Мне крайне сложно представить, как сложилась бы моя жизнь в отсутствие обсессивно-компульсивного расстройства (ОКР). Возможно, всё было бы неплохо. Однако, чтобы узнать точно, нужно было бы найти своего «двойника», здорового человека, и наблюдать за его жизнью — это можно сопоставить с контрольной группой в клинических испытаниях.
- Я предпочел бы быть психически здоровым дурачком, чем психически больным интеллектуалом. Личный опыт жизни и отношений с ОКР
- Однако страхи отступили на несколько лет, когда родители приобрели мне компьютер. Игры Unreal, Half-Life и Quake поглотили меня настолько, что я потерял всякую мысль о раке, схлопывающейся Вселенной и прочих ужасах жизни.
- Что такое ОКР
- Симптомы и признаки ОКР
- Причины ОКР
- Наследственность
- Особенности структуры и работы мозга
- Неблагоприятная обстановка или травмирующие события
- Гормональные перестройки
- Сопутствующие заболевания
- Виды ОКР
- Хватит нести всякую ерунду
- Я думала, другие моих ритуалов не замечают
- Можно ли вылечить ОКР навсегда?
- Как научиться жить с ОКР? Как сделать так, чтобы это не мешало?
Я предпочел бы быть психически здоровым дурачком, чем психически больным интеллектуалом. Личный опыт жизни и отношений с ОКР
Существует множество стереотипов о людях с психическими расстройствами, которые формируют образ человека, изолированного от общества и лишенного нормального социального статуса. Мы поговорили с человеком, который, несмотря на наличие ОКР, смог вырыться из токсичных отношений, построить карьеру в качестве преподавателя в одном из ведущих вузов России и управлять своим расстройством настольких, насколько это возможно. Ниже представлены его мысли о том, как семья может негативно влиять на процесс выздоровления, какую пользу приносит психиатрическая диагностика и какова любовь, связанная со страхом.
— С чего всё начиналось и когда тебя диагностировали?
— Процесс начался в далеком детстве. Что интересно, уже в четыре года меня стали преследовать иррациональные страхи, по поводу того, что после смерти я окажусь в аду. В 5-6 классе я мучился от легкой мигрени и начинал паниковать, что у меня рак мозга. Позже, прочитав книгу по астрономии, я наткнулся на утверждение о том, что учёные не знают, когда Вселенная перестанет расширяться и сожмется обратно — это напугало меня до глубины души, потому что мне казалось, что это может произойти в любой момент, и тогда мы все погибнем.
Однако страхи отступили на несколько лет, когда родители приобрели мне компьютер. Игры Unreal, Half-Life и Quake поглотили меня настолько, что я потерял всякую мысль о раке, схлопывающейся Вселенной и прочих ужасах жизни.
В 2002 году, в 9-м классе, я был госпитализирован планово и провел в больнице примерно месяц, переживая все прелести, включая реанимацию после хирургической операции. Полагаю, именно этот случай стал последней каплей, которая пополнила мой эмоциональный фон, так как я привык постоянно ожидать худшее и даже не мог поверить в что-то позитивное.
Помню, как однажды, вернувшись домой и услышав песню Enya «Only Time», я расплакался. В этот момент я осознал, что часть меня навсегда осталась в той больнице. С того времени меня не покидал навязчивый страх, что я снова окажусь в госпитале: я постоянно искал у себя симптомы аппендицита, проверял, не страшно ли разошлись ли постоперационные швы, и без конца мучил себя. Я мог идти по улице и, останавливаясь, щупал свой живот, гоняясь за мыслями о возможном аппендиците. Это продолжалось несколько месяцев.
Через пару месяцев после выписки я узнал, что астрономы обнаружили астероид, который может столкнуться с Землёй. В тот момент я не знал, что речь шла об объекте 2002 NT 7, который не был таким страшным, как его описывали СМИ. Однако тогда это меня очень напугало.
Я чувствовал глубокое отчаяние и не мог справиться с этим состоянием. Я стал навязчиво следить за новостями, в поисках катастрофических сообщений. У меня было постоянное ощущение, что диктор сообщает о какой-то крайне угрожающей ситуации — воздействие гигантской кометы на Землю, которая могла бы обернуться катастрофой. Я потратил много часов, сознательно просматривая бесконечные новости по федеральным каналам.
— Что об этом думали твои родители?
— К сожалению, они долгое время не признавали наличие у меня психического расстройства. Мои родители считали, что я просто очень впечатлительный, что мне это просто покажется и что подобные страхи в жизни у всех. Убедить маму отвести меня к психиатру мне удалось только на втором курсе университета, то есть спустя более пяти лет. Однако на начальных этапах помощь, которую я получал от психиатров и психологов, была менее эффективной, чем я надеялся.
