К моменту достижения 33 лет его карьера в качестве государственного служащего могла бы вызвать зависть практически у любого бюрократа: Гёте возглавлял Военную коллегию в Веймарском герцогстве, руководил дорожным строительством, управлял горными рудниками, контролировал финансовые потоки и даже осуществлял руководство культурными учреждениями, включая театр и школу живописи.
Иоганн Вольфганг фон Гёте
Иоганн Гёте – это выдающийся немецкий поэт, мыслитель, философ, естествоиспытатель и просветитель, а также значимый политический деятель своего времени. Его творческое наследие включает множество жанров: поэзию, драму, эпос, автобиографические произведения и эпистолярные записки. Гёте стал выдающимся идеологом литературного направления, известного как Буря и натиск. Он родился 28 августа 1749 года во Франкфурте-на-Майне.
Об авторе
Иоганн Гёте – это выдающийся немецкий поэт, философ, мыслитель, естествоиспытатель и просветитель, а также значимый политический деятель своего времени. Его творческое наследие охватывает разные жанры: поэзию, драму, эпос, автобиографические произведения и переписку. Он стал ключевой фигурой в идеологии движения Буря и натиск.
Иоганн Вольфганг Гёте увидел свет 28 августа 1749 года во Франкфурте-на-Майне. С раннего детства он проявлял выдающиеся способности, в том числе к науке, и к семи годам уже владел несколькими языками, а также писал первые стихи и драматические произведения. В 16 лет он поступил в Лейпцигский университет для изучения права. Именно во время учебы Гёте пережил свою первую любовь, что стало стимулом для создания его лирического сборника стихов под названием Аннетте, вышедшего в 1767 году.
Гёте Иоганн Вольфганг
Гёте Иоганн Во́льфганг (Johann Wolfgang von Goethe; 28 августа 1749, Франкфурт-на-Майне – 22 марта 1832, Веймар) – это немецкий писатель, мыслитель и естествоиспытатель, который стал почетным членом Петербургской академии наук в 1826 году.
Он родился в состоятельной буржуазной семье: отец, Иоганн Каспар фон Гёте (1710–1782), занимал должность имперского советника и был доктором права, а мать, Катарина Элизабет, урождённая Текстор, происходила из юристов во Франкфурте. Иоганн Вольфганг Гёте изучал право в Лейпцигском университете с 1765 по 1768 год.
Раннее творчество и период Бури и натиска
Первая работа Гёте, написанная в духе рококо, представляет собой пасторальную пьесу Каприз влюблённого (Die Laune des Verliebten, 1768). Его первый сборник стихотворений, озаглавленный Новые песни (Neue Lieder, выпущенный анонимно в 1769 году), также стал важной вехой в его творчестве. В 1768–1769 годах он создал комедию Совиновники (Die Mitschuldigen, опубликованную в 1787 году), выдержанную в традиции французского классицизма и просветительского рационализма, восходящему к Мольеру. Завершив юридические исследования в Страсбургском университете в 1770–1771 годах, Гёте сблизился с И. Г. Гердером и стал активным участником литературного движения Буря и натиск, что способствовало его знакомству с произведениями У. Шекспира, песнями Оссиана (мистификация Дж. Макферсона) и народной поэзией. В Страсбурге он начал писать наброски трагедии Фауст (Faust), а также Зезенгеймские песни (Sesenheimer Lieder), вдохновлённые его чувствами к дочери пастора Фредерике Брион. Среди этих песен особое место занимают шедевры любовной лирики, такие как Майская песня (Mailied) и Свидание и разлука (Willkommen und Abschied), написанные в 1771 году и изданные в 1775 году.
