Льюис Кэрролл. Кто написал алису.

После случайной встречи в 1865 году он записал: «Алиса сильно изменилась, хотя я сомневаюсь, что в лучшую сторону. Возможно, она просто вступает в период полового созревания».

Все, что вы не знали о Льюисе Кэрролле и «Алисе в Стране чудес»

Мог ли скромный профессор математики Чарльз Доджсон (настоящее имя Льюис Кэрролл), написавший рассказ о дочери своего друга, представить, что история об Алисе покорит весь мир?

Сюжет о таинственной стране, где все законы разума приостановлены, так понравился маленькой девочке, что она стала моделью для героини, а ее отец, ученый Генри Лидделл, решил напечатать книгу. Она была опубликована в 1865 году и с тех пор остается одним из самых популярных произведений в мире. В нашей статье мы поделимся некоторыми необычными фактами о сказке и ее авторе.

Профессор математики, священнослужитель и гуру продуктивности

Чарльз Доджсон, родившийся в строго религиозной семье в Англии, был удивительно разносторонней личностью. Одним из его призваний было служение Богу. Окончив знаменитый колледж Крайст Черч в Оксфорде, он был рукоположен в соответствии с правилами этого учебного заведения. Позже, став писателем, Кэрролл оставался тесно связан с церковью, часто проповедовал и занимался духовным воспитанием детей.

Льюис Кэрролл

Автор также преподавал естественные науки в университете. Его необыкновенные способности и ум позволили ему опередить свое время, как отмечают современные математики. По этой причине его работы в области алгебры и геометрии часто недооценивались, хотя и вызывали интерес научного сообщества. Но невозможно было не восхищаться скоростью его работы. Кэрролл писал по двадцать слов в минуту и составлял двенадцать страниц чуть более чем за два часа.

Побывал в России

Льюис Кэрролл не любил путешествовать. Изредка он навещал близких родственников и друзей, но этим его путешествия и ограничивались. Трудно представить, что за всю свою жизнь автор покинул родную Англию лишь однажды — чтобы посетить Россию в 1867 году. Автор знаменитой книги пошел на отчаянный, по его меркам, шаг ради благородной цели. Кэрроллу и его другу и коллеге Генри Пэрри Линтону предстояла важная работа: Они должны были укрепить отношения между Англиканской и Русской православной церквями.

Алиса в Стране чудес

Alice in Wonderland by Carroll L. Hardcover 638 ₽ Check Pre-Order Check Pre-Order.

Кэрролл Кэрролл ведет дневник, в котором записывает все интересные подробности своего путешествия. Он посетил Москву, Санкт-Петербург и Нижний Новгород, осмотрел основные достопримечательности этих городов и прогулялся по их улицам.

«Огромные красочные вывески над магазинами, огромные церкви с голубыми куполами, усеянными золотыми звездами, и причудливый акцент местных жителей — все это застало нас врасплох во время нашей первой прогулки по Санкт-Петербургу».

Кэрролл не собирался публиковать путевые заметки, но они были опубликованы через 37 лет после его смерти.

Оба «дипломата» привезли с собой рекомендательные письма от Сэмюэля Уилберфорса, известного оксфордского епископа. Оба они были сторонниками объединения Восточной и Западной церквей, которое в то время широко обсуждалось как на Западе, так и в России.

Сотворение Алисы

В 1856 году колледж Крайст Черч получил нового ректора. Ученый и лексикограф Генри Лидделл приехал в Оксфорд с женой и пятью детьми, чтобы занять эту должность. Льюис Кэрролл вскоре подружился с семьей Лидделлов и стал их верным другом на долгие годы. Это была одна из дочерей супругов, Алиса, которой в 1856 году исполнилось четыре года и которая послужила моделью для известной Алисы в самых знаменитых произведениях Кэрролла.

Книга “Алиса в Стране Чудес”

Первая версия «Алисы в стране чудес

Автор часто рассказывал занимательные истории детям Генри Лидделла, персонажей и события которых он придумывал по ходу написания. Однажды летним днем 1862 года во время прогулки на лодке маленькая Алиса Лидделл спросила Льюиса, не мог бы он еще раз придумать интересную историю о ней и ее сестрах Лорине и Эдит. Кэрролл с радостью принял задание и рассказал девочкам увлекательную историю о приключениях маленькой девочки, которая спускается в нору Белого Кролика в подземный мир.

Алиса Лиделл

Алиса Лиделл — оригинал знаменитого сказочного персонажа.

