В каждом обществе, независимо от географического положения и исторической эпохи, присутствует крайне негативное явление — проституция. Причем, когда общественные нормы и правила более строгие, и когда у людей меньше возможностей удовлетворить свои сексуальные потребности естественным образом, именно тогда возникают еще более изощренные формы любовной практики за деньги.
- Танцующие мальчики Афганистана: 3 шокирующие истории о сексуальном рабстве бача-бази
- Камаль
- Мальчиков забирают из семей и заставляют танцевать в женских платьях
- К 18 годам бача-бази может получить свободу
- Кто они такие?
- Гендерная инверсия
- Главная проблема бача-бази
- А что же девочки?
- Как традиция влияет на девочек
- Шокирующая традиция в Афганистане и Пакистане
Танцующие мальчики Афганистана: 3 шокирующие истории о сексуальном рабстве бача-бази
В Афганистане все еще существует традиция иметь в доме мальчика, занимающегося танцами и оказывающего различные услуги. Несмотря на то что законодательство страны запрещает сексуальное рабство, кто сможет опротестовать требования бывших полевых командиров? Вот три реальные истории, показывающие эту трагическую реальность.
Бача-бази (в переводе с персидского означает «играть с мальчиками») — это форма сексуального рабства, в которое вовлекают мальчиков в возрасте 9–10 лет, обучая их танцам в женской одежде и предоставляя другие услуги клиентам. Как только они достигают 16–18 лет, их освобождают, и они получают возможность жить нормальной жизнью, хотя это не всегда осуществимо.
Система торговли бача-бази процветает как в Афганистане, так и в соседнем Пакистане. Многие мужчины имеют таких мальчиков как символ своего статуса и материального состояния. Эта неприглядная практика была описана в известном романе Халеда Хосейни «Бегущий за ветром». Журналист и социальный работник Уилл Эверетт, который провел несколько лет в Афганистане и общался с десятками мальчиков-бача-бази, подробно рассказал о их судьбах в своей книге «Мы будем жить завтра». Позже он поделился еще одной шокирующей историей.
Камаль
В замкнутой комнате, наполненной табачным дымом, собралось более двадцати мужчин. Некоторые из них наслаждались курением гашиша, другие — алкогольными напитками, ожидая появления танцующего мальчика. Среди них был 16-летний хазарский юноша, которого прозвали Китайцем из-за его ярко выраженных восточных черт. Он часто выступал на различных праздниках и свадьбах, будучи охраняемой собственностью богатого бизнесмена из Кабула, который пообещал привезти его к вечеринке.
Но вдруг раздался звонок: мальчика арестовали во время выступления на свадьбе. Гости начали шутить о том, как ему будет в тюрьме. Вечер рисковал быть испорченным, однако в последнюю минуту нашли замену. Ближе к полуночи хозяин откинул завесу, и вместо молодого танцора на сцене появился 40-летний мужчина! Его лицо было ярко накрашено, а голубое платье, в котором он танцевал, сверкало блестками.
Все замерли в ожидании, а затем начали хлопать в ладоши, застыла музыка, и Камаль начал танцевать, пританцовывая в такт.
Камалю было всего 14 лет, когда его отец умер. Его мать отдала его на попечение друга семьи, в то время как войска Советского Союза покидали страну, и гражданская война разразилась с новой силой. Родные бежали в Пакистан, а мужчина, который стал его опекуном, обещал заботиться о мальчике.
Он был тем человеком, которому я доверял, — говорит Камаль о своем владельце. — Я был его маленьким принцем. Он всегда держал меня за руку на улице, утверждая, что я — его приемный сын. Он никогда не причинял мне вреда, всегда проявлял доброту и не продавал меня своим друзьям, как это делали другие. Его жена приняла меня как члена семьи и даже научила танцам. Я не был самым привлекательным, но я имел то, чего многие из них не имели… у меня был дар, и я был очень востребован.