В 1771 году Гёте вернулся во Франкфурт-на-Майне, где создал произведение «Речь к дню Шекспира» (Zum Shakespearestag, 1771) и стихотворения «Песнь странника в бурю» (Wandrers Sturmlied, 1771–1772), «Прометей» (Prometheus), «Песнь Магомета» (Mahomets Gesang; обе – 1774). Его лирика того времени выделяется тонким восприятием природы, гармоничным сочетанием субъективного и объективного, а также выразительной музыкальностью. Драма «Гёц фон Берлихинген с железной рукой» (Götz von Berlichingen mit der eisernen Hand, 1773), написанная в анти-классической шекспировской манере, открыла немецкому театру двери к национальной истории через сцены, основанные на мемуарах швабского рыцаря, участника Крестьянской войны 1524-1526 годов в Германии. Всемирную известность Гёте принес роман в письмах «Страдания юного Вертера» (Die Leiden des jungen Werthers, 1774), который был вдохновлен как литературными источниками, так и реальными событиями из жизни автора. Сюжет романа вызвал восторженные отклики у представителей направления Буря и натиск, однако был отвергнут сторонниками Просвещения (такими как Г. Э. Лессинг, И. Кант, Г. К. Лихтенберг и К. Ф. Николаи), которые предпочитали разум и логику чувствам. Гёте поднял в этом произведении важнейшие для его современников вопросы о естественном человеке и естественном праве, а также социальной несправедливости. В 1787 году, уже отошедший от поэтики Бури и натиск и встревоженный тем, что роман стал восприниматься как апология самоубийства (несколько молодых людей покончили с собой, подражая Вертеру), он создал переработанную редакцию произведения.
В 1775 году, по приглашению Карла Августа, будущего великого герцога Саксен-Веймарского и Эйзенахского, Гёте перебрался в Веймар. С 1779 года он стал тайным советником, а с 1782 года – камер-президентом, в тот же год был возведён в дворянское достоинство. В это время художественное творчество стало отодвигаться на второй план: параллельно с его административной и хозяйственной деятельностью в Веймаре и Йене — включая управление музейными и библиотечными коллекциями, руководство Веймарским театром, а также усиление Йенского университета и привлечение в него выдающихся учёных и философов Германии, Гёте активно занимался естественными науками. К кругу его интересов относились зоология и ботаника (например, книга «Метаморфозы растений», Die Metamorphose der Pflanzen, 1790), остеология и анатомия (в 1786 году Гёте открыл межчелюстную кость у человека), а также оптика и цветовая теория («Вклад в оптику», Beiträge zur Optik, 1791–1792; «К учению о цвете», Zur Farbenlehre, 1810). Кроме того, он исследовал метеорологические, геологические и минералогические явления. Его представление о мире как о живой целостности выразилось в концепциях натурфилософии Гёте: термин «морфология», который был им введён, обозначал учение о формах (Gestalt), формировании и преобразовании (метаморфозе) организменных тел, а «прафеномен» расшифровывался как сущность целого класса аналогичных явлений, выраженная в конкретной вещи (например, прарастение). Важной составляющей натурфилософии является понятие полярности — динамическое единство противостоящих сил в их взаимосвязи. Обращение к натурфилософии также отразилось в его лирике: в стихах «Зимняя поездка в Гарц» (Harzreise im Winter, 1777), «Божественное» (Das Göttliche, 1782), «Ильменау» (Ilmenau, 1783), а также в нескольких Ночных песнях странника (1776, 1780) чувствительное начало вытесняется глубокой связью человека с природой. Чудесная магия природы, которую Гёте описывал, проявляется в его знаменитых балладах «Рыбак» (Der Fischer, 1778) и «Лесной царь» (Erlkönig, 1782).
Музыкальное наследие Гёте
В юные годы Гёте изучал игру на клавире. В 1763 году он услышал выступление В. А. Моцарта, чья музыка, наряду с произведениями И. С. Баха, стала для него эстетическим ориентиром. Вместе с К. Ф. Цельтером, с которым он поддерживал обширную переписку (Goethe J. W. von. Briefwechsel zwischen Goethe und Zelter in den Jahren 1796 bis 1832, Berlin, 1833–1834), он обсуждал вопросы музыкального искусства. В 1812 году Гёте познакомился с Л. ван Бетховеном, который намеревался создать оперу на основе трагедии «Фауст» (этот замысел так и не был реализован). В 1820-х годах Гёте встречался с молодым Ф. Мендельсоном.
Гёте стал автором множества либретто, в числе которых зингшпиль «Шутка, коварство и месть» Ф. К. Кайзера (Scherz, List und Rache, 1787), текст данного зингшпиля был положен на музыку Э. Т. А. Гофманом (1801) и М. Брухом (комическая опера в одном акте, 1858).
