Голос прекрасной половины

Однако 8 марта – это не просто день, когда дарят цветы и отмечают женственность, легкость и как бы слабость женщин. Какова же настоящая история этого праздника и кому следует выразить свою благодарность за него? Как он соотносится с социальным положением женщин в XX веке? Кто такие суфражистки и почему 8 марта на самом деле про гораздо более серьезные вещи, нежели просто легкость и красоту?

Содержание
  1. Десять суфражисток отправились обедать: антисуфражистская пропаганда начала XX века
  2. Когда мы обсуждаем антисуфражизм, чаще всего представляем себе борьбу полов: женщины требуют избирательных прав, а мужчины стремятся вернуть их обратно в домашние дела. Однако при более глубоком исследовании картины оказывается, что многие женщины были активными участницами антисуфражистского движения, а некоторые организации действовали исключительно под их эгидой.
  3. Аргументы сторон
  4. Таким образом, было бы ошибкой полагать, что антисуфражистки добивались того, чтобы загнать женщин на кухни: наоборот, многие из них поддерживали активное участие женщин в общественной жизни, но испытывали страх потерять привычные способы влияния.
  5. Идея принадлежала мужу
  6. Тайна дочери Маркса
  7. Выборы или смерть
  8. Демонстрация суфражисток в Лондоне, 1912 год
  9. Русские не идут
  10. Протест женщин в Петрограде, 1917 год
  11. Радикальный суфражизм
  12. Чего добились суфражистки?
  13. Кто это?
  14. Методы борьбы за женское избирательное право

Десять суфражисток отправились обедать: антисуфражистская пропаганда начала XX века

В пору начала XX века женщины, выступающие за свои избирательные права, находились на пороге значительных перемен: до долгожданного предоставления женщинам права голоса оставалось всего несколько лет. Тем не менее, на фоне их активных действий активировалось и антисуфражистское движение. Это движение включало в свои ряды не только мужчин, но и женщин. Антисуфражисты развернули широкую пропаганду, представив зловещее будущее, будто бы на смену традиционному социуму придет анархия, где мужчины будут вынуждены взять на себя женские обязанности. О том, как функционировала антисуфражистская пропаганда, рассказывает Светлана Ворошилова.

Антисуфражистские организации начали активно формироваться в Великобритании и США сразу после первых выступлений сторонников избирательного права для женщин. Когда британский парламент стал надзорным за фракцией суфражистов, которая настаивала на законопроектах о предоставлении женщинам избирательных прав, тут же возникло и антисуфражистское движение. В 1875 году был создан комитет против женского избирательного права в Палате общин во главе с группой консерваторов. Эти два движения всегда существовали рядом: как только одно из них проявляло активность, второе тут же поднимало голову.

На рубеже XX века, с новой волной активизма суфражисток, антисуфражизм тоже стал развиваться, создавая множество организаций. В Великобритании главенствующей организацией этой направленности стала основанная в 1908 году Национальная женская антисуфражистская лига (НЖАЛ). Она сразу же запустила масштабные кампании: создала филиалы, организовывала демонстрации, собирала петиции и распространяла пропагандистские материалы. Уже к 1909 году в Великобритании работало 82 отделения НЖАЛ, а инициированная ею петиция против предоставления женщинам избирательных прав набрала 337 018 подписей, что было больше, чем число подписей, собранных суфражистками для аналогичной петиции.

Когда мы обсуждаем антисуфражизм, чаще всего представляем себе борьбу полов: женщины требуют избирательных прав, а мужчины стремятся вернуть их обратно в домашние дела. Однако при более глубоком исследовании картины оказывается, что многие женщины были активными участницами антисуфражистского движения, а некоторые организации действовали исключительно под их эгидой.

Американская активистка Сьюзен Энтони однажды отметила: «Женщины никогда не получили бы избирательных прав, если бы этот вопрос решали исключительно женщины». Данные исследователей подтверждают её слова: до 1916 года в США против избирательного права было больше женщин, чем за него. В 1895 году только в Нью-Йорке было зарегистрировано 20 000 антисуфражисток, а к 1919 году их общее число в США достигло полумиллиона – не считая тех, кто просто поддерживал антисуфражистские идеи.

