19. По Сибирскому тракту проезжали выдающиеся ученые и исследователи. Назовите их. (И. И. Лепихин — академик-географ, П. П. Семенов-Тян-Шанский — ученый-географ, И. М. Ползунов — изобретатель паровой машины).
- Вопросы про Удмуртию с ответами.
- Загадки, в которых упоминаются народы, жившие рядом с удмуртами.
- Краткая история удмуртов
- Древность
- Удмурты и тюрки
- Бесермяне
- Религия и праздники
- Язычество
- Святилища
- Священные рощи
- Православие
- Одежда
- Кухня
- Национальный костюм удмуртов
- Жилище удмуртов
- Война против христианизации
- Две Перми на одну страну
Вопросы про Удмуртию с ответами.
ВОПРОС 1. Что может появиться в рыболовной сети, используемой удмуртами? Это необходимо грибнику и ягоднику, это используют туристы и охотники, и, за исключением вышеупомянутых, сельская домохозяйка. Согласно преданию, именно из этого был изготовлен священный текст удмуртов. Какой предмет подразумевается под этим словом? (Можно положить это в черный ящик).
ОТВЕТ: Береста (из которой создаются поплавки для рыболовных сетей, а также пестерь или туеса; туристы и охотники применяют её для разжигания костров, а домохозяйки — для того, чтобы разжечь печь).
ВОПРОС 2. На каком музыкальном инструменте удмурты играли «мелодии утренней росы», и на нем же играл былинный новгородец Садко?
ОТВЕТ: Гусли, у удмуртов этот инструмент называется — крезь.
ВОПРОС 3. В русской народной поговорке можно было часто услышать: «Полюби Андреевну — будешь с хлебом». Какую именно Андреевну следовало любить, чтобы обеспечить себя хлебом? Удмурты задавали об этом загадку: «Старенькая бабушка поле обойдет». Кто же эта бабушка, обходящая все поле?
ОТВЕТ: Андреевной русские крестьяне не без иронии называли соху, в то время как удмурты величали её старушкой.
ВОПРОС 4. Русские встречают гостей хлебом и солью. А как удмурты приветствуют гостей?
ОТВЕТ: Хлебом, но с медом или маслом.
Загадки, в которых упоминаются народы, жившие рядом с удмуртами.
1. Женщина — удмуртка, которая подпояшивается и прыгает в воду (замачивание конопли).
2. Маленькая русская женщина, на которой надето тысяча одежд (капуста).
3. Маленький русский шапочку нахлобучил (пень под снегом).
4. На длинном войлоке долговязый татарин лежит (бревно на мху).
5. Мариец умирает, а холщовая рубашка остается (береста от колоды).
6. Мариец и татарин стоят друг против друга (дверные косяки).
СОХА. Одинокая свинья роет землю. Два рога — одна коса. Старенькая бабушка обойдет все поле.
ПЛУГ. Сам горбатенький, щупленький — а всех кормит. Целую зиму босиком ходит, а сменился сезон — обулся. Старый дядя Иван все поле изрыл.
БОРОНА. У одного медведя 30 когтей. Посреди поля медведь валяется. У него много зубов, но он не кусается, когтей нет — лишь царапается.
СЕРП. Зимой лежит, летом по полю проходит. Горбатая старушка по полю прошла. Маленький и горбатенький, всего лишь обежал поле, а потом вернулся домой, проводя зиму в покое.
ЦЕП. Дубинка пинается, стебель длинный, шея сделана из сыромятины. Бились, бились, в хлев зашли — повесились. Лишь головой поколачивает — всех людей накормит.
КОСА. Согнутая Марья все назад плюет. Хвост деревянный, голова железная. От травы тупеет, а от камня затачивается.
ВИЛЫ. С трехзубой траву ест. Бык с тремя рогами поднимает сено, но не ест. Тремя зубами трава ем.
