Минутная стрелкаCompleting a full rotation on the clock face takes one hour. This feature is essential as it divides the hour into smaller segments known as minutes.
- Как научить ребенка определять время по часам
- Беремся за основы
- Создаем часы вместе с ребенком
- Дополнительные статьи
- С чего начинать обучение детей определению времени
- Что такое циферблат часов
- Основные элементы циферблата: большая и маленькая стрелки, цифры и деления
- Как объяснить ребенку, сколько времени на часах
- Понимание понятия “первый час” — как это объяснить
- Объясните, как устроены часы
- Покажите часовую стрелку
- С какого возраста учить ребенка определять время
- Как подготовиться к обучению
- Упражнения
- Что дальше
- Когда кто спит
- Какой ты был/была раньше
- Делаем часовой тренажер
- Последовательность обучения
- Как объяснить ребенку, сколько времени: половина первого или двенадцатый час идет?
- Что еще делать, чтобы ребенок быстрее научился определять время сам
Как научить ребенка определять время по часам
Соавторы: Кортни Копривиза, учительница начальных классов с Гавайских островов, специализирующаяся на начальном образовании и поддержке социального и эмоционального развития детей. Получила бакалавра в области коммуникаций с дополнительной специализацией в городской педагогике и магистерскую степень по педагогике в Университете Санта-Клары. Была также учителем в старших классах в Мадриде, Испания, и является участником международного почетного педагогического общества Kappa Delta Pi.
Количество просмотров данной статьи: 197 275.
Научить детей определять время — это задача, требующая деликатного подхода. Однако, будучи родителем или педагогом, вы можете сделать процесс обучения интересным и увлекательным, например, создав часы вместе с ребенком. Но прежде чем приступить к изготовлению часов, убедитесь, что ваш ребенок овладел основами. После того, как часы будут готовы, можно переходить к изучению различных временных интервалов и их значений.
Беремся за основы
- Находясь вне дома, например, в продуктовом магазине, указывайте на двузначные числа и просите ребенка называть их.
- Для вдохновения организуйте весёлые игры, поощряя ребёнка за хорошие результаты любимыми лакомствами или игрой.
- Создайте веселую песенку “Считаем пятерками” на мелодию, которую легко запомнить, добавляя забавные танцевальные движения. Например, при каждой четверти можно поднимать руки или топать ногами. Регулярное пение таких песен обеспечит детей навыками счёта.
- Например: “По утрам мы завтракаем и чистим зубы. Днем обедаем и ложимся спать. Вечером читаем книги перед сном”.
- Спросите ребенка: “Что происходит утром?” и “Что делает вечер?”
Создаем часы вместе с ребенком
- Начните с вопроса: “Как ты думаешь, что мы будем делать сегодня?”
Сгибаем тарелки пополам. Дайте ребенку одноразовую тарелку и покажите, как ее согнуть сначала пополам, а затем снова пополам, создав в центре крестообразный сгиб. Это будет полезно как ориентир впоследствии.
Дополнительные статьи
С чего начинать обучение детей определению времени
Ребенок, осознающий течение времени, начинает лучше планировать свой день и понимать последовательность событий, как в прошлом, так и в будущем. Облегчить эту задачу можно с помощью моделей часов — циферблатов и стрелок.
Важно интегрировать понятие времени в повседневную жизнь ребенка. Например, вы можете делиться планами с указанием на часы: “Как только большая стрелка покажет на 6, мы начнем собираться на прогулку, а когда маленькая стрелка будет на 12 — будем обедать”. Таким образом, когда ребенок станет активно участвовать в планировании своего дня, он будет легче воспринимать длительности временных промежутков, вырабатывать навыки самоорганизации, ответственности и дисциплины.
Такой подход также помогает избежать конфликтов, возникающих, когда ребенок не желает завершать игру, просмотр мультфильма или прогулку в назначенное время. Понимание течения времени позволит ему с легкостью принимать, когда пора переключаться на другое занятие. Правильные представления о времени положительно влияют на общее развитие ребенка и являются одним из показателей его готовности к школе.
Что такое циферблат часов
Когда ребенок начинает осознавать время и умеет считать до 60, можно приступать к обучению его определению времени по классическим аналоговым часам с циферблатом. Несмотря на то, что на большинстве современных устройств используются цифровые часы, аналоговые часы открывают перед ребенком больше возможностей для понимания того, как функционирует цикл суток.
Основные элементы циферблата: большая и маленькая стрелки, цифры и деления
Циферблат — это основа часов, на которой располагаются стрелки, а также обозначены цифры и деления между ними.
Цифры — это значения от 1 до 12, которые отражают часы в сутки: от полуночи до полудня и в обратном направлении.
Большая стрелка указывает на то, сколько минут прошло от начала текущего часа.
Маленькая стрелка показывает, который час сейчас.
Как объяснить ребенку, сколько времени на часах
Когда у ребенка сформированы элементы базового понимания времени, можно учить его определять время по часам. Учебный процесс можно вести как на настоящих часах, так и с помощью самодельной модели. Для создания модели понадобятся:
- Циферблат — это может быть круг, вырезанный из картона, или маленькая одноразовая тарелка.
