Не знаю, чего хочу: как найти контакт со внутренним я и его желаниями

Таким образом, я начал совершать утренние молитвы. Молитва стала заключительным этапом моей утренней практики. После часа медитации, проводимого с закрытыми глазами, я обращался к Богу, как рекомендовал Йогананда.

Как найти себя и личная история, почему я сам больше не ищу…

В период, предшествующий моему внутреннему пробуждению, мне удавалось, хотя и с большими трудностями, создавать иллюзию, что моя жизнь не так уж плоха, убеждая себя в этом. Однако со временем я увидел свою жизнь с удивительной ясностью и трезвостью, что заставило меня осознать: я больше не в состоянии продолжать жить в самообмане. Я ощущал, что изменения неизбежны и стали необходимостью.

Каждому человеку свойственен непрерывный процесс самоидентификации, в котором он определяет себя через призму своей социальной принадлежности и роли в обществе. Когда мы задаем себе вопрос: Кто я?, в нашем сознании всплывают различные социальные статусы, такие как муж или жена, родитель или ребенок, начальник или подчиненный, и это далеко не полный список. Существует множество социальных ролей, которые могут зависеть от множества факторов, таких как национальность, религиозная принадлежность, семейные связи, гражданская позиция, профессия, и это только некоторые из них.

Тем не менее, значительно важнее понять не столько сами социальные звания, сколько те качества, ценности и устремления, которые формируют нашу личность. Ключевой вопрос в психологии заключается не только в том, Кто я?, сколько в том, Какой я? Ответить на этот вопрос зачастую бывает крайне сложно, но осознание, понимание и принятие различных аспектов своего Я — таких как черты характера и психологические настройки, которые формировались под влиянием личного опыта и восприятия жизни — имеют критически важное значение.

Вот несколько примеров вопросов, которые человек может задать себе, размышляя о своей самоидентификации:

Я женщина или мужчина? Глупый или умный? Красивый или некрасивый? Всей душой любимый или отвергнутый? Ненужный или значимый? Успешный или неудачливый? Любитель или специалист? Эгоист или альтруист? Добрый или злой?

В данной статье мы попытаемся выяснить, почему важно понимать себя, какие проблемы могут возникнуть при отсутствии такого понимания, а также какую роль самоидентификация играет в психотерапии.

Почему так важно понять себя?

Понимание своей личности, а также своих мотивов и побуждений является ключом к решению множества жизненных проблем. Лишь осознав себя, человек может учитывать свои истинные потребности и желания — это самый прямой путь к достижению счастья. Достичь его случайно, не задумываясь о вопросах: Кто я?, Зачем я здесь?, Куда я иду? — возможно, но такие примеры встречаются крайне редко. Важно отметить, что понимание себя включает в себя гораздо больше, чем просто осознание собственных желаний от жизни.

Крайне желательно овладеть следующими навыками:

  • Слушать и понимать свои чувства, мотивы и мысли;
  • Анализировать свой опыт и поступки, делать выводы;
  • Ставить цели, которые будут способствовать личностному и духовному развитию, и добиваться их.

Почему развитие этих навыков так важно? Во-первых, они позволят объективно оценить свои внутренние ресурсы и достигать желаемого наиболее эффективным образом. Во-вторых, понимание себя поможет избежать жизненных ошибок и ситуаций, когда, кажется, мы все время наступаем на одни и те же грабли. Анализ своих поступков — это один из способов стать лучше, успешнее и, в конечном итоге, счастливее.

В-третьих, все перечисленные навыки помогут найти ваше любимое занятие или другие возможности для самореализации. Это может быть как семья, так и хобби, или религиозная практика — все, что приносит душевный покой и придаёт жизни особый смысл. Создание в своей голове определенного жизненного сценария может стать путеводной звездой, картой на пути к счастью.

Таким образом, основным условием всестороннего развития личности является самопознание. Для одних это естественно, и они активно ведут внутренний диалог, размышляют и анализируют. В то время как для других эти процессы могут быть столь непривычны, что им потребуется помощь психолога, чтобы разобраться в себе. Это зависит от личностного типа, темперамента и установок, усвоенных в детстве. В конечном итоге, увидеть всю ситуацию со стороны оказывается значительно проще, чем приглядеться к ней вблизи, именно поэтому помощь квалифицированного психолога всегда будет востребована.