Так кто же мы: Ижевцы или Ижевчане? Одно очевидно: разделение между ижевцами и ижевчанами произошло после антибольшевистского восстания и гражданской войны.
Краткая история удмуртов
Когда речь заходит о самоназвании удмуртов, это слово состоит из двух элементов. Вторая часть, “мурт”, переводится как “человек, мужчина, чужой”, в отношении первой части, “уд”, до настоящего времени существуют различные интерпретации.
Древность
Некоторые исследователи считают, что слово можно перевести с одного из иранских языков как “человек с окраины”. Впервые этот этноним был задокументирован в русских источниках в летописном рассказе о походе Ивана III на Казань в 1469 году. Начиная с XVI века удмурты стали упоминаться в летописях, используя названия вотяков или черемисов, что связано с Казанским ханством. Русское наименование удмуртов, вотяки, произошло от самоназвания одной из групп народа, обитавших на Нижнем Чепце — ватка. Вторая группа одмуртов располагалась вдоль реки Кильмези, что дало повод назвать их калмез, хотя, возможно, это слово переводится как “остаток”.
Удмурты, как народ, были явными противниками марийцев, что находит отражение в их исторических сказаниях о битвах с этими народами. В древности именно марийцы вытеснили удмуртов с междуречья Ветлуги и Вятки в бассейн Вятки, а позднее — к притокам её левого берега. Тем не менее, в Марий Эл и на юго-западе Кировской области сохранились воспоминания о удмуртах и их наименовании “одо”, которое встречается в местных топонимах. Известно также, что в таких условиях действовал батыр Ядыгар, полулегендарный правитель народа. Удмурты делились на несколько родов с определенными территориями проживания, например, такие как Дурга, Дикъя, Жикъя, Какся и другие. Самым многочисленным считался род Шудья, обширный по Южной и Центральной Удмуртии.
Удмурты и тюрки
Удмурты активно взаимодействовали с тюрками. Сначала это произошло с булгарами в VII-VIII веках, что привело к заимствованию около двухсот слов местного происхождения, а затем с тюрками, говорящими на языках кипчакской группы. Знакомство с поволжскими татарами началось не позднее XIV века, а взаимовлияние двух этих народов продолжается и по сей день. Известно также, что один из удмуртских “царей” находился в зависимости от татарских князей Арска, как и большая часть его народа. Перемены коснулись wielu удмуртов, которые до 1588 года были платёжщиками даней каринских или чепецких татар, пришедших на данную территорию в XV веке.
На тему вражды удмуртов с марийцами можно также узнать из статьи “Народы России. Марийцы”.
Бесермяне
На северных и северо-западных границах Удмуртии сформировалась уникальная этническая группа, известная как бесермяне. Их диалект особенным образом отличается от остальных удмуртских наречий. Если судить по традиционному костюму, можно предположить, что бесермяне имели тесные связи с чувашами. В XVI-XVII веках в русских документах можно встретить упоминания предков этой этнической группы как чувашей. Примечательной особенностью бесермян является то, что, несмотря на сохранение языческих верований, в их молитвах можно найти арабское обращение к Аллаху. Название “бесермяне” первоначально применялось для мусульман Средней Азии западными европейцами, а позднее русскими как название народов Волжской Булгарии и Казанского ханства. Бесермяне, возможно, имеющие родство с арскими чувашами, позже вошли в контакт с южными удмуртами, которые восприняли от них элементы материальной культуры и особенности исламской религии.
Религия и праздники
Хотя большинство удмуртов официально исповедует православие, среди народа все еще присутствуют остатки языческих верований.
Язычество
Главным и самым древним божеством язычников-удмуртов считается бог неба Инмар. Также существуют и другие божества, отвечающие за урожай и погодные условия, такие как Кылдысин, Куазь и Инву. В народной религии важным элементом является вера в духов: водяного Вумурта, духа хлева Гидмурта, покровителя леса Нюлэсмурта. Коркамурт выступает в роли локального варианта домового, Ягпери — хозяин леса, а Лудмурт отвечает за луга и поля. В верованиях также присутствуют злые силы, среди которых выделяется Кереметь, олицетворяющий собой зло и противопоставляющий себя Инмару.