Чтобы сделать историю более интересной для девочек, она сделала главную героиню похожей на Алису и добавила некоторые черты второстепенных персонажей Эдит и Лорины. Маленький Лидделл был очарован этой историей и потребовал, чтобы автор записал ее на бумаге. Кэрролл сделал это только после нескольких напоминаний и торжественно вручил рукопись Алисе под названием «Подземные приключения Алисы». Вскоре после этого он использовал этот первый рассказ в качестве основы для своих знаменитых книг.

Книги

Льюис Кэрролл написал свои культовые произведения — «Алиса в Стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье» — в 1865 и 1871 годах соответственно, и его стиль письма был не похож ни на один другой, существовавший в то время. Высоко творческая личность с богатым воображением и внутренним миром, превосходный математик с отличным пониманием логики, он создал особый вид «парадоксальной литературы».

Иллюстрация к “Алиса в Стране Чудес”

Иллюстрация к сказке «Алиса в стране чудес».

Его герои и ситуации, в которые они попадают, ни в коей мере не призваны поразить читателя абсурдом и нелепостью. На самом деле, все они следуют определенной логике, и сама эта логика доходит до абсурда. В необычной, порой даже анекдотической форме Льюис Кэрролл тонко и элегантно затрагивает многие философские вопросы и размышляет о жизни, мире и нашем месте в нем. Получившиеся книги — это не только занимательное чтение для детей, но и мудрые истории для взрослых.

Неповторимый стиль Кэрролла можно найти и в других его произведениях, которые, однако, не были столь популярны, как рассказы об Алисе: «Охота на Снарка», «Сильви и Бруно», «Узловые истории», «Полуночные задачи», «Евклид и его современные соперники», «Что черепаха сказала Ахиллу» и «Аллен Браун и Карр».

Льюис Кэрролл

Автор Льюис Кэрролл

Некоторые утверждают, что Льюис Кэрролл и его мир не были бы столь необычными, если бы автор не употреблял регулярно опиум (он страдал от сильных мигреней и при этом довольно сильно заикался). Однако в то время настойка опия была популярным средством от многих недугов и даже использовалась при легкой головной боли.

Современники говорили, что автор был «человеком, полным идиосинкразий». Он вел достаточно активную социальную жизнь, но страдал от принуждения соответствовать определенным социальным ожиданиям и отчаянно хотел вернуться в детство, где все было проще и он мог быть самим собой в любой ситуации. Некоторое время он даже страдал от бессонницы и проводил все свободное время за обширными исследованиями. Он искренне верил в расширение границ реальности, какой мы ее знаем, и пытался понять больше, чем могла предложить наука его времени.

Математика

Чарльз Доджсон действительно был одаренным математиком: возможно, именно поэтому загадки его текстов так сложны и разнообразны. Когда автор не писал свои шедевральные книги, он часто занимался математикой. Он, конечно, не был так хорош, как Эварист Галуа, Николай Лобачевский или Януш Бояи, но, как отмечают современные ученые, он сделал открытия в математической логике, опередившие свое время.

Льюис Кэрролл

Математик Льюис Кэрролл

Льюис Кэрролл разработал собственный графический метод поиска решений логических задач, который был гораздо практичнее диаграмм, использовавшихся в то время. Кроме того, маг мастерски решал «сориты», особенно логические задачи, состоящие из последовательности силлогизмов, в которых абстракция одного из выводов становится предпосылкой для другого, запутывая все остальные предпосылки в такой задаче.

В юности Кэрролл часто писал своим сестрам о жизни в колледже: «Я не могу найти свою зубную щетку, поэтому не чищу зубы уже три или четыре дня; во-вторых, я не могу найти промокательную бумагу; и в-третьих, у меня нет бумаги для обуви». Главные игры здесь — футбол, борьба и черлидинг. Извините за плохой почерк».

Создание Алисы

В 1856 году ученый и лексикограф Генри Лидделл был назначен деканом колледжа, в котором учился Льюис. Он приехал в город с женой и пятью детьми. Кэрролл стал настоящим другом семьи, и эта дружба продолжалась много лет. Алиса Лидделл стала моделью для героини самой известной книги Льюиса. В 1856 году она была четырехлетней девочкой.