Произведения Гёте пользовались огромной популярностью у композиторов. На основе сюжета романа «Страдания юного Вертера» были написаны оперы Р. Крейцера («Шарлотта и Вертер», 1792) и Ж. Массне («Вертер», 1892). Мотивы трагедии «Фауст» нашли отражение в операх Ш. Гуно («Фауст», 1859), А. Бойто («Мефистофель», 1868), Ф. Бузони («Доктор Фауст», 1925) и драматической легенде «Осуждение Фауста» Г. Берлиоза (1846), увертюре «Фауст» Р. Вагнера (1855). Кроме этого, «Фауст-симфония» Ф. Листа (1857) и «Симфония № 8» Г. Малера (1907) также опираются на сюжет «Фауста». Песня Мефистофеля «в погребке Ауэрбаха» (Es war einmal ein König) была положена на музыку Бетховеном (из «Фауста» Гёте, Aus Goethes Faust, op. 75 № 3, 1810) и М. П. Мусоргским (в «Песне о блохе», перевод А. Н. Струговщикова, 1879). К «Песне Маргариты» (Meine Ruh’ ist hin) обращались Ф. Шуберт («Гретхен за прялкой», Gretchen am Spinnrade, D. 118, 1814) и М. И. Глинка («Песнь Маргариты», перевод Э. Губера).
Среди наиболее известных стихотворений Гёте, получивших музыкальное воплощение, можно отметить четыре песни Миньоны из романа «Годы учения Вильгельма Мейстера»: «Heiss mich nicht reden», «Nur wer die Sehnsucht kennt» (в переводе Л. А. Мея положена на музыку П. И. Чайковским – романс «Нет, только тот, кто знал», op. 6 № 6), «Kennst du das Land», «So lasst mich scheinen». Образ Миньоны стал центральной темой оперы «Миньон» А. Тома (1866) и Реквиема по Миньоне Р. Шумана (1849). Стихотворение «Морская тишь и счастливое плавание» (Meeresstille und glückliche Fahrt) нашло отражение в одноимённой кантате Бетховена (1815) и в кантате Мендельсона (1832). Стихотворение «Ночная песнь странника» (Wandrers Nachtlied, инципит «Über allen Gipfeln ist Ruh») в вольном переводе М. Ю. Лермонтова (из Гёте, известно также по инципиту «Горные вершины») было положено на музыку А. Е. Варламовым, А. Г. Рубинштейном и Н. К. Метнером.
Творчество Гёте пользовалось высоким признанием у Бетховена, который часто обращался к его текстам. Он создал музыку к трагедии «Эгмонт» (наиболее часто исполняется увертюра), а также ряд песен, среди которых «Сурок» (Marmotte, op. 52 № 7, 1805, из пьесы «Ярмарка в Плундерсвейлере»). Эта песня была записана многими артистами, такими как Б. Р. Гмыря, И. С. Козловский, С. Я. Лемешев и И. И. Петров; её адаптации для различных инструментов до сих пор популярны в детском репертуаре. Ф. Шуберт многократно обращался к поэзии Гёте, в числе его известных произведений можно отметить «Лесной царь» (Erlkönig, D. 328) и «Полевая розочка» (Heidenröslein, D. 257), обе созданы в 1815 году. 51 стихотворение Гёте вошло в сборник Х. Вольфа (Goethe-Lieder, 1889). На тексты Гёте также написаны крупные произведения И. Брамса, включая кантату «Ринальдо» (Rinaldo, 1868), Рапсодию для контральто, мужского хора и оркестра (1869; основана на стихотворении «Зимняя поездка в Гарц») и «Песнь парок» (Gesang der Parzen, 1883; из трагедии «Ифигения в Тавриде»). Некоторые стихотворения были положены на музыку Н. К. Метнером (например, «Двенадцать песен В. Гёте», op. 15, 1907; «Шесть стихотворений В. Гёте», op. 18, 1909). Соответственно, среди других композиторов, использовавших тексты Гёте, можно отметить К. Лёве, Ф. фон Хиллера, С. Монюшко, К. Гольдмарка, Р. Штрауса, М. Регера, Х. Пфицнера, А. фон Веберна, А. Г. Рубинштейна, С. И. Танеева, А. С. Аренского, М. М. Ипполитов-Иванова и В. И. Ребикова.
Предвестник Дарвина
Гёте серьёзно занимался естественными науками и сделал несколько значительных открытий. Так, он ввёл в использование термин «морфология», который обозначает учение о формах организмов и опубликовал сборник работ по ботанике, зоологии и анатомии. В этих областях он добился значительных успехов, например, открыл межчелюстную кость у человека и разработал позвонковую теорию черепа. За такие достижения его позже назвали предвестником теории эволюции Чарльза Дарвина.
Гёте оставался авторитетом для многих молодых поэтов и писателей до конца своих дней. Уже после публикации драмы «Гёц фон Берлихинген» в 1773 году его называли «немецким Шекспиром». Он был знаком со многими известными литераторами своего времени и стал главой литературного движения 1770-х годов Буря и натиск, который выступал против принципов классицизма.
