Футуризм в русской литературе: история, концепция, представители литературного направления. Что такое футуризм в литературе.

Что должно праздновать новое искусство? Скорость, технический прогресс, индустриализация, сильные личности, агрессия и война. «Без борьбы нет красоты. Без агрессии не бывает шедевров!».

Русский футуризм характеризуется следующими чертами:

  • Главной особенностью футуризма был протест против традиционных правил поэзии. Главной особенностью поэзии футуризма было нарушение традиционных правил поэтической традиции. Поэзия футуризма включала в себя эксперименты с ритмом и рифмой.
  • Этим людям были присущи сильные черты бунтарства и анархизма.
  • Отказ от устоявшихся культурных традиций, ориентация на «искусство будущего»,
  • создание «непонятного языка».

Абстрактный язык (zaum) — это литературный прием, который заключается в замене элементов естественного языка схожими звуковыми комплексами или словосочетаниями. Это язык с неопределенными значениями.

Футуристы не признавали необходимости логических и синтаксических связей в своих работах. Они часто использовали язык плакатов и рекламы, вульгарные выражения и жаргон. Многие футуристы использовали неологизмы.

Неологизм — это слово, которое появилось в языке совсем недавно. Творческие неологизмы создаются авторами литературных произведений на страницах своих произведений.

Футуристы отвергали все культурное и литературное наследие человечества, считая его никчемным.

Футуристическая поэзия стремилась подчеркнуть личность поэта и презирать слабое человеческое существо. Возникли культы силы и бесстрашия, даже агрессии. Футуристы старались привлечь как можно больше внимания к себе и своему творчеству, прибегая к технике эпатажа, всевозможным крайним мерам и литературным скандалам.

Одним из героев футуристических произведений обычно был житель крупного города или даже мегаполиса, который вел там активную жизнь. Город был выбран в качестве основного фона, потому что в городской среде развитие происходит гораздо быстрее, чем, например, в сельской местности. Герой выражает свои мысли и чувства необычным способом.

Существующие футуристические группировки

Первым русским футуристом считается поэт-футурист Игорь Северянин, опубликовавший в 1911 году сборник под названием «Пролог». «Эгоизм.

Игорь Северянин (16 мая 1887, Санкт-Петербург, Россия — 20 декабря 1941, Таллин, Эстония)

Наиболее влиятельным футуристическим кружком, а также основателем русского футуризма является литературно-художественное объединение «Гилея», к которому принадлежат Велимир Хлебников, Алексей Кружков, Елена Гуро, Василий Каменский, Владимир Маяковский и другие. Компания «Гилеа» была основана в 1912 году, когда она опубликовала манифест «Пощечина обыкновенному вкусу», в котором призывала отказаться от привязанности к творениям прошлого.

В своей основе футуризм состоял из нескольких групп:

  1. Эгоистичные футуристы из Санкт-Петербурга — Игорь Северянин, Иван Игнатьев, Александр Гитович и другие.
  2. Иван Иванович Игнитович, Иван Иванович Игнатович, Иван Иванович Игнатович, Иван Иванович Игнатович, Иван Иванович Игнатович, Иван Иванович Игнатович, Иван Иванович Игнатович, Иван Иванович Игнатович, Иван Иванович Игнатович, Иван Иванович Игнатович, Иван Иванович Игнатович, Иван Иванович Игнатович, Иван Иванович Игнатович, Иван Иванович Игнатович, Иван Иванович Игнатович и др,
  3. Московское поэтическое объединение «Мезонин поэзии», основанное эгоистами-футуристами, в которое входили Вадим Шершеневич, Рюрика Ивнева и другие,
  4. В группу футуристов «Центрифуга» входили Сергей Бобров, Николай Асеев и Борис Пастернак.

У этих четырех групп были очень странные и напряженные отношения друг с другом. По словам членов группы «Бубновый валет», они были соперниками в вопросе о том, кто из них является истинным представителем футуризма. Иногда, правда, они сталкивались, но всегда мирно и без конфликтов.

Помимо четырех крупнейших, существовало еще несколько футуристических объединений, таких как 41 Degrees, The Creator, Liren и Bloodless Murder.

В своем манифесте «Пощечина общественному вкусу» футуристы призвали «сбросить Пушкина (или любого другого классика) с парохода современности».

Затухание футуризма

Среди писателей русского футуризма, таких как В. Маяковский, В. Хлебников и В. Кандинский, были и те, кто приветствовал Октябрьскую революцию и выражал революционные идеи в своих произведениях. Однако наряду с этими футуристическими произведениями существовала и присущая им антивоенная идея, отраженная в поэмах М. А. Хановского «Война и мир» и «Война и мир». Булгаков.

