10 советов, которые помогут ребенку не зависеть от гаджетов

Ребенок активно использует телефон во время перемен, по пути в школу и даже в туалете — является ли это признаком игровой зависимости? Как убедить подростка сократить время с экраном, рассказывает психолог и волонтер БФ Старый Свет Светлана Бачинина.

Ребенок не расстается с телефоном. Что делать родителям?

Вы когда-нибудь обращали внимание на детей младше 7 лет, которые уже уверенно держат в руках смартфоны? В наши дни это стало обыденностью для большинства молодых семей в России.

Еще десять лет назад многие родители гордились тем, как их дети ловко пользуются современными мобильными устройствами. Некоторые мамы и папы считали такие навыки признаком ярко выраженного интеллекта, хотя на самом деле, умение играть на телефоне сводится к выполнению простых алгоритмических действий, которые не требуют от ребенка особых интеллектуальных затрат.

Статистика показывает, что более 70% детей и подростков используют смартфоны практически каждую минуту своего свободного времени от учебы. Около 80% молодежи не оставляет телефон без внимания ни дома, ни в школе.

Зависимость детей и подростков от смартфонов становится серьезной проблемой для родителей. Ребенок целиком погружается в виртуальную реальность и часто оказывается оторванным от реальной жизни. Это затрагивает как детей младшего школьного возраста, так и старшеклассников.

Попробуем разобраться в данной ситуации. Опытные психологи и педагоги предложат родителям полезные советы, которые помогут справиться с этой актуальной проблемой, избегая нанесения психологической травмы ребенку.

Вред от постоянного использования смартфона

В какой момент следует задуматься о том, что ребенок впервые переступает порог виртуального мира? По сути, родитель сам предоставляет ему первое устройство.

Сначала никто не задумывается о потенциальных негативных последствиях для малыша — ребенок спокойно играет на телефоне, не капризничает и не требует особого внимания. Однако вскоре родители начинают замечать, что ребенок все меньше нуждается в их заботе и опеке, так как сам развлекает себя виртуальными игрушками.

Постоянное увлечение смартфоном может вызвать различные негативные последствия:

  • Замедление психологического развития: многие игры, развивающие моторику, напрямую влияют на такие важные навыки, как речь, мыслительные процессы и способность концентрироваться.
  • Формирование не глубокомысленного, поверхностного мышления: информация, которая доступна на смартфоне, зачастую не требует глубокого осмысления.
  • Социальная дезадаптация: нередко возникают проблемы в общении с друзьями и родными, что имеет критически важное значение для формирования личности.
  • Нарушение психических функций и нервно-рефлекторная возбудимость, вызванные скоростью смены информации и изображений на экране.
  • Нарушение нормального процесса развития зрения из-за длительного просмотра плоского экрана смартфона.
  • Проблемы с развитием воображения и фантазии.

Согласно выводам экспертов, дети, которые много читают, тратят на игры в смартфонах около 36% свободного времени, тогда как не читающие занимаются этим примерно половину времени.

Неподконтрольные и искусственные общения с бездушными устройствами могут привести к постural нарушению, развитию близорукости и проблемам со слезными железами, которые крайне сложно вылечить даже с помощью специалистов.

Совет 1. Постепенно сокращайте время игр

Сообщаю своему сыну, что с этого дня он сможет использовать телефон не более двух часов в день. Напоминаю ему о книгах и игрушках; в конце концов, можно выучить таблицу умножения!

— Или давай лучше прогуляемся вместе?

— У меня запланирован стрим в 7 вечера. Подписчики ждут, я не могу их подвезти. Они мои краши!

Смешно, но в какой-то момент я осознаю, что не понимаю, на каком языке он говорит. Тем не менее, я решаюсь — устанавливаю программу на его телефон, которая ограничивает время использования приложений.

По истечении двух часов мой сын с криками носится по комнате, поскольку смартфон блокируется ровно в тот момент, когда он сражался с боссом за приз. Истерика быстро перерастает в агрессию: игрушки и книги, которые он когда-то любил, разлетаются по комнате. Страх проникает в мое сердце, и я уступаю — увеличиваю лимит еще на час.