Святилища
Когда-то каждое семейство имело собственное святилище — куала — для проведения обрядов. В нём обитал воршуд, дух-покровитель рода, аналогичен пенатам у древних римлян. Интересно, что слово “воршуд” также использовалось удмурами для обозначения самой родовой общины, состоящей из множества семей. Духу приносили в жертву хлеб, блины, птиц и животных. В этнопарке “Лудорвай” недалеко от Ижевска можно увидеть, как выглядели куала, в которых проводили жертвоприношения, как простые люди, так и жрецы. Во время праздничных обрядов семьи приглашали жрецов в дом. Жрецы произносили молитвы, обращаясь к богам с просьбами о хорошей погоде, счастье и благополучии. После обрядов готовилась ритуальная каша на бульоне с топлёным маслом и яйцами. Крупу для блюда собирали совместно. Каша первоначально предлагалась богам, а затем делилась со всеми присутствующими.
Подписывайтесь на наш канал в Телеграм — Nasledie.digital. Мы рассказываем:
? о ярких событиях каждого дня
? о том, как пишут историю и сохраняют память о людях
? о родовых древах и фамильных гербах
?? о биографиях выдающихся личностей
? о мемуарах и летописях
Священные рощи
Как и у многих других финноугров, удмурты имели священную рощу луд, которая могла быть посещена только в рамках особых молений. В этих рощах было запрещено рубить деревья и собирать ягоды или грибы, так как это место находилось под защитой богов. В центре рощи стояло священное дерево, под корнями которого закапывались дары для нижнего мира; на ветвях развешивались подарки для духов среднегорного мира, а на самом верху размещались приношения для обитателей небес. По сей день в некоторых священных рощах удмуртов проводятся моления древним богам этого народа, также приносятся в жертву домашние птицы или животные.
Православие
Считается, что основной причиной отделения удмуртов от коми-пермяцких народностей стало принятие последними христианства. В последней четверти XIV века на территорию, где проживали эти этносы, прибыл Стефан Пермский, который начал активно распространять православие среди местных жителей, уничтожая изображения богов, выполненные из дерева и камня. Тем не менее, это движение набрало обороты только в середине XVIII века, когда государство начало серьезно занимать вопросом христианизации удмуртского населения. В деревни начали направлять миссионеров, строили школы и церкви. В 1740 году в Поволжье была создана специальная “контора новокрещенских дел” для этих нужд. Несмотря на это, удмурты оставались настойчивыми, создавая множество сект. В этих группах было запрещено какое-либо взаимодействие с иноверцами, такими как русские или татары. Одним из известных событий, связанных с язычеством того времени, стало “Мултанское дело”, когда группу удмуртов обвинили в человечности жертвоприношениях, совершенных в период 1892-1896 годов.
Одежда
Удмуртский женский наряд считается одним из самых ярких и сложных в Поволжье. Основными цветами в одежде являются белый, черный и красный. Эти цвета также стали основой герба и флага Удмуртской Республики. Костюмы северных и южных удмуртов различались. Северо-удмуртский женский наряд состоял из прямой рубахи, халата, затянутого поясом, и передника без грудки. Южно-удмуртский наряд включал рубаху со съемным нагрудником, камзол или безрукавку и передник с высокой грудкой. Под рубаху носились штаны, а одежда украшалась вышивкой, бисером, монетами и бусинами. В холодное время года женщины надевали овчинные шубы и шерстяные кафтаны.
Головные уборы включали платки, шапочки и повязки. По этим атрибутам, кстати, можно было определить семейное положение женщины. В обиходе встречались валенки, башмаки и лапти.
