Юродивые: Святые дураки

Почему они совершают такие поступки? Для пророков подобные действия — это своего рода проповедь, выраженная не словами, а посредством поступков и жестов; в современном контексте это можно назвать перфомансом. С помощью таких экстравагантных действий пророки провоцируют своих слушателей, сбившихся с истинного пути, наконец осознать волю Бога. Их намерение — вывести человека из его обычного состояния.

Юродивые: искушение и безумие

Первый юродивый — это сам Бог. Разве не является само Божие воплощение одним из самых ярких примеров юродства? Это уничижительное смирение Бога; Творец мироздания стал ничтожным в глазах мира, подобно праху и мусору. Христос, который пирует с блудницами и мытарями; Христос, произносящий странные и провокационные притчи; Христос, открыто нарушающий заповеди и устраивающий провокацию в Храме; Христос, переносивший побои и умирающий позорной смертью — вот начальная основа юродства.

Не без причины мир решился на убийство своего Создателя.

ИСКУШЕНИЕ И БЕЗУМИЕ

Христианство, безусловно, вызывает искушение и безумие. Это искушение является кощунственным для религии; безумие — это глупость с точки зрения разума и философии. Так было всегда. Когда истинное христианство становится взглядом на саму Церковь, появляется необходимость в юродивых.

Юродство в узком смысле — это явление, которое четко ограничено исторически и культурно. Юродивые приходят в процветающий христианский мир, который доминирует внешним благочестием — туда, где все как будто христиане, постятся, исповедуются, причащаются. Юрод станет соблазном и безумием для благочестивых христиан.

Юродивые провоцируют обнаружение греха, ведут христиан к осознанию лицемерия их внешнего благочестия. Внешнее благочестие одержало победу, все — христиане. Однако приходит юродивый, и христиане становятся самими собой: они забрасывают камнями нищего, голого юродивого, поют его насмешливые песни и, в конечном итоге, могут его убить. И в этот момент становится очевидным, что с победившим христианством что-то не в порядке.

По сути, юродивый выступает в роли удобной жертвы, которую трудно не отталкивать. Это своего рода тест на смирение и милосердие — и часто эксперимент показывает, что в благополучных христианских обществах принципы Евангелия и не присутствуют. Простой тест на истинность христианства: подставить другую щеку. Вот юродивый (хотя и необязательно юродивый) устраивает беспорядок в церкви. Если прихожане реагируют на это агрессией, то это показывает, что они просто не являются христианами, потому что христиане действуют именно противоположным образом. Добавим, что такая языческая реакция на оскорбление своей святыни также делает святыни языческими.

Замечательный пример — эпизод из жизни Василия Блаженного. Василий просит своего ученика разбить камнем чудотворный образ. Но зачем это делать? Чудотворная икона — воплощение православного благочестия. И вот — ее нужно уничтожить. Согласно преданию, Василий прозрел, что под первым слоем иконы изображён сам Сатана. Мораль проста: в сердце победившего благочестия, уверенного самого себя, сидит дьявол. Юродивый приходит, чтобы его устранить.

Юродивый приходит напомнить о Царстве не от мира сего, поэтому в нем нет ничего от этого мира — это нищий, сумасшедший, голый юродивый, который бросает вызов властям. Он — глашатай грядущего Христа, который придёт разрушить этот мир. Расцвет византийского юродства совпадает с расцветом Византии как православной империи; расцвет юродства древнерусского совпал с расцветом православной Московии. Часто отдельные аспекты юродского поведения можно встретить в монастырях, то есть в условиях крайнего благочестия. В юродстве ощущается усталость от избыточного благочестия, от церковного спокойствия, и стремление к огненному христианству.

КОЗЛЫ ОТПУЩЕНИЯ

Прежде чем перейти к жизнеописаниям юродивых, необходимо описать механизм юродского глума. В общем, юродивый притворяется распутником, когда этот мир делает вид, будто он христианский. Юродивый сознательно становится козлом отпущения, чтобы мир принёс его в жертву, тем самым подтверждая, что остался языческим, что Евангелие не изменило данную общину.

