Большое спасибо, Арина, за ваш комментарий! Нам очень приятно знать, что статьи на сайте нашего фонда действительно оказывают помощь! Мы надеемся, что вы и ваш муж примете правильное решение. И вам спасибо за признание трудов родителей, ведь это действительно огромная работа!
Олеся Лихунова: Я год уговаривала мужа взять ребенка в семью
Олеся и ее муж Александр воспитывают семерых детей, двое из которых родные: Маша, 12 лет, и Тимур, 8 лет, и пятеро приемных детей: Галя, 10 лет, Кирилл, 8 лет, Нина, 8 лет, Вадим, 5 лет, и Кристина, 3 года. Пятеро из них имеют особые потребности по здоровью. Двоих — Галю и Кирилла — Олеся с мужем приняли в семью, увидев их видеоанкеты, подготовленные фондом «Измени одну жизнь». Это история о смелости, о стремлении помочь, без иллюзий и с осознанным подходом к процессу усыновления.
Похож на меня
На одном из сайтов я заметила Вадима, когда ему было всего шесть месяцев. Мои родные дети не очень похожи на меня: искренне голубоглазый сын явно отличался светлыми волосами, а у меня темные локоны. Но когда я увидела Вадима, меня поразило, насколько он внешне напоминал меня.
Я показала его фото мужу и сказала: «Посмотри, какой он симпатичный, давай возьмем его в семью». Однако муж отказался обсуждать эту идею. Это был непростой момент. В течение года я регулярно читала форумы, изучала рассказы других приемных родителей и смотрела видео о приемных семьях, делясь этой информацией с ним. Постепенно он стал готовиться к принятию решения и согласился брать ребенка.
Затем я отправилась в опеку, где мне сразу предоставили список необходимых документов. В тот же день меня записали на курс для родителей приемных детей, где требовали, чтобы мы оба посещали занятия вместе. Вадиму на тот момент уже было полтора года. Я приехала к нему и увидела, что у малыша есть серьезная задержка в развитии: он часто качался, не смотрел в глаза и плохо реагировал на окружающих. Его физическое развитие было заметно позади — в полтора года его рост составлял всего 70 сантиметров. Когда я впервые посадила Вадима себе на колени, он был напуган и напряжен. Я тоже переживала, но уже не сомневалась, что его нужно срочно забирать домой.
Перед тем как принять такое важное решение, мы много разговаривали с нашими родными детьми, объясняли, что есть ребята, у которых нет мам и пап. С самого начала они стали частью процесса: вместе с нами смотрели фотографии Вадима и выбирали для него вещи и кроватку. Они с радостью восприняли нашу идею.
Слава богу, у Вадима не возникло трудностей с адаптацией. Дети тепло его приняли, и мы с радостью наблюдали, как он начал улыбаться, расти и развиваться быстрыми темпами. Его зубы начались расти сразу по четыре. Он, наконец, понял, что ему кто-то нужен, и это стало значимым событием и для нас — дало новый смысл жизни.
Александр, отец: Когда Олеся предложила взять ребенка из детского дома, моя первая реакция была резко отрицательной. Она рассказала мне про Вадима, но я был не готов к этому. Наверное, страх сыграл свою роль. Я сам вырос в семье, в которой было трое детей, и мне было сложно представить, что значит иметь большую семью.
Теперь я не представляю свою жизнь без него. Вадим следует за мной повсюду, обзывая: «папа, папа».
Для нас с Олесей было гораздо сложнее решить вопрос с приемом Нины. У нее был диагноз: спинномозговая грыжа. Мы много общались с другими родителями, которые принимали таких детей. В конечном итоге, решение было принято. Это, конечно, непросто, но мы ни разу не пожалели, что она теперь с нами. Нам с женой нравится заниматься детьми и их воспитанием.
Препятствия к цели, или Назови пять
Ещё со времен, когда Мария была маленькой, у меня сформировалась привычка создавать «препятствия к цели». Так я мысленно называю это: например, дети увидели в окно, что вышли их друзья, и бегут на кухню с просьбой: «Мама, можно мы сделаем математику позже, а сейчас пойдем гулять, потому что Рома и Назир уже вышли?» Я отвечаю: «Хорошо, но только тот, кто расскажет мне какой-нибудь лимерик, может пойти гулять.» Лимерики — это короткие и смешные стишки Эдварда Лира, которые легко запоминаются. Дети бегут быстрее искать любой лимерик, читают его дважды и возвращаются, чтобы рассказать мне, после чего убегают на улицу. Зачем же я это делаю? Просто так, для удовольствия! Почему бы и нет? Олимпиаду по 学习 дни на выполнение танца не требуется, это весело! Можно использовать любые детские стихотворения или стишки Ренаты Мухи. Главное, препятствия должны быть лёгкими, не создающими трудностей для детей.