Что же происходит с человеком, который осознанно или неосознанно отказывается искать свою личность и самоосознание, предпочитая следовать внешним стимулам и моделям?

Почему мы не знаем, чего хотим?

На первый взгляд может показаться, что это невозможно. Каждый ребенок легко скажет, чего он хочет в данный момент: сейчас хочу мороженого, а потом — в парк аттракционов! Но во взрослом мире все обстоит иначе.

Стоит отметить, что попытки общества переделать нас и подавить наши личные желания начинаются еще с детства. В саду воспитательница убеждает, что девочки не должны драться, а мама с бабушкой надевают платья, которые давно утратили свою актуальность. В школе одноклассницы становятся соперницами в том, у кого больше пирсинга, и обсуждают, кто кого пригласил на свидание. Навязанные мнения, установки и привычки делают нас копиями кого-то другого, а мы перестаем помнить, кем хотели быть на самом деле. Мы формируем новый образ, который угождает окружающим, убеждая себя, что это и есть наше истинное Я. И только когда дисбаланс между внутренним и внешним миром достигает предела, наша жизнь распадается, как карточный домик. Накатывает депрессия, и мы понимаем, что так и не поняли, зачем живем и чего истинно хотим.

Как понять, что ты теряешь себя?

  • Вы зависите от чужого мнения и не способны отстаивать свою точку зрения. Например, если ваш партнер хочет поехать на море, а вы мечтаете о горах, то, скорее всего, в конечном итоге вы поедете на море.
  • Вы стараетесь соответствовать ожиданиям окружающих и не умеете говорить «нет». Даже выбор фильма для просмотра всегда остается за вашим партнером.
  • Опасаетесь сделать неправильный выбор. Такой выбор, как какую машину купить или в чем идти на корпоратив, становится сложной задачей, решение которой вы предпочитаете дать друзьям.
  • Постоянный страх осуждения. Например, вы беспокоитесь, а если руководство подумает, что вы уклоняетесь от работы, если откажетесь выйти на дополнительное дежурство?

Почему мы теряем связь с собой и своими желаниями

Иногда мы можем ощущать давление со стороны окружающих людей или общественной среды. Например, когда близкие предполагают, что вы должны следовать определенному карьерному пути, игнорируя ваши собственные интересы. Иногда родители фактически навязывают ребенку ложные чувства и желания: «Тебе это не нужно», «Ты в такие игрушки не играешь», «Ты же не замерз, ты голодный и так далее».

Культурные стереотипы, навязанные средствами массовой информации и обществом, влияют на наше восприятие идеала жизни или внешнего вида. Например, постоянная демонстрация идеала успешности может заставить нас стремиться к нему, даже если это противоречит нашим подлинным желаниям и ценностям.

Переживание различных травматических или неприятных событий в прошлом часто порождает страх и настороженность относительно наших желаний и мечт. Например, после прерывания долговременных отношений мы можем стать осторожными в любви и отказаться от серьёзных жизненных решений, боясь повторно пережить боль.

Несмотря на занятость в повседневной жизни, иногда мы просто не уделяем время и внимание самоанализу и рефлексии. Исходя из этого, мы рискуем забыть, что на самом деле мы хотим и чего стремимся достичь в жизни.

Джеймс Кэмерон, режиссер таких знаменитых фильмов, как «Терминатор», «Аватар» и других не менее известных работ, не стал бы их создавать, если бы когда-то не вернулся к себе и не прислушался к своему внутреннему голосу.

В молодости Кэмерон работал в магазине, в то время как мечтал о карьере кинорежиссера. Его друзья и родные настаивали на том, чтобы он устроился на более стабильную работу. Кэмерон послушался и долгое время работал на различных должностях, пока однажды не решился следовать своей мечте.

Как чувства связаны с желаниями и что делать, если их игнорировали в детстве?

Наши чувства играют ключевую роль в признании и выражении желаний. Когда их игнорировали в детстве, это может привести к тому, что во взрослом возрасте становится всё труднее распознавать их и затем выносить на поверхность из-за привычки подавлять собственные эмоции.