— Гаджеты для детей — это такая же зависимость, как алкоголь или наркотики для взрослых. Простая мера сокращения времени не решает проблему, она только усугубляет её. Зависимости имеют свои корни. Человек может стать зависимым только потому, что испытывает психологическое напряжение. Попытки бороться с зависимостью через принуждение могут вызвать агрессию у ребенка и не помогут избавиться от внутренних страхов. Нужно разобраться в причинах тревоги ребенка и понять, почему он убегает в свою виртуальную реальность.

Совет 2. Предложите альтернативу

— Саша, что бы ты хотел делать, чем интересуешься?

— Играть в телефон, — сразу отвечает он, не задумываясь.

Неа, это не пройдет. В моем детстве альтернативой было множество кружков и секций. Я обращаюсь в ближайший Центр детского творчества и записываю сына на все возможные занятия.

— Сегодня вечером я возьму тебя на занятия. Ты будешь играть на баяне!

Выходя из класса, через полтора часа занятий, Саша явно показывает всем своим видом, что баян ему не по душе. Ну да ладно, в доме культуры имеется множество других кружков — макраме, скрипка и народный фольклор. Главное, у него не останется времени для игр.

— Единственной реальной альтернативой гаджетам является любовь и внимание родителей. Однако они зачастую уделяют больше времени себе и своей карьере, чем ребенку. Нередко именно они приучают своих детей к гаджетам, чтобы те не мешали. Установление семейных ценностей может помочь решить не только проблему с гаджетозависимостью, но и наладить более близкие отношения. Однако важно помнить, что любые секции и кружки могут оказаться не менее зависимостью, если ребенок изначально предрасположен к тревоге и страху. Если вы действительно хотите оградить своего ребенка от зависимостей, в первую очередь общайтесь с ним!

Выделите в доме несколько зон, свободных от смартфонов

Организуйте в своем доме такие места, где использование смартфонов будет запрещено для всех членов семьи, включая вас. Лучше всего, чтобы эти зоны располагались в тех помещениях, где семья проводит время вместе — кухня, гостиная или спальня.

Если у вас есть телефон в любой из указанных комнат, следите за тем, чтобы он вас не отвлекал. Уменьшите громкость уведомлений и приглушите свет, который излучает устройство при его активации. Используйте эти комнаты для общения с семьей, уделяя внимание друг другу без гаджетов.

Создайте график использования

Это касается не только детей, но и взрослых. Установите четкие часы, когда можно пользоваться телефоном или планшетом в домашних условиях, и следите за тем, как ребенок соблюдает эти правила. Избегайте использования телефона за столом во время еды или в спальне, и дайте четко понять ребенку, что играть на смартфоне вместо дневного сна невозможно.

Если ребенку необходимо использовать телефон для звонков друзьям или родственникам, ограничьте это до выходных или важнейших звонков. В случае необходимости сделать звонок, выходите из комнаты и старайтесь общаться лишь по серьезным причинам.

Не знакомьте детей с медиа в юном возрасте

Вводите экранное время, например, развлекательные мультфильмы или игры, только после того, как ребенку исполнится 18 месяцев. Стремление избежать зависимости от гаджетов, скорее всего, не даст результатов, особенно если ребенок столкнется с ними до того, как научится эффективно общаться в реальной жизни.

Эта стратегия является наиболее эффективной, поскольку позволяет предотвратить возникновение зависимости от смартфонов. Даже когда детям исполнится 18 месяцев, использование смартфонов или планшетов стоит ограничить до одного часа в день, распределенного в течение суток, например, на четыре отрезка по 15 минут каждый.

Нет никаких объективных причин знакомить детей с телефонами или телевидением в то время, когда они должны взаимодействовать с окружающим миром, что так важно для их здорового роста и развития.

Не запрещайте — это все равно не сработает

Прямые запреты на что-либо, включая телефон, в большинстве случаев неэффективны. Неважно, о чем речь идет: конфеты, компьютеры, футбол после школы или поездка с друзьями. Запрет, даже если он имеет разумные обоснования, очень часто вызывает у ребенка желание пойти против указания и показать свою точку зрения.