Интересно, что среди антисуфражисток можно было встретить образованных и успешных женщин. К примеру, Кэролайн Корбин, соосновательница Ассоциации по улучшению положения женщин, стала лидером антисуфражисток в штате Иллинойс. Другая известная американская антисуфражистка, Агнес Ирвин, первая заняла пост декана в Рэдклифф-колледже. В Великобритании влиятельными членами Антисуфражистской лиги были такие значимые личности, как леди Вантидж, президент Британской ассоциации трезвости леди Гризельда Чип, писательница и поэтесса миссис Фредерика Харрисон, а также популярные писательницы Мэри Августа Уорд и Мария Корелли. Суфражистки использовали этот аспект в своих аргументах: антисуфражистки, по их мнению, были состоятельными леди, которым не нужно было право голоса для навязывания своих решений. Но что остается делать обычным женщинам?

Аргументы сторон

Большинство аргументов противников избирательного права среди мужчин были весьма предсказуемыми. Основанием для них служила концепция разделения ролей: считалось, что Господь создал мужчин и женщин разными и каждому предначертана своя роль, в соответствии с которой мужчина должен быть главой семьи. На деле же многим просто не хотелось делить с женщинами даже небольшой кусочек власти.

Интереснее, почему женщины протестовали против суфражисток.

Одну из основных позиций против идей суфражистов озвучила представительница Национальной ассоциации против избирательного права для женщин Жозефина Додж в статье для New York Times. Миссис Додж (к слову, кроме антисуфражистской деятельности она была активной деятельницей в благотворительности и открыла один из первых детских садов для работающих матерей, то есть она тоже придерживалась прогрессивных взглядов) считала, что женщины обладают гораздо большими возможностями в обществе без избирательных прав, нежели с ними. Хотя сегодняшняя позиция выглядит парадоксально, в ту эпоху она была встречена пониманием. Предполагалось, что благодаря неформальному влиянию (посредством своих мужей, сыновей и частных женских клубов) женщины обладали моральным авторитетом, который позволяло им добиваться нужных решений, тогда как в политической борьбе они рискуют потерять это влияние. Политика воспринималась как грязное дело, где царят коррупция и манипуляции. Женские клубы, не вовлеченные в политику, якобы имели бескорыстные намерения, и к ним будет больше прислушиваться.

Таким образом, было бы ошибкой полагать, что антисуфражистки добивались того, чтобы загнать женщин на кухни: наоборот, многие из них поддерживали активное участие женщин в общественной жизни, но испытывали страх потерять привычные способы влияния.

Суфражистки, в свою очередь, часто высмеивали такие аргументы за попытки обойти важные вопросы.

Многочисленные антисуфражистки также утверждали, что женщины по большей части недостаточно грамотны в политике и не готовы к голосованию. Особенно выражено это было в США, где многие недоумевали, что право голоса было предоставлено чернокожим и недавним иммигрантам, которые, по мнению недовольных, не были готовы к демократии: едва умели читать по-английски и могли продать свой голос за денежные преференции. В этой ситуации, по их мнению, добавление женщин, которые также могли не иметь необходимого образования, лишь усугубит проблему, повышая долю невежественных избирателей.

Некоторые антисуфражистки выражали опасения, что вместе с правом голоса будут наложены и обязанности, такие как призыв в армию или выплату налогов. Стоило ли оно того?

Кое-какие аргументы были совершенно нелепыми, например, что вступление женщин в процесс голосования увеличит расходы на выборы. Некоторые антисуфражистки из южных штатов опасались, что уравнивание прав сделает их равными с чернокожими женщинами, хотя, казалось бы, в условиях отсутствия прав они уже находились в равной позиции.

Идея принадлежала мужу

Принимаясь за изучение истории, следует отметить, что суфражистское движение зародилось в конце XIX века в Великобритании и США на фоне нарастающего недовольства женщин своим положением в обществе. Впервые термин «суфражистка» (от латинского слова suffragium – право голоса) начал применяться к активисткам благодаря статье журналиста Чарльза Хендса, опубликованной в лондонской газете Daily Mail.