Вот еще один пример. Вадим спрашивает: «Мама, пирог был вкусный, могу взять еще один кусок?» «Конечно, Вадим, только назови мне пять насекомых.» Он называет, я закрываю пальцы на руке, и после пятого называет — получает пирог и уходит играть. Старику могу предложить назвать фамилии десяти поэтов, пять стран Европы или десять пород собак — это что угодно, главное, чтобы это было не сложно. Если он не может назвать что-то последние, я подсказываю и делаю вывод, что потом мне надо будет повторить с ним эту тему. Ни разу не было так, чтобы кто-то расстраивался от моих вопросов. Напротив, они это обожают! Галя просит ещё задания. Ей приятно справляться с поставленной задачей.
Когда Нину только привезли, она паниковала при услышанном вопросе. У нее был страх, что она не справится или ответит неправильно. Я задавала ей простейшие вопросы: назови три животных. Она с трудом вытаскивала слова на свет. Это был настоящий ступор! Но затем, увидев, как другие дети охотно отвечают, как их никто не ругает, даже если не могут что-то вспомнить, Нина постепенно расслабилась и сама также начала называть. И смех раздавался, когда она правильно называла пять видов животных или пять фруктов. Это полезная привычка, показывающая, что задания могут быть весёлыми и преодолевать их приятно и радостно. Я продолжаю это делать даже с Марией, только задаю более сложные вопросы: назови имена всех битлов на фото или выучи припев песни Цоя «Но если есть в кармане пачка сигарет». И она учит! Мы смеемся этим вместе.
В занятиях есть место шутке
Каждый день в числе прочих развлечений я проверяю у Вадима знание букв с помощью карточек. Он уже запомнил карточки с картинками, и теперь мы доводим до автоматизма карточки, на которых просто написаны буквы на белом фоне. У нас 66 карточек, все буквы повторяются по два раза. Я листаю их быстро, с серьезным лицом. Вадим иногда забывает букву «Л», «Ч» и «Ф», и поэтому карточки становятся скучными. Чтобы сделать процесс веселее, я добавляю пару карточек с картинками из другого набора, например, дом, кошку и ракету. Я листаю карточки быстро, и когда Вадим видит что-то неожиданное, он начинает смеяться и говорит: «Эй, это же не буква!» А я отвечаю: «И что, это шутка, давай называй!» Я каждый раз меняю карточки с картинками, чтобы создать неожиданные моменты, и Вадим не может не смеяться, когда сталкивается с ними. Этот метод помогает разбавить атмосферу полезного, но скучного занятия.
Когда вы рассказываете детям о каком-то герое, важно, чтобы рассказ не был скучным. Для начала стоит упомянуть два-три ярких факта, которые точно запомнятся. Например: «Вы знали, что есть учёный, который не может двигаться, кроме одного пальца!» Или: «Была такая художница, которая создавала картины, лежа в гипсе, после того как её проткнул ручкой от автобуса во время аварии!»
Даже этого вполне достаточно для начала. Я называю это «создать липкое место» — мы привлекаем внимание к герою, и он становится ярким, благодаря чему становится возможным рассказать следующую порцию информации, и она прилипает к предыдущей.
Вадим
Невозможно передать эмоции, когда я впервые поехала в дом ребенка, чтобы познакомиться с Вадимом. Силой дождя я остановилась у ворот, не в силах решиться войти. В те моменты я чувствовала, что дом ребенка — это ужасное место, где собрано множество покинутых, несчастных детей. Шагнуть на эту территорию означало попасть в мир, где всё неправильно и не так, как должно быть в нашем обществе.
Врач встретила меня приветливо, и, сообщив, что я пришла к Вадиму, она вытащила его документы и начала рассказывать о его состоянии. Единственной проблемой, о которой она говорила, была задержка роста и развития.
