От Станиславского до Табакова: пять главных вех в 125-летней истории МХТ

На протяжении следующих лет в случае любых разногласий достаточно было произнести слово «вето», после чего дискуссия моментально прерывалась, а ответственность за принятое решение автоматически перекладывалась на одного из мастеров.

Всё началось со свидания

История Московского художественного академического театра началась, как ни странно, со свидания! Самое известное первое свидание в театральном мире состоялось 22 июня 1897 года. Именно в этот день в ресторане «Славянский базар» встретились известный режиссёр Константин Сергеевич Станиславский и драматург Владимир Иванович Немирович-Данченко. Как и положено на свидании, они обменивались признаниями в любви, однако не друг к другу, а к театру. Это беседа шла целых 18 часов! За это время Станиславский и Немирович-Данченко заключили соглашение о создании нового театра, определили его главные принципы, вдохновившись идеями берлинской Свободной сцены и парижского Свободного театра, включая ансамблевость, гармоничное сочетание всех элементов спектакля в едином замысле и стремление к правдоподобию в создании антуража. Также они обдумали репертуар и состав труппы.

Фото 1.jpg

Москвин и Мейерхольд: у истоков МХАТа

Первоначальными актёрами новосозданного театра стали участники Московского филармонического общества, где преподавал сам Немирович-Данченко. В их числе были такие известные личности, как Иван Москвин, Ольга Книппер (супруга Антона Чехова), Маргарита Савицкая и сам Всеволод Мейерхольд. Также в труппу вошли участники любительских спектаклей, организуемых Станиславским: Мария Андреева, Мария Лилина (жена Станиславского), Василий Лужский и Георгий Бурджалов. Первым спектаклем, который был представлен в октябре 1898 года на сцене МХАТа, стала трагедия Алексея Толстого «Фёдор Иоаннович», где главную роль исполнил Иван Москвин.

Фото 2.jpg

Станиславский и Немирович-Данченко до основания МХТ

Классик русского театра Константин Станиславский (1863-1938) вырос в многодетной купеческой семье в Москве. Его истинная фамилия — Алексеев. Родители первого народного артиста СССР были неравнодушны к театру: в их доме был организован зал для детских театральных представлений. В семейном имении в подмосковной Любимовке Алексеевы обустроили театральный флигель. Старший брат Константина Станиславского, Владимир, стал театральным режиссёром и либреттистом, а младшая сестра Зинаида — актрисой.

В 1877 году в доме семьи был сформирован Алексеевский кружок, где Станиславский обучался у лучших педагогов. Он брал пример с актёров Малого театра, таких как Александр Ленский, Николай Музиль и Мария Ермолова. Свой первый спектакль Станиславский представил в 1884 году на любительской сцене в доме купца Андрея Карзинкина, сыграв роль Подколесина в «Женитьбе» Гоголя в постановке артиста Малого театра Михаила Решимова.

В 1886 году он стал членом дирекции и казначеем Московского отделения Русского музыкального общества и консерватории. Он принял участие в создании Московского общества искусства и литературы (МОИиЛ), чьи первые спектакли прошли 8 (20) декабря 1888 года. За десять лет работы в МОИиЛ Станиславский стал известным актёром, приняв участие в постановках «Скупой рыцарь», «Каменный гость», «Жорж Данден», «Буря» и многих других. Он также начал ставить свои спектакли, среди которых «Горящие письма», «Отелло», «Уриэль Акоста», «Польский еврей», «Много шума из ничего» и «Двенадцатая ночь».

Режиссёр и театральный критик Владимир Немирович-Данченко (1858-1943) родился на территории нынешней Грузии в дворянской семье. В 1876 году он поступил на физико-математический факультет Московского университета, и затем, переключившись на юрфак, вскоре бросил учёбу.

Начиная с 1877 года, театральные рецензии Немировича-Данченко начали публиковаться в таких изданиях, как «Будильник», «Артист», «Стрекоза», «Русский курьер» и «Новости дня», причем он использовал различные псевдонимы. В 1880-х он начал писать пьесы, среди которых «Последняя воля», «Новое дело», «Золото», «Цена жизни», «В мечтах», а в 1890-х — романы и повести, такие как «На литературных хлебах», «Мгла», «Старый дом», «Губернаторская ревизия» и «Драма за сценой». Многие его произведения были адаптированы для театров, включая Александринский, Малый и провинциальные театры.