Этот неологизм не только не показался женщинам обидным, но они даже сделали его символом объединения своих протестов.

Суфражистки, как правило, прибегали к ненасильственным методам: они проводили совместные уличные акции, голодовки и запоминающиеся акции. Основательницей суфражистского движения следует считать Эммелин Панкхерст, чья идея была инициирована, как ни странно, её мужем. Изначально Эммелин собиралась существовать с супругом в гражданском браке, однако он настоял на заключении брака — для её правовой безопасности. Панкхерст считала, что женщина не должна терять свое положение из-за недостатка формальностей.

Тем не менее, роль жены и матери не должна была стать для Эммелин главной – её супруг активно поддерживал её участие в общественной деятельности. В 1889 году она основала Лигу за избирательные права женщин, которая боролась за равенство женщин на выборах. Такой подход оказался более радикальным, чем у остальных женских организаций, выступавших за права лишь замужних женщин и вдов.

В 1903 году Панкхерст решила укрепить свою организацию и основала Женский социально-политический союз (WSPU), который вскоре стал наиболее заметной политической силой среди борцов за права женщин. В период с 1870 по 1890 год парламент не принял ни одного из законопроектов, предложенных организацией, после чего активистки осознали, что мирные методы не являются эффективными. WSPU изменила тактику на более агрессивную: участницы активно устраивали столкновения с полицией, проводили голодовки в тюрьмах и поджигали здания. На стенах государственных учреждений стали активно появляться лозунги в поддержку избирательных прав.

Иногда их действия вызывали немалое раздражение у джентльменов до такой степени, что те нанимали местных хулиганов, которые избивали активисток. В одной из таких потасовок Эммелин Панкхерст, которая уже была в пожилом возрасте, серьезно повредила ногу.

Популярность Панкхерст росла и среди полицейских. С каждым новым арестом она понимала, что ей придется максимально быстро покидать места, где проходили её выступления, меняя одежду на ходу и скрываясь под охраной специально обученной команды. В очередном судебном процессе она заявила: «Мы не хотим быть нарушителями законов, мы хотим быть их создателями».

С течением времени у суфражисток появились собственные опознавательные знаки, от которых враги движения приходили в ужас. В 1908 году Эммелин Панкхерст разработала специальную цветовую гамму для сторонниц суфражизма: фиолетовый символизировал преданность, белый — чистоту, зеленый — надежду. Этот триколор вскоре стал распространенным символом на шляпах, брошках, ремнях и лентах в витринах известных магазинов, а ношение знака WSPU считалось верхом престижа. Кроме того, в продаже появились украшенные флагами одежды, нижнее белье, сумки, обувь и даже туалетное мыло.

Тайна дочери Маркса

Элеонора Эвелинг, младшая дочь Карла Маркса, также была последовательницей суфражисток. С ранних лет она работала секретарем и помощницей своего отца, писала театральные заметки для английских газет и различные публицистические и художественные работы.

С течением времени эти увлечения начали формировать в ней стремление участвовать в социалистических и феминистских движениях Великобритании. Идеи и интересы Элеоноры пересекались с ее гражданским мужем Эдуардом Эвелингом, который также занимался популяризацией идей Маркса, и не раз проявлял себя как критик и драматург.

Их сожительство не было узаконено ни церкви, ни гражданскими властями, но призналось в их окружении, и поэтому Элеонора часто упоминалась как Маркс-Эвелинг.

Элеонора производила положительное впечатление на всех знакомых, она выделялась своей энергией. Из-за своей несдержанности, она в 1886 году с мужем и Вильгельмом Либкнехтом отправилась в агитационное путешествие по США.

Фокусируясь на своей литературной деятельности, и помогая отцу, а затем Энгельсу и Бернштейну в публикации трудов Маркса, Элеонора активно участвовала в тред-юнионистском движении и ведении различных союзов. Она также принимала участие во множестве стачек по всему Лондону и Англии, самой значительной из которых стала стачка докеров 1889 года. Знание языков дало ей возможность участвовать в международных социалистических конгрессах, а в кругах английских и немецких социал-демократов она имела большую популярность и поддержку.