Она также отметила, что у Вадима имеются ярко выраженные признаки депривации: он сосет свои пальцы, сильно раскачивается перед сном, а в течение дня проявляет гиперактивность и несколько раз кусал других детей.
После обсуждения всех необходимых моментов мы вместе направились в актовый зал. Я села на маленький стульчик и с замиранием сердца жду, пока Вадима оденут и принесут ко мне.
Вот он, маленький, но довольно крошечный мальчик! Я думала, что по фотографиям он выглядит значительно крупнее.
Воспитательница провела его ко мне и поставила прямо передо мной. Он несколько секунд смотрел на меня с испугом, а потом вдруг разревелся и помчался в самый угол комнаты, отвернувшись ко мне спиной и начав всхлипывать. Судя по всему, врач говорила о том, что Вадим не различает своих и чужих, но, оказывается, он все понимал!
Кое-как его вынудили выйти из угла, принеся печенье. Он сжимал его в руке и смотрел на меня с недоверием. Воспитатели говорили ему: «Ну, Вадим, что с тобой, не стесняйся!» и, посадив его мне на колени, старалась помочь установить контакт.
Я гладила его по спине и говорила, какой он хороший и милый. Вадим замер и перестал шевелиться, даже коленями ощущалось его сердцебиение. Он был совершенно не в себе и не знал, чего ожидать от меня.
После ухода врача я осталась только с воспитательницей. Я достала из сумки молоточек с милыми звуками и, вертя его в руках, заметила, как Вадим с интересом смотрит на меня. Я потрясла его еще раз, и на его лице появилась первая улыбка. Он взял его в свои руки, но не смог ничего сделать с ним. В итоге вернулся к печенью.
Я начала расспрашивать воспитательницу о малыше, и она рассказала, что Вадим хорошо ест и быстро засыпает. Да, он активный, но, видно, что он умный ребенок. Ему нужно внимание, и дома дети раскрываются…
Пока она говорила, я достала маленькие качели на присоске и прикрепила их к скамейке. Вадим подошёл к ним, толкнул их, заулыбался — хороший признак!
Затем его повели на обед, и он забрал все игрушки. Я отдала воспитательнице оставшееся печенье и вернулась к главному врачу, сообщив, что мальчик мне понравился. Она попросила не торопиться с решением, тщательно все обдумать, и дала мне свой номер телефона, чтобы поддерживать связь, после чего мы попрощались.
На обратном пути домой, сев в автобус, я была полна эмоций и размышлений. Можно знать о существовании детских домов, но увидев такого одинокого ребенка своими глазами, осознаешь весь ужас ситуации. Так жаль его, что смириться с таким невозможно. Неужели я могу его оставить там?
23 июля 2012 г.
Вторая встреча с Вадимом
Я прибыла в Карачев, где находился дом ребенка Вадима, ровно в 9 утра. Подписала шесть листов согласия на оформление опеки и направилась в дом ребенка, чтобы повидать Вадима. Я принесла с собой подгузники и игрушку — утенка-каталку.
Врач снова меня встречает доброжелательно, и после небольшого разговора предлагает сначала отдохнуть с Вадимом, а затем перейти к административным формальностям.
Группа детей гуляла на улице. Небо было затянуто дождем, а они резвились на веранде. На десять детей было три воспитательницы, выход на улицу отгородили скамейкой, чтобы дети не могли выйти и промокнуть.
Я подошла к скамейке, пытаясь войти внутрь. Дети заметили меня и начали подходить с протянутыми кверху руками. Только Вадим сидел в уголке и наблюдал за происходящим.
Утенка-каталку сразу же утащили в сторону — даже не успела ее показать Вадиму. Поэтому я села рядом с ним, стараясь игнорировать алчущих внимания остальных малышей, которые направились ко мне одним потоком.
Я часто представляла подобные сцены у себя дома, и мне казалось, что в такие моменты сердечко мое полнится жалостью. Но на самом деле все эмоции были притуплены из-за множества впечатлений.
У половины детей во рту были красные и оранжевые фантики от конфет. Вадим тоже держал в руке подобный фантик и старательно его сосал. Когда я достала пузырьки для мыльных пузырей и стала их надувать, вся группа с криками и смехом ринулась за ними. Малыши падали, и я не могла удержаться от восклицаний каждый раз, когда кто-то падал.