Создание своей знаменитой трагедии «Фауст» Гёте начал ещё в 22 года, завершив её за несколько месяцев до своей смерти. С легендой о загадочном докторе, появившейся в XVI веке, он познакомился в университете. Идея о продаже души дьяволу ради научного знания произвела на него сильное впечатление, и Гёте раз за разом сопоставлял судьбу учёного со своей собственной.
Работа над «Фаустом» длилась почти 60 лет. Как было предусмотрено самим автором, произведение было опубликовано после его смерти в 1832 году.
Предвосхищая возможные вопросы читателей, Гёте оставил письмо, в котором выразил протест против любых попыток выделить главную идею в «Фаусте»: «Вот они подступают ко мне и спрашивают: какую идею я хотел бы передать в «Фаусте». Как будто я сам это знаю и могу выразить! С неба через мир в преисподнюю – вот что я мог бы сказать на худой конец; но это не идея, а процесс и действие».
Другим ключевым произведением Гёте стал роман «Страдания юного Вертера», который был опубликован в 1774 году и сразу же стал сенсационным успехом. Это произведение стало первой поистине культовой работой подобного рода, и поклонники старались идентифицировать себя с страстно влюбленным Вертером, что привело к возникновению нового культурного явления – вертеровской горячки.
Непризнанный художник
Помимо литературы, Гёте активно увлекался рисованием и оставил после себя более двух тысяч рисунков и акварелей. Существует миф о том, что в 37 лет поэт даже подумывал оставить свою прежнюю деятельность и заняться живописью. Во время своего итальянского пути он посещал художественные мастерские и брал уроки рисования.
Как художник, он изучал природу цвета и его оттенков. В 1810 году он опубликовал свою работу «К теории цвета», представляя новую, отличную от господствующего учения Исаака Ньютона, теорию цвета, которую считал своим величайшим достижением.
На Восток!
Гёте также увлёкся восточной философией, что выразилось как в поэзии, так и в интересе к исламу. Сразу после наполеоновских войн, вдохновленный переводами Хафиза на немецкий, он создал цикл стихотворений под названием «Западно-восточный диван», сопроводив его собственными замечаниями и комментариями. Это уже было очевидно из первого стихотворения, в котором Гёте находит дух своей эпохи:
- Север, Запад, Юг в развале,
- Пали троны, царства пали.
- На Восток отправься дальный,
- Воздух пить патриархальный,
- В край вина, любви и песни,
- К новой жизни там воскресни.
- Там, наставленный Пророком,
- Возвратись душой к истокам,
- В мир, где ясным, мудрым слогом
- Смертный вел беседу с Богом,
- Обретал без мук, без боли
- Свет небес в земном глаголе.
- В мир, где предкам уваженье,
- Где чужое — в небреженье,
- Где просторно вере правой,
- Тесно мудрости лукавой
- И где слово вечно ново,
- Ибо устным было слово.
- Пастухом броди с отарой,
- Освежайся под чинарой,
- Караван води песками
- С кофе, мускусом, шелками,
- По безводью да по зною
- Непроезжей стороною.
- Где тропа тесней, отвесней,
- Разгони тревогу песней,
- Грянь с верблюда что есть мочи,
- Стих Хафиза в пропасть ночи,
- Чтобы звезды задрожали,
- Чтоб разбойники бежали.
- На пиру и в бане снова
- Ты Хафиза пой святого…
Замечательный перевод Вильгельма Левика прекрасно передаёт суть его идей. Гёте чувствовал себя восточным мудрецом, скорее интуитивистом, чем логиком. Благодаря этому ему было легче ассоциировать себя с образом пророка. Мнение немецких философов, как старших современников, так и его современников, возвышало его как личность, в то время как в реальной жизни он оставался простым советником маленького герцога.
Друг русской герцогини
В 1775 году, уже будучи известным поэтом, Гёте переехал в Веймар, столицу небольшого почти независимого немецкого герцогства. Там его снова возвели в дворянское звание, и он решил основательно обосноваться, прожив в этом городе до конца своих дней. Гёте стал для великого герцога Карла-Августа не только дипломатом, но и учителем, при этом чин тайного советника имел для него личное значение. Гёте занимался многими аспектами, включая добычу серебра, финансы, строительство дорог, реформы в Йенском университете и другие административные задачи, которые он выполнял с немецкой пунктуальностью. Более того, поэт на протяжении многих лет оставался активным участником масонской ложи, достигнув высоких степеней посвящения. Как же Гёте удавалось находить время для написания множества томов стихов, романов и путевых заметок? Поддерживая просвещенный дух герцога, он всегда освобождал поэта от служебных обязанностей в дни и месяцы, когда он испытывал вдохновение.
