Как научить ребенка выговаривать звук «р»: советы логопеда. Как выговорить букву р.

Следите за тем, чтобы ваш ребенок приводил язык и губы в правильное положение. Если ваш ребенок испытывает трудности, разминочные упражнения могут помочь улучшить подвижность мышц.

Содержание
  1. Как научить ребёнка говорить букву «р»
  2. Артикуляционная гимнастика
  3. Дыхательные упражнения
  4. Упражнения для губ
  5. Упражнения для языка
  6. Упражнения для растяжки уздечки языка
  7. В каком возрасте ребенок должен уметь выговаривать букву «Р»
  8. Как быстро поставить ребенку звук «р»
  9. Три упражнения, которые помогут ребенку поставить звук «р»
  10. Постановка звука «р» без логопеда. Артикуляционная гимнастика
  11. Как научить ребенка говорить «р»
  12. Автоматизация звука «р»
  13. Постановка твердого звука
  14. Упражнения для дыхания
  15. Упражнения для губ
  16. Упражнения для языка
  17. Упражнения для растяжки уздечки язычка
  18. Игры-занятия
  19. Сценарий 1
  20. Сценарий 2
  21. Мягкий «р» — р’: р’аба, р’ис, словар’
  22. Упражнения для закрепления навыка
  23. Разминка
  24. Применяй рычащие слова
  25. Скороговорки
  26. Дифференциация звуков
  27. Разминка для органов артикуляции
  28. Упражнения для постановки и автоматизации звука «Р» у детей дошкольного возраста
  29. Выводы
  30. Основные виды нарушений при произношении звука «р»
  31. Упражнения по постановке
  32. Упражнения на автоматизацию

Как научить ребёнка говорить букву «р»

Из всех звуков звук «р» считается самым проблемным. Это самое сложное слово для произношения и изучения детьми в возрасте до пяти-шести лет. Логопеды и дефектологи говорят, что не стоит торопить ребенка в этом возрасте. В нашей статье вы узнаете о трудностях в произношении звука р, почему они возникают и как формировать этот звук в домашних условиях.

Звук r труднее произносить, когда он громкий. Детям трудно ассоциировать звучащие звуки друг с другом, с беззвучными звуками и с гласными. Эту проблему артикуляции можно решить с помощью тренировочных упражнений. Если ребенок не может произнести ни одного звука «р», важно понять причину этого. Часто ребенку трудно хрюкать из-за анатомического ограничения подвижности языка:

Слабость мышц языка и губ,

Подъязычная связка (ligamentum hyoideum).

Анатомические проблемы можно исправить с помощью массажа, суставной гимнастики и растягивания глотки.

Бывает, что звуки в речи ребенка снова и снова путаются, постоянно меняют свое положение, а иногда и вовсе выпадают из слов. В этом случае можно заподозрить потерю речевого слуха. С другой стороны, может оказаться, что ребенок подражает кому-то из своих знакомых. Иногда причиной отсутствия «хрюканья» у детей является заболевание ЛОР-органов:

Другой элемент — неврологическая причина. Нарушение связи между мышцами и нервной системой влияет не только на четкость артикуляции, но и на способность произносить звуки. Было замечено, что трудности с «хрюканьем» чаще встречаются у девочек и недоношенных детей. Логопеды связывают это со слабым выдохом. В этом случае ребенок должен научиться громко выдыхать. Это включает в себя надувание шариков и громкое плевание.

Как мы видим, существует множество причин для возникновения трудностей в произношении звука «р». Поэтому мы рекомендуем хотя бы раз обратиться к логопеду, чтобы выяснить причину проблемы, чтобы обучение дома могло изменить ситуацию.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционную гимнастику следует выполнять систематически, каждый день, не менее трех раз в день. Давайте ребенку короткие, простые инструкции.

Дыхательные упражнения

Следующие упражнения помогут вашему ребенку развить сильный выдох, необходимый для хрюканья.

«Свечи». Представьте, что у вас день рождения и перед вами стоит торт со свечами. Покажите, как задуть все свечи, одну за другой.

«Снежинка». Положите в руку ребенка кусочек ваты, пусть он представит, что это снежинка, и попробует подуть на нее. Вдохните через нос и выдохните через рот. Выдох должен быть более длинным и равномерным.

«Мыльные пузыри». Дайте ребенку несколько мыльных пузырей. Поощряйте его надувать как можно больше пузырей во время выдоха. Пусть ребенок глубоко вдыхает, а выдох должен быть долгим и сильным.

Когда у детей вырабатывается сильный выдох, они обычно начинают быстро «рычать».

Упражнения для губ

Следующие упражнения укрепят мышцы губ, если выполнять их последовательно.

«Забор». Попросите ребенка плотно сомкнуть зубы и открыть губы, но не рот, чтобы показать, как он огораживает свои зубы. Тогда он должен снова поставить «забор».

«Магистраль». Покажите, насколько длинный хобот у слона, вытянув губы вперед как можно дальше.

«Лягушка». Пусть ребенок растянет губы в улыбку как можно шире, чтобы показать, какой большой рот у лягушки.

«Кит». надуйте щеки как можно сильнее, чтобы показать, как кит плавает в море.

Упражнения для языка

Артикуляционные упражнения для языка тренируют мышцы языка, которые впоследствии позволяют языку занять нужное положение для произнесения звука «р».

«Игла» Уколите язык острой иглой, широко откройте рот и вытяните узкий язык вперед.

