В Словакии существует поверье, что нельзя в это время подкладывать яйца под наседок, чтобы предотвратить возможность вылупления нежелательных «кривых» птенцов. Кроме того, женщины в этот период готовили длинную лапшу, полагая, что это положительно скажется на будущем урожае высоких колосьев, а также выпекали большие пироги с надеждой на то, что свиньи вырастут толстыми и здоровыми.
- Откуда произошло выражение «посыпать голову пеплом». Значение фразеологизма «посыпать голову пеплом». Пепельная среда в славянских традициях
- Значение фразеологизма
- Тип и синтаксические свойства сочетания
- Произношение
- Семантические свойства
- Значение
- Синонимы
- Антонимы
- Этимология
- Пепельная среда у католиков
- Значение праздника
- История
- Почему Адамов день начинается за 46 дней до Пасхи?
- Дни Безумной среды до 2020 года
- Пепельная среда в славянских традициях
- Пять библейских крылатых выражений
- Кто не с нами, тот против нас
- История происхождения данного фразеологизма
- Синонимы устойчивой фразы
- Синонимы к выражению «посыпать голову пеплом»
- Цитаты из книг и СМИ
- Что означает выражение «посыпать голову пеплом»?
- Значение фразеологизма
Откуда произошло выражение «посыпать голову пеплом». Значение фразеологизма «посыпать голову пеплом». Пепельная среда в славянских традициях
В «Илиаде» Гомера главный герой Ахилл, переживая сильное горе после известия о смерти своего друга, взял в обе руки горсть пепла и осыпал ею свою голову. Этот жест символизировал глубочайшую печаль и страдание по поводу утраты.
В дополнение к посыпанию пеплом, люди также разрывали одежды, выдергивали волосы и катались по земле, что было проявлением скорби, которую должно было видеть окружение. Пепел в этом контексте служил очень наглядным символом тленности всего земного.
С течением времени подобные обряды описаны и среди еврейского народа в Ветхом Завете. Если люди попадали в ситуацию смертельной опасности, они также могли проявлять свое отчаяние, осыпая себя пеплом. Например, Иудей Мардохей в книге Есфирь, узнав о том, что весь еврейский народ подлежит уничтожению по указу персидского царя, вышел на средину города. С воплями он разорвал на себе одежду и осыпал себя прахом и пылью.
Значение фразеологизма
Таким образом, выражение «посыпать голову пеплом» происходит из традиций, выражающих крайние степени горя и несчастья. Однако в современном языке этот фразеологизм приобрел несколько ироничный оттенок. Часто можно услышать фразу: «Что, мне теперь голову пеплом посыпать?» – в ответ на обвинения в легкомысленном отношении к какой-либо ситуации или неудачи.
Несмотря на то что в наши дни никто не выражает свои эмоции столь экстравагантным способом, как посыпание головы пеплом, символизм использования пепла как знака тленности все еще сохраняется. И это происходит не в отдаленных племенах Африки или на Ближнем Востоке, а в католической церкви.
К примеру, в Польше отмечается Пепельная среда, когда в храмах священники осыпают головы прихожан пеплом. Эта традиция существует исключительно у католиков латинского обряда и некоторых протестантских течений. Иногда вместо посыпания головой священник рисует на лбу прихожан крест пеплом. Хотя этот обряд не связан с выражением скорби, он также подчеркивает конечность человеческой жизни и используется в контексте исповеди. Начиная с первых веков нашей эры, пепел считался неотъемлемой частью ритуала публичной исповеди в католической церкви.
Тип и синтаксические свойства сочетания
Устойчивое сочетание (фразеологизм), используемое в качестве глагольной группы.
