Как ходят шахматные фигуры: в картинках для детей. Как ходят фигуры в шахматах.

Подробное описание каждой игры на листе бумаги позволит вам проанализировать свои победы и поражения. Существуют различные виды шахматной нотации. Наиболее часто используемой нотацией является алгебраическая нотация. Следующие рисунки помогут вам понять это. В них видно, что доска состоит из 64 ячеек, каждая из которых имеет свои обозначения.

Содержание
  1. Правила игры в шахматы
  2. Как начинается игра в шахматах
  3. Как ходят фигуры в шахматах
  4. Король
  5. Ферзь
  6. Ладья
  7. Ферзь
  8. Король
  9. Ладья
  10. Как установить доску и расставить отряды?
  11. Как ходят шахматные фигуры?
  12. Взятие на проходе
  13. Как ходит слон
  14. Как ходит конь
  15. Как ходят пешки
  16. Шаг 6. Основные стратегические приемы
  17. Защищаем своего короля
  18. Не зеваем фигуры
  19. Контролируем центр шахматной доски
  20. Используем все свои фигуры
  21. Шаг 7. Играем как можно чаше
  22. Как играть в варианты шахмат
  23. Как играть в шахматы-960
  24. Как играть по правилам шахматных турниров
  25. Вопросы о шахматах
  26. Как мне совершенствоваться в шахматах?
  27. Какой первый ход в шахматах — сильнейший?
  28. Кто ходит первым?
  29. Может ли пешка ходить назад?
  30. Можно ли ходить больше чем одной фигурой за ход?
  31. Какая фигура в шахматах самая важная?
  32. Когда были изобретены шахматы?
  33. Какая партия была самой длинной в истории шахмат?
  34. Король
  35. Как ходит король в шахматах
  36. Заключение
  37. Правила соревнований по шахматам
  38. Правило пятидесяти ходов
  39. Смотрите также: Правило пятидесяти ходов
  40. Трёхкратное повторение
  41. Вечный шах
  42. Другие правила шахмат
  43. Правила расстановки шахматной доски
  44. Цвета
  45. Сдача партии
  46. Завершённый ход
  47. Незаконные ходы
  48. Поведение
  49. Помощь
  50. Правило тронул-ходи
  51. Смотрите также: Правило тронул-ходи
  52. Шахматные часы
  53. Итоги

Правила игры в шахматы

Шахматы — это интеллектуальная настольная игра, которая развивает память, мышление и логику. В шахматной партии два человека играют друг против друга. Правила шахмат непросты, если вы хотите изучить тактику и стратегию и выигрывать партии у сильных соперников. Но любой человек, взрослый или ребенок, может научиться основным движениям и комбинациям, чтобы начать играть.

Действие происходит на шахматной доске, состоящей из 64 черных и белых квадратов. Разметка доски правильная, если в правом нижнем углу есть белый квадрат.

Фигуры каждого игрока располагаются на доске в определенном порядке: черные и белые. У каждого игрока есть 16 фигур. Фигуры размещаются на линиях 2 и 7 (по 8 фигур для каждого игрока). Линии 1 и 8 заняты оставшимися фигурами.

Поместите фигуры на линии 1 и 8:

  • Ладьи занимают углы доски,
  • За ладьями следуют рыцари,
  • Следующей фигурой после коня в центре доски является слон,
  • Ферзь стоит на клетке того же цвета (белая фигура на белой клетке, черная фигура на черной клетке),
  • Рядом с королевой находится король.

После короля, ферзь является самой ценной фигурой в игре. Ладья — вторая по ценности фигура, за ней следуют слон и конь. Пешка завершает список.

В шахматах не стоит без необходимости подвергать пешки опасности и терять их, если это не является частью хорошо продуманной стратегии. Правила шахмат для начинающих учат, что каждая фигура на доске важна и что если потери фигуры нельзя избежать, то всегда нужно жертвовать менее ценной фигурой.

Правильное расположение фигур в соответствии с классическим образцом на шахматной доске:

расстановка фигур в шахматах

Как начинается игра в шахматах

У каждого игрока есть 16 черных или белых фигур. Как правило, цвет фигур, которые будут играть участники, определяется по жребию. Первый ход всегда принадлежит игроку с белыми фигурами. Противники ходят по очереди. Перемещение фигуры с одного деления клетки на другое считается ходом (исключением является бросок, когда за один ход перемещаются две фигуры). Когда фигура перемещается на клетку, занятую фигурой противника, последняя уходит с доски. Этот ход в шахматах называется захватом.

