Лукино Висконти, выдающийся представитель европейского искусства, в своем взгляде на современный мир подмечает обилие упадка и декаданса. Он изображает эту реальность с сочетанием ностальгии, трезвости и суровости, которая может быть вызвана различными причинами — от марксистского мировоззрения и одиночества гомосексуала до глубокого понимания человеческой природы.
- Федерико Феллини: Какую трагедию пережил режиссер, песня о котором звучит везде
- Кто такой Федерико Феллини
- 20 лучших советских комедий: от «Подкидыша» до «Формулы любви»
- Фильмы
- Личная жизнь
- «Ночи Кабирии» — «Белые ночи»
- «Сладкая жизнь» — «Рокко и его братья»
- Семейная трагедия
- Никаких продюсеров, только Феллини!
- Федерико мастерил кукол, обожал цирк и сбегал из дома
- Феллини писал юмористические тексты в журналы, создавал карикатуры и комиксы
Федерико Феллини: Какую трагедию пережил режиссер, песня о котором звучит везде
Фото: globallookpress.com
В январе 2020 года мир праздновал столетие итальянского режиссера Федерико Феллини — одного из самых влиятельных и выдающихся мастеров кино XX века, обладателя пяти премий Оскар. Интересно, что в летние месяцы 2021 года о Феллини начали говорить молодежные платформы, благодаря популярности музыкального хита российского дуэта Galibri & Mavik. Мы в КП-Афиша решили подробно рассказать о Феллини и о том, какую значимость он имеет для современного кино, чтобы все могли понять, почему его фильмы будут оставаться актуальными и через полвека.
Песня о Федерико Феллини, которая завоевала популярность: Кто такие Женя Галибри и Саша Мавик?
С песнями «Горький вкус» и «Ягода-малинка», которые уже долгие месяцы звучат из каждой колонки, возник серьезный конкурент. В июне 2021 года до этого почти неизвестный мужской дуэт Galibri & Mavik представил свою композицию, посвященную Федерико Феллини — это стало настоящим фурором и вызвало небывалый интерес.
Кто такой Федерико Феллини
Федери́ко Феллини родился в Римини в 1920 году в семье коммивояжера. С ранних лет он не проявлял интереса к бизнесу и коммерции, чем так гордился его отец. Вместо этого, он мечтал о творчестве: рисование, кукольные спектакли, посещение цирка и чтение комиксов были его основными увлечениями. Особенно его fascинировали комиксы американского карикатуриста Уинзора Маккея, где приключения малыша Немо в мире мечты захватывали его воображение.
Эта страсть к искусству в 1938 году привела будущего режиссера в Вечный город — Рим, где его родные считали, что он поступил на юридический факультет Римского университета. На самом деле, он устроился работать в юмористический журнал Marc’Aurelio. Однако его заработок был скромным, и Феллини совмещал работу с написанием интервью для журнала CineMagazzino и диалогов для комедийных фильмов (некоторые авторы его журнала также писали сценарии для кино).
В 1944 году единственным способом заработка для Феллини стали шаржи, которые он создавал для арт-салона на Виа Национале в центре Рима. Он познакомился с Роберто Росселлини, знаменитым режиссером, который предложил ему сотрудничество в создании сценария для фильма о Сопротивлении. Этот фильм, названный «Рим — открытый город», стал одной из самых значительных лент в истории итальянского кино и привел к первой номинации Феллини на премию Оскар в категории «Лучший адаптированный сценарий».
В начале 1940-х годов, Феллини начал писать тексты для радиопостановок, среди которых была и «Чико и Паллина», история о взаимоотношениях двух молодых людей. Главную роль в этой радиопостановке исполняла Джульетта Мазина, выпускница филологического факультета Римского университета, мечтавшая стать театральной актрисой. У них мгновенно вспыхнула любовь: они поженились в 1943 году и прожили вместе полвека. Джульетта не только была ему вторым я, но и источником вдохновения: именно для нее были написаны сценарии таких фильмов, как «Дорога», «Ночи Кабирии» и «Джульетта и духи».
Несмотря на страстное желание стать родителями, судьба распорядилась иначе: после свадьбы у Джульетты произошел выкидыш, а в 1945 году их новорожденный сын Пьер-Федерико скончался от энцефалита. Более детей у пары не оказалось.
Режиссер ушел из жизни 31 октября 1993 года в возрасте 73 лет в результате инсульта. Джульетта последовала за ним 23 марта 1994 года, оставшись на этот мир всего на пять месяцев дольше.