Однако в 1992 году талибы захватили власть. Хозяин Камаля с семьей бежал в Индию, но мальчика не взял с собой. На этом закончилась его мирная жизнь — занятия танцами и радость. С приходом жестоких талибов практика бача-бази ушла в подполье, поскольку им грозила смертная казнь по законам режима. Как и многие юноши, Камаль чувствовал, что его будущее пусто, у него не было никаких навыков, кроме танцев. Проституция, предлагающаяся как альтернатива многим мальчикам-бача-бази, не привлекала его. Эти годы были настоящими темными временами для него.
Я знал, что мне нужно стать новым человеком, тем, кто не привлекал бы внимания. Часть меня должна была исчезнуть, чтобы я не чувствовал ненужной боли.
После падения Талибана в 2001 году традиция бача-бази вновь появилась на свет. Под новым руководством восстановленные многие бывшие полевые командиры вновь заняли свои позиции и вернулись к привычным традициям, считая это статусным и престижным.
Исследование, проведенное Hagar International в 2014 году, показало, что каждый десятый мальчик в Афганистане, с которым проводили беседы, сталкивался с той или иной формой торговли людьми, включая практику бача-бази.
Сами мальчики-бача-бази по-разному реагируют на свои обстоятельства. Многие из них смиряются с ситуацией, а некоторые стараются угодить влиятельным клиентам, чтобы в будущем воспользоваться их покровительством.
Иногда бывшие владельцы помогают мальчикам после их взросления: находят им работу и предлагают деньги. Однако чаще всего молодых людей, утраченных сексуальной привлекательности в глазах клиентов, просто выгоняют на улицу.
Мальчиков забирают из семей и заставляют танцевать в женских платьях
Термин «бача-бази» переводится как «мальчик для игры». На первый взгляд, это может показаться безобидной формой развлечения: девочки танцуют перед мужчинами. Однако, при более внимательном рассмотрении, становится ясна вся жестокость этой традиции.
Мальчики-подростки, которых называют «Бача Бариш» (что в переводе означает «безбородые мальчики»), происходят из бедных афганских семей и служат развлечением для влиятельных и богатых мужчин. Эти танцоры обязательно переодеваются в женскую одежду и накрашиваются, выделяя глаза и чувствительные губы, а после выступления состоятельные зрители берут понравившегося юношу с собой, чтобы предаться плотским утехам.
Нередко мальчиков в возрасте 10-11 лет забирают у своих родителей под предлогом предоставления образования и светлого будущего. Однако эти благие намерения часто приводят лишь к тому, что дети начинают танцевать и выступать перед взрослыми мужчинами в ужасных условиях.
К 18 годам бача-бази может получить свободу
Эта недоброжелательная практика начала формироваться еще в XIX веке. В Афганистане женщинам запрещено заниматься профессиональными танцами. Для удовлетворения потребности в зрелищах было решено использовать юных мальчиков, которых забирают из бедных семей, которые за последние 15 лет заметно увеличились. Мальчиков учат танцевать в женской одежде, а единственное, что они получают взамен этого позорного использования, — это небольшие денежные суммы и еда в качестве поддержки.
Однако зачастую мальчики не получают ничего. Они рассматриваются как собственность своих хозяев, проживают у них в доме и обязаны подчиняться всеким приказам. Эти требования могут быть абсолютно дикими… Нередки случаи, когда подросток в женском наряде сначала развлекает гостей своего хозяина, а затем по команде кого-то из них уходит в отдельное помещение для удовлетворения потребностей гостей. В стране существует даже такая пословица: «Женщины для детей, мальчики для удовольствия».
Тем не менее, для мальчиков стать бача бариш — это фактически пожизненное заключение. Даже если удастся сбежать, их родная семья никогда не примет обратно. Они обречены на жизнь изгоев, на дно общества. Многие из них обращаются к запрещенным веществам, их жизнь катится в пропасть, из которой невозможно выбраться.
Несмотря на то что мальчики находятся в зависимости от холостых или женатых мужчин, которые держат их как сексуальных наложниц, это не считается нарушением однополых отношений. Вот такой парадокс, угнетающий жизни многих афганских мальчиков.