«Лошадь». Откройте рот, поднимите язык как можно выше и положите его плотно на крышу рта. Попробуйте сделать щелчок.

«Jam». Пусть ребенок представит, что у него на губах вкусное варенье, откроет рот и оближет языком сначала верхнюю, а затем нижнюю губу.

«Свинг». Ребенок должен открыть рот, сделать язык острым и поднести его сначала к носу, как можно выше, а затем к подбородку, как можно ниже. Повторяйте упражнение вверх и вниз, пока язык не устанет.

«Художник». Кончик языка — это наша кисть, которой мы красим потолок, он находится в расслабленном состоянии. Кончик языка — это наша кисть для росписи потолка.

Чтобы артикуляционные упражнения были полезны, их следует выполнять сидя на столе. Логопеды рекомендуют поставить перед ребенком большое зеркало, чтобы ребенок мог легко видеть себя и взрослого, который показывает ему правильность выполнения работы.

Упражнения для растяжки уздечки языка

Если у ребенка короткая уздечка, ее можно растянуть с помощью специальных упражнений в домашних условиях. Обычно систематические упражнения помогают растянуть диафрагму и избежать хирургического вмешательства.

«Котенок». Пусть ребенок покажет, как котенок ест молоко, захватывая его языком.

Дотянитесь языком как можно дальше к носу и как можно дальше к подбородку.

Обратитесь к логопеду, который покажет вам, как делать массаж в домашних условиях. Это помогает родителям растягивать язычок ребенка. Ребенок должен широко открыть рот и поднять кончик языка вверх. Чистыми пальцами взрослый массирует уздечку, которая находится под языком. Рог можно осторожно потянуть вверх. Это не должно быть болезненным для ребенка. Массаж проводится дважды в день по 3 минуты каждый раз.

10 правил развития речи у ребенка, которые многие не знают или игнорируют

После того как ребенок освоит суставную гимнастику, часто включается мягкое «р». Логопеды говорят, что легко перейти от мягкого звука к твердому. Если для постановки звука «р» обычно требуется 5 занятий, то для выработки твердого звука «р» необходимо всего одно занятие. Мягкий звук «р» развивается из-за того, что дети меняют положение языка. Он расположен не правильно на нёбе, а ближе к зубам, и уголки губ более растянуты, чем должны быть. Важно еще раз объяснить ребенку положение языка и губ и потренироваться перед зеркалом.

Затем отрабатываются сочетания букв и слогов в указанном ниже порядке:

Если дети хотят пропеть звуки, они могут это сделать. Они могут петь ноты гаммы. Хорошим способом отработки правописания является повторение слогов «ри-ри-ри-ри», «ре-ре-ре-ре». Затем изучите звук в словах, сначала включив слова, в которых предложенный звук встречается в первом слоге:

В отличие от слогов, просодический метод не быстрый: нужно произносить так, чтобы не ошибиться в звуках, четко выговаривая каждый слог и звук. Объясните ребенку задачу и придумайте награду за то, что он будет говорить четко. Вот несколько примеров, которые помогут вам начать:

В каком возрасте ребенок должен уметь выговаривать букву «Р»

Звук р обычно появляется у детей в возрасте от 4,5 до 5,5 лет.

«Если в возрасте четырех или пяти лет ваш ребенок еще не умеет произносить звук «р», не волнуйтесь. Все дети развиваются по-разному. Есть те, кто начинает говорить раньше нормы, и те, кто делает это чуть позже. Настораживает, если звук не появляется до шести лет», — объясняет Сперанская, отмечая, что в этом случае стоит начать занятия с логопедом. Сама специалист предполагает, что дошкольники могут сформулировать звук «р» раньше всего, в возрасте 5,8-6 лет.

Дизартрия — это нарушение речи, связанное с аномалиями в работе нервной системы. Диспраксия — это двигательное нарушение речи, которое проявляется в том, что ребенок испытывает трудности с координацией и выполнением движений органов артикуляции.

«Год до школы — достаточное время для формирования и освоения звуков, даже если у ребенка легкие нарушения речи, например, минимальная дизартрия или диспраксия», — уверяет логопед, добавляя, что диагностировать их может только профессионал.

Трудности с произношением могут возникнуть, когда у ребенка есть проблемы с фонематическим слухом — способностью выделять отдельный звук в потоке речи.

Фонетический слух начинается с рождения». Наш мозг принимает звуки и постепенно начинает разделять их на речевые и неречевые. Фонематический слух развивается в фонематический анализ и синтез. В первом случае ребенок слышит отдельные звуки и должен сложить их вместе, чтобы получилось слово. Например, мы называем по очереди «к», «о», «т», и дошкольник складывает их вместе, образуя слово «кот», а во втором случае ему приходится «разбивать» все слово на отдельные звуки», — объясняет Сперанская, указывая, что проблемы с фонематическим слухом напрямую связаны с отсутствием одного или нескольких звуков в речи ребенка.

Как быстро поставить ребенку звук «р»

Для того чтобы ребенок как можно раньше начал произносить звук р, необходимо в первую очередь уделить внимание развитию речевого дыхания.

«Речевое дыхание отличается от обычного дыхания. Благодаря ему мы можем менять скорость, громкость, плавность речи, делать необходимые паузы, говорить четко», — говорит логопед.

Сперанская объяснила, что при неправильном речевом дыхании воздух может выходить в щеку и «распространяться» во рту.