20 лучших советских комедий: от «Подкидыша» до «Формулы любви»
Что может поднять настроение, как не хорошая комедия? Однако достойные комедийные проекты в современном российском кино редко появляются. Зато советское кино до сих пор радует множеством замечательных комедий. КП-Афиша решила определить 20 самых ярких комедий на все времена!
Фильмы
Скорее всего, биография Федерико Феллини могла бы продолжаться в области журналистики и рисования, но один случай кардинально изменил его судьбу. В 40-е годы молодой Феллини познакомился с Роберто Росселини, который увидел в нем потенциал и предложил участвовать в создании нового фильма. Это сотрудничество привело к написанию сценария для военной драмы «Рим — открытый город».
Этот фильм произвел фурор, а Феллини получил свою первую номинацию на премию Оскар за дебютный сценарий, и критики уже утверждали, что он является великим гением своего времени. По мнению кинокритиков, он стал одним из основоположников нового жанра в кино — неореализма.
Совсем скоро Феллини представил новый сценарий для фильма «Пайза» (в переводе «Земляк»), вновь посвященного военным событиям. Это произведение также вызвало большой резонанс, и Феллини стал номинантом на премию Оскар во второй раз.
В течение нескольких лет Федери́ко добивался успеха в качестве сценариста. В 1950 году он решил попробовать себя в режиссуре вместе с Альберто Латтуадой, который ранее адаптировал классические произведения русской литературы, такие как «Шинель», «Собачье сердце» и другие.
Созданный в этом тандемном сотрудничестве фильм «Огни варьете» положил начало его карьере в качестве режиссера. Следующей картиной, где Федерико выступил в обеих ролях — режиссера и сценариста, стал «Белый шейх». Несмотря на то, что первое направление Феллини не имело широкого признания, оно послужило важной основой для его дальнейшего творчества. С этой ленты начинается его сотрудничество с легендарным композитором Нино Рота.
Следующая работа «Маменькины сынки» принесла Феллини Серебряного льва на Венецианском фестивале. Его эпизод в киноальманахе «Любовь в городе» также пользовался большой популярностью.
В 1954 году Феллини начал работу над драмой «Дорога», сценарий которой был написан еще в 1949 году. Главную роль сыграла Джульетта Мазина, а ее партнера по фильму, силуэту, воплотил актер Энтони Куинн. Фильм произвел фурор среди зрителей по всему миру, а сам режиссер получил премию Оскар. Неудивительно, что эта картина собрала множество наград и осуществила свой коммерческий потенциал.
В 1955 году режиссер снял картину под названием «Мошенники», где главные роли сыграли Ричард Бейсхарт, Бродерик Кроуфорд и муза Феллини — Джульетта Мазина. Через два года он создает ещё один шедевр — драма «Ночи Кабирии», главную роль также исполнила несравненная Джульетта Мазина. Сюжет повествует о доброй и доверчивой женщине, которая работает проституткой, оставаясь верной своему единственному возлюбленному, задумывающему над ее убийством. Феллини вновь удостоен главной награды Каннского фестиваля и получает заветную статуэтку Оскар. Джульетта была признана лучшей актрисой.
Забавно, но фильмы мастера имели такую огромную популярность, что начали влиять на моду того времени. Все герои кинолент Феллини выделялись особым стилем, который стал популярным в повседневной жизни. Так возникло новое направление haute couture. Модные течения, разработанные такой эстетикой, включали шикарные декольтированные платья, шляпы с перьями и сверкающие наряды.
Личная жизнь
Личная жизнь Федерико Феллини неразрывно связана с его творчеством. В 1943 году он впервые влюбился, когда работал над радиопостановками о романтических отношениях между девушкой по имени Полина и парнем Чико. Он пригласил актрису Джулию Анну Мазину к сотрудничеству и вскоре между ними разгорелся роман. Они поженились, и Федерико попросил Джулию сменить имя на Джульетту. Первой беременность закончилась трагически — Джульетта упала и потеряла ребенка.
Вторая беременность завершилась радостно, и у них родился мальчик по имени Пьер Федерико. К сожалению, малыш не прожил и месяца из-за заболEванием энцефалитом. Врачи резюмировали, что Джульетта больше не сможет иметь детей.
Феллини предлагал Джульетте усыновить, но она каждый раз отказывалась. Однако она искренне считала своими детьми фильмы, которые они вместе создавали. Режиссер трепетно относился к своей супруге, считая ее своей музой. Джульетта почти всегда была рядом с Феллини на съемках, даже когда не играла в фильме.