Для решения этой проблемы важно начать прислушиваться к себе и быть открытым внутренним порывам. Возможно, вам потребуется время и постоянная практика для восстановления связи с самим собой. Также полезно обратиться за профессиональной помощью, чтобы получить дополнительную поддержку и руководство в этом процессе.

Для начала давайте установим контакт со своими чувствами и эмоциями:

1️⃣ Уделите время своим эмоциям. Постарайтесь распознать и понять свои чувства, признайте их и примите без осуждения. Позвольте себе испытывать любые эмоции, будь то радость, грусть, злость или страх.

2️⃣ Задавайте себе вопросы: что именно приносит мне радость?, чего я ищу в жизни?, какие мечты и желания я имел в детстве, которые могу восстановить или переосмыслить сейчас?

3️⃣ Важно научиться придавать значение своим чувствам и желаниям, а не игнорировать или подавлять их. Дайте им первостепенное значение.

После этого мы будем постепенно двигаться к целям, ценностям и желаниям:

Запишите свои ценности:
Начните с создания списка наиболее важных для вас ценностей. Это могут быть семья, здоровье, карьера, личное развитие, духовная жизнь и многое другое. Постарайтесь уделить каждой ценности отдельное внимание и обосновать, почему она имеет значение для вас.

Ведите дневник:
Регулярно записывайте в дневник свои мысли, чувства и желания. Это поможет вам отслеживать повторяющиеся темы и выявить настоящие желания, о которых вы не всегда осознаете.

Визуализация:
Закройте глаза и представьте себе идеальный день или идеальную жизнь, когда все ваши желания и мечты исполняются. Обратите внимание на образы и ситуации, которые появляются в вашем воображении. Запишите эти визуализации и проанализируйте их для определения ваших истинных желаний.

Обратитесь к детству:
Вспомните самые яркие и радостные моменты своего детства. Что доставляло вам счастье? Чем вы увлекались? Это поможет вам выявить ключевые интересы и желания, которые вы можете реализовать во взрослой жизни.

Обсудите с близкими:
Поговорите с доверенными людьми в вашей жизни, такими как друзья или семьи, и попросите их поделиться своим мнением о вас. Часто близкие видят наши таланты и страсти яснее, чем мы сами.

Отследите свою эмоциональную реакцию:
Обратите внимание на ситуации или темы, которые вызывают у вас яркие эмоциональные реакции. Ваша реакция может указывать на то, что вы действительно цените или чего хотите достичь.

Экспериментируйте:
Не бойтесь попробовать новую работу, учёбу, хобби и просто занятия, которые вас интересуют и привлекают. Это поможет вам определить, что действительно приносит вам удовлетворение и радость.

Не забывайте, самоуважение и забота о себе — важнейшие аспекты душевного благополучия. Обращайте внимание на собственные потребности и желания. Будьте терпеливы к себе и открыты к изучению своего внутреннего мира.

Тест Куна-Макпартленда: модификация Коневой

Эта модификация была разработана доцентом факультета психологии и педагогики Мининского университета Ириной Коневой, чья специальность — коррекционная психология и помощь подросткам с задержками психического развития, НГПУ им. К. Минина, 2022.

Тестовое задание представляется в формате, понятном детям с такими особенностями психики: «Пишите все, что вы думаете о себе». Цель тестирования также объясняется максимально просто и понятно: «Узнать, что ребята вашего возраста думают сами о себе».

Для удобства детей рекомендуется сразу поставить на листе бумаги цифры по вертикали от 1 до 20, чтобы их ответы точно поместились на странице. Чтобы получить искренние ответы, детям обещают анонимность, уверяя, что результаты не покажут учителям и родителям, и просят не писать свои фамилии на листах с ответами. Психологу для работы достаточно имени ученика.

Детям отводится 15 минут на выполнение теста, после чего поступает команда перейти к следующему этапу: оценить значимость каждого суждения для себя по шкале от 1 до 3 баллов. Баллы имеют следующее значение:

  • 3 – если ответ очень важен для ребенка;
  • 2 – если ответ имеет среднюю значимость для ребенка;
  • 1 – если ответ не слишком важен для ребенка.