Алиса Лидделл прототип для произведения Кэрролла

Кэрролл часто развлекал детей декана забавными историями и сказками, которые просто сочинял во время посиделок или прогулок. Летом 1862 года Кэрролл и семья Лидделлов отправились на морскую прогулку, и Алиса попросила автора рассказать одну из его историй о ней и двух других дочерях Дина — Эдит и Лорине. Льюиса не пришлось упрашивать, он тут же придумал и рассказал маленьким девочкам историю о девочке, которая оказалась в гнезде белого кролика, жившего в подземном мире.

Чтобы вызвать интерес у своих маленьких слушателей, Льюис наделил героиню истории чертами самой Алисы, а второстепенных персонажей — чертами ее сестер.

Льюис Кэрролл в творческом процессе

Герои его книг и ситуации, в которые они попадают, на первый взгляд кажутся абсурдными и нелепыми. Но в действительности все подчиняется логике, даже если эта логика сама по себе абсурдна. Кэрролл использует необычную форму, которой удается очень тонко говорить о философских вопросах, человеческой жизни, устройстве мира и месте человека в нем. Поэтому его произведения не только интересны для детей, но и передают мудрость взрослому читателю.

Творческий стиль письма Кэрролла прослеживается во всех его последующих работах. Однако они не так популярны, как история об Алисе. Льюис написал «Сильви и Бруно», «Охота на Снарка», «Полуночные задачи», «Сказки с узлами» и другие.

По мнению некоторых критиков, автор жил в каком-то отдельном, необычном мире и приписывал это своему регулярному употреблению опиума. Дело в том, что он страдал от сильных головных болей и продолжал сильно заикаться. В то время настойка опия использовалась для лечения многочисленных недугов и даже принималась при легких мигренях.

Современники Кэрролла называли его «человеком причуд». Его жизнь состояла из парадоксов. С одной стороны, настоящий лев, с другой — человек, страдающий от определенных социальных норм и живущий воспоминаниями детства, времени, когда все было так просто, когда не нужно было притворяться и вести себя так, как хочется. Эти противоречия лишали его сна, и автор проводил различные расследования, чтобы найти выход в другую реальность, которая, по его мнению, существовала. Льюис старался опережать научные исследования своего времени, используя прекрасное знание математики.

Математика

Кэрролл обладал замечательными математическими способностями. Возможно, это объясняет загадки в его трудах, которые сложны и разнообразны. В перерывах между написанием книг Льюис занимался математическими исследованиями. Он не достиг выдающихся результатов, как другие выдающиеся деятели этой науки, но стал автором нескольких открытий в математической логике, которые были сделаны до его времени.

Он был автором собственной графической техники, с помощью которой можно было легко решать логические задачи. Эта техника была намного лучше, чем диафрагма, использовавшаяся для этой цели в то время. Кэрролл преуспел в способности решать сложные логические задачи, называемые «соритами». Их особенность заключалась в том, что рассуждения, использованные в выводе одной задачи, были «подсказкой» к другой задаче, заранее запутывая все остальные предпосылки задачи.

Фотография

Биография Кэрролла была бы неполной без упоминания о его страсти к фотографии. Он посвящал ей много времени, когда не был занят написанием своих произведений. Это увлечение писателя перешло и на профессиональный уровень, получивший название пикториализм. Автор инсценировал фотографии, а затем смонтировал негативы.

Большую часть времени Льюис фотографировал детей, и делал это с большим удовольствием. Среди его знакомых было много профессиональных фотографов, в том числе самый известный — Оскар Рейландер. Именно он создал портрет Кэрролла, признанный впоследствии классикой жанра.

Алиса прожила долгую жизнь и умерла в возрасте 82 лет, через 36 лет после смерти Льюиса Кэрролла. Даже в старости она оставалась для окружающих Алисой из «Алисы в стране чудес», но эта репутация была для нее тяжким бременем.

Ниже приводится текст книги, страница за страницей. Сохранив последнюю прочитанную страницу, вы сможете легко читать Алису в Стране чудес в переводе Заходера с иллюстрациями онлайн бесплатно, без необходимости каждый раз искать место, на котором вы остановились. Добавьте его в закладки, и вы сможете время от времени возвращаться к странице, на которой остановились.

Алиса в стране чудес

(перевод Бориса Заходера)

у которых вы все еще можете чему-то научиться

Больше всего на свете я ненавижу обман и люблю честность, поэтому сейчас я буду честен с вами и скажу, что обманул вас (совсем немного!): на самом деле это не ЛЮБАЯ ГЛАВА, это ЛЮБАЯ ГЛАВА — это just….. Думаешь, я тебе это сказал? Нет, подожди. Когда вы закончите читать, вы узнаете! А если нет, то это ваше дело. Но если вы этого не сделаете, вы почти наверняка не сможете прочитать ее правильно — вы не сможете правильно прочитать всю книгу. Да.