Хотя сердце Феллини безусловно принадлежало Джульетте, он никогда не прятал свою любовь к другим женщинам. У него было несколько романов, однако журналисты всегда предпочитали создавать сенсации о новых интрижках, даже когда их не было. Однако известно о двух серьезных любовных увлечениях Федерико: его первой возлюбленной вне брака стала актриса Анита Экберг, исполнившая главную роль в комедии «Сладкая жизнь». Также он имел роман с актрисой Клаудией Кардинале, сыгравшей роль в фильме «Восемь с половиной».
«Ночи Кабирии» — «Белые ночи»
Сами названия фильмов перекликаются, как и образы страдающих от разлада между мечтой и реальностью героинь, незабываемо сыгранные Джульеттой Мазиной и Марией Шелл. Феллини превращает свою работу в полнокровную народную мелодраму, тогда как Висконти вставляет свои истории в рамку литературной и театрализованной условности.
«Сладкая жизнь» — «Рокко и его братья»
Это два ключевых фильма итальянского постнеореализма, которые вложили свой след в историю кино на рубеже 1950-х и 1960-х годов. Обе картины — это кинофрески, которые раскрывают жизнь Рима и Милана в эпоху экономического чуда. Феллини с поэтическим, а порой и гротескным подходом отображает нравы эмансипированной буржуазии и богемы, а также борьбу атеистического интеллекта с устаревающими, но все еще притягательными христианскими мифами. Висконти, в свою очередь, стремится соединить идеи марксизма с мотивами Достоевского, изучая жизнь пролетариев-мигрантов в многогранном освещении большого города. Оба режиссера затрагивают жестокую, конфликтующую, но зачастую и трагически безнадежную реальность, пронизанную подспудной стремящейся к духовности.
Фильм «Сладкая жизнь» триумфально побеждает на Каннах, вызывая ярость Ватикана, а «Рокко» награждают не главной, а лишь специальной наградой на Венецианском фестивале, что вызывает огромный скандал и возмущение среди леворадикальной общественности Италии.
Семейная трагедия
Феллини делился своими размышлениями о браке: «Я не слишком хороший муж. Наш брак оказался далеко не таким, как Джульетта ожидала. Я ее разочаровывал, но она никогда не разочаровывала меня». Жизнь после свадьбы проходила вдали от суеты Рима, так как Феллини продолжал прятаться от армии. Джульетта мечтала о семье, они обсуждали, сколько детей у них будет. Однако вскоре её первая беременность закончилась трагично — она потеряла ребенка, упав с лестницы. Другая беременность принесла им радость, но их новорожденный сын, названный в честь отца, прожил всего месяц и скончался от энцефалита. Врачи поставили Джульетте диагноз — она больше не сможет иметь детей. Эта трагедия сблизила супругов: «Ушедший ребенок связал нас намного сильнее, чем могли бы связывать живущие дети». Они предпочитали не обсуждать утрату, так как это было слишком тяжело, но неизменно ощущали его отсутствие.
Джульетта уже снималась в театре и имела определенный успех, пока Феллини искал свою дорогу в кинематографе. Однако он всегда был уверен в своем гениальном таланте и верил, что придет время, когда его оценят. Джульетта, понимая, как тяжело быть художником, предпринимала шаги для помощи своему мужу. Хотя ей не нравился Рим, она переехала в город, когда Италию освободили союзники, и начала знакомиться с людьми из мира кино и театра, которые могли помочь Феллини осуществить его мечты или как минимум поделиться дельными советами. Она делала всё с понимающей деликатностью.
Как-то раз, тайком от Феллини, Джульетта продала свое ювелирное украшение, чтобы он мог пригласить в дорогой ресторан людей, которые могли оказаться полезными для его карьеры. Джульетта общалась с Роберто Росселлини о многом, кроме кино, и той встречи стало началом для создания «Рим — открытый город». Мартин Скорсезе позже назовет это событие важнейшим моментом в истории кино, а Жан-Люк Годар остроумно прокомментирует, что все дороги ведут к «Риму — открытому городу». Хотя Феллини писал несколько сценариев для фильмов Росселлини, впоследствии он заявлял, что тот был лишь «регулировщиком», который помог ему перейти улицу к его будущим успехам.
Никаких продюсеров, только Феллини!
В 1950 году Феллини вместе с Альберто Латтуадой снимает свой первый фильм «Огни варьете». Это стало возможным много в чем благодаря его жене, Джульетте, которая сыграла у Латтуады в фильме «Без жалости» в 1948 году и получила за это высокую актерскую награду. Латтуада был впечатлен Джульеттой и согласился поработать с её мужем, несмотря на его сложный характер. В этом фильме Феллини впервые взял в жены свою музу, но уже в 1952 году он выступает в роли единственного автора в «Белом шейхе», который стал толчком к его блестящей карьере. В 1953 году его произведение «Маменькины сынки» завоевало Серебряного льва на Венецианском фестивале, а Феллини стал известным и признанным.