Стремление познать новое, понять свои желания и узнать свое место в этом мире – это базовые человеческие потребности. Представьте себе ситуацию, когда мама в общественном месте громко говорит: «Я же сказала, нельзя! Слишком много играть — опасно. Что здесь непонятного?! Если продолжишь сидеть с телефоном, будут неприятности!» Такое поведение разрушает естественную потребность ребенка в доверии и лишает его права на изучение нового.

Дети, которые не могут обойти запрет, испытывают обиду и беспомощность. Другие, наоборот, стараются сопротивляться, находя способы обойти запреты. Это может привести к тому, что в подростковом возрасте родители теряют всякий контакт с ребенком и возможность помочь ему в сложностях. У родителей зачастую формируется выученная беспомощность: «Все равно ничего не улажу, пусть живет, как хочет». Однако вседозволенность может быть опасной в воспитательном процессе. Важным моментом является уважение друг к другу и хранение доверительных отношений в семье.

Штрафуйте соразмерно проступку

Обсуждайте правила, обозначайте последствия за нарушения и следите за их соблюдением, штрафуя соразмерно проступку.

Детям нужны границы — как в правах, так и в обязанностях и поведении.

Это относится к правилам, которые должны быть логично обоснованы и соответствовать привычкам, укладу и устоям конкретной семьи.

Если вы сами не способны контролировать экранное время, беря в любую свободную минуту телефон, трудно требовать от ребенка: «Ты не можешь играет на планшете больше трех часов». В ограничениях обезательно должна быть логика и разумные показания. При этом последствия не должны признаваться манипулятивными угрозами со стороны родителей. Это всегда должно быть логическим следствием поведения, происходящим в случае выявления нарушения установленных правил.

Для того чтобы ребенок всерьез воспринял правила и строгость наказания, родители должны сопоставить озвученные правила со своими истинными возможностями, индивидуальными особенностями характера и психофизическим состоянием. Штрафы и санкции за непослушание могут быть незначительными и даже немыми, однако важно, чтобы у родителей хватало сил придерживаться своих намерений и не поддаваться давлению со стороны детей или собственной усталости. В противном случае система штрафов может превратиться в пустую угрозу, которую легко обходят.

Запрещаю долго залипать, ругаю

Коллаж. Дети и телефон

Ольга Волкова из Карелии делится своей историей о том, как ее сын сам купил свой первый гаджет на деньги, которые он скопил. Так в их семье начала появляться проблема зависания за гаджетами. Ольга всегда полагала, что объяснения и разговоры достаточно, чтобы решить проблему: «Не надо долго сидеть с телефоном», — уверяла она сына. Он кивал и соглашался, но вскоре Ольга заметила, что это лишь формальность. Ребенок проводил ночи за игрой в смартфоне, пока она не увидела его в 2 или 3 часа ночи.

Сын вставал невыспавшимся и раздраженным. Ольга и ее муж решили, что настало время принимать меры и запретили ему пользоваться телефоном. Они получили ответ в форме протеста, который сопровождался скандалами. Однажды в пылу злобной ссоры Ольгина муж на эмоциях отключил интернет. Чтобы восстановить все, они выставили ряд условий, среди которых было чтение книг. Так сына удалось заставить прочитать всю «Молодую гвардию», — рассказывает Ольга.

Подросток всегда приводил железный аргумент: «Мне некуда деваться, я учусь на одни пятерки». Это действительно так. Однако Ольга продолжала бороться с зависимостью до его достижения 18-летнего возраста. Позже сын уехал учиться в медицинский институт, который находится в 250 км от дома, и начал подрабатывать на скорой помощи, когда ездил в отпуск. Кто-то раз увидел его с телефоном и опять начала ругать его: «Лучше бы ты пошел на спортплощадку». Но сын с улыбкой отвечает: «Мама, я так отдыхаю».

Однажды Ольга спросила сына, использует ли он так же телефон для учебы. Он ответил, что нет. Она успокоилась, когда он сдал госэкзамены на отлично. По мере воспитания младших детей, Ольга применяет такой же подход — запрещает долго сидеть с телефоном и поругает, если увидит. Старший сын поддерживает эту политику и считает, что стоит строже наказывать. Ольга сильно беспокоится о том, как будет дальше с зависимостями старшего сына, когда у него появятся семья и дети.

Его девушке уже не нравится то, что он слишком много времени проводит в телефоне. Ольга переживает, что будет, когда его дочь станет его супругой. Они могут столкнуться с зависимостью, разрушительной для семейных отношений.