В Афганистане полиция нередко прикрывает преступников, испытывающих боязнь нарушить порядок, потому что это может нарушить статус-кво среди влиятельных полевых командиров и бизнесменов. Для состоятельных афганцев держать мальчиков-танцоров — это вопрос престижа. Даже после изменения власти в стране в августе 2021 года надежды на искоренение традиции бача-бази мало. Власти и правозащитные организации знают о трагической ситуации мальчиков-бача, но, похоже, не имеют сил остановить этот безобразие.
Кто они такие?
Само слово «бача» в переводе с персидского языка означает «мальчик» или «парень». Так иногда друг друга называют советские воины-афганцы, не имея в виду ничего негативного. Однако это зависит от контекста. Когда речь идет о «бача-бази» (то есть «играть с мальчиками»), это приобретает совершенно другой, ужасный смысл, который предельно понятен в обществе мужчин.
Многие афганские писатели, правозащитники и документалисты поднимают проблему бача-бази в своих произведениях, а западные СМИ иногда публикуют статьи, посвященные трагической судьбе мальчиков, вынужденных заниматься проституцией. Например, экс-аналитик морской пехоты США Крис Мондлок, который долгое время находился в Афганистане во время миротворческой миссии, описал пагубную практику бача-бази. Его статья была опубликована в издании Foreign Policy 28 октября 2013 года.
В бедной азиатской стране, страдающей от множества военных конфликтов, по улочкам сел и городов бродят тысячи маленьких попрошаек. Сутенеры, занимающиеся практикой бача-бази, выбирают наиболее симпатичных и женоподобных мальчиков. Порой детей просто хватает на улице, засовывают в машину и увозят. Зачастую бедные многодетные родители сами продают своих сыновей, прекрасно осознавая, какова их дальнейшая судьба.
Мальчикам с самого начала объясняют, что в случае неподчинения или попытки побега их ждет смерть. Мальчики 10-11 лет учатся пению и танцам. Этим зачастую занимаются уже взрослые бача-бази, которые больше не интересуют клиентов. Подготовленные дети затем участвуют в праздниках или собраниях мужчин, где они представляют эротические танцы.
После выступления мальчики остаются с тем мужчиной, который больше заплатит сутенеру за их услуги. Если кто-то из клиентов заинтересован в юном танцоре, он может выкупить его для личного сексуального рабства. Обычно это практикуется среди влиятельных полевых командиров, ведь такое владение считается признаком престижа и статуса.
На официальном уровне власти Афганистана осуждают подобные практики, хотя на самом деле многие высокопоставленные чиновники и сотрудники полиции прикрывают или способствуют незаконной торговле детьми.
Сами мальчики-бача-бази по-разному относятся к своей участи. Некоторые смиряются с этой реальностью, в то время как другие пытаются извлечь выгоду для себя, угождая влиятельным клиентам для будущего покровительства. Порой бывшие хозяева действительно помогают своим подопечным после их взросления, находя им работу или давая денег. Однако чаще всего выросших парней, лишившихся сексуальной привлекательности в глазах клиентов, просто выгоняют на улицу, фактически оставляя их без средств к существованию.
Психологические травмы, возникающие в результате этого опыта, остаются с ними на всю оставшуюся жизнь.
Гендерная инверсия
Научный термин «гендерная инверсия» описывает явление, когда представители одного пола ведут себя так, как это принято для представителей другого пола. Что касается Афганистана и Пакистана, то причины распространения этой порочной практики, как бача-бази, объясняются тем, что мужчины здесь часто лишены возможности взаимодействовать с женщинами.
Миф о многоженстве жителей Востока заключается в том, что вступление в брак требует значительных финансовых ресурсов — необходимо собрать и выплатить семье невесты крупный калым. Откуда же взять такие деньги бедному человеку? Множество зрителей представлений бача-бази не являются геями или педофилами, однако, наблюдая за танцем привлекательного юноши, они зачастую представляют себе девушку и готовы идти на это временное самообман.