Феллини был трудоголиком, эгоистичным нарциссом и перфекционистом. С этого момента он сам писал сценарии для своих фильмов и настойчиво утверждал, что не нуждается в продюсерах: «Мне нужен лишь тот, кто даст деньги, и больше никто». Он мог бесконечно пересматривать свои картины и редко смотрел фильмы других режиссеров, хотя не скрывал своего восхищения такими мастерами, как Бунюэль, Куросава и Бергман. «Даже если я решу снять фильм про камбалу, это всё равно будет фильм обо мне», — любил он говорить.
На фотографии: Марчелло Мастроянни, Федерико Феллини и Софи Лорен на вручении премии Оскар в 1993 году.
В 1954 году Феллини снял фильм «Дорога», где главную роль исполнила Джульетта Мазина. Федери́ко с детства был очарован цирком, и этот фильм стал воплощением его давней мечты: «Я давно хотел сделать картину для Джульетты. Она обладала уникальным талантом передавать смущение, сдержанный смех и комическую серьезность». Клоунские наряды ее героини Джельсомины оказались словно созданы именно для нее. Фильм «Дорога» принес Феллини Оскар за «Лучший фильм на иностранном языке». В 1957 году Феллини создает еще один шедевр — «Ночи Кабирии», для которой сценарий также писался специально для Джульетты.
Федерико мастерил кукол, обожал цирк и сбегал из дома
С ранних лет у Федерико появилась страсть к искусству и творчеству. Он был активным ребенком, постоянно ставил перед родными небольшие сценки и с нетерпением ожидал выступления цирка. Однажды он сбежал из дому, чтобы присоединиться к бродячим артистам. Его нашли и вернули домой только спустя несколько дней.
Кроме того, Федерико увлекался изготовлением кукол. Он чувствовал себя настоящим художником, создавая им маски и наряды. Созданные им образы пленяли его:
В детстве я сам делал марионеток. Сначала рисовал их на картоне, затем вырезал, после чего приделывал головы из глины или пропитанной клеем ваты. Один скульптор, друг нашей семьи, пришел, увидел, как я играю, и научил меня использовать жидкий гипс и пластилин. Я сам изготавливал краски, расколачивая и растирая кирпичи. Затем стал ходить к ремесленникам, которые обрабатывали кожу и древесину, и они щедро одаряли меня мягким деревом. На протяжении всей жизни моя фантазия всегда связывалась с художественным ремеслом. Я никогда не играл в другие игры, кроме создания марионеток, красок и конструкций из нарисованных тройных разрезов, которые я вырезал и клеил. Ничто другое меня не интересовало. Я даже ни разу в жизни не ударил по мячу.
Феллини писал юмористические тексты в журналы, создавал карикатуры и комиксы
Учёба в монастырской школе оказала влияние на будущее Федерико, и вскоре он перебрался во Флоренцию для получения журналистского образования. Тогда он начал подрабатывать в издательстве Фебо, где публиковались его первые карикатуры. Спустя год он переехал в Рим и поселился в бедном районе столицы, наблюдая за жестокой реальностью фашизации Италии перед Второй мировой войной. Будучи ярым антифашистом и противником Муссолини, Федери́ко искал спасение в творчестве. Его взяли на работу в популярный итальянский журнал «Марк Аврелий», где он писал юмористические тексты и создавал карикатуры:
Я писал множество различных вещей: несколько лет вел рубрику на радио, посвященную болезням, которую передавали каждый вечер. Также я сочинял вступления к песням, репризы и скетчи. Я писал статьи для газет, где публиковались мои рисунки, но никогда не считал себя художником-графиком.
Отдельного упоминания заслуживает любовь Федерико к комиксам, что делает его известным. В 1930-х годах, в ответ на запрет властей на американские комиксы, он создал свою версию приключений Флэша Гордона. Затем он стал зачитываться историями популярных супергероев Marvel. В 1965 году ему повстречал стал создатель удивительной вселенной, Стэн Ли, в Нью-Йорке. Для них обоих эта встреча была важна: Ли волновался и тщательно готовился задать Феллини вопросы о «Восемь с половиной», однако Феллини, вспомнив о встрече, прервал его: «Сегодня поговорим только о Человеке-пауке, ни слова о моем творчестве».