Дело в том, что хоть перед вами — сказка, но сказка эта не очень, очень простая.

Давайте начнем с самого начала, как советует злой король (с ним вы скоро познакомитесь). И даже немного раньше: с названием.

«Приключения Алисы в стране чудес».

Если бы это зависело от меня, я бы никогда не назвал эту книгу так. На мой взгляд, такое название только вносит путаницу. Что если название предвещало, что речь пойдет о маленькой (хотя и очень умной!) девочке? Что приключения будут совсем не такими, как обычно: не будет шпионов, индейцев, пиратов, сражений, землетрясений, кораблекрушений и даже охоты на крупную дичь.

И «Страна чудес» — не совсем те слова, которые хотелось бы видеть в названии этой истории!

Нет, если бы это зависело от меня, я бы назвал книгу, например, «Аленка в фантазиях». Или «Аля в стране чудес». Или «Алка в ерунде». Или хотя бы «Алиса в стране чудес». Но не успела я высказать свое желание, как все закричали, чтобы я не смела. А я нет!

Печально то, что эта маленькая книжка была написана в Англии сто лет назад, и за это время она успела стать настолько известной, что все мы знаем об Алисе — по крайней мере, понаслышке — и привыкли к скучному названию «Приключения Алисы в Стране чудес». Это называется литературной традицией, и, как говорится, ничего с этим не поделаешь. Название «Алиса в стране чудес» гораздо больше похоже на настоящее, английское название сказки; но если бы я назвал ее так, люди подумали бы, что это совсем другая книга, а не знаменитая …

И «Алиса» действительно знаменита сверх всякой меры. Особенно в англоязычных странах. Там все его знают и любят. И самое интересное, что хотя эта сказка предназначена для детей, ее, наверное, больше любят взрослые, особенно пожилые люди — ученые!

Да, сразу видно, что это очень, очень сложная история!

И не только это. Написаны тонны книг, интерпретирующих и объясняющих «Алису» на всевозможные лады. И когда они так много и долго объясняют, я думаю, это означает, что люди сами не понимают всего этого.

Поэтому нет ничего страшного, если вы не сразу все поймете. Вы всегда можете прочитать непонятную часть еще раз, не так ли?

Надеюсь, я не слишком вас напугал. Честно говоря, нет причин бояться.

Чтобы правильно прочитать эту историю, то есть понять ее, вам понадобятся только две вещи.

Вам необходимо — и это абсолютно необходимо — чувство юмора, потому что это одна из самых смешных книг в мире.

Не только Чеширский кот изначально отсутствовал в этой истории. Не было там и Безумного Шляпника, хотя сегодня невозможно представить себе книгу без них. Книга «Любитель чая» появилась только во втором издании. И она пользовалась большой популярностью у читателей.

Беседовал с митрополитом Московским Филаретом

Поездка совпала с 50-летием пастырства главы Русской православной церкви митрополита Филарета Московского, которое отмечалось 17 августа в Троице-Сергиевой лавре и привлекло большое внимание всей России. Встреча иностранных гостей с митрополитом состоялась в Лавре 12 августа 1867 года и произвела глубокое впечатление на двух англичан.

Любопытно, что это была единственная поездка автора за границу, отправив Алису в путешествие под землю и в зазеркалье. Его любовь к созерцанию, похоже, сыграла в этом не последнюю роль: В своем воображении он нашел все, что нужно для удовлетворения своих интересов.

Был новатором математической логики

Хотя он интересовался всеми отраслями математики — евклидовой геометрией, линейной и матричной алгеброй, математическим анализом, теорией вероятностей, — в истории точных наук он запомнился прежде всего как новатор в области математической логики. Игры и головоломки были еще одной его сильной стороной — он не только любил их придумывать, но и получал огромное удовольствие, видя, как дети реагируют на эти нетрадиционные задачи.

Одним из сторонников его наследия был известный математик Мартин Гарднер.

Даже книга «Алиса в стране чудес», сделавшая его знаменитым, по мнению многих исследователей, построена как математическая композиция — шахматная партия.

И сюжет, и образы фигур подчинены изученной шахматной логике. Все это отражает собственный образ мышления автора.

Увлекался фотографией

Льюиса Кэрролла можно назвать человеком эпохи Возрождения: Он был выдающимся математиком, поэтом, сатириком, философом, изобретателем и фотографом на заре искусства.

Подсчитано, что за почти два десятилетия Доджсон сделал около трех тысяч фотографий (конечно, несравнимо меньше, чем современный пользователь гаджета делает хотя бы за год). Он фотографировал практически все: портреты друзей и знаменитостей, природу, статуи, картины, кукол и даже скелеты. Особенно ему нравилось фотографировать шахматистов во время игры (он сам был заядлым шахматистом). Мортон Н. Коэн упоминает в своей книге «Льюис Кэрролл: Биография, что он даже владел собственной фотостудией и в какой-то момент задумался о том, чтобы превратить это искусство в налаженный бизнес.

Фотографические работы Льюиса Кэрролла

Чтобы по-настоящему прочитать эту книгу — а по-настоящему читать — значит читать и смеяться, — нужно знать много разных вещей.

Кэрролл стал писателем, по большому счету, почти случайно. Самая популярная сказка Кэрролла первоначально была рассказана только дочерям его декана, Генри Лидделла. Он описал ее так: «Героиня находится час под землей и встречает различных птиц и животных, которые умеют говорить (и не являются феями). Это все сон, но я не раскрываю правду до конца истории». И в 1865 году он написал ее и опубликовал под псевдонимом.

Кэрролл посвятил рукопись сказки и передал ее Алисе Лидделл, дочери декана, которая продала ее на книжном аукционе в Лондоне в 1928 году: оригинал попал в Америку и вернулся в Англию только в 1950-х годах. А в 1930-х годах поклонники Кэрролла разыскали «настоящую» Алису (ей было 80 лет) и даже присвоили ей почетную степень Колумбийского университета.

Кэрролл был чрезвычайно педантичным писателем. Когда «Алиса» была опубликована, от него не ускользнули даже упаковщики: он послал им схему того, «как связывать стопки книг бечевкой и какие узлы завязывать». Но и это еще не все: иллюстрации первых двух тысяч экземпляров ему так не понравились, что книги просто разошлись как макулатура.

Исследователи, изучающие творчество Кэрролла, расшифровали почти все тайны двух его абсурдных историй. На сцену в зале суда в «Алисе», например, повлияла английская судебная система, в которой существуют такие странные профессии, как «барристер» — адвокат, который имеет право выступать в суде, но не может напрямую общаться со своим клиентом. Оригинальным болтуном оказался торговец мебелью в Оксфорде; именно он изобрел кровать-будильник, которая в нужный момент опускает спящего на пол. Возможно, Соня — это вомбат, который спит в кабинете знакомого Кэрролла, поэта Данте Габриэля Россетти. Мартовский заяц, возможно, даже происходит от народной поговорки «Я зол, как мартовский заяц». Из воспоминаний современников известно, что о приключениях Алисы узнала даже королева Англии. Девочка сидела на коленях, читая Алису, и спросила Викторию: «Ты можешь так много плакать?».

Обложка оригинальной рукописи книги «Алиса» (1864) и фотография Алисы Лидделл, которую Кэрролл вклеил в рукопись книги

Произведения Кэрролла повлияли не только на мировую литературу, но и, например, на ощущение времени во сне: в 1955 году психиатр Джон Тодд открыл синдром Алисы в Стране чудес. Грант Лью, невролог из Пенсильванского университета в Филадельфии, изучавший этот феномен, пишет: «Дети сообщали, что вещи вокруг них казались перевернутыми, или если их мать стояла в другой части комнаты, у них возникало ощущение, что она находится рядом с ними.

Увлечение фотографией и мифы о педофилии

Один из младших братьев автора (он распоряжался его завещанием) сжег некоторые личные бумаги Кэрролла после его смерти. В двадцатом веке родственники потеряли его дневники и записи, вырезав из них «опасные» части, например, выдержки из его биографии о том, что Кэрролл хотел стать священником, но все еще терзался сомнениями. В середине двадцатого века некоторые даже начали сомневаться в реальном существовании Льюиса Кэрролла.

Самый известный миф об авторе Алисы — это его непонятная симпатия к маленьким девочкам. Но если вы посмотрите переписку автора со своими знакомыми, то обнаружите, что многие из них занижали свой возраст на несколько лет. Некоторые из его «маленьких друзей» были старше 14 лет. В его возрасте Кэрролл больше общался с девушками 20-30 лет. Тот факт, что Кэрролл называл своих подружек детьми, также способствовал распространению этого мифа.