Главная цель в шахматах — поставить мат королю противника. Шах и мат — это ситуация, когда король не имеет законного хода, не может избежать взятия и не имеет шансов быть заблокированным другой фигурой.

Победа в шахматах происходит в следующих ситуациях:

  • Игрок, поставивший мат королю противника, объявляется победителем.
  • Один из участников уходит в отставку. В этом случае соперник автоматически объявляется победителем.
  • Игрок превысил время, отведенное на ход. Его противник автоматически объявляется победителем, если у него на доске достаточно фигур для шаха.

Как ходят фигуры в шахматах

Король

как ходит король в шахматах

Король — самая сильная и важная фигура в шахматах. Король перемещает пустую клетку на доске в любом направлении: по горизонтали, вертикали и диагонали. Правила запрещают перемещать короля на соседнюю клетку, если он атакован фигурой противника.

Ферзь

как ходит ферзь в шахматах

Ферзь — самая сильная фигура на доске и вторая по важности фигура после короля. Ферзь равен восьми пешкам. Ферзя можно перемещать на любое количество клеток по вертикали, диагонали и горизонтали (если в центре нет других фигур).

Ладья

как ходит ладья в шахматах

Ладья может быть перемещена на любое количество клеток по вертикали или горизонтали, если на ее пути нет других фигур. Постарайтесь переместить ладьи из тех углов доски, где они расположены в соответствии с правилами шахмат. Угловые клетки могут быстро оказаться в плену у противника при правильной стратегии, и вы потеряете ценные фигуры в начале игры.

как ходит слон в шахматах

Слон перемещается по диагонали на любое количество клеток, если на этих клетках нет других фигур. На доске чиновники перемещаются либо по черной, либо по белой полосе.

как ходит конь в шахматах

Конь движется по схеме «G». Это означает, что он перемещает две клетки по вертикали и одну по горизонтали (или две по горизонтали и одну по вертикали). Конь — единственная фигура (за исключением замка), которая может двигаться, даже если другие фигуры (его и противника) стоят на пути.

Каждый игрок может претендовать на ничью, если он сделает пятьдесят ходов подряд без хода пешки. Это означает 50 ходов для каждого игрока (всего 100). Каждый раз, когда вы захватываете пешку или фигуру, счетчик возвращается к нулю.

Ферзь

Начнем с самой сильной части. Ферзь может двигаться во всех направлениях: по диагонали и по прямой линии (вверх, вниз и в сторону). Более того — на любое расстояние.

Ему не разрешается перепрыгивать через другие фигуры (это может делать только конь).

Любая фигура противника, стоящая на пути ферзя, может быть захвачена. На диаграмме это конь. Но слон из вашего собственного лагеря препятствует движению ферзя.

Проще говоря, способ передвижения ферзя сочетает в себе возможности ладьи и слона.

Король

А теперь самая уникальная деталь — король. Главная особенность — король не может быть побежден, что не допускается правилами.

Ходы короля аналогичны ходам ферзя. Разница в том, что король может перемещаться только на одну клетку, а ферзь — на любое количество клеток.

Движения можно выполнять во всех возможных направлениях — вперед, назад, по диагонали и в сторону.

Таким же образом король захватывает фигуры противника. Или, как иногда говорят неопытные игроки, он «ест» или «режет».

Ладья

Вместе с королевой она считается «тяжелой» фигурой. Направление движения ладьи — прямое. Вверх, вниз или в сторону.

Расстояние может быть любым, если на пути нет других фигур. Ладья не может прыгнуть на него.

Это означает, что ладья не может двигаться по диагонали, в отличие от ферзя.

Относительный «вес» (ценность) ладьи составляет 5 пешек. Для сравнения, конь или слон эквивалентны трем пешкам. Королева эквивалентна девяти.

Это означает, что ладья обычно сильнее второстепенной фигуры (коня или слона), но немного слабее пары коня и слона. Две ладьи немного сильнее ферзя.

Какая шахматная фигура ходит буквой G? Правильно, конечно, рыцарь. И только рыцарь.

На диаграмме зеленым цветом показаны клетки, через которые может перепрыгнуть конь, находящийся в центре доски.