Произношение
Семантические свойства
Значение
- Находиться в отчаянии и печали; испытывать сильную скорбь или сожаление о своих неправильных поступках. ◆ В те торжественные минуты, когда общество, как один человек, посыпает голову пеплом и объявляет себя несостоятельным, всё представляется возможным и естественным. )
Синонимы
Антонимы
Этимология
Фразеологизм имеет библейское происхождение и встречается в множестве мест Ветхого Завета (например, в Пятикнижии, книге Иова, книге Есфирь и др.). Везде упоминается древняя традиция евреев, которые сыпали на головы пепел или землёй, горюя о своих несчастьях или утратам близких. В частности, в Книге Есфири (глава 4, стих 1) говорится о том, как Мардохей, узнав о том, что царь Артаксеркс издал указ об истреблении всех иудеев, порвал на себе одежды и возложил пепел на себя; он вышел в середину города и с великим и горьким воплем начал призывать о помощи… Так же поступила и царица Есфирь, когда узнала об этой вести. (Книга Есфири, глава 4, стих 17): «И царица Есфирь прибегла к Господу, объятая смертной горестью, и, сняв свои одеяния славы, облеклась в одежды скорби, и вместо драгоценных мастей посыпала голову свою пеплом и прахом…».
В древности одежда символизировала социальное положение человека, поэтому разрывание одежды означало самоуничижение индивидуума в глазах своих соплеменников. Пепел, будучи символом земного праха, из которого был создан человек, также служил напоминанием о конечности жизни. Следовательно, посыпая голову пеплом, человек выражал смирение перед Божественной сущностью и напоминал себе о греховности своей природы. Эти действия символизируют крайнее покаяние древних людей.
Пепельная среда у католиков
Известно, что после завершения Масленицы начинается пост, который длится до Пасхи. Христиане, как католики, так и православные, соблюдают этот период до дня Воскресения Христова. Однако католики и православные начинают пост в разные дни, и у каждого он имеет свое название. Произведение Томаса Элиота, сочиненное в стихах в 1930 году, посвящено именно этому дню. Чтобы глубже понять пищу, которую он описывал под названием Пепельная среда, следует разобрать, суть этого события.
Значение праздника
Пост у католиков начинается в среду. Причины данной традиции станут понятны позже. Но сначала рассмотрим, почему этот день называется Пепельной средой. В начале поста священник наносит своим прихожанам на лоб знак креста, используя освященный пепел. Это служит напоминанием о том, что человеческие тела – всего лишь прах. Священник произносит при этом слова: «Помни, человек, что ты прах, и в прах возвратишься». Пепел, который используется в обряде, не является простым – он должен быть получен из пальмовых ветвей, оставшихся после прошедшего праздника Вербного Воскресенья (входа Господня в Иерусалим). В ряде европейских стран для этой цели применяются вербовые ветви, которые в народе часто называют котиками. Многие прихожане верят, что благословенный пепел способствует хорошему урожаю.
Существуют и другие названия этого дня:
- Скверная среда.
- Черная среда.
- Адамов день.
- Кривая среда.
- Безумная среда.
Все эти обозначения относятся к одному и тому же дню и открывают пост, который должен длиться 46 дней.
История
Первоначально обычай предполагал посыпание головы пеплом, однако со временем, в некоторых странах, этот обряд стал несколько изменяться. Традиция имеет древнейшие библейские корни и восходит к временам Ветхого Завета, когда подобные действия означали покаяние и смирение человека.
Мы уже знаем, что Пепельная среда знаменует начало поста. Традиция возникла в IV веке. Изначально продолжительность поста составляла 40 дней, но в VIII веке было принято решение увеличить этот срок. С тех пор пост стал начинаться в среду.
Пасха ежегодно отмечается в разные даты, и, следовательно, Пепельная среда тоже меняет свою дату. Например, в 2015 году она проходила 18 февраля.
Почему Адамов день начинается за 46 дней до Пасхи?
Ответ на этот вопрос заключается в том, что Пепельная среда знаменует начало поста, который продолжается 40 дней. Однако католики не соблюдают пост в воскресенья, и эти дни исключаются, поэтому он начинается раньше – в среду, а не в понедельник.
В отличие от католиков, у православных пост продолжается без перерывов на протяжении всех 40 дней, начиная с понедельника, который называется Чистым.
Интересно отметить, что у католиков последний день перед началом поста называют Жирным вторником, в то время как православные называют его Прощеным воскресеньем.