Тем не менее, ни один из детей не плакал, они вставали и продолжали бегать. Даже самые маленькие, которым всего лишь год-полтора. Весь день прогулки никто не закричал и не заплакал, кроме Вадима. Он карабкался на качели, не дотягивался и, в конце концов, разревелся.
На первой встрече, чтобы произвести наиболее положительное впечатление, Вадим был одет в новую, красивую одежду, но сегодня он появился в смешных и неподходящих нарядах: колготки слишком большие, сандалии явно два размера больше, а рубашка оказалась довольно тесной. Шапка оказывалась и вовсе странной. Однако такая же произвола обстояла и с другими детьми.
Я решила немного пройтись с Вадимом по территории дома ребенка, но была очень удивлена его равнодушием. Он даже не смотрел на меня, не реагировал на обращения, просто сосал все, что я давала ему в руки, включая блокнот и салфетки. Печенье есть он отказался, так как не умел жевать твердую пищу — сразу давился.
Мы провели на скамейке около десяти минут, а затем я отнесла Вадима на привычную ему веранду, где он стал вести себя более активно.
На прощанье я обняла его и пошла подписывать необходимые документы на опеку. Главврач пришла туда же и сообщила, что к среде все документы будут готовы, и тогда можно будет забирать Вадима. Я попрощалась с воспитателями и уехала домой совершенно счастливой.
Вадим. Фото 2017 года. Источник: Facebook Олеси Лихуновой
26 июля 2012 г.
усыновите. ру
Олеся — многодетная мама. Часть её детей — приемные. Публикация «Домашний очаг» представила фрагменты из её дневника о том, как каждый ребенок появлялся и адаптировался в семье.
Дети Олеси читают книги, смотрят хорошие фильмы, занимаются в различных кружках и секциях (каждый из них увлечен своим делом) и помогают маме по хозяйству. Олеся успевает организовывать их быт и обучать (у некоторых детей — семейное обучение), и делает это так интересно, с оригинальными методами и учебными материалами, что многие просят её делиться опытом.
Олеся учится на курсах фотографии, увлечена этим занятием, её снимков ждут с нетерпением; к ней записываются на фотосессии. В их доме, судя по фотографиям, царят порядок и уют, все сыты, а большинство детей радуются жизни. Олеся также увлекательно и очень честно повествует обо всем, что происходит в её доме, на своей странице в фейсбуке.
Главный вопрос, который мучил общественность все эти годы: как же она все успевает? У Олеси нет ни нянь, ни домработниц.
Недавно Олеся родила четвертого малыша — теперь в семье стало девять детей. Спустя неделю после родов она ответила на вопрос, как ей всё удается, в посте, написанном супругу (кстати, это тот редкий мужчина, который понимает, каково это — сидеть в декрете, ведь он оформлен официально). И тогда многие узнали о её методах.
Сегодня ровно неделя, как мы с Львушей находимся в различных больницах. Все эти дни с остальными детьми справляется папа.
Это было бы тяжело, даже если бы у него был только Савва. Кормление, прогулки, купание и укладывание спать малыша — здорово, что Саша справляется с этим, иначе я бы волновалась о нем. И не проще было бы, даже если бы он остался только с Ниной, которой требуется особое внимание, а также помощь в обучении по программе 4 класса. И вовсе не проще, если бы папа остался на неделю с Вадимом и Кристинкой. Эти двое без конца норовят устроить совместные игры, что приводит к ссорам и постоянным крикам. Не проще будет и с Кириллом и Галей. С одним нужно постоянно проверять выполнение домашних заданий, а другого надо вести в школу и встречать обратно, чтобы не потерять его на пути.
Я знаю, что моему дорогому мужу сейчас непросто. Все дела и заботы о восьми детях лежат на нем. Какое счастье, что есть человек, которому я могу доверить такую ответственную задачу. И он справится с этим без злости и жалоб, не прося о пощаде. Я его люблю всем сердцем и очень горжусь им!
Теперь же подписчики Лихуновой, для которых рождение Льва стало настоящим сюрпризом, очень хотят задать ей другой прямой вопрос. И мы с этим помогли.
Зачем семье с восемью детьми — девятый ребенок?
Говорят, что когда в семье становится больше четырех детей, родители уже не ощущают больших изменений. Если вам удается справляться с двумя парами детей и при этом у вас нет чувства, что жизнь превращается в бесконечную череду подгузников, уроков и разъездов по кружкам, вероятно, пятый и последующие дети уже не будут так страшны.