К сожалению, у Элеонора не сложилась семейная жизнь: спустя несколько лет она поняла, что ее муж ей изменяет.

С течением времени добавились частые оскорбления, побои и вымогательство денег, из-за чего она часто оставалась без средств к существованию. О детях в этой ситуации говорить не приходилось.

Большинство известий о Элеоноре и её муже сохранили свои воспоминания благодаря её письмам, которые, даже несмотря на их сдержанность, раскрывали много интересного. На последних этапах их жизни письма становились все более драматичными и полными отчаяния. Она часто высказывала мысли о том, что хорошо было бы покинуть этот мир. В 1898 году это стало реальностью: в 43 года эта когда-то полная сил женщина, охотно участвующая в общественной жизни, покончила с собой.

Выборы или смерть

Ситуация изменилась с 1903 года, когда Эммелин Панкхерст, вдова манчестерского адвоката и мать пятерых детей, основала Женский социально-политический союз. Его лозунг гласил: «Не словом, а делом», а концепция заключалась в радикальном протесте (желательно без крови). Изначально это были просто выпады в сторону полицейских, попытки попасть в здание парламента, голодовки в тюрьмах, но со временем в ходу стали и поджоги. Например, в 1912 году союз пробрался с зажигательной бомбой в Вестминстерское аббатство, а в 1913-м они разрушили одну из построек в королевских ботанических садах Кью. Окна ресторанов и министерских особняков стали повседневной целью для активисток. Женщины бросали камни, палки, молотки и бутылки с замаскированными внутри предметами. Общий ущерб от действий активисток составил очередную значительную сумму.

Демонстрация суфражисток в Лондоне, 1912 год

Фото: Getty Images

Популярными целями для союза стали знаменитости. Даже в 1912 году активисткам удалось попасть к королю Георгу V и королеве Мэри: во время их выхода в собор в Кардиффе прилично одетая суфражистка перескочила через ограду и напала на сопровождающего министра Маккенну с угрозами. Ранее, в 1909 году, Тереза Гарнет ударила собачьей плеткой лорд-канцлера Уинстона Черчилля и чуть не столкнула его под поезд, потребовав уважения к британским женщинам. Однако наиболее яркая сцена случилась в 1913 году на скачках в Эпсоне: 41-летняя Эмили Дэвисон бросилась наперерез коню короля Георга V по кличке Энмер, потеряв жизнь, намереваясь привязать к уздечке флаг суфражисток. Королева Мария в телеграммах назвала Дэвисон жестокой лунатичкой, а история смерти суфражистки, которая пыталась сбить с ног лошадь короля, попала в кинохронику компании Pathe. На похоронах Дэвисон, поствикторианское общество пришло в замешательство: в Лондоне 6 тысяч женщин прошли мимо Букингемского дворца с пурпурными знаменами с цитатами Жанны д`Арк на них. Неизвестно, как сложилась бы судьба суфражисток, если бы не начавшаяся вскоре Первая мировая война, которая показала, что женщины могут работать в любых сферах наравне с мужчинами.

Русские не идут

В конечном итоге британские женщины добились своего: в 1918 году английский парламент предоставил им право голоса, но лишь женщинам старше 30 лет с определенным уровнем образования. Женщины в возрасте от 21 до 30 лет получили это право лишь спустя десять лет, одновременно с мужчинами своего возраста. В США же президент Вудро Вильсон уступил под давлением к 1920 году после многочисленных театрализованных, но мирных акций. Интересно, что дореволюционная Россия тоже не осталась в стороне от суфражистского движения: женские общества начали формироваться здесь в середине XIX века, сосредотачиваясь на борьбе за права на высшее образование и труд. Однако к концу века российские движения начали все более настойчиво выдвигать требования о равном избирательном праве. Причем добиться уступок от властей в этом вопросе удалось быстрее, чем их британским собратьям. Летом 1917 года Временное правительство решило допустить женщин к выборам всех уровней.