Дни Безумной среды до 2020 года
Представленные ниже даты вычислены с помощью алгоритма, разработанного католической конфессией. В последующие годы Пепельная среда у католиков будет отмечаться в следующие дни:
- 2016 – 10 февраля;
- 2017 – 1 марта;
- 2018 – 14 февраля;
- 2019 – 6 марта;
- 2020 – 26 февраля.
Пепельная среда в славянских традициях
Простым людям зачастую бывает трудно придерживаться каких-либо запретов, поэтому пост соблюдать могут далеко не все. Если сегодня священники акцентируют внимание на духовной стороне вопроса, а не на воздержании от пищи, то в прошлом веке подчеркивалось строгое соблюдение христианских предписаний.
Пять библейских крылатых выражений
В Библии встречается множество фраз и выражений, которые часто остаются непонятными для современного читателя. Многое из них мы используем в повседневной речи, не задумываясь о их происхождении и глубоком смысле. Давайте попробуем разобраться в этом подробнее…
В древние времена исполнение требования кровной мести могло затрагивать целое семейство провинившегося. На это, в противодействие подобным практикам, в Ветхом Завете была озвучена мысль о соразмерности наказания: если причинен вред, то воздай… глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу… рану за рану, ушиб за ушиб (Исход 21:23-25). Эта фраза ныне употребляется как в контексте мести, так и в освещении справедливого наказания за проступок.
Святитель Златоуст замечает: «Законодатель предписал – око за око, – не для того, чтобы мы друг у друга вырывали глаза, а чтобы обидчик осознал, что он может подвергнуться тому же».
Кто не с нами, тот против нас
В Евангелии Христос противопоставляет свое Царство царству сатаны. Каждый человек может выбрать свой путь, но он ограничен двумя возможностями: «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Матфея 12:30). В современном обществе данное выражение часто используют те, кто требует от окружающих полной поддержки своих идей или действий.
Святитель Феофан Затворник поясняет: «Что значит собирать с Господом? Это трудиться и действовать по вере в Него, согласно Его заповедям, воодушевляясь Его благодатью и обетованиями, жить так, чтобы духом жизни был дух Христов. В мире существуют две сферы — добра и зла, истины и лжи. Только добро и истина следует считать подлинным имением, прочным и ценным; но добро и истина только от Господа, и приобретаются лишь с помощью Его. Следовательно, тот, кто не собирает с Господом, не сумеет добиться истины и добра.»
История происхождения данного фразеологизма
Чтобы определить, откуда в нашем языке появилось это устойчивое выражение, стоит обратиться к Библии. Она раскрывает необычную традицию евреев, ритуально выполняемую при смерти или других больших несчастьях, включая собственные бедствия. В такие моменты они сыпали на свою голову пепел или землю. Этот ритуал символизировал их глубокую скорбь и отчаяние, иметь определенное знаковое значение.
Теперь, после знакомства с этимологией выражения «посыпать голову пеплом», его значение становится более ясным и объяснимым.
Синонимы устойчивой фразы
Фразеологизм «посыпать голову пеплом» может быть заменен рядом различных выражений и глаголов. Например, вместо него можно использовать слова: «горевать», «скорбеть», «тосковать», «впадать в уныние». Кроме того, можно применить устойчивую фразу: » рвать на себе одежду». Ее значение аналогично значению фразеологизма «посыпать голову пеплом» и также выражает крайнюю степень печали и скорби. Эта традиция имеет свои корни не только в еврейской культуре, но также присутствует и у древних греков и славян. Ее заимствовали и многие другие народы, которые также выражали скорбь, разрывая одежду.
Интересным является то, что данная архаичная традиция все еще соблюдается некоторыми народами. Необходимо также отметить, что наряду с одеждой верующие также рвали волосы, что символизировало полное отчаяние. И не случайно употребляется выражение «рвать на себе волосы», так как оно также является синонимичным фразеологизмом к нашему предмету обсуждения.