Мужчины носили рубахи-косоворотки с невысоким стоячим воротником, белые холщовые халаты, суконные зипуны и штаны. Их также подпоясывали кожаным или плетеным поясом. Зимой использовались овчинные шубы. На голову носили шляпы или овчинные шапки. В качестве обуви применялись лапти, валенки и сапоги. Мужчины носили с собой кожаную сумку для хранения огнива, трута и других необходимых вещей.
Кухня
Земли, на которых проживали удмурты, славились своим плодородием, благодаря чего пищевой стол был богатым и разнообразным.
Традиционными видами деятельности населения были пашенное земледелие и животноводство. Среди наиболее популярных сельскохозяйственных культур можно выделить пшеницу, рожь, лен, ячмень, овес, гречиху и просо. Из злаков готовили крупы и варили каши. Пшеница и рожь шли на выпекание хлеба и пирогов, которые удивляют разнообразием начинок. их готовили не только с мясом и рыбой, но и с ягодами (малина, калина, клубника), картошкой и даже с кашей.
Одно из традиционных блюд — перепечи, маленькие открытые пирожки с разнообразной начинкой. Этот деликатес обрел особую популярность в последние годы благодаря выступлению коллектива «Бурановские бабушки» на конкурсе «Евровидение», во время которого исполнители увлечённо пекли перепечи прямо на сцене.
Еще одной кулинарной гордостью удмуртов являются пельмени. Считается, что именно из современных территорий Удмуртии и Пермского края это блюдо распространилось по всей стране. В Ижевске, столице республики, установлен памятник пельменю, символизируя его культурное значение. Начинка для пельменей включала не только мясо, но также грибы, творог и даже редьку.
Адыгейцы: что у них общего с французами помимо любви к сыру и моде.
Среди напитков удмуртов можно выделить разнообразные кисели, от калинового и черемухового до овсяного, молочного и горохового. Из гороха также готовились закуски, такие как кожыпог — это шарики из горохового пюре и лука, и даже сладости.
Квас (сур) из ржаной муки с добавлением хмеля, лабазника, аниса и березового листа пользовался особым почетом среди местных жителей.
Национальный костюм удмуртов
Удмуртия приобрела мировую известность благодаря триумфальным выступлениям коллектива “Бурановских бабушек” на “Евровидении”. Исполнительницы были облачены в традиционные женские наряды своего народа. Следует отметить, что этот наряд — крайне интересный и сложный, и сегодня удмурты с радостью носят его во время народных праздников и празднований.
Удмуртский костюм состоит из туникообразной рубахи, поверх которой женщины носят белый халат. В зимний период дополнительно надевали камзол, а в праздничные дни традиционно выбирали белоснежный наряд.
Особенностью является шапочка, украшенная монетами. В женском костюме удмурток наблюдается изобилие монет, бисера и разнообразных украшений. Нередко шею удмуртских красавиц украшают ожерельями из сверкающих монет.
Жилище удмуртов
Традиционное жилище удмуртов напоминает типичный финно-угорский дом. На удмуртском языке такое строение называется “код”. Под влиянием русской архитектуры в Удмуртии возникли избы славянского образца с сенями. Внутри дома обязательно устанавливали глинобитную печь — гур.
Центральная часть помещения занимали стол и стулья, причем самое уютное, теплое и красивое место было обустроено для гостя. Несмотря на то, что на сегодняшний день в Удмуртии достаточно много современных домов, народ стремится сохранить традиции своих предков. Поэтому в удмуртском жилище до сих пор часто можно увидеть полотенца на стенах, ковры и украшенные вышитыми салфетками сундуки, лавки и подоконники.