Судьба же самих несчастных мальчиков их не волнует, поскольку они часто становятся жертвами системы, проигрывающей в этой патриархальной структуре.
Жителей других стран порой шокирует противоречие между нормами ислама, который осуждает гомосексуализм и педофилию, и традицией использовать мальчиков для развлечения и удовольствия. Однако согласно мнению местных, лучше пусть мужчины развлекаются с маленькими мальчиками, чем совершать похищения девушек и женщин, честь которых священна и неприкосновенна.
В Афганистане бытует еще одна пословица: «Женщины нужны для детей, а мальчики — для удовольствия». Часто богачи приобретают мальчиков в личное пользование, оставаясь женатым. Жены рожают им детей и занимаются домашним хозяйством, вынужденно принимая увлечения мужей.
Данная практика является унизительной для женщин. Неудивительно, что Революционная ассоциация женщин Афганистана осудила это позорное явление в своем официальном заявлении «Некоторые афганские мужчины формируют сексуальные отношения с юными мальчиками», опубликованном 31 августа 2010 года.
Главная проблема бача-бази
К сожалению, долгое время мы избегали обсуждения этого важного аспекта, хотя ты, возможно, давно все поняла. Избежать интимных контактов, если у тебя есть хозяин (их обычно называют покровителями), и когда ты выступаешь за деньги, практически невозможно.
Организация Объединенных Наций открыто называет практику бача-культуры насилием над мальчиками, в ряде освещенных странах это считается формой рабства и детской проституции.
В Интернете можно найти множество документальных фильмов разных лет, в которых сами бача-бази рассказывают о своей тяжелой судьбе и многократно пережитом насилии в самых различных формах.
Следует отметить, что режим Талибана (сегодня запрещенная в России террористическая организация) не поддерживает практику бача-бази. Тем не менее после падения режима в начале 2000-х, такая практика возвратилась в увеселительные заведения Афганистана.
Как сообщают иностранные СМИ, содержание юных артистов контролируется местными полицейскими, которые добро охраняют свои интересы в этом мрачном бизнесе.
Что же произойдет с мальчиками-бача-бази сейчас, когда в Афганистане вновь неспокойно? Смогут ли хрупкие юноши спастись от жестоких боевиков, или они станут первой жертвой этого безумного мира, в котором им придется продолжать свою несчастную жизнь.
А что же девочки?
Несмотря на уже тяжелое положение женщин в Афганистане, некоторым девушкам неизменно приходится быть в еще более сложной ситуации, чем у остальных. Или же, возможно, даже несколько легче из-за открывшихся перспектив? Эта тема сложна, ведь она относится к девочкам, воспитанным по традиции бача-пош, что в переводе означает «переодетая в мальчика».
Девочки-бача-пош обычно появляются в семьях без сыновей. В таких семьях отсутствие мальчика считается сильнейшим недугом для мужчины: это — величайшее наказание, когда он не может оставить после себя хотя бы одного наследника.
Отметим, что быть женщиной при Талибане крайне невыгодно и унизительно. Женщины могут только рожать и заниматься домашними делами, их не обучают ни грамоте, ни навыкам, необходимым для жизни.
Однако, если у семьи нет надежд на появление мужчины-кормильца и наследника состояния, родителям разрешается выбрать одну из дочерей и воспитывать ее как мальчика. Этот процесс происходит фактически на официальном уровне: в примерно каждой третьей семье девочке отрезают волосы, надевают мужскую одежду и дают новое, мужское имя.
На первый взгляд, быть бача-поши может казаться довольно престижным. В итоге девочка получает возможность свободно гулять по улице, учиться в школе и даже зарабатывать деньги. Однако стоит задуматься: девочка не просто притворяется, она начинает искренне ощущать себя мальчиком, имея физические отличия, что создает дополнительные проблемы для её психики.