Синонимы к выражению «посыпать голову пеплом»
Фразеологизм «посыпать голову пеплом» нельзя использовать в следующих случаях:
- Когда речь идет о выражении радости или веселья.
- Когда речь идет о легкой скорби или сожалении.
- Когда речь идет о действиях, которые происходят по необходимости или под влиянием внешних факторов.
Например, нельзя сказать: «Я посыпаю голову пеплом из-за того, что проиграл в лотерею» (в данном случае, речь идет просто о расстройстве от проигрыша). Или также: «Я посыпаю голову пеплом из-за того, что мне пришлось уволиться с работы» (если увольнение является необходимым шагом, а не трагедией).
Цитаты из книг и СМИ
Они надевали тогда свои худшие одежды, посыпа́ли пеплом головы — и, собираясь толпами на площадях, проливали слезы, горько роптали на музу, покинувшую их.
— И.С. Тургенев, «Два четверостишия»
Ты наговорила столько вздора, Жюли, что не ему, а тебе надобно посыпать пеплом голову, — сказал офицер, — ведь та, которую ты назвала грузинкой, …
— Н.Г. Чернышевский, «Что делать? Глава первая. II»
Пеплом голову посыпав, нас войска его встречали, рвали волосы от горя, на себе одежды рвали, рукоять меча владыки, обнимая, целовали.
— Шота Руставели, «Витязь в тигровой шкуре»
Посыпьте голову пеплом из-за того, что задушена Корделия. Проклинайте небеса за то, что умерла дочь Брабанцио.
— Оскар Уайльд, «Портрет Дориана Грея. Глава VIII»
Что означает выражение «посыпать голову пеплом»?
Каково значение устойчивого выражения «посыпать голову пеплом»? Какова его история? Образ действия, связанный с выражением «посыпать голову пеплом», наглядно иллюстрирует древнюю традицию.
Когда Ахилл, главный герой «Илиады» Гомера, узнал о смерти своего друга, он осыпал свою голову пеплом из горя и печали. Это действие символизировало его страдания и горечи от потери близкого человека.
Помимо пепла, общепринятым было также разрывание одежды, вырывание волос и катание по земле в знак скорби. Такие проявления чувств в то время должны были быть видимыми для окружающих, и пепел служил ярким символом жизни, прошедшей под знаком тленности.
С течением времени этот обычай был описан в контексте еврейских традиций Ветхого Завета. Если человек сталкивался с ситуацией смертельной опасности, он также мог выразить свое отчаяние, осыпая голову пеплом. Так, Иудей Мардохей в книге Есфирь, узнав о предстоящем уничтожении всего еврейского народа по приказу персидского царя, вышел на средину города и с горьким криком разорвал свои одежды и осыпал себя пылью и прахом.
Значение фразеологизма
Именно поэтому фразеологизм «посыпать голову пеплом» стал олицетворением крайнего горя и несчастья. Тем не менее, в современных реалиях его подтекст несколько трансформировался, и часто его используют в ироническом ключе. Можно услышать, как кто-то в ответ на критику говорит: «И что, мне теперь голову пеплом посыпать?» — подразумевая, что не считает ситуацию столь серьезной.
Сегодня трудно встретить человека, который бы в буквальном смысле выражал свои эмоции с помощью посыпания головы пеплом. Однако обычай ассоциировать пепел с тленностью бытия, парадоксально, сохраняется до сих пор и находит подтверждение в ритуалах католической церкви.
Например, в Польше празднуется Пепельная среда — день, когда священники в храмах осыпают пеплом головы прихожан. Этот ритуал свойственен только католикам латинского обряда и некоторым протестантам. Порой вместо осыпания, священник оставляет знак креста из пепла на лбу прихожанина. Хотя этот обычай не является знаком печали, он также направлен на осознание конечности человеческой жизни и связан с практикой исповеди. Пепел издавна составлял важную часть процесса публичной исповеди в католицизме.
Однако данный ритуал не следует связывать с выражением «посыпать голову пеплом». Истинное значение этого фразеологизма заключается именно в демонстрации и выражении скорби, как в буквальном, так и в переносном смысле.