Протест женщин в Петрограде, 1917 год

Фото: Getty Images

После революции советская Россия многократно демонстрировала пример равноправия полов другим странам, пусть даже только на бумаге. Так, юридическое равенство было закреплено в Конституции РСФСР 1918 года. В том же году был принят декрет о гражданском браке, который разрешал женщинам сохранять свои девичьи фамилии после замужества. Декрет 1920 года признал права женщин на аборт, а закон о браке 1926 года существенно облегчал процесс разводов и признавал детей, рожденных вне брака. Однако вскоре акцент в СССР сместился с прав на обязанности. Например, в 1935 году производство контрацептивов было временно приостановлено, а аборты фактически были запрещены с 1936 года (ограничение действовало до 1955 года), и материнство было признано социалистической обязанностью.

Радикальный суфражизм

Понимая, что их требования не будут удовлетворены традиционными средствами, суфражистки начали организовывать массовые акции протеста.

Суфражистки начали разбивать витрины, перекапывать газоны на полях для гольфа (так как в то время эта игра считалась исключительно мужским занятием). Они не боялись применять радикальные и агрессивные методы: устраивали голодовки, пикетировали Белый дом, закладывали взрывчатку в дома, организовывали публичные скандалы и без колебаний забрасывали полицейских камнями.

Суфражистка приковала себя к воротам

Одной из версий утверждает, что суфражистки даже угрожали Уинстону Черчиллю! Он не ставил свою речь на уровне уважения к феминизму, и в ответ на его слова на него посыпались угрозы: они намеревались украсть его ребенка, что заставило Черчилля даже нанять охрану.

Чего добились суфражистки?

Методы суфражисток, несмотря на их неоднозначность и противоречивость, сыграли свою роль. Благодаря их усилиям современные женщины обладают правами, которые кажутся базовыми: правом голосовать, покупать собственность, разводиться и поступать на высшие учебные заведения. Сто лет назад это было сложно представить! Эти отважные женщины стали основоположницами женских прав. В последующем, благодаря их действиям, женские права во многих странах мира начали развиваться стремительными темпами.

С любовью, команда SMITUP!

Кто это?

Суфражистки — это термин, обозначающий женщин, активно борющихся за свое право голоса на выборах. Это движение начало формироваться в XIX веке, когда большинство женщин по всему миру не имели ни избирательных прав, ни возможности полноценного участия в политической жизни. Само слово «суфражистка» происходит от латинского suffragium, которое означает «право голоса».

Суфражистское движение оказалось наиболее активным в Великобритании и США. В Англии одной из центральных фигур этого движения стала Эммелин Панкхёрст, основавшая Женский социально-политический союз (WSPU) в 1903 году. В США значительный вклад в это движение внесли такие активистки, как Сьюзен Б. Энтони и Элизабет Кэди Стэнтон, которые в 1869 году создали Национальную лигу за право женщин голосовать.

Методы борьбы за женское избирательное право

Суфражистки прибегали к разнообразным методам борьбы — от мирных митингов и петиций до голодовок и акций гражданского неповиновения. В Великобритании демонстрации нередко перерастали в столкновения с полицией, и аресты становились обычным делом для многих активисток. Это движение отличалось высокой организацией и способности мобилизовать женщин через разнообразные формы агитации, включая использование плакатов, листовок, публичные выступления и публикации в газетах.

Суфражистки сыграли ключевую роль в изменении общественного мнения и законодательных актов. Их деятельность способствовала расширению прав и свобод женщин по всему миру. В Великобритании, после многолетней борьбы, первые женщины получили право голоса в 1918 году, а полное избирательное право для всех женщин было предоставлено в 1928 году. В Соединенных Штатах права женщин на уровне федерального законодательства были утверждены с ратификацией 19-й поправки к Конституции в 1920 году.

Наследие, оставленное суфражистками, остается актуальным и в наши дни. Их борьба продемонстрировала значимость гражданского активизма и послужила примером для будущих поколений борцов за равноправие. Сегодня, когда женщины во многих странах обладают правом голоса, важно помнить, что эти права были завоеваны благодаря мужеству и решимости суфражисток.

Вы устали спорить о значимости феминизма? Получите готовые аргументы для выигрышного обсуждения в саммари История феминизма, а промокод BLOG30 даст вам бесплатный доступ ко всем саммари на месяц, чтобы ваши представления о правах женщин были максимально полными!

Оцените статью
Хозяюшки