Война против христианизации
Пам-сотник стал противником христианизации, однако в центральных областях он не смог заручиться толикой поддержки. Тем не менее, поддержку он получил от периферийных коми — пинежан и удорцев. В таких местах, как Усть-Вым, Искора, Чердынь, активно строились православные церкви. Стефан Пермский стал одним из многих епископов, которые приучили коми к монотеизму. В 1383 году он обратился в Москву с просьбой отправить епископа для коми. Вслед за этим, в 1384 году Стефан инициировал активные действия против язычества. Он уничтожал деревянные и каменные статуи пермских богов, как в поселениях, так и в лесах, на границах и дорогах. В 1385 году, когда на коми напали новгородцы, Стефан с помощью устюжан отбил их нападение. В 1386 году новгородцы нападали на территорию вычегжан и устюжан, однако Стефан сумел добиться мирного соглашения. В 1389 году коми-язычники из Удоры и Пинеги совершили налет на Яренск и опустошили местный монастырь. В 1392 году Пам привел в Усть-Вым манси, которые остановились на Юруме возле Асыкояга и отступили, услышав о приближении устюжан. Судя по сведениям из житий и летописи, Стефан пользовался поддержкой и уважением со стороны устюжан и большинства коми.
Стефан стал одним из многих епископов, которые приучили коми к монотеизму. Фото wikipedia.org
Самоназвание коми — komi mort, что переводится как “мужчина коми”. Этноним komi восходит к прауральскому слову kome (человек, мужчина). Верхнее Прикамье называлось kommu. Река Кама именовалась в честь удмуртского Kam, что обозначает большую реку. Коми-зыряне же стали известны как коми-пермяки kommusa. Komi-mort также буквально переводится как “человек из Прикамья”. До XVIII века коми были известны лишь по экзоэтнонимам, и только после этнографических экспедиций Ф. Страленберга и Г. Миллера смогли получить своё самоназвание. Этнос коми сформировался на базе нескольких археологических культур. Значительную роль в формировании коми сыграли ананьинцы. Сначала возникла ананьинская культура, за ней последовала гляденовская, а затем — носители родановской и вымской культур. В XII веке огромные территории Крайнего Севера находились под властью Новгорода. Коми заселяли южные участки, вдоль берегов Северной Двины, Пинеги, Выми, средней и нижней Вычегды. На земли коми также воздействовали люди владимиро-суздальских князей, которые основали Гледень и Устюг как предварительные посты. Контакты коми с булгарами и татарами оставались слабоватыми. В языках коми зафиксировано не более 30 тюркских заимствований. Центром христианизации коми стал Пырос (ныне Котлас).
Стефан Пермский упоминал о зырянах. Вероятно, славянская форма произошла от коми surja. К. Редеи считал, что этот этноним восходит к сибирскому угорскому seran, обозначившему коми, и восходит к иранскому zray-an (приморский житель). По мнению В. Напольских, угорская форма названия пошла от русской формы зырянин. А. Туркин указывал, что относительно к этнониму зырянин было предъявлено несколько гипотез. Этимологию этнонима он выводил от коми зырсины (вытеснить) или зырöдöмаяс (вытесненные, изгнанные с прежних мест). А. Шегрен предположил этимологию от финского syrjä (край), откуда и произошло syrjäläinen (живущий на краю). Л. Лашук предложил коми этимологию — сьöр йöз (удм. сьоръёс), то есть народ, живущий в стороне от нас. Ханты называли коми sərän, sərán, săran, sǡrán. У манси это слово — sarän, а у ненцев — saran, sānnę̄r. А. Туркин отмечал, что в Никоновской летописи, когда описывались похороны Стефана Пермского, упоминался народ сырьяне. Возможно, эти сырьяне и есть Сурой поганый. Следует отметить, что христианизация коми не была завершена под руководством Стефана. В 1398 году епископом стал Исакий, затем в 1418 — Герасим, а в 1444 — Питирим. Все они проповедовали христианство и искореняли язычество. В 1462 году новый пермский епископ крестил Великую Пермь, то есть коми-зырян. Но даже в его время этот процесс не был завершен. Следует отметить, что для верований коми-зырян и коми-пермяков более уместно говорить о двоеверии, хотя к концу XV — началу XVI века они были в христианизированы.