Во-первых, мне не везло со специалистами: мне попадались некомпетентные врачи. Я даже посетил психиатра-гомеопата, который назначал мне лечение сахарными шариками и пользовался методами Фолля — что на самом деле является ложной наукой.
Я не сопротивлялся этому по нескольким причинам:
- Банально не знал многого. Я, конечно, понимал, что гомеопатия — это нечто ненаучное, но что касается гештальт-психологии и психоанализа, то здесь у меня не было четкости. Тогда я верил, что это может помочь.
- Я доверял авторитету врача. Роберт Чалдини в своей книге «Психология влияния» приводит множество историй о том, как авторитет врача заставлял людей делать необдуманные поступки.
- Я старался держаться за соломинку, надеясь на чудо.
Что такое ОКР
Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) — это психическое расстройство, характеризующееся навязчивыми мыслями и/или повторяющимися действиями.
ОКР состоит из трёх основных компонентов:
- Обсессии — неконтролируемые навязчивые мысли, которые возникают с большой частотой.
- Тревога — беспокойство и напряжение, которые испытывает человек в ответ на данные мысли.
- Компульсии — постоянные действия и ритуалы, выполняемые в попытке снять тревожность, провоцируемую обсессиями.
Схема функционирования при ОКР выглядит так: обсессии порождают интенсивное чувство тревоги, и человек пытается справиться с ним при помощи компульсий. Однако компульсии в большинстве случаев дают лишь временное облегчение, вслед за которым цикл повторяется. Получается замкнутый круг: навязчивая мысль — тревога — компульсивное действие для устранения тревоги. Выход из этого замкнутого круга оказывается непростым, так как каждое компульсивное действие фактически подтверждает убеждения человека.
Обычно обсессии и компульсии проявляются вместе, однако иногда один из компонентов может быть выражен значительно сильнее другого.
Симптомы и признаки ОКР
Согласно DSM-5 (Диагностическому и статистическому руководству по психическим расстройствам), следующие симптомы являются характерными для обсессивно-компульсивного расстройства:
- Наличие навязчивых мыслей, действий — или того и другого.
- Навязчивые мысли и образы. В большинстве случаев они могут быть странными и неприятными, и такие мысли часто стыдно озвучивать другим. Например, человек может представлять сцены, связанные с причинением вреда другим людям, хотя такие действия противоречат его внутренним убеждениям. Эти мысли возникают непроизвольно, вызывают сильное беспокойство и не поддаются контролю.
- Навязчивые действия, движения и ритуалы. Эти действия не приносят удовольствия, а выполняются в попытке снизить тревогу, спровоцированную навязчивыми мыслями. Либо, чтобы предотвратить какое-то пугающее событие — что представляет собой своего рода спасительный ритуал (хотя в реальности нет никаких оснований полагать, что что-то плохое произойдет). Это может проявляться в виде повторяющихся действий: чрезмерная чистка (частое мытье рук или принятие душа), проверка, подсчет или порядок. Также возможны умственные действия: молитва или повторение слов.
- Навязчивые действия и/или мысли занимают более одного часа в день.
- Обсессии и/или компульсии отнимают значительное количество сил и нарушают качество жизни. Например, у человека может уйти гораздо больше времени на выход из дома из-за страха, что он забыл запереть двери или выключить плиту. Он может возвращаться несколько раз, чтобы убедиться, что всё выключено, в результате чего тревога порой может привести к полному ограничению выхода из дома.
- Симптомы не связаны с употреблением психоактивных веществ или с другим заболеванием.
Если вы замечаете у себя признаки данного расстройства, крайне важно обратиться к психотерапевту или психиатру. Специалист сможет установить диагноз и предложить план лечения, соответствующий вашей ситуации.
Причины ОКР
На сегодняшний день врачи не могут однозначно установить причину возникновения обсессивно-компульсивного расстройства. Тем не менее, исследования указали на ряд факторов, которые могут спровоцировать ОКР или вести к ухудшению состояния.
Наследственность
Считается, что предрасположенность к обсессивно-компульсивному расстройству может передаваться от родителей к детям. Однако конкретные гены, которые отвечают за развитие данного расстройства, на данный момент не определены. Согласно многочисленным исследованиям, раннее проявление ОКР у детей часто связано именно с наличием этого расстройства у родителей.
