Что делать? У меня нет четкого ответа на этот вопрос. Вряд ли разумно советовать родителям воспитывать детей без цифровых устройств. Для одних это не является проблемой, но некоторые могут провести много лет, не осознавая, как технологии влияют на их жизнь, и это касается не только детей.
- Что делать, если ребенок не хочет учиться и приносит двойки? Инструкция от детского психиатра
- Как реагировать на плохие оценки
- Ничего не получается
- Плохие отношения с одноклассниками
- Чем могут помочь родители
- Создайте комфортные условия для учёбы.
- Донесите, что учитель — не враг, а помощник.
- Покажите связь между школьными предметами и жизнью.
- Помогите найти интересные кружки и секции.
- Позволяйте прогуливать школу.
- В каких случаях есть смысл поменять школу
- Основная причина – отсутствие мотивации к учёбе
- Причины отсутствия мотивации к учёбе
- Как заставить ребёнка хорошо учиться?
- Активизируем работу левого полушария мозга
- Ребенок быстро бросает учебу
- Ребенок постоянно играет с гаджетами
- Что почитать по теме
Что делать, если ребенок не хочет учиться и приносит двойки? Инструкция от детского психиатра
Если вы произносите подобные фразы, вероятно, у вас есть серьезные проблемы. Светлана Хабарова, детский психиатр и заведующая филиалом Детство Свердловской областной клинической психиатрической больницы, поделилась с коллегами из E1.RU рекомендациями о том, как правильно реагировать на плохие оценки, справляться с отрицательными эмоциями, как умело поощрять или наказывать детей, избегая травмирования их психики. Она также описала, что делать, если у ребенка отсутствует интерес к учебе.
Как реагировать на плохие оценки
Первостепенно нужно осознать, что учебный процесс является ответственностью исключительно ребенка. Родитель должен выражать свои эмоции, недовольствуясь его успеваемостью. Вы можете сказать:
— Я волнуюсь, что плохие результаты в учебе могут привести к серьезным трудностям при написании контрольных работ и сдаче экзаменов. Тебе будет сложно, и я тоже буду переживать вместе с тобой.
Обсудите с ребенком, каким уровнем дохода он намерен обладать в будущем.
— Можно предложить такую мысль: Если твоя цель — добиться хорошего финансового положения, необходимо учиться новому, — добавляет психиатр. — Родителю стоит задуматься о том, действительно ли ребенку по силам осваивать учебный материал. Позволяет ли его интеллектуальное развитие справляться с программой или необходимо вмешательство специалистов, таких как психолог или психотерапевт.
Светлана Хабарова также рекомендует оценить загрузку ребенка. Если он занимается спортом, посещает музыкальную школу и занимается с репетиторами, вполне разумно ожидать, что у него просто не хватит сил или времени на выполнение домашних заданий. В таких случаях она советует сократить количество внешкольных занятий, особенно перед важными периодами учебного года. Поставьте себя на его место: маловероятно, что вам было бы легко совмещать все эти активности.
Ничего не получается
Некоторые дети испытывают сложности с высокой успеваемостью. Они не вписываются в классно-урочную систему, могут не слышать учителя, не успевают выполнять задания и не могут быстро усвоить материал. Причины этого могут быть многообразными — от задержек в развитии до дефицита внимания и специфических трудностей с чтением, письмом и математикой. Конечно, многие задержки могут быть со временем компенсированы, но ребенок уже может сформировать мнение о себе как об аутсайдере.
Он может оказаться в ситуации, когда фактически отстает от программы, у него не формируется желание учиться, а ассоциации со школой становятся негативными — это место, где он всегда чувствует себя неудачником.
В образовательной системе нашей страны неуспеваемость часто воспринимается как личная вина ученика. Если ты не можешь усердно трудиться, значит, ты плохой и бесполезный. Бывают случаи, когда ребенок учился неплохо в начальной школе, а затем стал сильно отставать в 5–6–7 классе, ведь программа становится сложнее, а умственное развитие не всегда успевает за ней.
Что делать? Измените ситуацию. Иногда это может потребовать работы с логопедом или психологом, иногда — смены учебного заведения или формата обучения. Не стоит считать, что есть прирожденные двоечники или просто ленивые дети. Постоянные двойки не являются виной ученика, каждый имеет право получать знания в своем темпе.
Плохие отношения с одноклассниками
Школьный коллектив бывает сложным, порой даже хуже офисного, ведь взрослый человек может поменять работу, а ребенку от одноклассников зачастую некуда деться. Он не выбирает их, и если не получается завести дружбу или даже сохранить нейтральные отношения, школьная жизнь превращается в настоящий кошмар. Хорошо, если в классе есть хотя бы кто-то, с кем можно пообщаться или спрашивать уроки; что же, если все кругом троллят и подвергают травле?