«Чтобы развить речевое дыхание, ребенок должен научиться правильно выдыхать ртом, чтобы создать воздушный поток», — сказал эксперт, продемонстрировав простое упражнение для развития речевого дыхания, которое можно выполнять дома.

«Поместите кусочек ткани или хлопка на ладонь. Попросите ребенка вдохнуть через нос, затем сформировать язык в маленькую трубочку (положите на нижнюю губу) и выдохнуть длинно и равномерно. Важно следить за тем, чтобы воздух проходил по желобку и чтобы щеки ребенка не надувались. Если ребенок сможет задуть салфетку или большую свечу в таком положении, то можно начинать произносить звук «р»», — добавила Сперанская.

Второй важный шаг — научить ребенка «ориентироваться во рту». Частая проблема заключается в том, что дети знают, что у них есть язык и губы, но не понимают подсказки родителей «положить язык за верхние зубы», «прижать язык к крыше рта» и так далее. Еще одно упражнение может помочь справиться с этими трудностями: «Чтобы объяснить малышу, где во рту находится место «за зубами», намажьте это место медом или вареньем и попросите малыша дать языку «лакомство», дотронувшись кончиком до места за зубами.

Следующая задача — научить малыша опускать и поднимать язык. Это можно сделать с помощью упражнения «качели». Для этого сядьте с ребенком перед зеркалом и попросите его широко открыть рот, высунуть язык и коснуться сначала верхней, а затем нижней губы, «как будто язык качается на качелях».

«Когда малыш освоит «большие качели», предложите ему «покачать» язык на маленьких качелях и повторите то же упражнение, перемещая язык за зубами. Важно, чтобы движение вверх-вниз было автоматическим, прежде чем переходить к следующему этапу обучения», — объясняет Сперанская.

Три упражнения, которые помогут ребенку поставить звук «р»

Сеансы звуковой модуляции с детьми должны проводиться регулярно. По словам эксперта, занятия с логопедом приведут к более быстрым результатам, но если у семьи достаточно времени, они могут попробовать научить ребенка произносить букву «р» дома. Сперанская заверила, что шесть месяцев — это хороший срок, чтобы научиться произносить звук «р», и поделилась тремя эффективными упражнениями.

Эксперт подчеркнул, что необходимо обратиться к логопеду, если родители не замечают прогресса после полутора месяцев регулярных занятий.

Упражнение «Лошадь

Широко откройте рот. Поместите язык на верхнее нёбо так, чтобы он прилипал ко всей поверхности языка, а не к его кончику. Язык опущен и слегка отведен назад. Вы должны услышать звук «тиканья».

Упражнение «Грибок».

Это упражнение напрямую связано с навыком «лошадь». Поместите язык на верхнее нёбо и удерживайте его там около 20 секунд. Затем слегка выдвиньте нижнюю челюсть вперед (при этом язык по-прежнему должен упираться в крышу рта) и дуйте из положения «грибок», пока язык не начнет вибрировать.

«Как только вибрация заработает, вы можете добавить свой голос», — говорит Сперанская. «Бывают случаи, когда ваш ребенок не может дуть или не может включить голос, тогда вам нужно помочь ему. Возьмите две палочки для еды (можно также использовать большой и указательный пальцы, но палочки гораздо практичнее) и держите язык на них, чтобы он не опускался слишком низко. Поощряйте ребенка дуть, а затем использовать свой голос. При этом раздастся приглушенный звук. Если вы попросите ребенка добавить гласную «а», он вполне может сказать «р».

Упражнение с барабанами

Растяните губы в улыбку, как будто произносите звук «с», затем немного разожмите зубы, проведите кончиком языка за верхними зубами и быстро произнесите «д-д-д-д-д-д». Это нужно делать не менее полминуты и быстро. Затем родитель берет ватный тампон, кладет его возле корня языка (под язык) и двигает им влево и вправо, пока ребенок произносит «д-д-д-д-д-д-д».

«Это ведет к тому, что называется «болтун». Вы должны делать это регулярно в течение нескольких недель, затем добавьте звук «а», и ребенок освоит основной звук «р». Если вибрация хорошая, палочку можно убрать», — объясняет логопед.

Как только звук «р» услышан, его необходимо автоматизировать, чтобы он не потерялся и не перешел в гортанный звук. Для этого месяц или полтора каждый день растягивайте звук «р», хрюкайте, произносите слоги: ra, ro, ru, ry, or, ar, yr, ara, oru, is, ore и другие.

«Самое главное в постановке звуков — это не только правильная техника, но и последовательность и измеримость», — уверяет Сперанская, добавляя, что переучить неправильно произнесенный звук сложно, поэтому имеет смысл провести хотя бы несколько занятий с экспертом.

Для разминки вспомните все слоги: ра, ряд, ро, ро, ре, ру, ру, ру, ры, ры, ры, ры, ры. Повторите пункты 2, 3 и 4 для всех, а затем продолжите веселые словесные игры на пословицы, пословицы, пословицы и поговорки!

Постановка звука «р» без логопеда. Артикуляционная гимнастика

Начните с артикуляционного упражнения. Он выполняет две работы одновременно: Он помогает в созревании звука (подготовке голосового аппарата к звучанию) и «разогревает» язык, губы и щеки непосредственно перед занятием. В противном случае упражнения могут не сработать.

Речевые упражнения лучше всего выполнять перед зеркалом. Или по подражанию, когда ребенок подражает взрослому. Упражнения следует выполнять ежедневно и в течение короткого периода времени. Самое главное требование — чтобы ребенку это нравилось. Лучше всего, если упражнения будут напоминать игру.