Ирина Якиманская, психолог и доцент кафедры клинической психологии Оренбургского государственного медицинского университета, указывает на то, что родительская тревога и раздражение вызваны не только опасениями о здоровье и психике детей, но и беспокойством по поводу того, что чрезмерное увлечение социальными сетями, играми и интернетом влияет на выполнение обязательств и успеваемость в школе.

Таким образом, мы наблюдаем настоящий конфликт поколений: с одной стороны, есть ребенок, для которого смартфон — это важный связующий элемент с друзьями и интересами (недавно Ирина консультировала клиентку, у которой дочь пыталась совершить суицид после того, как у нее отобрали телефон), а с другой — родители, которые все это просто не одобряют.

Как разрешить этот конфликт? С одной стороны, дети правы: мир изменился, множество функций реализуется через гаджеты, в то же время можно понять родителей, которые беспокоятся о здоровье своих детей, о их душевном благополучии и нарушении режима дня — так важно, чтобы дети научились планировать свое время, Согласно словам психолога, «истина всегда лежит посередине. Важно налаживать диалог — родителям следует интересоваться тем, чем занимается ребенок на своем телефоне, пытаться разделять его интересы, а ребенку стоит учиться планировать свой досуг, сочетая виртуальные и реальные увлечения».

Я поняла, что действовала из желания подчинить себе ребенка

Однако не все дети готовы мириться с родительскими запретами на использование телефона. Кристина Роо из Москвы рассказывает, что ее строгая позиция относительно использования смартфона чуть не привела к разладу в их семье.

Как и многие родители, Кристина забирала у дочери гаджет, если та проявляла плохое поведение. Но обстановка накалилась, когда в очередной раз дочь, недовольная лишением смартфона, бросила его на пол с такой силой, что экран разбился на куски. Кристина не могла позволить себе купить новую модель, и паспортный режим заставил дочь временно перейти на кнопочный телефон. Она смирилась с этим, но со временем произошел важный разговор. «Мы спокойно обсудили, что произошло, и я поняла, что многого не замечала в своей стремлении подчинить дочь», — говорит Кристина. Она также обнаружила, что смартфон помогает ребенку чувствовать себя увереннее и не быть изгоем в своем окружении. Гораздо эффективнее понимать своего ребенка и договариваться, чем навязывать ему свои идеалы. После этого разговора Кристина приобрела новый смартфон для дочери и уже мирно предложила контролировать время, проведенное в гаджете. Теперь дочь сама проверяет свои часы, и в их отношениях установился мир и доверие.

  • Избегайте хождения по подозрительным ссылкам.
  • Не реагируйте на подозрительные предложения от незнакомых источников, которые кажутся слишком заманчивыми.
  • Стремитесь официализировать контакты с доброжелательными незнакомцами, которые хотят познакомиться, в черный список.
  • Помните: кто угодно может притворяться кем угодно, даже взрослый может выдать себя за сверстника с похожими интересами.
  • Никогда не оставляйте личную информацию о себе (номер телефона, адрес, название школы) и не размещайте ее в учетных записях в соцсетях.
  • Не делитесь своими фотографиями с незнакомыми людьми и не выкладывайте их в открытом доступе.
  • Общайтесь в соцсетях только с теми людьми, кого вы знаете лично.
  • Не отвечайте на звонки с незнакомых номеров и не реагируйте на странные сообщения от незнакомых абонентов.
  • Если у вас нет программы родительского контроля, не давайте гаджет младшим детям.
  • Не входите в свои аккаунты с чужих устройств.
  • Избегайте грубости и нецензурной лексики, общайтесь между собой всегда с уважением.
  • Не ложитесь спать вместе с телефоном.
  • Убирайте телефон с рабочего стола, когда приступаете к домашнему заданию.
  • В любых непонятных ситуациях, связанных с интернетом (когда кто-то угрожает или приходит странные сообщения), обязательно обращайтесь к родителям.

Коллажи Оксаны Романовой

Мы призываем вас поддержать наш сайт регулярным небольшим платежом. Милосердие.ru функционирует благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. Нам нужны средства на командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта.

Оцените статью
Хозяюшки