Что делать? Проблемы в школьном коллективе нуждаются в комплексном решении, но делать это должны взрослые — учителя и администрация. Возможно, в современных реалиях российской школы это звучит как утопия, но другого выхода просто нет.
Чем могут помочь родители
Одним из самых неэффективных методов способствовать формированию желания учиться является запугивание и давление, которое проявляется в словах «ты станешь никем» или «это просто нужно». Родителям следует внимательно относиться к потребностям своих детей, а также открыто обсуждать происходящее и возможные варианты решения ситуации.
Создайте комфортные условия для учёбы.
Ребенок должен иметь возможность полноценно выспаться, иметь свое рабочее место и пространство для сосредоточенной работы, а также для активных игр или занятий спортом. Необходимо объяснить важность распорядка дня, четко установить часы для учебы и отдыха, устранив все факторы, вызывающие стресс. В доме не должно быть скандалов или драки.
Донесите, что учитель — не враг, а помощник.
Если ваш ребенок не справляется с учебой по состоянию здоровья или из-за пропусков, педагог-психолог и автор подкаста для родителей подростков «Будешь дворником!» Анна Александрова рекомендует научить ребенка обращаться к учителю за помощью. Например, он может подойти после урока и рассказать о трудностях с выполнением домашней работы. Учителя могут подсказать дополнительные ресурсы обучения, дать рекомендации по вспомогательным пособиям и предложить дополнительные занятия после уроков или индивидуальный учебный план.
Если учитель не вызывает симпатии у ребенка, важно объяснить ему, что он является незаменимым источником знаний, помогает различать реальные факты от вымысла и профессионально выполняет свою работу — к его словам стоит прислушиваться.
Это сравнимо с врачом: он может быть не самым любимым, но при этом хорошо лечит. Почему же учителя воспринимаются в обратном свете?Учитель — это учитель, и это аксиома. Вопрос о симпатиях неуместен, — подчеркивает Казарновский.
Покажите связь между школьными предметами и жизнью.
Идеальным будет обратиться к увлечениям вашего ребенка. Например, если он увлечен компьютерными играми. Пройдите вместе на лекцию, где расскажут о том, что для создания игр требуются сценаристы, дизайнеры виртуального пространства, программисты и многие другие специалисты. У каждого из них свои ключевые навыки, которые зависят от школьных предметов.
Так, сценаристу крайне важно быть начитанным, обладая хорошим воображением и умением создавать ясные и логично структурированные тексты — здесь полезны знания русского языка и литературы. Программисту необходимы математика, информатика и английский язык, иначе он не сможет разобраться в том, как создавать программы и перенимать опыт зарубежных коллег в своей сфере.
Помогите найти интересные кружки и секции.
Важно учитывать два момента: деятельность должна увлекать ребенка, и он не должен перегружаться. Несмотря на текущий тренд на самообразование, многие родители до сих пор придерживаются мнения, что одним изучением школьных предметов и подготовкой к экзаменам можно обойтись. На самом деле, нужно постоянно развиваться, накапливать знания. Это сделает процесс обучения более увлекательным, — подчеркивает педагог-организатор московской школы № 1570 Дмитрий Плотников.
Участие в дополнительных занятиях, отличных от школьных, где дети могут проявить себя: спорт или художественные кружки, также может неоценимо помочь, — отмечает Сергей Казарновский.
Позволяйте прогуливать школу.
Разрешите ребенку пропустить занятия несколько раз за четверть. Однако заранее уточните, сколько раз ему допустимо это делать, — советует основатель школы финансовой грамотности MoneyTree.School Зина Гард. Это поможет избежать перегрузки, и у ребенка появится возможность восстановить силы, когда это будет нужно, помимо того, что это создаст еще один стимул не пропускать уроки без необходимости.
Однако важно не переборщить. Если ребенок часто пропускает занятия или полностью не справляется с учебной программой, администрация школы имеет право отреагировать — пригласить родителей на разговор, навестить семью или собрать комиссию, чтобы разобраться в ситуации и найти пути решения. В крайних случаях педагоги могут обратиться в органы опеки. Важно обсудить, что родители ответственны за получение образования ребенком, а ребенок — за усвоение учебной программы.
В каких случаях есть смысл поменять школу
Смена учебного заведения может стать стрессом для ребенка, поэтому такой шаг следует принимать лишь в крайних случаях:
- если в школе идет травля, справиться с которой не удалось ни родителям, ни педагогам;
- если заболевания, прогрессирующие у ребенка, мешают ему учить программу на равных со всеми, несмотря на меры по инклюзивности;
- если есть полное несоответствие уклада школы внутреннему состоянию ребенка (некоторые родители даже выбирают домашнее обучение, и такая практика очень интересна, — отмечает Сергей Казарновский).