Другая важная способность коня заключается в том, что он может перепрыгивать через фигуры, включая фигуры противника:

Белому коню удается захватить черного слона, несмотря на препятствие в виде пешки. Рыцарь, как упорный бегун с препятствиями, перепрыгивает через них.

Офицер, как и конь, считается легкой фигурой. Направление движения слона чисто диагональное. На любом расстоянии.

Как и другие фигуры (за исключением коня), слон может перемещаться только на открытую клетку доски. Другую фигуру, стоящую на пути, можно ударить, но ее собственная фигура просто не дает чиновнику двигаться:

В диаграммной позиции слон имеет только 2 хода — на e5 и f6, ударяя по черной ладье.

После того, как вы перевели пешку или передвинули фигуру, вы не можете прикасаться к этим фигурам, чтобы изменить ход. Однако, если преобразование не завершено, вы можете изменить преобразование детали.

Как установить доску и расставить отряды?

Все действия происходят на доске, состоящей из 64 черных и белых квадратов. На нем расположены две армии, которые пытаются одолеть противника целенаправленными ходами. Первое, что нужно знать новым игрокам, — как правильно все расположить. Об этом вам расскажет любая книга по самообучению.

Начинается все с установки доски в правильное положение, убедившись, что у белых есть белый квадрат в правом нижнем углу.

Каждый игрок должен создать свою армию, которая состоит из следующих частей:

  • 2 ладьи,
  • 2 епископа,
  • 2 рыцаря,
  • Его Величество с королевой,
  • 8 игровых элементов.

фото правильной расстановки шахмат на доске, картинка начальной позиции

Правила довольно просты. Ладьи располагаются на крайних клетках первого ряда, за ними следуют рыцари и слоны. Средние квадраты первого ряда предназначены для основных деталей. У королевы есть квадрат того же цвета, что и у короля — ему нравится его цвет! Где король, там и королева. Во втором ряду доски перед ними располагаются фигуры, играющие роль рядов вашей армии на доске. Именно они делают первый ход, защищаются от атаки и защищают короля. Этот набор предметов считается классическим.

Как ходят шахматные фигуры?

Как только вы научитесь правильно размещать фигуры на доске, вы сможете научиться их перемещать. Итак:

Король перемещается на одну клетку, но в любом направлении. Это делается для того, чтобы избежать мата после шаха соперника.

Картинка 1 - Как ходит король в шахматах

Ферзь перемещается в любом направлении на необходимое количество клеток. Она считается самой ценной фигурой на доске.

Картинка 2 - Как ходит ферзь в шахматах

Слон перемещается по диагонали на любое количество клеток. Черный слон перемещается на черные клетки, а белый слон — на белые клетки.

Картинка 3 - Как ходит слон в шахматах

Конь перемещается по схеме «G» через 3 клетки. Его главная особенность в том, что он может перепрыгнуть через любое препятствие, что невозможно даже для королевы. Эта способность рыцаря очень ценна.

Картинка 4 - Как ходит конь в шахматах

Ладья может двигаться по прямой линии, вертикально или горизонтально — то есть либо вперед, либо назад, но на любое количество клеток.

Картинка 5 - Как ходит ладья в шахматах

Даже неопытные игроки знают, как движется пешка в шахматной армии — она перемещается на одну, максимум 2 клетки и только вперед. Они атакуют представителей армии противника только по диагонали. Когда пешка достигает противоположного конца шахматной доски, она получает право превратиться в коня, слона, ладью или ферзя и получить больше возможностей для хода. Для того чтобы соблюдать все вышеперечисленные ходы, необходимы правила шахмат, в которых четко прописано, как двигаются шахматные фигуры во всех видах игр, от классики до шаров.

Картинка 6 - Как ходит пешка в шахматах

Самый простой способ узнать, как двигаются шахматные фигуры в картинках. Это основные элементы шахматной грамотности, которым обучают детей. После того, как вы запомнили, как белые и черные фигуры должны стоять и двигаться по доске, вы можете изучить специфику игры, которых всего две: проход и замок.

Взятие на проходе

Захват пешки мимоходом обозначает специальный ход пешкой. Если ваш противник передвинул фигуру на две клетки так, что она оказалась на одной линии с вашей фигурой противоположного цвета, вы имеете право убрать ее с доски. Ваша пешка занимает свое место. Единственный нюанс заключается в том, что вы должны делать это одновременно.