Одним из замечательных моментов в биографии Немировича-Данченко стал его отказ от Грибоедовской премии за пьесу «Цена жизни» в 1896 году. Он считал, что «Чайка» Антона Чехова более достойна этой награды. В период с 1891 по 1901 год он преподавал в Музыкально-драматическом училище Московского филармонического общества. На момент встречи с театральным любителем Станиславским он уже стал известным драматургом. Многие считали, что он мог бы стать преемником Александра Островского.

Предпосылки создания нового театра

Станиславский и Немирович-Данченко обладали схожими взглядами на преобразование театральной этики. Оба мастера ценили в актёре способность подчинять свои таланты интересам спектакля, а не эгоцентристично играть свою роль. Их идеалом был интеллигентный актёр, который посвящает себя искусству и образованию. Для формирования ансамбля из таких профессионалов было необходимо изменить всю систему взаимоотношений внутри театрального коллектива.

Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко, 1928 год

РИА Новости

Ещё в 1882 году в статье под названием «Театральный вопрос» Немирович-Данченко писал о необходимости для провинциальных актёров объединяться в коллективные товарищества. По его мнению, театры должны были освободиться от материальной власти антрепренеров и возвысить художественную ответственность артистов над материальной. В течение четырёх лет он направлял письма управляющему Московской конторой императорских театров Павлу Пчельникову с просьбой о реорганизации Малого театра.

«Я считаю его единственным учреждением в России, где процветает — и может ещё больше процветать — драма. Остальные театры, включая петербургские, безнадежны. Малый же театр находится на одной ступени от моего идеала», — сообщал Немирович-Данченко.

Он разработал план сезона для Малого театра, предложив репертуар, расписание репетиций с комментариями режиссёра и иные нововведения. Из всех предложенных реформ в театре были реализованы лишь две: генеральные репетиции и утренники. Несмотря на это, даже на пике работы с МХТ Немирович-Данченко продолжал оказывать помощь Малому театру.

В это время Станиславский планировал создать собственный профессиональный театр на базе группы актёров-любителей МОИиЛ. Об этом намерении он объявил в 1897 году в интервью газете «Новости дня». Занимаясь поисками директора, он пытался подружиться с Михаилом Лентовским, однако их сотрудничество не состоялось из-за разных подходов к театральной этике.

На протяжении многих лет Немирович-Данченко и Станиславский знали о существовании друг друга исключительно через книги и рецензии. Каждый высоко оценивал творчество другого, но их пути не пересекались. Драматург неоднократно отмечал успехи Станиславского в своих рецензиях, изображая его как высококлассного молодого человека из богатого купечества, который оказывал значительную поддержку Обществу искусства и литературы, а также как талантливого и проницательного любителя театра.

Новый театр в здании в Камергерском переулке

Театр появился в Камергерском переулке только в 1902 году, когда Савва Морозов взял в аренду здание Лианозовского театра. В контракте указано о том, что театр Лианозова в Камергерском переулке, дом 3, с 1 апреля 1902 года сроком на 12 лет переходит в пользование Саввы Тимофеевича Морозова. Арендная плата была установлена на уровне 28 000 рублей в год, а арендатору было предоставлено право произвести множественные переделки и перестройки.

В течение нескольких месяцев Лианозовский театр был полностью преобразован. Морозов оплатил все ремонтные работы в размере 300 000 рублей и лично контролировал процесс строительства, переселившись на лето в небольшую комнату рядом с театром. Однако у мецената МХТ были не только интересы искусства. Страстный поклонник ведущей актрисы труппы, красивой Марии Андреевой, он был готов щедро платить за всё — не только за театр, где она блистала, но и за революцию, которой она увлекалась, вскоре став не обвенчанной невестой Максима Горького.

Архитектором нового театра, который работал безвозмездно, стал Фёдор Шехтель. Вечером была произведена полная перестройка сценической коробки, которая заняла всё пространство предыдущего двора. Зрительный зал увеличился до 1300 мест, а была устроена вращающаяся сцена — редкость даже для зарубежных театров. В здании МХТ также появились жилые комнаты для актеров. Например, в квартире под номером девять на протяжении 1922-1928 годов проживал Василий Качалов, а в квартире №8 — Алла Тарасова.