Для поиска более подходящего учебного заведения важно учитывать, что для создания интереса к обучению должны совпасть понимание себя, осознание важности собственных навыков, знание индивидуальной образовательной траектории, а также самодостаточность и комфорт, — отмечает Дмитрий Плотников.
Он также отмечает, что практико-ориентированные занятия в школах способствуют этому. Плотников приводит в пример квест для учеников: на экране появляется терминал ресторана быстрого питания, где текст предписывает имеющиеся акции, скидки, предлагается бюджет и задачка — найти лучший вариант в ограниченное время.
В подобных заданиях существует несколько путей решения, что развивает у детей альтернативное мышление, самостоятельность и цифровую грамотность. Формат этих заданий объясняет, зачем нужно изучать ту или иную дисциплину, в нашем случае — информатику и математику.
Плотников подчеркивает, что программа школы должна органично дополнять кружки и секции. Например, на уроках футбола можно параллельно рассказывать об исторических событиях и чемпионатах, которые проходили в разные годы, о результатах спортсменов. У ребенка формируется сообщество единомышленников, и ему становится интереснее обучаться.
Основная причина – отсутствие мотивации к учёбе
Что же такое учебная мотивация? Научным языком это процесс, воспламеняющий, направляющий и поддерживающий усилия ребенка возможно на предстоящем обучении. Это весьма сложная система, которая формируется под действием мотивов, реакций на неудачи, внутренними установками самого ученика и его настойчивостью.
С отсутствием мотивации обычно сталкиваются как родители, так и учителя уже в первом классе. Ученики часто шумят, отвлекаются, не воспринимают учителя и отказываются выполнять домашние задания. В таких ситуациях, как правило, родители ведут себя шаблонно: они пытаются заставить ребенка учиться и делать уроки, то есть применять деспотичный подход.
Однако такой метод лишь усугубляет проблему! Это приводит к появлению новых трудностей в учебе, накладывая значительные психоэмоциональные сложности. У детей постепенно развиваются неврозы и страхи перед учёбой, а постоянный стресс становится обычным состоянием. В такой атмосфере о высоких оценках и говорить не приходится.
Учебная мотивация формируется не одним мотивом и не связывается с ленью ребенка или его интеллектуальными возможностями. Причины, по которым ребенок не стремится учиться, гораздо более многогранны и нередко относятся к особенностям работы его мозга.
Причины отсутствия мотивации к учёбе
Особенно в начальной школе многие дети оказываются психологически не готовыми к школьному обучению. В это понятие входят несколько аспектов:
- коммуникативная готовность – способность ребенка общаться с другими детьми и педагогом, отличная от общения в детском саду;
- мотивационная готовность – стремление учиться и осваивать знания;
- интеллектуальная готовность – уровень развития памяти, мышления и внимания;
- эмоционально-волевая готовность – способность ребенка концентрироваться и эффективно работать в течение всего урока.
Никакие попытки родителей заставить ребенка учиться в первом классе не приведут к результатам, если эти навыки не развиты.
С течением времени к этим причинам добавляются новые:
- несформированная нейродинамика чтения и письма;
- непонимание учебного материала;
- отсутствие навыков самообучения;
- слабо развитая сила воли;
- страх совершения ошибок;
- низкая квалификация педагогов, которые не учитывают индивидуальные особенности учеников, приводящая к тому, что учение становится скучным.
Дополнительно можно упомянуть факторы, способствующие нежеланию детей учиться:
- наличие у школьников синдрома ускоренного мышления;
- развитие клипового мышления;
- недостаток режима дня, где правильно чередуются физические и интеллектуальные нагрузки;
- неуважение к учебной дисциплине;
- отсутствие сознательной саморегуляции поведения и воли;
- недостаток осознания собственных возможностей, наличие заниженной самооценки, что также сказывается на мотивации.
Как заставить ребёнка хорошо учиться?
Принуждение делать это не поможет — необходимо вернуть ребенку мотивацию к учёбе, показать ему, что он способен справляться с учебными трудностями и добиваться успеха.
Первое, что следует сделать, — повысить самооценку ребенка, выявить его сильные и слабые стороны, определить его интеллектуальные способности. Одной из услуг Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе является биометрическое исследование, которое уже долгое время помогает в решении образовательных проблем.
Биометрическое исследование позволяет определить:
- реальные интеллектуальные способности, заложенные с рождения;
- сильные и слабые стороны ребенка;
- предрасположенности к определенному виду деятельности или спорту;
- реальные причины, по которым ребенок не интересуется учебой.
Результаты биометрического анализа зачастую положительно отражаются на ребенке и аккумулируют у него интерес к учёбе: он начинает видеть свои способности и осознавать, что необходимо делать, чтобы улучшить учебные показатели.
Активизируем работу левого полушария мозга
Левое полушарие мозга играет значительную роль в процессе обучения, именно оно отвечает за аналитическое мышление. Чтобы обеспечить естественную работу мозга, нужно создать условия, при которых у ребенка возникнет желание самостоятельно получать новые знания, а не проводить время в социальных сетях или играх.