Цитаты о юродстве

Юродивый — фигура Конца этого мира

Юродивый, глумясь над падшим миром, представляется как эсхатологическая фигура, подтверждающая первенство века грядущего. Он — знак, свидетельствующий о том, что Царство Христово не является частью этого мира. Это помогает понять, почему юродивые появлялись, главным образом, в те времена, когда почти никто не умел отделять кесарево от Божьего, а христианство становилось частью общественного порядка. В первые три столетия нашей эры Церковь была под преследованием, и поэтому особой нужды в служении юродивого не было: в то время все христиане выглядели юродивыми в глазах властей. Но когда возникла опасность смешения земных царств с Царством Небесным, как это произошло с IV века в христианизированной Восточной Римской Империи или в сакрализованном московском самодержавии XVI столетия, юродивый стал необходим. Так же как и монашествующие, он становится противоядием тому христианству, которое охотно идет на сговор с миром.

Каллист (Уэр) Юродивый как пророк и апостол

Юродство: пробиться к последней истине

Юродское обличение направлено не только против человеческих грехов и забвения христианских заповедей. Его основная задача — напоминать об эсхатологической сути христианства. Юродивый стремится взорвать мир, потому что этот мир тепл, а не горяч и не холоден (Откр. 3:16). В юродстве культура ведет себя словно человек, который давит на больной зуб, лишь бы тот немного успокоился, предпочитая обманчивую надежду на выздоровление. Такой зубной болью является необходимость уживаться с несовершенным миром: утихание этой боли означает незаметное (и, что уж там, заманчивое!) примирение с ним, тогда как мазохистское стремление раздирать рану соответствует постоянной готовности вновь и вновь разрывать путы земного существования. Чтобы пробиться к последней истине, на многое можно пойти. Религиозный философ и историк Лев Карсавин писал: «Кроме адского огня, нет силы, которая могла бы уничтожить нечестие и ложь, скрывающиеся под маской богословского благополучия и религиозной слюнявости. Одна лишь Истина не боится адского глума. Этим глумом и занимается юродивый. У него собственный взгляд на проблему добродетели и греха. Для него добро никак не связано с общепринятыми представлениями о том, что хорошо. Вероятно, причину удивительной актуальности юродства в России стоит искать — если вообще позволительно делать какие-либо умозаключения — в ориентации русской культуры на Абсолют, скрывающийся за обманчивым фасадом реальности.

Иванов Блаженный похабы

Настоящие христиане — все юродивые

Восстань во имя Христа против обычаев мира, и миллионы раздавят тебя, не люди даже, а сам уклад жизни, весь быт раздавит, — и не как героя, не как мученика за Христа, не как преступника даже, а просто как человека, неспособного к жизни, ненормального, чудака, самодура. В этом, как мне кажется, и заключается первое и главное препятствие на пути к осмысленной христианской жизни в мире: для жизни по законам Божьего Царства нужно обезуметь. Можно сказать, что степенью такого безумия измеряется степень преданности Христу, степень отрешенности от себя и от всего «мирского», и не в монастырском смысле, когда тщетно пытаются создать новый мир, а в обычном, будничном смысле, когда хотят жить по-Божьему. Здесь необходимо настойчиво подчеркнуть, что юродство как путь христианской жизни в мире не является измышлением чьей-либо богословской фантазии, это то, что описано и предсказано Евангелием, как и всеми другими новозаветными Откровениями.

Духовный смысл юродства Христа ради

Ключом к пониманию этого подвига является фраза из Священного Писания: «мудрость мира сего есть безумие пред Богом» (1 Кор. 3:19).

Юродивый (от славянского — глупый, безумный) — это человек, который взял на себя подвиг внешнего, то есть видимого безумия с целью достижения внутреннего смирения. Христа ради юродивые ставили перед собой задачу победить в себе корень всех грехов — гордость. Для этой цели они вели необычный образ жизни, иногда выдавая себя за неспособных к рассудку, что вызывало насмешки среди людей. Вместе с тем они иносказательно обличали зло в мире, как словами, так и поступками. Таковы были юродивые, желающие смириться и в то же время сильнее воздействовать на людей, поскольку к традиционным проповедям люди, как правило, относятся равнодушно. Подвиг юродства ради Христа был особенно распространён на Руси.

Является ли любое ненормальное поведение православного человека юродством?