В 1792 году совета Гёте сопровождал герцога на сражении при Вальми. Это сражение проходило между немецкими войсками и революционной Францией. Гёте воспринял поражение с энтузиазмом, считая, что «началась новая эпоха всемирной истории, и вы вправе говорить, что присутствовали при её рождении». Он верил в возможность переустройства мира на основе новых идей.
Герцогская казна была в трудном финансовом положении. Её спасением могла стать только Россия, и она пришла на помощь в лице прекрасной великой княжны Марии Павловны, которую выдали замуж за наследника престола — Карла Фридриха Саксен-Веймар-Эйзенахского. Гёте стал одним из первых добрых знакомых новой герцогини, и у них было много тем для обсуждения. В 1803 году, в период сватовства Марии Павловны, Гёте получил просьбу от близкого к императору Александра I графа Северина-Потоцкого о помощи в поиске преподавателей для Харьковского университета, который только собирались открыть. В результате несколько перспективных учёных из Йены были направлены в Харьков, а сам Гёте стал почётным профессором нового учебного заведения. Он проявлял заботу о студентах и преподавателях этого университета.
Чтобы поддерживать интересные беседы с герцогиней, Гёте изучал немецко-русский словарь, исследовал православные иконы и увлекался историей Петра Великого, которого он считал образцом реформатора, действовавшего по собственной воле вместе с единомышленниками. У него также были планы о поездке в Россию для знакомства с Москвой и Петербургом и путешествия по Уралу… Увы, это путешествие так и не осуществилось.
Приданое Марии Павловны положительно изменило жизнь в одной из самых бедных монархий Европы, а сама герцогиня приняла за правило каждую неделю навещать Гёте. Обычно их разговоры шли об искусстве, его поэзии и финансах. Он умел без менторства общаться с молодыми женщинами, а Мария Павловна была далеко не глупа. Благодаря этому общению, Гёте смог добиться значительных успехов, оставаясь при этом добросовестным служащим своего герцогства. Однако она также оказалась той герцогиней, которая превратила великого поэта в «агента русского влияния», хотя и не в прямом смысле. Для России имело огромное значение, что признанный мэтр европейской литературы, считавшийся мудрейшим человеком своего времени, время от времени благосклонно отзывался о нашей стране, её императоре и её истории.
Личная жизнь
Гёте был обаятельным и добрым человеком, которому удавалось овладевать всеми существующими знаниями. С детства его интерес к искусству и литературе способствовал формированию характера, который формировался на основе бессмертной классики.
Несмотря на общительность, Иоганн Вольфганг считался загадочной личностью. Некоторые историки утверждают, что часть характера Генриха Фауста из одноименной работы Гёте могла иметь отношение к его личным чертам.
На фотографиях Иоганна Гёте проявляется определённая мистичность; его карие глаза, как будто, хранят в себе какую-то тайну, известную лишь ему одному.
Гёте пользовался большой популярностью у женщин, и не хватит целой книги, чтобы описать его любовные интриги. Тем не менее, именно Кристиана Вульпиус сумела завладеть его сердцем на целых тридцать лет.
Хотя Кристиана не была выдающейся красавицей, как первая любовь поэта Шарлотта, она притянула Гёте своей простотой и искренностью. Их встреча произошла случайно на улице, когда девушка передала Иоганну письмо. Эта бедная крестьянка так очаровала его, что поэт немедленно пригласил её поселиться в своём имении. Большинство любовниц поэта считали, что его выбор в пользу простой девушки был оскорбительным. У Гёте и Кристины родилось пятеро детей, хотя у великого классика также были дети от других женщин.
В свободное время Гёте занимался разведением фиалок и собирал минералы.
Смерть
Весной 1832 года Гёте простудился во время прогулки в открытой карете, и его здоровье значительно ухудшилось: 22 марта великий поэт скончался от остановки сердца. Его последние слова были:
Пожалуйста, закройте окно.
В честь Иоганна Гёте были воздвигнуты памятники во многих странах мира. Также его именем назван кратер на Меркурии, минерал гетит и пурпурная роза.