать. Мышление и память детей еще не так развиты, как у взрослых. Поэтому безответственное поведение требует терпения, а не наказания.
- Требовать следует только то, что ребенок действительно может сделать. Например, детей не следует наказывать за то, что они намочили постель или сломали игрушку. В конце концов, это либо фактор развития, либо процесс обучения, поэтому стоит отнестись к неудаче философски.
- Родители должны руководствоваться любовью. Прежде чем применить дисциплинарные меры, важно разобраться в ситуации, сохранять спокойствие и помнить о своих теплых чувствах к ребенку. Только так можно оправдать родительскую строгость.
- Наказав и исчерпав конфликтную ситуацию, вы должны успокоить ребенка и объяснить причины своих действий. Родитель должен примириться с ребенком и сказать ему, что вы любите его и что у вас есть негативные чувства, которые нужно наказать.
Таким образом, правила, изложенные Джеймсом Добсоном, могут уменьшить использование жестких «карательных мер» и поставить любовь и теплые чувства в центр отношений между родителями и детьми.
9 общих принципов «правильного» наказания
Еще одна цель наказания — помочь детям понять свои чувства и то, что они сделали, и предотвратить повторение подобных ошибок в будущем.
Существуют определенные правила, которые необходимо соблюдать, независимо от возраста ребенка, чтобы «возмездие» имело положительный эффект:
- Будьте последовательны. Наказание должно следовать за таким же поведением. Непослушание детей также не следует игнорировать, даже если у вас нет времени или вы не знаете, как поступить в этой ситуации.
- Учитывайте тяжесть проступка: незначительный проступок или первый проступок должен привести только к предупреждению. К неправомерным действиям (злонамеренным или преднамеренным) следует относиться серьезно.
- Ограничьте продолжительность наказания. Всегда сообщайте о продолжительности дисциплинарного взыскания, так как ребенок может не ассоциировать свой проступок с месячным отстранением от занятий.
- Будьте спокойны. Сначала успокойтесь, а затем примите решение о наказании. В противном случае могут быть предприняты неадекватные действия.
- Договоритесь со своим супругом. Все правила, ограничения и наказания должны быть согласованы с вашим супругом, чтобы избежать манипуляций.
- Подавайте положительный пример. Чтобы побудить ребенка вести себя правильно, подавайте ему пример желательного поведения. Доброжелательность и честность ценятся.
- Учитывайте особенности ребенка. Например, преступник-меланхолик должен быть наказан менее сурово (или по-другому), чем преступник-меланхолик. Следует также учитывать возраст правонарушителя.
- Похвала должна быть публичной, а наказание должно касаться только вас и ребенка. Эта конфиденциальность необходима, чтобы не повредить самооценке ребенка.
- Разработайте ритуал примирения. Полезно разработать специальный ритуал, чтобы отметить окончание наказания. Например, вы можете рассказывать стихотворение или вязать пальцами. Последний вариант, кстати, действительно полезен для здоровья.
Еще одна важная и актуальная информация, объясняющая, почему не следует кричать на ребенка. Это должен знать каждый родитель!
Наказание — это лишь небольшая и не самая важная часть воспитания. Важно вознаграждать ребенка за хорошие поступки и тем самым поощрять такие черты характера, как доброта, мягкость и трудолюбие.
Конструктивные методы наказания ребёнка
Благодаря этому становятся известны основные правила применения дисциплинарных мер. Остается только понять, как правильно наказывать ребенка и какие верные методы наказания включить в свой родительский арсенал.
- Лишение привилегий. Этот метод особенно подходит для подростков. Ограничение доступа к компьютеру или телевизору может быть использовано в качестве наказания.
- Исправление произошедшего. Если ребенок намеренно нарисовал карандашом на столе, дайте ему тряпку и чистящее средство — пусть исправляет свои промахи.
- Тайм-аут: отведите маленького «хулигана» в отдельную комнату на несколько минут (по одной минуте за каждый год). В комнате не должно быть игрушек, ноутбука и мультфильмов.
- Извинись. Если ваш ребенок обидел кого-то, заставьте его извиниться и, если возможно, загладить свою вину. Например, нарисуйте рисунок вместо порванной фотографии.
- Не обращайте внимания. Больше подходит для детей младшего возраста, но не слишком часто. Откажитесь разговаривать с непослушным ребенком и выйдите из комнаты.
- Собирайте негативный опыт. В некоторых случаях вам придется позволить ребенку делать то, что он хочет. Конечно, вы должны следить за тем, чтобы ребенок не поранился.
- Ограничьте контакты ребенка со сверстниками. В случае серьезного правонарушения следует ввести комендантский час на короткий период времени, чтобы ребенок не мог контактировать со сверстниками.
- Делегирование полномочий. Родителям, возможно, придется обязать ребенка выполнять «общественные работы». Это может быть дополнительное мытье посуды, уборка гостиной и т.д.
Не стоит забывать и о другом эффективном методе: ругань и выговор. Принимая во внимание возраст и тяжесть проступка, родители говорят о причинах неправильного поведения ребенка и о неприятных чувствах, которые оно вызвало.