А уже после достижения 17–20 лет период «работы» по традиции заканчивается. Девочку выдают замуж и требуют, чтобы она снова приняла свою женскую идентичность, отказываясь от большей свободы и общения с окружающими.
Международные психологические исследования показывают, что девушки, пережившие годы вынужденного «переодевания», зачастую не могут наладить общение с другими женщинами.
Им также не прививают навыки ведения домашнего хозяйства, но от них потом требуют строго соответствия этим обязанностям, ожидая, что они будут вести себя скромно. Женщина в Афганистане не может даже смотреть мужчине в глаза. Если же бывшая бача-пош случайно при этом налетит, её ждет суровое наказание.
Очень хочется верить, что когда-нибудь эта культура окажется в прошлом. Но пока мы продолжаем сталкиваться с подобными историями и трагедиями.
Как традиция влияет на девочек
Девочка, ранее ставшая бача-поши, не остаётся в этой роли навсегда. Как правило, как только в семье появляется мальчик, она возвращается обратно в статус девочки, сталкиваясь со всеми вытекающими последствиями. Бывает и так, что в семье мальчика так и не появляется, но прежняя растерянная девочка теряет свое статус. Это происходит с наступлением совершеннолетия, когда наступает пора выдавать её замуж. Если девушку выдают замуж, то в эту роль попадает следующая по возрасту девочка. Однако многие, принявшие дух свободы, даруемый мужчинами, отказываются снимать мужской наряд и подчиняться традициям.
Девушки, всю свою сознательную жизнь проводившие в роли мальчиков, быстро привыкают к этому. Тем не менее, далеко не все смиряются с такой жестокой реальностью. Жизнь по новым правилам накладывает отпечаток на их психику, так как их не обучают ничему, связанному с женской ролью, но впоследствии от них требуют этого. Таким образом, они становятся неумелыми женами, не поддающимися установлениям и непослушными мужьям.
Некоторые даже позволяют себе проявлять жесткий характер, вступая в споры со своими мужьями или даже поднимая на них руку. К примеру, афганская женщина по имени Элаха, 20 лет бывшая бача-пош, которая одела женскую одежду только для поступления в университет, в одном из интервью сказала:
Если меня сейчас выдадут замуж, я сделаю все возможное, чтобы отомстить за все страдания, причиненные афганским женщинам. Я буду бить своего мужа так, что ему придется ходить в суд каждый день.
Лишь немногим женщинам, прекратившим свою роль таза-пош, удается смириться со своей новой ролью. Но многие из них чувствуют себя так, словно утратили важную часть своего существования, и не могут разобраться с тем, как им действовать дальше. Специалисты, изучающие проблему, уверенны, что традиция наносит вред женщинам больше, чем приносит пользы. Причем не только афганские девочки страдают от переодевания в мужскую одежду. Присутствует и другая, не менее бесчеловечная практика — грубо заставлять мальчиков одеваться в девочек.
Шокирующая традиция в Афганистане и Пакистане
Девочки из семей, где нет сыновей, — не единственные, кто страдает от древней традиции. В Пакистане и Афганистане существует практика, известная как бача-бази, возникшая около 10 века. Она заключается в вовлечении мальчиков в занятия проституцией.
Состоятельные люди выкупают мальчиков у бедных родителей, превращая их в своих рабов. Их обучают танцам, создающим традиционные женские образы. Танец этот откровенный и сексуальный, и мальчики исполняют его, переодеваясь в женскую одежду. Они выступают на праздниках, развлекая гостей своего хозяина. Мужчины могут за определенную сумму купить право провести с мальчиком ночь. Законы, воспрещающие такие действия, в Пакистане и Афганистане фактически отсутствуют. Многие состоятельные люди держат у себя мальчиков.
Как правило, к 19-20 годам хозяева отпускают своих юных «танцоров» на свободу и даже помогают им найти работу. Но юноши, которые умеют только танцевать и угождать мужчинам, редко возвращаются к нормальной жизни. Эти юноши похожи на своих сестер по несчастью — остаются брошенными и забытыми.