Король и ладья участвуют в замке, но только если они еще не двигались по доске и между ними в это время нет других игроков. Суть в том, что они меняются позициями друг с другом — король делает 2 шага навстречу, а ладья прыгает на него сверху. Важным правилом всех бросков является то, что ни одна из площадей, участвующих в броске, не может находиться под атакой противника.

Из начальной позиции фигура может быть перемещена на один или два блока по вертикали вперед. Если он уже сделал ход в игре, он может переместиться только на одну клетку дальше. Он никогда не может двигаться назад.

Как ходит слон

Есть еще одна фигура, которая может перемещаться на любое количество клеток — слон. Он может стрелять вверх и вниз по диагоналям шахматной доски. Епископ, однако, обладает странным свойством. Поскольку он может двигаться только по диагонали, слон не может перемещаться на клетки другого цвета. Другими словами: Ваш слон на белом квадрате (белый квадратный слон) всегда будет оставаться на белых клетках, а ваш слон на черном квадрате (черный квадратный слон) всегда будет оставаться на черных клетках! Это делает ценным преимуществом в шахматах наличие двух слонов, которые могут покрыть все клетки вместе. См. преимущество двух епископов.

Как ходит слон в шахматах

На доске есть слон с белой клеткой — он может перемещаться только на белые клетки. Слон может перемещаться на любую из 13 клеток.

Кроме того, пройдите урок «Как перемещать и захватывать слона в шахматах» — здесь вы узнаете, что такое хороший и плохой слон.

Как ходит конь

Шахматный конь — несколько странное существо. Во-первых, он двигается так, как ни одна другая шахматная фигура, даже ферзь. Конь ходит в форме буквы «G», две клетки по вертикали и одна по горизонтали, или наоборот: две клетки по горизонтали и одна по вертикали.

Как ходит конь в шахматах

Конь может быть перемещен на одну из 8 клеток

Вторая особенность коня заключается в том, что это единственная фигура, которая может перепрыгивать через другие фигуры.

Чтобы узнать еще больше о коня и решить задачи с вилкой коня, смотрите урок «Как ходит и перемещается конь в шахматах».

Как ходят пешки

Теперь, когда мы знаем, как двигаются фигуры, давайте перейдем к фигурам. У этих маленьких воинов самые сложные правила, но не волнуйтесь — они не такие уж сложные! Пешки могут двигаться вперед только на одну клетку, если только это не их первый ход: тогда они могут двигаться на две клетки (или на одну, если это все, что вам нужно!).

Как ходят пешки в шахматах

Из начальной позиции пешка может двигаться вперед на две клетки за один раз

Пешки также являются единственной частью вашей армии, которая не может двигаться назад, что является очень важной особенностью игры. Каждый раз, когда вы двигаете пешку, вы делаете что-то, что нельзя отменить!

Помните!

В отличие от фигур, пешки не двигаются назад!

Пешки также могут быть преобразованы. Если вы продвинули пешку до конца доски, вы можете превратить ее в любую фигуру, кроме короля. Вы даже можете получить вторую королеву, если захотите! Неудивительно, что распространенная стратегия — перевести пешку на другую сторону доски и любой ценой помешать сопернику сделать то же самое! В уроке «Проходная пешка» вы узнаете много полезного. Правила превращения пешки».

Возможно, самое странное в пешках — это то, как они захватывают другие фигуры. Чтобы захватить фигуру противника, вы обычно просто перемещаете свою фигуру на клетку, где находится фигура противника, и заменяете ее своей. Пешки делают то же самое, но только по диагонали. Поэтому пешки могут двигаться только на одну клетку вперед (или на две при первом ходе) и могут захватывать фигуры только по диагонали.

Что же происходит, когда пешка сталкивается с другой пешкой или фигурой? Ничего подобного! Они просто бьются головами и ни к чему не приходят. В то время как фигура может захватить пешку при движении вперед, пешка не может. По этой причине, например, две пешки блокируются, когда они сталкиваются друг с другом:

Пешки заблокировали друг друга. Захват невозможен, так как пешки захватывают по диагонали (красные стрелки). Теперь белая пешка может захватить черную или пройти.

Мы уже сказали о пешках больше, чем о любой другой фигуре. Впереди еще много интересного. Убедитесь, что вы знаете, что указано в пропуске.