Священник Владимир Новицкий:

— Юродство предполагает крайне высокий уровень духовной жизни и принимается полностью осознанно. Чтобы соблюсти эти два условия, необходимо обладать здравым умом и ясной памятью. Согласно святоотеческой аскетике, принять такой подвиг мог лишь тот, кто не только психически и духовно здоров, но также достиг бесстрастия, то есть состояния, когда, как говорили отцы Церкви, чувства замолкают, а человек перестает действовать на основе них, руководствуясь духовным разумом. Эта высота жизни, которую скрывает под юродством, как за ширмой, позволяет ему послужить Богу в тайне. Чтобы избежать почитания, юродивый принимает на себя маску душевнобольного, принимая оскорбления, которые помогают ему бороться с гордостью и достигать совершенного смирения. Поведение юродивого часто бывает нарочитым, иногда провокационным или неадекватным. Но такая нарочитость — это маска, за которой скрыта целостная личность, обладающая максимальной сосредоточенностью ума, воли и чувств, с отчётливой логикой и полным духовным сознанием. Юродивый всегда знает, что он юродствует. Его контролирующее самосознание, или трезвение согласно святоотеческому учению, помогает ему максимально адекватно оценивать себя и всё окружающее. Это благодатное состояние включает не только усилия человека, но также преображающую и поддерживающую силу Божию. Поэтому юродство — это не болезнь, а духовный подвиг, принятый в результате собственного выбора.

У душевнобольного человека нарушено самосознание и целостность личности; он не способен полностью или частично контролировать свои желания, мысли и проявления воли. У него происходит дисгармония всего психического строя на различных уровнях: на поверхностном, поведенческом, проявляющемся в психопатии, на более глубоком эмоциональном уровне, и на ещё более глубоком уровне, когда происходят расстройства мышления, воли и человек начинает подвержен различным бредовым идеям, галлюцинациям, становясь открытым для бесовских сил. Такой человек не критичен как к себе, так и к другим, неадекватно устанавливает связи между событиями и людьми.

В отличие от юродивого, который стремится умалить своё «я» (ведь это подвиг борьбы с гордыней) и поставить вместо «я» Бога в акте смирения, больному человеку необходимо ещё исцелить своё «я», осознать себя как личность. В силу разобщенности сил души данный человек часто лишен важного акта — сознательного волеизъявления, которое руководит подвижником, принимающим на себя подвиг. Поэтому невозможно одновременно быть юродивым и душевнобольным. Это, конечно, не умаляет душевнобольного в глазах Божиих; важно лишь помнить, что юродство — это исключительный вид подвижничества, и только очень немногие к этому призваны и способны.

Существуют также явления лжеюродства и кликушество. Критерием здесь может служить разница в мотивации и целях: если юродивый пытается бороться с гордостью и тщеславием, то лжеюродный, чаще всего бессознательно, стремится подпитать свою гордыню. То есть, этот подвиг принимается ради угождения гордыне — с целью получения материальных благ, манипуляции кем-то или удовлетворения своего желания власти. Это способ привлечь к себе внимание людей с истерическими наклонностями.

Отдельной категорией являются так называемые «странненькие» или, как их часто называют в народе, «блаженные», что не имеет никакого отношения к блаженным в каноническом смысле. Эти люди также ведут себя странно, высказывают необычные мнения, привлекающие внимание. Однако это ни в коем случае не юродство в святоотеческом понимании. В отличие от юродивых, странненькие — это часто люди, имеющие органические повреждения. Из-за снижения интеллекта у них может быть компенсаторно развита интуиция. Будучи верующими, живущими смиренно, они могут высказывать интересные размышления. Однако такие «блаженные» ничего сознательно не берут на себя, они просто такие есть, это проявление особенностей их психики, часто — возможности болезни. К ним лучше всего относиться спокойно и сострадательно, но и с осторожностью, не стремясь искать необычного человека. Когда стремятся к духовной жизни, не должны искать другого человека, а должны искать Христа.