Метод Татьяны Гогуадзе применим для решения проблем, таких как дислексия, дисграфия и СДВГ, и идеально подходит для преодоления трудностей в учебе, в том числе для повышения учебной мотивации. В этом процессе используются исключительно педагогические приемы и специальные физические упражнения, направленные на стимуляцию работы мозга, особенно левого полушария.
Чтобы заинтересовать ребенка в обучении, мы рекомендуем:
- пройти биометрическое исследование;
- регулярно выполнять графокоррекцию, используя цветные карандаши и бумагу;
- выполнять специальные физические упражнения, активизирующие мозжечок, способствующие преодолению моторных трудностей, формирующие правильную нейродинамику чтения и письма, развивающие силу воли и уровень самодисциплины;
- организовать распорядок дня и строго его придерживаться.
Дополнительно рекомендуется регулярно проводить сеансы Меллон-терапии, которые помогают активизировать операции мозга, улучшить справляемость с учебной нагрузкой и решить многие психоэмоциональные проблемы.
Уважаемые родители!
Не стоит искать способы, как заставить ребенка учиться! Лучший путь — помочь ему найти мотивацию к обучению, и самый эффективный способ сделать это — обучить его мозг правильно функционировать. Это поможет повысить когнитивные возможности ребенка, улучшит проблемы с психоэмоциональным состоянием и усилит работу нервной системы. Все это в совокупности даст положительный результат и поможет ребенку вновь ощутить радость обучения.
Ребенок быстро бросает учебу
Случается, что ребенок проявляет интерес к занятиям, однако не может удерживать внимание на одном предмете долгое время. Родители недоумевают, куда исчезает его мотивация и что можно сделать, чтобы ее вернуть.
- Ребенок постоянно отвлекается и не может сконцентрироваться
Одна из возможных причин заключается в проблемах с концентрацией внимания. Возможно, у ребенка имеются неврологические отклонения, и его стоит показать специалисту. Если же никаких явных проблем не окажется, могут помочь методики, повышающие объем памяти и внимание. Например, игры на нахождение отличий, поиск предметов или занятия по сборке пазлов могут быть весьма полезными.
Если на будущие занятия ребенок просит записать его на уроки китайского языка, спортивной секции или художественной школы, а затем спустя месяц перестает этим заниматься, обычно это объясняется растущей нагрузкой или страхом неудачи. В любом случае, следует поговорить с ребенком, поддержать его и убедить, что он справится со всеми трудностями. Это важно, чтобы повысить его уверенность в себе. Следует напомнить, что все сталкиваются с трудностями, а их преодоление — важная часть взросления. Если подходить с требованиями и говорить: «Мы все оплатили, ты обязан заниматься» — подобный подход лишь увеличит стресс. Если ребенок хранил желание записаться на дополнительные занятия, это значит, он заинтересован в них. Возрождение этого интереса возможно при поддержке и понимании со стороны родителей.
Ребенок постоянно играет с гаджетами
Проблема большинства родителей XXI века заключается в огромном количестве цифровых устройств, которые отвлекают детей от учебного процесса. Ребенку гораздо интереснее играть в компьютерные игры, чем заниматься чтением или решением математических задач. Иногда эта привязанность к гаджетам становится настолько серьезной, что оторвать ребенка от экрана становится практически невозможно даже для выполнения домашнего задания.
Чтобы справиться с этой проблемой, можно интегрировать обучение через смартфоны или компьютеры. Современные образовательные методы сильно эволюционировали, и сейчас существует большое количество образовательных приложений, компьютерных игр и занятий на основе VR-технологий, которые увлекают детей и одновременно обучают. Например, для того чтобы пройти на следующий уровень в игре, ребенку может понадобиться решить уравнение или ответить на вопрос по тексту стихотворения. Игровая атмосфера затягивает ребенка, и он учится в процессе увлечения.
Оптимальный вариант — подобрать курсы, которые используют игровое обучение. Геймификация считается одним из наиболее эффективных инструментов для повышения вовлеченности в обучение, так как для детей игра является естественным процессом. Наша платформа «Учи.ру» проводит глубокие исследования и внедряет эффективные инструменты геймификации в образовательный процесс.
Важно помнить, что если ребенок отвлекается, ленится или не проявляет интереса к учебе, любое давление лишь ухудшит ситуацию. Создайте атмосферу, в которой ребенок сможет делиться своими переживаниями, не бояться обращаться за помощью и уверенно знать, что всегда может рассчитывать на поддержку со стороны родителей. При возникновении доверительных отношений проще выявить проблемные зоны в обучении и сформировать желание хорошо учиться.
Что почитать по теме
Изучите материалы РБК Трендов: