Если менеджеру действительно удастся проявить себя как незаменимый офисный хозяйственник, то он сможет рассчитывать на повышение заработной платы. Например, это может быть вызвано чрезмерной нагрузкой или несоответствием текущего уровня зарплаты с объемом выполняемой работы.
- Что делает офис-менеджер?
- В чем заключается работа офис-менеджера?
- Краткое описание
- Плюсы и минусы профессии
- Тем не менее, офис-менеджер в первую очередь — организатор офисной работы. Эта задача является основополагающей, вокруг которой строится множество других функций, которые можно разделить на пять основных групп:
- Секретарь или офисный менеджер – кто действительно нужен руководителю?
- Должностные обязанности офисного менеджера
- Какие личные качества понадобятся для этой работы?
- Должностные обязанности
- Профессиональные навыки
Что делает офис-менеджер?
20.08.2020
Профессия офис-менеджера пользуется высоким спросом на рынке труда во многих странах, выходящих из состава СНГ. Тем не менее, четкое определение обязанностей и прав данного специалиста зачастую отсутствует. В большинстве компаний офис-менеджеры берут на себя широкий спектр функций, начиная от приготовления кофе для посетителей и заканчивая ведением кадровой документации. В данной статье мы подробнее разберем специфику их работы и основные обязанности.
В чем заключается работа офис-менеджера?
Современные бизнес-структуры требуют наличия специалиста, который будет заниматься решением текущих вопросов, касающихся офисной жизни, а также способствовать созданию комфортного климата на рабочем месте.
Работа офис-менеджера влияет на ряд ключевых аспектов:
- Состояние и исправность офисного оборудования, а также его регулярное техническое обслуживание;
- Обеспечение наличия необходимых канцелярских товаров;
- Порядок работы всего коллектива и дисциплина;
- Организация корпоративных мероприятий;
- Ведение документооборота и контроль за ним;
Таким образом, офис-менеджер является связующим звеном между всеми сотрудниками, осуществляющим регуляцию их работы и следящим за состоянием офисного пространства. Какие именно обязанности ожидают офис-менеджера?
Краткое описание
На плечи этого специалиста ложится значительная нагрузка, что делает его неофициальным владельцем офиса, а также помощником и делопроизводителем. В странах СНГ от офис-менеджеров часто не требуют знания иностранных языков, однако в крупных корпорациях и международных компаниях этот специалист может быть обязан выполнять функции переводчика.
Специалист данной профессии легко найдет работы, ведь офис-менеджеры востребованы как в малых, так и в крупных компаниях. Основная задача офиса — обеспечить бесперебойную работу, выполняя множество мелких, но критически важных функций. Обязанности офис-менеджера могут включать:
- Закупка товаров для обеспечения жизнедеятельности (канцелярские товары, бытовая химия, напитки и пр.);
- Контроль за чистотой в офисе;
- Ведение табеля учета рабочего времени;
- Оформление пропусков и подготовка деловых встреч;
- Проверка функционирования техники и вызов специалистов для ее обслуживания (ремонт, замена комплектующих и прочее);
- Отчет о расходах, связанных с нуждами офиса;
- Административные и хозяйственные функции;
- Прием и регистрация почты, ее распределение;
- Встреча гостей;
- Прием телефонных звонков;
- Организация праздников, закупка подарков и хранение данных о сотрудниках;
- Работа с документами и множеством других обязанностей.
Перечень обязанностей может варьироваться в зависимости от компании и ее уровня. В некоторых случаях можно столкнуться с ситуациями, когда офис-менеджер ограничивается лишь приемом звонков и корреспонденции, а в других он выполняет весь вышеперечисленный спектр задач и дополнительные поручения от непосредственного начальника.
Плюсы и минусы профессии
Преимущества:
Получите полезную профессию, помогающую людям. Курс Эльмиры Давыдовой.
- Нет проблем с трудоустройством.
- Работа секретаря идеально подходит студентам и выпускникам, хотящим получить практический опыт и вписать запись в трудовую книжку.
- Опытные специалисты в данной области могут рассчитывать на высокую заработную плату.
- Работа не слишком сложная, и при этом достаточно интересная.
Недостатки:
- Начинающие сотрудники начинают с минимальной заработной платы.
- Высокий уровень ответственности и множество обязанностей.
- Руководство и коллеги иногда могут обрести привычку обвинять офис-менеджера в проблемах, возникших в процессе работы.
- Руководители могут навязывать личные просьбы и задания. Поэтому о помощи не всегда легко.
Тем не менее, офис-менеджер в первую очередь — организатор офисной работы. Эта задача является основополагающей, вокруг которой строится множество других функций, которые можно разделить на пять основных групп:
- Управленческая функция. Разработка организационной структуры, планирование распорядка работы в офисе, руководство персоналом или его частью, контроль их деятельности, создание корпоративной культуры и т.д.
- Административная функция. Предполагает организацию делопроизводства, установление связей между отделами, распределение офиса на различные зоны и так далее.
- Хозяйственная функция. Включает организацию приобретения офисной техники, канцтоваров и других расходных материалов, а также последующий их учет и обслуживание.
- Контрольная функция. Сюда входят организация контроля за выполнением задач, указанным руководством, а также проведение инвентаризаций и ревизий материальных ценностей.
- Отчетная функция. Предоставляет подготовку внутренней и внешней отчетности, сбор материалов для отчета о деятельности организации и предоставление документации руководству.
В практике, обязанности офис-менеджера могут накладываться на функции других специалистов, например, кадровиков или бухгалтеров.
Секретарь или офисный менеджер – кто действительно нужен руководителю?
Замечательно, что функциональные обязанности офисного менеджера часто путаются с задачами секретаря, и это происходит не только среди обычных людей, но и среди руководителей. Однако, в отличие от офис-менеджера, секретари лишены власти и занимаются исключительно техническими задачами, основное внимание уделяя организации работы своего непосредственного руководителя.
В то же время многие компании в СНГ размывают разницу между этими ролями, трактуя офис-менеджера как личного помощника руководителя. Этот подход, в своей сути, является ошибочным, поскольку полноценная организация офисной жизни невозможна, если специалист, отвечающий за неё, одновременно занят решением задач своего руководителя.
Должностные обязанности офисного менеджера
Обязанности офис-менеджера
При выборе сотрудника на позицию офис-менеджера, работодатель формулирует его обязанности в должностной инструкции. Чаще всего, согласно этому документу, офис-менеджер должен:
- Разрабатывать организационную структуру;
- Планировать распорядок работы в офисе;
- Руководить частью или всем персоналом;
- Создавать корпоративную культуру;
- Организовывать делопроизводственную работу;
- Вести деловую переписку;
- Участвовать в подготовке деловых встреч и праздников;
- Принимать телефонные звонки и вести их учет;
- Оформлять пропуска и встречать гостей;
- Устанавливать контакт между отделами;
- Делить офис на зоны;
- При необходимости составлять накладные и вести первичный учет;
- Сохранять личные данные сотрудников.
- Приобретать необходимые товары для работы (бытовая химия, продукты, напитки);
- Закупать офисную технику, канцтовары и обеспечивать их сохранность;
- Поддерживать в должном состоянии необходимое оборудование;
- Заключать договоры на обслуживание офисного оборудования;
- Организовывать рабочие места и следить за их чистотой.
- Контролировать выполнение задач сотрудниками;
- Проводить ревизии и инвентаризации;
- Следить за расходами на офисные нужды;
- Вести учет рабочего времени сотрудников;
- Готовить внутренние и внешние отчеты;
- Поставлять необходимую документацию руководству;
- Собирать отчетные данные по всем отделам.
Обязательные функции офис-менеджера зависят от уровня организации, в которой он ищет работу. Например, в некоторых случаях от сотрудников требуется лишь принимать звонки и корреспонденцию, а в других — выполнение полного спектра обязанностей и мелких поручений от начальства, таких как бронирование билетов и гостиниц для командировок.
Какие личные качества понадобятся для этой работы?
Обязанности офис-менеджера
Качественное координирование всех процессов в офисе требует высоких навыков и значительной нагрузки, поэтому офис-менеджеру необходимы следующие качества:
- Ответственность (специалист должен принимать решения и отвечать за четкое и своевременное выполнение разных задач);
- Умение работать в режиме многозадачности;
- Коммуникабельность (офис-менеджер должен любить взаимодействовать с людьми, всегда быть вежливым и доброжелательным);
- Отличная память (умение запомнить множество задач и реализовать их в установленные сроки);
- Организаторские способности;
- Стрессоустойчивость (иногда придется решать конфликтные ситуации и работать с разными людьми);
- Знание грамматики и готовность к обучению;
- Пунктуальность (невозможно наладить слаженную работу офиса, если на менеджера нельзя полагаться);
- Аккуратность и опрятный внешний вид (например, если необходимо встречать клиентов, то неопрятность или вызывающий макияж недопустимы).
Должностные обязанности
- Управление: планирование работы офиса, руководство всем персоналом, обучение, дисциплина, распределение обязанностей. Управление офис-менеджера влияет на общее настроение и отношение сотрудников к работе. Одной из важнейших обязанностей офис-менеджера является прием клиентов и обслуживание посетителей. Офис-менеджер также отвечает за обеспечение всем необходимым — это включает кофе, печенье, конфеты и другие мелочи.
- Управление хозяйством офиса. Офис-менеджер следит за достаточным запасом расходных и необходимых материалов (бумага, скрепки, ручки, карандаши). Обеспечение бесперебойного функционирования офисной техники — его прямая обязанность. В экстренных случаях — отключение электроэнергии, воды или отопления — первым реагирует не руководитель, а офис-менеджер.
- Регулярные проверки и инвентаризации — контроль за расходами всех материалов. И эта функция также не всегда прописана в обязанностях сверху.
- И самая важная функция — отчетность. Это включает подготовку отчётов о проделанной работе, регулярный сбор информации от подчиненных, а также их систематизацию и архивирование.
- Уравновешенный и спокойный характер.
- Способность находить общий язык с коллегами.
- Грамотная устная и письменная речь.
- Знание иностранного языка.
- Образование в области психологии или экономики.
- Свободное владение офисной техникой.
В плане карьерного роста у офис-менеджера существует возможность расширить свои функции и занять более высокую должность, например, администратора, с возможностью участия в бухгалтерии или транспортном управлении.
Профессиональные навыки
Хороший офис-менеджер уже на первой неделе в новой компании сможет заметить недостатки или недочеты в работе и начнет систему исправления проблем. Это может включать внедрение еженедельной отчетности, чтобы все подчиненные начинали каждую неделю с подачи заявок на необходимые материалы.
Всё, что связано с помощью и решением проблем, должно происходить мгновенно, без ожидания указаний от руководства. Лучше самостоятельно предложить инициативы и рекомендации по реорганизации процессов, а также предложить интересные решения актуальных задач.
Нужно стремиться знакомиться со всеми работниками, что позволит создать атмосферу личной вовлеченности и заинтересованности в успешной работе всей команды. Чтобы действительно эффективно управлять, необходимо разбираться в делах компании. Полное понимание работы офиса позволяет лучше выявлять его нужды и проблемы, а значит, повышает эффективность всего офиса.