Отдельные артикуляционные упражнения служат только для тренировки речевого аппарата в произношении звука «р». Они тренируют выдох, растягивают мочку уха и укрепляют язык в его верхнем положении.

Хороший, сильный выдох — ключ к успеху. Для этого подойдут мыльные пузыри или шарик для пинг-понга, которым можно легко попасть в цель, например, между двумя кубиками. Это очень спортивное упражнение, которое создает правильный поток воздуха. Другие игры для тренировки выдоха вы можете найти здесь.

Упражнение «Качели». Рот широко открыт, язык движется вверх и вниз, попеременно касаясь зубов. Удерживайте его над верхними зубами в течение 10-20 секунд. Это упражнение тренирует язык тянуться вверх и растягивает губу языка.

Вкусное упражнение с вареньем. Поднимите язык к верхней губе и оближите губы по часовой стрелке и против часовой стрелки. Двигайте язык по направлению к носу. Держите язык «плоским».

Учения в Турции. Слегка приоткройте рот, коснитесь языком верхней губы и двигайте широким передним концом языка вперед-назад по верхней губе, держа язык над губой. Увеличьте скорость и попробуйте произнести «bl-bl-bl».

«Художник». Используйте язык, чтобы «рисовать» (вперед-назад) зубы, щеки и верхнее нёбо.

Упражнение «Накажем плохой язык». Вытяните язык и несколько раз быстро «прикусите» его губами, выдувая воздух. Используйте это упражнение для расслабления языка с губами и тренировки выдоха.

«Лошадь». Язык ударяет по верхнему нёбу и имитирует удар лошади.

«Гриб». В упражнении «лошадка» в один момент остановите язык, «прилипший» к верхнему нёбу, и удерживайте его в таком положении в течение 10 секунд. Подъязычная доля растягивается — это «ножка гриба».

Если все логопедические упражнения получаются хорошо, ребенок выполняет их легко, можно приступать к постановке звука самостоятельно.

Как научить ребенка говорить «р»

Запуск речевых терапевтов звуком «р» сравнивают с запуском двигателя. Поэтому основное упражнение называется «двигательным».

Это упражнение является продолжением упражнения «гриб». Поместите палец под язык, прижатый к верхнему нёбу (предпочтительно палец вашего ребенка или ватную палочку). Ваш ребенок должен выпускать сильную струю воздуха, произнося при этом длинное «дддддддддддд» (у некоторых детей лучше получается звук «жжжж»). В этот момент указательным пальцем (или ватной палочкой) сделайте быстрое выметающее движение из стороны в сторону через язычок.

Язык зажат, а кончик языка свободен и вибрирует. Ребенок должен почувствовать, как это происходит. Постепенно язык начинает вибрировать сам по себе, и получается звук «рррр». Двигатель запускается. Со временем «моторчик» может самостоятельно перейти на звук «ррр».

Как научить ребенка говорить р

Автоматизация звука «р»

Звук р очень трудный, и даже когда он «заводится», его очень трудно автоматизировать в приятную речь. Часто ребенок кричит, но в его речи отсутствует звук «р». Начните трудный процесс автоматизации звука.

Сначала «новорожденный» учится ассоциациям с гласными и согласными, что затем приводит к автоматизму в словах, предложениях и речи в целом. Логопедические пособия для постановки звука «р» обычно содержат все необходимые слоги, слова, предложения и даже короткие тексты возрастающей сложности.

Сначала звук «р» перерабатывается в слоги согласными «d» и «t»: «dra»/»dro»/»dru», «tra»/»tro»/»tru». Это легче сделать, когда речь ребенка «уходит» от этих твердых нёбных звуков на «р».

Затем удалите начальную согласную: «ra»/»ro»/»ru». Добавьте обратные слоги: «ar»/»или «ur». Чередуйте варианты, пока они не будут выполняться автоматически, пока ребенок не научится повторять их с вибрацией. И пока все слоги не будут иметь именно этот звук, не продолжайте.

Затем переходите к словам. Начните со слов с начальным «р» или даже со звукосочетанием «тр» (трава, рука, рубашка), а затем переходите к среднему и конечному «р» (корова, забор).

Одновременно, а также на основе слогов в словах, мы учимся различать мягкое и твердое «р» (при «р'» язык сильнее прижат к нёбу и лежит ближе к зубам, при «р» он более свободен и лежит немного ниже).

Чаще всего ребенок слышит эти различия и меняет звуки. Иногда нам приходится говорить ребенку, что нужно подвигать языком, например, чтобы сделать звук мягче.

Таким образом, звук постепенно становится автоматическим, когда мы говорим.

Каждый звук имеет свое собственное время. Звук свистка — быстрый, звук свистка — более долгий, а звук р — более долгий. Это требует терпения, времени и мягкой настойчивости с регулярной практикой (произнесение слов вместе с ребенком каждый день, разучивание детских стишков). С одной стороны, звук не закрепится без практики. С другой стороны — отсутствие давления в любом случае не является необходимым. В конце концов, звук уже есть, и рано или поздно он заработает, все условия для этого уже есть.

Эта статья предоставлена специализированным центром логопедии «Детская академия речи».

Лучше искать специалиста для детей (с высшим образованием, конечно!) в специализированных учреждениях и обязательно проверять рекомендации и оценки. При неврологических диагнозах и задержках в развитии больше подходит логопед-технолог, особенно если ребенок с младенчества развивался не так, как все остальные.