Архитектор Фёдор Шехтель выбрал стиль модерн для театрального особняка и использовал приглушённую серо-зелёную гамму. В отделке театра не было допущено ни одного яркого цвета или золота, так как, по словам Станиславского в его мемуарах, это было сделано для того, чтобы не утомлять зрителей, оставив яркие краски исключительно для декораций и сценического оформления. Однако такая скромность не помешала Шехтелю создать настоящий шедевр: мягкие линии, растительные орнаменты на фасаде, массивные дубовые двери, фриз «Море житейское» работы Анны Голубкиной слева от центрального входа и символ чайки, летящей на фоне волн, на занавесе. Этот особняк продолжает служить домом для Художественного театра и по сей день.

МХТ заложил принципы режиссуры, разрабатывал актёрский ансамбль с целью создания единого мозаичного действия, а не разрозненных выступлений с декламацией при отсутствии игры. Почти сразу же МХТ начал распространять свою модель за пределы столицы, задумав создать акционерное общество для поддержания провинциальных театров. Однако театральные труппы по стране стремились копировать не только репертуар и мизансцену спектаклей, но и образ мысли и манеру речи на сцене.

В середине XX века у театра появится дополнительное слово в названии — академический, а также сама Школа-студия МХАТ. На заре основоположники театра восстановили труппу, которая состояла из его учеников, искомых словно драгоценные камни, но никто не мог остаться не покорённым принципами театра, ведь сегодня ты играешь Гамлета, а завтра — массовку. Тем не менее, актёры становились легендами: поклонницы дежурили под окнами дома Василия Качалова, днём и ночью скупая его фотокарточки по баснословной цене. Ангелина Степанова, звезда театра в социалистический период, народная артистка СССР, воплотила восхитительную галерею ролей за свои плодотворные шесть десятилетий на сцене. За её помощью шли и просили благословления, не усомнившись в её таланте.

Слово «художественный» также оказалось в названии МХТ по недоразумению — сценическое искусство здесь впервые стало многогранным. Спектакли долго и тщательно репетировались под руководством лидера, то есть режиссёра, вместе с художниками, которые прежде создавали лишь эскизы декораций. Станиславский стал активно участвовать в создании сценографических макетов, что с тех пор стало обязательным этапом подготовки спектаклей.

Дни Турбиных Михаила Булгакова, Сталин и кризис идей

Предпоследний перед войной яркий период МХАТа связан с именем ещё одного драматурга — Михаила Булгакова. По легенде, Сталин приходил смотреть его пьесу «Дни Турбиных» (или «Белую гвардию») почти два десятка раз, ему нравилось заявлять о всесокрушающей мощи большевизма, выражаемом в спектакле. «Дни Турбиных» ставили в общей сложности 987 раз на протяжении 15 лет при полных аншлагах. Они могли бы идти дольше, однако декорации сгорели во время гастролей в Минске в 1941 году в результате бомбежки.

Послереволюционный МХТ отнёс постановку пьесы Булгакова к манифесту нового театра, который должен был подтвердить репутацию театра русской интеллигенции в условиях кризиса, когда страна переживала раскол Gражданской войны и театры возвращались из долгого заграничного турне. Этот спектакль смог объединить в зрительном зале идеологических сторонников и противников: человечность стоила эмоциональной отдачи. Свидетели описали, как «какой-то гражданин, плача, закричал „спасибо“, а во время диспута в Доме печати одна из женщин патетично воскликнула: „Все люди — братья“.

Булгаков, подвергаясь гонениям со стороны цензуры, вместо разрешения на публикации и постановки своих произведений, получил возможность работать в Художественном театре, где он писал инсценировки, служил ассистентом режиссёра и даже выходил на сцену. Его крошечная роль в «Пиквикском клубе» оказалась настолько яркой, что во время генеральной репетиции Станиславский не узнал драматурга и спросил, кто играет. Все эти впечатления нашли отражение в его «Театральном романе» (или «Записках покойника»), где Булгаков иронически описал закулисье МХТ. Четыре литра выпитой театром крови Михаил Афанасьевич определил как свою любовь к театру, перемешанную с ненавистью.