Хотя он выступал за русскую революцию, темпы движения замедлились после ее победы в 1917 г. Судьба многих футуристов была очень печальной, даже трагической: одни были расстреляны, другие эмигрировали, третьи покончили жизнь самоубийством. Среди тех, кто остался в России, были и такие, кто изменил свои литературные взгляды и выработал новый стиль, отличный от футуризма.

Футуризм — это отдельная и очень важная глава в жизни русской поэзии. Его идеи и концепции оказали большое влияние на развитие русской литературы. Нестандартное мышление футуристов, которые отвергали все установленные правила и смело пытались создать нечто совершенно новое, «разрушая музеи и библиотеки и борясь с морализмом», привнесло в литературу множество новаторских идей, которые были приняты последующими поколениями поэтов.

У вас нет времени, чтобы решить для себя?

Наши эксперты могут помочь вам!

В настоящее время 53 471 учебное заведение предлагает дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%). Чтобы узнать, какая скидка распространяется на всех сотрудников вашего учебного заведения, войдите в свой личный кабинет Infowalk.

Кубофутуристы

Это течение представлено творчеством поэтов, входивших в ассоциацию Hylia. Название было предложено Бенедиктом Лифшицем. Так называется в «Истории» Геродота часть Скифии за устьем Днепра, где в начале XX в. в жизни братьев Бурлюк, положивших начало созданию поэтической группы, многое было связано с этим местом.

В «Хиле» участвовали Велимир Хлебников, Давид и Николай Бурлюк, Бенедикт Лившиц, Владимир Маяковский, Алексей Крученых, Василий Каменский и Елена Гуро.

Давид Бурлюк

Кубофутуризм был самым радикальным (левым) течением в русской литературе. Многие члены группы «Хилья» были также художниками, склонными к кубизму. Это было похоже на то, как если бы они разобрали предмет на составные части, а затем снова собрали его воедино, оторвавшись от внешнего сходства и сосредоточившись на внутреннем сходстве. В то время как традиционное искусство показывает только одну сторону объекта (одну плоскость), кубофутуристы пытались показать его различные аспекты, то есть его трехмерное изображение.

Кубофутуристы отрицали какую-либо связь с итальянским футуризмом и намеренно называли себя «соахитами».

Давид Бурлюк. Женщина в платке

Давид Бурлюк. Женщина с платком.

Эгофутуристы

Лидером этого движения был Игорь Северянин. Вместе с К. Олибовым они организовали сначала «I кружок», а затем (1913) «Академию I поэзии». К этой группе также принадлежали Г. Иванов и С. Петров. Позже эта группа была заменена «Интуитивным союзом эгофутуристов» (И. Игнатов, П. Широков, В. Гнедов, Д. Крючков), программой которого был сборник «Грамата» (в письменном виде).

Игорь Северянин

Игорь Северянин

Поэтика эгофутуризма основана на самовыражении, показном самолюбовании, утонченности эмоций, использовании иностранных слов, возвеличивании эго и чрезмерной чувственности.

И. Северянин написал:

«Я, гений Игорь Северянин, в экстазе от своей победы: я радостно избран! Я категорически согласен с этим. Год назад я сказал: «Это буду я!». Прошел год, и я здесь! Среди своих друзей я увидел Иуду, но не отверг его, а отомстил! Нас четверо, но моя сила, объединившись, растет. Он не просил поддержки и не дерзал в цифрах…».

Рекомендую также послушать одно из очень проникновенных стихотворений Игоря Северянина «Увертюра» в исполнении Виктора Татарского.

«Мезанин поэзии»

В эту группу футуристов, организованную Вадимом Шершеневичем, входили Рюрик Ивнев (М. Ковалев), Лев Зак (псевдонимы Хрисанф и Михаил Россианский), Сергей Третьяков, Константин Большаков, Борис Лавренев и некоторые другие молодые поэты. Их называют умеренными футуристами. Их поэзия характеризуется космополитизмом.

«Центрифуга»

Наиболее известные представители этой группы футуристов — Борис Пастернак, Николай Асиф и Сергей Бобров. Они не отказывались от литературных традиций, но пытались синтезировать их путем экспериментов. Их главным интересом было не словотворчество, а поиск выразительных синтаксических, тональных и ритмических структур.

Значение футуризма в русской литературе

Как литературное течение, футуризм не существовал в России долгое время, примерно с 1910 по 1920 г. Хотя можно предположить, что писатели, входившие в объединение ЛЕФ (1922-1929) во главе с Владимиром Маяковским, продолжали работать в этом духе, произведения членов Левого фронта искусств вряд ли можно сравнить с футуристическими творениями художников и поэтов Серебряного века.