Особенности структуры и работы мозга
Некоторые специалисты связывают развитие обсессивно-компульсивного расстройства с изменениями в коре головного мозга и лобных долях, которые отвечают за мышление и поведение человека. Более того, исследования показывают, что расстройство может быть связано с тем, как функционирует серотонинергическая система мозга. Мозг состоит из множества нервных клеток, которые передают информацию друг другу посредством нейромедиаторов — веществ, влияющих на работу нервной системы, настроение, мысли и принимаемые решения. В качестве ключевого нейромедиатора в серотонинергической системе выступает серотонин, который регулирует поведение и эмоциональное состояние человека, а также поддерживает психологическую устойчивость на фоне стресса. Если в организме недостаточно серотонина или нарушается его обмен, возникает тревога. Фактическая эффективность некоторых антидепрессантов, таких как селективные ингибиторы обратного захвата серотонина, свидетельствует в пользу теории о связи ОКР с дисфункциями серотонинергической системы. Эти медикаменты помогают поддерживать необходимый уровень серотонина. Однако данная теория до сих пор не имеет окончательного подтверждения.
Неблагоприятная обстановка или травмирующие события
Некоторые эксперты связывают возникновение обсессивно-компульсивного расстройства с травмирующими событиями, произошедшими в детстве или же во взрослом возрасте. Например, если ребёнок забывает закрыть дверь, а родители, заметив это, яростно его ругают или пугают возможностью ограбления, это может оставить определённый след. В худшем случае, если квартиру действительно обокрали, ребёнок может начать считать, что именно он в этом виноват. На фоне такого травмирующего происшествия возникает обсессия — навязчивое беспокойство о том, что дверь осталась открытой, даже если он совершенно уверен, что закрыл её и отчетливо помнит, как это делал. Часто ритуалом становится повторяющееся действие, связанное с дверью, например, многократное дёргание за ручку или открытие-закрытие замка. Не один раз, что логично, а два, пять, десять раз или больше, пока страх и тревога не утихнут.
Навязчивая мысль о возможном пожаре заставляет людей с ОКР многократно проверять плиту и все электроприбора в доме перед выходом.
Однако важно отметить, что ОКР не возникает у всех людей, которые пережили травмирующие события. Есть вероятность, что подобные факторы могут спровоцировать расстройство только если у человека имеется предрасположенность к нему.
Гормональные перестройки
Некоторые источники утверждают, что предменструальный и послеродовой периоды могут спровоцировать начало или обострение ОКР. Гормональные колебания могут играть ключевую роль в прогрессировании заболевания.
Сопутствующие заболевания
Обсессивно-компульсивное расстройство часто наблюдается у пациентов, страдающих от других психических заболеваний, таких как шизофрения, шизоаффективное и биполярное расстройства. Также ОКР может развиться на фоне расстройств пищевого поведения (анорексия, булимия), синдрома дефицита внимания и гиперактивности, а также синдрома Туретта. Считается, что у этих нарушений могут быть общие первопричины, что может привести к их одновременному проявлению.
Виды ОКР
- F42.0 — преимущественно навязчивые мысли или размышления;
- F42.1 — преимущественно компульсивные действия и навязчивые ритуалы;
- F42.2 — смешанные: навязчивые мысли и действия;
- F42.8 — другие виды обсессивно-компульсивных расстройств;
- F42.9 — обсессивно-компульсивное расстройство неуточненное.
Разделение ОКР по течению:
- однократный приступ, который может продолжаться неделями или даже годами — например, постоянные обсессии на тему страха перед пожаром и компульсии в виде регулярной проверки техники на предмет перегрева или короткого замыкания;
- рецидивирующие приступы — обсессии и компульсии, которые возобновляются только при наличии определённых условий (триггеров). Например, это может быть страх потерять близкого человека или умереть, если вещи находятся не в установленном порядке: не по цветам или книги на полке не расположены в алфавитном порядке. Если порядок соблюдён и человек успокаивается, то ему не требуется переживать и волноваться;
- непрерывное течение с периодическим усилением симптомов — это наиболее сложный вариант, когда число обсессий становится неподъёмным. Соблюдение множества ритуалов вытягивает большую часть времени и не позволяет нормально жить, работать и покидать дом.
Хватит нести всякую ерунду
Расстройство всегда влияло на мои отношения с близкими. В детстве это выражалось в ощущениях глубокой тоски, одиночества и страха. Когда я спрашивал: «Неужели у меня нет этого заболевания?», мама зачастую строго отвечала: «Хватит нести всякую ерунду». Я выросла, окружённая заботой и любовью, однако в тот период, в том информационном пространстве моя мама не могла даже предположить, что я испытываю нечто ужасное. Поэтому я часто оставалась наедине со своим ужасом.
Весь период детства я провела в слезах и терзаниях по поводу того, как мне страшно. Я боялась рассказать об этом и не могла, ведь сама Даже не знала, что со мной. Позже мои партнеры и друзья часто прерывали отношения с формулировкой: «Я больше не могу отделять тебя от твоей болезни, мне тяжело, я ухожу». Однако со временем я научилась лучше понимать себя и свое расстройство, смогла объяснять близким, почему это происходит, что дало мне необходимую поддержку. Вот уже 7 лет я счастлива в отношениях, несмотря на то, что все ссоры с любимым человеком возникают на фоне моей тревоги и страха, а поводы для конфликтов часто бывают несущественными.