Каждый игрок может претендовать на ничью, если он сделает пятьдесят ходов подряд без хода пешки. Это означает 50 ходов для каждого игрока (всего 100). Каждый раз, когда вы захватываете пешку или фигуру, счетчик возвращается к нулю.

Шаг 6. Основные стратегические приемы

Есть четыре простые вещи, которые должен знать каждый шахматист:

Защищаем своего короля

Переместите короля в угол доски, обычно это самое безопасное место для него. Не следует откладывать кастинг. Как правило, замок следует строить как можно раньше. Помните: как бы близко вы ни были к мату с королем противника, если ваш король матует первым!

Не зеваем фигуры

Не отдавайте свои произведения просто так! Каждая деталь ценна. Нельзя выиграть партию без фигур, иначе нечем будет ставить шах и мат. Существует простая система, которую вы можете использовать для определения относительной стоимости каждого предмета:

  • Пешка является базовой единицей — 1 очко.
  • Рыцарь стоит 3 очка.
  • Слон стоит 3 очка.
  • Ладья стоит 5 очков.
  • Королева стоит 9 очков.
  • Король ничего не стоит.

Эти очки не влияют на исход игры, а являются лишь вспомогательным средством для принятия решений в игре. Эта система помогает нам понять, когда лучше всего захватить фигуру противника, сделать ход или сделать другой ход.

Контролируем центр шахматной доски

Постарайтесь контролировать центр доски с помощью своих фигур и пешек. Когда мы контролируем центр, у нас больше пространства для передвижения наших фигур, и сопернику становится сложнее удобно расположить свои фигуры. В приведенном выше примере белые пытаются контролировать фигуры в центре и делают сильные ходы, а черные — слабые.

Используем все свои фигуры

В приведенном выше примере белые использовали все свои фигуры в атаке! От этих частей мало пользы, пока они находятся на первой горизонтали. Постарайтесь использовать все свои фигуры таким образом, чтобы у вас было больше сил для атаки на короля противника. В игре с сильным противником не выгодно атаковать короля одной или двумя фигурами.

Шаг 7. Играем как можно чаше

Чтобы совершенствоваться в шахматах, самое главное — играть! Играем ли мы дома с друзьями, с родственниками или в Интернете, чем больше мы играем, тем сильнее становимся. В настоящее время на Chess.com легко найти соперников!

Как играть в варианты шахмат

Хотя большинство людей играют в шахматы по стандартным правилам, есть также люди, которые играют в шахматы по измененным правилам или «шахматным вариациям». Каждая разновидность имеет свои правила.

  • Шахматы-960 : В Шахматах-960 (Шахматы Фишера) начальная расстановка фигур случайна. Фигуры размещаются как в обычных шахматах, а другие фигуры за ними размещаются случайным образом.
  • Царь горы: В этом варианте шахмат вы можете выиграть, если ваш король займет одну из клеток в центре доски, так называемую «вершину горы».
  • Шведские шахматы: В эту игру играют парами. Если один игрок захватывает пешку противника, его партнер может ее использовать. Например, если я играю белыми, а мой партнер, играющий черными, захватывает белого коня моего противника, я могу поставить его на любую свободную клетку доски любым из своих будущих ходов.
  • Crazyhouse : очень интересная игра, в которой вы можете использовать фигуры противника. Например, если я играю белыми и захватываю черную пешку, она превращается в белую пешку, которую я могу поставить на доску как свою фигуру каждым своим последующим ходом.
  • До трех ходов: В этой игре побеждает тот, кто первым сделает три хода королю противника.

варианты шахмат

Наслаждайтесь этими удивительными шахматными вариациями.

Рекомендуем -> 5 удивительных шахматных вариаций — научитесь играть

Как играть в шахматы-960

Шахматы 960 используют стандартные правила, за исключением начального положения фигур в последней позиции, где они размещаются одним из 960 возможных случайных способов. Рокировка похожа на обычные шахматы: король и ладья располагаются на традиционных клетках (g1 и f1 или c1 и d1). Шахматы-960 отличаются от обычных Шахмат-960 только большим разнообразием в дебюте.

шахматы-960

Рекомендуем -> Играйте в шахматы-960 против компьютера

Рекомендуем -> Играйте в Шахматы-960 с друзьями

Как играть по правилам шахматных турниров

Такие же правила действуют во многих турнирах. Для игр, проводимых дома или в Интернете, они отличаются от этих правил, но вы, возможно, захотите их применить.