- Нанесите цифры на круг. Для точности лучше провести карандашом линии через центр, чтобы разместить цифры 12, 3, 6 и 9. Остальные цифры нужно разместить по кругу, разделив каждую четверть на три части.
- Изготовьте стрелки: одна будет часовой, а другая минутной. Они могут быть сделаны из картона разных цветов.
- Прикрепите стрелки к центру циферблата с помощью канцелярской кнопки или проволоки.
Цифры могут быть оформлены так, как нравится ребенку: вырезанные из яркой бумаги, созданные в виде фигур или слепленные из пластилина. Добавьте ассоциации с тем, что обычно происходит с ребенком в каждый час: он может спать, есть или гулять.
В околицин из циферблата (как самодельного, так и настоящего) можно добавить наклейки с соответствием времени на цифровых часах — напротив каждого часа будет 1, подряд 13, для 2 — 14 и так далее. Так ребенок постепенно запомнит эти соответствия. Дополнительно можно добавить обозначения для минут: 10, 15, 20, 30 и 45.
Когда ваш самодельный циферблат будет готов, начните показывать ребенку, где будут находиться стрелки в различных ситуациях. Например, если сейчас ровно час дня, он должен увидеть, как располагаются стрелки на 1:00, 1:30 и 2:00. Попросите его запомнить, как располагаются стрелки и воссоздать их самостоятельно, когда вы назовете время.
На настоящих часах можно также обратиться к наблюдениям — поспрашивать ребенка, какая из стрелок движется быстрее — часовая или минутная, и порассуждать почему это так (ведь час в 60 раз длиннее минуты, и пока часовая стрелка проходит целый круг, минутная проходила 60 кругов).
Понимание понятия “первый час” — как это объяснить
Взрослые иногда используют временные концепции, которые могут спутать ребенка. Например, почему «полвторого» — это 1 час 30 минут, а не 2 часа 30 минут? Или что означает “первый час пошёл” — куда он уходит, почему он первый и сколько времени, по сути?
Эти вопросы можно иллюстрировать на примере пирога или пиццы — их можно разрезать на половинки и объяснить: “Давай представим, что ты — час. Эта половина пирога твоя, а эта — вторая половина. У тебя уже есть кусок, значит, ты полторачасовой; 01:30. С твоим куском на часах 01:30, настает время второго, чтобы получить свою половину — полвторого. То же самое работает и с четвертями: ребенок может получить четверть пирога или пиццы, что соответствует четверти второго.
С понятием «без четверти два» могут возникнуть сложности, но можно визуализировать, что до полноценного времени не хватает маленького кусочка пиццы. Если представить, что времени до 2:00 всё еще не хватает, получится, что “без четверти” приблизительно 2:00.
Чтобы помочь запомнить эти концепции и избежать перееданий с пиццей, можно использовать рисунки окружностей и раскрашивать их на половины и четверти. Позже такие раскраски помогут запомнить и пятиминутные интервалы времени. Например, в аналогии с половинами и четвертями можно обсуждать, сколько времени, когда взрослые говорят “без пяти три” или “пять минут восьмого”.
Концепцию о первом часе можно представить в форме эстафеты бегунов. Если “первый час” стартовал, значит, на часах чуть больше 01:00. На дистанции 01:59 он финиширует, а затем начинается второй час. Бегуна на циферблате можно нарисовать и помыслить, что произойдет, если бегун остановится или часы выйдут из строя.
Объясните, как устроены часы
Сначала познакомьте ребенка с циферблатом — покажите, что это круг с цифрами от 1 до 12. Вместе посчитайте от 1 до 12, одновременно проходя по кругу циферблата.
Продемонстрируйте ребенку, как работают часовая и минутная стрелки, покручивая их. Объясните, что они двигаются только в одном направлении — это называется движение по часовой стрелке.
Покажите ребенку, как работают стрелки часов и что они всегда движутся в одном направлении.
Покажите часовую стрелку
Предложите ребенку понаблюдать за движением часовой стрелки и опишите ее — например, она толстая, короткая и медленная по сравнению с минутной.
Объясните, что цифры на циферблате обозначают часы. Если часовая стрелка указывает на цифру 1, это значит, сейчас один час, если на цифру 2 — значит, сейчас два часа и так далее.
Расскажите, что часовая стрелка движется очень медленно и проходит от одной цифры на циферблате до другой за один целый час. Обсудите, как время бывает длительным: за это время можно многое успеть — погулять, пообедать или посмотреть целый мультфильм.
Тогда объясните, что часы показывают ровно час, два, три и т.д., когда минутная стрелка стоит четко на цифре 12.
Для формирования понятия часовых промежутков воспользуйтесь простой аналогией. Возьмите лист бумаги для рисования и раскрасьте часовые углы разными цветами. Скажите ребенку, что каждый час — это своя квартира с номером. Пока стрелка находится в голубой квартире № 2, это значит, что еще два часа. Когда стрелка переходит в красную квартиру № 3 — значит, уже три часа.