Эксперименты футуристов со словотворчеством, поэтическим синтаксисом и стихотворным ритмом расширили границы поэтического языка и предвестили устремления авангардных поэтов будущего. Благодаря футуристам расширился и круг тем, затрагиваемых в вымышленных произведениях. Например, в центре внимания поэтов оказались темы технического прогресса и урбанизации.

Несмотря на свои антигородские тенденции, футуристы негативно воспринимались советским режимом, и движение постепенно начало распадаться.

Футуризм как литературное направление

Что послужило толчком для возникновения футуризма? На этом уроке мы узнаем, где, когда и как возник футуризм в России, определим его основные черты и рассмотрим его место в литературе начала XX века.

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам данного курса, вам необходимо добавить его в свой личный шкафчик.

Несмотря на свои антигородские тенденции, футуристы негативно воспринимались советским режимом, и движение постепенно начало распадаться.

Русский футуризм более литературный, чем итальянский футуризм. Нет, это не значит, что она не распространилась на искусство; в конце концов, было много популярных произведений, из которых стоит упомянуть Михаила Ларионова. Однако наибольшее распространение футуризм получил в литературе.

Между российскими и итальянскими пионерскими дружинами также существовали большие различия в идеологии. В Италии, например, прославлялся милитаризм, а основателя движения Маринетти часто обвиняли в шовинизме и называли женоненавистником. Позже он также присоединился к сторонникам фашизма.

В России же футуризм был антиурбанистическим, а его представители (например, Маяковский, Хлебников и Кандинский) поддержали Октябрьскую революцию.

Они пытались развивать литературу с революционным духом

Представители русского футуризма не хотели, чтобы их сравнивали с итальянским движением, и называли его детищем Маринетти. Напротив, они считали, что во многом превосходят итальянских писателей и самого основателя футуризма.

Надеемся, что вы нашли эту статью полезной и теперь знаете больше о футуризме. Это движение оказало огромное влияние на развитие мирового искусства в начале 20 века, и мы до сих пор наслаждаемся работами популярных художников и поэтов-футуристов.

Подробнее о русском футуризме в литературе в видеоролике :

1910 — «Сад судей» 1912 — манифест «Пощечина общему вкусу» 1913 — манифест «Слово как таковое» Литературная работа.

«Изучение классической русской литературы в современном контексте на уроках с учетом реализации ФГОС СОО»

Футуризм как литературное направление. Русские футуристы.

Футуризм как литературное направление. Русские футуристы.

Футуризм (от латинского futurum — будущее) – идейно-художественное течение в.

Футуризм (лат. «futurum» — будущее) — идейное и художественное течение в рамках модернизма, развивавшееся с 1910-х по 1930-е годы в Италии, Франции и России. Словарь литературных терминов. Футуризм был новаторским литературным движением начала 20-го века, которое отвергало художественное и моральное наследие прошлого и выступало за создание нового искусства путем разрушения старых художественных форм и условностей.

20 февраля 1909 года в парижской газете

20 февраля 1909 года парижская газета Le Figaro опубликовала «Манифест футуризма», написанный Ф.Т. Маринетти, лидером и теоретиком движения. «Моя поэзия интернациональна, ее понимают и европейцы, и зулусы» Ф.Т. Маринетти 1909 «Первый манифест футуризма». Новое искусство призвано спасти мир. Время требует коротких слов. «Говори быстрее!» Рождение футуризма

Основные признаки футуризма:Бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение.

Основные характеристики футуризма: революционность, анархия мировоззрения, выражение всеобщих настроений толпы; отказ от культурных традиций, попытка создать искусство, ориентированное на будущее; отказ от привычных правил поэзии, эксперименты с ритмом, рифмой; поклонение технике, индустриальным городам.

Д. Д. БурлюкЭпатаж как средство воздействия на публику«Пестрые лохмотья наши.

Д. D. Бурлюк Впечатление как средство воздействия на аудиторию «разрозненные обрывки нашей души», «молочные измученные лягушки», «Пушкин — химерическая красота русской жизни», «Серов и Репин — арбузные корки» и т.д. Афиши спектаклей:

Живопись 11 февраля 1910 г. – «Манифест художников-футуристов», 11 апреля 191.

Картина 11 февраля 1910 года; — «Манифест художников-футуристов», 11 апреля 1910 года; — «Технический манифест о футуристической живописи», подписанный У. Боччони, Дж. Балла, К. Карром, Л. Руссоло, Дж. Северини; 1912 Первая важная выставка итальянских художников-футуристов в Париже. Умберто Боччони 1882-1916 Джино Северини 1883-1966

Итальянский художник и теоретик искусства, один из ведущих представителей итальянского футуризма.

Итальянский художник и теоретик искусства, один из ведущих представителей футуризма.

Оцените статью
Хозяюшки