Юродивые. Язык дела

В каждой конкретной ситуации юродивый подбирает для «глума над миром» свои образы и способы, но самым важным элементом этого языка — является момент переворота, — утверждает Андрей Виноградов. Юродивый делает то, что нормальный христианин делать не должен: ест мясо в пост, бросает камни в иконы, как Василий Блаженный. Он атакует нормы поведения, но такими действиями выявляет отклонение современного ему общества от тех норм, которые он атакует. Повинуясь идее сокрытия своих добродетелей, юродивый не просто даёт кому-то духовный совет, как это делают другие святые; он провоцирует человека на действия, способные вскрыть его тайные пороки. Так, Василий Блаженный, опрокинув лоток с калачами на рынке, сперва подвергся избиению рассерженными торговцами. Лишь после некоторого времени один из торговцев, чьи калачи были рассыпаны, признался, что подмешивал в муку мел, на что как раз и указывал святой, когда опрокидывал прилавок.

Обличение словами — это в основном язык мира, который со временем теряет свою остроту, — объясняет А. Виноградов. Юродивый не просто обличает делом, демонстрируя обществу общественные пороки; он сам принимает на себя страдания за эти пороки, подвергается поношению и тем самым переворачивает ситуацию. Атакуя устоявшиеся формы общественного поведения или благочестия, юродивый обращает внимание на их внутреннюю сущность, актуализирует забытое внутреннее содержание этих форм.

Сложный диагноз

В жизни бывает трудно отличить юродивого от сумасшедшего. Так легко увидеть святость древнего юродивого, потому что мы оцениваем его через призму агиографии, церковного осмысления его подвига, — делится мнением Андрей Виноградов.

Всякое дело проверяется временем. Как сказал в синедрионе Гамалиил, учитель апостола Павла, когда туда привели апостолов, пытаясь запретить им говорить о Христе: «если это предприятие и это дело — от человеков, то оно разрушится; а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться противниками Бога» (Деян. 5:38-39). Как бывают старцы и младостарцы, кто-то может быть лже-старцем, так есть и истинные юродивые и кликуши. Внутренний мир человека — это тайна. Поэтому часто при канонизации возникают вопросы, поскольку внутреннее ведомо только Богу, — отмечает духовник московской епархии, настоятель Покровского храма в селе Акулово протоиерей Валериан Кречетов. С ним согласен и отец Дамаскин (Орловский): «Поскольку этот подвиг крайности, очень трудно точно определить, как правильно оценить юродство Христа ради. Это, пожалуй, единственная форма подвижничества, которая духовно настолько сложно различима.

Как в Византии, так и в синодальной России существовали законы, направленные против лжеюродства, которые, однако, могли быть применимы и против истинных юродивых. Например, Феодор Вальсамон, знаменитый канонист, живший в Константинополе в XI веке и ставший Антиохийским патриархом, посадил на цепь двух людей, которых считал лжеюродивыми. И лишь после некоторого времени, разобравшись, был вынужден признать, что это были настоящие подвижники, и отпустить их, — рассказывает Андрей Виноградов. — Поведение юродивого внешне может совершенно не отличаться от поведения душевнобольного человека. Я стал свидетелем того, как у входа в Елоховский собор стояла пожилая женщина, громко обличавшая епископат, прибывший в собор на богослужение: за мерседесы и так далее. По её поведению я бы сказал, что она сумасшедшая, но исключать тот вариант, что она юродивая, тоже нельзя. Эту женщину в какой-то момент прогнали, но принять юродивым обратную реакцию от общества, с которым он вступает в конфликт — это часть подвига юродства. Исключения редки: в России XVI-XVII веков юродивый был настолько важным явлением, что он редко подвергался агрессии со стороны общества. Один английский путешественник свидетельствовал, что в Москве того периода юродивый мог обличать любого, независимо от его социального статуса, и обличаемый смиренно воспринимал любое поношение. Почему? Это связано в значительной степени с темпераментом: русский народ имеет склонность к правдолюбству, он ценит всякого рода обличения. В то время русский человек был готов смириться с публичными оскорблениями в надежде на прощение тех грехов, в которых его обвиняют, в отличие от греков, выросших в агонистической, состязательной культуре. Для греков, имеющих многовековую историю Православия, формы святости мыслились сравнительно устойчиво, и любое отклонение от привычного поведения воспринималось ими остро. Юродивых, ведших себя провокационно по нравственным нормам, могли даже избить или убить. Русь же, обладая менее строго определённой церковной культурой, легче воспринимала вмешательство «юродивых». Более того, присутствие человека, который обличает всех, от нищего до царя, служило своеобразным двигателем социальной динамики, которой обществу в это время как раз не хватало. Также важно было и уникальное направление русской религиозности, которое, подобно сирийскому, было склонно к крайностям.