  • Касание — ход — Когда шахматист касается своей пешки, он обязан сделать ход этой пешкой, если это возможно. Если шахматист касается пешки противника, он обязан ее взять. Шахматист, который хочет дотронуться до фигуры, чтобы исправить ее, должен сначала объявить о своем намерении, сказав «исправление».
  • Шахматные часы — В большинстве турниров используются шахматные часы для определения времени на партию, а не на ход. Оба соперника имеют одинаковое количество времени на всю игру и сами решают, как его потратить. Сделав свой ход, шахматист нажимает на кнопку или рычаг, который запускает часы противника. Если у игрока закончилось время и противник утверждает это, игрок, у которого закончилось время, проигрывает партию (если у противника достаточно фигур для шаха, в противном случае он выигрывает ничью).

Вопросы о шахматах

Трудно запомнить так много новых вещей сразу. Именно поэтому мы даем ответы на самые распространенные вопросы, которые задают те, кто только начинает свой путь в мир шахмат. Мы надеемся, что вы найдете их полезными!

Ответы на многие вопросы о Chess.com можно найти в разделе Помощь.

Часто Задаваемые Шахматные Вопросы (ЧаВо)

Как мне совершенствоваться в шахматах?

Знание правил и основ стратегии — это только начало: шахматы настолько сложны, что одной жизни не хватит, чтобы покорить все! Чтобы улучшить ситуацию, вам нужно сделать три вещи:

  1. Играйте много — просто продолжайте играть! Играйте как можно чаще. Извлекайте уроки из каждой игры, выигрывайте или проигрывайте.
  2. Уроки шахмат — если вы хотите добиться действительно быстрого прогресса, возьмите несколько интерактивных уроков. Вы можете найти уроки шахмат здесь
  3. Получайте удовольствие — не падайте духом, если вам не удается выиграть все игры подряд. Даже чемпионы мира терпят неудачу. Если вы умеете получать удовольствие от игры и учиться на поражениях, шахматы будут с вами!

Рекомендуем -> 7 советов, как улучшить свои навыки игры в шахматы

Какой первый ход в шахматах — сильнейший?

Хотя в шахматах нет общепризнанного более сильного хода, важно с самого начала бороться за центр доски. По этой причине большинство шахматистов делают первый ход одной из своих центральных фигур (королем или ферзем) на две клетки вперед: 1. d4 или 1. e4. Другие предпочитают 1. c4 или 1. Kf3. Большинство других ходов не так хороши. Бобби Фишер придерживался мнения, что лучшим ходом за королевскую пешку является 1. e4. Вы можете узнать больше о дебютах в наших интерактивных уроках — Урок Принципы дебюта .

Кто ходит первым?

Игрок с белыми фигурами всегда ходит первым.

Может ли пешка ходить назад?

Пешка не может двигаться назад. Если она достигает противоположной стороны доски, то может быть превращена в другую фигуру (например, в ферзя). Пешка, превращенная в пешку, конечно, может двигаться назад.

Можно ли ходить больше чем одной фигурой за ход?

Во время своего хода вы можете передвигать только одну фигуру, но есть исключение! Когда вы строите замок, вы перемещаете короля и ладью за один ход.

Какая фигура в шахматах самая важная?

Король — самая важная фигура в шахматах. Если вы потеряете короля, вы проиграете игру. Однако самой сильной шахматной фигурой является ферзь.

Когда были изобретены шахматы?

Происхождение шахмат до конца не известно. Согласно наиболее распространенной версии, шахматы возникли в Индии около двух тысяч лет назад из других похожих игр. Современные шахматы известны с 15 века, когда игра стала популярной в Европе.

Рекомендуем -> 10 самых важных событий в истории шахмат

Какая партия была самой длинной в истории шахмат?

Самая крупная турнирная партия (по количеству ходов) в истории шахмат была сыграна Иваном Николичем и Гораном Арсовичем в Белграде, Сербия, в 1989 году.

Рекомендуем -> Шахматные рекорды: самые длинные партии в истории шахмат

Трудно запомнить так много новых вещей сразу. Именно поэтому мы даем ответы на самые распространенные вопросы, которые задают те, кто только начинает свой путь в мир шахмат. Мы надеемся, что вы найдете их полезными!

Король

Король — самая ценная фигура. Когда на доске много фигур, король должен быть постоянно защищен от мата и шаха.