Играйтесь с циферблатом — выставляйте разное время так, чтобы часовая стрелка стояла в начале или конце часового промежутка, и просите ребенка называть часы, не упоминая минуты.
С какого возраста учить ребенка определять время
Научить ребенка определять время по часам можно, когда он начинает понимать временные категории — вчера, сегодня, завтра и знает двузначные числа. Обычно это возможно достигнуть детьми уже в 4–5 лет, хотя некоторым может понадобиться больше времени, и они могут быть готовыми начать обучение не раньше 6 лет.
Как подготовиться к обучению
Если вы хотите научить ребенка определять время по часам, запомните, что вам потребуется терпение и подготовка. Первым делом следует разобраться с формированием понятий о времени: настоящее, прошлое и будущее. Лучшей поддержкой могут послужить совместные игры.
Цель подобных игр — показать ребенку, как течет время и как оно является важной частью нашей жизни. Кроме того, нужно объяснить, почему ему стоит понимать, как работать с понятием времени, и предложить мотивацию для учебы, чтобы ребенок сам захотел учиться, например, чтобы не опаздывать на ролевые игры с друзьями.
Сначала постарайтесь рассказать о цикличности времени: день и ночь, неделя — это 7 суток, месяц — 4 недели, а год — 12 месяцев. Для упрощения понимания попробуйте изобразить год в виде рисунка. Например, расценивайте 1 сутки как 1 круг. 7 кругов обозначает неделю, которую можно обвести большим овалом. Четыре овала составят месяц и т.д. Так как у детей дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление, им легче воспринимать информацию через визуализации.
Упражнения
Что дальше
Попросите ребенка нарисовать на бумаге, как проходит его день. Например, как он просыпается, умывается, завтракает и гуляет. Затем пусть расскажет, что именно происходит с ним в течение суток.
Когда кто спит
Например, можно обсуждать животных, которые спят днем и охотятся ночью, а также тех, кто активен только днем.
Какой ты был/была раньше
Посмотрите вместе семейный альбом, где он виден в момент рождения и как рос. После нескольких таких просмотров можно попросить его самостоятельно разложить фотографии по годам до настоящего.
Делаем часовой тренажер
Теперь пришло время закрепить знания и отработать навыки. Предлагаем вам вместе с ребенком создать свой собственный часовой тренажер. Поиск старых, ненужных часов — отличное решение, поскольку циферблат от них станет основным элементом. Если старых часов нет, их можно создать своими руками, используя картон или пластиковую тарелку:
- Если вы используете картон, вырежьте из него круг.
- Сделайте две стрелки — короткую для часа и длинную для минут. Подойдет цветной картон.
- Проколите круг посередине и прикрепите стрелки так, чтобы они могли двигаться. Можно использовать нитку и пуговицу среднего размера.
- Нанесите на циферблат необходимые цифры, и ваш тренажер готов!
Рекомендация: Чтобы самодельные часы служили дольше, можно заламинировать циферблат с помощью прозрачного скотча.
Последовательность обучения
Теперь можно переходить непосредственно к обучению. Начните с объяснения, какое значение имеют большие и маленькие стрелки, а также в какую сторону они движутся. Для этого передвигаем маленькую стрелку по часам, называя время, которое она показывает. Сначала научите ребенка определять час без минут.
Для минутной стрелки можно взять интервал в 5 минут и постепеннобросать добавление по 5 минут, также произнося время, которое получится.
Как объяснить ребенку, сколько времени: половина первого или двенадцатый час идет?
Мы, взрослые, часто употребляем термины времени, которые непонятны ребенку. Малышам нелегко осознать, например, почему 12:30 — это “половина первого”, а не “первый с половиной” — 13:30. Или что значит, что “двенадцатый час идет”, куда он уходит?
Для того, чтобы научить ребенка ориентироваться в вашем временном языке, необходимо перевести эти понятия времени на нормальные бытовые ситуации. Например, возьмите яблоко и разрежьте его на две половины. Скажите: “Представь, что ты — двенадцать часов и это твоя половинка яблока. Это моя половинка. У тебя есть кусочек яблока, значит, ты двенадцать часов с половиной. В следующий час наступает моя очередь есть яблоко”.
Что касается “идущего двенадцатого часа”, то можно подключить логику и воображение. Например, попросите ребенка представить себя как бы в роли маленькой стрелки, которая медленно передвигается от 11 к 12, с помощью бегущего марафонца (большой стрелки), которая обходит быстрее всех. Каждый раз, когда марафонец бежит, двенадцатый час приближается.
Что еще делать, чтобы ребенок быстрее научился определять время сам
Помимо обучения с игрушечными часами, крайне важно привлекать внимание ребенка к реальным часам. Наблюдайте, какая стрелка движется быстрее, сколько оборотов должна сделать секундная, а также минутная стрелка, чтобы наступил час.
Дополнительно можно обсуждать различные интересные факты о времени. Например, в древние времена люди определяли время следя за движением солнца и звезд, особенности часовых поясов на планете, и как, когда у вас день, в других странах может уже быть ночь. Обсуждения таких тем помогут привлечь внимание ребенка к понятию времени и его значению в нашей жизни.