Постановка твердого звука

Чтобы помочь вашему ребенку начать говорить, посмотрите короткое видео, в котором логопед показывает, как с помощью нескольких упражнений заставить ребенка услышать звук Р.

Логопедические упражнения всегда следует выполнять дома в течение дня. Частота и количество повторений должны определяться индивидуально для каждой группы. Давайте ребенку короткие и простые инструкции, как в наших примерах.

Упражнения для дыхания

  • «Пузыри». Вы должны выдуть столько пузырей, сколько сможете сделать за один вдох. Вдохните глубоко и выдохните громко и протяжно. Вдохните еще раз и сделайте вид, что надуваете еще один большой пузырь.
  • «Летящее перо». Вдохните через нос. Теперь медленно выдохните через рот и сдуйте перо (кусочек ваты) с ладони.

Упражнения для губ

Упражнения для языка

лошадка

Упражнения для растяжки уздечки язычка

Массаж и специальные упражнения обычно помогают растянуть короткую губу языка. Лучше всего это делать в игровой форме. Немного терпения, и буква «p» появится.

  • «Котенок». Котенок питается молоком, втягивая его языком. Вы можете показать мне, как это сделать?
  • Массаж в домашних условиях. После того как логопед покажет возможности коррекции лица, массаж можно делать дома.

Игры-занятия

Готовый сценарий — специально для занятых родителей. Играйте 5-10 минут каждый день, не больше. Избегайте осуждающих фраз, таких как «Неправильно!», «Неправильно!». Вместо того чтобы говорить: «Так удобнее», «Так лучше», «Попробуйте так». Покажите пример решения задачи. Каждый последующий урок должен начинаться с 5-минутного повторения уже отработанных звуков.

Поощряйте ребенка самостоятельно выполнять упражнения и менять действия в игре. Найдите хорошие слова для того, что происходит здесь, сейчас и с этим ребенком. Не зацикливайтесь на вчерашних успехах и слабостях. Поговорите о том, что ваш ребенок сделал сегодня хорошо.

Сценарий 1

  1. «Веселые скачки», соревнования по конному спорту. Побеждает та «лошадь», которая быстрее и сильнее всех встанет на копыта. Звук копыт представлен щелчком языка.
  2. «Суд над птицами». Подражайте звукам обитателей птичьего сада. Пусть ребенок сам предложит их. Основная цель этого упражнения состоит в том, чтобы ваш ребенок научился имитировать сердитую индейку. Вы должны услышать что-то вроде «blblblbl!», когда вы быстро двигаете языком вперед-назад между губами.
  3. Мы немного опоздали с птичьим двором. Назревает буря.

Ветер дует. Языком нащупайте бугорки за верхними зубами (взрослый указывает на них). Не прижимайте язык к соскам слишком сильно. Теперь растяните губы, как будто вы улыбаетесь, и сильно подуйте! Легкие предметы могут быть унесены таким образом — их уносит шторм. Важно добиться такого звучания, как trrrrr.

Сценарий 2

Игры на повторение логически переходят к новому сюжету с новыми упражнениями. Например, сегодня у нас есть лошадь, привязанная к телеге (карете, саням…), а кучер управляет ею.

  1. «Кучер». Лошадь сегодня скачет очень быстро. Мы должны остановить это. Что говорит кучер, когда хочет остановить карету? Прррр. Звук производится за счет вибрации губ.
  2. «Барабан». Всегда улыбайтесь. Прижмите кончик языка к клыкам верхнего нёба. Произнесите звук e. Нижняя челюсть не должна двигаться.
  3. «Блин». Упражнение помогает отработать оптимальную форму языка — широкую. Взрослый показывает, как это сделать с помощью зеркала. Широкий, свободный язык лежит на нижней губе, как блин на тарелке.
  4. То же упражнение выполняется с улыбкой. Такой же широкий язык следует свободно поднять к верхним зубам и прощупать им кончики. Затем медленно и широко положите его на верхнюю губу.

Мягкий «р» — р’: р’аба, р’ис, словар’

Эксперты утверждают, что, освоив твердую «р» с мягкой «р», уже нетрудно написать твердую «р» с мягкой «р». Если для твердого «р» может понадобиться 5-6 занятий, то для мягкого «р» достаточно одного. В остальное время до школы родители должны автоматизировать с ребенком все звуки алфавита в полном объеме.

При произнесении мягкого «р» положение языка немного меняется — спинка языка поднимается немного выше на нёбо, выдвигается вперед на зубы, а уголки губ растягиваются немного шире, чем при произнесении того же звука. Лучше всего начинать с комбинаций букв и слогов.

  1. Начните со слогов в порядке возрастания сложности: ri, re, row, re, ryu. Для детей с хорошими музыкальными навыками эту последовательность можно петь в гаммах.
  2. Усильте эффект. Быстрое повторение слога — отличная игра для развития орфофонии у дошкольников: ри-ри-ри, ре-ре-ре-ре.
  3. Найдите слова. Попросите ребенка найти слова с этими слогами, например: ri fma, r epk a, r yab chik, re wa, rush.
  4. С парами согласных: d/t, b/n, g/k: d re ma, d row bly, t ri, t row pka, t ryu m, charge.

Уже на этом этапе у малыша все получится, так как самый важный звук — твердый — уже произнесен. Теперь пора переходить к словам и предложениям для автоматического произношения. Работая с дошкольником, не рассказывайте ему о твердых и мягких звуках: просто предложите сравнить «р» в словах «карандаш» и «черенок».