Шах — это атака на короля фигурой соперника. Его нельзя отрезать, поэтому игрок должен защищаться от чека:

  • Отрежьте атакующую часть,
  • Заблокируйте атакующую фигуру,
  • Избежать нападения.

Если невозможно защититься от шахмат, то на доске ставится мат.

В игре бывают ситуации, когда король игрока не атакован и не имеет возможного хода. Доска считается тупиковой, тогда больше не может быть сыграно ни одной партии, и игра заканчивается вничью.

Король обычно вступает в игру, когда на доске всего несколько фигур и трудно поставить мат. В эндшпиле он сравним по силе с конем.

король в шахматах

Как ходит король в шахматах

Король перемещается и отрезает по одной клетке с каждой стороны. Противоборствующие короли не могут подходить друг к другу ближе, чем на одну клетку.

как ходит король

Бросок — это особый ход. Король перемещается на 2 клетки к ладье, а ладья перемещается на соседнюю клетку по другую сторону от короля. Рокировка позволяет одним ходом изменить позицию короля и переместить сильную фигуру, ладью, в центральную вертикальную позицию.

Рокировка может осуществляться как на минорной, так и на мажорной стороне.

как рокирует король

Заключение

Теперь вы знаете названия и ходы фигур. Изучите статью о шахматной доске и сыграйте свою первую партию.

Изучайте шахматы в онлайн-школе Phenomenon, и уже через 4-6 месяцев ваш ребенок сыграет свой первый турнир!

Присоединяйтесь к нам в Instagram, там есть о чем поговорить о развитии ребенка и тонкостях дополнительного обучения.

Лошади не могут быть заблокированы. Они могут перепрыгнуть через любую фигуру, которая находится между ними и полем, на котором они находятся. Лошади не подбирают кусок, когда прыгают на него.

Правила соревнований по шахматам

Основные правила соревнования такие же, как и правила обычной игры в шахматы. Вы можете использовать только одну руку для перемещения фигуры и должны убрать ее, как только сделаете соответствующий ход. После того, как вы передвинули фигуру, вы не можете отменить свой ход. Когда игрок строит замок, он должен сначала передвинуть короля одной рукой, а затем ладью той же рукой.

После того, как вы перевели пешку или передвинули фигуру, вы не можете прикасаться к этим фигурам, чтобы изменить ход. Однако, если преобразование не завершено, вы можете изменить преобразование детали.

Игрок, поставивший шах королю противника, объявляется победителем партии, и партия заканчивается. Игрок должен убедиться, что все ходы возможны и законны. Если в ходе игры игрок считает, что в конечном итоге он проиграет, у него есть возможность выйти из игры и позволить своему противнику выиграть.

Если на доске возникает «патовая ситуация», т.е. если у игрока нет законных ходов и король не под шахом, то партия заканчивается и объявляется ничья.

Партия также заканчивается вничью, если ни один из игроков не может поставить шах королю соперника. В такой момент игра мертва. В этой ситуации никто не может претендовать на победу.

Игра также заканчивается вничью, если фигуры были перемещены в одну и ту же позицию на доске не менее трех раз. Другая ситуация ничьей возникает, когда оба игрока сделали пятьдесят ходов подряд, не передвинув ни одной фигуры и не взяв ни одной фигуры.

Давайте рассмотрим некоторые основные правила соревнований, с которыми вам придется столкнуться.

Правило пятидесяти ходов

Каждый игрок может претендовать на ничью, если он сделает пятьдесят ходов подряд без хода пешки. Это означает 50 ходов для каждого игрока (всего 100). Каждый раз, когда вы захватываете пешку или фигуру, счетчик возвращается к нулю.

Игрок может претендовать на ничью только в свой ход или после того, как противник только что сделал свой 100-й ход, или до того, как игрок сделал свой 100-й ход. Это правило обычно применяется только в конце партии, когда игрок пытается поставить шах одинокому королю противника.

Смотрите также: Правило пятидесяти ходов

Трёхкратное повторение

Любой игрок может заявить о ничьей, если одна и та же позиция была достигнута три раза. Чтобы позиция считалась «равной», фигуры одного типа должны находиться на одинаковых клетках и иметь одинаковые возможности хода (включая замки и захваченные фигуры при проходе). Также должен быть ход того же игрока. Позиция не может повторяться три раза подряд и не может быть результатом повторения одних и тех же движений. Игрок может заявить о ничьей только во время своего хода и до своего хода. Ничья может быть заявлена для текущей позиции или для позиции, которая возникнет после предполагаемого хода.