В 30-е годы отношения театра с Кремлём достигли особого уровня — театр стал подчиняться генсеку (в управлении ВЦИК СССР) и был переименован в МХАТ СССР имени Горького. Система Станиславского, ещё при жизни своего основателя, законсервировалась и оказалась под угрозой истощения. МХАТ занял позицию центрального государственного театра, по сути, отдав первенство у Малого театра, который когда-то был императорским. Сообщение о премьере «Анны Карениной» с Аллой Тарасовой в главной роли в 1937 году передавалось как событие государственного значения.

Актёрские студии, созданные при МХТ, развивали идею через своих учеников и оппонентов Станиславского. Отобранные отделения продолжали свою линию (так возник театр-студия Евгения Вахтангова). Однако многие из них вскоре рассыпались или были закрыты из-за формализма. Такую судьбу пережила Первая студия (МХАТ-2), закрытая правительственным решением в 1936 году, частично потому, что соучредитель Михаил Чехов эмигрировал из страны. Этот выдающийся актер впоследствии стал главным учителем голливудских звёзд, от Мэрилин Монро до Клинта Иствуда.

Во времена Советского Союза авторитет МХАТа стал непререкаемым, что не только защищало театр, но и вызывало кризис. Выдающиеся мастера сцены, хотя и оставаясь актёрами, а не режиссёрами (такие как Николай Хмелев, Иван Москвин, Михаил Кедров), управляли театром с идеологической точности, однако спектакли по пьесам-однодневкам почти не остались в памяти современников. После войны МХАТ погрузился в существование без чёткого сюжета, затянутую угасание. Долгие годы его кормили старейшие спектакли. Легендарные «Три сестры» Немировича-Данченко игрались полвека, а сценическая жизнь «На дне» продолжалась почти восемь десятилетий.

Актеры МХАТ им. Горького

Народная артистка СССР Татьяна Доронина занимает важное место в труппе театра, где она сыграла множество ярких образов. Хранителями театральных традиций можно назвать таких актеров, как Аристарх Ливанов, Геннадий Кочкожаров, Юрий Горобец и Владимир Ровинский.

Творческий коллектив театра МХАТ имени М. Горького представлен множеством заслуженных артистов, завоевавших любовь публики своими яркими и неповторимыми ролями на сцене. Также в труппе много молодых актёров, обладающих высоким творческим потенциалом. Театр активно сотрудничает с приглашёнными актёрами, которые вносят свой вклад в развитие репертуара.

Билеты в МХАТ им. Горького

Зрители могут забронировать билеты на спектакли по телефону и затем выкупить их в кассе театра. Кроме того, можно просто прийти в кассу МХАТ им. Горького, расположенную в здании театра, выбрать интересующую постановку и места в зрительном зале, затем оплатить билеты. К оплате принимаются как наличные средства, так и банковские карты. Удобно приобретать билеты онлайн на официальном сайте театра, без каких-либо наценок.

Театр считает себя преемником Московского Художественно-общедоступного театра, основанного Константином Станиславским и Владимиром Немировичем-Данченко в 1898 году. В его репертуаре представлены как классические произведения, так и пьесы современных драматургов. С 1932 года театр стали именовать МХАТ СССР им. М. Горького. В 1987 году театр разделился на два, одним из которых стала Татьяна Доронина, и за ним сохранилось название. Второй театральный коллектив в настоящее время называется МХТ им. А. П. Чехова.

МХАТ им. Горького помещается в здании, построенном на Тверском бульваре. Фасад здания стилизован под театральный занавес; каменные горизонтальные полосы имитируют его складки. При отделке интерьеров использовались материалы, такие как дерево, камень и бронза.

Костюмы из монастыря

Владимир Немирович-Данченко хотел, чтобы история Художественного театра началась с постановки «Чайки» Антона Чехова. Однако Константин Станиславский не поддержал его идею — трудно поверить, но между режиссёром и драматургом поначалу существовали напряжённые отношения. На встрече в «Славянском базаре» Немирович-Данченко и Станиславский обменялись списками: каждый указал спектакли, которые хотел бы поставить. Оба назвали «Царя Фёдора Иоанновича» по пьесе Алексея Толстого и на нём сошлись. Правда, было одно препятствие: этот спектакль находился под цензурным запретом уже 30 лет — спектакли было нельзя ставить ни в провинции, ни в столицах. Однако отцы-основатели МХТ не хотели отступать от своей мечты, и Немировичу-Данченко удалось получить разрешение на постановку (после внесения некоторых изменений в текст пьесы).