Упражнения для закрепления навыка

Навык — это результат обучения, постоянное автоматическое выполнение какого-либо действия. Автоматизировать навык означает довести его путем повторения и тренировки до состояния, когда он выполняется «без мысли». Для этого не нужно обучать ребенка тем же упражнениям. Устное народное творчество имеет большое количество учебного материала.

Разминка

Для разминки вспомните все слоги: ра, ряд, ро, ро, ре, ру, ру, ру, ры, ры, ры, ры, ры. Повторите пункты 2, 3 и 4 для всех, а затем продолжите веселые словесные игры на пословицы, пословицы, пословицы и поговорки!

Немного тайны. Возьмите воздушные шары! Дети тоже их любят. Воздухоплавание помогает развивать легкие, служит дыхательным упражнением, улучшает голос и укрепляет мышцы щек и губ.

Применяй рычащие слова

Пословицы и поговорки — отличный повод поговорить с ребенком о морали и вопросах воспитания, а повторение хрюканья и свиста происходит естественно. Например, предложите обсудить такие пословицы:

  • Без работы не выловишь и рыбку из пруда.
  • Где тонко, там и рвется.
  • Река рождается из ручья.

Скороговорки

Заставлять ребенка дошкольного возраста делать что-то — неэффективная стратегия, но заставить его соревноваться — отличная идея. Почему бы не использовать готовые карточки с заданиями для семейной битвы?

Возьмем, к примеру, историю «Карл и Клара» или «Трава во дворе».

R-предложения также нередко встречаются в профессиональной литературе и руководствах по воспитанию детей. Используйте один из этих примеров или пример с птицей:

  • Перепелка прятала перепелят от молодых.
  • Три сороки стонали на горке.
  • Озорная сорока — это факел, который нужно поймать, а сорока — это сорока.

Дифференциация звуков

Чтобы р не конфликтовало с другими согласными, особенно звонкими, необходимо автоматизировать не только трудный звук, но и его сочетание с другими. Поэтому для различения «р» используются слова, отличающиеся одной буквой. Пары слов, которые подходят для различения «p»:

В течение дня упражнения для синтаксиса должны занимать около 20-30 минут. Эффективнее, если это время разделить на короткие эпизоды, игры, веселые задания на 5-7 минут. Для ребенка в возрасте 3-7 лет гораздо интереснее играть и общаться со взрослыми, чем заниматься бессмысленным повторением, поэтому отдавайте предпочтение игровым методам. Также подойдут стишки из детского сада, забавные стихи и рифмованные песни по теме урока.

Совет. Играйте с метафорами: Например, как превратить реку в океан? Довольно просто: река — рука — арка — лужа — укрытие — лоза — виноградник — порра — порра — гора — гора — море. Одновременно вы можете считать до десяти: Сколько шагов вам потребовалось, чтобы измениться? Сколько усилий потребовалось, чтобы поднять цепь?

Исправление неправильного и правильного произношения должно быть сделано быстро, но не слишком быстро. Если вы хотите исправить речь своего ребенка самостоятельно, будьте последовательны и методичны. Чтобы не потеряться в современном потоке информации, на каждом этапе следует проверять рекомендации проверенных источников: Советы логопедов, специальная литература или официальные публикации детских психологов.

Постарайтесь выбрать подходящее время для занятий — когда ребенок в хорошем настроении и готов включиться в игру. Говорите с ребенком о звуках во время изучения книг и сказок, упражнений с кубиками, буквенного ящика и алфавита. Объясните, что язык нужно тренировать, как и любую другую мышцу, и что никогда не следует прекращать тренировки, как и занятия спортом. Тот факт, что язык — это мышца, может стать большим открытием для малышей!

Когда это не работает. Дошкольники не всегда восприимчивы к обучению и тренировкам. Если что-то пойдет не так, родители не должны паниковать или нервничать в присутствии своих детей. Завершите сеанс, успокойтесь и вернитесь к любимому ребенку в хорошем настроении.

Еще один важный совет: устраните плохой пример или укажите ребенку на то, что подражать такому примеру неправильно. Иногда дети перестают говорить, когда понимают, что ведут себя смешно и привлекают ненужное внимание.

Это важно: нужно ли учить ребенка стыдиться своих ошибок? Нет, конечно, нет! Вместо того чтобы комментировать «ты опять сделал все неправильно», превратите ситуацию в шутку. Многие фразы остаются в памяти всей семьи и становятся забавными воспоминаниями. Вот примеры из недавней практики: тренер Варений Никанаевич (Валерий Николаевич), дедушка Усран (Руслан).

После отработки слогов поговорите с ребенком о словах, начинающихся с этих слогов, например, tru — труба, dru — друг, dra — дракон, tro — чашка, tra — трава.

Разминка для органов артикуляции

Каждую разминку следует выполнять 10-20 раз. Исходное положение — улыбка со слегка приоткрытым ртом.

  • Скользите языком вперед-назад по нёбу,
  • Переместите язык из одного угла рта в другой,
  • Прижмите язык к нёбу и одновременно (насколько это возможно) сомкните и разомкните губы,
  • Проведите языком по зубам (внутри и снаружи),
  • Прикоснитесь языком к каждому зубу с внутренней стороны,
  • Высуньте язык как можно дальше,
  • Сверните язык в трубочку,
  • Расслабьте губы и высуньте язык. Попробуйте произнести звук «з» в этом положении, держа язык за зубами.