Автор был увлеченным фотографом и часто делал обнаженные фотографии своих друзей. Но фотографии обнаженных детей в то время были обычным делом: девочки до 14 лет считались асексуальными. Более того, автор фотографировал не только девушек, но и епископов, актеров, художников и премьер-министра.

Сначала он познакомился с родителями и опекунами детей, а затем пригласил их на фотосессию. Вот список: Минни, Луи, Эдит, Энни и Люси Уодди; Марджи, Рут, Дора, Хелен, Мод Даймс; Эдит Блэкмор; Вайолет Вудеруфф; Мэйбл Бартон; Элис, Агнес, Эвелина, Джесси Гулл; Грейс, Мод, Нелли Белл; Агнес, Грацилия Смит. И это еще не все…». В письмах к матерям своих моделей Кэрролл просил «присылать им фотографии и негативы, иначе они будут испорчены». Путешествуя, автор всегда брал с собой фотооборудование, которое заранее отправлял поездом. А когда он приезжал, то устраивал студию в любом подходящем месте.

Путешествие Кэрролла в России

В 1879 году первый перевод «Алисы в Стране чудес» был опубликован в России под названием «Соня в царстве дива». В переписке Кэрролла имя переводчицы указано как «Тимирязева, вероятно, сестра К. А. Тимирязева, известного русского ученого, впоследствии заслуженного профессора Кембриджского университета и друга Дарвина». Позже Набоков перевел название как «Аня в стране чудес». Общий тираж книг Кэрролла в СССР составил около шести миллионов экземпляров.

В 1864 году Кэрролл приехал в Санкт-Петербург на поезде с другим священнослужителем — «по деловым причинам». Об этой поездке он написал в своем «Дневнике путешествия по России» в 1867 году. Автор впечатлен размерами щитов и синевой золотых куполов, до последнего торгуется с кучером, спорит с гидом Эрмитажа и превозносит длину Невского проспекта с размерами Исаакиевской площади, едва не записав это в Книгу рекордов Гиннесса.

Такое удивление вполне объяснимо, ведь Кэрролл впервые уехал так далеко от Англии. После Санкт-Петербурга он прибыл в Москву:

«2 августа, пятница. Мы выехали в Москву в 2.30 утра и приехали на машине. Сиденья и переборки исчезли, появились валики и подушки. В конце концов мы остановились на вышеупомянутых полках, которые оказались очень удобными кроватями. Еще три пассажира должны были провести ночь на полу, но, к счастью, этого не произошло. Я проснулся около часа ночи и большую часть времени был единственным обитателем платформы в конце вагона. Платформа защищена перилами и имеет крышу. Отсюда открывался великолепный вид на проходящую через него сельскую местность. Время от времени кондуктор поднимался на платформу, но пока было темно, он не возражал против моего присутствия. Возможно, он страдал от одиночества. Но когда утром я захотел выйти на перрон, у него случился приступ деспотизма, и он загнал меня в вагон.

Юрий Данилов, «Льюис Кэрролл в России».

В Москве кучер попросил у автора 30 девушек плюс обычную плату, чтобы отпраздновать день рождения императрицы. Кэрролл вспомнил разговор с попугаем, который по воле злой судьбы знал только мексиканские слова. А английский гид рассказал автору о произношении русских слов: «Он нарисовал очень мрачную картину и сообщил ему, что очень мало людей говорят на каком-либо другом языке, кроме русского».

Московский гид заставил Кэрролла ходить вокруг храма со скоростью около четырех миль в час. «Поскольку ему было совершенно невозможно позволить нам идти в таком темпе, он начал греметь ключами, ругаться, громко скандировать, ругаться на нас на всех видах русского языка, то есть делать буквально все, кроме как схватить нас за шею и потянуть. Мы полностью проигнорировали его, притворились глухими и смогли относительно спокойно посетить храм, вернее, несколько храмов под одной крышей. Автор также посетил Александро-Невскую лавру, осмотрел кельи скитов, вернулся на поезде в Санкт-Петербург, а затем в Англию.

Большую часть времени Льюис фотографировал детей, и делал это с большим удовольствием. Среди его знакомых было много профессиональных фотографов, в том числе самый известный — Оскар Рейландер. Именно он создал портрет Кэрролла, признанный впоследствии классикой жанра.

Оцените статью
Хозяюшки