Наша семья начиналась с рождения двух детей. Сначала появилась девочка Маша, через четыре года родился сын Тимур. Классическая ситуация. Затем мы задумались над усыновлением третьего малыша, почти год решались. Так у нас появился годовалый Вадим. В какое-то время было сложно, почти год мы привыкали к новому сыночку. Затем мы привыкли, и стало легко и радостно от осознания нашей новой семьи. Ребёнок так изменил наше существование, что мы стали задумываться о возможности взять еще одного. И постепенно у нас появилось еще четверо приемных детей.
Это было нелегко. И не потому, что нас стало семеро, а потому, что у каждого из детей проявились свои проблемы, требующие особого подхода в воспитании и обучении. Каждый новый ребёнок приносил новые сложности, при этом весь наш предыдущий опыт оказывался совершенно бесполезен, и с каждым нужно было заново налаживать свои уникальные отношения.
Со стороны может показаться, что в многодетных семьях детей воспитывают оптом: подал команду налево — все побежали налево, направо — все устремились направо. У нас так не получилось. Я понимала, что у меня семь детей, а у каждого из них одна единственная мама. Для каждого ребенка крайне важно иметь свои личные отношения со мной и папой, свою уникальную историю.
Дорога до Москвы
До нашего поезда оставалось всего полчаса, а билеты мы еще не приобрели. Очередь в кассы наполняла унынием, дети устали, и мы едва-едва тащили все вещи. Мы старались оставаться в очереди, пока Кристина не начала жалобно скучать в коляске. В этот момент одна женщина уступила нам свою очередь.
Кассир спросила, чьи дети, так как у девочек разные фамилии и отчества. Я сказала, что только что забрали их из детского дома и у меня есть постановление об опеке.
Постоянная посетительница, которая уступила очередь, была поражена: «Как же так! А выглядят как обычные дети!»
После приобретения билетов мы бросились искать нужный путь к поезду. Необходимо отметить, что подземные переходы на вокзалах совершенно не предназначены для спуска с коляской. Мне пришлось поднимать ее, перетаскивая то вверх, то вниз. Мы вбежали в вагон и начали обсуждать с мужем, что пробраться с коляской и всеми вещами через метро — это просто невозможно, нам покажется, что такси — единственный выход. Стали сравнивать, сколько это может стоить, поскольку денег было крайне мало.
И тут произошло удивительное. В вагон влетела та самая женщина из очереди, протянула тысячу рублей, пожелала здоровья и исчезла. Мы были в замешательстве, а затем осознали, что если судьба дает нам тысячу, значит, мы можем взять такси. В три часа ночи мы были дома.
Жизнь с пятью детьми
Я пытаюсь найти подход в текущей ситуации. Кристина не расстается со мной ни на секунду. Она, если теряет меня из виду, закатывает истерику. Я ношу ее с собой, мечтая поскорее приобрести рюкзак для переноски, потому что мои руки и спина болят от нагрузки. Я не могу оставить Кристину с папой или кем-то другим — она рыдает и вертится, пока я ее не заберу обратно. Даже на туалетную паузу уйти — это настоящая сложность.
В первые дни Галине удается вести себя лучше, чем ожидалось. Ни для кого не будет секретом, что здесь для нее слишком много всего нового. Она удивляется, что у нас еда готовится на огне (спрашивала, где наш повар), что чай заваривают не как ей привычно, и многих простым вещам. Она боится собак и кошек, к нашему коту стараетсяне подходить. Боясь уйти с дома, сегодня мы направлялись в опеку, чтобы поставить девочек на учет, Галя постоянно беспокоилась — вернемся ли мы обратно домой. Меня она называет «мамой» и обращается на «вы».
В тот самый день, когда дети впервые оказались в новом доме, когда папа вышел на секунду, Галя спросила меня: «А этот человек с черной грудью — он будет каждый день приходить?» Она расстроилась, когда я сказала, что папа здесь будет всегда. Ей непривычно видеть мужчину рядом, тем более жить вместе — в детском доме работал только женский персонал.
Пока она играет с куклой из детского дома, Галя все время наряжает её в свои новые вещи. Наша еда ей пока не нравится. Например, когда мы завтракаем творогом или йогуртами, это ей не по нраву. Стараюсь давать ей йогурт с ложки, чтобы она привыкала.
Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.