Я впервые заподозрила у себя возможное расстройство на 14-м году жизни. К сожалению, это не привело меня к размышлениям о том, одна ли я с подобными странностями. Я была уверена, что уникальна. В четырнадцатилетнем возрасте у меня произошло одно из обострений, когда ритуалы стали сопровождаться вокализмами. Это создало ограничение — я не могла находиться среди людей, а бабушка злилась на меня, не понимая, почему я вдруг издаю непонятные звуки. Однажды я встретила девочку, которая отвечала на каждую реплику трижды: «классно», и делала ещё несколько похожих ритуалов. Это дало мне невероятное облегчение — я поняла, что с нами что-то не так, но теперь это уже не было «со мной», а стало «с нами».
Я объясняла себе всё, что со мной происходит, достаточно практично. Меня дико раздражал мой страх, поэтому я старалась успокаивать себя: «С мамой, братом, бабушкой и дедушкой всё будет хорошо, мы не заболеем и не умрём, а будем жить долго и счастливо». Позже, когда эта фраза показалась мне слишком длинной, я перешла на «мычание», как бы согласовывая с собой, что это и будет этой фразой. Затем я «усилила» мычание с помощью топания ногами, моргания и многократного открывания и закрывания дверцы холодильника и так далее.
Я думала, другие моих ритуалов не замечают
К 19 годам у меня уже было два обострения, но я все еще не догадывалась, с чем это связано, и не предполагала, что это может быть отклонением. Однажды, сидя дома и смотря телевизор вместе с мамой, я случайно наткнулась на передачу на MTV про женщину с психическим расстройством. Там часто показывали подобные истории о весе, анорексии и других «экзотических» проблемах, которые стали нам знакомы. Эта женщина так боялась микробов, что не могла касаться дверных ручек и ходила по полу, обмотав ноги одноразовыми полотенцами, пропитанными антисептиком. Она постоянно мыла руки, а если случайно касалась крана или раковины, то начинала всё сначала. Её маленький ребёнок, ликующе научившись ходить, повторял за ней все действия — «играл» в мытьё рук. Она плакала и говорила, что испортила жизнь собственному сыну.
Сначала я не придала значения этой передаче, это просто было фоновым звучанием. Но мама, смотря её, вдруг с строгим тоном обратилась ко мне: «Посмотри, какой будет твоя жизнь, если не возьмёшь себя в руки». Эта реплика удивила — я полагала, что мама и другие люди не замечают моих ритуалов.
Можно ли вылечить ОКР навсегда?
Согласно существующим данным, ОКР невозможно вылечить навсегда, но его можно вывести в стойкую ремиссию. Это значит, что человек с ОКР может пройти курс когнитивно-поведенческой терапии и научиться управлять своими навязчивыми мыслями, а также принимать лекарства в течение длительного времени (обычно не менее 12 месяцев) так, чтобы это оказывало минимальное влияние на его жизнь, а в идеале — не мешало вовсе. Проще говоря, научиться справляться с ситуацией и функционировать на «автопилоте», не затрачивая на это много времени и усилий.
Несомненно, никто не может гарантировать отсутствие рецидивов и возврата прежних симптомов. Однако, во-первых, если терапия будет успешной, риск возникновения повторных симптомов будет минимальным, во-вторых, человек быстрее обратится за помощью, чем в первый раз, и это значительно упростит процесс восстановления.
Как научиться жить с ОКР? Как сделать так, чтобы это не мешало?
Первый шаг — это психообразование и информирование. Чтобы понять, как справляться с ОКР, необходимо знать, что это такое. Например, вы можете внимательно изучить этот материал и ознакомиться с другой доступной информацией. Существуют также полезные книги, такие как «Когда мысли лезут в голову» психолога Алексея Прибыткова, где содержится множество базовой информации для начала.
Второй шаг — обратиться к специалисту. Самостоятельно справиться с ОКР крайне сложно, и человеку всегда понадобится помощь извне.
Третий шаг — необходимо получить поддержку от близких. В истории не упоминались случаи, когда осуждение, непонимание или фразы «да не грусти» или «просто не делай этого» кому-либо помогали. Но для этого близких тоже нужно уведомить о вашем состоянии!
Четвёртый шаг — стараться жить, насколько это возможно в контексте ОКР. Не стоит резко отказываться от выполнения ритуалов — это лишь усилит тревогу и ухудшит состояние. Лучшей стратегией будет медленное, но уверенное движение к ремиссии, работая над собой.