Самые известные юродивые ради Христа

Юродивые Христа ради

Святой Симеон Юродивый (VI век)

29 лет он провёл в аскетических трудах на Святой Земле, после чего решил направиться в город Эмессу, чтобы смеяться над миром. Свой подвиг юродства он начал от городских ворот, откуда с дохлой собакой на привязи направился к храму. В храме Симеон тушил орехами свечи, затем закидывал ими прихожанок и был избит за это мужчинами, после чего весь город начал презирать его.

Юродивый смог видеть духом нужды окружающих и старался помочь. Однажды его заметили, когда он вошёл в дом распутной женщины и, заперев дверь, остался с ней наедине. После этого он открыл дверь и поспешно вышел, оглядываясь по сторонам, чтобы никто не заметил. Когда свидетели этого позвали к себе женщину и спросили о её связи с Симеоном, она рассказала, что уже третий день ничего не ела. Симеон принес ей мяса, хлеба и вина и, заперев дверь, устроил ей трапезу.

При этом, оставаясь наедине с другим подвижником, преподобным Иоанном, святой Симеон никогда не показывал себя юродивым, а говорил с ним разумно и смиренно.

Прокопий Устюжский (XIV век)

С ранних лет он был богатым купцом на прусских землях. Приехав с товарами в Новгород, он осознал истинную веру, восхищаясь церковью, иконами, звоном и пением, принял православие, раздал своё богатство горожанам и стал юродствовать. В дальнейшем он покинул Новгород и поселился в Великом Устюге, избранном им также за церковное украшение.

Не имея крыши над головой, он жил на гноище нагим. На паперти соборной церкви он просил подаяния, а по ночам тайно молился за город и людей.

Однажды Прокопий, войдя в церковь, стал призывать к покаянию, предрекая, что в противном случае горожане погибнут огнём и водой. Никто его не слушал, и он, скорбя о предстоящих жертвах, плакал один на паперти. Только тогда, когда внезапная туча нависла над городом и земля затряслась, все побежали в церковь. Молитвы перед иконой Богородицы отвратили Божий гнев, и каменный град выпал в 20 верстах от Устюга.

подвиг юродства

Василий Блаженный (XVI век)

Блаженный жил в Москве, где начал свой подвиг юродства с 16 лет. Зимой и летом он ходил по улицам города обнаженным и босиком. Однажды он получил от царя большую милостыню в виде злата. Однако эти деньги он отдал не бедным, а купцу в чистой одежде, который потерял всё своё состояние и, несмотря на голод, не решался просить милостыню.

Однажды он разбил камнем чудотворный образ Божией Матери у Варварских ворот, и выяснилось, что на доске под святым образом была намалёвана дьявольская рожа.

Один купец задумал построить в Москве каменную церковь, но трижды своды её обрушивались. Он обратился за советом к Василию, а тот направил его в Киев: «Найди там убогого Иоанна, он надаст тебе совет, как достроить церковь». Приехав в Киев, купец разыскал Иоанна, который сидел в бедной хате и качал пустую люльку. «Кого ты качаешь?» — спросил купец. «Родную матушку, плачу неоплатный долг за рождение и воспитание». В тот момент купец вспомнил свою мать, которую выгнал из дома, и ему стало ясно, почему он не может достроить церковь. Вернувшись в Москву, он отыскал свою мать, покаялся и упросил её вернуться, после чего успешно достроил храм.

Ксения Петербургская (XVIII-XIX век)

Ксения была женой Андрея Федоровича Петрова, придворного певчего императрицы Елизаветы Петровны. Потеряв мужа в 26 лет, Ксения раздала всё своё имущество бедным, облачилась в одежду мужа и под его именем странствовала 45 лет, не имея постоянного жилища. Основное место её пребывания находилось в петербургской стороне, приход святого апостола Матфея. В любое время года на ночь святая уходила в поле, где, склонив колени, оставалась в молитве до самого рассвета.

Однажды рабочие, которые строили новую каменную церковь на Смоленском кладбище, стали замечать, что ночью, во время их отсутствия, кто-то подносит на верх строящейся церкви целые горы кирпича. Невидимым помощником оказалась святая Ксения.