Для разогрева артикуляционного аппарата хорошо подходит произнесение короткого предложения с несколькими звуками «Р» (например, «Карл и Клара украли коралл»).

Разминка для органов артикуляции

Упражнения для постановки и автоматизации звука «Р» у детей дошкольного возраста

  1. Запустите двигатель. Вы можете потренироваться вибрировать кончиком языка, что необходимо для правильного произношения звука «Р», с более простым звуком «Д». Для этого нужно прижать язык к основанию верхних зубов и произнести монотонное «д-д-д-д-д-д-д-д-д-д-д-д-д-д-д». Укажите ребенку, что этот звук, как и звук «Р», образуется с резким выдохом.
  2. Попросите ребенка выдохнуть длинный протяжный звук «ж-ж-ж-ж-ж-ж». Используйте рожок для мороженого (можно также использовать ручку ложки или специальную лопаточку), двигая его вперед-назад под языком ребенка. Это также создает вибрацию.
  3. Произнесите слог «for» с оттянутым назад языком. Если вы проделаете те же манипуляции, что и в предыдущем пункте, то получится звук «Р».
  4. Чтобы научить ребенка произносить мягкий звук «Р», попросите его сформировать слог «зи» и создать вибрацию лопаточкой.
  5. Когда ваш дошкольник достигнет правильного произношения звука «Р», начинайте отрабатывать произношение слогов и слов, содержащих этот звук.

Выводы

Постановка и автоматизация звука «Р» очень важна для дальнейшего развития ребенка дошкольного возраста, так как правильное произношение звуков является одной из основ чтения и письма. Чтобы научить ребенка произносить звук «Р» в домашних условиях, нужно проявить смекалку: Используйте зеркало и шпатель (вы можете заменить его другими материалами) и регулярно выполняйте упражнения. Занятия с дошкольниками не должны занимать слишком много времени, чтобы ребенок не устал. Превратите упражнения в веселую игру, интересную для ребенка. Будьте терпеливы, замечайте даже самые незначительные успехи вашего ребенка и не жалейте похвалы. Успех гарантирован!

Выводы

Особенности артикуляционной системы. У детей младшего возраста могут наблюдаться симптомы, связанные с заболеванием, такие как скованность и вялость мышц челюсти, языка и губ. Нарушения речи также могут быть обусловлены строением артикуляционного аппарата: Расщелина нёба, неправильный прикус, плечевое сплетение и т.д.

Основные виды нарушений при произношении звука «р»

Существует два типа неправильного произношения p: Парароптоз и ротацизм.

Существует семь типов параротактизма, а именно замена r на согласные v, d, d, y, l, l’, r’ (один тип — один согласный) и замена r на r’ или r на l’, что впоследствии отражается на письме.

Ротация делится на двенадцать типов в зависимости от произношения:

  1. Фарингеальный (гортанный) Ребенок произносит «р» хрипло, потому что поток воздуха проходит через заднюю стенку глотки и корень языка.
  2. Назальный (гназальный) — поток воздуха проходит через нос, что приводит к появлению специфического хрипа.
  3. Гортанный — вибрация производится за счет вибрации сомкнутых голосовых складок.
  4. Ударение — произносимый звук похож на е, а чтобы произнести р, ребенок артикулирует правильно, но вибрация присутствует только один раз или отсутствует вовсе. Невозможно произнести рычащее «рррр».
  5. Двусторонний звук также называют коучингом rrrr, поскольку он образуется в результате вибрации губ при выходе воздушной струи. Звук похож на звук «рррр», который всадники используют для остановки лошадей (отсюда и название «кучер»).
  6. Щеки — Ребенок произносит букву р с помощью щек и боковых сторон языка.
  7. Носовой — вид ротацизма, который может возникать при анатомической патологии в виде укорочения мягкого нёба. Вибрация формируется при участии глотки и задней части нёба.
  8. Межъязыковая — ребенок говорит языком в межъязыковом пространстве.
  9. Латеральный — язык вибрирует сбоку. Этот звук часто слышен при неправильной анатомии полости рта. Когда ребенок начинает говорить «р», это сочетание «р» и «л», и поэтому получается «рл».
  10. Велярный — Когда ребенок пытается произнести звук «р», нёбо вибрирует при прохождении воздуха. Это приводит к тому, что звук не формируется должным образом. Такое произношение также называется слоговым.
  11. Завывание — поскольку это своего рода «бормотание» гортанного произношения, эту ошибку также называют «французским р». Звук искажается только за счет вибрации мягкого языка.
  12. Ребенок не может произнести звук р, например, рыба — йба, рак — ак, карета — куче, краб — каб.

Обратите внимание, что мы учим ребенка произносить не букву «эр», а звуки p и r («р»).

Наиболее распространенными причинами, по которым ребенок неправильно говорит ртом, являются гортанная, боковая, носовая, каретная, расщелина и преддверие груди. Другие типы встречаются относительно редко и в большинстве случаев обусловлены анатомическими проблемами полости рта и наследственностью.

Мальчик выговаривает буквы

Упражнения по постановке

К 5 годам ребенок усваивает почти все звуки, и если ребенок испытывает трудности с произношением некоторых из них или не может произнести их вообще, ему необходима помощь специалиста (логопеда).