После этого психолог собирает листы с ответами и проводит анализ полученных данных. Анализ используется, прежде всего, для выделения двух аспектов образа Я у подростков:

  • Объективный аспект, который включает социальные и поведенческие самохарактеристики (ученик, футболист, люблю ходить в кино и прогуливать школу);
  • Субъективный аспект, который включает мотивационные самохарактеристики (хочу котенка, собаку, конфеты, стать бизнесменом, богатым человеком, артистом).

Соотношение объективных и субъективных аспектов интерпретируется как характеристика субъективной активности ребенка в направлении самопознания и свидетельствует о определённом уровне развития рефлексии.

Кроме того, проводится контент-анализ модальностей Я-образа на основе работ И. Кона, с которыми можно ознакомиться в книге «Психология ранней юности» И. Кона, 1989. Эти разработки адаптированы с учетом особенностей подростков с задержками психического развития. Адаптированная классификация включает физические самохарактеристики, социальные идентичности и личностные диспозиции. В свою очередь, последние два параметра делятся на отдельные составляющие.

Составляющие социальной идентичности:

  • Характеристики собственных действий и поступков;
  • Характеристики собственных социальных ролей и статусов.

Личностные диспозиции:

  • Самохарактеристики через призму восприятия окружающих;
  • Описание собственных предпочтений и желаний;
  • Описание своих личных качеств.

Таким образом, представленная модификация И. Коневой акцентирует внимание на выявлении когнитивных, ценностно-мотивационных и поведенческих аспектов идентичности подростков, страдающих задержками психического развития. Это позволяет получить информацию, которая впоследствии помогает организовать коррекционные мероприятия для ребенка и способствует его социализации в обществе. Существуют и другие модификации теста.

Тест Куна-Макпартленда: модификация Зучера

Из числа других модификаций теста Куна можно выделить интерпретационную шкалу Л. Зучера. Он предложил разделять все ответы испытуемых на четыре основные категории:

  • Физическое Я во времени и пространстве;
  • Социальное Я, как место в группе и социальная роль;
  • Рефлексивное Я, как индивидуальный стиль поведения и черты характера;
  • Океаническое Я, как абстрактная рефлексия, не зависящая от текущей ситуации.

Относительно последнего пункта Л. Зучер уточнял, что, конечно же, самохарактеристики обычно связаны с контекстом жизни, но элемент абстрактной рефлексии тоже может предоставить немало материала для размышлений.

Как принять и выразить свою индивидуальность?

После того как вы обнаружили свою индивидуальность и цель, важно принять их и выразить. Это предполагает принятие себя со всеми уникальными качествами и самовыражение.

Установите границы

Важно устанавливать границы с окружающими, чтобы защитить своё время, энергию и ценности. Это поможет вам чувствовать себя уверенно и брать на себя ответственность за свою жизнь, оставаясь при этом верным себе.

Заботьтесь о себе

Забота о себе на физическом, эмоциональном и духовном уровнях поможет вам стать более устойчивыми, уверенными и способными. Это может включать в себя физические упражнения, релаксацию или духовные практики.

Ищите группы по интересам

Окружение себя людьми, которые принимают и поддерживают вас, может значительно способствовать вашему самопринятию и самовыражению. Для этого можно вступить в клуб или группу по интересам, найти друзей или наставников, разделяющих ваши ценности и увлечения.

Выражайте свои потребности и эмоции

Важно уметь открыто выражать свои потребности, желания и границы с окружающими. Это может включать в себя навыки ассертивности, такие как умение отказывать, устанавливать границы или отстаивать свои интересы.

Не забывайте, что самопринятие и самовыражение не всегда даются легко, и это нормально иногда быть уязвимым или нервничать.

Выводы

Помните, что поиск и реализация своей индивидуальности и целей — это непрерывный процесс, и не существует одного «правильного» способа достижения этого. Главное — оставаться любознательным, открытым и терпеливым к себе, пока вы изучаете, кто вы на самом деле и чего хотите.

Не бойтесь обращаться за поддержкой к другим и делайте маленькие шаги к реализации своих целей.

Приняв свою уникальную индивидуальность и предназначение, вы, скорее всего, почувствуете себя более уверенным, реализованным и настоящим.

Оцените статью
Хозяюшки