Горожане считали за счастье, если юродивая ради Христа посещала их дом. При жизни её особенно почитали извозчики, которые заметили, что Бог благословляет их работой благодаря тому, что они подвозят святую.

Юродивые в России

Если в Византии почитание юродивых носит ограниченный характер, то в России оно становится весьма широким. Его расцвет пришёлся на XVI столетие: в XIV веке — четыре почитаемых русских юродивых, в XV — одиннадцать, в XVI — четырнадцать, в XVII — семь.

Первым русским юродивым считается Исаакий Печерский (+1090 г.), о котором написано в Киево-Печерском патерике. После этого сведения о юродивых отсутствуют до XIV века, а на XV – первую половину XVII века приходится расцвет подвижничества, связанного с юродством, в Московской Руси. Русские юродивые ориентировались, в первую очередь, на образец Андрея, юродивого цареградского, чьё житие получило широкое распространение в России и вызвало множество подражаний. К числу почитаемых русских юродивых относятся Авраамий Смоленский, Прокопий Устюжский, Василий Блаженный Московский, Максим Московский, Николай Псковский, Михаил Клопский и др. В их аскетическом подвиге ярко просматриваются черты, характерные и для византийской традиции юродства: внешнее безумие, дар прорицания, соблазн как принцип поведения (перевернутое благочестие), обличение грешников и так далее.

В Московской Руси юродивые обретают значительную социальную роль, они выступают как обличители неправедной власти и глашатаи Божией воли. Юродство воспринимается здесь как полноправный путь святости, и многие юродивые чинят почитание ещё при жизни.

Иностранцы-путешественники, находившиеся в это время в Москве, были искренне поражены юродивыми. Флетчер в 1588 году пишет:

«Кроме монахов, русский народ особенно чтит блаженных (юродивых), и вот почему: блаженные указывают на недостатки знатных, о которых никто другой и говорить не смеет. Но иногда случается, что за такую дерзкую свободу, которую они позволяют себе, от них тоже отделываются, как это и было с одним, двумя в предшествовавшее царствование, за то, что они уже слишком смело поносили правление царя».

Флетчер также сообщает о Василии Блаженном, что «он решился упрекнуть покойного царя в жестокости». Об огромном уважении русского народа к юродивым также пишет Герберштейн: «Их почитали пророками: явно обличаемые ими говорили: это по грехам моим. Если они что брали в лавке, торговцы ещё благодарили».

По свидетельству иностранцев, юродивых в Москве было очень много; они по существу как бы образовывали некий отдельный орден. Канонизированная часть из них весьма незначительна. Существует множество глубоко почитаемых до сих пор местных юродивых, хотя они не были канонизированы.

Таким образом, юродство на Руси больше не является подвигом смирения, а представляет собой форму пророческого служения, соединенного с крайней аскезой. Юродивые обличали грехи и несправедливость; и таким образом, не мир смеялся над русскими юродивыми, а юродивые смеяли над миром. В XIV-XVI веках русские юродивые воспринимались как совесть народа.

Почитание народом юродивых привело к тому, что начиная с XVII века, появилось много лжеюродивых, преследующих свои корыстные цели. Случалось также, что за юродивых принимали и просто душевнобольных людей. Поэтому Церковь всегда осторожно подходила к канонизации юродивых.

Использованные материалы

  • В.М.Живов, Святость. Краткий словарь агиографических терминов
    • http://www.wco.ru/biblio/books/zhivov1/Main.htm
    • http://magister.msk.ru/library/bible/comment/nkss/nkss24.htm

    1 Житие было написано в Византии, вероятно, в X веке и вскоре переведено на славянский язык; время жизни Андрея отнесено к V веку; многочисленные анахронизмы и другие несоответствия заставляют задуматься о том, что Андрей Блаженный является вымышленной фигурой.

    Дорогой читатель, если ты считаешь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит, ты знаешь хотя бы немного больше — помоги нам, поделившись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись сюда, чтобы поделиться найденным, и последующие читатели будут тебе благодарны.

    «ЮРОДИВЫЙ» ещё можно поискать:

    полнотекстовый поиск в Древе: Google
    в других энциклопедиях: Яндекс — Википедия — Mail.ru —
    в поисковых системах: Искомое.ru — Яндекс — Google

Оцените статью
Хозяюшки