В то время костюмы для спектаклей брали напрокат или перешивали из готовых вещей. Для поиска нарядов в духе XVI века театр организовал экспедиции в Ростов Великий, а затем в Нижний Новгород, где и улыбнулась удача: разорившийся монастырь распродавал старинные ткани, золотое шитьё, одежду и аксессуары, а также посуду и предметы быта. «Я возвратился в Москву с богатой добычей, так как привез с собой целый музей не только костюмов, но и различных других вещей для обстановки «Фёдора», — вспоминал Станиславский. Интересно, что превращением монастырских артефактов в театральные костюмы занимались также сами актрисы: Ольга Книппер, Мария Андреева и Мария Лилина (жена Станиславского) расшивали головные уборы камнями и речным жемчугом.

Мария Полканова. Михаил Синицын/ ТАСС

«Не забывайте, что мы стремимся осветить темную жизнь бедного класса, дать им счастливые эстетические минуты среди той тьмы, которая окутала их. Мы стремимся создать первый разумный, нравственный общедоступный театр, и этой высокой цели мы посвящаем свою жизнь»

В «Царе Фёдоре» роль главного героя исполнил тогда ещё малоизвестный актёр Иван Москвин; Василия Шуйского сыграл Всеволод Мейерхольд. Спустя пару лет в спектакле стал участвовать и сам Станиславский, играя роль Ивана Шуйского.

Постановка успешно шла более полувека, пока не произошло несчастье. В октябре 1949 года, в день 51-й годовщины театра и спектакля, исполнитель главной роли Борис Добронравов скончался от сердечного приступа прямо на сцене. После этого «Царь Фёдор Иоаннович» исчез из репертуара.

«Вся Россия — наш сад»

Антон Чехов ассоциируется с МХТ так сильно, что может показаться, будто драматург провёл в этих стенах полжизни. На самом деле он провел всего шесть лет, причём большую часть времени работая на удалёнке: в 1899 году из-за проблем со здоровьем Чехов переехал в Ялту и в Москву появлялся крайне редко. Тем не менее, МХТ и Чехов действительно многое дали друг другу: здесь писатель встретил свою супругу Ольгу Книппер-Чехову, заявил о себе как о создателе новой драмы и подарил театру символ в виде чайки. Спустя много лет, в 1989-м, он также подарил ему своё имя. Удивительно, но изначально Чехов недовольствовался постановкой «Чайки» в МХТ: в 1896 году спектакль по этой пьесе провалился в Александринском театре, и Чехов поклялся не писать для сцены. Немирович-Данченко долго уговаривал его дать вторую жизнь произведению. После московской премьеры публика была в восторге, и Чехов снова занялся драматургией, при этом начиная писать специально для МХТ.

Михаил Синицын/ ТАСС

«Вишневый сад» — последняя пьеса Чехова, поставленная при его жизни, и первая в Московском художественном театре, на премьере которой он присутствовал (он пропустил премьеры «Чайки», «Дяди Вани» и «Трёх сестёр» из-за болезни). Драматург мечтал посетить дебютный показ, приехал из Ялты в Москву, но прямо накануне спектакля обиделся на театр (по одной из версий, ему не понравилось, что Станиславский на репетиции вышел на сцену, чтобы показать актёрам, как следует играть). Несмотря на то, что главную героиню, Аркадину, играла его жена, Чехов решил проигнорировать премьеру. Только после того, как во время представления Немирович-Данченко прислал ему срочную телеграмму с вызовом, писатель всё-таки приехал в театр, где его встречали актеры овациями.

Фрагмент макета декорации к спектаклю

Следует отметить, что декорации к спектаклю, фрагмент макета которых можно увидеть в Музее МХАТ, создавал Виктор Симов — художник, который одним из первых начал делать трёхмерные декорации вместо плоских театральных задников, использовавшихся ранее. Симов работал в МХТ с момента его открытия и оформил 51 пьесу. Для «Вишневого сада» художник придумал невероятно эффектную сценографию, в которой воссоздал интерьеры увядающего дворянского дома и «посадил» за окном бутафорские цветущие деревья, ветви которых тянулись в комнату.

Оцените статью
Хозяюшки