Вечный шах

Вечный шах — это еще один способ закончить партию вничью. Это тот случай, когда игрок раз за разом ставит шах королю противника, но не может поставить шах. Для этого типа ничьих не существует специального правила, потому что партия заканчивается либо тройным шахом, либо по правилу 50 ходов.

Другие правила шахмат

Правила расстановки шахматной доски

Доска размещается так, чтобы у обоих игроков был белый квадрат в правом углу. Ферзь стоит на клетке своего цвета. Белый ферзь на белом квадрате, черный ферзь на черном квадрате.

Цвета

Игроки должны случайным образом решить, кому достанется белая, а кому черная пешка. Распространенный метод, известный как «гадание по пешке», заключается в том, что игрок прячет за спиной пешку разного цвета в каждой руке. Противник выбирает руку и берет ее цвет. Если играется более одной партии, цвет фигур каждый раз меняется.

Сдача партии

Игрок может выйти из игры в любой момент, сказав: «Я выхожу из игры». На этом игра заканчивается, и противник побеждает.

Завершённый ход

Ход завершен и не может быть сделан обратно, если игрок покидает фигуру.

Незаконные ходы

Если сделан неправильный ход, игрок должен вернуть фигуру и сделать законный ход той же фигурой, если ход возможен. Если нет возможности сделать ход, игрок делает ход любой другой фигурой.

Если будет установлено, что ранее в игре был сделан неверный ход, игроки должны вернуться на то место, где он был сделан, и продолжить игру оттуда. Если это невозможно, или если игроки не могут договориться о позиции, они должны вернуться к последней законной позиции, о которой они договорились, и при необходимости начать игру заново.

Поведение

Игрокам не разрешается отвлекать соперника или мешать ему каким-либо образом. Это включает в себя разговоры или неоднократное предложение порисовать.

Помощь

Во время игры игрокам запрещается обращаться к книгам, заметкам или компьютерам. Они также не принимают советы от других, независимо от того, просили они их или нет.

Правило тронул-ходи

Если игрок касается одной из своих фигур, он должен переместить ее. Если он коснется фигуры противника, то должен забрать ее обратно. Чтобы выровнять фигуры на своих клетках без необходимости их перемещения, игрок должен сначала сказать: «Вправо».

Если игрок касается фигуры, которую нельзя правильно передвинуть, штраф не налагается. Он просто передвигает другую фигуру. Кроме того, нет штрафа за касание фигуры противника, которую нельзя ударить по закону. Касание хода — необязательное правило, обычно применяемое в серьезных играх. Перед началом игры игроки должны договориться, касаться или не касаться хода.

Смотрите также: Правило тронул-ходи

Шахматные часы

Существует множество специальных правил для игр, в которых используются шахматные часы. Некоторые правила применимы только к определенным периодам (классический, быстрый или блиц). Правила турнира в отношении часов и лимитов времени сложны и часто меняются.

Вот лишь несколько основных правил:

Игрок проигрывает, если не делает необходимое количество ходов за отведенное время. Исключением является случай, когда у противника только один король. В этом случае игра заканчивается вничью. Игрок не может выиграть вовремя, если у него есть только король.

Точное правило: партия заканчивается вничью, когда у игрока заканчивается время, а противник не может быть проверен даже своими плохими ходами.

Правильный способ предложить ничью:

Итоги

Изучение основных правил игры в шахматы поможет вам пройти долгий путь. Правила игры в шахматы были созданы для обеспечения справедливости и спортивного мастерства.

В играх принято пожимать руку сопернику до и после игры. Быть вежливым и играть тихо — всегда хорошая идея. Никогда не пытайтесь отвлекать других игроков. Если возникли разногласия, сохраняйте спокойствие и расскажите официальным лицам о том, что произошло. Они сделают все возможное, чтобы быть справедливыми. Если решение будет не в вашу пользу, примите его благосклонно. Помните, что это всего лишь игра.

Игра в шахматы должна быть увлекательной для обоих игроков. Конечный результат — это не главное. Неважно, выиграете вы или проиграете, главное, чтобы вы были хорошим спортсменом 🙂

Оцените статью
Хозяюшки