Регулировка должна начинаться с разминки суставного аппарата. Эффективны следующие упражнения:

  1. «Кисть». Ваш ребенок должен сложить губы в улыбку и открыть рот. Затем попросите его ласкать языком крышу рта, начиная от верха зубов и продвигаясь как можно глубже к горлу. 10-12 ударов.
  2. «Маятник». Ребенок улыбается и открывает рот, затем высовывает язык и кладет его сначала на одну сторону, а затем на другую — от левого угла рта к правому (маятниковые движения). 10-20 повторений.
  3. «Гармоничный». Ребенок улыбается и открывает рот как можно шире, затем прижимает язык к верхнему нёбу, как бы издавая длинное и мягкое «н». Рот следует широко открыть, а затем закрыть, не меняя положения языка. Повторите это 15-20 раз.
  4. «Почистите зубы». Улыбнитесь и откройте рот. Затем двигайте кончиком языка вправо и влево по верхним зубам, как будто вы их чистите. 10-15 повторений. Затем ребенок прижимает кончик языка к каждому зубу внутри по очереди (проверьте, что они все еще на месте).
  5. «Москит». Попросите ребенка открыть рот, положить кончик языка за передние зубы и сказать «zzzzzzz» (как будто вы прихлопываете комара). Затем втяните язык обратно в рот, прижмите его к верхнему нёбу у основания зубов и снова произнесите «zzzzzzz».

Эти упражнения развивают артикуляционный аппарат, укрепляют мышцы и растягивают горло. Но чтобы научиться правильному произношению р, нужно выполнять специальные упражнения. В идеале упражнения выполняются ежедневно по утрам. Как правило, с детьми работают воспитатели детских садов (или логопеды). Дома родители должны заботиться об артикуляции ребенка.

Даже за 1 день научить ребенка правильно говорить р не удается, особенно если звук гортанный (увулярный или «французское р»), в этом случае целесообразно обратиться за помощью к логопеду.

Существует более десяти способов заставить звук «р» звучать правильно. Одно из самых эффективных логопедических упражнений на звук р, которое можно использовать дома, чтобы научить ребенка самостоятельно произносить р, — «моторчик». Формулировка делается путем длительного е с помощью пальца или муляжа. Второй метод предпочтительнее: Это удобнее и безопаснее, потому что резиновый или латексный манекен точно не причинит боли.

логопед

Совет Упражнение лучше всего выполнять в положении лежа, так как в этом случае все мышцы расслаблены и легче почувствовать нёбо при его поднятии.

Звук р — это вибрация, и для его правильного произношения важно правильно расположить язык: Оно должно быть поднято на нёбо. Кончик языка всегда должен располагаться на альвеолах за резцами верхней челюсти и на боковых участках против жевательных зубов верхней челюсти. Передняя часть языка должна слегка выступать. Когда воздушный поток проходит над всей язычком, он вызывает вибрацию на его кончике — так возникает p-тон.

Упражнения на автоматизацию

Ребенок должен это делать, чтобы научиться правильно произносить слова на букву «р» и предложения на букву «р». После этих упражнений и игр ребенок начинает правильно произносить звуки, не задумываясь.

Игра «Повторение». Расскажите ребенку, что это забавные эльфы с большими ушами, чтобы они прекрасно слышали. Маленькие эльфы всегда стараются повторить то, что слышат. Спросите ребенка: «Покажи мне, какие у них уши. Большой, большой! «Теперь повторяйте: ро-ро-ро-ро, ри-ро-ро-ро, ру-ру-ру-ру, ра-ра-ра-ра-ра». Голос должен звучать на разных тонах и быть как мягким, так и громким. Ребенок должен повторить.

В детских стишках взрослый говорит начало предложения, а ребенок должен сказать последнее слово. С помощью таких занятий можно одновременно добиться консолидации и развить чувство рифмы и ритма.

Автоматизация с помощью фраз:

  • Что у нас в руках? Мячи,
  • рах-рах-рах продолжается; играть,
  • Ру-ру-ру выбивает мяч,
  • ро-ро-ро-ро мяч, куда он делся? В ведро,
  • aro-ar-ar в темноте; фонарь,
  • или-или-или отправился на прогулку в сад,
  • ур-ур-ур, что сказал кот? пур-ур.

Совет Песни для логопедических занятий вы можете придумывать сами — лишь бы они были веселыми и интересными для ребенка.

«Игра в эхо» — научите ребенка дошкольного возраста произносить звук р, называя слоги, начинающиеся и заканчивающиеся на р, взрослому. Например: ра-ма-ра-ма, ма-ма-ма-ра, ур-ар-ор, ир-ир-ур.

Логопед с мальчиком

Выучите букву r в самых трудных слогах:

  • гро-гро-гро,
  • ври-три-ри-ри-ри,
  • zra-zra-zra-zra-zra-zra-zra-zra-zra,
  • мра-гра-джра,
  • Про-ра-пра-пра-пра.

Игра «Четвертый лишний». Например: ca-ra-ca-ca, ro-ro-ro-ro, tru-tru-tru, utr-utr-atr-utr.

После отработки слогов поговорите с ребенком о словах, начинающихся с этих слогов, например, tru — труба, dru — друг, dra — дракон, tro — чашка, tra — трава.

Ребенку дошкольного возраста не очень интересны занятия, на которых он повторяет за взрослым слоги или предложения. Обязательно найдите и используйте веселые детские стишки, задания, игры и картинки.

Чтобы автоматизировать звук «р» в предложениях и словах, можно попросить малыша хлопать в ладоши, когда он слышит этот звук, или говорить взрослому только слова с «р» (чередуя слова с «р» и без него). Поощряйте ребенка искать цветы, в названии которых есть буква «р», например, ромашка, роза.

Оцените статью
Хозяюшки