Две Перми на одну страну
В XV веке на территории расселения коми образовалось два государства — Пермь Великая и Пермь Вычегодская. Существует несколько точек зрения относительно происхождения князей в этих княжествах. Сторонники местного происхождения князей (А. Дмитриев, А. Зимин, В. Голубев, О. Семенов, Е. Вершинин) полагают, что они происходили от местных коми, которые возглавляли сотни. Противники этой идеи, включая В. Оборина, Г. Чагина и Л. Макарова, утверждают, что князья происходили от верейской линии Рюриковичей. В качестве основного аргумента они привели данные вычегодско-вымской летописи о том, что князья имеют верейское происхождение.
Этот вопрос был внимательно рассмотрен в статье Е. Вершинина. Однако теория верейского происхождения князей опровергается еще и тем, что Михаил Андреевич, правящий Вереей и Белоозером, был близок к Василию II Темному и не проявлял интереса к Перми. Потомки Михаила Андреевича не имели никакого отношения к Перми. Вымские и великопермские князья вполне могли происходить из местной аристократии. Они стали регулярно упоминаться в источниках с середины XV века. Ранее гораздо большую роль играли епископы. Князья носили имена Ермолай, Василий, Михаил, что могло вводить в заблуждение исследователей, воспринимающих их как русских, в то время как люди, окружавшие князя, носили более местные имена — Мичкин (зыр. Мича), Бурмот (зыр. Бур морт), Исур, Коч (зыр. Катша), Зыр (зыр. Зыран). В жаловательной грамоте 1485 года Иван III наделил аристократию землями, формально урегулировав отношения с коми. Первоначально сотники исполняли функции жрецов, но к XV веку их роль полностью перешла к светской власти. Сотники избирались народом из числа храбрых батыров. Примечательно, что славянские имена были не чужды прибалтийским финнам, несмотря на существующие культурные различия. С 1472 года Пермь фактически стала одним из уделов Русского государства, несмотря на то, что династия Ермолаевичей оставалась на престоле еще несколько десятков лет.
Карта севера России, включая Великую Пермь. Автор: Герхард Меркатор (Амстердам, 1595 год). Фото wikipedia.org
Археологические исследования зафиксировали трансформации на севере. По мнению Л. Розенфельдта, Вымской культуре соответствовала ванвиздинская культура. Местное население обитало в верхнем течении Мезени, верхнем и среднем течении Печоры. Миграция в этот регион происходила во второй половине I тысячелетия н. э. Поселения носителей ванвиздинской культуры не имели усиленных укреплений и представляли собой временные стоянки. Они строили деревянные дома, охотились и рыбачили, принадлежали к балтийско-беломорскому типу европеоидной расы. Для них были характерны луки со стрелами и топоры, которые активно использовались в быту. Л. Розенфельдт считает ванвиздинцев близкими к вепсам.
А. Ситдиков подчеркивал, что на культурное формирование коми оказали влияние поволжско-финские народы, вепсы и ванвиздинцы. На смену ванвиздинской культуре пришла вымская культура, которую Л. Розенфельдт соотносит с коми-зырянами. В исторических источниках отмечался народ, известный как Пермь. На наш взгляд, ванвиздинскую культуру можно сопоставить с племенем, упоминаемым в летописях как печора. Из земель этого племени была возможна миграция в югру. Вымская культура являет собой симбиоз местных ванвиздинских и традиций коми. Археологические памятники вымской культуры в основном сосредоточены на реках Вымь и Вычегда, наряду с отдельными находками на Мезени, Сысоле и Вашке. В отличие от мирных ванвиздинцев вымцы создавали поселения, окруженные валами и частоколами. Эти постройки возводились на возвышенностях, чтобы противнику было сложно захватить поселение. В качестве оружия использовались луки со стрелами, мечи, копья, а защитным снаряжением служили кольчуги и шлемы. На вооружении имелись и стрелы, способные пробивать броню.